Оставьте Ваши данные, чтобы всегда быть в курсе выгодных предложений!

 

 
Магазин: Корзина
КАТАЛОГ МЕРОПРИЯТИЙ:
КОНКУРСЫ ПЕДАГОГАМ
КОНКУРСЫ ШКОЛЬНИКАМ, СТУДЕНТАМ
КОНКУРСЫ ДОШКОЛЬНИКАМ
Новостная рассылка!
Online-консультант
Анна Анатольевна Пыхтина
Мы в соцсетях!
 
Вернисаж талантов
Мы со спортом дружим
Новый горизонт
Публикации
Педагогика творчества
Лучшая вариативная учебная программа
"Вдохновение"
"Оч.Умелые руки"
Мой любимый питомец
"Пластилиновое чудо"
Формативное оценивание: от теории к практике
Талант-шоу
Музыкальная сова
Конференция "Инновационные технологии в образовании и науке"
Конференция "Инклюзивное образование: теория и практика"

You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!

 
ОЗОРНОЕ ЛЕТО

Ардабьева Светлана Дмитриевна - преподаватель высшего уровня квалификации II категории по классу фортепиано, ГККП "Детская музыкальная школа №1 отдела образования акимата г. Костаная", Республика Казахстан, г. Костанай

 

 

Варюхина Вера Алексеевна - преподаватель высшего уровня квалификации высшей категории по классу фортепиано,  ГККП "Детская музыкальная школа №1 отдела образования акимата г. Костаная", Республика Казахстан, г. Костанай

 

 

Разработка концерта «М.П.Мусоргский. Картинки с выставки»

Разработка концерта "Мусоргский М. П. "Картинки с выставки""

Презентация "Прогулка" М. П. Мусоргский

"Прогулка" М. П. Мусоргский - аудио

https://youtu.be/QTJ6ZuI8nlk

 

 

Мусоргский. Картинки с выставки

Дорогие друзья!

Сегодня вы пришли в музыкальную школу на концерт. Возможно, кто-то из вас пришёл в первый раз.

А знаете ли вы, как правильно нужно вести себя во время концерта?

Я буду спрашивать, а вы отвечайте.

- Разговаривать и вертеться?

- Жевать конфеты и жвачку?

- Внимательно слушать музыку?

- Ходить по залу?

- Дружно хлопать после исполнения пьесы?

Молодцы, ребята! Вы правильно ответили на вопросы-ловушки. А сейчас, мы с вами будем слушать музыку! Постарайтесь в уме нарисовать образ того или иного героя. В этом вам помогут учащиеся отделения «фортепиано» музыкальной школы.

И так, друзья! С вами говорит рояль.

Смешной, неуклюжий гном на кривых, коротеньких ножках, стайка весёлых нарядных ребятишек в красивом зелёном парке Тюильри в Париже; домик-часы на курьих ножках, в котором, конечно же, живёт Баба-Яга; беспомощные цыплята в разбитых яичных скорлупках.

Это картинки с выставки. «Картинки», которые можно не только увидеть, но и услышать. Нарисовал их в прошлом веке молодой талантливый архитектор Виктор Гартман, а звучать заставил Модест Мусоргский - гениальный русский композитор.

Виктор Гартман умер очень молодым. После его смерти в Академии художеств была устроена выставка из эскизов, набросков, архитектурных проектов и планов этого художника-архитектора.

Памяти Гартмана и посвятил Модест Петрович Мусоргский свою фортепианную сюиту «Картинки с выставки». Композитор музыкой изобразил не только некоторые, особенно понравившиеся ему работы Гартмана, но и самого себя - проходящим от одной картины к другой. Как это он сделал? А вот как.

Прежде чем начать «показывать» картинки, композитор сочинил небольшое вступление, которое назвал «Прогулка».

Ровная, неторопливая музыка изображает спокойную, медленную походку человека, осматривающего выставку. И в то же время вступление будто предупреждает, подготавливает нас к тому, что сейчас мы услышим что-то интересное.

Кончилось вступление. Мы останавливаемся перед первой картиной: «Гном».

Маленький человечек, переваливаясь, пробежал немножко и остановился - трудно бегать на таких коротеньких, кривых ножках. Попробовал побежать медленнее - снова ничего не получилось. Подождал чуть-чуть, отдохнул и старательно заковылял дальше. Спешит куда-то, подпрыгивает, спотыкается гномик. Опять устал, пошёл медленнее, но всё так же старательно и неуклюже. Похоже, он даже сердится сам на себя. Побежал снова и - стоп! Оборвалась музыка. Упал, наверное, бедный. Всё это можно услышать в музыке «Гнома». Быстрая «ковыляющая», коротенькая музыкальная фраза. Затем одна длинная, тянущаяся нота - остановка. Снова та же «ковыляющая» фраза, только играется она немножко медленнее и тише - получается впечатление неуверенности. Вот зазвучали отдельные, отрывистые нотки, музыка стала подпрыгивающей, нотки идут не плавно, рядом, а скачками на большом расстоянии - неуклюже, причудливо. Таким мы и видим этого лесного человечка. Слушаешь, как чередуются одна за другой музыкальные фразы, разные по характеру, по силе, громкости звучания, и словно проходишь вместе с гномиком весь его нелёгкий путь по лесным кочкам, по дремучей лесной чаще, между перепутанных замшелых корней...

Снова «прогулка». Та же музыка, что во вступлении, только не целиком, а небольшой кусочек её, как напоминание. Музыка изменена, но совсем немного - узнать её легко. Композитор идёт дальше, а нам даёт отдохнуть, приготовиться к следующей картине: «Прогулка» на этот раз звучит живее, энергичнее, хотя она по-прежнему ровная и в общем спокойная. Нас ожидает какая-то новая картинка.

«Тюильри» - название одного из парижских садов. Даже если мы не знаем содержания картинки Гартмана, мы сразу догадаемся, что это весёлая игра - может быть, пятнашки или горелки. Так и есть. Художник изобразил детей, которые играют в саду Тюильри. И музыка такая - шаловливая, чуточку суматошная и очень «детская».

Между «Тюильри» и следующей картиной нет «Прогулки». Очевидно, композитору нужно было как можно ярче, сильнее подчеркнуть громадную разницу между двумя стоящими рядом картинами, усилить и без того разительный контраст между весёлыми нарядными детьми, играющими в парижском саду, и ...

«Быдло» - по-польски «скот». Медленно везут нагруженную телегу усталые, голодные, худые волы; качается, скрипит телега, тяжело шагают волы. А рядом - человек. Такой же усталый, худой, измождённый. Погоняет волов унылым «э-гей» и тянет однообразную, нехитрую песню. Всё очень просто и очень страшно: для помещиков и сам человек - такое же «быдло», как его волы. Но Мусоргский не был бы «великим певцом горя народного», если бы изображал в музыке только одну эту безрадостную покорность тяжёлой судьбе. Вслушайтесь-ка в музыку. В ней скрытая сила и затаённый, глухой гнев. Растёт, ширится музыка, звучит всё громче, всё настойчивее. Потом она снова смиряется, затихает. Но теперь уже нас не обманет её кажущаяся покорность - мы уже видели грозную силу и гнев мужика, бредущего за своими волами. В эту силу верили и Мусоргский, и Гартман.

Почему так прозрачно, так живо зазвучала «Прогулка»? Странно и неожиданно высоко проходит знакомая музыкальная тема и заканчивается двумя задорными коротенькими трельками. Композитор отвлекает нас от тяжёлых и печальных раздумий. Скорее к следующей картинке. Она называется «Балет невылупившихся птенцов».

Ой, какие же они потешные! Как уморительно потряхивают маленькими не обсохшими крылышками, переминаются с ножки на ножку и тихонечко попискивают тоненькими голосками. Вот они откуда, эти коротенькие быстрые трельки в «Прогулке»! Здесь почти вся музыка наполнена ими. Всё время они звучат - остренькие и будто дрожащие нотки. Понемножку, постепенно учатся прыгать и взмахивать крылышками маленькие, ещё не до конца вылупившиеся птенчики.

От одной картины к другой ведёт нас композитор, сам с нами ходит по выставке. Доходим мы и до картинки, на которой изображены удивительные часы-домик, и слышим, как мимо со свистом и громом проносится в ступе хозяйка этого домика - Баба Яга!..

Наконец в последний раз звучит тема «Прогулки». Только теперь это уже музыка ещё одной, последней картины - «Богатырские ворота в Киеве».

Тяжёлые столбы будто вошли в землю от ветхой старости, а на них опирается изящная арка, увенчанная громадным резным кокошником. Так выглядят ворота на рисунке Гартмана.

Мусоргский, которым много раз уже изменял, варьировал на все лады «Прогулку», оказывается, не только не исчерпал все возможности этой музыки, но даже словно нарочно скрывал от нас её подлинную красоту.

Так вот она какая, спокойная, неторопливая «Прогулка»! В ней величественная уверенность и богатырская мощь. Вот когда нам до конца раскрывается её подлинно русский характер, который мы до сей поры только угадывали. Она похожа на древние былинные напевы и одновременно на торжественный гимн.

Ворота русских богатырей. Памятник величия и славы русского народа!.. Как прекрасно передаёт рояль торжественный колокольный перезвон, и как великолепно использовал эту особенность рояля композитор.

Всё торжественней, всё ярче, величественней звучит знакомая, дивно изменившаяся тема «Прогулки». Как хорошо узнавать её в могучих аккордах финала!

 Ну как, ребята, интересно было на музыкальной выставке?!

Ребята, а вы любите музыку? А кто из вас учится в музыкальной школе?    Нам, музыкантом очень важно, чтобы наша работа доставляли людям радость!

Сегодня для вас играли учащиеся фортепианного отделения преподавателей Ардабьевой Светланы Дмитриевны и Варюхиной Веры Алексеевны.

Трефилов Сергей

Тимошечкин Александр

Шаимкулов Нурлан

Танкеев Батыржан

Благодарим вас за внимание.

Участники конкурсов:
Приглашаем на "Первую Республиканскую предметную олимпиаду" учеников и учителей
ОБУЧАЮЩИЕ ПРОГРАММЫ
Конференции
Фестивали
Олимпиады
Публикации
Рецензии

Подать заявку

Электронный или печатный вариант

Курсы повышения квалификации (дистанционные)

 "Внесение изменений в методику преподавания инструктора физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении в условиях реализации ФГОС"

Внесение изменений в методику использования ИКТ в современном дошкольном образовании в условиях ФГОС

"Развитие математической грамотности учащихся в условиях обновления содержания образования"

 Курсы повышения квалификации по предметам начальных классов в рамках обновления содержания образования РК

"Курсы повышения квалификации педагогических кадров "Развитие профессиональной компетентности музыкального руководителя в условиях обновления содержания дошкольного воспитания и обучения"

"Методика проектирования современного урока русского языка и литературы в условиях поликультурного и полиязычного образования" для учителей русского языка и литературы

Курсы профпереподготовки
Электронные курсы
СБОРНИКИ
Дистанционные Мастер-классы
ПУБЛИКАЦИИ
ПУБЛИКАЦИИ
Закажи публикацию на любую тему и получи СЕРТИФИКАТ
ДИСТАНЦИОННЫЕ МАСТЕР-КЛАССЫ
«Мой коллега – яркий пример компетентного педагога 21 века»
Изменим мир к лучшему!
Улыбнись всему миру
"Моя будущая профессия"
МЫ ЦЕНИМ - МЫ ДОРОЖИМ
"ТАЛАНТ ШОУ"
"Открытый урок"
Методическая система эффективного учителя
Золотые руки
Лучший медиаурок
Конференция Обновлённая программа образования: теория и практика
II конференция Новые подходы в преподавании и обучении в условиях обновления образования
"Инновационные методики и технологии в обучении"
"Грани науки"
"Мастерская педагога"
"Лучшая презентация к уроку"
НПК "Новые подходы в обучении"
Золотое перо
Новые идеи
"Сто талантов"
ПУБЛИКАЦИИ
Наверх
Товар добавлен в корзину