Оставьте Ваши данные, чтобы всегда быть в курсе выгодных предложений!

 

 
Магазин: Корзина
КАТАЛОГ МЕРОПРИЯТИЙ:
КОНКУРСЫ ПЕДАГОГАМ
КОНКУРСЫ ШКОЛЬНИКАМ, СТУДЕНТАМ
КОНКУРСЫ ДОШКОЛЬНИКАМ
Новостная рассылка!
Online-консультант
Анна Анатольевна Пыхтина
Мы в соцсетях!
 
Вернисаж талантов
Мы со спортом дружим
Новый горизонт
Публикации
Педагогика творчества
Лучшая вариативная учебная программа
"Вдохновение"
"Оч.Умелые руки"
Мой любимый питомец
"Пластилиновое чудо"
Формативное оценивание: от теории к практике
Талант-шоу
Музыкальная сова
Конференция "Инновационные технологии в образовании и науке"
Конференция "Инклюзивное образование: теория и практика"

You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!

 
ОЗОРНОЕ ЛЕТО

Созвучие в творчестве Л.Н. Толстого и Шакарима - in their own time, today and always…

11 декабря 2018 г.

Сабыр Малика, 9 А класс, Международная школа г. Астана, АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», Казахстан, г. Астана.

 

 

Руководитель: Байсалбаева Майра Камбековна, учитель русского языка и литературы, Международная школа г. Астана, АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», Казахстан, г. Астана.

 

 

Созвучие в творчестве Л.Н. Толстого и Шакарима - in their own time, today and always…

Созвучие в творчестве Л.Н. Толстого и Шакарима - in their own time, today and always…

 

  И от слов я не отступаюсь, ученик я Льва Толстого,

 Хоть безбожником объявлен, но святош бессильно слово:

 Всей душой возлюбил он справедливости дорогу,

Он-владелец дум глубоких – кинул смелый вызов богу.

Шакарим

Рассматривая  вопрос созвучности мысли и идей двух философов - Толстого и Шакарима,  нужно вернуться к некоторым страницам из жизни писателя и поэта, ставшими переломными в их судьбах. Толстой пережил весь девятнадцатый век и успел увидеть две войны (Крымская и Первая мировая) и умер он в начале 20-го века, в эпоху переворотов, последние годы жизни провел как отшельник, отказавшись от всего, что он имел.  Шакарим же родился в середине 19-го века и был подвергнут репрессии, стал жертвой тоталитарного режима. Он при жизни перевел три сказки Л.Н. Толстого: «Асархидон-Лаэли», «Три вопроса» и «Царь Крез». В своих философско - религиозных произведениях «Исповедь», «В чем моя вера?», «Путь жизни» он поднимает идею о человеке, о его назначении на земле, его подвиге в борьбе со злом, мысль о возможности обновления человеческой души, ее воскрешении, возрождении. Эта же мысль и эти убеждения о духовно- нравственном начале проходит красной нитью через творческие искания Шакарима  Кудайбердыулы.

Толстой принадлежал к верхам общества. Титул графа был пожалован его пращуру основателем дворянского государства Петром Великим. По праву наследства Толстому принадлежала Ясная Поляна, обширное имение с крепостными крестьянами, лесами, со всеми землями, водами и рыбной ловлей. Он говорил, что у него даже соловьи под окнами были свои, а не казенные.

Но у Толстого, кроме обширных помещичьих владений, было также великое чувство совести. Еще в 1861 году он всячески содействовал освобождению крестьян от крепостной зависимости. Постепенно в нем окончательно сформировалось острое сознание своей исторической вины перед народом. В этом и состоял исторический смысл его нравственного отречения от жизни «нашего круга ученых и богатых». Четверостишия, взятые эпиграфом к статье – из стихотворения Шакарима, написанного по поводу отлучения Синодом Льва Толстого от церкви. Как пишет в своей заметке

Ш. Азмухамбетов, «Исследователи жизни и творчества поэта находят, что Шакарим был первым человеком из национальных окраин России, кто эмоционально, гневно, а главное, с убедительными аргументами откликнулся в защиту великого писателя» (из газеты «Рудный Алтай», 2008 год). Он переводил произведения воспитательно – дидактического характера, а в воспитании детей придерживался педагогических методов Льва Николаевича.

Проводя параллели в их личной жизни, приходишь к выводу, что их связывает многое. Сильная и искренняя любовь к своим детям и строгое почти суровое их воспитание. При их сверхчеловеческой гениальности у обоих несомненный приоритет физического труда перед умственным. По происхождению оба были аристократами, и несмотря на все устремления к усовершенствованию жизни, оставались ими до конца. Знали несколько языков, побывали за границей. Интересен и тот факт, что и Толстой и Шакарим побывали в Париже.  А вот воспользовался ли Шакарим – единственный  казах, который получил персональное приглашение на празднование 80-летия Толстого в 1908 году – приглашением на юбилей, нет в истории конкретных данных.

Шакарима и Толстого объединяет общая тема - тема добра, переосмысления вечных жизненных ценностей. Оно хорошо прослеживается в переписках между ними. В своем письме Шакарим задает своему учителю три вопроса. Вот главный вопрос:

-  Какая из отрицательных черт характера человека по Вашему уразумению самая тяжкая и самая постыдная?

 В ответе Толстой писал, что «Если человек знает  о деле, которое может причинить вред … обществу - это больше всего ранит честь человека».

Движимый жаждой познания, Шакарим, переписываясь  со Львом Толстым, находит правду. Он пришел к истине, что « основой для хорошей жизни должны стать честный труд, совестливый разум, искреннее сердце».

Изучая основные постулаты в философских трудах  Л.Н.Толстого « О разуме, вере и истине» и Шакарима «Три истины», каждый  извлекает для себя духовно-нравственный урок.

Оба философа, живя в эпоху кризиса Личности, в эпоху краха нравственных устоев, нашли в себе огромный потенциал и оставили великое наследие. Оно вечно тем, что каждый современный читатель, ищущий ответы на вопрос «Каким быть?», непременно находит себе ответ.

Очерк «О разуме, вере и истине» написан Львом Николаевичем в 1901 году. В нем он обращает внимание читателя на три постулата – три философские воззрения. Ссылаясь на учения Библии, он утверждает, что человек пришел в этот мир не по своей воле, а по воле Всевышнего.  Второй важный постулат Толстого заключается в том, что Создатель наделил человека разумом для понимания и осмысливания своей миссии на земле. Последний постулат Толстого -  логическое продолжение первых двух – о разуме, как средстве познания окружающего мира и силе, способной объединить всех людей на земле.

Свой философский труд «Три истины»  Шакарим писал в течение тридцати лет. Первая истина его, так же как у Толстого, в неслучайности появления на свет каждого из нас      -  мы по воле Создателя. Вторая истина связана с тем, что душа человека вечна и бессмертна. Но чем подпитывать душу, чтобы жить вечно? В этом ему помогут три качества – скромность, справедливость и доброта. По мнению Шакарима, «Человеческую скромность,      справедливость и доброту в их единстве называю мусульманским словом уждан, русским словом – совесть».

Самый главные уроки, заложенные в трудах Толстого и Шакарима – нравственность есть сущность человека, духовный человек развивается в результате любви к людям, к животным, к неживой природе. Любое нравственное действие человека возвращается к нему. Человек, по мнению мыслителей, способен исправить свою природу, избавиться от вредных привычек. В этом ему помогут честный труд, совестливый разум и искреннее сердце. Высший признак человеческого в человеке – это совесть.

Каждому, кто ищет ответ на вопрос  «как понимать  нравственность», можно ответить  - это совесть.

Итак, совесть  - это вселенский закон, который звучит в сердце каждого. Чтобы сердце могло воспринимать этот закон, оно должно быть открытым, т.е согретым, желанием творить добро.  В этом - духовное завещание двух великих гигантов литературной деятельности  - Толстого и Шакарима.

Какое счастье, что до нас дошли их живые, проникновенные и исполненные надежды слова!

Участники конкурсов:
ОЛИМПИАДА "ВЕСНА-2019" продлена до 15.06.2019
ОБУЧАЮЩИЕ ПРОГРАММЫ
Конференции
Фестивали
Олимпиады
Публикации
Рецензии

Подать заявку

Электронный или печатный вариант

Дистанционные курсы
Курсы профпереподготовки
Электронные курсы
СБОРНИКИ
Дистанционные Мастер-классы
ПУБЛИКАЦИИ
ПУБЛИКАЦИИ
Закажи публикацию на любую тему и получи СЕРТИФИКАТ
ДИСТАНЦИОННЫЕ МАСТЕР-КЛАССЫ
«Мой коллега – яркий пример компетентного педагога 21 века»
Изменим мир к лучшему!
Улыбнись всему миру
"Моя будущая профессия"
МЫ ЦЕНИМ - МЫ ДОРОЖИМ
"ТАЛАНТ ШОУ"
"Открытый урок"
Методическая система эффективного учителя
Золотые руки
Лучший медиаурок
Конференция Обновлённая программа образования: теория и практика
II конференция Новые подходы в преподавании и обучении в условиях обновления образования
"Инновационные методики и технологии в обучении"
"Грани науки"
"Мастерская педагога"
"Лучшая презентация к уроку"
НПК "Новые подходы в обучении"
Золотое перо
Новые идеи
"Сто талантов"
ПУБЛИКАЦИИ
Наверх
Товар добавлен в корзину