Оставьте Ваши данные, чтобы всегда быть в курсе выгодных предложений!

 

 
Магазин: Корзина
КАТАЛОГ МЕРОПРИЯТИЙ:
КОНКУРСЫ ПЕДАГОГАМ
КОНКУРСЫ ШКОЛЬНИКАМ, СТУДЕНТАМ
КОНКУРСЫ ДОШКОЛЬНИКАМ
Новостная рассылка!
Online-консультант
Анна Анатольевна Пыхтина
Мы в соцсетях!
 
Вернисаж талантов
Мы со спортом дружим
Новый горизонт
Публикации
Педагогика творчества
Лучшая вариативная учебная программа
"Вдохновение"
"Оч.Умелые руки"
Мой любимый питомец
"Пластилиновое чудо"
Формативное оценивание: от теории к практике
Талант-шоу
Музыкальная сова
Конференция "Инновационные технологии в образовании и науке"
Конференция "Инклюзивное образование: теория и практика"

You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!

 
ОЗОРНОЕ ЛЕТО

Творчество Василия Ивановича Сурикова

4 апреля 2019 г.

Титова Дарья Дмитриевна, 10 класс, Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств №2», Алтайский край, г.Новоалтайск.

 

 

 

Руководитель: Кузнецова Ирина Юрьевна, преподаватель предмета "история изобразительного искусства", Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств №2», Алтайский край, г.Новоалтайск.

 

 

 

Творчество Василия Ивановича Сурикова

Творчество Василия Ивановича Сурикова

Предметная область: «история искусств»

(реферат)


Введение

"Я ИСЧЕЗАЮ..." - таковы были последние слова, сказанные умирающим Василием Суриковым... А до этого - сорок лет титанической работы, грандиозные произведения, поражавшие всех и всякого, всеобщее восхищение и суеверное поклонение перед гением художника. «Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни», «Меньшиков в Березове», «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы», «Исцеление слепорожденного Иисусом» - каждая из этих картин становилось целой эпохой в развитии русской живописи. И вряд ли можно вспомнить другого русского художника XIX века, чей талант и творческое наследие имели бы такой большой резонанс и такое значение для всей нашей русской культуры. Судьба Василия Ивановича Сурикова родственна судьбам большинства художников-передвижников. Как и многие из них, он вырос вдали от столиц; преодолевая большие трудности, сумел поступить в Академию художеств. Суриков родился в Красноярске в 1848 году, в казацкой семье (предки его, по-видимому, некогда жили на Дону и пришли в Сибирь при Иоанне Грозном - с Ермаком). Прадеды художника участвовали в красноярском бунте XVIII века, и род Сурикова гордился этими вольнолюбивыми предками. Современный исследователь творчества Сурикова В.С. Кеменов пишет: «Через род Суриковых он чувствовал себя как бы участником истории XVI-XVII веков».

 

Цель: выявить особенности портретного жанра в творчестве В.И.Сурикова.

Задачи: рассмотреть творческую биографию В.И.Сурикова; проанализировать известные работы в области портретного жанра.

1. Творческая Биография В.И. Сурикова

Василий Иванович Суриков родился 12 января (24 по новому стилю) 1848 года в городе Красноярске в семье губернского регистратора Ивана Васильевича Сурикова. Семья принадлежала к старинному казачьему роду. "Предки его пришли в Сибирь вместе с Ермаком. Род его идет, очевидно, с Дона, где в Верхне-Ягирской и Кундрючинской станицах еще сохранились казаки Суриковы. Оттуда они пошли завоевывать Сибирь и упоминаются как основатели Красноярска. "После того как они Ермака потопили в Иртыше, - рассказывал сам художник, - пошли они вверх по Енисею, основали Енисейск, а потом Красноярские остроги - так у нас места, укрепленные частоколом, назывались". Имена Суриковых и Торгошиных (предков художника со стороны матери) упоминаются в списках бунтовщиков, выступивших против сибирского воеводы Дурново в конце XVII века.

В Сибири на все своя мера: расстояние в сотню верст - нипочем, стройка - на сотни лет. Богатства природы, торговый тракт, близость рудников и приисков с приносимым ими быстрым обогащением… вольное население, не знавшее крепостного права, необходимость каждому охранять себя и в лесу, и в дороге от лютого зверя или лихого человека - все это создавало и в обращении с деньгами особый размах. Наложила свою печать на Сибирь и каторга с ссылкой... Остроги с зловещими частоколами, клейменные лица, эшафоты с палачом в красной рубахе, свист кнута и бой барабана... - все это было обычными впечатлениями сибиряка. А рядом - беглые, жуткими тенями скользящие по задворкам в ночной тишине, разбои, грабежи, поджоги, пожары". Жизнь в Сибири сохраняла патриархальный уклад и жестокие нравы. Не раз семья Суриковых подвергалась разбойным нападениям, и жизнь будущего художника "висела на волоске". Любимыми развлечениями сибиряков были кулачные бои и охота. С малых лет Суриков ходил с отцом на охоту и прекрасно стрелял, а в юности любил участвовать в кулачных боях.

Огромное влияние на Сурикова оказала его мать Прасковья Федоровна. Она была незаурядным человеком - сильная, смелая, проницательная - "посмотрит на человека и одним словом определит". Прасковья Федоровна выросла в старинном, похожем на сказку, доме с высокими резными крыльцами, множеством крытых переходов и слюдяными окнами. Сам воздух в доме "дышал стариной". Из своего девичества она вынесла любовь к старинным торжественным обрядам, затейливым узорам. Прасковья Федоровна мастерски вышивала цветами и травами по своим рисункам, тонко чувствовала цвет, разбиралась в полутонах. Свою любовь к старине, внутреннее чувство прекрасного Суриков унаследовал от матери.

Тяга к рисованию проявилась у Сурикова с ранних лет. Мальчиком он вглядывался в окружающих: "как глаза расставлены", "как черты лица составляются", часами мог рассматривать старинные иконы и гравюры, пытаясь передать увиденное на бумаге. В 1856 году Суриков поступил в приходское училище в Красноярске. Там способности мальчика к рисованию были замечены преподавателем Н.В. Гребневым, который стал заниматься с ним отдельно, рассказывал о произведениях классического искусства, водил рисовать с натуры акварельными красками виды Красноярска.

"Идеалы исторических типов воспитала во мне Сибирь с детства. Она же дала мне и дух, и силу, и здоровье». Сибирь многое объясняет в творчестве художника, но для того чтобы красноярский юноша, выучившийся в Академии художеств на стипендию местного   купца-мецената, стал великим русским живописцем Суриковым, нужны были могучий талант, причем талант истинно русский, глубоко национальный, патриотизм, демократичность и высокая гражданственность, большая живописная, профессиональная культура и обширные знания, целеустремленность и сила воли. Наконец, неповторимый дар угадывания истории, не столько буквы, сколько ее духа, правды давно минувших веков.

У Сурикова не было настоящей мастерской. Свои знаменитые монументальные полотна художник писал или у себя дома, в одной из небольших комнат квартиры, которую тогда снимал (Утро стрелецкой казни, Меншиков в Березове, Боярыня Морозова), или, позже, в одном из залов Исторического музея (Покорение Сибири Ермаком, Переход Суворова через Альпы, Степан Разин). Обстановка была очень простой - лишь самое необходимое. Неприступный с чужими, живой и общительный только с близкими зловещим силуэтом Василия Блаженного позади, с мерцающими в утренней мгле жалкими свечками, с процессией искалеченных людей, плетущейся под грозным взором Антихриста Царя, гениально передает весь сверхъестественный ужас начинающейся петровской трагедии. Эпилог ее изображен еще с большей простотой и еще с большей силой: низкая, душная изба, в которой сидит огромный великан Меншиков, окруженный своими несчастными детьми, сильно напоминает «Баню с пауками» Свидригайлова. Страшное лицо бывшего герцога Ингерманландского прекрасно годилось бы для скованного Прометея...»

2.Портретная живопись В.И.Сурикова

В более свободные периоды своей творческой жизни, Суриков писал портреты и очень часто обращался к написанию автопортретов, коих он написал за свою историю множество. Кто то мог бы сказать, ну зачем столько много автопортретов, не уж то Суриков так себя любил?.

Ну невдомек людям, на автопортретах художник желал постичь истину, соответственно он писал их в уединении находясь в поисках верных цветовых решений, нужного объема и правильных пропорций, познание которых художник впоследствии раскрывал в своих исторических полотнах.

Как известно Василий Суриков много времени уделял историческим полотнам, писал много этюдов к ним, в некоторых работах, он мог писать себя самого, как персонажа картины.

Да, Суриков был несколько замкнутым человеком, возможно он имел некоторые комплексы, мужчина с непростым сибирским характером, у него мало было друзей, его мир несколько необычен и странен и в уединении он находил большую свободу мысли, да и не каждый художник любит, когда него часто лицезреют другие.

Таким образом себя, как натуру художник частенько ставил на первое место, не желая отвлекать родственников для нелегкого а порой длительного и утомительного позирования и тем более, портрет Суриков мог писать в любое задуманное им время.

Вся суть писания портретов это было не главным для Сурикова, можно так сказать он даже не любил выставлять портреты на публику, главная цель художника Сурикова это исторические произведения, где в мощной силе красок он раскрывает себя как уникального мастера и общество высоко оценивает его труды.

Портрет Суриков пишет только ради себя и семьи в свободное время от масштабных работ, он можно сказать отдыхает когда пишет автопортрет, наслаждаясь поиском новых решений. Да, для Сурикова это была не простая задача писать портрет и конечно трудно было угнаться за великим Репиным, который в написании портретов заметно преуспел. Поэтому свои портреты Суриков пытался развивать, оттачивая мастерство но он во многом впоследствии понимает, что как художник он может себя представить больше всего в его исторических произведениях.

Этюды к картине — нередко своеобразные выражающие иначе портреты тех, с кем был знаком художник, кто больше всего подходил к существующим в его нереальном представлении образам. Суриков любил рисовать свои модели одетыми в красочные шали, яркие платки, старинные женские одежды. Свои портреты он называет «Сибирячка» (1900), «Горожанка» (1902), «Сибирская красавица» (1891), «Казачка» (1892), чем и подчеркивает в создаваемых образах обобщенные характеры.

Его искушал своеобразный тип лица. «Женские лица я очень любил, не порченные ничем, нетронутые», — говорил Суриков, создавая своеобразный идеал национальной красоты в русской женском облике.

Не так часты у него мужские и детские портреты, но «Девочка с куклой» (1888), изображающая дочь художника, один из самых чистых и невинных детских образов в русской живописи XIX столетия. А «Портрет доктора Езерского» (1910), близкого друга художника, во всей полноте передает возможности Сурикова - портретиста в постижении непростого внутреннего мира человека.

Суриков никогда не писал заказных портретов. Моделями ему служили чаще всего его родные или близкие. Портрет дочери художника Ольги Васильевны Cуриковой (в замужестве Кончаловской), в детстве написан в 1888 году (Государственная Третьяковская галерея, Москва). Он создавался зимой 1887—1888 годов в Москве, в доме Кузьмина на Смоленском бульваре, где в это время жила семья Суриковых.


В письмах Сурикова сохранилось упоминание о работе над этим произведением: «Пишу я дома Олин портрет в красном платье, в котором она была в Красноярске» (Письмо П.Ф. и А.И. Суриковым от 9 сентября 1887 года ). 


Крепкая, живая десятилетняя девочка, по-детски неуклюжая, стоит у белой печки. Ее прямой и открытый взгляд смотрит прямо на зрителя. Вся фигура дочери схвачена художником весьма характерно. Как всегда, в суриковских портретах нет попыток придать модели нарочитую красивость. 

По семейным воспоминаниям, портрет писался при следующих обстоятельствах. «Василий Иванович вдруг ясно представил себе Олю возле печки. Он тихо встал, приоткрыл дверь и заглянул в щелку. Оля стояла в красном платье горошками на фоне ярко-белого кафеля, прижав к нему, теплому, две своих пухлых ладони. Круглое лицо ее было освещено приветливой и веселой уверенностью... Прошел месяц. В столовой появился мольберт с холстом, на котором в рост стояла Оля возле печки... Оля была терпелива — умела позировать. И часто вся семья вместе проводила утро в столовой, чтобы Оле не скучно было стоять...

В картине чувствуется атмосфера семейного уюта и покоя. Портрет дочери завершает самый счастливый в личном и творческом отношении период в жизни Сурикова.

Суриков был великолепным портретистом. Значение портрета, как жанра и как способа постичь человека художник отлично понимал. Именно поэтому его этюды к знаменитым картинам представляют собой портреты главных фигур будущих полотен. Великое множество и собственно портретов было создано мастером. Один из них — «Портрет княгини Кропоткиной» написан в 1882 году (Государственная Третьяковская галерея, Москва).

Героиня портрета Софья Августовна Кропоткина (Шаре), сестра художника. В картине видны основные индивидуальные принципы, на которые Суриков ориентировался, создавая свои портреты, а именно: определённая поза, которую задавал сам художник, нейтральный фон, для чего более всех подходил лист бумаги. Ещё одной значимой особенностью Сурикова было то, что окончательное решение всей картины создавалась только в момент работы над ней, то есть финальный замысел созревал не ранее, чем художник непосредственно начинал работать с натурой.

 

Княгине Кропоткиной художник решил в руки «дать» гитару, а для себя выбрал технику акварели. Невесомый, лёгкий образ создан только благодаря тончайшим цветовым переходам акварельных красок. Филигранные нюансировки создают пластичность, из которой вырастает портрет строгой, задумчивой чуть романтичной женщины. Сам портрет отличается изысканностью и аристократичностью – изящная поза, тонкие длинные кисти рук Софьи Августовны, красивый наряд, сочетающийся с тёмной тонкой шалью, накинутой на голову.
 

Первые мысли, которые возникают при виде картины «Сибирская красавица», написанной в 1892 году (Государственная Третьяковская галерея, Москва), лишний раз убеждают в том, что истинная женская красота не нуждается ни в каких украшениях. Этого мнения придерживался сам художник, который был родом из Сибири и очень сильно любил родную страну. Он часто использовал образы своих земляков для написания полотен. Здесь изображена молодая жизнерадостная сибирячка, от которой веет энергией и хорошим настроением. Она одета в исконно русский наряд, женщина излучает теплоту и добро. Её чёрные глаза светятся от счастья, в них виднеются проблески живой русской души.

Озорной взгляд прекрасно подчёркивает красивая улыбка, которая делает образ девушки более полным и завершённым. Особое внимание художник уделил костюму, в который одета героиня. На белоснежной рубашке надет чёрный сарафан, расшитый золотистыми нитками. Её голову украшает платок с вышивкой, прекрасно сочетаясь со всем нарядом. Сочетание цветов делает её образ неброским, но тем не менее, он выглядит очень нарядно. На девушку падает мягкий свет, который не выделяет никаких особых деталей.

Иван Суриков являлся воспевателем натуральной женской красоты, поэтому он предпочёл не изображать на девушке никаких лишних украшений. Он не хотел усложнить содержание картины, уделив больше внимания внутреннему миру сибирячки. Мастер невероятно точно изобразил типичную русскую красавицу, которая кажется сильной, свободной и улыбчивой. Её поза кажется слегка игривой и кокетливой, словно девушка забавляется. Платок повязан очень просто, «по – народному», подчёркивая её нарочитую небрежность. Но самое главное, что художник смог великолепно передать естественность и прелесть своей землячки, которая трогает самые тонкие струны души и заставляет восхищаться ей непринуждённой красотой.

Автопортрет 1913 года является одним из самых выразительных. На глухом сине-черном фоне выделяется лицо художника, написанное в холодной гамме зеленовато-желтоватых тонов. Широкими, пастозными, как бы втертыми мазками мастерски вылеплены формы. Когда создавался портрет, «сдало могучее здоровье» художника. «Он чаще и чаще болел. Работа замирала вместе с сердцем. Суриков ходил мрачный, задыхающийся». Признаки болезни заметны в автопортрете. Но болезнь не сломила могучей натуры художника. Он в эти годы, как отмечают современники, и в частности поэт М. Волошин, по-прежнему на вид был «крепкий, сильный, широкоплечий, моложавый, несмотря на то, что ему было уже под семьдесят... густые волосы с русою проседью, подстриженные в скобку, лежали плотною шапкой и не казались седыми. Жесткие и короткие, они слабо вились в бороде и усах. В наружности простой, народной, но не крестьянской, чувствовалась закалка крепкая, крутая; скован он был по-северному, по-казацки». Полным энергии, с зорко смотрящими глазами предстает Суриков и в автопортрете.

В «Автопортрете» (1913) художник изобразил себя погрудно, на нейтральном фоне, без намеков на свою профессию. Все внимание сосредоточено на простом, типично русском скуластом лице. Не восторженные чувства, а опыт жизни и пытливость ума читаются в проницательном взгляде; за внешней скромностью и сдержанностью вырастает личность, яркая, сильная, темпераментная. Таким знали и любили Сурикова его современники. Как всякий большой художник, уходя из жизни, он оставил нам как завет свое искусство, рожденное любовью к Родине и народу, высоким взыскательным талантом и мастерством.

На портрете «Сибирячка»(1909г.)  изображена женщина перед зеркалом. Этот нехитрый сюжет вдохновлял многие поколения художников. Каждый находил в нем что-то свое, особенное, невидимое для других.

Автор представляет зрителю образец истинно русской женской красоты. Пышнотелая, густоволосая, голубоглазая красавица внимательно изучает свое отражение, оценивая то, насколько ей идет темно-синяя ткань, предназначенная для нового наряда. Рыжеватые волосы, белое тело, пухлые губы, глубокие глаза, полная грудь - все в представленной модели привлекает художника, он откровенно любуется своей героиней, воплощающей в себе идеал сибирской красавицы.

Сочетание коричневых тонов и насыщенного синего цвета создает уютную, теплую, спокойную атмосферу работы. Спокойный и простой фон картины призван подчеркнуть белизну тела, оттенить синюю ткань, облегающую стан героини. Мастеру удалось отлично передать фактуру ткани, матовую мягкость кожи, блеск густых волос.

Героиня смотрит в зеркало недоверчиво, критически оценивая себя со стороны. Возникает ощущение некой театральности сюжета. Автор словно подглядел эту сцену, оставаясь для героини невидимым.

Вывод.

Судьба Василия Ивановича Сурикова родственна судьбам большинства художников-передвижников. Как и многие из них, он вырос вдали от столиц; преодолевая большие трудности, сумел поступить в Академию художеств.

Портретный жанр играл большую роль в творчестве В.И. Сурикова. Помимо исторических картин Суриков создал много портретов и автопортретов, из которых видно огромный дар художника и его интерес ко внутреннему миру своих моделей.

Суриков был великолепным портретистом. Значение портрета, как жанра и как способа постичь человека, художник отлично понимал. Именно поэтому его этюды к знаменитым картинам представляют собой портреты главных фигур будущих полотен.

Поэтому свои портреты Суриков пытался развивать, оттачивая мастерство, но он во многом впоследствии понимает, что как художник он может себя представить больше всего в его исторических произведениях.

В.И. Суриков очень сильно любил родную страну. Он часто использовал образы своих земляков для написания полотен.  Так, в картине «Сибирячка», художник смог великолепно передать естественность и прелесть своей землячки, которая трогает самые тонкие струны души и заставляет восхищаться ей непринуждённой красотой.

Суриков никогда не писал заказных портретов. Моделями ему служили чаще всего его родные или близкие. Портрет дочери художника Ольги Васильевны Cуриковой (в замужестве Кончаловской), в детстве, написанный в 1888 году, раскрывает обаяние и непосредственность ребёнка.  В картине чувствуется атмосфера семейного уюта и покоя.

В его портретах нет попыток придать модели нарочитую красивость. 


Список литературы

1. Волошин М.А. Суриков. Материалы для биографии. // Аполлон, 1916. № 6-

2. История русского и советского искусства: Учеб. пособие для вузов. - М: Высшая школа, 1989.

3. Капланова С.Г. В.И. Суриков-портретист. // Художники-передвижники. Сб. статей. М., 1975.
4. Машковцев Н.Г. Василий Иванович Суриков. М.-Л. 1948.

5. Никольский В.А. В.И. Суриков. Творчество и жизнь. Типография И. Сытина. М., 1918.

6. Сарабьянов Д. История русского искусства конца 19 - начала 20 века. - М: Галарт, 2001.

7. Энциклопедия для детей. Т.7.Искусство. Ч.2. -М.: Аванта, 2000.  Минченков Я.Д. Воспоминания о передвижниках. Л., 1980.

8.http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/izobrazitelnoe_iskusstvo/CURIKOV_VASILI_IVANOVICH.html

9. http://artsurikov.ru/

10. http://www.art-drawing.ru/gallery/category/685-surikov-vasily-ivanovich


Список иллюстраций.

1.          В.И.Суриков. «Портрет Ольги Васильевны Cуриковой
(в замужестве Кончаловской) дочери художника, в детстве» - 1888 год. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

2.        В.И.Суриков «Портрет княгини С. А. Кропоткиной c гитарой» - 1882 год. Бумага, акварель. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

3.       В.И.Суриков «Сибирская красавица» - 1891год. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

4.       В.И.Суриков «Автопортрет» - 1913г.  Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

5.       В.И.Суриков «Сибирячка» - 1909год. Холст, масло. Русский музей, Санкт-Петербург.


ИЛЛЮСТРАЦИИ   СКАЧАТЬ

Участники конкурсов:
Приглашаем на "Первую Республиканскую предметную олимпиаду" учеников и учителей
ОБУЧАЮЩИЕ ПРОГРАММЫ
Конференции
Фестивали
Олимпиады
Публикации
Рецензии

Подать заявку

Электронный или печатный вариант

Курсы повышения квалификации (дистанционные)

 "Внесение изменений в методику преподавания инструктора физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении в условиях реализации ФГОС"

Внесение изменений в методику использования ИКТ в современном дошкольном образовании в условиях ФГОС

"Развитие математической грамотности учащихся в условиях обновления содержания образования"

 Курсы повышения квалификации по предметам начальных классов в рамках обновления содержания образования РК

"Курсы повышения квалификации педагогических кадров "Развитие профессиональной компетентности музыкального руководителя в условиях обновления содержания дошкольного воспитания и обучения"

"Методика проектирования современного урока русского языка и литературы в условиях поликультурного и полиязычного образования" для учителей русского языка и литературы

Курсы профпереподготовки
Электронные курсы
СБОРНИКИ
Дистанционные Мастер-классы
ПУБЛИКАЦИИ
ПУБЛИКАЦИИ
Закажи публикацию на любую тему и получи СЕРТИФИКАТ
ДИСТАНЦИОННЫЕ МАСТЕР-КЛАССЫ
«Мой коллега – яркий пример компетентного педагога 21 века»
Изменим мир к лучшему!
Улыбнись всему миру
"Моя будущая профессия"
МЫ ЦЕНИМ - МЫ ДОРОЖИМ
"ТАЛАНТ ШОУ"
"Открытый урок"
Методическая система эффективного учителя
Золотые руки
Лучший медиаурок
Конференция Обновлённая программа образования: теория и практика
II конференция Новые подходы в преподавании и обучении в условиях обновления образования
"Инновационные методики и технологии в обучении"
"Грани науки"
"Мастерская педагога"
"Лучшая презентация к уроку"
НПК "Новые подходы в обучении"
Золотое перо
Новые идеи
"Сто талантов"
ПУБЛИКАЦИИ
Наверх
Товар добавлен в корзину