ДОКУМЕНТЫ О РЕГИСТРАЦИИ
Приглашаем на "II Республиканскую предметную олимпиаду" учеников и учителей
Оставьте Ваши данные, чтобы всегда быть в курсе выгодных предложений!

 

 
Магазин: Корзина
КАТАЛОГ МЕРОПРИЯТИЙ:
КОНКУРСЫ ПЕДАГОГАМ
КОНКУРСЫ ШКОЛЬНИКАМ, СТУДЕНТАМ
КОНКУРСЫ ДОШКОЛЬНИКАМ
Новостная рассылка!
Online-консультант
Анна Анатольевна Пыхтина
Мы в соцсетях!
 
Вернисаж талантов
Мы со спортом дружим
Новый горизонт
Публикации
Педагогика творчества
Лучшая вариативная учебная программа
"Вдохновение"
"Оч.Умелые руки"
Мой любимый питомец
"Пластилиновое чудо"
Формативное оценивание: от теории к практике
Талант-шоу
Музыкальная сова
Конференция "Инновационные технологии в образовании и науке"
Конференция "Инклюзивное образование: теория и практика"

You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!

 
ОЗОРНОЕ ЛЕТО
Международный конкурс "Ношу на голове поля, но это вовсе не земля"
Международный конкурс "У цветов не бывает будней, они всегда одеты празднично"
Международный конкурс для дошкольников "Чей домик?"
Международный конкурс для педагогов "Талант педагога"

Көптілеу Амиржан Ерланұлы, 9"А" класс, КГУ "Средняя школа имени Н.Баймуратова", село Карагайлы, Бескарагайский район, ВКО, Республика Казахстан

 

 

 

Научный руководитель: Бейсекина Бакыт Аскаровна, учитель русского языка и литературы, КГУ "Средняя школа имени Н.Баймуратова", село Карагайлы, Бескарагайский район, ВКО, Республика Казахстан

 

 

Тайный смысл русских народных сказок

"Тайный смысль русских народных сказок" Көптілеу Амиржан Ерланұлы

Цель работы:  Раскрыть изначальный смысл сказок и выяснить значение устаревших  слов, которые упоминаются в русских народных сказках

Проблема  заключается в том, что не все знают, какой смысл несут сказки.

Актуальность выбранной темы состоит в том, что сказки учат жить.

Гипотеза: данная работа полезна тем, что  поможет разобраться в глубинном смысле всем хорошо знакомых сказок.  

При выполнении исследования были использованы следующие методы:

1. Изучение монографических публикаций и статей;

2. Чтение и построчное размышление над сказкой;

3. Анкетирование;

Работа проводилась поэтапно

 - На подготовительном этапе была составлена основная информационная работа;

 -   На следующем этапе был проведён анализ значений устаревших слов

 -   На заключительном этапе были  сформированы выводы, оформлены результаты проделанной работы.

І. Введение

На свете нет человека, который не знал бы хоть одной сказки. Все мы читали, слушали или пересказывали их. И то, что мы услышали в детстве, заложило программу на всю жизнь, ведь слушая сказки или рассказывая их, люди осознают себя, свои помыслы, мечты и надежды. Но что мы знаем о своих любимых с детства сказках? Содержание, имена и поступки героев? Это всё на поверхности. Но есть глубинные пласты, о которых знали те, кто эти сказки создавал, но совершенно позабыли мы, читающие или слушающие эти сказки спустя века. Актуальность данной темы определила цель работы: раскрыть изначальный смысл сказок «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка» и «Царевна-лягушка» и выяснить значение .

ІІ. Основная часть

2.1.Что такое сказка?

Сказка – это один из основных жанров фольклора, преимущественно прозаическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел.

Происхождение слова «сказка» Сказки на Руси известны с древних времен. В современном значении оно появляется не раньше XVII века. В Древней Руси сказки первоначально обозначалисьv другим словом. Можно предположить, что таким словом служила «баснь».

В соответствии с поставленной целью была выдвинута следующая гипотеза: несмотря на широкую популярность русских народных сказок, их идейно-философское содержание зачастую остается неразгаданным.

Для достижения цели и проверки гипотезы были определены следующие задачи:

1. Изучить критическую литературу по теме исследования;

2. Разработать анкету, которая проверит, знают ли респонденты скрытый смысл сказок;

3. Провести анкетирование, проанализировать полученные результаты, сделать соответствующие выводы;

4. Составить справочник основных мифологических образов и устаревших слов к изученным сказкам.

В данной работе были использованы следующие методы исследования:

1. Изучение монографических публикаций и статей;

2. Чтение и построчное размышление над сказкой;

3. Анкетирование;

Работа по теме исследования проводилась в несколько этапов:

1. Накопление фактического материала;

2. Научно-обоснованное содержание и выводы.

Содержание и задачи исследования определили структуру работы, состоящей из введения, главы, представляющей собой теоретическую разработку данной проблемы, и практической части исследования, также из заключения, списка литературы и 2 приложений. 1. Что такое сказки? Классификация русских

давние времена исполнение сказок было доступно каждому: и мужчинам, и женщинам, и детям, и взрослым. Были такие люди, которые берегли и развивали свое сказочное наследие. Они всегда пользовались уважением в народе. Однако в русском языке само слово «сказка» сравнительно позднее. В современном значении оно появляется не раньше XVII века. Однако древняя и средневековая Русь этого слова не знали. Но это не значит, что не было сказок.

Обратимся к определению слова «сказка». В словаре литературных терминов находим такое определение: «Сказка - народная (употребляя термин в самом широком значении) - всякий устный рассказ, сообщаемый слушателям в целях занимательности. (6) В историческом словаре сказано: «Сказка - один из основных жанров фольклора, эпические, преимущественно прозаические произведения волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. Генетически восходят к мифологическим сюжетам и часто несут в себе отголоски мифических обрядов. (7) В энциклопедическом словаре сказано, что «сказка - один из основных жанров фольклора, эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел». (8) В своей работе мы будем придерживаться следующего определения: сказка - это один из основных жанров фольклора, преимущественно прозаическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Классификация русских народных сказок

Традиционно русские народные сказки делятся на три группы:

  • - сказки о животных - самый древний вид сказки;
  • - бытовые сказки;
  • - волшебные сказки.

Традиционно русские народные сказки делятся на три группы: - сказки о животных - самый древний вид сказки. В них свой круг героев. Животные разговаривают и ведут себя как люди. Лиса всегда хитрая, волк глуп и жаден, заяц труслив. - бытовые сказки - герои этих сказок - крестьянин, солдат, сапожник - живут в реальном мире и борются обычно с барином, попом, генералом. Они побеждают благодаря находчивости, уму и смелости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Анализ русских народных сказок

Волшебные сказки - герои волшебных сказок борются не на жизнь, а на смерть, побеждают врагов, спасают друзей, сталкиваясь с нечистой силой. Большинство этих сказок связано с поиском невесты или похищенной жены. (2) 1.4 Особенности композиции русских народных сказок Обычно русские народные сказки имеют четкую композицию. Стандартная композиция сказки включает в себя зачин, то есть то, какое начало у сказки. Это может быть и “В некотором царстве, в некотором государстве…” и “Жили-были…” и другие варианты, которые уже с первых слов настраивают нас на сказочный лад. Далее идет основная часть сказки, в которой происходят все события сказочного сюжета, ну и заканчивается сказка обычно тоже по-особенному.

Композиция сказки: 1. Зачин («В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…»);

2. Основная часть;

3. Концовка («Стали они жить – поживать и добра наживать» или «Устроили они пир на весьмир…»).

(2) Особенности языка русских народных сказок В русских сказках часто встречаются повторяющиеся определения: добрый конь; серый волк; красная девица; добрый молодец, а также сочетания слов: пир на весь мир; идти куда глаза глядят; буйну голову повесил; ни в сказке сказать, ни пером описать; скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; долго ли, коротко ли… Часто в русских сказках определение ставится после определяемого слова, что создает особую напевность: сыновья мои милые; солнце красное; красавица писаная… Характерны для русских сказок краткие и усеченные формы прилагательных: красно солнце; буйну голову повесил;- и глаголов: хвать вместо схватил, подь вместо пойди. Языку сказок свойственно употребление имен существительных и имен прилагательных с различными суффиксами, которые придают им уменьшительно – ласкательное значение: мал-еньк –ий, брат-ец, петуш-ок, солн-ышк-о… Все это делает изложение плавным, напевным, эмоциональным. Для этой же цели служат и различные усилительно-выделительные частицы: то, вот, что за, ка… (Вот чудо-то! Пойду-ка я направо. Что за чудо!)

 

 

 

 

 

 

 

 

ІІІ.Исследовательская работа

Издавна сказки были близки и понятны простому народу. Фантастика переплеталась в них с реальностью. Живя в нужде, люди мечтали о коврах-самолетах, о дворцах, о скатерти-самобранке. И всегда в русских сказках торжествовала справедливость, а добро побеждало зло. Не случайно А. С. Пушкин писал: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!». (2) 2. Тайный смысл русских народных сказок Что мы знаем о героях русских народных сказок? Зачастую они добрые, честные и храбрые. Возьмём, к примеру, Ивана – дурака. Казалось бы, глупый, но удачливый человек, чего тут интересного? Но никто никогда не задумывался о том, что в Древней Руси Ивана прозвали дураком совсем не потому, что он был глупым, а потому что так называли младшего ребёнка в семье. А может быть существуют ещё какие-то варианты значения прозвища - дурак? А что насчёт других главных героев русских народных сказок?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1 Анализ русской народной сказки «Колобок»

Одной из древнейших сказок в фольклоре многих народов (у англичан, скандинавов, русских) является сказка, с которой мы познакомились ещё в самом раннем возрасте. Смысл и потаённое значение данной сказки стали, к сожалению, забываться и многие люди не видят глубокого смысла, спрятанного в этом произведении. Эту сказку читают маленьким детям, чтобы просто развлечь их. Но оказывается, эта сказка имеет космическое значение. Во-первых, определимся с главными героями. Дед и Баба были не просто простыми крестьянами, которые испекли себе колобок, чтобы потом съесть его, а прародителями рода. Иногда Деда звали Дидом или Дидо, а Бабу – Золотой (Златой) Бабой или Златой Матерью. Они были хранителями всего рода, защищали сородичей, обладали мудростью и мистическими познаниями, помогающими оберегать всех. Вот только зачем же они испекли колобок? Разве это самое нужное для людей? Оказалось, что так. Вспомним, в какое время это происходило. Чтобы собрать муку, старухе пришлось по коробу поскрести (в коробе в амбаре хранили муку – мучной короб), по сусеку помести (сусеки – это отгороженный ларь в амбаре – закрома, куда засыпали зерно на хранение), только тогда собрала она мучицы на колобок. То есть на дворе был пик зимы, когда мука уже на исходе до такой степени, что её остатки можно пёрышком наметать. Получается, что старуха скребла по небольшому коробу, где практически не осталось муки, и смела по сусекам все остатки последнего раскрошившегося зерна. Выходит, что все последние запасы Дед с Бабой извели на создание колобка. Неужто он был для них так нужен? Если обратить внимание на название, многое станет понятно. Коло – это колесо, круг, коло – ворот, то есть поворот круга. Да только не простой круг имелся в виду, а небесный, космический, солнечный. Наши предки видели, что Солнце, главный хранитель жизни на Земле, обходит мир колесом небесным. Предки (Дед и Баба) знали, что 25 декабря Солнце должно начать поворот (коловорот) с зимы на весну, чтобы жизнь не угасла в зимней стуже и обновилась новыми силами. Солнцу приходилось тяжело преодолевать барьер холода и темноты. Светилу требовалась помощь. Вот и лепили старейшие символы Солнца – колобки, блины, лепёшки, любые мучные круги (круг же символ Солнца), которые нужно было испечь на огне – посвятить солнечному светилу. (1) 25 декабря каждого года Солнце словно бы рождается заново. Поэтому и считалось, что это было Солнце-дитя. Его называли Коляда, то есть круглый младенец. И во время праздника зимнего солнцеворота Коляду чествовали и прославляли.

Получается, что Дед с Бабой помогали Солнцу перейти на путь Света и Тепла. Потому – то они и не стали удерживать Колобка, когда он, ускользнув от них, отправился в свой путь, распространяя Тепло и Весну. Однако сказка имеет и обыденное значение. Обратимся к анализу других героев этой сказки. На своём пути Колобок повстречал Зайца, который является символом трусости, но Колобок, не испугавшись Зайца, ушёл от него. Потом нашему страннику встретился Волк. По старинным символам, волк – олицетворение наглости, агрессии, но, однако, никак не ума. Вот и умный Колобок ухитрился уйти от Волка. Повстречав Медведя, Колобок не испугался и его, ведь хоть медведь – олицетворение грубой силы, никаким особым умом он не отличается. Ускользнул Колобок и от него. А вот от хитрой и ловкой Лисы Колобок не сумел убежать. Вот и учит на бытовом уровне сказка тому, что в жизни очень важно уметь противостоять хитрецу и льстецу. А Колобок в нашей сказке был побеждён Лисой ещё и потому, что пришёл конец его пути, ведь рыжий – цвет осени, а именно это цвет лисий шерсти. Вот и скушали нашего Колобка, так как приближается зима и круговорот Солнца тоже заканчивается. А Дед с Бабой были на страже. И настало время – они слепили новый Колобок – новое Солнышко. И оно снова отправилось в путь. Жизнь продолжалась. Вот такая космическая история. В крошечной сказке уместился огромный и яркий миф. 2.2 Анализ русской народной сказки «Курочка Ряба» «Курочка Ряба» также является одной из первых сказок. Какое значение имеет она? Если задумываться над глубинным содержание «Курочки Рябы», то первое, что бросается в глаза, - символ яйца. Это символ того Первояйца, мирового начала, который упоминается в мифах практически всех народов планеты. Яйцо – символ Солнца, новой, нарождающейся жизни, скрытой до поры до времени скорлупой, символ освобождения из темницы. Вот и в этой сказке яйцо – первооснова всего действия. А кто же такая на самом деле курочка Ряба? Ряба – рябая. В старину рябыми называли тех, у кого на теле или на лице были разноцветные рябины – оспины. Ряба в данном случае – обозначение особой раскраски пёрышек. Когда пёрышки были пёстрыми (разноцветными), курочку называли пеструшкой, или, иначе, рябушкой.

 А домашние животные, имевшие разноцветный окрас, считались особенными – приносящими хозяину удачу и благополучие. Получается, что волшебная птица снесла для хозяев золотое яичко. Тут дело не в цене золота, а в том, что именно этот металл издавна считался у всех народов волшебным,  мистическим символом Солнца, радости, удачи. Вот только земные дед с бабой не поняли, что яичко волшебное, особенное и решили им полакомиться. А для этого надо разбить. То есть они решили разбить символ своей удачи. Поистине глупые люди. Но умная курочка постаралась на славу – яйцо не билось. Да только прибежала из подпола (то есть из подземного царства) – шустрая мышка. С одной стороны, хотела помочь своим хозяевам, ведь в их подполе живёт. С другой – не хотела, чтобы яйцо удачи досталось людям. Вот и разбила яйцо – то ли чтобы помочь, то ли из вредности – зависти. Но всё ещё остаётся непонятным, почему Дед с Бабой сначала хотели разбить яйцо, а когда мышка сделала то, что они хотели, Дед с Бабой начали плакать, по своему разбившемуся золотому яйцу, ведь их желание исполнилось и им надо радоваться. Получается какой – то парадокс с абсурдом! Ведь это правильно, в таком рассказе нельзя всерьёз воспринимать деда с бабкой, которые не могут определиться, чего они хотят

3.2. Анализ русской народной сказки «Репка»

 «Репка» - одна из самых любимых сказок. Дети с радостью её заучивают, а взрослые помнят наизусть. Обратимся к идейному содержанию сказки. Во-первых, обратим внимание на заглавную героиню, чьим именем названа сказка. На Руси традиционно именно репа воспринималась как самый любимый овощ, ведь массовые посадки картофеля начались на Руси только в 19 веке. К тому же репка была сладкой, а сахар на Руси воспринимали на вес золота. Кроме того, она богата витаминами и низкокалорийная. Таким образом, мы видим, что репа – очень важный овощ для русского человека, недаром и кушаний из неё придумано очень много, да и готовить овощ очень легко недаром же говорят: «Проще пареной репы». Почему же репу, которая выросла большой-пребольшой называют репкой? В сказке её так называют, именно потому что любили всей душой. Ведь только когда мы кого-то любим, используем уменьшительно-ласкательные суффиксы. Во-вторых, обратимся к остальным героям сказки. Все они – понятные и однозначно добрые герои, которые живут дружно и всегда приходят на помощь. Мораль сказки очевидна – если что-то делать всем вместе, то непременно можно достичь успеха. Кроме того, иногда даже самому сильному (деду) нужна помощь даже самая незначительная, на первый взгляд, (как в сказке помощь мышки привела к желаемому результату).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3.Анализ русской народной сказки «Царевна-лягушка»

Одна из самых любимых детских сказок – «Царевна-лягушка». Сказка начинается с того, что царь решает женить своих сыновей и для этого предлагает им выпустить по стреле из лука. К какой девице попадёт стрела, та и станет женой царского сына. Старшим - повезло: одному досталась знатнейшая родовитая девица – боярская дочь. Среднему – богатейшая купеческая дочка, а младшему-лягушка- квакушка. Почему именно лягушка? Почему именно она выбрана нашими предками в героини? Дело в том, что с древнейших времён лягушка воспринималась как существо необычайное. Ведь она живёт в двух мирах: головастик в воде (то есть в подземном царстве), а сама лягушка на земле (то есть в царстве земном). Таким образом, это удивительное существо осуществляло посредничество между миром Яви (земным) и Нави(подземным). Кроме того, славяне считали, что лягушка – покровительница деревень и селений и являлась для них символом плодородия, достатка и богатства. Следующий вопрос: как звали царевну-лягушку? У сказки есть несколько народных вариантов, и в одних героиня – Елена Прекрасная, а в других – Василиса Премудрая. То есть оба имени правильные! Кроме того, они подчёркивают два самых главных символа настоящей героини – прекрасная и премудрая. Отметим, что в старину «красным» называли не только красивое, но и основное – главное. Отсюда - Красная площадь в Москве. Прекрасная – то есть ещё более красовая, чем просто красивая. Именно так говорят о «прекрасной душе» или «прекрасном сердце». Вот и Елена Прекрасная (а не просто Красивая) – прекрасная не одним лицом и статью, но и душой, добротой, своими умениями. А Василиса Премудрая – именно очень мудрая. Мудрость в то время в народе ценилась выше красоты. Но как Елена Прекрасная или Василиса Премудрая оказалась в болоте, да ещё в лягушачьей шкуре? По сказке, она прогневала своего батюшку, за что тот и отправил её в болото. Как мудрый старичок объяснял Ивану- царевичу: «Василиса Премудрая хитрей, мудрёней своего отца уродилась; он за то осерчал на неё и велел ей три года квакушею быть». А отцом её был никто иной, как Кощей. Поэтому главная героиня – девушка волшебных кровей, ведь её отец – царь Кощеева царства. Кто же такой Кощей, или Кащей? По словарю В.Даля, имя Кащей произошло от скрещения двух слов – «капость» и «пакость» и дало новое значение – гадость и мерзость. Кощей происходит от слова «кость» и «кошь». Кощеями называли чрезмерно худых людей, у которых одни кости торчат. Говорили: «В чём душа держится и есть ли она?»  

Отсюда и переностное значение – кощей – человек без души, окостеневший. Теперь обратимся к значению слова «кош». Во-первых, это кошёлка, корзина, ларь, то есть место, куда что-то складывали. Возможно, отсюда легенда о вечном накопительстве Кощея. Но у слова «кош» есть и скрытый смысл – предназначение, судьба. А человек, знавший это предсказание, назывался Кощун, отсюда – кощунствовать, то есть узнавать о судьбе, производить некие магические действия. Но когда было принято христианство, то языческие понятия были осуждены, вот и стал кощун колдуном, а слово «кощунствовать» превратилось в бранное осудительное действие. Стоит вспомнить, что в старину было и иное наименование Кощея – Кощур. А «щур» - это пращур. То есть получается, что Кощей – наш костяной пращур, прародственник, как и Баба Яга. Далее сказки придали герою Кощею (Кащею) народный глубинный смысл. Сказочный Кощей – некое божество потустороннего мира. Недаром он насылает на человека порчу, может превратить его в камень, дерево или лёд, то есть довести до состояния окостенения (неподвижности). Но Кощей – сезонное божество – зимнее. А Бессмертный он, потому что, сколько бы вёсен не приходило, всё равно круговорот природы неизмене – зима получит свои права. Но когда приходит весна, приходит время героя, который снова побеждает Кощея. В сказке сказано: «...смерть его на конце иглы, та игла в яйце, то яйцо в утке, та утка в зайце, тот заяц в сундуке, а сундук стоит на высоком дубу, и то дерево Кощей как свой глаз бережёт». Здесь мы снова встречаем ряд символов. Дуб – дерево между царством Яви (реальным миром) и Нави (потусторонним миром). На дубу сундук – кош, сущность Кощеева. В сундуке - заяц. Символ неуловимости. Утка- символ семейного счастья, объединения. Славяне верили, что именно утица объединяет мир воды (тайный), мир земли (явный) и мир воздуха. Яйцо – один из древнейших символов. Мифы разных народов повествовали о первояйце как первородности всего сущего. Наши предки считали, что в яйце живёт зародыш солнечной птицы – Петух, будивший утро. Так что ещё до христианской веры яйцо на Руси считалось началом жизни и символом плодородия. Недаром я языческие времена наши предки пользовались покрашенным в красный цвет яйцом как оберегом: его клали под первую борозду, с ним обходили пашню, закапывали в поле при первом севе. С приходом христианства пасхальное яйцо вообще стало считаться символом Возрождения Вечной жизни. Таким образом, яйцо становится главным хранителем Вечности и Бессмертия. Игла – тоже очень многогранный символ. С одной стороны, уязвлённости человеческой души и сердца. С другой – символ тайной мести и колдовства. С третьей – символ смерти врага, ведь игла – уменьшенная стрела, а мы помним начало сказки: братья себе искали невесту с помощью стрелы. Стрела – символ мистического послания, проводника, так как стрела может отправить человека в мир мёртвых, но по преданиям древних славня вернуть человека в мир живых можно, оцарапав его особой калёной стрелой. В данной сказке невеста приходит из мира неизвестности в мир жениха. С четвёртой стороны, игла – символ трудолюбия и соединения двух порванных сторон. Вот и получается, что отломив кончик иглы, Иван-царевич рушит Кощеево сердце, лишает его колдовской силы, побеждает врага, отдавая его смерти, и, наконец, воссоединяется с возлюбленной, с которой был разлучен насильно, то есть, разорван (1). Таким образом, можно сделать следующий вывод: истинный смысл русских народных сказок сводится не только к борьбе Добра и Зла, но и к мифологическому осмыслению мира и мироздания нашими предками. Но знают ли это современные читатели?

3.4.Анализ результатов исследования

 В задачи данного исследования входило изучение уровня знаний учащимися Лиепайских школ о тайном смысле русских народных сказок. Для получения данных нами было проведено анкетирование среди учащихся 6, 8, 9 и 11 классов нашей школы. Авторами данной работы была разработана анкета (Приложение 1). Вопросы и ответы в ней составлены таким образом, чтобы можно было проследить, знают ли респонденты изначальный смысл самых популярных русских сказок.

В ходе анкетирования было опрошено 68 человек. Чтобы наглядно представить результаты анкетирования, мы вели подсчёты в процентном соотношении, представив и целоcтную картину анализа. Результаты анкетирования позволили сделать следующие выводы: 1. Как видно на первой диаграмме, в опросе участвовали 40 респондентов мужского пола (59%) и 28 – женского (41%). Диаграмма 1 2. Среди респондентов 53% в возрасте от 12 до 14 лет, а 47% от 15 до 18 лет. Диаграмма 2 3. Как видно на третьей диаграмме, на вопрос назвать самые известные русские народные сказки, 60 респондентов (88%) указали сказку «Колобок», 37 респондентов (54%) указали «Репку», «Курочку Рябу» - 35 респондентов (51%), «Теремок» - 27 респондентов (40%) и «Гусей-лебедей» - 18 респондентов (26 %).

Но также многие респонденты указали вместо русских народных сказок литературные. Например: «Сказку о рыбаке и рыбке» - 13 респондентов (19%),«Красную шапочку» - 6 респондентов (9%), «Спящую красавицу» и «Аленький цветочек» 3 респондента (7%). Как видно на диаграмме № 4 , некоторые респонденты путают русские народные сказки как с русскими авторскими сказками, так и с зарубежными. Диаграмма 4 4. На вопрос, что означает слово «Колобок» 67 респондентов (99%) ответили, что это хлеб круглой формы и тому подобное. И только один респондент (1%) указал, что слово «колобок» происходит от слова «коло», то есть «колесо», «круг». "Колобок" "Репка" "Курочка Ряба" "Теремок" "Гуси - лебеди"

Как видно на шестой диаграмме, на вопрос, что такое «короб», 34 респондента (50%) ответили правильно, указав, что короб - это изделие из бересты и т. п., служащее для укладки и переноски разных предметов. Остальные 50 % выбрали неправильные ответы. Диаграмма 6 6. На вопрос, что такое «сусеки» 44 респондента (65 %) ответили верно, указав, что сусеки – это отгороженный ларь в амбаре, житнице, для ссыпки зернового хлеба. 24 респондента (35%) выбрали неверный ответ. Диаграмма 7 7. На вопрос, что такое «сени» 22 респондента (32%) ответили верно, указав, что сени – это помещение между жилым домом и крыльцом. 46 респондентов 68%) ответили неверно. Как видно на диаграмме, большая часть респондентов не знает значения этого слова, что затрудняет правильное и полноценное восприятие текста, в котором употребляется это слово.

На вопрос, почему колобок говорит, что он «пряжон», как видно на диаграмме №9, 22 респондента (32%) ответили верно, указав, что он испечён, однако большая часть 46 респондентов (68%) респондентов ответили неверно.

На вопрос, нравится ли вам конец сказки «Колобок», 28 респондентов (41%) указали: да, хороший поучительный конец. 18 респондентов (26%) указали: нет, жалко колобка. 21 респондент (33%) указали: никогда не думал(а) об этом. Диаграмма 10 10. На вопрос, почему в сказке «Курочка Ряба» Дед и Баба не смогли разбить яйцо 54 респондента (79%) указали правильный ответ, отметив, что в этом заключается парадоксальный смысл сказки. 14 респондентов (21%) выбрали неверный ответ. Диаграмма 11 11. На вопрос, жалко ли тебе Деда и Бабу, 27 респондентов (40%) указали, что да, жалко. 28 респондентов (41%) указали, что нет, не жалко. 13 респондентов (19%) указали, что не знают. 18

 На вопрос, символом чего является яйцо в сказке «Курочка Ряба», 36 респондентов (53%) указали правильный ответ, выбрав «символом новой зарождающейся жизни». 32 респондента(47%) выбрали неверный ответ.

На вопрос, почему, если в сказке «Репка» выросла репка большая – пребольшая, её называют не репой, а репкой, 47 респондентов (69%) отметили верный ответ, указав, что уменьшительно-ласкательный суффикс передаёт отношение русского народа к этому овощу. 21 респондент(31%) выбрали неверный ответ.

 На вопрос, символом чего является лягушка в сказке «Царевна – лягушка», 56 респондентов (82%) дали неверный ответ и только 12 респондентов (12%) выбрали верный ответ, указав, что лягушка является символом плодородия, достатка и богатства. Диаграмма 15 19

На вопрос, как звали Царевну-лягушку, 61 респондент (90%) ответили верно, указав либо Василису Прекрасную, либо Василису премудрую. 7 респондентов(10%) указали неверный ответ. Диаграмма 16 16. На вопрос, как ты понимаешь поговорку: «Утро вечера мудренее», 58 респондентов (85%) указали, что так говорится тогда, когда откладывают решение, исполнение чего-л. до утра в надежде, что утром на свежую голову все будет яснее, виднее. 10 респондентов (15%) выбрали неверный ответ.

На вопрос, где находится тридевятое царство, тридесятое государство, 37 респондентов (54%) ответили верно, указав, что тридевятое царство, тридесятое государство – царство волшебства, заклятий. 31 респондент (46%) выбрали неверные ответы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ІV.Выводы

Проведенное нами анкетирование показало:

 1. далеко не все учащиеся 6, 8, 9, и 11 классов отличают русские народные сказки от литературных;

2. многие учащиеся не знают значение устаревших слов, которые встречаются в сказках;

3. большинство читателей не знакомо с тайным смыслом русских народных сказок. Чтобы попытаться исправить сложившуюся ситуацию и помочь учащимся понять изначальный смысл хорошо знакомых русских народных сказок, авторы данной работы составили «Справочник мифологических образов и устаревших слов к сказкам «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка» и «Царевна-лягушка» (Приложение 2).

V.Заключение

Сказка - это не просто развлекательное произведение, но и текст, который содержит в себе рассыпанные символы, которые необходимо расшифровать, чтобы понять предостережения, намёки и разгадать загадки времени. Авторы данной работы предприняли попытку познакомиться со скрытым смыслом самых популярных русских народных сказок и выяснить, удалось ли читателям самостоятельно разобраться в глубинном смысле всем хорошо знакомых сказок. В результате проделанной работы авторы достигли поставленной цели и выяснили изначальный смысл сказкок «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка» и «Царевна-лягушка», а также определили значение устаревших слов, которые упоминаются в русских народных сказках. Проведя анкетирование и проанализировав его результаты, авторы работы подтвердили выдвинутую гипотезу: несмотря на широкую популярность русских народных сказок, их идейно-философское содержание зачастую остается неразгаданным. Следовательно, чтобы не прервать нить времени между вчера, сегодня и завтра, нам необходимо перечитывать хорошо «знакомые» сказки, чтобы понять всё, что завещали в своих сказках наши предки. Авторы данной работы надеются, что в этом поможет предложенный ими «Справочник мифологических образов и устаревших слов к сказкам «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка» и «Царевна-лягушка» (Приложение 2).  

VІІ. Использованная литература

1. Коровина, Е.А. Знаем ли мы своими любимые сказки? Скрытый смысл, зашифрованный сказочниками. Чиатем между строк/ Е.А.Коровина.-М.: ЗАО Издателеьство Центрополиграф, 2013. -381 с., ил.

2. Особенности русских народных сказок. Ресурс: http://skazki.smeha.net/russkie/info.html; Просмотрено 4.02.2014.

3. Пропп В.Я. «Обозначение понятия «сказка» на разных языках».Ресурс: http://ec-dejavu.ru/f-2/Fairy_tale.html; Просмотрено:

4. Русские народные сказки для детей. Ресурс:http://deti-online.com/stati/russkie- narodnye-skazki-dlja-detei/;

5. Сказка. Этимологический словарь русского языка. — М.: Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973 Ресурс: http://linguistic-dictionary.info/word/s/Skazka-14596.html

6. Сказка. Словарь литературных терминов. Ресурс: http://enc-dic.com/lit/Skazka- 455.html;

7. Сказка. Исторический словарь. Ресурс: http://www.onlinedics.ru/slovar/his/s/skazka.html;

Приложение 1

Анкета 1. Укажите ваш пол. а) Мужской; b) Женский.

 2. Укажите ваш возраст 12-14 16-19 20-25 26 и больше

3. Назовите самые известные русские народные сказки.

4. Что означает слово «колобок»?

5. « Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две». Что такое короб? а) поклажа, пожитки, вещи, скарб, имущество, кладь, особенно дорожная; b) изделие из бересты и т. п., служащее для укладки и переноски разных предметов; c) укладочка, подручный ящичек.

 6. Что такое сусеки? а) Бумажный сверток, упаковка с чем-нибудь; b) Беседка или легкая постройка в саду; c) отгороженный ларь в амбаре, житнице, для ссыпки зернового хлеба.

 7. Что такое сени? a)Помещение между жилым домом и крыльцом; b)Маленький сарайчик около дома; c)помещение для скота;

8. Почему колобок говорит, что он «пряжон», что это означает?

9. Нравится ли вам конец сказки «Колобок»? а)Да, хороший поучительный конец; b)Нет, жалко колобка; c)Никогда не думал(а) об этом.

 10. Почему в сказке «Курочка Ряба» Дед и Баба не смогли разбить яйцо? а) Им не хватило силы; b) Они не знали, как это сделать; 

c) в этом заключается парадоксальный смысл сказки.

 11. Жалко ли тебе Деда и Бабу? а) Да; b) Нет; c) Не знаю.

12. Символом чего является яйцо в сказке «Курочка Ряба»? а) Символом бедности; b) Символом крестьянской жизни; c) Символом новой зарождающейся жизни.

13. Почему если в сказке «Репка» выросла репка большая – пребольшая, её называют не репой, а репкой? а) уменьшительно-ласкательный суффикс передаёт отношение русского народа к этому овощу; b) потому что реальный размер репки очень маленький; c) так передаётся пренебрежительное отношение к этому овощу;

 14. Символом чего является лягушка в сказке «Царевна – лягушка»? а) символ верной и чистой любви, грации, совершенства, чистоты и невинности; b) это символ плодородия, достатка и богатства; c) является символом мудрости.. . долголетия и неуклонного движения вперёд.

15. Как звали Царевну – лягушку? а) Василиса Прекрасная; b) Елена Прекрасная; c) Василиса Премудрая.

16. Как ты понимаешь поговорку: «Утро вечера мудренее»? а) Так говорится тогда, когда откладывают решение, исполнение чего-л. до утра в надежде, что утром на свежую голову все будет яснее, виднее; b) Так говорится, когда не хочется что-либо делать вечером и ты откладываешь это на утро.

17. Где находится тридевятое царство, тридесятое государство? а) очень далеко на севере; b) очень далеко на юге; c)царство волшебства, заклятий; Спасибо за участие в анкетировании!

Приложение 2

 «Справочник мифологических образов и устаревших слов к сказкам «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка» и «Царевна-лягушка» Название сказки Термин Значение Иллюстрация «Колобок» Колобок Образовано от «коло» - поворот круга, в данном случае – поворот небесного круга, который происходит 25 декабря и означает поворот с зимы на весну. Символ солнца. Дед, Баба Хранители рода, защитники сородичей, обладающие мудростью и мистическими познаниями, помогающими всех оберегать. Заяц Символ трусости. Волк Олицетворение агрессии и наглости. Медведь Олицетворение грубой силы. Лиса Символ лести и хитрости. Короб Гнутая, а иногда и плетеная укладка разного вида. Ларь Большой ящик, дощатый сруб, рундук, закрома; ящик с навесною крышкою, откосом, для зернового хлеба или муки. Сусеки Отгороженный ларь в амбаре, житнице, для ссыпки зернового хлеба.  

Амбар Неотапливаемая постройка для складки зернового хлеба, муки, а иногда и других товаров. «Курочка Ряба» Яйцо Символ Солнца, новой, нарождающейся жизни, скрытой до поры до времени скорлупой, символ освобождения из темницы, символ плодородия. Символ возрождения Вечной жизни. Золото Мистический символ Солнца, радости и удачи. Ряба От РЯБАЯ. В данном случае – обозначение особой раскраски пёрышек. Домашние животные, имевшие разноцветный окрас, считались особенными - приносящими хозяину удачу и благополучие. «Репка» Репка( репа) Любимый овощ на Руси до появления картофеля. Это корни рода и семьи, ее накопленное материальное достояние (земное, видное всем) и нравственно- духовная мудрость (скрытая от посторонних глаз). Внучка Реальное продолжение семьи, её будущее. Жучка Символ охраны семьи. Кошка Символ семейного лада, мира и гармонии. Мышка Символ благосостояния семьи и её устойчивости, ведь мыши заводятся только там, где есть, что поесть. «Царевна- лягушка» Лягушка Необычное существо, которое живёт в двух мирах: головастики в воде(то есть в подземном царстве), а сама лягушка на земле(то есть в царстве земном). Таким образом, лягушка осуществляет  посредничество между миром Яви(земным) и миром Нави(подземным). Покровительница деревень и селений, символ плодородия и достатка. Елена Прекрасная Очень красивая. В старину «красным» называли не только красивое, но и главное. Поэтому о душе говорят – прекрасная душа. Следовательно, героиня красива не только лицом и статью, но и душой, добротой . Василиса Премудрая Очень мудрая. А мудрость в то время ценилась выше красоты. Кощей Сезонное (зимнее) божество потустороннего мира. Пращур, прародственник, как и Баба Яга. Дуб Дерево между царством Яви(реальным миром) и Нави(потусторонним миром). Посредник между этими мирами. Сундук Сущность Кощея. То же, что и кош – кошёлка, корзина, ларь. Заяц Символ неуловимости. Утка Символ семейного счастья, объединения. Славяне верили, что именно утка объединяет мир воды( тайный) и мир земли( явный). Игла Многогранный символ. С одной стороны, символ уязвлённости человеческой души и сердца. С другой – символ тайной мести и колдовства. С третьей – символ смерти врага. С четвёртой – символ трудолюбия и соединения двух порванных сторон.

Стрела Символ мистического послания, проводника в потусторонний мир.

8. Сказка. Энциклопедический словарь. Ресурс: http://www.onlinedics.ru/slovar/bes/s/skazka.html; 

 9. Сказка. Этимологический словарь Крылова. Ресурс: http://linguistic- dictionary.info/word/s/Skazka-14596.html;

10.Толковый словарь.С.Лапатухин

Участники конкурсов:
Приглашаем на "Первую Республиканскую предметную олимпиаду" учеников и учителей
ОБУЧАЮЩИЕ ПРОГРАММЫ
Конференции
Фестивали
Олимпиады
Публикации
Рецензии

Подать заявку

Электронный или печатный вариант

Курсы повышения квалификации (дистанционные)

 "Внесение изменений в методику преподавания инструктора физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении в условиях реализации ФГОС"

Внесение изменений в методику использования ИКТ в современном дошкольном образовании в условиях ФГОС

"Развитие математической грамотности учащихся в условиях обновления содержания образования"

 Курсы повышения квалификации по предметам начальных классов в рамках обновления содержания образования РК

"Курсы повышения квалификации педагогических кадров "Развитие профессиональной компетентности музыкального руководителя в условиях обновления содержания дошкольного воспитания и обучения"

"Методика проектирования современного урока русского языка и литературы в условиях поликультурного и полиязычного образования" для учителей русского языка и литературы

"Формирование мировоззрения подрастающего поколения посредством музыки в условиях обновления содержания образования" для учителей музыки

Курсы профпереподготовки
Электронные курсы
СБОРНИКИ
Дистанционные Мастер-классы
УЧЕБНИКИ 1-11 КЛАССЫ
Учебники с 1 по 11 классы
Учебники с 1 по 11 классы по обновлённой программе РК
ПУБЛИКАЦИИ
ПУБЛИКАЦИИ
Закажи публикацию на любую тему и получи СЕРТИФИКАТ
ДИСТАНЦИОННЫЕ МАСТЕР-КЛАССЫ
«Мой коллега – яркий пример компетентного педагога 21 века»
Изменим мир к лучшему!
Улыбнись всему миру
"Моя будущая профессия"
МЫ ЦЕНИМ - МЫ ДОРОЖИМ
"ТАЛАНТ ШОУ"
"Открытый урок"
Методическая система эффективного учителя
Золотые руки
Лучший медиаурок
Конференция Обновлённая программа образования: теория и практика
II конференция Новые подходы в преподавании и обучении в условиях обновления образования
"Инновационные методики и технологии в обучении"
Международная научно-практическая интернет конференция "АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ"
"Грани науки"
"Мастерская педагога"
"Лучшая презентация к уроку"
НПК "Новые подходы в обучении"
Золотое перо
Новые идеи
"Сто талантов"
ПУБЛИКАЦИИ
Наверх
Товар добавлен в корзину