ДОКУМЕНТЫ О РЕГИСТРАЦИИ
Приглашаем на "II Республиканскую предметную олимпиаду" учеников и учителей
Оставьте Ваши данные, чтобы всегда быть в курсе выгодных предложений!

 

 
Магазин: Корзина
КАТАЛОГ МЕРОПРИЯТИЙ:
КОНКУРСЫ ПЕДАГОГАМ
КОНКУРСЫ ШКОЛЬНИКАМ, СТУДЕНТАМ
КОНКУРСЫ ДОШКОЛЬНИКАМ
Новостная рассылка!
Online-консультант
Анна Анатольевна Пыхтина
Мы в соцсетях!
 
Вернисаж талантов
Мы со спортом дружим
Новый горизонт
Публикации
Педагогика творчества
Лучшая вариативная учебная программа
"Вдохновение"
"Оч.Умелые руки"
Мой любимый питомец
"Пластилиновое чудо"
Формативное оценивание: от теории к практике
Талант-шоу
Музыкальная сова
Конференция "Инновационные технологии в образовании и науке"
Конференция "Инклюзивное образование: теория и практика"

You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!

 
ОЗОРНОЕ ЛЕТО
Международный конкурс "Ношу на голове поля, но это вовсе не земля"
Международный конкурс "У цветов не бывает будней, они всегда одеты празднично"
Международный конкурс для дошкольников "Чей домик?"
Международный конкурс для педагогов "Талант педагога"

Использование проектных технологий в условиях реализации ФГОС СПО по специальности "Социально-культурная деятельность"

1 мая 2019 г.

Кравченко Наталья Владимировна, преподаватель профессиональных модулей специальности "Социально-культурная деятельность", Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области "Нижнетагильский педагогический колледж № 1", Россия, город Нижний Тагил

Использование проектных технологий в условиях реализации ФГОС СПО по специальности "Социально-культурная деятельность"

Использование проектных технологий в условиях реализации ФГОС СПО по специальности "Социально-культурная деятельность"

Социальные изменения в обществе повлекли за собой реформирование отечественного образования. Инновационные преобразования в российском образовании выдвинули перед работодателями требования к повышению уровня квалификации специалистов, их профессиональной компетентности, навыкам в профессиональной деятельности. Уровень развития современного образования, в связи с внедрением инновационных технологий, требует обеспечения системы профессиональных отношений специалистами, свободно ориентирующимся в образовательных стандартах, умеющих применять свои знания и способности в практической деятельности. Одним из приоритетных направлений реформирования образования стало обновление содержания, форм и методов подготовки студентов по специальности «Социально-культурная деятельность» на основе ФГОС СПО, основанного на компетентностном подходе [4].

В процессе подготовки студентов в учреждениях среднего профессионального образования основополагающую роль приобретает ориентация образовательного процесса на развитие личности и профессиональной компетентности, позволяющая существенно облегчить процесс адаптации молодежи к реализации себя в профессиональном сообществе, повысить ее конкурентоспособность.

Внедрение ФГОС СПО по специальности «Социально-культурная деятельность» (далее СКД) и принятие Закона об образовании в РФ требует анализа имеющегося опыта функционирования учреждений профессионального образования в новых условиях, в данном случае, в Нижнетагильском педагогическом колледже № 1 [9].

В условиях введения и адаптации ФГОС СПО по специальности «СКД» принципиально меняется отношение к результатам обучения и, соответственно, к формам и методам их измерения. Система профессионального образования представляет собой социальный институт, эффективность работы которого определяет не только состояние страны в текущий момент, но и перспективы ее дальнейшего благополучия [5, с.9-13].

В связи с возрастанием требований работодателей к профессиональным компетенциям выпускников СПО особое значение приобретает научно-исследовательская деятельность обучающихся, поскольку именно она позволяет сформировать такие качества личности, как творческая самостоятельность, критичность, независимость суждений, системность мышления [3, с. 53-55].

Технология проектной деятельности, базирующаяся на активизации и интенсификации деятельности обучающихся, способствует эффективной реализации самостоятельной внеаудиторной работы в образовательном процессе. Данная технология активно используется в нашем колледже. Метод проектов позволяет осваивать и развивать общие и профессиональные компетенции и имеет актуальные преимущества перед другими методами реализации самостоятельной работы. В ходе подготовки индивидуальных проектов студенты получают навыки самостоятельного поиска и обработки необходимой информации, происходит возрастание их мотивации к учёбе и выбранной профессии, активизация познавательных интересов обучающихся и повышение их самооценки. Также проектная деятельность развивает творческие способности молодых людей, вовлекая их в коллективную мыслительную деятельность, коммуникативные навыки, умение работать в коллективе. Формируется проектная культура обучающихся, которая даёт возможность получения навыков презентации себя и своей работы в различных формах – устной, письменной, с использованием информационно-коммуникативных технологий [7].

В основе любого проекта лежит какая-то значимая проблема, которую обучающиеся должны решить. Эта работа требует от них владения определёнными знаниями и умениями: интеллектуальными (умение работать с информацией, с текстом, вести поиск информации, анализировать информацию, делать выводы); коммуникативными (умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, лаконично излагать мысли, находить компромисс).

Проектная деятельность позволяет реализовать практико-ориентированный подход в обучении, формировать проектную культуру студентов. Проекты, особенно социально-значимые, удобны тем, что они очень разнообразны по форме, содержанию, характеру доминирующей деятельности, по количеству участников, продолжительности исполнения. Проекты средней и значительной продолжительности являются междисциплинарными и содержат достаточно крупную проблему или несколько взаимосвязанных проблем. Сюда мы относим проекты, направленные на оказание помощи  людям, которые стараются социализироваться в обществе (люди с ОВЗ, инвалиды, люди, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации); на оказание помощи ветеранам, участникам локальных войн; на поддержание людей, способствующих развитию и приобщению окружающих к различным видам искусства и др.). Разрабатывая тот или иной проект, надо иметь в виду признаки и характерные особенности каждого из них [2].

Преимущества персональных (индивидуальных) проектов заключаются в том, что план работы составляется максимально точно, у студента формируется чувство ответственности, основные умения и навыки (исследовательские, презентационные, оценочные); приобретается опыт на всех этапах проектной работы.

Преимущества групповых проектов состоят в том, что в проектной группе формируются навыки сотрудничества и сотворчества. Групповой проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне, мнение каждого участника принимается и поддерживается, тем самым обретая уверенность в себе. Также у каждого есть возможность продвигаться к результату в своём темпе, имея право на ошибку, возникает феномен группового влияния на личность, создаются условия для проявления и формирования основных черт творческой личности.

Структура проектной деятельности представляет собой многоступенчатую систему взаимосвязанных этапов. Причём структура проекта не зависит от его типа и практически одинакова.

Таким образом, любой проект состоит из «6П»: проблема, планирование (проектирование), поиск, продукт, презентация, «портфолио» (папка, в которой собраны рабочие материалы проекта).

В ходе формирования и развития у обучающихся опыта проектной деятельности, используются проектные технологии как средства реализации частично-поискового метода обучения в процессе изучения различных специальных дисциплин, предусмотренных учебным планом специальности «Социально-культурная деятельность» [8].

В контексте реализации ФГОС СПО, подготовка современного специалиста «Менеджера социокультурной деятельности» на основе проектно-целевого подхода - это совместная практико-ориентированная деятельность личности, образовательных организаций и профессионального сообщества, направленная на решение текущих и перспективных задач в сфере кадрового обеспечения рынка труда [6]. Соответственно, постановка проективных целей происходит на основе комплексного учета потребностей и интересов личности, учебного заведения и работодателей [1, с.3-4].

Активное внедрение современных методов и технологий, направленных на раскрытие, реализацию и развитие индивидуальных способностей обучающихся путём формирования их проектной культуры позволит перенести акцент с осуществления преподавателем функций передачи учебной и научной информации на управление познавательной, научно-исследовательской деятельностью студентов. Это образует развивающее образовательное пространство, которое позволяет мотивировать молодежь, вызывает личностный интерес для освоения учебной и профессиональной деятельности, формирует среду для развития мыслительных способностей через овладение определенными мыслительными операциями на основе когнитивных технологий. Обучение в данном случае строится на применении в образовательном пространстве проблемных методов, на использовании групповых и индивидуальных форм организации учебного процесса, где обеспечивается организация поисковой продуктивной деятельности студентов на занятии и во внеурочной деятельности.

Итак, проектные технологии являются составной частью системы среднего профессионального образования педколледжа № 1 города Нижний Тагил. При этом повышение качества знаний, формирование мировоззрения обучающихся зависит от системного применения современных технологий обучения, эффективности образовательного процесса, который в значительной степени определяется адекватным выбором и профессиональной реализацией современных технологий обучения. Выбор технологии обучения не может быть одинаковым в разных педагогических условиях и при использовании разными преподавателями. Он определяется рядом факторов: содержанием учебной дисциплины, средствами обучения, оснащенностью учебного процесса, составом обучающихся и уровнем профессионально-педагогической культуры преподавателя.

 

Библиографический список

 

  1. Айтуганов, И.М., Дьячков, Ю.А., Корчагин, Е.А., Матухин, Е.Л., Сафин, Р.С. Взаимодействие учебных заведений и предприятий как компонент интеграции профессионального образования и производства. – Казанский педагогический журнал. - 2009. - № 2. - С. 3-4.
  2. Алфёрова, Е.А., Янченкова, Е.В. Планирование и организация самостоятельной работы студентов ГОУ СПО: метод. рекомендации. – М: УМЦ ПО ДОМ, 2008.
  3. Бондарева, С.Р. Теоретические и практические аспекты реализации ФГОС СПО. – Орел: УНПК, ФСПО. - 2012. - С. 53-55.
  4. Государственная программа развития образования в Российской Федерации 2013-2020 г. - Москва, 2012. - С. 5
  5. Мухаметзянова, Г.В. Теоретико-методологические основы компетентностного подхода к организации профессионального образования /Г. В. Мухаметзянова // Компетентностный подход к профессионально-культурному становлению специалиста. - Казань: Отечество, 2009. - С. 9-13.
  6. Мухаметзянова, Г.В., Кадырова, Ф.М., Голышев, И.Г. Организационно-педагогические условия взаимодействия рынков труда и образовательных услуг региона на основе проектно-целевого подхода. / Казанский педагогический журнал. – 2013. №2. - С.15.
  7. Скобелева, Т.М. Современные технологии обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования. – М.: Новый учебник, 2004.
  8. Тарасова, Н.В. Сущность и технология применения метода проектов в системе среднего профессионального обучения – М.: Библиотека журнала «СПО», 2006.
  9. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» - Москва, 2012. – С. 22. 

 

Участники конкурсов:
Приглашаем на "Первую Республиканскую предметную олимпиаду" учеников и учителей
ОБУЧАЮЩИЕ ПРОГРАММЫ
Конференции
Фестивали
Олимпиады
Публикации
Рецензии

Подать заявку

Электронный или печатный вариант

Курсы повышения квалификации (дистанционные)

 "Внесение изменений в методику преподавания инструктора физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении в условиях реализации ФГОС"

Внесение изменений в методику использования ИКТ в современном дошкольном образовании в условиях ФГОС

"Развитие математической грамотности учащихся в условиях обновления содержания образования"

 Курсы повышения квалификации по предметам начальных классов в рамках обновления содержания образования РК

"Курсы повышения квалификации педагогических кадров "Развитие профессиональной компетентности музыкального руководителя в условиях обновления содержания дошкольного воспитания и обучения"

"Методика проектирования современного урока русского языка и литературы в условиях поликультурного и полиязычного образования" для учителей русского языка и литературы

Курсы профпереподготовки
Электронные курсы
СБОРНИКИ
Дистанционные Мастер-классы
УЧЕБНИКИ 1-11 КЛАССЫ
Учебники с 1 по 11 классы
Учебники с 1 по 11 классы по обновлённой программе РК
ПУБЛИКАЦИИ
ПУБЛИКАЦИИ
Закажи публикацию на любую тему и получи СЕРТИФИКАТ
ДИСТАНЦИОННЫЕ МАСТЕР-КЛАССЫ
«Мой коллега – яркий пример компетентного педагога 21 века»
Изменим мир к лучшему!
Улыбнись всему миру
"Моя будущая профессия"
МЫ ЦЕНИМ - МЫ ДОРОЖИМ
"ТАЛАНТ ШОУ"
"Открытый урок"
Методическая система эффективного учителя
Золотые руки
Лучший медиаурок
Конференция Обновлённая программа образования: теория и практика
II конференция Новые подходы в преподавании и обучении в условиях обновления образования
"Инновационные методики и технологии в обучении"
"Грани науки"
"Мастерская педагога"
"Лучшая презентация к уроку"
НПК "Новые подходы в обучении"
Золотое перо
Новые идеи
"Сто талантов"
ПУБЛИКАЦИИ
Наверх
Товар добавлен в корзину