Оставьте Ваши данные, чтобы всегда быть в курсе выгодных предложений!

 

 
Магазин: Корзина
КАТАЛОГ МЕРОПРИЯТИЙ:
КОНКУРСЫ ПЕДАГОГАМ
КОНКУРСЫ ШКОЛЬНИКАМ, СТУДЕНТАМ
КОНКУРСЫ ДОШКОЛЬНИКАМ
Новостная рассылка!
Online-консультант
Анна Анатольевна Пыхтина
Мы в соцсетях!
 
NEV! Вернисаж талантов
Мы со спортом дружим
Новый горизонт
Публикации
Педагогика творчества
Лучшая вариативная учебная программа
"Вдохновение"
NEV! "Оч.Умелые руки"
NEV! Мой любимый питомец
"Пластилиновое чудо"
Формативное оценивание: от теории к практике
Талант-шоу
NEV! Конференция "Инновационные технологии в образовании и науке"
NEV! Конференция "Инклюзивное образование: теория и практика"

You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!

 
ОЗОРНОЕ ЛЕТО

Исследовательская работа "Кто они – люди моря?"

28 февраля 2019 г.

Руководитель: Аскарова Мейрамгуль Жанболатовна, учитель начальных классов, вторая категория

Исследовательская работа "Кто они – люди моря?"

Направление: медицина, психология

Исследовательская работа "Кто они – люди моря?"

Аннотация

Исследовательская работа «Кто они – люди моря?» включает в себя теоретический материал и исследование. Цель работы - выяснить, действительно ли существуют разумные обитатели моря. В проекте учащиеся исследуют процесс и способы передачи информации, различные средства связи, возможности и объекты для общения (в частности общение людей с животными). Эту работу можно использовать как познавательный материал на уроках по предметам «Естествознание», «Познание мира».

Аннотация

Зерттеу жұмысы «Олар кім- теңіздегі адамдар?» теориялық материалдар мен зерттеулерді қамтиды. Жұмыстың мақсаты - теңіздегі ақылға қонымды қонақтардың бар-жоғын білу. Жоба бойынша оқушылар қарым-қатынас процестері мен әдістерін, коммуникацияның әртүрлі тәсілдерін, қарым-қатынасқа арналған мүмкіндіктерді және объектілерді (атап айтқанда, жануарлармен қарым-қатынас жасау) зерттейді. Бұл жұмыс «Дүниетану», «Жараталыстану» пәндері бойынша танымдық материал ретінде қолданылуы мүмкін.

Annotation

The research work “Who are the people of the sea?” includes the theoretical part and the research. The purpose of the work is to find out whether there are intelligent creatures in the sea. In this project students study the process and means of communication, communication tools, possibilities and objects (communication between people and animals in particular). This research paper can be used as the informative material for such subjects as “Natural History” and “Science”.

Руководитель: Аскарова Мейрамгуль Жанболатовна

Введение

Самое разумное существо на планете – человек. Мыслит, трудится, живёт, занимается наукой, искусством, спортом. У животных этого нет. Но в животном мире есть умные животные, например, дельфины. Впервые мы встретились с ними при посещении Дельфинария в городе Актобе. Дельфины - милые, ласковые, дружелюбные, разумные создания, которые хорошо идут на контакт с человеком. Из-за того, что края рта у дельфинов изогнуты, кажется, что они нам улыбаются и рады встрече. Дельфины в нашем понимании ассоциируются с чем-то добрым, красивым, грациозным. Может быть, дело в улыбке дельфина? Ведь они всегда улыбаются - так уж устроено их лицо. Их улыбка с большими глазами заставляет и нас улыбнуться в ответ. Учёные всего мира занимаются изучением этих животных, но очень многое ещё остаётся загадкой. Мы задались вопросом: как и почему эти животные помогают человеку? Мы решили узнать, можно ли их назвать нашими братьями по разуму и выбрали тему: Кто они – люди моря?

Актуальность. Эта тема актуальна, так как по уровню интеллекта дельфины занимают второе место среди животных, наравне с обезьянами – выше только человек. И хотя дельфин известен человеку со времён глубокой древности, до сих пор остаётся для нас существом во многих отношениях загадочным. Мы считаем, что многие люди мало знают об этих удивительных животных.

Гипотеза: возможно, дельфины – самые интеллектуальные существа на планете, разумные животные и, возможно, являются нашими собратьями. И если у дельфинов есть свой язык,  и они легко обучаются, то их можно считать разумными животными.

Цель исследования: выяснить, действительно ли дельфины разумные животные.

Данная цель исследования обусловила следующие задачи:

  • изучить и проанализировать информацию о дельфинах.
  • познакомиться с  особенностями их поведения и отношений дельфина и человека;
  • выяснить, есть ли у дельфинов свой язык и можно ли обучить дельфина;
  • узнать, что такое дельфинотерапия.
  • Познакомить одноклассников с увлекательным миром дельфинов.

Объект исследования: кто они – люди моря.

Предмет исследования: дельфины.

Методы исследования:

-наблюдение;

-работа с дополнительными источниками информации;

-анкетирование одноклассников;

-чтение познавательной литературы;

-прослушивание аудиозаписей, просмотр фильмов.

I Кто они – люди моря?

1.1 Кем были предки дельфинов?

Оказывается, 60 миллионов лет назад на Земле обитали необычные животные - мезонихии. Они были копытными, но не травоядными, а хищными. Внешне они были похожи на волков или собак с большими вытянутыми головами и крупными клыками. Более поздние предки: амбулоцетус по внешнему виду был чем-то средним между дельфином и крокодилом. Длина амбулоцетуса - 3 метра, вес - 300 кг. Родоцетус лучше адаптирован к воде, чем амбулоцетус. Его задние конечности уже готовы превратиться в мощный плавник.  Дорудоны жили в тёплых морях по всему миру: их окаменелые останки находят как в Северной Америке, так и в Египте. Считается, что по способу передвижения они напоминали дельфинов, но не имели такой сложной системы социальных отношений и были преимущественно одиночными животными. Тело дорудонов имело форму, похожую на тело дельфинов. Но  они, как и  базилозавры, не могли генерировать ультразвук и пользоваться эхолокацией. Предки-гиганты приспособились к жизни в океане. Они имели узкое удлиненное тело порядка 22 метров и маленький хвост-плавник [4, 174] (Приложение 1).

1.2  Как выглядят дельфины?

Дельфины – теплокровные животные. Температура тела дельфина такая же, как у человека 36,6 градуса. Тело дельфина  похоже на тело рыб. Голова у дельфинов небольшая, заканчивающаяся похожим на птичий клюв ртом. Хвост- широкий и плоский горизонтальный плавник. Передние конечности имеют форму плавников, задние же плавники полностью отсутствуют: от них в скелете сохранились только отдельные кости. У многих видов дельфинов имеется спинной плавник, который напоминает по своему виду плавник рыб. Грудные плавники дельфина - это изменившиеся в ходе эволюции передние конечности. Глаза у дельфинов очень маленькие, расположены вблизи углов рта. Дышат они лёгкими. Ноздри расположены в верхней части головы.  Из него дельфин может   выпускать  фонтан  брызг  высотой  1-1,5 м. Большой объем легких позволяет животным, набрав воздуха, находиться в воде около 5 минут. После этого дельфин выныривает из воды и снова набирает воздуха в легкие. Но даже с легочным дыханием жить вне воды дельфины не могут. Гладкая кожа позволяет дельфинам легко двигаться в воде. На вид она - плотная, как из пластика, а проведешь ладонью - нежная и мягкая. Длина тела дельфинов составляет от 1,3 м до 11 м. Дельфины бывают черного, серого или коричневого цвета, расцветки обычно более яркие на спине и бледнеют к животу. Мозг, взрослого дельфина весит около 1700 граммов, а у человека – 1400 [2].

1.3 Виды и места обитания

Встречаются дельфины во всех морях, кроме Каспийского и Аральского. Самые известные виды дельфинов: дельфин-белобочка, афалина, касатки, гринды, белухи, нарвал.  Существуют также и речные дельфины. Они обитают в заиленных тропических реках, плавают медленнее своих морских сородичей и отличаются скрытным поведением. Пресноводные дельфины плохо видят и ориентируются с помощью ультразвука, уступают по размерам и весу своим морским родственникам и имеют более примитивное строение мозга.  В одном из солёных озер американского штата Луизиана (США) обнаружили первого в мире розового дельфина. Млекопитающее абсолютно здорово. Единственное отличие от сородичей – нежный розовый цвет, что не мешает его общению с остальными дельфинами. Ученые предполагают, что это дельфин-альбинос [1]

1.4 Поведение и образ жизни дельфинов

Дельфины могут нырять на большие глубины, а также прыгать на большую высоту вверх. Эти прыжки дельфины используют для спасения от хищников, демонстрации своей силы, для глушения рыбы. Дельфины любят сопровождать суда. Они выскакивают из воды или плывут почти стоя на хвостовом плавнике и как бы всматриваются вдаль. Дельфины развивают скорость до 55 км/ч. Дельфины не разгоняются, а моментально «стартуют» в таком ритме, какой считают нужным. Так же они и останавливаются. Дельфины никогда не «пятятся назад», они просто плавно делают разворот. Они очень понятливые. Дельфины обучаются легче, чем, к примеру, собаки. Для них достаточно двух-трёх показов, чтобы они запомнили трюк. Дельфины осторожно берут рыбу с тарелочки, ловят её на лету и берут из рук дрессировщика, прыгая на высоту более четырёх метров. Они подают брошенные в воду вещи, прыгают сквозь объятый пламенем обруч, играют в баскетбол и водное поло, с большой точностью забрасывая мячи. Во время сна одно полушарие дельфина отдыхает, а второе – бодрствует, то есть следит за своевременным дыханием и движением животного. Продолжительность жизни  дельфинов – 30-50 лет [3, 63].

1.5 Удивительные факты о дельфинах.

Дельфин способен усвоить объем знаний в 1,5 раза больший, чем человек. Дельфины имеют свою разговорную речь. Самка дельфина имеет чаще всего только одного детеныша.  Молодые дельфины ещё 2-3 года находятся с матерью. Оба родителя оберегают детёныша и заботятся о нем. Самый маленький дельфин не более 1,1 м, а самый большой 10м в длину. Мозг – самый крупный орган в теле дельфина.  Его мозг никогда, по-настоящему, не спит. Спят - поочередно - то левое, то правое полушария мозга. При этом один глаз остаётся открытым и способен обнаружить пищу или признаки опасности в воде. Дельфины выпрыгивают из воды, чтобы дышать воздухом, не снижая скорости движения. Ныряют они обычно не дольше чем на 1-3 минуты, но могут оставаться под водой и по 10 минут. Дельфины могут нырять на глубину до 300 м. Для человека погружение даже на 100 м опасно. Эти млекопитающие еще и выныривают с глубин на высокой скорости. Дельфины способны погружаться гораздо глубже, потому что у них гибкие ребра, а легкие могут сжиматься, а затем вновь возвращаться к нормальному объёму. Дельфин – не рыба, а животное. Учёные считают, что дельфин довольствуется пресной водой, получаемой им из рыбы. С помощью своих 88 зубов черноморский дельфин съедает около 30 кг рыбы в день, масса дельфинов - до 500 кг.   Ученые пришли к выводу, что у каждого дельфина в стае есть свое имя и представляет собой характерный свист, средняя продолжительность которого - 0,9 секунды [5].

Таким образом, дельфины - это морские млекопитающие, которые относится к подотряду зубатых китов. Водятся в морях и океанах, а также реках, имеющих выход в море. Современные дельфины, произошли от копытных около 65 миллионов лет назад. Предки дельфинов вначале проживали на суше, но потом, по неизвестной нам  причине перебрались в водную среду. Живут стаями. Охотятся под водой на кальмаров и рыбу, часто всплывают на поверхность подышать через единственную ноздрю - дыхало, расположенную на макушке. Дышат не жабрами, а лёгкими. Видят дельфины плохо. Они ориентируются на ультразвуки, которые отражаются от окружающих предметов и возвращаются эхом. Услышав его, дельфин понимает, что, где и на каком расстоянии находится. Это называется эхо - лакация. Природа наделила их уникальным слухом, он заменяет им зрение, помогает находить пищу ночью или в мутной воде.

II Братья по разуму

Мы прочитали различные энциклопедии о животных и узнали, что дельфины считаются одними из самых умных животных. Если сравнить животных по уровню интеллекта, то первое место займут дельфины, а второе – слоны. Обезьяны же окажутся только четвертое место. Почему так? У обезьян зрительная память развита лучше, чем слуховая. У дельфинов все наоборот. Они гораздо лучше запоминают звуки, чем картинки. Благодаря этому дельфины различают друг друга по свисту. Каждый дельфин знает по голосам дельфинов из своей стаи и обладает своим личным «именем». С помощью свистов разной длины, тональности и мелодичности дельфины общаются между собой. У дельфинов есть собственный язык.  Язык дельфинов можно разделить на 2 группы:

  • Язык жестов (язык тела) — различные позы, прыжки, повороты, различные способы плавания, знаки, подаваемые хвостом, головой, плавниками.
  • Язык звуков – звуковые сигналы: щебет, жужжание, визги, скрежет, щелканье, чмоканье, скрипы, хлопки, писк, рев, крики, кваканье, свисты.

У дельфинов насчитывается 186 видов свистов. Каждый свист может обозначать определённую фразу (сигналы боли, тревоги, приветствия и призывный клич «ко мне» и т. д.). В последнее время учёные пытаются составить словарь общения этих млекопитающих. Однако, несмотря на многочисленные исследования, полностью расшифровать язык дельфинов до настоящего времени так и не удалось.  Дельфины – превосходные звукоподражатели. Они не только узнают звуки при прослушивании, но и сами копируют их. Они могут копировать даже человеческую речь или смех. Если записать такое звукоподражание на пленку и потом прослушать с замедленной скоростью, сходство с голосом человека отчетливо проявится. Эти морские жители хорошо различают оттенки многих цветов, кроме синего. Запоминание геометрических форм тоже не составляет для них труда. Более того, дельфины отличают друг от друга плоские и объемные формы. Они никогда не спутают бумажный круг или квадрат с мячом или кубиком. Над дельфинами ставили такой эксперимент. Тренер показывал животному мяч, затем прятал игрушку за ширму. Когда ширма раздвигалась, дельфин видел плоский щит и объемную коробку. В одном из предметов был спрятан мяч. Дельфину нужно было только потянуть за петлю, соединенную с нужным предметом, чтоб мяч выпал. Так вот, даже при первом проведении эксперимента дельфины всегда выбирали коробку и никогда не пытались искать мяч внутри плоского щита. Так опыт показал, что дельфины могут различать плоские и объемные предметы. Дельфины довольно легко запоминают и повторяют действия других особей. В научных статьях описан случай, когда самка дельфина, прожив некоторое время в дельфинарии, стала повторять номера за его обитателями, хотя ее не готовили к этому специально. После того, как ее выпустили на волю, она научила членов своей стаи повторять эти трюки.   Мозг дельфина хранит большое количество информации, которая получена разными способами. Но помимо ее накопления, дельфины умеют её использовать. Они исследуют мир, и это проявляется у них чаще, чем осторожность. Дельфины  быстро оценивают ситуацию и подстраивают под нее свое поведение, хорошо ориентируются в происходящем. Дельфины обладают высокоразвитой нервной системой. Некоторые виды дельфинов хорошо уживаются в неволе, где проявляют способности к дрессировке. Дельфины очень эмоциональны, и это может влиять на процесс обучения. Например, в ходе научных экспериментов рассерженный или раздраженный дельфин делает больше ошибок, чем спокойный. Если же человек ударит или накажет дельфина, животное откажется выполнять его задания и работать с ним в паре. Поэтому при обучении и исследовании дельфинов их поощряют пищей, играми, а также лаской и добрым отношением [6, 11]

2.1 Что общего у дельфина и человека?

У дельфина и человека много общего: дельфины обладают высоким интеллектом, дышат легкими, кормят своих детёнышей молоком, у обоих четырехкамерное сердце, вес мозга примерно одинаков. Температура тела дельфинов такая же, как и у человека, их кровь горячая и алая. И люди, и дельфины – теплокровные существа. Дельфины, общаясь между собой, используют примерно столько же звуковых сигналов, сколько и люди, что говорит о схожести их мозга и нашего. Дельфины способны на самопожертвование и взаимопомощь, как и человек. Дельфин бережно относится к своей подруге, дарит ей знаки внимания и ухаживания. Дельфинов называют новой (второй) цивилизацией, «людьми» моря» [8]

2.2 Человек и дельфин

Общение с дельфинами благотворно влияет на организм человека. Дельфинотерапия –это взаимодействие пациента с дельфином-терапевтом. Такое лечение, оказывается, ведет к быстрому выздоровлению больного. Плавание с дельфинами снимает хроническое боли, повышает иммунитет и помогает развитию речи у детей. Основная составляющая дельфинотерапии – это ультразвук. Он применяется в медицине уже больше 40 лет. Ультразвук действует не на отдельные органы и ткани, а на клетки, из которых состоит наш организм. При этом природный ультразвук вдвойне ценнее, чем механический, получаемый при помощи лабораторных установок. Дельфины – это природные излучатели ультразвука, которые охотно лечат человека. Дельфины очень многое делают для людей. Часто дельфин спасает потерпевших кораблекрушение, выталкивают на поверхность тонущих людей, защищают людей от акул, сопровождают в море корабли и предупреждают моряков об опасности. Дельфинов используют и в военных целях – для обнаружения подводных лодок и мин, поднятия затонувших судов и предметов, уничтожения диверсантов и торпед, для патрулирования участков моря и др. Дельфины легко вступают в контакт с человеком, общительны. В дельфинариях выступают дрессированные животные [1].

Таким образом, мы сделали вывод, что дельфины очень умные животные, у дельфинов есть свой собственный язык, они превосходные звукоподражатели, дельфины обладают высокоразвитой нервной системой, у дельфина и человека много общего,  общение с дельфинами благотворно влияет на организм человека. Польза дельфинов еще больше возрастет, когда мы сможем найти с ними интеллектуальный контакт. Важно не наносить этим дружелюбным животным вреда, а ценить их открытость и любовь к людям.

III Практическая часть.

3.1 Что ты знаешь о дельфинах? Анкетирование. Чтобы понять, что ребята знают о дельфинах, мы провели  анкетирование среди одноклассников.

Анкетирование показало, что всего лишь 15 % детей наблюдали за дельфинами, 10% детей знают, как дышат дельфины, 25% детей знают, что дельфины умеют разговаривать на своём языке, 20% детей знают, как дельфины воспитывают своих детёнышей, и никто из детей не знает, чему люди могут научиться у дельфинов. Из ответов мы узнали, что ребята очень мало знают о дельфинах (Приложение 2).

3.2 Что такое дельфинотерапия?

Нам стало интересно, что такое дельфинотерапия и мы посетили детскую областную поликлинику. Там мы встретились с детским нейрохирургом Утегеновым Сосланом Есенгалиевичем? В ходе беседы мы узнали много интересного, как дельфины могут помочь детям с ДЦП. Степень тяжести ДЦП бывает разной. ДЦП – хроническое состояние, при котором очень большое значение имеет реабилитация. Дельфинотерапия может быть включена в реабилитационную программу. Занятия ребенка с участием дельфинов включают много игровых элементов. При этом имеется тактильный, зрительный, эмоциональный контакт. Эффекты дельфинотерапии при ДЦП: прикосновения к дельфину активируют биологически активные точки, рецепторы на теле ребенка. Эмоциональный контакт с животным помогает справиться с психологическими проблемами, вызванными ДЦП ( Фото 1).

 3.3  Как влияет дельфинотерапия на организм человека?

Мы заинтересовались, есть ли у нас в Казахстане центры по реабилитации дельфинотерапии, и узнали, что в Алматы есть дельфинарий «Немо», где помогают больным с диагнозом ДЦП. Нам очень хотелось помочь кому-нибудь своими открытиями, и мы посетили семью Подкуры Александры, у которой диагноз ДЦП. Мы рассказали родителям Александры, как дельфинотерапия сможет помочь девочке. Так как в нашем городе нет дельфинария, мы  посоветовали родителям свозить Александру в Алматинский Дельфинарий «Немо» и пройти курс реабилитации дельфинотерапией ( Фото 2).

3.4 Наше творчество «Кто они – люди моря?»

Так как ребята нашей школы мало что знают о дельфинах, мы организовали творческую работу, в ходе которой мы сочинили стихи о дельфинах, изготовили поделки, рисовали (Приложение 3).

Про дельфинов мы посмотрели художественные фильмы «Люди и дельфины», «История дельфина»; мультфильмы «Дельфин Долли», «Флиппер и Лопака», «Дельфиненок Муму». Послушала песни «Все дельфины в ураган уплывают в океан», «Дельфины» - песня из м/ф "В порту".. Все это помогло ребятам больше узнать о дельфинах, о их помощи людям.

Таким образом, мы сделали вывод, что общение с дельфинами благотворно влияет на организм человека. Нашему городу нужен свой Дельфинарий, для детей, которые  болеют и для которых нужна связь с этими животными.  Наш город Актобе развивается с каждым годом, и если у нас раньше не было своего Аквапарка, то  в этом году нам его построили. И мы надеемся, что в будущем у нас появится свой Дельфинарий и, что детей не нужно будет куда то возить,  покупая дорогие путевки. Мы верим, что в ближайшем будущем такие  курсы реабилитации наши дети  будут получать в нашем любимом городе.

        ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дельфины - это морские млекопитающие, которые относится к подотряду зубатых китов. Водятся в морях и океанах, а также реках, имеющих выход в море. Современные дельфины, произошли от копытных около 65 миллионов лет назад. Предки дельфинов вначале проживали на суше, но потом, перебрались в водную среду. Живут стаями. Охотятся под водой на кальмаров и рыбу, часто всплывают на поверхность подышать через единственную ноздрю - дыхало, расположенную на макушке. Дышат не жабрами, а лёгкими. Природа наделила их уникальным слухом, он заменяет им зрение, помогает находить пищу ночью или в мутной воде.

Дельфины очень умные животные, у дельфинов есть свой собственный язык, они превосходные звукоподражатели, дельфины обладают высокоразвитой нервной системой, у дельфина и человека много общего,  общение с дельфинами благотворно влияет на организм человека. Головной мозг дельфина весит больше, чем у человека. В отличие  от человека дельфины не разрушают природу, а живут в гармонии с ней. Они очень дружелюбны и способны лечить людей. Дельфины не только хорошо запоминают информацию, но и умеют ею пользоваться.

Вывод: Дельфины – необычные существа. Этих животных называют  «людьми из моря», потому что они очень умные, а учёные говорят, что мозг у  них работает не хуже, чем у людей. У дельфинов есть свой собственный язык. Они легко обучаются. Дельфины не только хорошо запоминают информацию, но и умеют пользоваться ею. Они живут с гармонии с окружающим миром. Наша гипотеза о том, что дельфинов можно считать разумными животными,   подтвердилась.

Пусть дельфины и не разумны в такой степени, в какой разумен человек, – это всё же смышлёные создания, понять которых в полной мере людям ещё предстоит.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дельфиновые. (Электронный ресурс). - http://ru.wikipedia.org.

2. Дельфины. (Электронный ресурс). –  http://more-delfin.com.

3. Малютин О.И.  Атлас  подводного мира: Науч.-поп. изд. для детей. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2006. – 63 с.

4. Правдина И.В. Большая  энциклопедия живой природы. - М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007. – С.174-175.

5. Это интересно. (Электронный ресурс). - http:// geofocus.ru.

6. Я познаю мир: Животные: Энцикл./ Авт.-сост. П.Р. Ляхов. – М.: ООО «Изд-во  АСТ», 2004. – С.11-14.

7. Язык дельфинов. (Электронный ресурс). –  http://dic.academic.ru.

Приложение 2

                           Приложение 2

 

Анкетирование «Что ты знаешь о дельфинах?»

Вопросы:

1. Наблюдали ли вы когда-нибудь за дельфинами?

 2. Как дельфины дышат?

3. Умеют ли дельфины разговаривать?

4. Как дельфины воспитывают своих детёнышей?

5. Могут ли люди чему-либо научиться у дельфинов?

Участники конкурсов:
ОЛИМПИАДА "ВЕСНА-2019" с 01.03 по 31.05.2019
НОВОГОДНЯЯ ПРОГРАММА
Новогодняя программа по номинациям
ОБУЧАЮЩИЕ ПРОГРАММЫ
Конференции
Фестивали
Олимпиады
Публикации
Рецензии

Подать заявку

Электронный или печатный вариант

Дистанционные курсы
Курсы профпереподготовки
Электронные курсы
СБОРНИКИ
Дистанционные Мастер-классы
NEV! «Мой коллега – яркий пример компетентного педагога 21 века»
NEV! Изменим мир к лучшему!
NEV! Улыбнись всему миру
NEV! "Моя будущая профессия"
NEV! МЫ ЦЕНИМ - МЫ ДОРОЖИМ
NEV! "ТАЛАНТ ШОУ"
NEV! "Открытый урок"
NEV! Методическая система эффективного учителя
NEV! Золотые руки
NEV! Лучший медиаурок
NEV! Конференция Обновлённая программа образования: теория и практика
NEV! II конференция Новые подходы в преподавании и обучении в условиях обновления образования
NEV! "Инновационные методики и технологии в обучении"
NEV! "Грани науки"
NEV! "Мастерская педагога"
NEV! "Лучшая презентация к уроку"
NEV! Золотое перо
NEV! Новые идеи
NEV! "Сто талантов"
ДИСТАНЦИОННЫЕ МАСТЕР-КЛАССЫ
Наверх
Товар добавлен в корзину