Оставьте Ваши данные, чтобы всегда быть в курсе выгодных предложений!

 

 
Магазин: Корзина
КАТАЛОГ МЕРОПРИЯТИЙ:
КОНКУРСЫ ПЕДАГОГАМ
КОНКУРСЫ ШКОЛЬНИКАМ, СТУДЕНТАМ
КОНКУРСЫ ДОШКОЛЬНИКАМ
Новостная рассылка!
Online-консультант
Анна Анатольевна Пыхтина
Мы в соцсетях!
 
ОЗОРНОЕ ЛЕТО
Мы со спортом дружим
Новый горизонт
Публикации
Педагогика творчества
Лучшая вариативная учебная программа
"Вдохновение"
NEV! "Оч.Умелые руки"
NEV! Мой любимый питомец
"Пластилиновое чудо"
Формативное оценивание: от теории к практике

You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!

 

Могут ли Симка и Нолик стать друзьями Незнайки?

8 февраля 2018 г.

Дроздова Анастасия Артемьевна, 3 "Б" класс, КГУ "Средняя школа № 24" акимата г. Усть-Каменогорска, Восточно-Казахстанская область, г. Усть - Каменогорск, Казахстан.

 

 

 

Научный руководитель: Короткова Наталья Васильевна, учитель начальных классов, КГУ "Средняя школа № 24" акимата г. Усть-Каменогорска, Восточно-Казахстанская область, г. Усть - Каменогорск, Казахстан.

 

 

 

 

Проектная работа

Могут ли Симка и Нолик

стать друзьями Незнайки?

(литература)

Annotauia

Аннотация

Андатпа

Презентация

Дневник наблюдений

Книга

Могут ли Симка и Нолик стать друзьями Незнайки?

Отзыв руководителя об исследовательской работе

Паспорт проектной работы

Наименование проекта: «Могли ли Симка и Нолик стать друзьями Незнайки?»

Автор проекта: Дроздова Анастасия, ученица 3 «Б» класса, КГУ «Средняя школа № 24» акимата города Усть - Каменогорска

Научный руководитель: Короткова Наталья Васильевна

Цель: Определить принцип, по которому Н. Носов давал  имена героям в литературной сказке «Приключения Незнайки и его друзей».

Задачи:

  • познакомиться с повестью-сказкой «Приключения Незнайки и его друзей»;
  • изучить творческую биографию Н. Носова;
  • изучить историю создания сказки, истоки литературного персонажа «Незнайка»;
  • проанализировать «говорящие» имена героев повести-сказки, классифицировать их с точки зрения значения и происхождения;
  • создать свою сказку, сохранив авторскую задумку – говорящие имена героев.

Объект исследования: повесть сказка Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей».

Предмет исследования: имена собственные в сказке.

Гипотеза: если бы Н. Носов был нашим современником, то героями его сказки могли бы стать известные фиксики - Симка и Нолик.

Методы исследования:

  • анкетирование;
  • изучение научной литературы и интернет - источников;
  • анализ полученных сведений;
  • анализ художественного текста с точки зрения поставленной цели;
  • обобщение полученных данных;
  • творческая работа.

Этапы проектной работы:

  • Подготовительный: октябрь 2017 года – чтение сказки Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»
  • Исследовательский: ноябрь - декабрь 2017 года – изучение теоретических материалов (знакомство с биографией писателя, изучение истории создания сказки и т.д.)

январь – февраль 2018 года – исследовательская работа (анализ имен собственных в повести-сказке, создание классификации), написание авторской сказки «Новые друзья Незнайки»

  • Аналитический: январь 2018 года – оформление результатов работы
  • Презентация результата: 2018 год – защита проекта

Результат проекта (продукт): презентация к проекту, авторская сказка «Новые друзья Незнайки»

Введение

В мире, где я живу, есть много способов весело провести время дома, если ты остался один. Проведя небольшой опрос среди своих друзей - первоклассников, я выяснила, что свое свободное время они проводят так:

6 человек (из 50) - смотрят телевизор

13 человек (из 50) - играют в компьютерные игры

11 человек (из 50)  - рисуют

4 человека (из 50) - играют игрушками

6 человек (из 50) - общаются  по телефону с друзьями

10 человек (из 50) - читают

Я тоже люблю смотреть телевизор и играть, но больше всего мне нравится проводить свободное время, читая интересные книги.

На день рождения мне подарили книгу Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Не смотря на то, что люблю читать, я не сразу принялась за чтение. Книга мне показалась очень сложной, так как в ней было почти 200 страниц. Осенью мама предложила мне все-таки прочитать книгу, но не просто, как читателю, а как исследователю: читать и думать. После прочтения книги мы решили наши размышления оформить в проект.

Почему я считаю, что мой проект важен? Его значимость заключается в том, чтобы привлечь моих друзей к чтению, доказать им, что чтение – это не трудная обуза, а увлекательное занятие.

Перед началом проекта мы с мамой определили цель: выяснить принцип, по которому Н. Носов давал  имена  героям  в литературной сказке «Приключения Незнайки и его друзей».

Чтобы добиться этой цели, мы поставили такие задачи:

  1. изучить творческую биографию Н. Носова;
  2. познакомиться с повестью-сказкой «Приключения Незнайки и его друзей»;
  3. изучить историю создания сказки, истоки литературного персонажа «Незнайка»;
  4. проанализировать «говорящие» имена героев повести-сказки, классифицировать их с точки зрения значения и происхождения;
  5. создать свою сказку, сохранив авторскую задумку – говорящие имена героев.

В работе над проектом мне помогали книги:

  1. Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей» .// М.,2015г.
  2. Русская литература для детей. // под ред. Г.Д. Полозовой М., 1998г.

И сайты Internet:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/
  2. http://shkolazhizni.ru/
  3. http://dolis.com.ru/

 

Жизнь и творчество Николая Носова

http://www.mega-stars.ru/img/writers/pictures/nosov_nikolaj_nikolaevich.jpg

Николай Николаевич Носов родился 10 ноября 1908 года в Киеве, в семье эстрадного артиста, который в зависимости от обстоятельств работал и железнодорожником.

Николай любил бывать на выступлениях отца, смотреть концерты и спектакли. Родители даже думали, что мальчик тоже хочет стать актёром. А он в школьные годы хотел стать музыкантом и долго мечтал, чтобы ему купили скрипку. После покупки скрипки Николай понял, что учиться музыке нелегко, и скрипка была заброшена.

Носов с гимназических лет увлекался музыкой, театром, шахматами, фотографией, электротехникой и даже радиолюбительством. Чтобы прокормить семью Николай с 14 лет был вынужден работать: был газетным торговцем, землекопом, косарём и т. п. Окончив школу  в 1924 году, он работал чернорабочим на бетонном заводе  и на частном кирпичном заводе.

Николай Носов сначала хотел стать химиком, но не смог поступить в институт. Через несколько лет он передумал и поступил в художественный институт, а потом перевелся в институт кинематографии.

С 1938 года Носов начинает писать детские рассказы. Сам Николай Николаевич говорил, что начал писать для детей совершенно случайно — раньше просто рассказывал сказки своему маленькому сынишке и его друзьям. «Постепенно я понял, что сочинять для детей — наилучшая работа, она требует очень много знаний, и не только литературных…»

Список рассказов Николая Носова достаточно большой. Эти короткие ис­тории призваны воспитывать в детях честность, чувство товарищества, отзывчивость, любовь к труду и т. д.; в них осуждаются такие постыдные качества, как зависть, тщеславие, грубость.

Наиболее известны и любимы читателями сказочные произведения Николая Носова о Незнайке. Первое из них — сказка «Винтик, Шпунтик и пылесос». Потом была написана знаменитая трилогия: «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе» и «Незнайка на Луне».

Значение писателя для русской литературы огромно. Одно из доказательств этому – выпущенная в 2008 году Монета Банка России — Серия: «Выдающиеся личности России», 100-летие со дня рождения детского писателя Николая Николаевича Носова, серебро, 2 рубля. *

 

*https://ru.wikipedia.org/wiki/

 

Откуда ты взялся, Незнайка?

 

Знаете ли вы, кто придумал Незнайку? Уверена, что вы ответите так: ну, конечно же, замечательный русский писатель Николай Носов!
Ну что, так вы и ответили? Если да, то ошиблись. А знаете, почему? Потому, что на самом деле Незнайку придумал канадский писатель и художник Палмер Кокс, в комиксах которого впервые и появился этот герой еще в середине XIX века.

В 1889 году русская писательница Анна Хвольсон сделала вольный перевод комиксов канадского писателя о жизни малюток-эльфов «Приключения Мурзилки и лесных человечков». По сюжету комиксов человечки с забавными именами Мурзилка, Незнайка, Чумилка-Ведун, Заячья Губа, Дедко-Бородач и другие, путешествовали по миру. Главный герой - Мурзилка, по сюжету сказки, постоянно попадал в какие-то смешные истории. *

Рассказывают, что впервые Николай Носов столкнулся с книжками Анны Хвольсон в начале 50-х годов. Писателю захотелось по-своему пересказать эти сказки. Так и родились Цветочная страна, а также ее жители – Незнайка и его друзья. Главного героя Носов наградил именем одного из персонажей Хвольсон – Незнайка, а вот характер для главного героя своей книги  он взял у Мурзилки.

Начиная сочинять истории о Незнайке, автор, наверное,  и сам не подозревал, во что разовьются коротенькие остроумные рассказы про недалекого и любопытного малыша, пытающегося «с налету» освоить самые разнообразные профессии. У Носова получилась страна, нет, целая планета лилипутов.**

Вот уже более 60 лет Незнайка остается одним из любимых сказочных героев. А доказательство тому – использование образа Незнайки в самых разных вещах нашей жизни.

http://cdn2.shopium.ua/d/kidium/c/s/a04c662e-9ac7-4c85-8fe3-29949add66f6.jpg  http://static.dochkisinochki.ru/upload/catalog/772afd4b3706347641835927db34377e/GL000159634_001.jpg   http://cdn2.shopium.ua/d/kidium/c/s/a04c662e-9ac7-4c85-8fe3-29949add66f6.jpg   http://st.depositphotos.com/1026531/2260/i/950/depositphotos_22602275-RUSSIA---CIRCA-1992-A-stamp-printed-in-Russia-shows-Dunno-Nez.jpg    http://dic.academic.ru/pictures/wiki/files/68/Dunno_and_his_friends_Postal_card_Russia_2008.jpg

«Говорящие» имена в повести – сказке

«Приключения Незнайки и его друзей»

Читая сказку «Приключения Незнайки и его друзей», я выписывала все имена в специальную таблицу, отмечая, за что герой получил такое имя. Вот что у меня получилось:

 

Герои-мальчики

 

Знайка

самый умный коротышка в городе, все знает

Растеряйка

постоянно теряет нужные вещи

Пончик

любит покушать, в то время, когда писалась сказка, пончики были лакомством

Молчун

от слова «молчать», он не любит болтать

Ворчун

от слова «ворчать», он постоянно ворчит

Торопыжка

от слова «торопиться», всегда спешит куда-то

Гусля

«гусли» - это музыкальный инструмент, а герой сказки - музыкант

Тюбик

этот герой – художник, а краски для художников – в тюбиках

Пулька

от слова «пуля» для ружья, он охотник

Сахарин Сахариныч Сиропчик

любит все сладкое, в то время, когда писалась сказка, не было кока-колы, зато были сладкие сиропы

Винтик, Шпунтик

они изобретатели, а изобретателям очень нужны всякие винтики

Пилюлькин 

он доктор, а в то время, когда писалась сказка, таблетки называли пилюлями

Авоська, Небоська

они братья, никогда не думают о том, чтобы сделать дело хорошо, надеются на «авось и так получится»

Незнайка

хоть он и главный герой, но получается самый глупый – ничего не умеет и не хочет стараться, чтобы получилось

Стекляшкин

он астроном, может, он так называется потому, что его подзорная труба – со стеклом?

Гунька

лучший друг Незнайки, не знаю, почему такое имя, может от слова «гундеть»

Цветик

он поэт и сам взял себе такое имя, наверное, чтобы казаться нежным, как цветок

 

Жители Зеленого города и Змеевки

 

Гвоздик

он забияка, у него колючий (как гвоздь) характер

Медуница

она врач и всех лечит медом

Смекайла

от слова «смекать», то есть понимать, он писатель и наверное очень умный, все понимает

Бублик

водитель, руль у машины круглый, похож на бублик

Самоцветик

поэтесса, наверное, тоже (как поэт Цветик) очень нежная, как цветок

 

Имена девочек

 

 

Мушка, Кнопочка, Ромашка, Заинька, Стрекоза,

Галочка, Елочка, Кубышка, Маргаритка, Снежинка, Ласточка, Кисонька

У девочек имена нельзя назвать говорящими. Ведь не скажешь, что, раз девочка «Стрекоза» - то у нее есть крылья? Или огромные глазищи? Или Мушка – что же она, мух любит? Или жужжит все время?

Имена у девочек ласковые, мягкие. Подчеркивают, что девочки – маленькие и нежные

     

 

 После того, как я расписала имена всех героев, мне стало понятно, что Николай Носов давал своим героям имена по трем принципам:

По профессии: Гусля, Тюбик, Пулька, Винтик и Шпунтик, Пилюлькин, Стекляшкин, Цветик, Медуница, Самоцветик, Смекайла, Бублик

По характеру: Знайка, Растеряйка, Молчун, Ворчун, Торопыжка, Авоська и Небоська, Незнайка, Гунька, Гвоздик

По внешности: Пончик, Сиропчик, Кнопочка

Имена остальных девочек можно отнести и ко второй и к третьей группе.

Значит, имена всех героев повести-сказки – «говорящие»: еще не прочитав о герое, уже можно предположить, кто он такой, чем занимается, или какой у него характер.

А если  бы Н. Носов жил в соседней квартире?

После того, как я поняла принцип, по которому Николай Николаевич Носов давал имена своим героям, мама предложила мне подумать, изменились ли бы у героев сказки имена, если бы писатель жил в наше время? Мы поразмышляли и решили, что даже в наше время неизменными бы остались имена у тех героев, которые получили их за характер. Ведь во все времена встречаются молчуны и ворчуны, а также тихони и зануды. Девочки, наверное, тоже сохранили бы свои имена, ведь и у нас сейчас принято называть красивых маленьких девочек «Ласточками», «Кисоньками» и «Заиньками». А вот имена по профессиям могли бы быть другими. Время не стоит на месте, появляются новые изобретения, новые профессии. Мы составили список имен, которые бы Н. Носов мог также использовать, если бы жил в наше время. Вот что у нас получилось:

Ученые, занимающиеся изобретением и ремонтом современной техники

Мы подумали, что они могли бы быть похожи на героев мультфильма «Фиксики» и дали им имена – Симка и Нолик

Врач

Сейчас мы не говорим «пилюли», а лечимся таблетками, сиропами и уколами. Так что имена были бы такие «Таблеткин», «Сиропчик»

Художник

Дети сейчас редко пользуются красками из тюбиков, рисуют чаще всего красками акварельными. Получилось красивое девчачье имя - Акварелька

Мы добавили бы Фотографа

Назвали его просто - Фотик

 

Размышляя дальше, мы пришли к выводу, что остальные «говорящие» имена подходят и для нашего времени. Ведь водители, музыканты и поэты живут и трудятся и сейчас.

А вот если задуматься о любителях покушать… Сейчас никого не увлечешь сладким сиропом или пончиком. В наше время выбирают хот-доги, гамбургеры, чипсы. И мы подумали, что для современных толстячков больше подошли бы имена Чипсик и Кириешечка.

Таким образом, можно сделать вывод, что наша гипотеза подтвердилась. Если бы Николай Николаевич Носов был нашим современником, то друзьями Незнайки могли бы стать Симка и Нолик, известные мультяшные Фиксики, а также другие герои с именами, соответствующими уровню развития современного общества.

Заключение

Закончив работу над проектом, мне хочется сказать все ребятам: читайте книги. Они помогут вам не только избавиться от скуки, но и научат быть внимательными. Чем больше вы будете читать, тем быстрее поймете, что книга – наш друг и помощник, и, может быть, вам, как и мне, захочется самим стать писателями.

Список литературы

 

  1. Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей» .// М.,2015г.
  2. Русская литература для детей. // под ред. Г.Д. Полозовой М., 1998г.
  3. https://ru.wikipedia.org/wiki/
  4. http://shkolazhizni.ru/
  5. http://dolis.com.ru/

ПРИЛОЖЕНИЕ

Участники конкурсов:
ОБУЧАЮЩИЕ ПРОГРАММЫ
Конференции
Фестивали
Олимпиады
Публикации
Рецензии

Подать заявку

Электронный или печатный вариант

Дистанционные курсы
Курсы профпереподготовки
Электронные курсы
СБОРНИКИ
Дистанционные Мастер-классы
NEV! Изменим мир к лучшему!
NEV! Улыбнись всему миру
NEV! "Моя будущая профессия"
NEV! МЫ ЦЕНИМ - МЫ ДОРОЖИМ
NEV! "ТАЛАНТ ШОУ"
NEV! "Открытый урок"
NEV! Методическая система эффективного учителя
NEV! Золотые руки
NEV! Лучший медиаурок
NEV! 1 конференция
NEV! "Инновационные методики и технологии в обучении"
NEV! "Грани науки"
NEV! "Мастерская педагога"
NEV! "Лучшая презентация к уроку"
NEV! Золотое перо
NEV! Вторая конференция
NEV! Новые идеи
"Сто талантов"
ДИСТАНЦИОННЫЕ МАСТЕР-КЛАССЫ
Наверх
Товар добавлен в корзину