ДОКУМЕНТЫ О РЕГИСТРАЦИИ
Приглашаем на "II Республиканскую предметную олимпиаду" учеников и учителей
Оставьте Ваши данные, чтобы всегда быть в курсе выгодных предложений!

 

 
Магазин: Корзина
КАТАЛОГ МЕРОПРИЯТИЙ:
КОНКУРСЫ ПЕДАГОГАМ
КОНКУРСЫ ШКОЛЬНИКАМ, СТУДЕНТАМ
КОНКУРСЫ ДОШКОЛЬНИКАМ
Новостная рассылка!
Online-консультант
Анна Анатольевна Пыхтина
Мы в соцсетях!
 
Вернисаж талантов
Мы со спортом дружим
Новый горизонт
Публикации
Педагогика творчества
Лучшая вариативная учебная программа
"Вдохновение"
"Оч.Умелые руки"
Мой любимый питомец
"Пластилиновое чудо"
Формативное оценивание: от теории к практике
Талант-шоу
Музыкальная сова
Конференция "Инновационные технологии в образовании и науке"
Конференция "Инклюзивное образование: теория и практика"

You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!

 
ОЗОРНОЕ ЛЕТО
Международный конкурс "Ношу на голове поля, но это вовсе не земля"
Международный конкурс "У цветов не бывает будней, они всегда одеты празднично"
Международный конкурс для дошкольников "Чей домик?"
Международный конкурс для педагогов "Талант педагога"

Урок - лекция "Пришел, творил, жил" (Биография и творчество Йозефа Гайдна)

31 мая 2019 г.

Михеева Наталия Юрьевна, преподаватель теоретических дисциплин ДШИ, МБУ ДО ДШИ, г. Мирный, Республика Саха (Якутия)

Урок - лекция "Пришел, творил, жил" (Биография и творчество Йозефа Гайдна)

Урок - лекция "Пришел, творил, жил" (Биография и творчество Йозефа Гайдна)

ГАЙДН –ЛЕКЦИЯ

Трек 1 Увертюра

СЛАЙД 1-заставка

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим с вами о творчестве великого австрийского композитора венского классика Иозефа Гайдна

 

ВОПРОС :А кого еще вы знаете из венских классиков БЕТХОВЕН МОЦАРТ

СЛАЙД 2

ЙОЗЕФ ГАЙДН —Его справедливо считают отцом симфонии и квартета, великим родоначальником классической инструментальной музыки, основателем современного симфонического оркестра.

Франц Йозеф Гайдн родился в 1732 года, в небольшом местечке Рорау, близ Вены.

СЛАЙД 3,4

Предки Гайдна были потомственными ремесленниками-крестьянами.                                        Отец композитора, Матиас, занимался каретным делом, а мать, до замужества, служила кухаркой у местного землевладельца.

СЛАЙД 5

В семье Гайднов очень любили музыку.  Матиас, отец Йозефа, совмещал с каретным делом, обязанности пономаря??? в церкви, он пел в церковном хоре и играл на органе, а так же он очень любил играть на арфе. Жена же его неплохо пела и семейные концерты в доме Гайднов устраивались каждую неделю.                                                      СЛАЙД 6                                                                                                                              

Маленький Йозеф принимал в них активное участие. Будучи пяти лет от роду, он аккомпанировал родителям, держа в руках два деревянных бруска, один из которых служил скрипкой, а другой смычком, и делал это чрезвычайно ритмично. К тому же, мальчик  обладал прекрасным слухом и  памятью, а его звонкий серебристый голос приводил всех в восхищение. Музыкальные способности Йозефа, отметил брат каретника по имени Франк, который работал школьным учителем в Хайнбурге, и неплохо разбирался в музыке.  

Так мальчик попал в церковный хор небольшого городка Хайнбурга,

СЛАЙД 7

По словам самого Гайдна, от дяди он получал больше тумаков, чем лакомых кусочков, но он научил его игре на скрипке, и других инструментах, обучил пению и латыни.  А позже благодаря знакомствам дяди, Йозеф попал в хоровую капеллу при кафедральном соборе Св. Стефана в Вене, куда набирали поющих мальчиков с красивыми голосами..

СЛАЙД 8      

      Это было знаменательным событием в жизни Йозефа. Ведь иной возможности получить музыкальное образование у него не было.                       

  Вена покорила 8 летнего мальчика своим величественным великолепием, ведь он вырос на деревене! Собор Св. Стефана с колокольней реющей высоко под небесами, дома с балконам, большие площади – все это произвело на Йозефа потрясающее впечатление. Но ничто не  шло в сравнение с тем впечатлением, которое произвели на мальчика звуки церковного органа! Маленький Гайдн был в восторге!

СЛАЙД 9      

 Мзыка Орган

 Жизнь маленьких певчих оказалась совсем непростой. С ними грубо обращались, часто колотили, изнуряли длительными репетициями и выступлениями, к тому же плохо кормили. Они работали по12, а то и по16 часов в сутки, и были очень счастливы, если приходилось петь на похоронах или свадьбах, где можно было сытно и вкусно поесть. Но Гайдн был счастлив, ведь он мог заниматься своим любимым делом – музыкой.

Пение в хоре было для Гайдна очень хорошей, но единственной школой. Способности мальчика быстро развивались, Йозеф был понятливым и быстро воспринимал все новое.  Ему стали поручать трудные сольные партии. Он даже находил время заниматься игрой на скрипке и клавикорде и достиг значительных успехов. Только вот его попытки сочинять музыку не встречали поддержки. За девять лет пребывания в хоровой капелле он получил от ее руководителя всего два урока композиции!

Не смотря на все это мальчик пытался сочинять музыку.

СЛАЙД 10      

Когда у Гайдна стал ломаться голос и он не смог больше петь в хоре, его бесцеремонно выгнали из капеллы. Мальчику было всего 12лет, когда  началась его самостоятельная жизнь, полная невзгод и лишений, а главное - непрерывного и упорного труда.

СЛАЙД 11                                 

В ноябре 1749 года он оказался на улице. У Йозефа не было ни дома, ни имущества, ни работы, он был беспомощен. Мальчик поселился в чулане, в доме своего приятеля по капелле. Так как никто из столичных учителей не хотел давать ему бесплатные уроки, Йозеф стал учится композиции сам, купив две потрепанные книги и играя на развалившемся клавикорде. Будучи нищим, дрожа от холода, недосыпая, он считал себя счастливчиком. Понемногу удалось найти кое-какую работу, хотя и не обеспечивавшую, но все же позволявшую не умереть с голода. Гайдн стал давать уроки пения и музыки, играл на скрипке на праздничных вечерах, а иногда и просто на больших дорогах. По заказу он сочинил несколько своих первых сонат произведений.

  1. Соната-партита до мажор

СЛАЙД 12                                 

              А  первый относительно крупный заказ поступил Гайдну от венского комика Иоганноа Йозефа Курца. Это была комическая опера "Хромой бес". За эту оперу Гайдн получил  25 дукатов и считал себя очень богатым.

К сожалению, все эти заработки были случайными.

Но Гайдн нашел для себя выход!

Он поступает аккомпаниатором, а в сущности лакеем к итальянскому композитору, знаменитому певцу и педагогу Никола Антонио Порпора,

СЛАЙД 13                                 

Порпора просматривал композиторские опыты Гайдна и делал ему указания.

В жизни и творчестве Гайдна постепенно назревал перелом. Его материальное положение стало мало-помалу улучшаться, жизненные позиции крепнуть. Он получает все большее признание как исполнитель и композитор и в 1759 году Гайдн поступает на службу к венскому аристократу из Чехии и любителю музыки графу Йозефу Францу Морцину. в качестве композитора и капельмейстера, где он обретает кров, питание и жалованье.

СЛАЙД 14                              

   Служба эта оказалась кратковременной (1759-1760 годы), но все же помогла Гайдну сделать дальнейшие шаги в композиции.

Во время пребывания на службе у графа Морцина Гайдн влюбился в младшую дочь своего приятеля Терезу Келлер и всерьез собирался соединиться с ней узами брака. Однако девушка по причинам, оставшимся неизвестными, ушла в монастырь, а ее отец не нашел ничего лучшего, чем сказать: "Гайдн, Вы должны бы жениться на моей старшей дочери".

СЛАЙД 15                                 

 

 Гайдн, почему то, согласился. Ему было 28 лет, невесте - Марии Анне Алоизии Келлер - 32. Брак был заключен 1760 году. Так Гайдн стал... несчастным мужем на долгие десятилетия. Его жена вскорости проявила себя женщиной в высшей степени ограниченной, тупой и сварливой. Она абсолютно не понимала и не ценила великое дарование своего мужа. "Ей было все равно, - выразился Гайдн однажды в старости, - кто ее муж - сапожник или артист". Мария Анна безжалостно истребила ряд нотных рукописей Гайдна, употребляя их на папильотки и использовала как салфетки под выпечку. Притом она была очень расточительной и требовательной.

Женившись, Гайдн нарушил условия службы у графа Морцина - последний принимал в свою капеллу только холостых.

Над Гайдном нависла угроза опять остаться без постоянного заработка.

Но тут он получил предложение от нового, более могущественного покровителя искусств - богатейшего и очень влиятельного венгерского магната - князя Павла Антона Эстергази.                               

 СЛАЙД 15                                                            

Обратив внимание на Гайдна в замке Морцина, Эстергази оценил его талант.

Недалеко от Вены, в небольшом венгерском городке Эйзенштадте,

СЛАЙД 17 - 20                                

  а в летнее время в загородном дворце "Эстергаз", провел Гайдн тридцать лет в должности капельмейстера????? (Музыкальный директор).                                                                                 

Он руководил оркестром и занимался с певцами. Гайдн должен был также по требованию князя сочинять симфонии, оперы, квартеты и другие произведения. Нередко капризный князь приказывал написать новое сочинение к следующему дню! Талант и необычайное трудолюбие выручали Гайдна и здесь. Одна за другой появлялись оперы, а также симфонии, среди которых "Медведь", "Детская", "Школьный учитель". За период службы у князя Эстергази Гайдн написал большинство из своих опер, квартетов, сонат  и симфоний.

СЛАЙД 21

  1. Соната ми-мажор

Мастерство Гайдна с годами достигло совершенства. Его музыка неизменно вызывала восхищение многочисленных гостей Эстергази. Имя композитора стало широко известно и за пределами его родины, но поехать куда-либо за пределы княжеского поместья, напечатать свои произведения или просто подарить их Гайдн не имел права без согласия князя. А князь не любил отлучек "своего" капельмейстера. Он привык, чтобы Гайдн вместе с другими слугами ожидал в определенное время его распоряжений в передней. В такие моменты композитор особенно остро чувствовал свою зависимость. "Капельмейстер я или капельдинер?" - с горечью восклицал он в письмах к друзьям.

 Но иногда, ему все же удавалось вырваться и побывать в Вене, увидеть знакомых, друзей.

Сколько радости доставляли ему встречи с любимым Моцартом!

СЛАЙД 22 - 24

Увлекательные беседы сменялись исполнением квартетов, где Гайдн играл на скрипке, а Моцарт на альте. К сожалению, такие встречи были чрезвычайно редки.

Но, несмотря ни на что, Гайдн, был человеком неунывающим и веселым, об этом нам говорят его произведения. То он изобразит в симфонии неуклюжего медведя, то кудахтанье курицы – симфонии эти так потом и называют: "Медведь", "Курица", то накупит разных детских игрушек – свистулек, трещоток, рожков и включит их в партитуру своей "Детской" симфонии. Одну его симфонию называют "Часы", другую – "Сюрприз".

О ней мы погорим отдельно. Почему же Гайдн назвал свою симфонию «Сюрприз»?

Давайте разберемся. Послушаем фрагмент 2 части этой симфонии.

  1. Анданте из симфонии 94 Сюрприз 

Вы поняли в чем СЮРПРИЗ?...... А сделал это маэстро потому, что заметил, что слушатели засыпают на медленных частях симфоний.И чтобы разбудить засыпающую публику он вставил в середине медленной, тихой и спокойной музыки очень резкий и громкий удар

Да, композитор Гайдн был веселым  и остроумным человеком!
  СЛАЙД 25

Одна его симфония – "Прощальная" –

кончается музыкой, которую можно назвать скорее грустной, чем веселой. Но именно об этой симфонии вспоминается, когда хочешь рассказать о Гайдне – жизнерадостном и добром человеке.
  

Музыкантам князя Эстергази долго не давали отпуска и не платили денег. Их "папаша Гайдн" не мог добиться этого никакими мольбами и просьбами. Загрустили оркестранты. Уж на что умел Гайдн ладить со своими музыкантами, а тут и его перестали слушаться – работать, репетировать стало трудно. А князь требовал исполнения новой симфонии на предстоящем празднике.
   И Гайдн написал новую симфонию.
   Что это за музыка, князь не знал, а может быть, и не очень интересовался – в этом-то он вполне доверял своему капельмейстеру. Но только оркестранты вдруг проявили необыкновенное рвение к репетициям...
   Наступил день праздника. Князь заранее сообщил гостям о новой симфонии, и теперь они с нетерпением ждали начала концерта.
   Зажжены свечи на пюпитрах, раскрыты ноты, приготовлены инструменты... Вышел плотный, коренастый "папаша Гайдн" в парадной форме и свеженапудренном парике. Симфония зазвучала...
   Все с наслаждением слушают музыку – одна часть, другая... третья... наконец, четвертая, финал. Но тут оказалось, что у новой симфонии есть еще одна часть – пятая и притом медленная, грустная. Это было против правил: в симфонии полагалось писать четыре части, и последняя, четвертая, должна быть самой живой, самой быстрой. Но музыка прекрасная, оркестр играет очень хорошо, и гости снова откинулись на спинки кресел. Слушают.
   ...Грустит и как будто немного жалуется музыка. Вдруг... Что такое? Князь гневно хмурит брови. Один из валторнистов отыграл какие-то такты своей партии; закрыл ноты, затем аккуратно сложил свой инструмент, потушил свечу на пюпитре... и ушел!
   Гайдн этого не замечает, продолжает дирижировать.
   Льется чудесная музыка, вступает флейта. Флейтист сыграл свою партию, так же, как валторнист, закрыл ноты, потушил свечу и тоже ушел.
   А музыка все продолжается. Никто в оркестре не обращает внимания на то, что уже второй валторнист, а за ним гобоист, не торопясь, спокойно покидают сцену.
   Одна за другой гаснут свечи на пюпитрах, друг за другом уходят музыканты... Что же Гайдн? Неужели не слышит? Неужели не видит? Видеть Гайдну, правда, довольно трудно, так как в то время, о котором идет речь, дирижер сидел лицом к публике, спиной к оркестру. Ну, а слышал-то он, конечно, прекрасно.
   Вот на сцене уже почти совсем темно – остались только два скрипача. Две маленькие свечки освещают их серьезные, склоненные к смычкам лица.
   Вот какую удивительную "музыкальную забастовку" придумал Гайдн! Конечно, это был протест, но такой остроумный и изящный, что князь, наверное, позабыл возмутиться. И Гайдн победил.

СЛАЙД 26

Несмотря на зависимое положение, уйти со службы Гайдн не мог. В то время музыкант имел возможность работать только в придворных капеллах или руководить церковным хором. До Гайдна еще ни один композитор не решался на независимое существование. Не рискнул расстаться с постоянной работой и Гайдн.  К тому эта служба давала композитору возможность слушать свою музыку в реальном исполнении, что то исправлять, экспериментировать, этого были лишены многие композиторы.

 Именно благодаря этой возможности, Гайдн, смог добится удивительного уравновешенного звучания в оркестре, и тот состав инструментов симфонического оркестра, который создал Гайдн, дошел до наших дней.

 И даже в этой серьезной работе, Гайдн проявил себя как веселый человек. Однажды, он отправился на рынок и накупил там у ремесленников много детских инструментов - погремушек, свистулек, бубенчиков.  

И написал для них симфонию.

  1. Детская симфония

 

СЛАЙД 27

 

В 1791 году, когда Гайдну было уже около 60 лет, умер старый князь Эстергази. СЛАЙД 28

 Его наследник, не питавший большой любви к музыке, распустил капеллу. Но и ему было лестно, чтобы композитор, ставший известным, числился его капельмейстером. Это вынудило молодого Эстергази назначить Гайдну пенсию, достаточную для того, чтобы "его слуга" не поступал на новую службу.

 

Гайдн был счастлив! Наконец-то он свободен и независим! Он покупает себе дом в Вене и сочиняет то, что хочет! СЛАЙД 29-32

 Однажды Гайдн, к немалому своему удивлению, увидел у себя в доме гостя — мясника, который оказался любителем и знатоком его произведений.

— Маэстро, — мясник почтительно снял шляпу, — на днях свадьба моей дочери. Напишите мне новенький красивый менуэт. К кому же мне обратиться с такой важной просьбой, как не к прославленному Гаидну?

Гайдн согласился и пообещал через день сочинить менуэт. В назначенный срок мясник явился и получил драгоценный подарок.

Через несколько дней Гайдн услышал оглушительные звуки, в которых он с трудом узнал мелодию своего менуэта.

Подойдя к окну, он увидел у своего крыльца

СЛАЙД 33  великолепного быка с позолоченными рогами, счастливого мясника с дочерью и зятем и целый оркестр странствующих музыкантов. Мясник сделал шаг вперед и произнес с чувством:

— Сударь, мне думается, что лучшим выражением признательности за прекрасный менуэт со стороны мясника может быть только лучший из его быков.

С тех пор этот до-мажорный менуэт Гайдна стал называться "Менуэтом

 

Музыка

Менуэт-быка

                      В 1790году, на предложение поехать с концертами в Англию он дал согласие. Совершая путешествие на корабле, Гайдн впервые увидел море. . Необычной была для Гайдна и жизнь в Англии. СЛАЙД 34 - 35

 Концерты, в которых он дирижировал своими произведениями, проходили с триумфальным успехом. Это было первое открытое массовое признание его музыки. Университет в городе Оксфорде избрал его своим почетным членом.

Гайдн дважды посетил Англию. За эти годы композитор написал свои знаменитые двенадцать «Лондонских симфоний»,которые завершают эволюцию симфонизма Гайдна. Талант его достиг наивысшего расцвета. Глубже и выразительнее зазвучала музыка, серьезнее стало содержание, богаче и разнообразнее краски оркестра. Между поездками в Англию, Гайдна посетил молодой Бетховен. СЛАЙД 36

 В 1792 году он  приезжает в Вену, чтобы учиться у Гайдна.  Известно, что эти уроки продолжались недолго и что ученик и учитель не очень поладили друг с другом. Бетховен относился к Гайдну с  долей недоверчивости и подозрительности. А Гайдн не понимая огненного темперамента Бетховена и его бунтарских идей, называл своего непокладистого ученика «великим  моголом» и,  видимо, махнув рукой, не слишком тщательно проверял его.  И всё же оба, несмотря на неудачу занятий и их кратковременность, на громадную  разницу в  возрасте и художественных  воззрениях, сохранили уважение друг к другу.  И позднее, Бетховен посвятит Гайдну свои три первые фортепианные сонаты, опубликованные в 1796 году.

Несмотря на огромную занятость, Гайдн успевал слушать и новую музыку. Особенно сильное впечатление произвели на него оратории немецкого композитора Генделя, его старшего современника. Впечатление от музыки Генделя было так велико, что, возвратившись в Вену, Гайдн написал две оратории — «Сотворение мира» и «Времена года». СЛАЙД 37

Музыка

Последние годы Гайдн жил в Вене.

  Тихое и уединенное жилище посещали почитатели таланта композитора. Беседы касались прошлого. Особенно любил вспоминать Гайдн свою молодость - тяжелую, трудовую, но полную смелых, настойчивых поисков.                     СЛАЙД 38

31 мая 1809 года когда умирал композитор Йозеф Гайдн, город штурмовали войска Наполеона, а рядом с домом рвались ядра. Поэтому своими последними словами великий композитор хотел успокоить испуганных слуг: "Дети мои, не бойтесь - там, где Гайдн, ничего не может упасть".

 

СЛАЙД 39

Могила Гайдна находится на территории церкви города  Эйзенштадт.

СЛАЙД  40

Главное наследия композитора это его музыка, наследия Гайдна проникновенные, жизнерадостные, искрящиеся, добродушно улыбающиеся.Такие, каким был сам Йозеф Гайдн! СЛАЙД 41

Гайдн сам сочинил себе эпитафию

 СЛАЙД 42                 

 « ПРИШЕЛ, ПИСАЛ, ЖИЛ!»

Музыка 

Участники конкурсов:
Приглашаем на "Первую Республиканскую предметную олимпиаду" учеников и учителей
ОБУЧАЮЩИЕ ПРОГРАММЫ
Конференции
Фестивали
Олимпиады
Публикации
Рецензии

Подать заявку

Электронный или печатный вариант

Курсы повышения квалификации (дистанционные)

 "Внесение изменений в методику преподавания инструктора физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении в условиях реализации ФГОС"

Внесение изменений в методику использования ИКТ в современном дошкольном образовании в условиях ФГОС

"Развитие математической грамотности учащихся в условиях обновления содержания образования"

 Курсы повышения квалификации по предметам начальных классов в рамках обновления содержания образования РК

"Курсы повышения квалификации педагогических кадров "Развитие профессиональной компетентности музыкального руководителя в условиях обновления содержания дошкольного воспитания и обучения"

"Методика проектирования современного урока русского языка и литературы в условиях поликультурного и полиязычного образования" для учителей русского языка и литературы

"Формирование мировоззрения подрастающего поколения посредством музыки в условиях обновления содержания образования" для учителей музыки

Курсы профпереподготовки
Электронные курсы
СБОРНИКИ
Дистанционные Мастер-классы
ПУБЛИКАЦИИ
ПУБЛИКАЦИИ
Закажи публикацию на любую тему и получи СЕРТИФИКАТ
ДИСТАНЦИОННЫЕ МАСТЕР-КЛАССЫ
«Мой коллега – яркий пример компетентного педагога 21 века»
Изменим мир к лучшему!
Улыбнись всему миру
"Моя будущая профессия"
МЫ ЦЕНИМ - МЫ ДОРОЖИМ
"ТАЛАНТ ШОУ"
"Открытый урок"
Методическая система эффективного учителя
Золотые руки
Лучший медиаурок
Конференция Обновлённая программа образования: теория и практика
II конференция Новые подходы в преподавании и обучении в условиях обновления образования
"Инновационные методики и технологии в обучении"
Международная научно-практическая интернет конференция "АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ"
"Грани науки"
"Мастерская педагога"
"Лучшая презентация к уроку"
НПК "Новые подходы в обучении"
Золотое перо
Новые идеи
"Сто талантов"
ПУБЛИКАЦИИ
Наверх
Товар добавлен в корзину