Оставьте Ваши данные, чтобы всегда быть в курсе выгодных предложений!

 

 
Магазин: Корзина
КАТАЛОГ МЕРОПРИЯТИЙ:
КОНКУРСЫ ПЕДАГОГАМ
КОНКУРСЫ ШКОЛЬНИКАМ, СТУДЕНТАМ
КОНКУРСЫ ДОШКОЛЬНИКАМ
Новостная рассылка!
Online-консультант
Анна Анатольевна Пыхтина
Мы в соцсетях!
 
Вернисаж талантов
Мы со спортом дружим
Новый горизонт
Публикации
Педагогика творчества
Лучшая вариативная учебная программа
"Вдохновение"
"Оч.Умелые руки"
Мой любимый питомец
"Пластилиновое чудо"
Формативное оценивание: от теории к практике
Талант-шоу
Музыкальная сова
Конференция "Инновационные технологии в образовании и науке"
Конференция "Инклюзивное образование: теория и практика"

You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!

 
ОЗОРНОЕ ЛЕТО

Касьянчик Ян Степанович, 2 «б» класс, «Средняя школа имени Канаша Камзина»,  Республика Казахстан, Павлодарская область, город Аксу, село Жолкудук, Алгабасский сельский округ

 

 

Научный руководитель: Каиржанова Сания Ермрзаевна, «Средняя школа имени Канаша Камзина», Республика Казахстан, Павлодарская область, город Аксу, село Жолкудук, Алгабасский сельский округ

 

Проект «Вес школьного портфеля второклассника»

Проект Вес школьного портфеля второклассника.docx (43 КБ)

Актуальность.

В детском саду мы мечтали о том, как пойдём в первый класс, как за спиной у нас будет школьный рюкзак с тетрадками, учебниками, ручками. И вот мы – ученики, и ранцы у нас важная школьная принадлежность.

От того, какой у нас рюкзак, во многом зависит наш внешний вид, настроение и здоровье. А задумывались ли вы когда-нибудь над тем, каким должен быть вес школьного портфеля вместе с его содержимым, чтобы не навредить здоровью?

Медики в один голос утверждают, что родители и учителя должны помнить, что перенос тяжёлого портфеля для ребёнка не проходит бесследно. Подсчитано, что для маленького ребёнка носить портфель в четыре килограмма равносильно тому, что если бы взрослый человек каждый день носил на работу килограммов 15-20. Ортопедические патологии (нарушения осанки, сколиозы, плоскостопие) среди других заболеваний, выявляемых при медосмотрах в детских поликлиниках России, выходят, чуть ли не на первое место.

Вот почему мы считаем тему исследования «Вес школьного портфеля» актуальной и заслуживающей внимания.

Главный вопрос: Каким должен быть школьный портфель, чтобы не нанести вред здоровью школьника.

Проблемные вопросы:

1. Сколько должен весить школьный ранец?

2. Как тяжёлый ранец влияет на здоровье ребёнка?

3. Как правильно выбрать портфель?

Объект: ученик 2 «Б» класса СШ имени Канаша Камзина.

Предмет: школьный портфель ученика 2 «Б» класса СШ имени Канаша Камзина.

Цель исследования: Выявить влияние веса ранца младшего школьника на состояние его здоровья.

 Задачи:

1. Осуществить анализ литературы по теме «Вес школьного портфеля».

2. Измерить вес школьных портфелей, вес школьных учебников (на примере 2 «Б» класса СШ имени Канаша Камзина), установить соответствие весов санитарным нормам для школьников.

3. Доказать, что ранцы-тяжеловесы становятся причиной различных патологий.

4. Рекомендовать правила для использования школьного рюкзака учащимся.

5. Дать рекомендации по выбору школьного портфеля.

 

Гипотеза: мы предполагаем, что тяжёлый портфель вредит здоровью.

Для реализации поставленных задач мы определили методы исследования: социологический опрос, наблюдение и системный анализ.

Для проверки гипотезы нами было проведено исследование, которое включает три этапаВ течение месяца мы занимались изучением этих вопросов: ходили в библиотеку, беседовали с родителями, медсестрой в школе. Проводили исследование среди одноклассников. На основе проделанной работы, мы хотим доказать, что ношение неправильных и тяжёлых портфелей оказывает вредное воздействие на организм детей. Поэтому необходимо заботиться о своём здоровье, покупать «правильный» портфель и следить за его содержимым.

Этапы исследования

Подготовительный этап

В самом начале исследования мы беседовали с медицинским работником школы на тему «Опорно-двигательная система младших школьников», взвешивались.

Основной этап:

  1. Посетили городскую детскуюбиблиотеку, знакомились с информацией по теме.
  2. Собрали материал о портфелях, использовали Интернет.
  3. Проводили эксперимент «Взвешивание портфелей, ранцев, учебников».
  4. Обработали результаты анкетирования и сравнили их с научнымиданными.
  5. Подвели итоги по позициям:

• самый правильный портфель (до 0,5 кг);
• самый лёгкий портфель;
• самый тяжёлый портфель;
• самый тяжёлый портфель с принадлежностями;
• самый лёгкий портфель с принадлежностями;

Заключительный этап:

  1. Подготовили и провели классный час «Вес школьного портфеля» с презентацией.
  2. Составили рекомендации о том, каким должен быть «правильный портфель»
  3. Оформили работу.

Структура исследования, его практическая значимость.

Наша работа состоит из трёх частей. В ведении мы описали актуальность этой проблемы. В первой части рассказываем о том, когда и где впервые появились первые портфели, о портфелях в наши дни, о санитарных нормах по весу портфеля. Во второй части рассказываем о проводимом нами эксперименте, о том, как вес портфеля оказывает влияние на здоровье ребёнка. В заключение даём советы для тех людей, которые заботятся о своём здоровье.

 В своей работе мы использовали: периодическую печать; информацию в Интернете; книги по теме; результаты эксперимента.

Глава 1. ПРАВИЛЬНЫЙ ПОРТФЕЛЬ

1.1 Санитарные нормы и правила, регламентирующие вес школьного портфеля.

Год из года школьные портфели становятся тяжелее. Исследования показывают, что вес портфеля с учебниками у учеников начальной школы, как правило, достигает 5–6 кг, что в 2,5– 3 раза превышает допустимые гигиенические нормы. Это связано, прежде всего, с увеличением количества учебных предметов. Существуют санитарные правила и нормы, в которых регламентирован вес учебного пособия для каждой возрастной группы. Он не должен превышать для учащихся 1–4-х классов – 300г.

Вес портфелей с учебным комплектом не должен превышать [1]

Класс

Максимально допустимый вес портфеля

1-2-й

Не более 1,5 кг

3-4-й

Не более 2,0 кг

Кроме того, считается, что вес школьного портфеля не должен превышать 10 % от веса школьника.

Вес портфеля школьника регламентируют Санитарные правила и нормативы, утвержденные главным государственным санитарным врачом . Согласно СанПиНам общая масса учебников из расчета на один учебный день в комплекте со школьными принадлежностями, без массы портфеля или ранца, не должна превышать допустимых гигиенических норм для перенесения учениками веса на расстояние до 3 километров.

Ношение портфеля, превышающего допустимые нормы, влияет на позвоночный столб и внутренние органы, к тому же ребёнок физически утомляется, идёт нагрузка на сердце. В ближайшем будущем это привёдет к возникновению болей в спине, искривлению позвоночника, испортит осанку и походку, может вызвать радикулит и другие заболевания. Помимо всего перечисленного возможно опущение внутренних органов, особо тяжело это может сказаться на здоровье наших девочек — будущих мам. Избыточный вес ранца увеличивает опасность заболеваний суставов рук. У детей, постоянно носящих тяжести, может развиться плоскостопие. Тяжелый ранец, как и любой другой непосильный груз, повышает опасность травм, а утомление плохо сказывается на трудоспособности: усталый ребенок не сразу может включиться в работу, успеваемость страдает.

Вот почему так важно соблюдать установленные СанПиНом требования.

1.2. Выбор правильного портфеля

Из истории ранца

За сотню лет школьный портфель изменился до неузнаваемости. До революции ранцы в России делали из чёрной кожи с крышкой, обшитой тюленьим мехом. Таскать все это на плечах было весьма удобно.

В портфелях книги и тетради начали носить в послевоенное время, но чаще в школы ходили с полевыми сумками, доставшимися от вернувшихся с фронта родственников. Полевые сумки в отличие от портфелей можно было перекидывать через плечо, а во время драк использовать в качестве оружия.

В более поздние времена стандартный школьный ранец при желании превращался в портфель: съёмные ремешки легко отстёгивались и возвращались на место. Все ранцы делали похожими друг на друга: одного размера, из крепкого кожзаменителя, чаще всего тёмно-коричневого цвета. Промышленные дизайнеры утверждали, что цвет не должен отвлекать детей от учебы. Тяжёлые и неудобные ранцы имели всего пару отделений, так что более находчивые ученики вставляли внутрь дополнительные картонки, разделяя учебники и тетради по предметам.

В старших классах стало модно иметь кейс – он придавал своему обладателю солидность. Его обклеивали наклейками, а иногда за неимением таковых попросту разрисовывали поверхность дипломата английскими надписями. Девочки постепенно заменяли портфели элегантными сумочками, что, в конечном счёте, сказывалось на их осанке.

Современность

Сегодня в продаже есть ранцы, рюкзаки, папки, сумки, кейсы, дипломаты. Каким же портфель должен быть, чтобы заботиться о здоровье, долго служить и радовать глаз?

Во-первых, для нас, младшеклассников, это обязательно должен быть ранец. Однако нельзя носить его на одном плече. Правильно надетый ранец - на оба плеча - позволяет равномерно распределить нагрузку на позвоночник, благодаря чему он не искривляется, спина ровная, не устает. Если же носить ранец на одном плече или портфель, нагрузка будет ложиться на одну сторону позвоночника. Это грозит формированием неправильной осанки, сколиозом, станет болеть не только спина, но и голова, появится усталость, головокружение.

При покупке следует обращать внимание не только на красоту и яркость, но, прежде всего на функциональные качества. Для изготовления ранцев сейчас, как правило, используются различные кожзаменители или синтетические ткани. Эти материалы должны быть лёгкими, прочными, с водоотталкивающей пропиткой или покрытием, удобными для очистки. Для наших холодных зим важно ещё и такое качество, как морозоустойчивость. Иначе на морозе ранец затвердеет, и будет напоминать ледяную корку. Да и срок службы такого ранца невелик. Чаще всего подобными недостатками страдают рюкзаки и сумки, которые привозят к нам из тех стран, где круглый год лето.

Согласно ГОСТу, ученический ранец — это «кожгалантерейное изделие с плечевыми ремнями, предназначенное для переноски учебников, школьно-письменных принадлежностей на спине». Ученический портфель, по тому же ГОСТу, плечевых ремней (лямок) не имеет и должен носиться в руке. Именно из-за этого ортопеды и не рекомендуют покупать его детям. Постоянная переноска тяжестей в руке может привести к сколиозу и другим проблемам с позвоночником (по этой же причине нельзя позволять детям носить ранцы в руке или на одной лямке).

Разница между ранцем и рюкзаком — в том что, у первого корпус твёрдый, у второго, наоборот, мягкий. Жёсткий корпус защищает одновременно и ребёнка, и содержимое ранца. Твёрдая спинка не позволяет содержимому давить на спину ребёнка. Кроме того, благодаря твёрдым стенкам и дну школьные принадлежности в ранце можно разместить правильно: тяжёлые предметы ближе к спине, лёгкие — спереди, левая и правая сторона нагружены одинаково. Наконец, жёсткий корпус сбережёт содержимое ранца в случае, если ребёнок его уронит, или бросит, Или, например, решит прокатиться на нем с горки.

Выбирая школьный ранец, мы нередко обращает внимание только на количество карманов и отделений, качество материалов и прочность швов, дизайн и цену. Разумеется, все это важно, но на здоровье и безопасность влияет другое — вес ранца, наличие ортопедической спинки и светоотражающих элементов.

Ортопедическая спинка повторяет естественный изгиб позвоночника и поэтому не вредит, а наоборот, помогает формированию правильной осанки. В нижней части спинки должен находиться поясничный упор — небольшой валик, на который при правильном ношении ранца будет приходиться основная нагрузка.

Сама спинка — быть жёсткой, но при этом иметь мягкую подкладку, чтобы ребенку было комфортно носить ранец. Такая же подкладка должна быть у лямок, иначе они будут врезаться в плечи. Лямки обязательно должны регулироваться по длине (это требование прописано в ГОСТе) и не растягиваться, поскольку только с их помощью можно правильно расположить ранец на спине. Лучше, если регулирующие пряжки имеются не только в нижней, но и в верхней части лямок. Такая конструкция помогает добиться того, чтобы ранец плотно прилегал к спине ребенка. Оптимальная ширина лямок — 4-5 см.

Подкладки на спинке и лямках чаще всего обиты сетчатой «вентилируемой» тканью, благодаря которой спина ребенка не потеет. В некоторых моделях спинка полностью пластиковая, и функцию «вентилятора» выполняют специальные борозды, нанесенные на нее.

Немаловажную роль играют светоотражающие элементы. Именно они и яркая окраска ранцев делают нас заметнее на дороге. Согласно ГОСТу, в школьных ранцах «должны использоваться детали из материалов контрастных цветов, отделочные детали и фурнитура со светоотражающими элементами». Правила дорожного движения рекомендуют всем пешеходам при движении в тёмное время суток или в условиях недостаточной видимости «иметь при себе предметы со светоотражающими элементами».

При выборе ранца необходимо удостовериться, что светоотражатели имеются со всех сторон: спереди, на боках и на лямках. Некоторые производители также используют ткань со светоотражающей нитью и замки со встроёнными светоотражателями. Кроме того, в дизайне ранца должны использоваться флуоресцентные материалы, делающие нас заметнее в светлое время суток. Самые броские и, следовательно, заметные для водителей, цвета — жёлтый и оранжевый.

Итак, у нас в руках ранец с ортопедической спинкой, который легче 1 кг и со всех сторон обвешан светоотражателями? Отлично! Теперь можно обратить внимание на материал, фурнитуру и другие показатели качества.

Вот что отличает действительно качественный школьный ранец:

· ткань легкая, прочная и водонепроницаемая (нейлон или полиэстер). Рисунок с нее не стирается и не смывается. Ранцы некоторых производителей можно даже мыть;

· швы и канты, прочные и тщательно обработанные (это исключает возможность того, что ребенок порежется). Пластиковые детали — гладкие, без сколов или заусенцев;

· замки и молнии — удобные и надежные, их легко открыть. Корпус с укрепленными углами — они увеличивают прочность ранца. Клапаны надежно защищают наружные карманы, молнии и внутреннее отделение от дождя и снега, несколько наружных карманов и удобное внутреннее отделение. Во внутреннем отделении — еще несколько отсеков и карманов, позволяющих правильно расположить в ранце все необходимое. Водонепроницаемое дно из пластика (или дно с пластиковыми ножками-упорами). Благодаря чему ранец можно смело ставить на землю, в снег и даже в лужу.

Примерка ранца

После того, как нашли ранец, отвечающий всем этим требованиям, надо его примерить. Во время примерки нужно обратить внимание на следующее:

· ширина ранца должна быть примерно равна ширине плеч;

· верхний край ранца и плечи должны быть на одной высоте;

· нижний край ранца должен располагаться на уровне поясницы;

· ранец должен плотно прилегать к спине.

Проверить, можно ли, регулируя длину лямок, добиться такого положения ранца на спине — оно является оптимальным. При этом учитывать, что придется носить ранец и в рубашке, и в куртке, и в пуховике.

Если ранец сидит неправильно или существенно шире плеч, попробовать примерить другую модель. Не стоит покупать ранец «на вырост»: нам будет неудобно, а исправить испорченную в детстве осанку очень сложно.

Идеальный школьный ранец — тот, что нравится не только родителям, но и ребёнку. То есть не только качественный, надежный, безопасный, но и привлекательный с точки зрения дизайна.

Сейчас в наших магазинах можно найти ранцы самого разнообразного дизайна. С героями популярных мультфильмов, с котятами и щенками, с автомобилями и футбольными мячами — для мальчиков, с принцессами, куклами и цветами — для девочек.

Качественный школьный ранец сегодня стоит в среднем около 3 000 рублей. Многие родители рассуждают так: зачем тратиться на дорогой ранец, когда можно купить легкий и дешевый рюкзак? Тем более что к следующему классу ребенок может подрасти или порвать старый или просто попросить новый... Однако после всего сказанного, думаю, вполне ясно, что такая беспечность может дорого обойтись.

Таким образом, хороший школьный ранец

· весит менее 1 кг;

· с ортопедической спинкой и регулируемыми лямками;

· со светоотражателями спереди, на боках и лямках;

· из прочной водоотталкивающей ткани;

· с прочными швами и кантами;

· с клапанами от дождя и снега;

· с удобными замками и молниями;

· с укреплёнными углами и пластиковым дном;

· с удобными карманами и вместительным внутренним отделением;

· хорошо сохранять форму, иначе тетрадки и учебники в нем будут мяться, груз будет распределяться неравномерно, да и прослужит такой рюкзак недолго;

· с надёжными, но не очень тугими застёжками: чтобы, с одной стороны, не расстёгивались постоянно, а с другой - были по силам слабым детским ручкам;

· с удобной крепкой ручкой.

Таким образом, из изложенного в Главе 1 следует, что:

1. Избыточный вес ранца увеличивает опасность искривления позвоночника, заболеваний суставов рук. У детей, постоянно носящих тяжести, может развиться плоскостопие. Тяжёлый ранец, как и любой другой непосильный груз, повышает опасность травм, а утомление плохо сказывается на трудоспособности: усталый ребенок не сразу может включиться в работу, успеваемость страдает.

2. При выборе школьного портфеля следует руководствоваться рядом санитарно-гигиенических требований. Лучшим портфелем для школьника является ранец.

3. Здоровье ребёнка зависит от множества причин, не все из которых находятся в нашей власти. Однако острота ситуации может быть снята только тогда, когда вопрос контроля данной проблемы будет постоянно находиться в поле зрения учителей, родителей и учеников.

 

Глава 2. Наш эксперимент.

2.1.Исследование веса учащихся 2 б класса.

В эксперименте приняли участие учащиеся 2 б класса: 10 девочек и 8 мальчиков. Во-первых, мы измерили вес каждого ученика нашего класса. Данные замеров поместили в таблицу 1.

2.2.Исследование фактического веса портфелей учеников 2 б класса.

Во-вторых, мы замерили вес портфеля каждого ученика 2 б класса в каждый учебный день недели, а также вес пустого портфеля, без школьных принадлежностей. Данные замеров поместили в таблицу 1.

Таблица 1

Замеры веса портфелей учащихся 2 б класса

п.п.

ФАМИ

ЛИЯ

ИМЯ

ОТЧЕС

ТВО

ВЕС УЧЕ

НИ

КА,

КГ

ВЕС

ПП,

г

ВЕС ПОРТФЕЛЯ, КГ

Макси

маль

ный факти

чес

кий

вес порт

феля, кг.

Вес

пра

виль

ного порт

феля, кг.

Вывод.

П

В

С

Ч

П

1.

Касьянчик

ЯН

31,4

500

3,100

2,700

2,200

2,900

2,700

2,700

3,100

норма

2.

Кенже

баев

Ансар

58,45

500

4,000

3,500

3,200

3,800

3,500

3,600

5,800

норма

3.

Жармуль

динова

Анель

31

500

3,100

2,500

2,100

2,500

2,500

2,540

3,100

норма

4.

Клабу

ков Ана

толий

26,75

500

4,200

3,800

3,200

4,400

3,800

3,880

2,600

выше нормы

5.

Темир

жанов

Дияр

31,2

500

3,500

2,900

2,800

2,500

3,500

3,040

3,100

норма

6.

Штем

пель

ковский Дионис

31,0

500

2,900

2,500

2,800

2,900

2,500

2,720

3,100

норма

 ВЕС ПП – вес пустого портфеля

В-третьих, мы рассчитали индивидуальный правильный вес портфеля для каждого ученика 2 Б класса, исходя из веса тела и знаний о том, что вес портфеля должен быть равен 10% от веса школьника. Таким образом, правильный вес портфеля ученика был рассчитан по формуле:

Правильный вес портфеля = ВУ*10/100, где ВУ – вес ученика кг и сопоставлен с фактическим средним весом портфеля каждого ученика соответственно.

Средний вес портфеля каждого ученика был рассчитан как среднее арифметическое число, исходя из веса портфеля, измеренного в 5 учебных дней и поделенного, соответственно, на 5. Данные исследования помещены в таблицу 1.

Таким образом, по данным таблицы 1 видно, что у 10 учащихся 2 б класса портфель не превышает норму, то есть не превышает условного веса относительно массы тела. У остальных 8 вес ранца превысил гигиеническую норму. При этом ранцы – тяжеловесы могу стать причиной различных патологий в развитии опорно-двигательной и сердечно-сосудистой системы.

Мы видим, что вес «правильного» ранца не соответствует его реальному весу. Может быть, причина излишней нагрузки в том, что сам портфель слишком тяжел? Для этого мы и производили замер пустых ранцев, без школьных принадлежностей. Как свидетельствуют данные таблицы 1, вес пустого портфеля соответствует гигиеническим нормам, то есть не превышает 0,5 кг у 16 учащихся 2 б класса. У 2 учащихся вес пустого портфеля превышает гигиеническую норму почти в 2 раза.

Понаблюдав в течение недели за весом ранцев, мы обнаружили, что самым тяжёлым ранец бывает в понедельник. Самым лёгким ранец оказался в среду. Вес тяжеловеса в течение недели был от 2,1 кг до 4,200, что не соответствует гигиеническим нормам.

После проведенного эксперимента мы подвели итоги, и оказалось, что ближе всего к «Самому правильному ранцу» оказались 3-х учеников. «Самый тяжёлый ранец» - у 3 учеников (Темиржанова Дияра, Клабукова Анатолия, Кенжебаева Ансара). «Самый лёгкий ранец с принадлежностями» - у 1 ученика (Жармульдиновой Анель). «Самый тяжёлый учебный день» - это понедельник, «Самый лёгкий учебный день» - это среда. (Таблица 1).

Вывод: ученик 2-го класса ежедневно носит на плечах в среднем 3 кг 016 гр, что противоречит санитарным нормам - вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей для учащихся 1-2-х классов не должен превышать 1,5 кг, а для 3-4-х классов – 2 кг.

2.3. Анализ веса учебных пособий

При анализе веса школьного портфеля нельзя обойти массу его содержимого, а именно вес школьных учебников, тетрадей и прочих школьных принадлежностей. Информацию о весе школьных принадлежностей мы поместили в таблицу 2.

Таблица 2

Вес школьных принадлежностей учащихся 2 б класса

№ п.п.

Наименование учебника

Вес, г

1.

Литературное чтение.

270

2.

Русский язык.

275

3.

Математика.

255

4.

Дневник

180

5.

Познание мира

265

6.

Английский язык

281

7.

Рабочая тетрадь по английскому языку

150

8.

Тетрадь по математике 12 листов

40

9.

Тетрадь по математике 18 листов

50

10.

Тетрадь по русскому языку

54

11.

Тетрадь по музыке

40

12.

Пенал

280

13.

Альбом для рисования

113

14.

Набор для рисования: кисточки, гуашь

400

Вес издания по санитарным нормам не должен быть более 300 г для 1 - 4 классов.

Все книги соответствовали гигиеническим нормам - 300 гр. для ученика начальной школы. «Нарушителем» - является набор для рисования с кисточками, гуашью и стаканчиком для воды.

2.4. Подсчёт веса необходимого содержимого портфеля в каждый из учебных дней недели. Таблица 3

День недели

Расписание уроков

Вес портфеля

День недели

Расписание уроков

Вес портфеля

Понедельник

Русский язык

Математика

Литературное чтение

Изо

Пенал

Пустой портфель

Дневник

275+54

255+50

270+50

 

513

280

 

500

180

Четверг

Музыка

Русский язык

Физкультура

Окружающий мир

Литературное чтение

Пенал

Пустой портфель

Дневник

40

275+54

 

 

265+50

270+50

 

280

500

180

 

Итого:

2427

 

Итого:

1964

Вторник

Математика

Английский язык

Русский язык

Литературное чтение

Физкультура

Пенал

Пустой портфель

Дневник

255+50

 

281+150

 

275+54

 

 

280

500

 

180

Пятница

Русский язык

Литературное чтение

Математика

Физкультура

Английский язык

Пенал

Пустой портфель

Дневник

270+50

275+54

 

255+50

 

281+150

 

280

500

180

 

Итого:

2025

 

Итого:

2345

Среда

Русский язык

Математика

Познание мира

Технология

Пенал

Пустой портфель

Дневник

275+54

255+50

265+50

 

 

280

 

500

180

 

Средний вес портфеля:

2136

 

Итого:

1909

 

 

 

Самый «тяжёлый» день понедельник, самый «лёгкий» среда. Даже, если в портфель положить только самое необходимое, то всё равно его вес далёк от санитарной нормы (1, 5 кг для 1-2 класса).

2.5. Социологический опрос.

В качестве пятого этапа исследования был выбран метод социологического опроса. В опросе принимали участие учащиеся исследуемого 2 «б» класса. Вопросы анкеты помещены в Приложении. Результаты опроса заключены в таблицы 4 - 9.

Таблица 4

Тип школьного портфеля

№ПП

ТИП ПОРТФЕЛЯ

2 КЛАСС

чел.

%

1.

ПОРТФЕЛЬ

-

0

2.

РАНЕЦ

5

90

3.

РЮКЗАК

1

10

4.

СУМКА

0

0

Из таблицы 4 видно, что большинство второклассников предпочитают ранцы, т.е. правильные портфели. Их количество составило 95% соответственно. Предпочитают носить книги в рюкзаке 10% , в сумке 0% . Сумка на одной лямке также может быть причиной искривления позвоночника из-за неравномерности нагрузки. Это может повлечь за собой развитие заболеваний позвоночника у большинства опрошенных ребят.

Таблица 5

На что обращают внимание при покупке портфеля

№ПП

ТИП ПОРТФЕЛЯ

2 КЛАСС

чел.

%

1.

РИСУНОК

5

44

2.

НАЛИЧИЕ КАРМАНОВ

6

39

3.

РАЗМЕР

2

11

4.

ВЕС

-

0

Из таблицы 5 следует, что наибольшее количество опрашиваемых учащихся при покупке портфелей обращают внимание на рисунок и на наличие карманов 90% и крайне мало 11% опрошенных учеников – на размер.

Оценка веса собственных портфелей учащихся представлена в таблице 6.

Таблица 6

Самостоятельная оценка веса портфеля

№ПП

ТИП ПОРТФЕЛЯ

2 КЛАСС

чел.

%

1.

ТЯЖЕЛЫЙ

3

17

2.

ЛЕГКИЙ

1

5

3.

СЛИШКОМ ТЯЖЕЛЫЙ

-

0

4.

НОРМАЛЬНЫЙ

3

78

Данные таблицы 6 говорят о том, что большинство школьников считает, что их портфель имеет нормальный вес, т.е. они не считают его тяжелым.

Существует ли реальная возможность носить в школу не все школьные принадлежности? На этот вопрос отвечает таблица 7.

 Таблица 7

Ношение в школу всех школьных принадлежностей

№ПП

ТИП ПОРТФЕЛЯ

2 КЛАСС

чел.

%

1.

ДА, ВСЕГДА

4

78

2.

НЕТ, НЕ ВСЕГДА

1

17

3.

ИНОГДА

1

5

По данным таблицы 7 можно сделать вывод, что младшие школьники добросовестно носят в школу все необходимые школьные принадлежности. Каждый день, усердно заполняя свой ранец необходимыми книгами и тетрадками, второклассники перегружают свой портфель, причиняя тем самым вред своему здоровью.

Нравятся ли опрошенным ребятам их школьные портфели? Об этом в таблице 8. Из неё видно, что большинству опрошенных школьников нравятся их портфели, которые они выбирали сами или с родителями.

Таблица 8

Отношение опрошенных учащихся к своим портфелям

п.п.

Тип портфеля

2 класс

чел.

%

1.

Нравится

5

90

2.

Не нравится

1

10

Таким образом, подводя итог Главы 2,следует отметить, что проблема с опорно-двигательной системой в нашем классе стоит очень остро. У трех учеников 2 б класса портфель превышает гигиеническую норму 0,5 кг почти в 2 раза. У остальных учащихся вес пустого портфеля не превышает гигиеническую норму. Зато вес с учебными принадлежностями каждый учебный день превышает положенную норму до 1,5 кг.

Таблица 9.

Самый правильный ранец до 0,5 кг

3человека

Самый тяжелый портфель

0,8 кг – 1 уч-ся

Самый тяжелый портфель с принадлежностями

5,0 кг – 1 человек

Самый легкий портфель с принадлежностями

2,380 – 1 человек

Самые тяжелые учебные принадлежности

Набор для изо

Самый «тяжелый» учебный день

понедельник

Самый «легкий» учебный день

среда

 Если сравнивать вес портфеля с весом самих учащихся, то у 8 он превышает норму. Значит, они подвержены заболеваниям опорно-двигательного аппарата.

Большинство учащихся 2 «Б» класса отдают предпочтение рюкзаку и ранцу и не считают их тяжёлыми. Младшие школьники любят свои портфели, носят в них все, что необходимо, а при выборе обращают внимание на рисунок и наличие карманов. В графе «содержание рюкзака» отражено умение учащихся правильно готовиться к каждому уроку, отбирать принадлежности, необходимые в конкретный день. Итоги таковы: содержание в норме – у 2 учащихся(22%) Не соответствует норме – у 4учащихся (78%)

Глава 3. ОСНОВНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СНИЖЕНИЮ ТЯЖЕСТИ ПОРТФЕЛЕЙ

 Мы просили опрашиваемых ребят дать свои рекомендации, каким образом можно снизить вес школьных портфелей.

 Вот какие рекомендации дали ученики 2 б класса:

· Использовать меньше ткани;

· оставлять все учебники в школе;

· сделать в школе меньше предметов;

· не брать пенал;

· не носить лишний мусор и вещи;

· вытащить все ненужные вещи;

· не носить игрушки;

· не носить все школьные принадлежности.

 Подводя итог высказанным предложениям, а также выражая свое мнение, мы считаем, что для того, чтобы облегчить портфель ребенка необходимо:

· Купить второй набор учебников для школы. Аргумент «против» - это дорого.

· Оборудовать в школе места для хранения личных вещей. Аргументы «против» - маленькая площадь аудиторий. В специальных полочках, ящичках и шкафчиках можно хранить краски, альбомы, кисточки, пластилин, цветную бумагу, папку для труда, физкультурную форму, сменную обувь.

· Выбирать легкий рюкзак. Аргумент «против» - облегченные дешевые рюкзаки весом 500 грамм плохо действуют на здоровье ребенка (часто школьники сами жалуются на усталость в спине и боль), а облегченный ортопедический рюкзак за 5-6 тысяч рублей – не всегда по карману родителям. Средний правильный рюкзак с ортопедической спинкой весит около 1,5 кг.

· Следует переходить на электронные носители информации: ноутбуки, нетбуки. Весь мир уже использует это как систему обучения. Это удобно, легко и просто, а главное, это возможно.

· Просто, не носить в портфелях ничего лишнего.

· Ежедневно проверять ранцы и вытаскивать из него все ненужные предметы.

· При составлении школьного расписания необходимо учитывать вес учебных комплектов, так как в один день портфель может быть тяжелый, а в другой – легкий.

· Совет для родителей – не покупать своим детям портфели больших размеров, потому что они будут стараться загрузить туда максимально большое количество предметов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работая над темой исследования, мы пришли к выводу, что основой всего является здоровье. Тяжёлый портфель за плечами школьника – это реальная опасность для сердечно-сосудистой системы и состояния опорно-двигательного аппарата ребенка. Осанку школьникам портят портфели, чей вес не соответствует санитарно-гигиеническим нормам.

Избыточный вес портфеля увеличивает опасность искривления позвоночника, заболеваний суставов рук. У детей постоянно носящих тяжести развивается плоскостопие. Тяжелый портфель, как и любой непосильный груз, повышает опасность травм, а утомление плохо сказывается на трудоспособности: усталый ребёнок не сразу может включиться в работу, а от этого страдает успеваемость.

Каким же портфель должен быть, чтобы заботиться о здоровье, долго служить и радовать глаз?

· С двумя широкими лямками, ношение сумки через плечо исключается.

· Дно портфеля должно располагаться на 5 см ниже поясницы школьника.

· Лёгким - содержимое портфеля и без того имеет внушительный вес.

· Плотно прилегать к спине, задняя стенка должна быть укрепленной, с мягкой прокладкой. Если ранец не удовлетворяет этим требованиям, синяки и шишки на спине от болтающегося портфеля вашему ребенку обеспечены.

· Иметь прочные широкие лямочки. Узкие ремешки будут врезаться в плечи и причинять боль.

· Хорошо сохранять форму. В противном случае тетрадки и учебники в нем будут мяться, груз будет распределяться неравномерно, да и прослужит такой рюкзак недолго.

· Иметь надежные, но не очень тугие застёжки. Такие, чтобы, с одной стороны, не расстегивались постоянно, а с другой - были по силам слабым детским ручкам.

· Иметь удобную крепкую ручку. Именно за неё ребенок будет таскать ранец по школе.

· Прочным. Вынести школьному портфелю предстоит немало: на нем будут сидеть в коридорах на перемене, кататься с горки зимой после школы, его будут кидать и пинать вместо мяча, наконец, просто бросать, где попало.

· Изготовлен из легко моющегося материала. Ведь после всех описанных выше испытаний он быстро станет грязным, даже очень грязным.

· Иметь много кармашков и отделений. Тогда каждой мелочи в хозяйстве ученика найдется место, ручки не будут теряться, тетради и учебники мяться, а яблочко можно будет положить отдельно от сменной обуви.

· Обеспечивать безопасность ребенка на дороге. Для этого на современных ранцах делают вставки из специальных ярких, отражающих свет материалов. Ребенок с таким портфелем на спине заметен издалека и днем, и в сумерках. Учитывая то, что по дороге в школу и из школы многим детям приходится переходить улицы с оживленным движением, это очень важно.

Результаты:

В процессе работы по данной теме мы изучали теоретический материал, провели ряд практических исследований, дающих ответ на состояние здоровья наших одноклассников.

Проведены следующие исследования:

· измерение массы портфелей учащихся;

· составление списка предметов, находящихся в портфеле;

· анализ статистики заболеваний опорно-двигательного аппарата учащихся класса;

· изучение ассортимента школьных портфелей.

Ребята нашего класса провели ряд мероприятий по привлечению внимания к данной теме:

· выступление на конференции родителей;

· выступление перед учащимися;

· организация выставки рисунков, плакатов;

Вывод:

· Каждый ученик должен чётко уметь отбирать содержание портфеля.

· Каждый родитель должен уметь выбрать «правильный портфель».

· Необходимо владеть информацией о нормах, рекомендуемых для сохранения здоровья.

· Нужно изучать ассортимент школьных портфелей.

· Вес рюкзака школьника влияет на состояние его здоровья.

Используемые ресурсы.

  • Современные технологии оздоровления детей и подростков в образовательных учреждениях: пособие для врачей./ Сост. В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева и др.- М., 2002.
  • Гигиеническая оценка условий обучения школьников./ Сост.: Н.В. Анисимов. Е.А. Карашвили. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
  • А. Бобырь. Берегите спину.// Модернизация: шаг в будущее: приложение к Учительской газете. – Выпуск №2, с. 17
  • А. Лопанин. Тяжелая ноша.// Новости медицины – журнал. – Выпуск № 4 2009г.
  • С. Прокошева. Увесистые знания.//Невское время № 11 2010г.

Интернет:

  • http://www.examen.ru/add/manual/15549/ves_portfelja_shkolnika
  • http://www.vampodarok.com/
  • http://www.saratov.aif.ru/health/health_details/137388

 

Приложение 1. Памятка. Каким же портфель должен быть, чтобы заботиться о здоровье, долго служить и радовать глаз?

  • С двумя широкими лямками, ношение сумки через плечо исключается.
  • Дно портфеля должно располагаться на 5 см ниже поясницы школьника.
  • Легким - содержимое портфеля и без того имеет внушительный вес.
  • Плотно прилегать к спине, задняя стенка должна быть укрепленной, с мягкой прокладкой. Если ранец не удовлетворяет этим требованиям, синяки и шишки на спине от болтающегося портфеля вашему ребенку обеспечены.
  • Иметь прочные широкие лямочки. Узкие ремешки будут врезаться в плечи и причинять боль.
  • Хорошо сохранять форму. В противном случае тетрадки и учебники в нем будут мяться, груз будет распределяться неравномерно, да и прослужит такой рюкзак недолго.
  • Иметь надежные, но не очень тугие застежки. Такие, чтобы, с одной стороны, не расстегивались постоянно, а с другой - были по силам слабым детским ручкам.
  • Иметь удобную крепкую ручку. Именно за нее ваш ребенок будет таскать ранец по школе.
  • Прочным. Вынести школьному портфелю предстоит немало: на нем будут сидеть в коридорах на перемене, кататься с горки зимой после школы, его будут кидать и пинать вместо мяча, наконец, просто бросать где попало.
  • Изготовлен из легко моющегося материала. Ведь после всех описанных выше испытаний он быстро станет грязным, даже очень грязным.
  • Иметь много кармашков и отделений. Тогда каждой мелочи в хозяйстве ученика найдется место, ручки не будут теряться, тетради и учебники мяться, а яблочко можно будет положить отдельно от сменной обуви.
  • Обеспечивать безопасность ребенка на дороге. Для этого на современных ранцах делают вставки из специальных ярких, отражающих свет материалов. Ребенок с таким портфелем на спине заметен издалека и днем, и в сумерках. Учитывая то, что по дороге в школу и из школы многим детям приходится переходить улицы с оживленным движением, это очень важно.

Приложение 2. Анкета для учащихся.

1. Что Вы предпочитаете:

  • портфель
  • ранец
  • рюкзак
  • сумку

2. На что обращаете внимание при покупке портфеля:

  • рисунок
  • наличие карманов
  • размер
  • вес

3. Вы считаете, что Ваш школьный портфель:

  • тяжёлый
  • лёгкий
  • слишком тяжёлый
  • нормальный.

4. Вы всегда носите в школу все необходимые принадлежности?

  • да
  • нет
  • иногда.

5. Сколько лет Вашему портфелю?

6. Вам нравится Ваш портфель?

  • да
  • нет.

7. Вы сами выбирали свой портфель в магазине?

  • да, сам
  • да, с родителями
  • нет, родители
  • нет, это подарок.

8. Как облегчить школьный портфель? Ваши предложения.

Спасибо за участие в опросе!

[1] Приведенный выше материал вступил в силу с 1 сентября 2011 года согласно постановлению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москвы «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Участники конкурсов:
Приглашаем на "Первую Республиканскую предметную олимпиаду" учеников и учителей
ОБУЧАЮЩИЕ ПРОГРАММЫ
Конференции
Фестивали
Олимпиады
Публикации
Рецензии

Подать заявку

Электронный или печатный вариант

Курсы повышения квалификации (дистанционные)

 "Внесение изменений в методику преподавания инструктора физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении в условиях реализации ФГОС"

Внесение изменений в методику использования ИКТ в современном дошкольном образовании в условиях ФГОС

"Развитие математической грамотности учащихся в условиях обновления содержания образования"

 Курсы повышения квалификации по предметам начальных классов в рамках обновления содержания образования РК

"Курсы повышения квалификации педагогических кадров "Развитие профессиональной компетентности музыкального руководителя в условиях обновления содержания дошкольного воспитания и обучения"

"Методика проектирования современного урока русского языка и литературы в условиях поликультурного и полиязычного образования" для учителей русского языка и литературы

Курсы профпереподготовки
Электронные курсы
СБОРНИКИ
Дистанционные Мастер-классы
ПУБЛИКАЦИИ
ПУБЛИКАЦИИ
Закажи публикацию на любую тему и получи СЕРТИФИКАТ
ДИСТАНЦИОННЫЕ МАСТЕР-КЛАССЫ
«Мой коллега – яркий пример компетентного педагога 21 века»
Изменим мир к лучшему!
Улыбнись всему миру
"Моя будущая профессия"
МЫ ЦЕНИМ - МЫ ДОРОЖИМ
"ТАЛАНТ ШОУ"
"Открытый урок"
Методическая система эффективного учителя
Золотые руки
Лучший медиаурок
Конференция Обновлённая программа образования: теория и практика
II конференция Новые подходы в преподавании и обучении в условиях обновления образования
"Инновационные методики и технологии в обучении"
"Грани науки"
"Мастерская педагога"
"Лучшая презентация к уроку"
НПК "Новые подходы в обучении"
Золотое перо
Новые идеи
"Сто талантов"
ПУБЛИКАЦИИ
Наверх
Товар добавлен в корзину