Оставьте Ваши данные, чтобы всегда быть в курсе выгодных предложений!

 

 
Магазин: Корзина
КАТАЛОГ МЕРОПРИЯТИЙ:
КОНКУРСЫ ПЕДАГОГАМ
КОНКУРСЫ ШКОЛЬНИКАМ, СТУДЕНТАМ
КОНКУРСЫ ДОШКОЛЬНИКАМ
Новостная рассылка!
Online-консультант
Анна Анатольевна Пыхтина
Мы в соцсетях!
 
Вернисаж талантов
Мы со спортом дружим
Новый горизонт
Публикации
Педагогика творчества
Лучшая вариативная учебная программа
"Вдохновение"
"Оч.Умелые руки"
Мой любимый питомец
"Пластилиновое чудо"
Формативное оценивание: от теории к практике
Талант-шоу
Музыкальная сова
Конференция "Инновационные технологии в образовании и науке"
Конференция "Инклюзивное образование: теория и практика"

You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!

 
ОЗОРНОЕ ЛЕТО

Исследовательская работа «Досуговое чтение как фактор сохранения здоровья. Преимущества печатной книги»

28 февраля 2019 г.

Исследовательская работа «Досуговое чтение как фактор сохранения здоровья. Преимущества печатной книги»

Исследовательская работа «Досуговое чтение как фактор сохранения здоровья. Преимущества печатной книги»

                                                   План исследования

   Книги - такие же ценные памятники, как  картины, старые  архитектурные здания  или музыкальные инструменты, влияющие на  духовное и физическое  здоровье  человека.  Знания о состоянии читательской культуры общества позволяют судить о его духовном здоровье, которое неразрывно связано с физическим. Современное общество нуждается в организации просветительской деятельности  по формированию культуры досуга среди детей и подростков, что  может способствовать здоровому образу жизни и  росту популярности полезных видов досуга, одним из которых является чтение книг. Актуальность данной проблемы определили тему нашего исследования: "Досуговое чтение  как фактор сохранения здоровья. Преимущества печатной книги".  Объект исследования –  досуговое чтение, как здоровьесберегающий фактор в жизни современного человека

 Предмет исследования – преимущества традиционной печатной книги в досуговом чтении современного человека.

Цель исследования –  выявить  значение чтения как средства благотворного воздействия на формирование здоровой личности, повысить уровень понимания важности книжного чтения на фоне популярности средств электронного восприятия окружающего мира среди учащихся 7 классов

Задачи научного исследования: на основе проанализированной  литературы  и интернет ресурсов

1.Выявить научно-обоснованные факты благотворного влияния досугового чтения на здоровье человека и преимущества чтения книг в бумажном формате.

2. Изучить общественное мнение о роли печатной книги  в досуговом чтении

3. В сопровождении мультимедийной  презентации провести разъяснительную беседу, способствующую  повышению   уровня  понимания   благотворного влияния досугового  чтения на организм человека и формирование  его личностных качеств, в особенности традиционного чтения печатных книг.

4.Разработать анкеты для изучения  читательского опыта  учащихся и их отношения  к чтению печатных книг

5.Создать буклет «Наука о пользе книжного чтения»  для учащихся школы и их родителей, а так же пациентов Нижневартовской городской детской поликлиники № 3.

6. В городской детской поликлинике  № 3 оформить просветительский стенд на тему:

 «Наука о пользе книжного чтения»

 Методы исследования: теоретический, аналитический, беседа, анкетирование, статистический метод.

Гипотеза исследования: не смотря на то, что книга - уже не такое модное увлечение как несколько десятилетий назад, она, как  здоровьесберегающий фактор, по-прежнему остаётся незаменимой частью досуговой практики мыслящего, образованного человека, неравнодушного к своему  интеллектуальному, духовному и физическому здоровью.

Данная научно-исследовательская работа выполнена на основе трудов следующих авторов:  Даренский В.Ю., Кузнецова Ю.М.,Чудова Н.М., Муслимов И. Б. и др.

1.  Теоретическая часть

1.1. Книга как феномен культуры и здоровьесберегающий фактор     

 Каких бы высот не достигла техника, книги будут существовать всегда. Книги - такие же ценные памятники, как  картины, старые  архитектурные здания  или музыкальные инструменты, влияющие на  духовное и физическое  здоровье  человека.  Потому так важно прививать культуру чтения современному подрастающему поколению.  В 2014 году глава нашего государства Владимир Владимирович Путин принял участие в первом Российском литературном собрании. На встрече, собравшей сотни представителей различных литературных и смежных профессий, президент отметил, что на сегодняшний день Россия утратила звание самой читающей страны в мире, а одна из причин такого положения дел - развитие цифровых технологий. И даже если снижение интереса к чтению является общемировой тенденцией, Россия не в праве с этим мириться".

Культура восприятия текста как Книги исторически происходит из великих религиозных традиций и возникла в процессе чтения и осмысления священных текстов, являющих Слово Божие. Тексты, входящие в Священное Писание оказали огромное влияние на культуру и духовную жизнь русского человека. Позднее, в эпоху книгопечатания, этот навык был перенесен и на книги светские – научные, художественные, учебные. Первые печатные книги вышли в свет в середине XV века в Германии, когда  Иоганн Гуттенберг изобрел свой  печатный станок и с успехом  его опробовал. Через сто лет на Руси появилась первая печатная книга «Апостол» диакона Ивана Федорова. А рукописные книги появились еще раньше, несколько тысячелетий назад.

Историки утверждают, что при входе в библиотеку египетского фараона Рамзеса II висела табличка с надписью «Книга лечит». Древнегреческие врачи применяли книги для лечения душевных расстройств и неврозов. А известный математик Пифагор, который был еще и популярным целителем, наряду с лекарственными травами и музыкой, использовал стихи и художественную литературу для лечения своих пациентов.

Современные ученые  и врачи утверждают, что чтение — это не просто хорошее времяпрепровождение, это один из способов улучшить состояние здоровья и получить долголетие.

 

 1.2. Чтение как средство воздействия на здоровье и  формирование личности

 Ни кино, ни телевидение, ни Интернет не смогут в полной мере заменить книгу. потому что чтение — это совместное творчество читателя и писателя. С помощью воображения мы  создаем свои собственные  неповторимые образы, а когда смотрим  фильм, то  используем уже готовый интеллектуальный продукт, созданный фантазией создателя. Чтение книг не только развивает мышление, побуждает к собственному творчеству, делает человека интеллектуально и духовно богаче, оно благотворно влияет на здоровье человека, является лечебным средством. Досуговое чтение оказывает сильное эмоциональное воздействие на человека, заставляет сопереживать и размышлять, влияет на поведение и осознание своих проблем, предлагает и решение проблем. В современной психотерапии одним из наиболее эффективных методов является «библиотерапия». Термин «библиотерапия» происходит от латинских слов «книга» или «лечение». Он означает метод психотерапии, который использует художественную литературу для коррекционного воздействия на пациента с целью исправить что-либо в его поведении, повлиять на эмоции и поступки. Приведём еще  несколько доказанных  наукой причин, почему так важно читать книги:

1.Чтение, как доказали нейрофизиологи, такое же упражнение для мозга, как и поднятие тяжестей для мышц. Регулярное чтение улучшает состояние клеток головного мозга и помогает нам быстрее запоминать прочитанное. С возрастом наш мозг стареет, а чтение книг естественным путем может этот процесс замедлить — к такому выводу пришли ученые, опубликовавшие свои выводы в журнале Neurology. А Huffington Post на своих страницах пишет, что чтение может снизить риск развития психических расстройств до 32 процентов. Специалист по классическому английскому языку Оксфордского университета Натали Филипс (Natalie Phillips) провела эксперимент, во время которого ученые наблюдали за активностью мозга. Оказалось, что при чтении кровь поступает в те его области, которые отвечают за концентрацию внимания и познание. Таким образом, было доказано, что при чтении, когда человек мысленно представляет себя на месте героя, в мозгу начинают функционировать те области, которые в другое время не бывают задействованы. Такого эффекта не происходит, если мы смотрим телевизор или играем в компьютерные игры.

2.Чтение повышает интеллект. Чтение является всеобъемлющим источником знаний и с раннего возраста пополняет наш словарный запас гораздо эффективнее, чем просмотр телевидения или разговоры с образованными собеседниками. А обширный словарный запас, по мнению ученых, позволяет лучше сдавать не только тесты на понимание прочитанного, но и на уровень интеллекта.

3.Чтение дает уникальный шанс создавать свои собственные миры. Таким образом, мы развиваем свое воображение. А хорошее воображение, по утверждению психологов и психотерапевтов, помогает в решении множества жизненных проблем. Чтение учит эмпатии (сопереживанию). Читая художественную литературу, читатель имеет возможность представить, что чувствуют герои книги и лучше понять их, — пишут ученые из «Science». Ученые считают, что художественный вымысел делает нас более чувствительными, чем чтение научной литературы. Ученые Дэвид Комер Кидд и Эмануэле Кастано утверждают, что понимание душевного состояния других людей является основой, которая необходима человеку для нормального функционирования в обществе.

4. Чтение помогает бороться с болезнью Альцгеймера. Чтение книги — это своеобразный тренинг для мозга, стимулирующий его работу. У людей, которые постоянно читают, риск заболеть болезнью Альцгеймера снижается в два с половиной раза по сравнению с нечитающими.

5.Учёные из Йельского университета установили  связь между чтением книг и увеличением продолжительности жизни. Как показали 12-летние наблюдения за участниками исследования, у людей, отводивших на чтение более 3,5 часов в неделю, риск преждевременной смерти в наблюдаемый период оказался ниже на 23% по сравнению с теми, кто не читал книги. Ученые доказали , что чтение способствует увеличению связей между мозговыми клетками. А это может снижать риск нейродегенеративных заболеваний, которые укорачивают  жизнь.

Как видим,  именно чтение книг учит, лечит, развивает  память и воображение, доставляет радость и удовольствие, заставляет думать и сопереживать, успокаивает и  вдохновляет.

1.3.Чтение в электронном формате  и преимущества печатной книги

Бытует мнение, что в скором времени печатная книга станет объектом коллекционирования, а обычной формой существования текста станет книга в электронном формате.

Несмотря на это, традиционные  печатные книги остаются популярными, как и раньше. Существуют научно-доказанные подтверждения их наиболее благотворного влияния на организм человека:

1.Чтение печатных  книг позволяет расслабиться на много лучше, чем чтение с экрана, т.к. чтение с экрана дольше удерживает наш мозг в состоянии сосредоточенности и концентрации. Это негативно влияет на наш сон. Медики из Клиники Майо установили, что чтение книги, способствует улучшению сна, помогая нашему переходу от бодрствования в состояние сонливости. А вот использовать смартфоны перед тем, как отправиться спать, не рекомендуется, так как  это плохо влияет на качество сна. Ученые доказали, что  свет, который излучают экраны, снижает  выработку гормона мелатонина, влияющего на  сон. Согласно результатам научных исследований45 процентов детей, которые перед  сном читали с экрана, засыпали на 20 - 30 минут дольше, чем дети, которые читали бумажные книги.

2 . По данным ученых Sussex University в Великобритании, чтение  снижает уровень стресса на  70 процентов - это даже больше, чем  прослушивание музыки или прогулки. Достаточно всего 6 - 7 минут чтения  книг, чтобы замедлился сердечный ритм и уменьшилось мышечное напряжение.

3. Перелистывание страниц книги способствует лучшему ее пониманию. Благодаря перелистыванию страниц мы лучше понимаем содержание книги. Отчёт ежемесячного журнал, издающегосяся в Сан-Франциско (США) «Wired» подтверждает, что прикосновение наших рук к страницам книги «вводит» ее смысловую ситуацию (контекст) в наш мозг, позволяя тем самым лучше понять то, что мы читаем.

В этом контексте  интересны  психологические особенности любителей электронных текстов, как правило, предпочитающих проводить время, блуждая по сети Интернет. Кандидат психологических наук Чудова Н.В.установила негативное воздействие «блуждания» в Интернете на формирование читательских навыков. Она считает: «Обитатель Интернета может жадно читать очень многое – но отнюдь не для того, чтобы самому измениться под влиянием читаемых «текстов», не изменить и возвысить жизнь, но, наоборот, чтобы  компенсировать уход от реальности огромным избытком текстуальности. Человек, привыкший  к такому восприятию текстов, способен воспринять книгу только как «текст», а не как особый мир, в котором нужно жить и своей, и её собственной подлинной жизнью». В настоящее время  проводятся многочисленные исследования использования электронных книг.

Так, в 2008 году проводилось  исследование в рамках  пилотной программы для электронных учебников Библиотеки  Калифорнийского Университета, которое  выявило следующее: электронные книги используются, когда нужно найти в книге  какой-либо факт. Если необходимо глубокое понимание содержания книги, читатели предпочитают печатные издания. Вот некоторые объяснения респондентов о причинах своих предпочтений:

  • «электронные книги рассеивают внимание»,
  • «бумага… заставляет  быть более сфокусированным и уберегает от различных отвлекающих факторов, которые могут возникнуть при использовании компьютера»,
  • « возникают некоторые трудности с концентрацией внимания на длинных отрывках, когда  пользуюсь компьютером»,
  • «чтение на компьютере делает восприятие информации тяжелее»,
  • « являюсь гораздо лучшим читателем, если передо мной бумажная книга».

В целом, картина далеко не пессимистична. Люди по-прежнему читают печатные книги, книги  не утратили свою познавательную и развлекательную функцию. И хотя сегодня, к сожалению, чтение книг – немодное увлечение, как видим,  многие читатели  и учёные  едины во мнении: если вы решили почитать с пользой не только  для ума и  для души,  но и для здоровья тогда  традиционная книга — вне конкуренции.

2. Практическая часть

2.1 Социологический опрос  (анкетирование)

 Можно много раз повторять, что исчезновение культуры чтения грозит исчезновением способности мыслить, что, исключая книги из своей жизни, люди перестают уделять внимание деталям, теряют способность рассуждать, анализировать, формулировать свои суждения, делать выводы, и как следствие - бедная и безграмотная письменная и устная речь, быстрая утомляемость, чрезмерная раздражительность и неизбежный стресс.  Но сегодня такой способ убеждения  уже не работает – такие слова вряд  ли смогут заставить   человека начать читать, ведь он сам не осознает  низкий уровень своей образованности и причины своего плохого самочувствия. У него даже  не возникают подобные мысли, так как никто вокруг тоже не читает. В данной ситуации самый верный выход – каждому начать с себя. Начать читать, рассказывать об интересных прочитанных книгах своим друзьям и близким, и окружающие начнут замечать определенные отличия в интеллектуальном развитии, что будет способствовать укреплению авторитета и уважения.  Возможно, окружение также начнет читать. Если поразмыслить, то сделать нашу жизнь интереснее совсем не трудно, нужно  только начать увлекательный и полезный диалог с книгой и привлечь к этому своих друзей.

С целью повысить интерес учащихся 8 классов к чтению печатной книги мы  отобрали наиболее  интересные научно-обоснованные факты в пользу  традиционного чтения и оформили в виде красочного буклета «Наука о пользе книжного чтения», а также провели разъяснительную беседу в сопровождении мультимедийной  презентации по данной теме.   

   Для проведения социологического опроса среди учащихся 8 классов на основе требований к формулировке вопросов анкеты, предъявляемых   В.Е. Семеновым  и Е.С. Кузьминым - основателями отечественной социальной психологии, были разработаны анкеты, позволяющие выявить  практическую значимость работы  и роль книжного чтения ( в печатном формате). 

Анкетирование проводилось до и после беседы и показа мультимедийной  презентации.

 Как показали результаты анкетирования, разъяснительная работа,  мультимедийная  презентация и  информация из  буклета «Наука о пользе книжного чтения»,   способствовали  повышению   уровня  понимания   благотворного влияние досугового чтения, в особенности  печатных книг на организм человека , формирование  его личностных качеств и читательскую культуру (анкета и сравнительный анализ результатов представлены в Приложении ).  После демонстрации  иллюстративного материала и проведённой беседы читательские предпочтения изменились в пользу печатных книг. Наиболее показательными являются результаты, соответствующие пунктам анкеты: 2, 4, 5, 6. Книги в печатном формате предпочитают читать ( до) 52% - (после) 63%;   учитывают здоровьесберегающий фактор традиционной книги ( до) 23% - (после) 42%, редко читают  книги в электронном формате ( до) 44% - (после) 52%; считают немодным чтение печатных книг( до) 24% - (после) 10%; В целом, относительно чтения вообще, как занятия в свободное  время, положительная динамика наблюдается по пунктам анкеты  7, 9, 12.  36% ( до) - 56% (после) считают, что чтение книг  делает человека интеллектуально и духовно богаче ; читают чтобы быть грамотным и образованным ( до) 22% - (после) 30%;  стали  бы делиться своими впечатлениями об интересной прочитанной  книге, чтобы  друзья больше читали( до) 49% - (после) 54%.

Период между первым и последним анкетированием составлял 4-4,5 месяца. За данный период времени учащиеся смогли  осмыслить увиденную и услышанную информацию, применить полученные знания на практике, поделиться своими впечатлениями  и новым читательским  опытом со сверстниками и взрослыми.

Большинство учащихся сделали вывод: нельзя беспечно относиться к своему здоровью, интеллектуальному и духовному развитию.  Если  вы решите почитать  для удовольствия и с пользой  для здоровья, то традиционная книга — правильный выбор.

 О значении книги и ее незаменимой роли в жизни человека говорили многие ученые и мыслители, поэты и писатели, художники и музыканты. «Чтение – вот лучшее учение!» – это слова великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Новые прогрессивные технологии  могут помочь со сбором информации и, конечно, многое могут ускорить и упростить, но заменить книгу они не смогут никогда. Ведь общение с книгой – это не просто получение знаний, чтение – это совершенно иное.   Несмотря на многие десятилетия, слова К.Г. Паустовского по-прежнему звучат актуально: «Человек, любящий и умеющий читать, – счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья эти – книги».

На основе результатов нашей исследовательской работы в Нижневартовской городской детской поликлинике № 3 с  разрешения заведующей педиатрическим отделением Гордиенко Светланы Казбековны  нами был оформлен просветительский стенд на тему: «Наука о пользе книжного чтения», призванный  привлечь внимание  родителей и юных пациентов к проблеме формирования культуры досуга среди детей и подростков, что  может способствовать формированию  здорового образа жизни  и  росту популярности  чтения книг как одному из  факторов сохранения здоровья современного человека.     

Научно - доказанные факты пользы досугового чтения,  результаты изучения общественного мнения и  проведённого  анкетирования  позволяют сделать следующий вывод:  не смотря на то, что чтение – перестало быть  таким популярным   как несколько десятилетий назад,  оно по- прежнему остаётся незаменимой частью досуговой практики  мыслящего, образованного человека, неравнодушного к своему  интеллектуальному, духовному и физическому здоровью, а печатная книга – как феномен культуры и важный  здоровьесберегающий фактор всегда вне конкуренции.   

Считаем, что задачи исследовательской работы выполнены, цели достигнуты, гипотеза доказана.  Нашу следующую исследовательскую работу мы планируем провести в рамках изучения вопроса об использовании различных методик  скорочтения.

Литература и электронные ссылки

1. Даренский В.Ю.  Может ли интернет заменить книгу? www.dfzaluk.com./conference/mozet- li-internet-zamenit-knigu-zametki-filosofa.html

2. Книга лечит или немного о библиотерапии http://mamin-journal.ru/kniga-lechit-ili-nemnogo-o-biblioterapii

3.Кузнецова Ю.М., Чудова Н.В. Психология жителей интернета. – М.: Издательство ЛКИ, 2008

4. Мастерская писателей. Социальная сеть для писателей и авторского творчества. https://writercenter.ru/blog/literaturnaya_besedka/molodezh-stala-menshe-chitat-knigi.html

5. Муслимов И.Б.  Ни кино, ни телевидение, ни Интернет не могут полностью заменить книгу      http://www.vlg.aif.ru/politic/gover/68236

6. Наука о пользе чтения

 http://animedia-company.cz/what-happens-with-our-mind-while-reading-blog/

7. Преимущества печатной книги. Сайт Великая борьба и величайшие надежды

 http://velikayaborba.ru/

8. Путин и писатели: как заставить молодёжь читать. А заодно и писать.

    www.odnako.org/blogs/putin-i-pisateli-kak-zastavit-molodyozh-chitat-a-zaodno-pisat

9.В.Е. Семенов, Е.С. Кузьмин. Требования к составлению анкет  

StudFiles.rupreview/5842807/ Психология

10. Собеседник. Сайт юных школьников.

http://sobesednik.ucoz.net/forum/20-134-1

11. Польза от чтения: достоверные факты о влиянии книг на человека. Сайт     FITEXPERT.BIZ  https://fitexpert.biz/polza-ot-chteniya-dostovernye-faktу

12. О пользе чтения. Советы врача. Сайт: Доктор on line https://onlinedoctor.ru/encyclopedia/article/193

Приложение смотрите по ссылке  https://yadi.sk/i/3bu_2x9JWoXLxQ​​​​​​​

Участники конкурсов:
ОЛИМПИАДА "ВЕСНА-2019" с 01.03 по 31.05.2019
ОБУЧАЮЩИЕ ПРОГРАММЫ
Конференции
Фестивали
Олимпиады
Публикации
Рецензии

Подать заявку

Электронный или печатный вариант

Дистанционные курсы
Курсы профпереподготовки
Электронные курсы
СБОРНИКИ
Дистанционные Мастер-классы
ПУБЛИКАЦИИ
ПУБЛИКАЦИИ
Закажи публикацию на любую тему и получи СЕРТИФИКАТ
ДИСТАНЦИОННЫЕ МАСТЕР-КЛАССЫ
«Мой коллега – яркий пример компетентного педагога 21 века»
Изменим мир к лучшему!
Улыбнись всему миру
"Моя будущая профессия"
МЫ ЦЕНИМ - МЫ ДОРОЖИМ
"ТАЛАНТ ШОУ"
"Открытый урок"
Методическая система эффективного учителя
Золотые руки
Лучший медиаурок
Конференция Обновлённая программа образования: теория и практика
II конференция Новые подходы в преподавании и обучении в условиях обновления образования
"Инновационные методики и технологии в обучении"
"Грани науки"
"Мастерская педагога"
"Лучшая презентация к уроку"
НПК "Новые подходы в обучении"
Золотое перо
Новые идеи
"Сто талантов"
ПУБЛИКАЦИИ
Наверх
Товар добавлен в корзину