ДОКУМЕНТЫ О РЕГИСТРАЦИИ
Приглашаем на "II Республиканскую предметную олимпиаду" учеников и учителей
Оставьте Ваши данные, чтобы всегда быть в курсе выгодных предложений!

 

 
Магазин: Корзина
КАТАЛОГ МЕРОПРИЯТИЙ:
КОНКУРСЫ ПЕДАГОГАМ
КОНКУРСЫ ШКОЛЬНИКАМ, СТУДЕНТАМ
КОНКУРСЫ ДОШКОЛЬНИКАМ
Новостная рассылка!
Online-консультант
Анна Анатольевна Пыхтина
Мы в соцсетях!
 
Вернисаж талантов
Мы со спортом дружим
Новый горизонт
Публикации
Педагогика творчества
Лучшая вариативная учебная программа
"Вдохновение"
"Оч.Умелые руки"
Мой любимый питомец
"Пластилиновое чудо"
Формативное оценивание: от теории к практике
Талант-шоу
Музыкальная сова
Конференция "Инновационные технологии в образовании и науке"
Конференция "Инклюзивное образование: теория и практика"

You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!

 
ОЗОРНОЕ ЛЕТО
Международный конкурс "Ношу на голове поля, но это вовсе не земля"
Международный конкурс "У цветов не бывает будней, они всегда одеты празднично"
Международный конкурс для дошкольников "Чей домик?"
Международный конкурс для педагогов "Талант педагога"

"Имя прилагательное - как часть речи"

12 января 2019 г.

Макарова Улмекен Каировна, учитель начальных классов, Казахстан, Коктауская средняя школа, поселок Коктау

 

 

 

"Имя прилагательное - как часть речи"

"Имя прилагательное - как часть речи"

Цели и задачи урока:

создание условий для систематизации полученных в начальной школе сведений о прилагательном, для формирования УУД обучающихся.

- восстановить знания об имени прилагательном;

- углубить понятие о роли прилагательных в речи;

- развивать умения анализировать и характеризовать значение, морфологические признаки имени прилагательного, его синтаксическую роль.

Основные термины, понятия

грамматическое значение, начальная форма, морфологические признаки; синтаксическая роль, эпитет.

Оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор, наглядность, раздаточный материал.

 

Предметные:

- анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки имени прилагательного, его синтаксическую роль;

- находить в тексте имена прилагательные и определять их роль;

- знать, что такое эпитеты.

 

Межпредметные:

- работать по плану, инструкции;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- слушать и понимать речь других;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

 

Личностные:

- определять правила работы в парах;

- оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей);

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

 

слайд 1

Ход урока

 

I. Организационный момент.

 

слайд 2

 

Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,

Улыбки подарим гостям!

К уроку готовы! Тогда - за работу!

Удачи желаю я Вам!

 

II. Мотивация к учебной деятельности. Целеполагание.

1. Вступительное слово учителя.

- Урок наш будет необычным. Сегодня мы с вами совершим путешествие в страну Морфология. Кто пояснит, что это за страна? Что изучает этот раздел науки о языке?

- Давайте, прослушаем стихотворение и ответим на вопрос: что произошло в этой стране?

слайд 3

2. Чтение стихотворения учителем под музыкальная запись П. И.Чайковского “Март”.

(ВЕСНА. Картины природы: проталинки, капель, ледоход, цветущий сад. Смена картин в соответствии с четверостишием.)

 

Пришла, улыбнулась - утихли метели. 
Позванивать стал колокольчик капели. 
Река пробудилась, растаяли льды. 
Наряд белоснежный надели сады.

- Что же произошло? (Весна)

слайд 4

- Весна – время пробуждения природы от спячки к новой жизни, новой радости приближающегося цветения.

- Назовите первый звук в слове весна? ([в׳] )

- Дайте характеристику звуку. (Согласный, мягкий, звонкий, парный, на письме обозначается буквой "вэ".)

- Какую орфограмму вы заметили в этом слове? (проверяемая безударная гласная: Вёсны)

- Эти буква и будут хозяйками минутки чистописания.

3. Работа в тетрадях.

- Открываем свои тетради, записываем дату, классная работа и прописываем буквы.

III. Актуализация знаний.

1. Беседа "Имя существительное".

- Мы с вами уже совершали путешествие в страну Морфологию на

предыдущих уроках побывали в царстве самостоятельной части речи, которая называется … /имя существительное/.

- И сейчас мы проверим, какие орфограммы вы узнали в этом царстве.

2. Орфографическая диктовка.

Молодежь, мяч, брошь, камышом, желтый, с товарищем, крыжовник, шёпот, капюшон, челка, с лисицей, роскошь, борщ, решётка, над гаражом.

Проверка по эталону слайд 5.

Вывод по правилам «Правописание о – е после шипящих и ц в окончаниях имен существительных»; «Буквы ё – о после шипящих в корне»; «Употребление ь на конце существительных после шипящих»

Выставляется оценка.

- Молодцы! Справились неплохо. Я очень рад.

IV. Целеполагание.

1. Постановка темы и целей урока.

- А какое царство мы посетим сегодня, вы узнаете, прослушав стихотворение:

слайд 6

Я слово ищу необычное, звучное,
Особое, сильное, самое лучшее,
Короткое, длинное, красное, синее,
Неброское, яркое, очень красивое,
Оно уменьшительное или ласкательное,
А называют его… (прилагательное).

Итак, наш пункт назначения - царство Прилагательное.

- Попробуйте сформулировать тему урока?

слайд 7

- Какая орфограмма встретилась в названии части речи?

- Какова цель нашего посещения?

слайд 8

- Наше путешествие будет непростым. Помогать нам будет кластер, который мы постепенно будем расшифровывать:

 

Имя прилагательное

Общее грамматическое значение:

 

V. Работа по теме урока.

1. Работа в группах. Упражнение в выделении из текста прилагательных.

слайд 9

- Обращаемся к карточкам, которые лежат у каждого на парте. Прочитайте предложенные примеры, найдите имена прилагательные, обведите их карандашом. Чтобы правильно выполнить это задание, я предлагаю вам посовещаться в группах и прийти к единому мнению.

И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
Юный лес, в зелёный дым одетый,
Тёплых грёз нетерпеливо ждёт. (А. Толстой).

Ночью темень, ночью тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
Лисий след ведёт к норе,
След собачий - к конуре.
(И. Токмакова).

- Итак, первая группа, назовите свои слова; что они обозначают? (синий - признак по цвету, юный - признак по возраст, тёплых - характерные особенности или физические характеристики)

- Вторая группа, что получилось у вас?

(лисий - принадлежность предмета, собачий)

- Какой можно сделать вывод?

Вывод: имена прилагательные обозначают следующие признаки предмета:

  • цвет предмета
  • из чего сделан предмет
  • форма предмета
  • вкус предмета
  • запах предмета
  • размер предмета
  • скорость предмета
  • характерные особенности предмета
  • вес предмета
  • принадлежность предмета.

 

- Определите, на какие вопросы отвечают выделенные вами имена прилагательные.

- Правильно, вопросы какой, чей.

- Сделаем вывод о том, что вспомнили.

Вывод: Имена прилагательные обозначают признак предмета и отвечают на вопросы какой, какая, какое, какие, чей, чья, чьё, чьи.

слайд 10

2. Образование имён прилагательных от существительных.

- Продолжим наш путь по сказочному царству. Перед нами прозрачный ручеёк. Это ручеёк Слов. (слова на капельках: вода, гриб, ель, небо, весна, красота, зверь, птица)

На каждой капельке слово. От этих слов образуйте прилагательное м.р. ед.ч. в И.п. (запись слов в тетрадь).

слайд11

- Что вы сейчас образовали?

- Какой сделаем вывод?

Вывод: Начальная форма имён прилагательных - м.р. ед.ч. И.п.

3. Связь имён прилагательных с именем существительным.
- Ребята, а вы никогда не задумывались, почему имя прилагательное назвали именем прилагательным? (Предположения детей.)
- Правильно, ребята, потому что эту часть речи всё время прилагают, а вот к чему, к какой части речи? Давайте подумаем.

- Правильно, ребята, к имени существительному. И вместе с именем существительным оно составляет словосочетание.

- Перед нами полянка, а называется она Полянка Словосочетаний.

Цветы на ней необычные, у каждого своя пара.

4. Упражнение в составлении словосочетаний (прилагательное + существ.)

- Давайте составим словосочетание: имя прилагательное весенний с подходящим именем существительным.
 

Весенний (вода, ручейки, день, солнце).

5. Работа у доски.

- Проблемный вопрос: как вы думаете, почему имена прилагательные связаны именно с именами существительными, а не с другой частью речи? (Не может быть признака без предмета).
- Запишем данные словосочетания.

- При помощи чего образуется связь? (При помощи вопроса).

- Покажем эту связь с помощью стрелочки.


Вывод: Имена прилагательные без имён существительных не употребляются.

Слайд 12

VI. Физкультминутка.

Упражнение для рук и головы.

Вы должны хлопнуть в ладоши, если слово является прилагательным. Попробуем - ночь, ночной.

- Представьте, что мы приходим на экскурсию во дворец прилагательных и видим множество признаков: весёлый, глупый, фиолетовый, птичка, ловкий, бегают, синева, летают, умный, разноцветные, мальчики, играют, радостные. (дети хлопают в ладоши).


- Как изменяются им. Прилагательные?

Определите род им. Прилагательных в словосочетаниях.

- Почему мы не можем определить род в словосочетании весенние ручейки?

- Какой вывод можем сделать?

Вывод: Имена прилагательные изменяются по числам, в единственном числе по родам.

6. Работа по учебнику - стр. 84 упр. 572 - по очереди у доски.

- Обозначьте часть речи главного слова и падеж зависимого слова.

- Какой вывод сделаем?

Вывод: Имена прилагательные изменяются по падежам.

- Что мы можем сказать о морфологических признаках имён прилагательных?

Вывод: Имена прилагательные изменяются по числам, родам (только в единственном числе), падежам.

7. Роль прилагательных в речи.

слайд 13
- Прочитайте записи.
I. Наступила весна. Тает снег. Журчат ручьи. Светит солнце. Летят птицы.
II. Наступила ранняя весна. Тает последний снег. Журчат говорливые ручьи. Светит ласковое солнце. Летят голосистые птицы.

- Что здесь записано? (текст).
- Как вы догадались?
- О чём был первый текст?

-О чём был второй текст?

- Можно ли эти тексты считать одинаковыми?

- Что же отличает первый текст от второго? (Наличие прилагательных, с ними текст получается красивее).

- Для чего нужны прилагательные? (Для красоты описания).

- Во втором предложении назовите словосочетание.

- Это прилагательное не такое красивое. Ведь можно было взять, например, слово «пушистый» или «серебристый». Тает пушистый снег. (Нет. Прилагательное «последний» наиболее точно описывает снег).


Вывод: имена прилагательные нужны для точности описания.
Вывод: Имена прилагательные, делают речь более полной, точной, яркой, красочной. Они описывают предмет всесторонне, дают точное описание предмета.

слайд 14

- Прочитайте текст (на слайде).

- Почему вы улыбаетесь?

Три друга пошли в косолапый лес за развесистыми грибами. У голубого Миши была неумытая корзинка, а у раннего Коли и продолговатого Вани незнакомые лукошки. Она собирали счастливые грибы и перекликались квадратными голосами. Вдруг первое небо потемнело и пошёл вчерашний дождь. Миша, Коля и Ваня спрятались под жизнерадостным деревом.

- К чему приводит неуместное употребление имён прилагательных?


8. Определение синтаксической роли прилагательных.

- Запишем первое предложение из второго текста.

Наступила ранняя весна.

- Разберём по членам предложения.

- Каким членом предложения является имя прилагательное?
 

Вывод: Синтаксическая роль в предложении имена прилагательные в полной форме обычно являются определениями.

В словосочетаниях имя прилагательное может быть как зависимым словом (прил.+сущ. зеленый лес), так и главным словом (прил.+сущ. красный от мороза).

 

9. Работа в парах.

- У вас на столах лежат карточки. Вместо пропусков вставьте нужные слова или словосочетания и, таким образом, у вас появится готовое правило об имени прилагательном, поможет вам кластер.

Имя прилагательное - это_______________ , которая отвечает на вопросы _____________, согласуется с именем существительным в том же____________________________ , в предложении является _______________.

- Зачитайте, что у вас получилось

слайд 15

- Вы знаете, ребята, что по количеству употребляемых слов прилагательные занимают 3 место после существительных и глаголов. По частоте употребления - 5 место. Когда же чаще всего мы используем прилагательные? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно знать происхождение слова прилагательное.

- Прилагательное (лат.) - "нечто прибавленное, приложенное". Дословный перевод с греческого языка - эпитет.

- С понятием эпитет мы с вами встречались уже не раз, а кто объяснит, что это такое? Правильно, это яркое образное определение. Так где чаще всего используются прилагательные?

- Велика роль прилагательных в художественной литературе, они широко используются при создании портретных характеристик героев, при описании их чувств, настроений, душевных переживаний.

10. Продолжаем наше путешествие и отправляемся на опушку Поэтическую.

слайд 16

- Прочитайте стихотворение на слайде:

Прорастает сквозь снежок,
К солнечным лучам, цветок,
Маленький и нежный,
Беленький подснежник.

- Ребята, о чём идёт речь в этом стихотворении? (О цветах).

- Весна – время первых цветов. Кто из вас знает, как называют первые весенние цветы?(Первоцветы).

- Какие ещё первоцветы вы знаете?

- Как вы считаете, правильно ли поступают люди, когда собирают первоцветы для букетов? Почему?

слайд 17

- Многие первоцветы стали сегодня редкими и они занесены в Красную книгу. Ведь недаром говорится: «Поймали мы бабочку – она погибла, сорвали мы цветок – он увял, и тогда становится понятно – к красоте можно прикоснуться лишь сердцем. Прикасаясь руками, мы губим красоту, природу!»

- Продолжаем наше путешествие. Перемещаемся с вами к опушке Творческой.

- Сейчас, ребята, очень ответственная работа! Вам предложен текст. «Оживите» картину с помощью прилагательных, применив их в этом тексте.

  • Тем, у кого карточка белого цвета, нужно вставить на месте многоточий необходимые по смыслу прилагательные, для этого вы используете примечание и прилагательные можете взять оттуда.
  • У кого карточка желтого цвета, прилагательные, которые нужно вставить, придумываете сами.
  • У кого карточка оранжевого цвета, тот сам придумывает прилагательные, которые нужно вставить, и заголовок, чтобы в нём присутствовало прилагательное.


Был … день. Между … деревьями бежал … поток. В ручье … вода. По … берегам лежал … снег.
 

ПРИМЕЧАНИЕ: темными, солнечный, бурный, извилистым, синяя, последний.

- Наше путешествие подходит к концу. Посмотрите мы расшифровали кластер. Давайте ещё раз повторим то, что мы знаем об имени существительном.

- А теперь проверим наши знания. Откройте учебники на с. 47, прочитайте правило.

- Всё мы знаем? А чего мы не знаем?

- Об этом мы поговорим на следующем уроке.
А теперь давайте закрепим наши знания. Внимание на экран.

 

VII. РЕФЛЕКСИЯ

- Подведем итог урока. Предлагаю вам небольшой тест.

слайд 18

1. На какие вопросы отвечает прилагательное?

А) Что делать? Что сделать?
Б) Какой? Чей?
В) Когда? Где?

2. С какой частью речи “дружит” имя прилагательное.

А) С наречием
Б) С местоимением
В) С имением существительным

3. Что обозначает прилагательное

A) Предмет
Б) Признак предмета
B) Действие предмета

4. Чем, как правило, является в предложении прилагательное.

А) Подлежащим
Б) Определением
В) Сказуемым

слайд 19 проверка теста.

слайд 20

- Оцените своё эмоциональное состояние на уроке.

  • Было легко и всё понятно - нарисуйте на рисунке солнце
  • Возникали трудности, которые мы преодолевали - облака.
  • Работать было трудно, много непонятного - тучу и молнию.

- Оцените свою работу на уроке - поднимите карточку с соответствующей оценкой.

 

слайд 21

Домашнее задание.

 

- И закончить урок мне хочется напутственным словом от прилагательного:

 

слайд 22

 

Определяю я предметы,

Они со мной всегда приметны.

Я украшаю Вашу речь,

Меня Вам нужно знать, беречь!

 

слайд 23

Источник:"Имя прилагательное - как часть речи"|
12 января 2019 г.
Участники конкурсов:
Приглашаем на "Первую Республиканскую предметную олимпиаду" учеников и учителей
ОБУЧАЮЩИЕ ПРОГРАММЫ
Конференции
Фестивали
Олимпиады
Публикации
Рецензии

Подать заявку

Электронный или печатный вариант

Курсы повышения квалификации (дистанционные)

 "Внесение изменений в методику преподавания инструктора физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении в условиях реализации ФГОС"

Внесение изменений в методику использования ИКТ в современном дошкольном образовании в условиях ФГОС

"Развитие математической грамотности учащихся в условиях обновления содержания образования"

 Курсы повышения квалификации по предметам начальных классов в рамках обновления содержания образования РК

"Курсы повышения квалификации педагогических кадров "Развитие профессиональной компетентности музыкального руководителя в условиях обновления содержания дошкольного воспитания и обучения"

"Методика проектирования современного урока русского языка и литературы в условиях поликультурного и полиязычного образования" для учителей русского языка и литературы

"Формирование мировоззрения подрастающего поколения посредством музыки в условиях обновления содержания образования" для учителей музыки

Курсы профпереподготовки
Электронные курсы
СБОРНИКИ
Дистанционные Мастер-классы
УЧЕБНИКИ 1-11 КЛАССЫ
Учебники с 1 по 11 классы
Учебники с 1 по 11 классы по обновлённой программе РК
ПУБЛИКАЦИИ
ПУБЛИКАЦИИ
Закажи публикацию на любую тему и получи СЕРТИФИКАТ
ДИСТАНЦИОННЫЕ МАСТЕР-КЛАССЫ
«Мой коллега – яркий пример компетентного педагога 21 века»
Изменим мир к лучшему!
Улыбнись всему миру
"Моя будущая профессия"
МЫ ЦЕНИМ - МЫ ДОРОЖИМ
"ТАЛАНТ ШОУ"
"Открытый урок"
Методическая система эффективного учителя
Золотые руки
Лучший медиаурок
Конференция Обновлённая программа образования: теория и практика
II конференция Новые подходы в преподавании и обучении в условиях обновления образования
"Инновационные методики и технологии в обучении"
Международная научно-практическая интернет конференция "АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ"
"Грани науки"
"Мастерская педагога"
"Лучшая презентация к уроку"
НПК "Новые подходы в обучении"
Золотое перо
Новые идеи
"Сто талантов"
ПУБЛИКАЦИИ
Наверх
Товар добавлен в корзину