Магазин: Корзина
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ МЕНЮ
КОНКУРСЫ
КОНКУРСЫ ПЕДАГОГАМ
КОНКУРСЫ ШКОЛЬНИКАМ, СТУДЕНТАМ
КОНКУРСЫ ДОШКОЛЬНИКАМ
Новостная рассылка!
Online-консультант
Анна Анатольевна Пыхтина
Мы в соцсетях!
 
ОЗОРНОЕ ЛЕТО
Мы со спортом дружим
Новый горизонт
Публикации
Педагогика творчества
Лучшая вариативная учебная программа
"Вдохновение"
NEV! "Оч.Умелые руки"
NEV! Мой любимый питомец
NEV! "Пластилиновое чудо"

You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!

 
КАТАЛОГ МЕРОПРИЯТИЙ:

Игры с веревочкой

4 марта 2018 г.

Кузьмина Ксения Сергеевна, 5 класс, МБОУ "Соболевская СОШ", с/п Соболевское, г.о.Ликино-Дулево, Московская область.

 

 

Руководитель: Шарапова Виктория Александровна, учитель математики, МБОУ "Соболевская СОШ", с/п Соболевское, г.о.Ликино-Дулево, Московская область.

 

 

 

 Реферативная работа по теме:

«Игры с веревочкой»

"Игры с верёвочкой" 

 

 

2. Основная часть

    1. Немного истории

История игр с веревочкой, как и сама игра, очень  запутанная. В литературных источниках нет информации о том, когда и где появились эти игры. Их находят у американских индейцев и австралийских аборигенов, у эскимосов и африканцев. У некоторых народов (например, у маори) веревочные фигуры до сих пор играют роль "секретного письма", с помощью которого пересказываются древние мифы.

Некоторые историки считают, что в Европу эта игра была завезена на рубеже 17 – 18 веков моряками, которые вывозили чай из Азии.

Первая наиболее древняя запись, которая упоминала веревочные фигуры, относится к первому веку до нашей эры (Древняя Греция).

 

Первые же исследования веревочных игр, а также сведения, были собраны в самом конце 19 века. Это было связано с развитием цивилизации, под натиском которой вымирали малые этносы. Первый сборник, собравший 175 фигур с инструкциями, составлен Даймондом Дженнессом во время арктической экспедиции к эскимосам Аляски и Канады в 1913-1916 годах.

Весомый вклад в веревочные узоры внесла русская девушка Юлия Аверкиева, выпускница геофака ЛГУ. На момент исследования ей было всего 23 года. В 1930 году Юлия по программе студенческого обмена попала в США в экспедицию американского антрополога Франца Боаса на канадский остров Ванкувер, к индейцам Квакиутль. Ей было поручено собрать информацию о веревочных играх индейцев. Отчет получился весомым -  почти 400 страниц текста, который содержал в себе детальное описание более 100 фигур - с фотографиями, рисунками и инструкциями. К сожалению, данная рукопись осталась в Америке.

После возвращения Аверкиевой в Россию жизнь ее была тяжелой. Научное руководство не считалось с ее интересами. Нечто загадочное случилось с ее первым мужем, американцем русского происхождения. По некоторым данным, он был репрессирован. В 1936 году Юлию исключили из комсомола и выгнали с работы в Музее антропологии и этнографии "за потерю классовой бдительности" - она предупредила встреченного на улице коллегу-ученого о готовящемся аресте. А в 1947 году Аверкиеву арестовали, отняв у нее маленького ребенка, и осудили на 5 лет лагерей, с последующей ссылкой в Красноярский край. Формальной причиной ареста было слишком вольное общение с иностранными дипломатами. Но есть версия, что арест Юлии был одним из ударов КГБ по ее второму мужу, который работал российским послом в Китае - ему шили "шпионаж".

После амнистии в 1956 году Аверкиева вернулась в Москву, в Институт этнографии. Умерла она в 1980 году. Ее рукопись с веревочными играми хранилась у наследников Франца Боаса. В 1960 году они передали ее в американский Музей естественной истории, а в 1990 году ее нашел биохимик Марк Шерман, на досуге изучавший веревочные узоры. Он переработал ее для печати и издал в 1992 году в США, под названием Kwakiutl String Figures. Считается, что это самая объемная коллекция веревочных игр, собранных у одного индейского племени.

Интересным фактом является то, что специалисты по фольклору предполагали, что можно отследить пути миграции людей и пути взаимопроникновения культур, изучая и сравнивая различные веревочные игры разных стран.

    1. Смысл веревочных игр разных стран

Смысл веревочных игр в различных странах мог различаться. Например, на островах Океании, данные игры являлись артистической игрой, позволяющей показать свое умение и способность создавать сложные пространственные фигуры по памяти, соревнуясь с партнером. Зрители при этом наблюдали, у кого из игроков получаются наиболее интересные узоры.

В Северной Канаде сплетенные из веревочки фигуры животных были символами удачной охоты.

На Аляске данный род деятельности был методом иллюстрирования преданий и сказок.

На островах Папуа и Гвинеи сплетенные из веревочек комбинации приравнивались к амулетам, «которые были способны умилостивить небесные силы и принести богатый урожай».

В некоторых племенах индейцев шаманы с помощью веревочных узоров предсказывали пол еще нерожденного ребенка.

    1. Игры с веревочкой на уроках математики и в школьной жизни

К играм с веревочкой приобщаются не только дети, но и взрослые. Познакомившись с данной игрой, уже навряд ли захочется с ней расставаться.

В данной работе я провела свое внутришкольное исследование: нужен ли и полезен ли такой род занятий. Даст ли он результаты, которые я и мой руководитель предполагаем увидеть.

Изучив всю необходимую литературу, освоив необходимые навыки в игре с веревочкой, я приступила к выполнению своих намеченных целей.

Я провела опрос «Школьная мотивация учеников 5 класса». Полученные данные представлены на диаграмме.

 

 

 

 

 

 

 

Как оказалось, высокий уровень школьной мотивации (добросовестные ученики, которые стараются выполнять все указания учителей, сильно переживают, если получат неудовлетворительную оценку) и хороший уровень школьной мотивации (ученики в меньшей степени зависимы от жестких требований) в нашем классе невелик: всего 10% и 15% соответственно. Большинство учеников обладают положительным отношением к школе (им нравится ходить в школу из-за общения с друзьями, учениками, а сам образовательный процесс им мало привлекает) – 45%. Низкая школьная мотивация и негативное отношение к школе составляет 25% и 5% соответственно.

Далее я постепенно стала внедрять в жизнь нашего класса игры с веревочкой. Сначала вместе с учителем применяли игры с веревочкой на физкульт-минутках, далее, на подходящих уроках (по темам: «Виды треугольников. Четырехугольники. Прямоугольный параллелепипед») с помощью веревочки изображали различные фигуры, развивали пространственное мышление. Данная игровая форма позволяет не только укрепить термины и понятия у учеников, но и создает благоприятную атмосферу в классе. На уроках мы выбирали такие фигуры, которые легко было продемонстрировать в классе.

Такими фигурами стали:

  1. Прямоугольник.

С помощью данной фигуры легко представляется прямоугольник. А главное получаешь, внутреннее удовлетворение от проделанной работы. Узнав, что такое прямоугольник, и чем он отличается от любого другого четырехугольника, на данной фигуре можно показать, что длина нити – это периметр прямоугольника.

  1. Звезда

Замечательная фигура, которая более сложная в исполнении. На ее примере, можно продемонстрировать что такое треугольник, где его вершины, а где стороны. В данном процессе поэтапно  показывая, как получается звезда, можно разглядывать получающиеся фигуры. Заодно, дать задание на внимательность – сосчитать сколько треугольников получилось на всех этапах создания фигуры.

  1. Открывающиеся ворота

Эта композиция – верх искусства. Данная веревочная комбинация очень интересна в процессе. Поэтапно показывая, ее также можно анализировать на получающиеся фигуры. Итог просто поражает: на наших глазах как будто действительно открываются ворота.

Демонстрация в классе произвела необычайный восторг среди одноклассников. Каждому была выдана веревочка. По возможности, ученики повторяли действия за мной. У кого не получалось, обращались за помощью к товарищу. После урока мы еще долго стояли, обсуждая данную «новинку».

Следующей нашей ступенькой в игре с веревочкой стали игры в парах. Классическая игра в парах – Колыбель для кошки. Данная игра является символом веревочных игр. Она несложна в исполнении, но тем не менее очень увлекает в процесс.

 

Лестница Якова – одна из классических игр с веревочкой, в результате которой получается лестница. Данная игра символизирует ступени человека, по которым он поднимается всю свою жизнь. Другое название данной фигуры - «ромбы осэджей», так как впервые данную комбинацию показал индеец из племени осэджей. Ее изначальная версия – игра одного человека.

Попрактиковавшись в исполнении данной комбинации, мы усложнили задачу: стали играть в парах. Правая рука одного игрока и левая рука другого игрока, синхронно выполняя все движения, в итоге должны получить Лестницу Якова.

Другой вариант игры Лестницы Якова – игра в команде. Роль отдельных пальцев выполняют отдельные люди. Три человека с одной стороны (указательный палец, мизинец и большой палец) и три человека с другой стороны встают друг напротив друга. Берется длинная веревка,  во главе стоит ведущий, который подсказывает, какой палец какую веревку берет и куда переносит. Данная игра позволяет не только получить интересную фигуру в конце, но и, внимательно слушая ведущего, своего партнера, развить навыки работы в команде. В такую игру можно играть двумя командами, соревнуясь, кто быстрее и правильнее выполнит данную комбинацию.

Спустя некоторое время, я снова провела опрос на школьную мотивацию. Результаты оказались интересными – они представлены на диаграмме. Заинтересованность в обучении в школе повысилась.

Думаю, это связанно не просто с развлечением на переменах, но и с развитием логики, мышления, памяти, так как веревочные игры заставляют наш мозг потрудиться. Проведя данную работу, я пришла к выводу, что такой род занятий положительно сказывается не только на самочувствии ученика, но и на учебных способностях. Наш класс не только сплотился, стал более дружным, но и выросла мотивация к учебе. Самым любимым предметом у учеников, как показал опрос, - математика. У нас появились новые цели и задачи: привлечь как можно больше учеников к данной игре, провести мастер-классы в начальной школе, тем самым снизить интерес подростков к социальным сетям, использованию телефонов, организовать школьные соревнования между классами не только по играм с веревочкой, но и по другим настольным играм.

3.Заключение

Игра с веревочкой – универсальная игра, которую можно применять не только в школе, играя на переменах, но и дома, используя как развлечение в часы досуга, таким образом, увеличивая времяпрепровождения детей и родителей. В данную игру можно играть и на отдыхе с друзьями, в походах, а также в дороге.

Целью данной работы была не только наглядная демонстрация изучаемого материала, которая, безусловно, внесла свой вклад в наши умы, но она несла и культурное развитие учащихся.

В результате проделанной работы мы стали  вновь больше общаться друг с другом.

У нас появились новые задачи и цели, которые мы хотим осуществить в ближайшее время. Это привлечь как можно больше учеников к данной игре, провести мастер-классы в начальной школе, тем самым снизить интерес подростков к социальным сетям, использованию телефонов, организовать школьные соревнования между классами не только по играм с веревочкой, но и по другим настольным играм. Изучить другие варианты фигур, которые можно сделать из веревочки.

Использованная литература

  1. Афонькина Е.Ю., Афонькина А.С. Игры с веревочкой. – СПб.:Кристалл, 1997

 

  1. М. Гарднер "Математические досуги" изд. "Мир". Москва. 1972 г.

 

  1. Julia Averkieva, Mark A.Sherman Kwakiutl String Figures, 1992 г.

 

  1. https://letidor.livejournal.com/122075.html

 

  1. http://web.archive.org/web/20110612024606/http:/www.isfa.org/arctic/jenness.htm 

ПРИЛОЖЕНИЕ 

Источник:Игры с веревочкой|
4 марта 2018 г.
Участники конкурсов:
ПРОЙДИТЕ ОПРОС

В каком мероприятии вы бы хотели поучаствовать?

ОБУЧАЮЩИЕ ПРОГРАММЫ
Конференции
Фестивали
Олимпиады
Публикации
Рецензии

Подать заявку

Электронный или печатный вариант

Дистанционные курсы
Курсы профпереподготовки
Электронные курсы
СБОРНИКИ
Дистанционные Мастер-классы
NEV! Изменим мир к лучшему!
NEV! Улыбнись всему миру
NEV! "Моя будущая профессия"
NEV! МЫ ЦЕНИМ - МЫ ДОРОЖИМ
NEV! "ТАЛАНТ ШОУ"
NEV! "Открытый урок"
NEV! Методическая система эффективного учителя
NEV! Золотые руки
NEV! Лучший медиаурок
NEV! 1 конференция
NEV! "Инновационные методики и технологии в обучении"
NEV! "Грани науки"
NEV! "Мастерская педагога"
NEV! "Лучшая презентация к уроку"
NEV! Золотое перо
NEV! Вторая конференция
NEV! Новые идеи
"Сто талантов"
ДИСТАНЦИОННЫЕ МАСТЕР-КЛАССЫ
Наверх
Товар добавлен в корзину