ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ МЕНЮ
КОНКУРСЫ
КОНКУРСЫ ПЕДАГОГАМ
КОНКУРСЫ ШКОЛЬНИКАМ, СТУДЕНТАМ
Новостная рассылка!
Online-консультант
Анна Анатольевна Пыхтина
Мы в соцсетях!
 
NEV! Мы со спортом дружим
NEV! Новый горизонт
NEV! Публикации
NEV! Педагогика творчества
NEV! Лучшая вариативная учебная программа
NEV! "Вдохновение"
NEV! "Оч.Умелые руки"
NEV! Мой любимый питомец
NEV! "Пластилиновое чудо"

You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!

 

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я здесь живу и край мне этот дорог», 6 класс

21 марта 2018 г.

Цюра Алла Ивановна, педагог дополнительного образования, высшая квалификационная категория, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательное учреждение №2» г.Тарко-Сале, Пуровский район, ЯНАО.

Рабочая программа

по внеурочной деятельности «Я здесь живу и край мне этот дорог»

   6  класс 1 час в неделю (всего 35 часа)

                          

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я здесь живу и край мне этот дорог» направлена на изучение истории и культуры своего края, жизни и быта коренных народов. Программа даст возможность ребёнку, знающему свои корни, свои истоки, познать себя, воспринять культурное и историческое наследие своего народа как историю и культуру своей семьи, своего места обитания.

                                                    Пояснительная записка             

В 2018 году нашему округу исполняется 88 лет, городу Тарко-Сале - 85 лет. Современный Ямал многонационален. На территории округа проживают представители более ста различных национальностей.

Индустриальное освоение края в последние десятилетия, бурное развитие внешних экономических связей привело к большим социальным и культурным изменениям в регионе. К освоению недр тундры и шельфа округа причастны люди разных национальностей. Охватить беглым взором культурные традиции всех народов, участвовавших в судьбе Ямала, невозможно. Культура коренных народов Ямала имеет  вековые и даже тысячелетние традиции.  Природа - высшая ценность, о которой они узнают из самой жизни. Они чутко понимают природу, умеют её беречь и мудро ею пользоваться. Этому умению у них сегодня должны поучиться все другие народы. В последнее время заметно возрос интерес к истории и культуре родного края.  Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос, где познал «первых лет уроки». Родной край и населяющие его люди, неповторимый облик родной природы- всё это, проходя через сознание, становится частью человеческой судьбы.

Изучение истории и культуры родного края не только расширит кругозор школьников, но и  поможет сформировать чувство сопричастности к истории, даст возможность ребёнку, знающему свои корни, свои истоки, познать себя, воспринять культурное и историческое наследие своего народа как историю и культуру своей семьи, своего места обитания.

Сведения о программе

Программа краеведческого кружка составлена на основании  авторской программы «Краеведение. 5-7 класс», автор Косинова В.Д.- учителя истории и краеведения Пуровской СШ№1, 2004 г. Данная программа рассчитана на учащихся 10-13 лет и включает в себя цикл взаимосвязанных между собой предметов: КНЯ, ИЗО, музыки, географии. Данная программа ориентирована на детей, которые имеют мало знаний и представлений о ЯНАО, его истории, коренных народах Севера. Срок реализации программы - 1год. Набор учащихся в кружок - свободный, могут заниматься все желающие.

Цели

1.Приобщение учащихся к историческому, культурному и природному наследию края.

2. Воспитание любви к родному краю, уважение к традициям коренных народов Ямала.

3. Развитие научно-исследовательской деятельности, поисковых умений и навыков.

Задачи

Воспитательные:

- воспитание у подрастающего поколения высокого чувства патриотизма, гражданской ответственности, долга и уважения к людям, населяющим наш край.

Образовательные:

- изучать историю, культуру, обычаи, традиции народов Севера.

Развивающие:

- развивать творчество, поисковые навыки, умение собирать и систематизировать материал.

-  формировать активные жизненные позиции.

     Реализация проекта обеспечивает достижение учащимися следующих результатов

Личностные результаты:

- научится рассказывать об истории развития округа, района, города;

- проводить экскурсию  по экспозиции  «Мой край»;

- научится понимать культуру коренных народов Севера.

Метапредметные  результаты

Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать тему и цели занятия;

- составлять план решения учебной проблемы совместно с педагогом;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью корректировать свою деятельность;

- в диалоге с педагогом определять степень успешности своей работы.

Познавательные УУД:

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую:

  (составлять план, таблицу, схему);

- пользоваться справочниками;

- осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно-следственные связи;

-строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

- адекватно использовать речевые средства для расширения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;

-высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принять иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- задавать вопросы.

         Приоритетные направления программы:

- проведение праздников, встреч со старожилами края;

- проведение экскурсий;

- освещение деятельности работы кружка через школьный сайт, газету «Северный Луч».

Условия реализации программы

1.Методическая оснащённость: литература, аудио, видео, ПК.

2. Место для проведения праздников, встреч: актовый зал, школьный музей.

3. Приобретение призов.

            Ожидаемые результаты

Учащийся должен знать

Географические особенности Ямала, Пуровского района, символику округа, района, города, название рек, городов,  сельских поселений района, растительный и животный мир, традиции народов Севера, поэтов и писателей, историю своего района, города, школы.

Учащийся должен уметь

            Находить на карте географические объекты, города и районные центры.

Распознавать названия деревьев, растений. Рассказать о животном и растительном мире нашего края, правила поведения в природе, рассказывать о коренных жителях, их занятии. Должен уметь провести  заочную экскурсию по городу.

            Актуальность

«Любовь к родному краю питает любовь к Родине.  Познать свой край, изучить его – значит полюбить его ещё более глубоко» - писал  А.С. Барков.

С чего начинается Родина? Наверное, на этот вопрос каждый ответит по-своему. И всё же есть одно, что объединяет нас всех независимо от возраста, профессии, национальности, - трепетное отношение к отеческим местам. Без него нельзя!

Мы живём в такое время, когда  утрачивается связь поколений, теряются традиции, являясь исторической памятью народа во все трудные времена, помогали осознать себя, не потерять своей целостности, выжить.

В 2017 году отметили 85 лет со дня образования  Пуровского района.Изучение истории и культуры нашего округа, района, города не только расширит кругозор школьников, но и поможет сформировать чувство сопричастности к истории, даст возможность  знать свои корни, свои истоки, познать себя, воспринимать культурное и историческое наследие своего народа как историю и культуру своей семьи, своего места обитания.

Изучение своей малой Родины служит воспитанию гражданственности, патриотизма, экологической культуры, способствует формированию высоко-нравственной личности.

Цель

Ознакомление с историей, культурой, природой родного края. Воспитание гражданских и патриотических чувств.

Задачи:

 - развитие интереса к истории родного края;

 - приобретение знаний, умений, навыков при проведении экскурсий;

- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе;

- развитие навыков исследования, наблюдения;

- воспитание ценностного отношения к природе, патриотического отношения к своему краю, к своей малой родине;

- формирование потребности к активному соучастию в решении социально-экономических, экологических проблем нашего края.

Способы решения задач проекта:

- составление плана работы;

- изучение произведений ямальских авторов;

- экскурсии в музеи, Центр национальных культур;

- встречи с интересными людьми;

- изучение памятных мест нашего края;

- проведение виртуальных экскурсий;

- посещение стойбища «Северный очаг»;

- проведение мастер-класс с представителями КМНС;

- проведение мероприятий с учащимися 1-4 классов, воспитанниками детских садов.

Результативность проекта:

- знание истории родного края;

- знание природы, богатства родной земли, её тружеников;

- умение провести экскурсию по памятным местам города.

Сроки реализации проекта

2017-2018 учебный год. Учащиеся  6-х классов. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

п/п    

                   Темы

Всего

теория

практика

1

«Расскажи мне, Ямал о рожденье своём» (история образования ЯНАО, символы и символика)

1

1

 

2

«Его легко на карте отыскать»

(образование Пуровского района, символы и символика)

2

1

1

3

«Как кораллы - в инее берёзы»

(растительный мир нашего края)

 

1

 

1

4

Красная Книга Ямала

1

1

 

5

Земля Пуровская –мгновения истории

(просмотр видео)

2

1

1

6

Экскурсия

«Войти в природу с другом»

1

 

1

7

Конкурс рисунков

«И на глазах растёт наш город там, где стоял недавно лес…»

1

 

1

8

«Есть щедрость без границ»

(ягоды и грибы нашего края, конкурс загадок)

1

1

 

9

«Звенят олени бубенцами»

(животный мир тундры и тайги)

1

1

 

10

Творческие люди земли Ямальской

(знакомство с книгой П.Явтысыя «Зов морошковой земли»)

1

1

 

11

Инсценирование ненецких сказок

3

1

2

12

Выступление перед воспитанниками детского  сада «Ёлочка», учащимися школы.

2

1

1

13

Экскурсия «Улицы нашего города»

1

 

1

14

Встреча со сторожилами города (Мазур Г.П.)

1

 

1

15

Конкурс сочинений «Я люблю мой город и людей, живущих в нём»

1

 

1

16

Экскурсия в Центр национальных культур

1

 

1

17

Праздники и обряды северных народов

2

1

1

18

Изготовление ягушки, хантыйской куклы «Акань» (мастер-класс)

1

 

1

19

Поездка на стойбище «Северный очаг»

2

1

1

20

КТД «Лечебные травы земли Пуровской»

1

 

1

21

Познавательная игра «Путешествие по Пуровскому району»

1

 

1

22

Экскурсия в школьный музей по экспозиции «Мой край»

1

 

1

23

«Охранять природу – значит охранять Родину» (экологический спектакль)

3

2

1

24

«Они защищали Родину» (экскурсия к памятнику)

1

 

1

24

Игра «Поле чудес» «Мой северный край»

1

 

1

25

Итоговое открытое занятие «Я здесь живу и край мне этот дорог»

1

 

1

 

 

35 ч.

13ч.

22ч.

Литература

  1. Учебно-методический блок «Нухукова – игра в куклы» г.Тюмень, Сибирский издательский дом, 2015г.
  2. «Хомани» М.С.Приходько, 2002г.
  3. Красная книга Ямало-Ненецкого Автономного округа, Екатеринбург, 1999г.
  4. Что память бережно хранит. Тарко-Сале – Екатеринбург, 2008г.
  5. Из глубины веков. Елена Сусой, г.Тюмень, 1994г.
  6. По тундрам Ямала к Белому острову. В.П. Евладов, г.Тюмень, 1992г.
  7. Зов морошковой земли. Прокопий Евтысый.
Участники конкурсов:
Конференции
Фестивали
Олимпиады
Публикации
Рецензии
Дистанционные курсы
Электронные курсы
СБОРНИКИ
Мастер-классы
NEV! "ТАЛАНТ ШОУ"
NEV! Методическая система эффективного учителя
NEV! Золотые руки
NEV! Лучший медиаурок
NEV! 1 конференция
NEV! "Инновационные методики и технологии в обучении"
NEV! Изменим мир к лучшему!
NEV! "Грани науки"
NEV! "Мастерская педагога"
NEV! "Лучшая презентация к уроку"
NEV! "Открытый урок"
NEV! Золотое перо
NEV! Вторая конференция
NEV! Новые идеи
NEV! Зимние забавы
Наверх
Товар добавлен в корзину