НАВИГАЦИЯ
ОПЛАТА KASPI PAY
Подписаться на уведомления! Бесплатная информационная рассылка. Подпишись и будь в курсе всех событий!

 

 
Магазин: Корзина
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
Публикация материалов публикаций, семинаров, конкурсов, мастер-классов
Новостная рассылка!
Мы в соцсетях!
 

You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!

 

Павлова Надежда Владимировна, воспитатель дошкольных организаций, вторая квалификационная категория среднего уровня, КГКП «Детский сад–ясли № 8 «Мирас» акимата г. Усть-Каменогорска», стаж работы 6 лет

 

 

Опыт работы для педагогов: «Современные  кинезиологические  технологии  в  развитии сенсомоторики  детей дошкольного  возраста»

Вашему вниманию представлена модель организации воспитательно-образовательного процесса с применением одного из универсальных методов здоровьесберегающей технологии - Кинезиология, которая помогает в умственном и физическом развитии ребенка.

Тема: «Современные  кинезиологические  технологии  в  развитии сенсомоторики  детей дошкольного  возраста».

«Рука является вышедшим
наружу головным мозгом». И .Кант.

   «Ум ребенка находится на его пальцах».

В.А. Сухомлинский.

У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Отсутствие физической нагрузки заметно тормозит мыслительные процессы, снижает концентрацию внимания, координационных способностей, выносливости, проблемы с речевым развитием, общая неготовность к письму.

Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Такой ребенок отказывается от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевает за ребятами в группе детского сада на занятиях. Таким образом, возможности освоения мира с этими детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.

Движение, как сложная, многослойная система, является «зеркалом» состояния ребенка с одной стороны, и «окошком», через которое мы можем воздействовать на его развитие, с другой.

Одним из универсальных методов, который помогает в умственном и физическом развитии ребенка, является кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение.

Кинезиологические упражнение – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие в целях синхронизации их работы. В результате развития межполушарных связей улучшается память и концентрация внимания, наблюдается значительный прогресс в управлении своими эмоциями. 

Кинезиология относится к здоровьесберегающей технологии.

 Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга. Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.

Кинезиологические упражнения нужно выполнять вместе с детьми, постепенно от занятия, к занятию увеличивая время и сложность, включая в режим дня дошкольника. Заниматься необходимо регулярно и систематически, учитывая индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности, настроение.

Цель кинезиологических упражнений:

  • развитие межполушарных связей;
  • синхронизация работы полушарий;
  • развитие мелкой моторики и речи;
  • развитие мышления, памяти, внимания и способностей;
  • устранение дислексии.

Виды кинезиологических упражнений: 

  • массаж
  • пальчиковые игры и упражнения
  • игры разной подвижности.
  • дыхательные упражнения
  • глазодвигательные упражнения
  • артикуляционная гимнастика
  • развитие слухового восприятия, внимания, памяти
  • игровой стрейчинг
  • упражнения для релаксации

Для проведения оздорови­тельной и воспитательно-образовательной работы с детьми в группе созданы все необ­ходимые условия. Организована предметно-развивающая среда, способствую­щая развитию познавательных процессов, развитию речи, и достаточной двигательной активности ребенка.

Развивающая среда в группе

Развивающая среда включает в себя: центр сенсорного развития (модуль слухового развития, модуль цветового восприятия, модуль восприятия формы и величины, модуль художественно – творческого развития, модуль элементарного экспериментирования, модуль развития мелкой моторики рук и речи, модуль интеллектуального развития и конструктивных способностей, модуль развития тактильной чувствительности и обоняния), центр здоровья, центр театра.Подобраны в текстовом и электроном виде комплексы дыхательной, артикуляционной,  пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз; разные виды массажа, музыка для релаксации, которые успешно нами применяются в организованной учебной деятельности и в режимных моментах.

Массаж

Самомассаж для детей, прекрасный способ расслабить мышцы и избавиться от нервно-эмоционального напряжения в забавной игровой форме.

В работе с детьми мы используем разные виды массажа: точечный, игровой, в стихах, с использованием массажных мячиков, перчаток, деталей конструктора, карандашей и даже бумаги – массаж лица, рук, ног, спины.

Пальчиковые игры и упражнения развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, чем лучше работают пальцы и вся кисть в целом, тем лучше ребёнок говорит. Во время игр также задействована ориентировка в схеме тела (руки, голова, ноги, туловище).

Пальчиковую гимнастику ежедневно мы планируем и проводим в утренний отрезок времени по теме недели, а также на занятиях и в свободной деятельности. Особенно наши дети  любят пальчиковые игры и упражнения по технологии Е. Железновой.

На развитие мелкой моторики рук благоприятное воздействие оказывают игры с предметами: с пластилином, глиной, бумагой, рисование пальчиками и печатками, нанизывание бус на нитку, застегивание и расстегивание пуговиц, игры «шнуровки», раскручивание и закручивание крышек, игры с крупами, песком, счетными палочками, игры с резиночками, с мозаикой, блоками Дьенеша, палочками Кюзенера, Су-джоки, пружинки.Всё это укрепляет, и развивает мелкие мышцы пальцев.

Дети очень любят играть с нестандартным оборудованием, поэтому мы придумываем для них новые развивающие пособия. Не традиционные пособия делают игры и занятия весёлыми и интересными, помогают развивать ребёнка, закрепляют полученные знания, меньше утомляют детей.

Игры разной подвижности.

Одним из самых любимых уголков в группе является центр физической активности. Он лаконично и гармонично вписывается в пространство групповой комнаты. Он пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребности в двигательной активности. Здесь есть: коврики, дорожки массажные (для профилактики плоскостопия); мячи; обручи; кегли; шнуры длинные и короткие; мешочки с грузом; ленты разных цветов; флажки; атрибуты для проведения подвижных игр и утренней гимнастики, тренажеры для дыхания и др.

Подвижные игры это самый любимый вид деятельности детей. В своей работе мы используем подвижные игры (хороводные игры), телесные упражнения, логоритмические игры, физминутки.

При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Оказывается, человеку для закрепления мысли необходимо движение.

Особенно наши дети любят игры в стихотворной форме, которая используется в большинстве упражнений, дает большой потенциал для творческого развития. Повторяя за воспитателем, ребенок активизирует свою речь. Проговаривание стихов одновременно с движениями рук и пальцев позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта: стихи привлекают внимание детей, легко запоминаются и помогают координировать речь и движение.

Телесные упражнения: «Мельница», «Колено-локоть», «Яйцо»

Подвижные игры: «Паровозик», «Жучок», «У медведя во бору», «Автомобиль», «Байга».

Дыхательные упражнения

Для  улучшения ритмики организма развития самоконтроля и произвольности применяем дыхательные игры и упражнения. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением, эмоциями, речью, движениями. Эффективны для коррекции поведения детей с гиперактивностью и синдромом дефицита внимания. Когда дети сознательно контролируют дыхание, у них снимается эмоциональное напряжение, уменьшается чувство тревоги, они способны расслабиться.

Упражнения: «Весёлая снежинка», «Кораблик плывёт», «Подуй в трубочку», «Надуй шарик», «Подуй на султанчики»

Глазодвигательные упражнения расширяют пространство зрительного восприятия. Движение глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетику мозга. С помощью зрения ребенок контролирует свои движения, и они становятся более совершенными и точными. Глаз как бы обучает руку, а в результате манипулирования предметами ребенок получает больше новой информации. Зрение и движение рук становятся источником познания окружающей действительности.

В своей работе мы используем электронные физминутки для глаз и специальные тренажёры. Эти упражнения тренируют мышцы, управляющие движением глаз, активируют кровообращение, снимают умственное утомление, способствуют развитию зрительного восприятия.

Развитие слухового восприятия, внимания, памяти. Слуховое восприятие начинается со слухового внимания – умение сосредотачиваться на звуке,  определять его и соотносить с издающим его  предметом. Все звуки,  которые человек воспринимает и  анализирует, а затем воспроизводит, он запоминает благодаря слуховой памяти.

Слуховое восприятие - очень важная особенность человека, без нее нельзя научиться слышать и понимать речь, а  значит, правильно говорить. Ребенок должен научиться слышать звуки окружающей среды, в том числе голоса животных, звучание музыкальных инструментов и т.п. 

Для развития  слухового восприятия, проводим следующие игры:  «Что звучит?» (восприятие на слух звуков природы, голосов животных и птиц),  «Пошуршим, постучим» (восприятие на слух звуков, которые издают различные предметы), «Маленькие музыканты» (восприятие на слух звуков, которые издают детские музыкальные инструменты»,  «Громкий — тихий барабан» (определение громкости звука), « Где позвонили?» (определение направления звука).

Игровой стрейчинг нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).  Упражнения: «Сорви яблоко», «Дерево», «Снеговик», «Юрта» и другие.

Артикуляционная гимнастика.

Одной из первостепенных задач над формированием правильного звукопроизношения, является работа над развитием артикуляционного аппарата. Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Важность занятий артикуляционной гимнастикой для малышей трудно переоценить. Помимо того, что ребенок учится правильно и четко произносить звуки и слова, подобные занятия способствуют: Усилению кровообращения; Развитию гибкости органов речевого аппарата; Укреплению мышц лица.

 В своей работе мы используем  видео-упражнения Е.Железновой и упражнения в стихах и картинках.  Н-р: упражнения «Чашечка», «Вкусное варенье»,  Чаще всего для гимнастики проводят следующие упражнения: «Вкусный мед», «Котенок лакает молоко»,  «Хоботок», «Улыбка» и др.

Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.  Слушание классической музыки Моцарта, Баха, просмотр картин и видеофильмов о природе, слушание сказок, рассказов, стихотворении о красоте природе так же способствует расслаблению и снятию напряжения. В своей работе также используем  и упражнения: «Самолёт-ковёр», «Дирижёр», «Сядь с закрытыми глазами».

Театральная деятельность. В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь.

Наши малыши любят, перевоплощается в героев сказочных персонажей. Для этого нами были созданы разные виды театров (настольный, пальчиковый, театр масок, фланелеграф).

Применение разного вида театров на занятиях и вне занятий благотворно влияет на формирование связной речи, развитию социально-коммуникативных и творческих способностей.

Результаты сенсомоторного развития воспитанников за первое полугодие

Сравнительный анализ показал, что сенсомоторное развитие воспитанников на достаточном уровне. Наблюдаются значительные изменения  в показателях уровней овладения детьми всех разделов сенсомоторного развития. Исходя из сравнительного анализа диагностики,  мы видим, что общий рост уровня сенсомоторного развития составил 26%

Таким образом, использование современных технологий содействует  сенсорному развитию, умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Кинезиологические упражнения помогают развивать тело, повышать стрессоустойчивость организма, синхронизировать работу полушарий, улучшать мыслительную деятельность, улучшать память и внимание, развивать творческую деятельность ребенка. Тем самым, через эти методики можно помочь дошкольнику не только благополучно и гармонично развиваться, но и более качественно подготовится к школе.

Список литературы:

  1. Аронова Е.Ю., Хашабова К.А. Физкультурно-оздоровительная работа с дошкольниками в детском саду и дома /Е.Ю. Аронова, К.А. Хашабова. – М.: Школьная Пресса, 2007. – 64 с.
  2. Гусева Т.А. Вырастай-ка! Гармоничная спортивная игровая гимнастика. Учебное пособие. – Тобольск: Изд-во ТГПИ им. Д.И.Менделеева, 2004. – 214 с.
  3. Зажигина О.А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования / О.А. Зажигина. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО « ДЕТСТВО-ПРЕСС».., 2012. – 96 с.
  4. Кутепова И. Зачем психологу пуговицы / И. Кутепова // Обруч. -2011. - №5.-С.14-15.
  5. Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников. Практическое пособие / А.Л. Сиротюк. – М.: АРКТИ, 2010. – 60

 

             Презентация опыта - Современные  кинезиологические  технологии  в  развитии  сенсомоторики  детей дошкольного  возраста СКАЧАТЬ

Наверх ". "
". "". "". "". "". "". "". "". "". "". "
"; ?>
Товар добавлен в корзину