Оставьте Ваши данные, чтобы всегда быть в курсе выгодных предложений!

 

 
Магазин: Корзина
КАТАЛОГ МЕРОПРИЯТИЙ:
КОНКУРСЫ ПЕДАГОГАМ
КОНКУРСЫ ШКОЛЬНИКАМ, СТУДЕНТАМ
КОНКУРСЫ ДОШКОЛЬНИКАМ
Новостная рассылка!
Online-консультант
Анна Анатольевна Пыхтина
Мы в соцсетях!
 
NEV! Вернисаж талантов
Мы со спортом дружим
Новый горизонт
Публикации
Педагогика творчества
Лучшая вариативная учебная программа
"Вдохновение"
NEV! "Оч.Умелые руки"
NEV! Мой любимый питомец
"Пластилиновое чудо"
Формативное оценивание: от теории к практике
Талант-шоу
NEV! Конференция "Инновационные технологии в образовании и науке"
NEV! Конференция "Инклюзивное образование: теория и практика"

You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!

 
ОЗОРНОЕ ЛЕТО

"Инновационные технологии в развитии творческих способностей учащихся на уроках литературы"

14 марта 2019 г.

Фендрикова Надежда Сергеевна, преподаватель русского языка и литературы, КГУ "Гимназия № 60", Республика Казахстан, город Алматы

 

 

 

 

"Инновационные технологии в развитии творческих способностей учащихся на уроках литературы"

"Инновационные технологии в развитии творческих способностей учащихся на уроках литературы"

 

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Урок-путешествие

А. С. Пушкин  «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Урок-путешествие

Раздел 2: Литературная поэтическая сказка

Тема: А. С. Пушкин  «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Урок-путешествие

 

школа: КГУ «Гимназия  № 60»

 

дата:

ФИО учителя:

Фендрикова Надежда Сергеевна

 

класс: 5

количество присутствующих:

 

количество отсутствующих:

цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке:

 

ПО5 кратко пересказывать содержание произведения по картине 

 АИ2 определять основную мысль произведения

АИ 4 Анализ эпизодов

АИ 5 характеризовать героев

 

ПЛАН

планируемые сроки

планируемые действия

ресурсы

 

Начало урока

 

 

7 мин

 

1.Организация класса

2. Психологический настрой «Дерево добра»

Обратите внимание на наше одинокое дерево, на котором одно красное яблоко .  Давайте проявим  чуткость к дереву , поможем ему  стать  красивым. У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета), который вам нравится по цвету и прикрепить на ветки дерева.

Секрет прост….Не важно какой цвет Вы выбрали. Все эти цвета несут позитив и море положительных эмоций.

Помните, что красота дерева зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий. Давайте назовем наше дерево Деревом Добра. Пусть сегодня Добро поможет провести  наш урок на хорошем уровне.

 

А какое настроение нужно, чтобы наш урок получился удачным? (хорошее)

Давайте подарим друг другу хороошее настроение. Улыбнитесь, пожелайте друг другу удачи.

Предлагаю взять для урока такой девиз :

« С малой удачи начинается  успех».

Я желаю Вам много « маленьких удач » на уроке.

 

3.Выход на тему :

Обратите внимание на то, что на дереве всего одно яблоко. Под деревом сундук. Интересно, а в сундуке что есть?

Этот предмет необычное свойство имело:

Говорить оно умело.

 

Подскажите ,ребята, зеркало и яблоко знакомы вам?

 

Сюжет какой сказки они напоминают нам?

 

Как вы думаете,  какая тема нашего урока?

 

 

 

 

Верно заметили, ребята, сегодня мы проведем урок-обобщение по  «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина.

 

4. Формирование групп.

Но перед началом урока давайте сформируем группы.

Для этого я прошу ответить о чем идет речь:

 

 1 группа        Ты встаешь во тьме глубокой,

Круглолицый, светлоокий,

И, обычай твой любя,

Звезды смотрят на тебя.   (Месяц)

 

    2 группа       … ты ходишь…ходишь

Круглый год по небу, сводишь

Зиму с теплою весной,

Всех нас видишь под собой. (Солнце)

 

     3 группа      Не боишься никого,

       Кроме бога одного. (Ветер)

 

Формируются группы :  «Ветер», «Солнце», «Месяц»

 

 

На доске «Дерево Добра »

 

 

 

Разноцветные листья

 

 

Ответ детей

 

 

 

 

 

 

 

 

Яблоко

Сундук с зеркалом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Уч-ся отгадывают загадки

середина урока

 

 

 

23 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Давайте  откроем тетрадки, запишем число и тему нашего урока

 

 А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Путешествие по сказке.

Эпиграфом к нашему уроку мы возьмем слова грузинского поэта Шота Руставели:

«Лишь добро одно бессмертно. Зло подолгу не живет »

 

Просмотр видеофрагмента

 

Давайте закроем на мгновение глаза…

 

Приглашаю всех вас я.

В сказку Пушкина, друзья.

 

Итак, мы в сказке А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

 

Целеполагание

По дороге мы должны будем учиться сравнивать образы героев, анализировать текст, делать выводы.

Вы готовы?  У мудрого автора есть ещё условия. Он любит за работу награждать

 

Если ответ Ваш будет прекрасный-,

То жетон получите красный.

Если ответ чуть будет похуже-

Зелёный цвет вами заслужен,

Ну а если не преодолели преград-

Не получите наград !

 

5. Стадия «Осмысления содержания»

Для начала предлагаю вам поиграть. Я читаю строки из сказки, а вы должны дополнять …

 

Царь с царицею простился,
В путь-дорогу ….(снарядился),
И царица у окна
Села ждать его одна.

Вот в сочельник в самый, в ночь
Бог дает царице … (дочь)

Издалеча наконец
Воротился царь-отец.
На него она взглянула,
Тяжелешенько …(вздохнула ),
Восхищенья не снесла,
И к обедне … (умерла)

Долго царь был неутешен,
Но как быть? и он был грешен;
Год прошел как сон пустой,…
Царь (женился на другой)
Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:…….
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и (ревнива).
Ей в приданое дано
Было ….(зеркальце одно);
Свойство зеркальце имело:…
(Говорить оно умело.)
С ним одним она была
Добродушна, весела,
С ним приветливо шутила
И, красуясь, (говорила):…..

 

Инсценировка

 

Обсуждение после просмотра

Что чувствует царица, когда слышит слова зеркальца о том, что царевна прекрасна? Назовите глаголы.

 

Каким цветом можно раскрасить чувства и настроение царицы в этом отрывке?

 

Как вы думаете добрый человек будет кричать, злиться, ненавидеть, завидовать…..?

 

Мы все знаем такое выражение «В сказках Добро побеждает Зло».

Давайте попробуем определить, что же такое Зло и Добро?

 

 

Добро……

Зло…….

 

Можем ли мы утверждать , что добро и зло являются противоположными значениями? (Да)

 

А как в литературоведении называются эти понятия? АНТИТЕЗА

 

Давайте вспомним это определение.

(Антитеза – резкое противопоставление образов, понятий).

 

Я бы хотела узнать, какие Вы черты характера относите к положительным, а какие к отрицательным.

 

У каждой группы карточки со словами. Подчеркните красным цветом положительные черты характера, а черным- отрицательные.

ДОБРОТА                  ЗАВИСТЬ

КРОТОСТЬ                ЗЛОБА

ЛЮБОВЬ                   ЭГОИЗМ

ВЕРНОСТЬ                ПРЕДАТЕЛЬСТВО

ОТЗЫВЧИВОСТЬ     РЕВНОСТЬ

 

Формативное Оценивание  уч-ся + жетон

 

 

Давайте определим  Кто из героев является положительным и отрицательным.

           

Критерий:

  1. Определить, кто является положительным, а кто отрицательным героем  по их поступкам

 

Метод « Кластер »

 

1 и 2 группа (Сравнительная характеристика главных героинь)

3 группа Индивидуальная работа на карточках

Характеристика героев сказки на соответствие

 

 

Дескрипторы :

1.Дают характеристику героям по их поступкам

3.Характеристика героев сказки на соответствие

1.Добрые поступки царевны

2.Злые, черные   действия  мачехи

 

 

Царевна               

                                        вредная

                                         Готовит еду

                                         Прибирается в доме

                                         Любит себя

                                         Добрая

                                         Любит богатство

                                         Любит власть

    Мачеха                        любит братьев,родных 

 

Дескрипторы

1.Указывает добрые поступки царевны

2.Указывает злые действия мачехи

 

 

Формативное Оценивание  уч-ся + жетон

 

Метод «Проблемная ситуация»

 

I. Литературные портреты.

1 группа

Чей это портрет?

Белолица, черноброва

Нраву кроткого такого. (царевна)

 

2 группа

Чей это портрет?

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла,

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива. (царица)

 

3 группа

О ком так говорит поэт?

«Семь румяных усачей» (семь богатырей)

 

II. Цифровой бум.

1 группа

Сколько дней ждали богатыри, пока царевна не восстанет ото сна? («ждали три дня»)

 

Количество столбов, на которых висел гроб? (6 столбов).

 

2 группа

Сколько прошло времени, как «царь женился на другой»? («год прошёл как сон пустой»)

 

3 группа

Какое приданое было готово для царевны? (« семь торговых городов да сто сорок теремов»)

 

III. Почемучка.

1 группа

Почему царица велела Чернавке отвести царевну «в глушь лесную»?

 

2 группа

Почему царевна отказала богатырям быть одному из них женою? (« Но другому я навечно отдана. Мне всех милей королевич Елисей»)

 

3 группа

Почему и солнце, и месяц, и ветер помогали королевичу Елисею?

 

IV. Цветопись.

1 группа

Какого цвета брови были у царевны? («черноброва»)

 

2 группа

Какой зависти полна была царица? («чёрной зависти полна»)

 

3 группа

  Какого цвета было вино, от которого отказалась царевна?   (Зелёного).

 

Формативное Оценивание  уч-ся + жетон

 

  Метод «Найди ошибку»

 

1. Долго царь был неутешен,

Но как быть? И он был грешен;

День прошел как сон пустой,

Царь женился на другой.(Год)

 

2. Свойство зеркальце имело:

Предсказать судьбу умело. (Говорить оно)

 

3. Входят семь богатырей,

Семь румяных богачей... (Усачей)

 

4. Братья милую девицу

Полюбили. К ней в светлицу

Раз, лишь только рассвело,

Всех их пятеро вошло. (Семеро)

 

5. Но живет без всякой славы,

Средь зеленые дубравы,

У семи богатырей

Та, что все ж тебя скромней. (милей)

 

Формативное Оценивание  уч-ся + жетон

 

Метод «Горячий стул»

Капитаны команд.    Кто внимательнее?

Участники  по очереди отвечают на вопросы по «Сказке о мертвой царевне».

 

1) На что глядела царица, ожидая возвращения мужа?

2)  Что делает Елисей перед тем, как отправиться в дорогу?

3) Кто первым встретил царевну на дворе у семь богатырей?

4) Как называлось жилище семи богатырей?

5) Чем занимались семь богатырей?

6) Чем угрожала царица чернавке, узнав что царевна не погибла?

7) Что дала царевна чернице, пришедшей к ней во двор?

8) Чем занялась царевна, ожидая богатырей, перед тем, как попробовала яблоко?

9) Кто приходит к царевне с целью погубить ее?

10. Из чего был сделан гроб, в который семь богатырей положили царевну?

11) Куда семь богатырей отнесли гроб со спящей царевной?

12) Какими были первые слова проснувшейся царевны?

 

Метод «Совместный поиск»

 

«Составь предложение»: из данных отдельных слов, стоящих в начальной форме, составить предложение так, как оно звучит в сказке . помолиться усердно Бог королевич Елисей отправиться в дорога за красавица душа невеста молодой

 

Королевич Елисей,

Помолясь усердно богу,

Отправляется в дорогу

За красавицей-душой,

За невестой молодой.

 

 

 

 

 

Метод «Карусель»

Учащиеся выполняют тестовые задания и обмениваются для взаимопроверки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся хором отвечют

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают и выполняют задания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 мин.

 

 

7 мин.

Физкультминутка

Настало время немного отдохнуть. Давайте закроем глаза….

 

В произведениях литературы отражается жизнь. В сказках мы наблюдаем борьбу добра со злом. В жизни все происходит гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и злых. Люди совершают и добрые поступки, и злые….любят, желают добра, здоровья. И тут же завидуют , обижаются и даже , бывает, ненавидят. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. Задумайтесь…Считаете ли Вы себя добрыми?

 

Открываем глазки…Запишите ответ на этот вопрос.   

ЭССЕ

 

 

А сейчас обратите внимание на эпиграф.

 

Можем ли мы согласиться с высказыванием поэта Руставели “Лишь добро одно бессмертно. Зло подолгу не живет”?

 

Перед тем как мы подведем итоги, хочу ознакомить Вас с дом.заданием (составить кроссворд)

 

 

Закрывают глаза и слушат учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пишут эссе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 мин.

Так какая же команда стала самой активной и всезнающей…. Не зависимо от результата, я хочу, чтобы вы поаплодировали друг другу…. Вы молодцы!

 

Наше путешествие к сожалению подошло к концу.

Закрыли на мгновение глаза.

 

Мы снова в школе. Мы – ученики.

Но как здорово, что двери в сказку открыты для любого возраста!

 

Окончен урок, и выполнен план.

Спасибо , ребята, огромное Вам!

За то, что упорно и дружно трудились,

За то, что команде Вы так пригодились !

 

Рефлексия

 

Пусть в вашей памяти останется сегодняшний урок!

 

На столах у вас лежат картинки. На одной – тучка, на другой – солнышко. Поднимите картинку, соответствующую Вашему настроению.

Уч-ся поднимают картинки.

 

- Давайте на секунду вернемся к нашему одинокому яблоку, оно не простое (срывается и кладется в сундук). После встряски открывается крышка и детям раздаются яблоки.

Всем гостям – яблоки с пожеланиями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

дополнительная информация

дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся

оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся?

межпредметные связи, соблюдение ИКТ компетентность. Связи с ценностями

рефлексия.

были ли цели обучения реалистичными?

Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение?

Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения?

Какие изменения из данного плана я реализовал и почему?

 

Участники конкурсов:
ОЛИМПИАДА "ВЕСНА-2019" с 01.03 по 31.05.2019
НОВОГОДНЯЯ ПРОГРАММА
Новогодняя программа по номинациям
ОБУЧАЮЩИЕ ПРОГРАММЫ
Конференции
Фестивали
Олимпиады
Публикации
Рецензии

Подать заявку

Электронный или печатный вариант

Дистанционные курсы
Курсы профпереподготовки
Электронные курсы
СБОРНИКИ
Дистанционные Мастер-классы
NEV! «Мой коллега – яркий пример компетентного педагога 21 века»
NEV! Изменим мир к лучшему!
NEV! Улыбнись всему миру
NEV! "Моя будущая профессия"
NEV! МЫ ЦЕНИМ - МЫ ДОРОЖИМ
NEV! "ТАЛАНТ ШОУ"
NEV! "Открытый урок"
NEV! Методическая система эффективного учителя
NEV! Золотые руки
NEV! Лучший медиаурок
NEV! Конференция Обновлённая программа образования: теория и практика
NEV! II конференция Новые подходы в преподавании и обучении в условиях обновления образования
NEV! "Инновационные методики и технологии в обучении"
NEV! "Грани науки"
NEV! "Мастерская педагога"
NEV! "Лучшая презентация к уроку"
NEV! Золотое перо
NEV! Новые идеи
NEV! "Сто талантов"
ДИСТАНЦИОННЫЕ МАСТЕР-КЛАССЫ
Наверх
Товар добавлен в корзину