ДОКУМЕНТЫ О РЕГИСТРАЦИИ
Приглашаем на "II Республиканскую предметную олимпиаду" учеников и учителей
Оставьте Ваши данные, чтобы всегда быть в курсе выгодных предложений!

 

 
Магазин: Корзина
КАТАЛОГ МЕРОПРИЯТИЙ:
КОНКУРСЫ ПЕДАГОГАМ
КОНКУРСЫ ШКОЛЬНИКАМ, СТУДЕНТАМ
КОНКУРСЫ ДОШКОЛЬНИКАМ
Новостная рассылка!
Online-консультант
Анна Анатольевна Пыхтина
Мы в соцсетях!
 
Вернисаж талантов
Мы со спортом дружим
Новый горизонт
Публикации
Педагогика творчества
Лучшая вариативная учебная программа
"Вдохновение"
"Оч.Умелые руки"
Мой любимый питомец
"Пластилиновое чудо"
Формативное оценивание: от теории к практике
Талант-шоу
Музыкальная сова
Конференция "Инновационные технологии в образовании и науке"
Конференция "Инклюзивное образование: теория и практика"

You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!

 
ОЗОРНОЕ ЛЕТО
Международный конкурс "Ношу на голове поля, но это вовсе не земля"
Международный конкурс "У цветов не бывает будней, они всегда одеты празднично"
Международный конкурс для дошкольников "Чей домик?"
Международный конкурс для педагогов "Талант педагога"

Конспект урока: ассоциативная композиция на тему: «Мелодии зимы»

23 января 2018 г.

Писаренко Альфира Султановна, преподаватель рисунка, живописи, композиции, Детская школа искусств, художественное отделение, город Ханты-Мансийск, Тюменской область

 

 

 

Конспект урока: ассоциативная композиция на тему: «Мелодии зимы»

Конспект урока: ассоциативная композиция на тему: «Мелодии зимы»

Аннотация

         Представленный урок – очередной в разделе  «Мир живой природы» 2 класс по авторской программе «Основы изобразительной грамоты» и содержит сведения по теме «Технологии в изобразительном искусстве». 
      Материал урока интегрирован с предметом «музыка» 2 класс.

      На уроке учащиеся знакомятся с новыми для них понятиями: ассоциативное восприятие музыки, абстрактная композиция, в  ходе выполнения практической работы традиционными и нетрадиционными материалами.

 Урок состоит из следующих основных этапов: 

  • Организационный момент
  • Постановка темы и цели урока
  • Мотивация
  • Знакомство с новым материалом
  • Актуализация прошлого опыта
  • Физкультминутка включена в структуру урока
  • Практическая работа
  • Рефлексия
  • Анализ детских работ
  • Итог. Выставка детских работ
  • Анализ урока
  • Методическое обеспечение (словарь терминов и понятий)
      
    Форма работы:   урок – практикум

Тип урока:  комбинированный (формирование новых знаний, умений и навыков)

Преобладающий метод: проблемно-поисковый, творческий

Категория обучающихся: учащиеся 7-10лет  подготовительной группы   2 класса художественного отделения школы искусств
Формой контроля  усвоения материала служит творческая работа

Методы обучения:
• словесные (при формировании теоретических знаний);
• практические (в освоении художественных материалов)
• наглядные (для понимания и усвоения нового материала);
• проблемно – поисковые (в создании ассоциативной  композиции);
• методы контроля и самоконтроля (выставка детских работ в конце урока)

Приложения 1,2,3

Время занятия:  2 аудиторных часа

Формы организации учебной деятельности:

 групповая, индивидуальная, фронтальная.

Технологии:

  • Использование авторских презентаций (в Microsoft Power Point) .
  • Работа с мультимедийной  установкой.

Конспект интегрированного урока:

ассоциативная композиция на тему   «Мелодии зимы»

Цель: развитие эстетической отзывчивости на красоту окружающего мира

Задачи:

  1. Предметно-информационная составляющая:
    • Продолжаем знакомство  с традиционными и нетрадиционными материалами, техниками и приемами работы 
    • Знакомимся с новыми  понятиями -  ассоциативная композиция,  абстрактная композиция
  2. Деятельно-коммуникативная составляющая:
    • Продолжаем осваивать различные техники и приемы работы художественными материалами
    • Развиваем абстрактное мышление, умение творчески мыслить и решать композиционные задачи в предложенной теме
  3. Личностно-ориентационная составляющая:
    • Воспитываем усидчивость,  аккуратность в работе
    • Учимся умению получать удовольствие от работы
    • Воспитываем разнообразные эмоции, чувство восторга  от прослушивания музыки, интересной работы, яркой  красочной палитры

Форма работы:   урок – практикум

Тип урока:  формирование новых знаний, умений и навыков

Преобладающий метод: проблемно-поисковый, творческий

Оборудование:

  • для учителя: компьютер, мультимедийный проектор, экран, детские работы из фонда учителя,  муз. произведение П.И. Чайковского «Зимнее утро» из «Детского альбома», авторская компьютерная графика.
  • для учащегося: бумага А3 белая, так же тонированная, гуашь 12 цв., акварель, пастель, восковые мелки, трубочки для коктейлей различного диметра,  кисти  №6, №2, палитра, емкость для воды, тряпочка (ветошь), цветная бумага, ножницы, клей ПВА, клей жидкие гвозди, блестки, бисер, бусинки, макаронные изделия различной конфигурации, пряжа, нити и пр..

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Педагог:

        ребята, мне хочется начать урок такими строчками:                             -   живопись – это музыка, звучащая с полотен, а музыка – это чувства выраженные звуками

Давайте, мы с вами  послушаем фрагмент музыкального произведения Петра Ильича Чайковского «Зимнее утро»: (звучит фрагмент музыкального произведения П.И.Чайковского «Зимнее утро» из «Детского альбома»,

 - что вы себе  представили, ребята,  какую   картину  «нарисовала» вам эта музыка?

-ответы детей (солнце апельсинового цвета встает, рассвет, сиреневые стволы деревьев, кустарников, длинные тени на снегу и т.д.)

 

2. Постановка темы и задач урока:

Тема нашего урока  «Мелодии зимы»

Цель урока - создание ассоциативной композиции на тему «Мелодии зимы»  с использованием  различных материалов и техник

Задачи, которые  будем решать на уроке:

  • Знакомимся с понятием ассоциативная композиция
  • Расширяем представления о возможностях традиционных и нетрадиционных  материалов, о различных техниках
  • Решаем композиционные задачи в предложенной теме
  • Развиваем  эстетически-художественный вкус, воспитываем чувство радости, восторга от восприятия музыки и красочной богатой палитры, работы в различных техниках

 

3. Мотивация:

- как вы думаете, ребята, для чего нам нужно уметь рисовать, развивать свои чувства, эмоции? Где нам могут пригодиться полученные на этом уроке знания.

Ответы детей:

- правильно, чтобы считать себя высокоразвитыми, культурными  людьми нужно знать и понимать искусство, получать удовольствие, уметь радоваться от прослушивания классической музыки, просмотра произведений художников

 

4. Знакомство с новым материалом:

- Различные слова и понятия вызывают у нас разные ассоциации, например,  что вы себе представляете, когда произносят слово космос

Ответы детей: бесконечность, звезды, черное небо и т.д.

Чукотка, Север

Ответы детей: холод, снег, чумы …

карнавал

ответы детей: веселье, фейерверки, маски, яркие, пестрые краски…

Педагог:

- хорошо, вот видите, сколько различных ассоциаций вызывают одни и те же слова. Но есть такие слова, произнося которые, у всех людей они вызывают одни и те, же ассоциации. Например – мама, солнце и т.д..

- какие ассоциации возникли у вас при прослушивании  музыки? Какие  картины рисует музыка?

        Ассоциация это психологическая связь представлений о различных предметах и явлениях, выработанных жизненным опытом.

Педагог: - как, вы ребята, думаете, можно ли цветом передать свои чувства, которые у вас возникают при прослушивании красивой музыки. Как можно передать мягкие теплые оттенки  звучания фортепиано, напевные, ласковые нежные звуки скрипки

Ответы детей:

      Звуки разной силы можно изобразить соответствующими линиями: громкие – толстой линией, тихие – средней, едва уловимые – тонкой. Линия запечатлевает неуловимое в движении жизни. Сплетаясь в разнообразные формы, линия бывает тонкой, изысканной и кружевной, колючей и злой, нежной и бархатной. Богатство художественных материалов помогает быть линии предельно разнообразной.

     -можно, ли разнообразными  линиями (тонкими, толстыми, волнистыми, ломаными, изысканными, кружевными, колючими, бархатными, нежными и т.д.) штрихом, пятном передать звук. Например, звук журчащего ручейка, рев водопада  и т.д.

( педагог демонстрирует  показ разнообразных линий на доске мелом, и приглашает ученика по желанию. Просит показать звук журчащего ручейка, рев водопада)

–  вот, это  есть не что иное, как абстрагирование. Абстрагирование – это один из основных способов нашего мышления. Его результат – образование общих понятий и суждений и есть абстракция. В художественной деятельности абстрагирование присутствует постоянно. В декоративном искусстве абстрагирование – это процесс стилизации природных форм. Для абстрактного изображения характерны отказ от изображения реальных объектов, предельное обобщение или полный отказ от формы (одни  линии, точки, пятна, плоскости и т.д. 

   В процессе рисования художник выражает свое отношение к изображаемому. Главное выразительное средство живописи – цвет, рисунка – линия.  демонстрация на экране. работ художников  реалистов (см.приложение 1) и абстракционистов (Казимир Малевич – «Красный квадрат», В. Кандинский и др., авторских компьютерных работ  – все это беспредметные композиции или абстрактные).  – давайте сравним эти произведения, в чем их отличие?

  • Ответы детей (в реалистичных работах все как в жизни, все узнаваемо и понятно, все видят одно и тоже, а в абстрактных работах – квадраты, прямоугольники, пятна, которые могут, чтото напоминать, чем-то казаться…все  видят поразному)
  • да, все правильно. В абстрактных работах каждый видит чтото свое, ассоциируя это со своим прошлым опытом. Художники в своих работах стремятся передать свое эмоциональное состояние  от увиденного, а композиторы хотят звуками передать эмоциональное состояние от услышанного. Порой возникают соответствующие музыкальнохудожественные ассоциации: смотришь на картину, а слышишь музыку. Слушая музыку, представляешь картину.

        Давайте еще раз прослушаем произведение «Зимняя сказка» композитора  П.И.Чайковского.

- что вы увидели, представили, что нарисовала вам музыка?

0тветы детей:

- как менялось настроение музыки, ее характер, какая  она – вначале произведения, в конце?

-как вы видите ее по цвету, композиционно?

  Ответы детей:

Молодцы!

          Ребята, мне хочется предложить вам сегодня поработать различными материалами и техниками. Можно использовать также нетрадиционные материалы (блестки, бусинки, макаронные изделия и пр.) и освоить сегодня способы и приемы работы этими материалами.

 

5. Актуализация прошлого опыта.

В каких техниках вы уже работали раньше? Можете мне перечислить их?

Ответы детей:

Монотипия, ниткография, коллаж, выдувание клякс, работа тушью, гуашью, акварелью, восковыми мелками.

Правильно. Сколько материалов, столько способов работы. Материал определяет технику. Акварелью нужно работать … (осторожно, она не любит, чтоб ее перекрывали по нескольку раз, теряется звучность цвета). А гуашь … (любит пастозное плотное письмо, чтоб бумага не просвечивала сквозь слой краски).

     Молодцы!  Все помните.  Выберете для себя полюбившиеся  техники и материалы, и приступим  к работе.

   

6. физкультминутка

7. Практическая работа.

Создание  ассоциативной  композиции на тему «Мелодии зимы».

Свободный выбор материала и техник.

 

8. Рефлексия.

       - похлопайте в ладоши, кто считает, что справился с сегодняшним заданием, кто считает, что ему не хватило времени, пусть погладит себя по голове и скажет: «не  унывай дружок, в следующий раз непременно успею».

 

 

 9. Анализ работ:

       -   очень приятно отметить, что все на уроке справились с заданием: нарисовали свои композиции, попытались передать свои эмоции, чувства от прослушивания музыки П.И. Чайковского. У всех получилось свое прочтение одного и того же музыкального произведения,  своя ассоциативная композиция, и вы сумели передать свое отношение к этому произведению.

10. Итог - выставка детских работ (см.приложение 2):

Хочется отметить детей, которые вышли на продуктивный, творческий уровень – создали выставочные работы. (тихо звучит музыка)

Молодцы! Всем спасибо! Урок окончен.

 

11.   Анализ урока:

1. Тема:  ассоциативная композиция  «Мелодии зимы»

2. На уроке решались следующие задачи:

Образовательные:

  • Знакомство с понятиями абстрактная композиция, ассоциативное восприятие
  • Формируем навыки работы с различными материалами,  различными техниками и приемами работы.
  • Расширяем  представления о многообразии художественных материалов

  Развивающие:

    • Развиваем абстрактное мышление
    • Расширяем представления о многообразии изобразительных  материалов и разнообразных техниках и приемов, способов работы
    • Развиваем умение творчески мыслить и решать композиционные задачи в предложенной теме

 Воспитывающие:

  • Умение дать оценку своей деятельности
  • Умение выражать свое личное отношение к изображаемому
  • Прививать  эстетически-художественный вкус, воспитывать чувство радости, восторга от восприятия музыки и красочной богатой палитры, работы в различных техниках

          Была обеспечена  их комплексность и взаимосвязь.

Цель урока:

-  развитие эстетической отзывчивости на красоту окружающего мира.

      Для решения поставленных  задач был выбран тип комбинированного   урока: формирование новых знаний и умений, для чего использовалась следующая структура урока:

 

  • Организационный момент
  • Постановка темы и цели урока
  • Мотивация
  • Знакомство с новым материалом
  • Актуализация прошлого опыта
  • Физкультминутка
  • Практическая работа
  • Рефлексия
  • Анализ детских работ
  • Итог
  • Анализ урока
  • Выставка детских работ
  • Методическое обеспечение (словарь терминов и понятий)

 

3.Акцент урока:

  • Развивать абстрактное мышление, уметь выражать свое личное отношение к изображаемому
  • Расширять представления о работе художественными материалами и различными техниками и приемами работы
  • Воспитывать чувства отзывчивости к музыке и выразительности абстрактных композиций
  1. Для раскрытия нового материала были выбраны следующие методы обучения:
  • объяснительно-иллюстративный
  • проблемный
  • поисково-конструктивный
  • исследовательско-творческий

   

 5. Для достижения цели урока было выбрано сочетание нескольких форм обучения – создание проблемной ситуации, выполнение творческой работы, и как итог  –   выставка. Необходим был дифференцированный подход к обучающимся, т.к. уровень умений и навыков детей различен.

   

 6.  На занятии были использованы активные методы обучения, за счет чего обеспечивалась высокая работоспособность, активная интеллектуальная деятельность учащихся. Активность учащихся проявилась в практическом приобретении знаний необходимых для выполнения творческой задачи. Все это развивает творческую потенцию, фантазию, интуицию и воспитывает  чувство отзывчивости к музыке и живописи.

    

7.  На уроке поддерживалась хорошая эмоциональная атмосфера, т.к. была выбрана правильная форма обучения (урок – практикум), четко поставлена цель.

       В  основе урока-практикума лежит принцип непосредственного участия, который обязывает учителя сделать каждого ученика участником творческого процесса, действующим, ведущим поиск путей и способов решения своего видения темы.

      Практическая работа выполнялась художественным материалом – гуашь и украшалась блестками, бисером, бусинками, нитками и пр.

     Итогом  явилась выставка  детских работ на эту тему.

 

 

Методическое обеспечение:

 словарь терминов и понятий:

Композиция – (от лат. compositio-составление, связывание) –

     АБСТРАКЦИЯ [abstraction] - форма познания модели предмета, явления или процесса, основанная на мысленном выделении и обобщении существенных или внешних (без учета их внутренней организации), общих свойств и связей предметов, явлений или процессов и на отвлечении от других частных их характеристик. Общее понятие Абстракции - это результат процесса абстрагирования, отвлечения от конкретного всего второстепенного. Типами Абстракции являются: изолирующая, обобщающая, идеализирующая формы.

Абстракциони́зм (лат. «abstractio» — удаление, отвлечение) — направление нефигуративного искусства, отказавшегося от приближённого к действительности изображения форм в живописи и скульптуре. Одна из целей абстракционизма — достижение «гармонизации», создание определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, чтобы вызвать у созерцателя разнообразные ассоциации (англ. аbstractionism, франц. abstractionnisme, abstractivisme, от лат. abstractus-отвлеченный), беспредметное искусство, конфигуративное искусство, конкретное искусство - направление в искусстве  ХХ в., ставящее во главу угла формальные элементы - линию, цветовое пятно и отвлеченную конфигурацию.     Абстракционизм сформировался в 1910-х гг. сразу в нескольких европейских странах. Крупнейшими его представителями и основоположниками были В.В.Кандинский и  К.С.Малевич в России, П.Мондриан в Голландии, Р.Делоне и  Ф.Купка во Франции.
        Существуют две разновидности абстракционизма, которые наметились после его появления: геометрический, основанный на правильных четко очерченных конфигурациях (К.Малевич, П.Мондриан и близкий к ним Р.Делоне), и лирический, в основе которого лежат свободно текущие формы (В.В.Кандинский).

АССОЦИАЦИЯ [association] - связь, возникающая или имеющаяся при определенных условиях между двумя или более предметами, явлениями, процессами или их свойствами. Ассоциации  бывают, например, по сходству, контрасту, смежности в пространстве или во времени, один ко многим или многих к одному, бывают Ассоциации баз знаний и интеллектуальных систем.

Приложение 2

 

 

Участники конкурсов:
Приглашаем на "Первую Республиканскую предметную олимпиаду" учеников и учителей
ОБУЧАЮЩИЕ ПРОГРАММЫ
Конференции
Фестивали
Олимпиады
Публикации
Рецензии

Подать заявку

Электронный или печатный вариант

Курсы повышения квалификации (дистанционные)

 "Внесение изменений в методику преподавания инструктора физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении в условиях реализации ФГОС"

Внесение изменений в методику использования ИКТ в современном дошкольном образовании в условиях ФГОС

"Развитие математической грамотности учащихся в условиях обновления содержания образования"

 Курсы повышения квалификации по предметам начальных классов в рамках обновления содержания образования РК

"Курсы повышения квалификации педагогических кадров "Развитие профессиональной компетентности музыкального руководителя в условиях обновления содержания дошкольного воспитания и обучения"

"Методика проектирования современного урока русского языка и литературы в условиях поликультурного и полиязычного образования" для учителей русского языка и литературы

"Формирование мировоззрения подрастающего поколения посредством музыки в условиях обновления содержания образования" для учителей музыки

Курсы профпереподготовки
Электронные курсы
СБОРНИКИ
Дистанционные Мастер-классы
УЧЕБНИКИ 1-11 КЛАССЫ
Учебники с 1 по 11 классы
Учебники с 1 по 11 классы по обновлённой программе РК
ПУБЛИКАЦИИ
ПУБЛИКАЦИИ
Закажи публикацию на любую тему и получи СЕРТИФИКАТ
ДИСТАНЦИОННЫЕ МАСТЕР-КЛАССЫ
«Мой коллега – яркий пример компетентного педагога 21 века»
Изменим мир к лучшему!
Улыбнись всему миру
"Моя будущая профессия"
МЫ ЦЕНИМ - МЫ ДОРОЖИМ
"ТАЛАНТ ШОУ"
"Открытый урок"
Методическая система эффективного учителя
Золотые руки
Лучший медиаурок
Конференция Обновлённая программа образования: теория и практика
II конференция Новые подходы в преподавании и обучении в условиях обновления образования
"Инновационные методики и технологии в обучении"
Международная научно-практическая интернет конференция "АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ"
"Грани науки"
"Мастерская педагога"
"Лучшая презентация к уроку"
НПК "Новые подходы в обучении"
Золотое перо
Новые идеи
"Сто талантов"
ПУБЛИКАЦИИ
Наверх
Товар добавлен в корзину