Оставьте Ваши данные, чтобы всегда быть в курсе выгодных предложений!

 

 
Магазин: Корзина
КАТАЛОГ МЕРОПРИЯТИЙ:
КОНКУРСЫ ПЕДАГОГАМ
КОНКУРСЫ ШКОЛЬНИКАМ, СТУДЕНТАМ
КОНКУРСЫ ДОШКОЛЬНИКАМ
Новостная рассылка!
Online-консультант
Анна Анатольевна Пыхтина
Мы в соцсетях!
 
Вернисаж талантов
Мы со спортом дружим
Новый горизонт
Публикации
Педагогика творчества
Лучшая вариативная учебная программа
"Вдохновение"
"Оч.Умелые руки"
Мой любимый питомец
"Пластилиновое чудо"
Формативное оценивание: от теории к практике
Талант-шоу
Музыкальная сова
Конференция "Инновационные технологии в образовании и науке"
Конференция "Инклюзивное образование: теория и практика"

You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!

 
ОЗОРНОЕ ЛЕТО

"Горные породы, минералы и полезные ископаемые" (5 класс)

27 марта 2018 г.

Головченко Марина Васильевна, учитель географии, МКОУ "Приютненский лицей имени И.Г.Карпенко", село Приютное, Приютненский район, Республика Калмыкия

 

 

 

Конспект урока по теме

"Горные породы,  минералы и полезные ископаемые" (5 класс)

Урок "Горные породы,  минералы и полезные ископаемые" (5 класс)

 

  1. ФИО (полностью)

Головченко Марина Васильевна

  1. Место работы

МКОУ «Приютненский лицей им.И.Г.Карпенко»                                                                                                                                               Должность

учитель географии.

  1. Предмет

география.

  1. Класс

5 класс.

  1. Тема и номер урока

тема: Литосфера – твердая оболочка Земли. Номер урока № 2. Горные породы,  минералы и полезные ископаемые.

  1. Базовый учебник

 География 5 – 6 классы: учеб. Для общеобразоват. Учреждений / (А.И.Алексеев, Е.К. Липкина, В.В.Николина и др. ); под ред. А.И.Алексеева;  изд. «Просвещение» - М. 2016 (Полярная звезда).

8. Цель урока:

     Формирование знаний о разнообразии горных пород и минералов, их происхождении и   

      практическом использовании.

9. Задачи:

Образовательные. Сформировать представление о минералах и горных породах, их происхождении; ввести понятия «осадочные породы», «магматические породы», «метаморфические породы», «полезные ископаемые»;

Развивающие. Развивать умения работать с различными источниками информации, способствовать развитию навыка исследования объектов природы при описании образцов горных пород и минералов по внешним признакам, совершенствовать коммуникативные навыки через организацию групповой работы.

Воспитательные. Воспитывать бережное отношение к природе, стимулировать любознательность, развивать эстетические чувства на примерах красоты минерального мира.

 Планируемые результаты:

- личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира;

- метапредметные :  умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования;

- предметные: находить информацию (в интернете, других источниках) и подготавливать сообщения или презентации на тему "Горные породы", работать с коллекцией горных пород.

Универсальные учебные действия:

- личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.

- регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему.

- познавательные: извлекать информацию при работе с образцами горных пород, делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата

- коммуникативные:  умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

     10. Тип урока:

            -  изучение нового материала

      11. Формы работы учащихся:

            - индивидуально – групповая.

       12. Необходимое  оборудование: 

             - оборудование для опытов, раздаточный материал, коллекция горных пород и минералов,    мультимедийная установка,  презентация, микроскоп.

         13. Структура и ход урока.

I. Орг.момент.

Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Все ль у вас, друзья, в порядке?
Есть учебники, тетрадки?
Настроенье хорошее?

Значит, будем начинать
Мир чудесный открывать
Для себя и для друзей
К новым знаниям скорей!

II. Актуализация знаний, полученных на предыдущих уроках.

- Ребята, перед вами высказывание Паустовского: « Мы живем в громадном, плохо разгаданном мире и топчем камни….не подозревая, что знакомство с ними обогатило бы наш опыт во всех областях науки».

-Как вы думаете, какое отношение это высказывание имеет к нашему уроку?

- Перед вами на столе находятся  в коробочках тела. (Песок, глина, уголь, мел, кирпич, цемент, стекло, бетон).

-Разделите выданные тела на 2 группы. Что получилось?

- Как можно назвать тела 1– й группы? (природные)

- Как можно назвать тела 2-й группы? (искусственные)

- А как еще можно назвать тела первой группы? (горные породы)

- Попробуйте сформулировать тему нашего урока. Правильно, тема нашего урока «Горные породы, минералы и полезные ископаемые», запишите тему урока на 1 странице.

 - Горные породы слагают земную кору. Термин «горная порода» остался от бывалых времен. Во времена зарождения науки геологии….А кто знает, что это за наука такая геология?  (наука о строении Земли, ее происхождении и развитии).

- А как называют людей, которые занимаются этой наукой?

- Так вот, во времена зарождения науки геологии руду добывали в основном в горах, так и закрепилось название «горные породы». Теперь мы знаем, что говоря о горных породах, будем подразумевать всю каменную поверхность планеты.

- Как вы думаете, чем мы сегодня на уроке будем с вами заниматься?

(постановка целей и задач урока)

- Сегодня мы побываем с вами в царстве камня. Минералы и горные породы значительно старше растений, животных и человека. Они  рождаются,  живут и умирают, как живые существа. Вода в море, нарядные снежинки – тоже минералы, хотя и  трудно в это поверить. Восхитительные по форме, красоте и прочности кристаллы  вызывали у первобытного человека массу вопросов: откуда появились камни? Куда они исчезают? Почему у них такие разные свойства?

III. Введение новых знаний.

Учитель обращается к учащимся:

- Мы отправляемся в царство камней, но не просто, а вместе со сказкой «Как Иван – царевич «Каменную книгу Земли» искал»!

 В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь Додон. Правил он своим государством долго и справедливо. Был у царя сын - удалой добрый молодец Ивана – царевич.

- Тяжело царю Додону править царством- государством, состарился он. Да и боязно передавать трон молодому неопытному сыну. Решил царь испытать Ивана царевича. Отправил он его в дальние края, мир повидать и себя показать, уму набраться и доблести научиться. Дал ему задание - отыскать Каменную книгу Земли. Царь  Додон  пообещал сыну передать ему власть и трон, если он вернется с победою.

Отправился Иван в дальний путь. Идет он по полям и лесам, поднимается на высокие горы, переплывает бурные реки.

Долго ли, коротко ли, дошел  Иван – царевич до заморского царства – государства. Видит он город большой и красивый, а над воротами надпись

 « Литосфера». Прочитал Иван-царевич мудреное название и призадумался.

А) Проверка домашнего задания.

- Ребята, давайте сегодня на уроке выступим в роли геологов и поможем Ивану. Найти Каменную книгу Земли. Кто поможет Ивану- царевичу объяснить название « Литосфера»?

- Что такое земная кора?

-Какие три слоя выделяют в земной коре?

- Где толщина земной коры наибольшая?

Б) Знакомство с новым материалом.

Стал Иван- царевич про Каменную книгу Земли спрашивать, а жители города ему отвечают: «Есть  Каменная книга Земли, но найти ее непросто. Хранится она глубоко под землей, а стережет ее прекрасная царевна Подземного царства»

«А как же мне туда добраться?»- спрашивает Иван- царевич. «Нужно вырыть глубокий колодец»,- отвечают ему люди.

Сначала царевичу рыть Землю было легко.

Попадались ему горные  породы песок,  глина,  поваренная соль, мел, известняк (Условные знаки этих пород на экране)

У вас на столах лежат таблички. Давайте определим по ним происхождение данных горных пород (осадочные горные породы).

Правильно, это осадочные горные породы. Для того чтобы выяснить, как образуются осадочные горные породы и какие три основные группы выделяют среди осадочных пород обратимся к тексту учебника на стр.72. Какие же породы мы называем осадочными? На какие три  группы их делят?

Результаты работы запишем на наших листочках.

Осадочные горные породы образуются в результате процессов разрушения, осаждения и последующего уплотнения.

Выделяют обломочные, химические, органические.

- Чтобы узнать, так ли это, исследуем осадочные горные породы и минералы (идет работа в группах параллельно) У каждой группы на столе стоит стакан с водой, необходимо взять одну ложку содержимого из другого стакана, опустить в воду и перемешать.

Опыт 1. Песок.

      В стакан опустите песок, перемешайте ложкой. Сделайте вывод:

- Растворяется песок? Мы видим, что песок не растворяется, оседает на дно. Песок продукт разрушения твердых пород под действием солнца, воды, ветра. Из песка образуется кварцит. Кварцевый песок используется в стекольном производстве.

- А кто знает, где используется песок? Без песка не сделаешь кирпич. Кварцит используется в качестве строительного щебня.

К какой из трех групп относится песок?  Это обломочная горная порода.

Опыт 2. Поваренная каменная соль

В стакан опускается поваренная соль. Ученики делают вывод: соль растворяется, но оседает дольше. Любая вода в реке содержит соли и поэтому вода в море становится соленой. Даже 1 крошка соли состоит из 1 минерала галит (хлористый натрий). Соли относятся к химической породе.

Опыт 3.

 Перемешивается мел с водой. Делается вывод: мел не растворяется, и  с течением времени оседает на дно.

-А из чего образуется мел? Мел образуется  из скелетов микроскопических организмов, которые состоят из карбоната кальция. Поэтому  мел содержит кальций, который так необходим нашему организму. И относится к органической породе.

Вывод: Исследования показали, что все эти горные породы действительно относятся к осадочным породам.

Хотелось бы добавить, ребята. Что осадочные горные породы бывают не только твердыми, сыпучими, вязкими, но и жидкими (нефть)  и газообразными (природный газ), которые относятся к органическоим осадочным породам, так как образовались из остатков растений, животных, накопившихся за миллионы лет на дне озер, морей и океанов.

-Почему же было легко рыть Землю Ивану-царевичу? (потому что осадочные горные породы в основном мягкие и легко разрушаются)

Сказка продолжается. Глубже роет землю Иван- царевич. Тверже становятся горные породы. Попадается ему гранит. Каково же его происхождение? Определим по таблице. Как образуются магматические породы, как вы думаете? (учебник стр.72)

Магматические горные породы  образуются из магмы при её остывании и затвердевании.

- На какие две группы делят магматические горные породы?

- Результаты работы запишем на наших листочках.

-  К каким породам будет относится гранит?

– Слово гранит не русское, а итальянское и переводится как «зернистый».

- Давайте под микроскопом внимательно рассмотрим кусочек гранита.   

Как вы считаете, почему итальянцы назвали этот камень зернистым? Он образуется на большой глубине, где застывание магмы идет долго, поэтому гранит – крупнокристаллическая порода.

Какие зерна вы видите? (Дети перечисляют.) Черные – это слюда, белые,

блестящие – кварц, серые и красные – полевой шпат.

– Гранит – неоднородное тело. Слюда, кварц, шпат – это составные части гранита, которые называются минералами. Цвет гранита зависит от цвета входящих в него кристаллов полевого шпата (розового, красного или серого), кварца (молочно-белого) и слюды(черного). В зависимости от их состава может быть красным, розовым, серым и пр. Это самая распространенная на Земле глубинная магматическая горная порода. Граниты обладают высокой прочностью и стойкостью к разрушению, хорошо полируются. Благодаря этим свойствам граниты издавна использовали в строительстве и скульптуре.

  • Пользуясь дополнительными текстами, выпишите понятия «горные породы» и «минералы», определите, какая разница между этими понятиями?

Минерал (от лат. – руда) – это природные образования, относительно однородные по составу и свойствам, слагающие земную кору.

В природе известно около 3000 минералов и горных пород. Они отличаются друг от друга по цвету, форме, плотности и твердости, составу. Есть минералы, которые представляют собой самородные элементы, то есть простые вещества, состоящие из атомов одного элемента, – золото, платина, сера и др. Есть жидкие (самородная ртуть) и даже газообразные минералы(углекислый газ, сероводород).

Горные породы – природные тела, состоящие из нескольких минералов.

Сказка продолжается. Совсем глубоко опустился Иван- царевич под землю. Тяжело ему рыть. Твердые, крепкие горные породы встречает он на своем пути. Да и дышать ему становится трудно. Воздух горячий, тяжелый. Решил отдохнуть наш Иван и мы отдохнем вместе с ним.

Мы геологами станем
Да? – да! ( хлопок над головой).
Будут все гордится нами.
Да? – да! ( хлопок над головой).
Что ждет нас впереди?
Высокая гора (показывают руками),
Бурная река (показывают руками)
Ее мы обойдем (топают ногами),
Ее мы проплывем (плывут),
Все мы сможем, все сумеем
И своей достигнем цели.
Да? – да! ( хлопок над головой). Слайд№25

Зарядка окончилась, вы молодцы!

Воздух горячий, тяжелый.  Почему же трудно стало дышать нашему герою? (Учащиеся объясняют, почему трудно дышать царевичу, связывают это со строением Земли, возрастанием температуры и давления с глубиной).

Да и рыть трудно, твердые, крепкие горные породы встречает он на своем пути мрамор, глинистый сланец.

А почему породы вдруг такие крепкие, твердые стали?

- Под  воздействием высокой температуры и большого давления, горные породы сильно изменяются…..

Hо вот, под давлением, магма опять
Стремится земную коpу pазоpвать,
И в месте такого вторжения
Наметятся вдруг пpевpащения:
Сыпучий песок пpевpатился в кварцит,
Был мел очень мягкий, вдруг мpамоp лежит.
Такие породы, весьма специфические,
Зовутся геологами метаморфические.

 Метаморфические горные  породы образуются из магматических и осадочных горных пород на большой глубине  при изменении  температуры и давления.  «Метаморфоз» в переводе с греческого – превращение. Результаты работы запишем на наших листочках.

- Итак, юные геологи, мы познакомились с происхождением горных пород и сейчас каждая группа проведет небольшое исследование, пользуясь образцами из коллекции:  первая группа исследует известняк, вторая гранит, третья мрамор,

Исследуйте свойства гранита, известняка и мрамора, занеся результаты в таблицу

                       Горная порода

свойства

      гранит

известняк

мрамор

Цвет( белый, дымчатый. Серый, коричневый темно- серый, землистый и т.д)

 

 

 

Блеск (есть или нет)

 

 

 

Плотность (рыхлая, плотная)

 

 

 

Структура плотная, однородная или если есть зерна: крупнозернистая, среднезернистая мелкозернистая,

 

 

 

Масса( легкая, средняя, тяжёлая)

 

 

 

Твёрдость(мягкие – царапаются ногтём, средней твердости царапаются гвоздём, твердые оставляют сами царапину на стекле)

 

 

 

Происхождение

магматическое

осадочное

метаморфическое

 

(Группы поочередно очитываются о проделанной работе, после чего вместе вормулирую выводы и записывают их)

По происхождению все горные породы делятся на:………………….

……………………………………………………………………………

Свойства горных пород и минералов зависят

от:…………………………………………………………………………….

 

Но наша сказка еще не закончилась. Увлекся работой Иван- царевич, ударил раз, ударил другой и отвалилась огромная глыба.

Очутился он в большой пещере. Стены ее блестят, переливаются драгоценными камнями. Светло кругом, как днем, а на потолке радуга всеми цветами играет.

 В гостях у хозяйки «Медной горы»

«…Глядит, а перед ним на грудке руды у большого камня женщина какая-то сидит. Спиной к парню, а по косе видать - девка. Коса ссиза-черная... На конце ленты…

    А одежа и верно такая, что другой на свете не найдешь. Из шелкового, слышь- ко, малахиту  платье. Камень, а на глаз как шелк, хоть рукой погладить. "Вот, - думает парень, - беда! Как бы только ноги унести, пока не заметила". От стариков он, вишь, слыхал, что Хозяйка эта - малахитница-то - любит над человеком мудровать…»

                                            П.П. Бажов (Слайд)

Поклонился ей Иван- царевич и молвил.

- Здравствуй, красна девица, не вели казнить, вели слово молвить

-Здравствуй, добрый молодец! С чем же к нам пожаловал?- отвечает ему хозяйка Подземного царства.

-Люди говорят, что скрываешь ты Каменную книгу Земли, а она мне очень нужна, обещал я батюшке добыть ее.

- Ну, что ж, выполнишь мои три задания, отдам тебе заветную Книгу.

- Загадывай, попробую отгадать!- сказал Иван- царевич.

Давайте, ребята, поможем Ивану – царевичу выполнить  задания хозяйки Подземного царства и получить  заветную каменную книгу Земли.

Задание первое: Люди используют минералы и горные породы в хозяйственной деятельности. Как называют такие минералы и горные породы?  (полезные ископаемые) Какие полезные ископаемые вы знаете? Как их используют? Чтобы ответить на это вопрос, быстренько прочитайте текст учебника на стр.72-73. Кто готов?  (один ученик устанавливает соответствие на интерактивной доске, остальные записывают на листке)

 

(Один ученик устанавливает соответствие на интерактивной доске).

Почти все горные породы, из которых состоит земная кора, человек, использует в своей хозяйственной  деятельности.

Как вы думаете ,что должен помнить человек, добывая полезные ископаемые? Добывая их человек должен помнить:

 1. Полезные ископаемые исчерпаемые (их нужно бережно использовать); 2. После добычи полезных ископаемых в природе все  нужно привести в порядок (засыпать шахты, карьеры).

- А сейчас я предлагаю посмотреть на карту полезных ископаемых Калмыкии. – Пользуясь  условными обозначениями, определите, какие полезные ископаемые преобладают на территории республики? Называем.

- Какой вывод можно сделать? К породам какого происхождения можно отнести полезные ископаемые Калмыкии? (осадочного)

-А как вы думает, почему? Может кто-то знает.  (Учитель дополняет ответы детей)

Перед вами контурная карта Калмыкии и условные знаки, подпишите их. А теперь возьми условные знаки на ваших столах и наклейте их на контур в том месте, где находятся основные запасы того или иного полезного ископаемого.

- Молодцы, юные геологи! Довольна хозяйка подземного царства! Что ж, Иван, обращается она к царевичу! Сами того не подозревая вы с ребятами написали Каменную книгу Земли. У любой книги есть обложка. Так вот третье моё желание, на обложке вашей книги, должен быть изображен символ родного края.

- Ребята, что является символом нашей республики, нашего района, символом весеннее степи?

  « Степи заветный талисман», такое лирическое название дали поэты степному  тюльпану, чей аромат и краски просто неповторимы.

-Оформим обложку нашей каменной книги с помощью такой горной породы, как песок, которая очень распространена в нашей республике. Необходимо взять клей, нанести на контур  тюльпана и аккуратно просыпать цветным песком, после чего остатки песка аккуратно ссыпать.

(дети выполняют задание под музыку, оформляют книгу)

Замечательно, юные геологи! Вы очень помогли Ивану-царевичу. Он выполнил все задания! Прекрасная царевна ему и говорит: «Ну что ж, гость дорогой, набрался ли ты ума-разума, много ли нового узнал в моей стране?».

 – Да, много я узнал интересного в стране Литосфере, в твоем Подземном царстве.

 – Вот тебе и  Каменная книга, отвечает царевна. – Запомни, юноша, только знания, как ключ, открывают любые замки и двери именно они помогли сегодня ребятам и тебе написать Каменную книгу Земли!

Поклонился Иван-царевич в пояс, поблагодарил царевну Подземного царства за науку и отправился в обратный путь. А чтобы он не заблудился, давайте поможем ему вспомнить путь обратно.

3. Закрепление знаний (работа с текстом учебника):

Из чего состоят горные породы?

 На какие группы делят горные породы по происхождению?

Что называют магматическими горными породами?

Что называют осадочными горнымы породами?

Как образуются метаморфические горные породы?

  Сказка продолжается. Вернулся Иван-царевич домой, в родной город, и рассказал отцу все о своем путешествии. Похвалил его царь Додон за упорство и усердие. Поскакали по всему государству глашатаи и возвестили народу царскую волю: «Отныне царем в государстве объявляется Иван-царевич». Передал ему отец власть и трон. И правил он долго и справедливо. Прославился своим умом и смекалкой. А нам с вами прислал наш герой грамоту.

Грамота.

«Друзья мои! Спасибо за помощь в поисках Каменной Книги Земли! Желаю вам успехов в учебе, чтобы никакие тайны природы не остались вам неизвестны. Дома потрудитесь: прочитайте текст учебника § 21  и напишите еще одну страницу Каменной книги «Эти удивительные камни»! Желаю вам всем здоровья и упорства. Царь Иван»   (Домашнее задание учащимся).

4. Подведение итогов урока. Оценка работы учащихся на уроке.

Рефлексия. В завершении нашего урока мне бы очень хотелось узнать с каким настроением вы сегодня уйдете. Мне бы очень хотелось, чтобы с помощью заветного талисмана, который украшает ваши «Каменные книги Земли» вы показали свое настроение от урока. Если вам понравился урок прикрепите себе красный тюльпан, если урок понравился, но не все было понятно - желтый тюльпан ну и если урок кому-то не понравился, то тогда белые светло-оранжевый.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Участники конкурсов:
Приглашаем на "Первую Республиканскую предметную олимпиаду" учеников и учителей
ОБУЧАЮЩИЕ ПРОГРАММЫ
Конференции
Фестивали
Олимпиады
Публикации
Рецензии

Подать заявку

Электронный или печатный вариант

Курсы повышения квалификации (дистанционные)

 "Внесение изменений в методику преподавания инструктора физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении в условиях реализации ФГОС"

Внесение изменений в методику использования ИКТ в современном дошкольном образовании в условиях ФГОС

"Развитие математической грамотности учащихся в условиях обновления содержания образования"

 Курсы повышения квалификации по предметам начальных классов в рамках обновления содержания образования РК

"Курсы повышения квалификации педагогических кадров "Развитие профессиональной компетентности музыкального руководителя в условиях обновления содержания дошкольного воспитания и обучения"

"Методика проектирования современного урока русского языка и литературы в условиях поликультурного и полиязычного образования" для учителей русского языка и литературы

Курсы профпереподготовки
Электронные курсы
СБОРНИКИ
Дистанционные Мастер-классы
ПУБЛИКАЦИИ
ПУБЛИКАЦИИ
Закажи публикацию на любую тему и получи СЕРТИФИКАТ
ДИСТАНЦИОННЫЕ МАСТЕР-КЛАССЫ
«Мой коллега – яркий пример компетентного педагога 21 века»
Изменим мир к лучшему!
Улыбнись всему миру
"Моя будущая профессия"
МЫ ЦЕНИМ - МЫ ДОРОЖИМ
"ТАЛАНТ ШОУ"
"Открытый урок"
Методическая система эффективного учителя
Золотые руки
Лучший медиаурок
Конференция Обновлённая программа образования: теория и практика
II конференция Новые подходы в преподавании и обучении в условиях обновления образования
"Инновационные методики и технологии в обучении"
"Грани науки"
"Мастерская педагога"
"Лучшая презентация к уроку"
НПК "Новые подходы в обучении"
Золотое перо
Новые идеи
"Сто талантов"
ПУБЛИКАЦИИ
Наверх
Товар добавлен в корзину