ДОКУМЕНТЫ О РЕГИСТРАЦИИ
Приглашаем на "II Республиканскую предметную олимпиаду" учеников и учителей

 

Приглашаем на "Международную олимпиаду для дошкольников "Предметный мир"

Оставьте Ваши данные, чтобы всегда быть в курсе выгодных предложений!

 

 
Магазин: Корзина
КАТАЛОГ МЕРОПРИЯТИЙ:
КОНКУРСЫ ПЕДАГОГАМ
КОНКУРСЫ ШКОЛЬНИКАМ, СТУДЕНТАМ
КОНКУРСЫ ДОШКОЛЬНИКАМ
Новостная рассылка!
Online-консультант
Анна Анатольевна Пыхтина
Анна Анатольевна Пыхтина менеджер-консультант
Людмила Александровна Исина
Людмила Александровна Исина консультант по мероприятиям
Мы в соцсетях!
 
Вернисаж талантов
Мы со спортом дружим
Новый горизонт
Публикации
Педагогика творчества
Лучшая вариативная учебная программа
"Вдохновение"
"Оч.Умелые руки"
Мой любимый питомец
"Пластилиновое чудо"
Формативное оценивание: от теории к практике
Талант-шоу
Музыкальная сова
Конференция "Инновационные технологии в образовании и науке"
Конференция "Инклюзивное образование: теория и практика"

You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!

 
ОЗОРНОЕ ЛЕТО
Международный конкурс "Ношу на голове поля, но это вовсе не земля"
Международный конкурс "У цветов не бывает будней, они всегда одеты празднично"
Международный конкурс для дошкольников "Чей домик?"
Международный конкурс для педагогов "Талант педагога"

"Особенности работы концертмейстера с детским хором"

26 октября 2019 г.

Ардабьева Светлана Дмитриевна, концертмейстер, ГККП "Детская музыкальная школа №1 отдела образования акимата г. Костаная", Казахстан, г.Костанай

"Особенности работы концертмейстера с детским хором"

"Особенности работы концертмейстера с детским хором"

Хоровое  пение,  несомненно,  является  наиболее  массовым  и  общедоступным  средством  музыкального  воспитания  подрастающего  поколения.  На  протяжении  всего  периода  развития  русской  музыки,  хоровое  пение  являлось  наиболее  впечатляющим  видом  коллективного  музицирования.  К  числу  лучших  традиций   хоровой  культуры  можно  отнести  раннее  приобщение  детей  к  пению  в  хоре.  Творческим  лицом  коллектива,  определяющим  его  эстетические  и  нравственные  позиции,  его  репертуар  и  исполнительские  возможности,  является  художественный  руководитель.  Успешная  деятельность  хорового  коллектива  во  многом  зависит и  от  концертмейстера.

Проблемам  концертмейстерского  мастерства  посвящено  немало  трудов,  среди  которых  необходимо  отметить  книги  Джеральда  Мура,  посвятившего  большую  часть  жизни  концертмейстерскому  искусству.  В  своих  публицистических  работах  ему  удалось  поднять  престиж  профессии  концертмейстера.  Он  создал  принципиально  новый  тип  аккомпаниатора,  выступающего  наравне  с  концертным  исполнителем,  ваяющего  музыкальный  образ  совместно  с  солистом.  Что  же  касается  работы  концертмейстера  с  хоровым  коллективом,  то  необходимо  отметить,  что,  несмотря  на  популярность  данного  вида  работы,  многие  проблемы  остаются  вне  поля  зрения  большинства  исследователей.  В  данной  работе  хотелось  бы  более  подробно  остановиться  на  некоторых  задачах  концертмейстера  и  его  значении  в  процессе  хоровых  занятий.

Концертмейстер  должен  обладать  не  только  высокими  профессиональными  навыками  и  умениями,  он  должен  быть  знаком  со  всеми  особенностями  и  тонкостями  вокально-хоровой  работы.  Опытный  концертмейстер  может  не  только  аккомпанировать  хору  на  занятиях  и  выступлениях,  но  также  заниматься  с  учащимися  индивидуально,  помогая  им  разучивать  партии.

Хоровая  музыка,  оперная  и  симфоническая  требуют  для  своего  воплощения  объединения  творческой  мысли  нескольких  исполнителей.  Совместное  исполнение  отличается  от  сольного  именно  тем,  что  для  интерпретации  музыки  необходимы  усилия  всего  коллектива  исполняющих.  Поэтому  для  успешной  концертмейстерской  деятельности  крайне  важно  обладать  навыками  игры  в  ансамбле,  навыками  совместной  работы  по  разучиванию  музыкальных  произведений.

Важнейшим  качеством  концертмейстера  является  умение  слушать  звучание  хора  и  соотносить  аккомпанемент  с  музыкальными  задачами,  которые  ставит  перед  хором  руководитель.  Аккомпанировать  означает  не  столько  уметь  играть,  сколько  уметь  слушать  и  слышать.  Для  создания  целостного  исполнительского  плана  хорового  произведения  необходимо  согласие  между  всеми  членами  хорового  коллектива,  поэтому  в  репетиционной  работе  концертмейстеру  важно  прежде  всего  чутко  реагировать  на  все  замечания  и  пожелания  дирижера,  стремясь  к  единству  звукового  и  интонационного  воплощения.

Репетиционная  хоровая  работа  над  музыкальным  произведением  проходит  в  несколько  этапов,  начиная  от  разбора  нотного  текста  и  до  целостного  оформления  и  достижения  эстрадной  готовности.  На  каждом  этапе  перед  концертмейстером  встает  ряд  задач,  от  решения  которых  зависит  успешность  работы  хорового  коллектива.

Начальный  этап  разучивания  партитуры  по  партиям  в  детском  хоре,  как  правило,  не  требует  полнозвучного  аккомпанемента,  роль  концертмейстера  обычно  заключается  в  дублировании  партии  каждого  голоса  хоровой  партитуры  на  инструменте.  Здесь  особенно  важным  становится  внимание  пианиста  к  дирижерскому  жесту,  к  фразировке,  дыханию,  паузам  и  другим  выразительным  особенностям  каждой  отдельно  взятой  партии.  Практика  показывает,  что  отнюдь  не  редки  ситуации,  когда  концертмейстеру  (в  силу  различных  обстоятельств)  приходится  заменять  дирижера  и  разучивать  с  учащимися  хоровую  партитуру.  В  данном  случае  для  грамотного  показа  пианисту  необходима  предварительная  вокальная  подготовка,  умение  чисто  интонировать,  а  также  умение  понимать  выразительные  особенности  музыкальной  фразы.

На  занятиях  с  детским  хоровым  коллективом  концертмейстер  является  помощником  хорового  дирижера,  что  подразумевает  не  только  «включенность»  в  процесс  разучивания  произведения,  но  и  умение  пианиста  вовремя  понять  намерения  дирижера,  а  также  наличие  навыков  совмещения  хоровой  партитуры  и  аккомпанемента,  работы  над  хоровым  строем,  интонационным  и  ритмическим  ансамблем.

Целостное  оформление  хорового  произведения  —  важный  и  ответственный  этап.  Перед  концертмейстером  встает  множество  профессиональных  задач.  Аккомпанемент  является  гармонической  и  ритмической  опорой  всего  произведения,  поэтому  пианист  должен  уметь  выдержать  заданный  темп  от  начала  до  конца.  Вступление,  традиционно  встречающееся  в  большинстве  произведений  с  сопровождением,  должно  отражать  характер  исполняемого,  вводя  слушателя  в  атмосферу  того,  что  им  предстоит  услышать,  и  одновременно  настраивая  хористов  на  заданный  образ.  «Аккомпаниатор  должен  быть  источником  вдохновения  для  певца,  и  его  игра  должна  сверкать  в  прекрасных  вступлениях  и  заключениях»,  —  пишет  Дж.  Мур.  Чуткость  концертмейстера  к  дирижерскому  жесту  особенно  важна,  если  в  композиторском  тексте  исполняемого  произведения  предусмотрены  фермата,  ritenuto,  ad  libitum,  colla  parte  и  т.  д.

Роль  аккомпанемента  в  создании  хорового  музыкального  произведения  чрезвычайно  велика.  «По-видимому,  ни  один  инструментальный  аккомпанемент  не  играет  столь  важной  драматургической  роли,  как  аккомпанемент  вокальных  произведений…»  —  пишет  Е.М.  Шендерович.  Концертмейстер  должен  обладать  совершенно  особым  типом  внимания  —  многоплоскостным,  то  есть  вниманием,  распределенным  одновременно  между  несколькими  плоскостями.  Мысль  о  необходимости  рассредоточить  внимание  между  рядом  задач  впервые  выразил  К.С.  Станиславский.  «Человек  способен  распределять  свое  внимание  в  нескольких  плоскостях»,  —  пишет  его  ученица  Л.П.  Новицкая.  Известно,  что  музыканты  —  исполнители  в  известной  степени  являются  актерами.  Концертмейстеру  необходимо  распределять  внимание  между  дирижером,  партией  фортепиано  и  хоровыми  партиями.  Оно  должно  быть  направлено  на  достижение  баланса  между  звучанием  хора  и  аккомпанемента,  на  воплощение  единства  художественного  замысла.

Одним  из  основополагающих  умений  для  концертмейстера  является  умение  бегло  читать  с  листа  многострочные  хоровые  партитуры  и  транспонировать  нотный  текст  в  любую  тональность.

Таким  образом,  работа  с  детским  хоровым  коллективом  требует  от  концертмейстера  универсальности  и  обширных  знаний  в  смежных  областях  музыкального  искусства.  Концертмейстер  должен  быть  высоким  профессионалом,  не  только  превосходно  владеющим  фортепиано,  но  также  хорошо  знающим  особенности  вокальной  работы  хористов,  владеющим  навыками  ансамблевого  музицирования,  чтения  с  листа  и  транспонирования.

 

Список  литературы:

1.      Мур  Дж.  Певец  и  аккомпаниатор. 

2.      Шендерович  Е.М.  В  концертмейстерском  классе:  Размышления  педагога 

3.      Новицкая  Л.П.  Уроки  вдохновения  /  Ред.  Ю.С.  Калашников.

 

Участники конкурсов:
Приглашаем на "Первую Республиканскую предметную олимпиаду" учеников и учителей

 

Приглашаем на "Вторую Республиканскую предметную олимпиаду" учеников и учителей

 

Приглашаем на "Международную серию олимпиад " Зима 2020"

ОБУЧАЮЩИЕ ПРОГРАММЫ
Конференции
Фестивали
Олимпиады
Публикации
Рецензии

Подать заявку

Электронный или печатный вариант

Курсы повышения квалификации (дистанционные)

 "Внесение изменений в методику преподавания инструктора физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении в условиях реализации ФГОС"

Внесение изменений в методику использования ИКТ в современном дошкольном образовании в условиях ФГОС

"Развитие математической грамотности учащихся в условиях обновления содержания образования"

 Курсы повышения квалификации по предметам начальных классов в рамках обновления содержания образования РК

"Курсы повышения квалификации педагогических кадров "Развитие профессиональной компетентности музыкального руководителя в условиях обновления содержания дошкольного воспитания и обучения"

"Методика проектирования современного урока русского языка и литературы в условиях поликультурного и полиязычного образования" для учителей русского языка и литературы

"Формирование мировоззрения подрастающего поколения посредством музыки в условиях обновления содержания образования" для учителей музыки

Курсы профпереподготовки
Электронные курсы
СБОРНИКИ
Дистанционные Мастер-классы
ПУБЛИКАЦИИ
ПУБЛИКАЦИИ
Закажи публикацию на любую тему и получи СЕРТИФИКАТ
ДИСТАНЦИОННЫЕ МАСТЕР-КЛАССЫ
«Мой коллега – яркий пример компетентного педагога 21 века»
Изменим мир к лучшему!
Улыбнись всему миру
"Моя будущая профессия"
МЫ ЦЕНИМ - МЫ ДОРОЖИМ
"ТАЛАНТ ШОУ"
"Открытый урок"
Методическая система эффективного учителя
Золотые руки
Лучший медиаурок
Конференция Обновлённая программа образования: теория и практика
II конференция Новые подходы в преподавании и обучении в условиях обновления образования
"Инновационные методики и технологии в обучении"
Международная научно-практическая интернет конференция "АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ"
"Грани науки"
"Мастерская педагога"
"Лучшая презентация к уроку"
НПК "Новые подходы в обучении"
Золотое перо
Новые идеи
"Сто талантов"
ПУБЛИКАЦИИ
Наверх
Товар добавлен в корзину