ДОКУМЕНТЫ О РЕГИСТРАЦИИ
Приглашаем на "II Республиканскую предметную олимпиаду" учеников и учителей
Оставьте Ваши данные, чтобы всегда быть в курсе выгодных предложений!

 

 
Магазин: Корзина
КАТАЛОГ МЕРОПРИЯТИЙ:
КОНКУРСЫ ПЕДАГОГАМ
КОНКУРСЫ ШКОЛЬНИКАМ, СТУДЕНТАМ
КОНКУРСЫ ДОШКОЛЬНИКАМ
Новостная рассылка!
Online-консультант
Анна Анатольевна Пыхтина
Мы в соцсетях!
 
Вернисаж талантов
Мы со спортом дружим
Новый горизонт
Публикации
Педагогика творчества
Лучшая вариативная учебная программа
"Вдохновение"
"Оч.Умелые руки"
Мой любимый питомец
"Пластилиновое чудо"
Формативное оценивание: от теории к практике
Талант-шоу
Музыкальная сова
Конференция "Инновационные технологии в образовании и науке"
Конференция "Инклюзивное образование: теория и практика"

You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!

 
ОЗОРНОЕ ЛЕТО
Международный конкурс "Ношу на голове поля, но это вовсе не земля"
Международный конкурс "У цветов не бывает будней, они всегда одеты празднично"
Международный конкурс для дошкольников "Чей домик?"
Международный конкурс для педагогов "Талант педагога"

Мир народных праздников. Масленица.

31 января 2018 г.

Школа Виктория Леонидовна, педагог дополнительного образования, театральное творчество, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования "Дом детского творчества", с. Стародубское, Долинский район, Сахалинская область

 

 

Мир народных праздников. Масленица.

 

Конспект занятия

Приложение 1.

Приложение 2.

Презентация "Масленица"

Музыка к занятию "Масленица"

 

Тип занятия: Сообщение новых знаний

Вид занятия: Праздник

Тема: Мир народных праздников. Масленица.

Цель: Приобщение детей к культуре русского народа, его духовным ценностям.

Задачи:

  • Способствовать воспитанию в детях уважения, бережного отношения к традициям и обычаям русского народа;
  • Развивать у детей интерес и эмоциональную отзывчивость к культуре русского народа через ознакомление с народными праздниками;
  • Развивать пальчиковую моторику, координацию речи с движением, темп и ритм речи, творческое воображение.

 

Возраст детей: 5-8 лет.

Методы обучения: рассказ, беседа, демонстрация, познавательная игра

Форма работы: коллективная, индивидуальная

Материал: приготовленные на каждого ребенка заготовки изображения солнца без лучей, карандаши; ватман с 3-мя ступеньками, на каждого ребёнка по 3 бабочки: голубая, коричневая, красная; презентация.

Оборудование: музыкальное оборудование, экран, проектор, магнитно-маркерная доска.

Подготовительная работа: подготовить со старшими детьми сценку на масленицу – «Как Блиночек помог Весне»

 

 

Структура:

1. Организационный момент: 2 мин

2. Проверка имеющихся у детей знаний и подготовка к изучению новой темы: 3 мин.

3. Знакомство с новой темой: 10 мин.

4. Практические упражнения на закрепление новой темы: 25 мин.

5. Подведение итогов занятия, рефлексия: 5 мин.

 

 

Ход занятия

 

1. Организационный момент:2 мин.

Здравствуйте, красны девицы! Здравствуй добрый молодец! Сегодня на нашем занятии присутствуют гости ______________

 

2. Проверка имеющихся у детей знаний и подготовка к изучению новой темы: 3 мин.

-Ребята! Отгадайте загадку!

 

Всю неделю отдыхают,

Всех блинами угощают!

Холод, зиму провожают,

         А весну с теплом встречают!

 

 -Ребята, как вы думаете, о каком празднике говорится в этой загадке?

(слайд 1)

 -Правильно, этот праздник называется Масленица, и сегодня мы с вами поговорим об этом празднике, о масленице, об обрядах, да обычаях с которыми встречали этот праздник.

-Ребята, а вы знаете, что же является символом весны, солнца в этом празднике? Нет? Тогда отгадайте!

 

Желтый, круглый, ароматный

И на вкус такой приятный

И с вареньем, и с медком,

Со сгущенным молочком!

 

-Молодцы! Это блины! Яркие, румяные, ароматные!

(слайд 2)

 

3. Знакомство с новой темой (теория):10 мин.

 -Масленица – один из самых радостных и светлых праздников. Масленица - это праздник издревле любимейший на Руси. Длиться Масленица целую неделю, и все это время хозяйки пекут блины и оладьи, которые так напоминают солнце, приглашают гостей и потчуют их. В старину на Руси в Масленицу славили языческого бога солнца Ярилу, и этот праздник знаменовал собой приход весны и тепла.

(слайд 3)

Дидактическая игра «Лучи солнца»

(приготовленные на каждого ребенка заготовки изображения солнца без лучей, карандаши)

Музыка Русская народная Детский танец Масленица

(слайд 4)

- Посмотрите, а вот и наше солнышко появилось. Чего не хватает?

Дети: лучей

- Чтобы солнышко согрело землю, нужно вернуть ему лучики.

(слайд 5)

- Вот и зажглось солнышко. Такое солнышко люди закрепляли на шесте (длинной палке) и ходили по улице, зазывая весеннее солнышко, напоминали о масленичной недели.

 

- Чтобы наше солнышко не скрылось нужно похвалить его, сказать приятные слова.

 

Дидактическая игра «Подбери словечко»

 

Солнце (какое?) – яркое, блестящее, желтое, лучистое, круглое, большое, весеннее, теплое, ласковое…

(слайд 6)

- Масленица всегда была шумной, весёлой с песнями и играми. Всю неделю на Масленицу веселились, катались с горки, водили хороводы, угощались блинами. Самое главное - это блины! Блин - символ солнца. Такой же круглый и горячий. С пылу с жару подаются они на стол. На Масленицу катаются на расписных санях, с огромных ледяных гор, на гигантских каруселях! Распевают задорные частушки и прибаутки. Шуты и скоморохи насмешат до слез в уличных балаганах и театрах. Вот какая она, русская Масленица!

 

4. Практические упражнения на закрепление новой темы:25 мин.

 

- Давайте и мы с вами поиграем!

 

 Подвижная игра: «Весна, весна красная»

музыка Русская народная "Гори, гори ясно"

 

Весна, весна красная                  водят хоровод

Приди весна с радостью

С радостью, с радостью,

С великой милостью!

Со льном высоким останавливаются, руки поднимают вверх, встают на носочки

 С корнем глубоким                приседают, руки опускают вниз

С хлебами обильными!          бегут по кругу, взявшись за руки

 

(слайд 7)

- Каждый день Масленицы имеет свое название и обряды.

- А теперь посмотрим, чем занимались каждый день на масленичной неделе!

 

(слайд 8)

 Понедельник — Встреча.

 Масленица начинается в понедельник, который называется встреча. В этот день встречают Масленицу, строят снежные горы. Делали куклу – чучело — Масленицу, наряжали ее, усаживали в сани и везли на горку. Встречали ее песнями. Первыми были дети. Начиная с этого дня, дети каждый день катались с гор.

(слайд 9)

 Вторник — Заигрыш.

 Дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с Масленицей и выпрашивали блины. Все ходили, друг к другу в гости, пели песни, шутили. В этот день начинались игрища и потехи, устраивались девичьи качели, поездки на лошадях., строили снежные и ледяные крепости, скоморохи пели свои частушки.

(слайд 10)

 Среда — Лакомка.

 Начинали кататься с гор взрослые. С этого дня по деревне катались на тройке с бубенцами. Родственники навещали друг друга семьями, ходили в гости с детьми, лакомились блинами и другими масленичными яствами. В этот день зятья - папы - приходят на блины к тещам - маминым мамам, нашим бабушкам.

(слайд 11)

Четверг — широкий, Разгуляй-Четверток.

 В этот день было больше всего развлечений, самый веселый день, гуляли с утра до вечера. Устраивали конские бега, кулачные бои и борьбу. Строили снежный городок и брали его боем. Катались на конях по деревне. Ряженые веселили народ. Все угощались блинами. Возили чучело на колесе, пели частушки, плясали, водили хороводы. В этот день начинали колядовать.

-Приглашаю всех на веселую карусель

 

Физминутка: «Карусель»

 

Еле, еле, еле, еле

Закружились карусели.   (медленно идут по кругу)

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом  (легкий бег)

Тише, тише, не спешите

Карусель остановите.  (медленно идут по кругу)

Раз-два, раз-два

Вот и кончилась игра.   (остановиться)

 

(слайд 12)

 Пятница — Тещины вечерки.

 

 На тещины вечерки зятья (наши папы) угощали своих тещ (наших бабушек) блинами. А девушки в полдень выносили блины в миске на голове и шли к горке. Тот парень, которому девушка понравилась, торопился отведать блинка, чтобы узнать: добрая ли хозяйка из нее выйдет.

 

(слайд 13)

 Суббота — Золовкины посиделки.

 

 В этот день молодожены приглашали к себе в гости родных и потчевали их угощением. Велись разговоры о житье-бытье, мирились, если до этого в ссоре находились. Вспоминали и умерших родственников, говорили о них хорошие и добрые слова. Невестка дарит золовкам (сестрам мужа) подарки. В этот день сжигают чучело Масленицы и окончательно прощаются с зимой. Пепел развеивают по полю, чтобы был хороший урожай.

 

(слайд 14)

 Воскресенье — прощеный день или проводы.

 

 Это были проводы Масленицы. В прощеное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели раньше. Говорили: "Прости меня, пожалуйста". "Бог тебя простит", — отвечали на это. Потом целовались и не вспоминали об обидах. Но если даже не было ссор и обид, все равно говорили: "Прости меня". Даже когда встречали незнакомого человека, просили у него прощения. Так заканчивалась Масленица.

 

музыка Русская народная песня "Прощай Масленица"

 

Инсценировка «Как Блиночек помог Весне»

 

Хотите знать, почему на Масленицу пекут и едят блины? Наша сценка расскажет вам об этом!


Действующие лица: ведущий, Весна, Баба Яга, Блиночек.

На сцену выходит Весна и плачет.

 

Весна: Вот и все ребятки, не будет в этом году весны (всхлипывает), не распустятся на деревьях листочки, не появятся красивые цветочки (всхлипывает), птички не прилетят, звери не проснутся от зимней спячки (закрывает лицо руками и плачет)

Ведущий:
Не плачь, Весна! Лучше расскажи, что случилось, почему в этом году ты не придешь к нам?

Весна: Украла баба Яга красное солнышко! Как теперь снег будет таять? Как теперь земля греться будет? Если солнышко в ближайшие дни не вернуть на небо, тогда зимушка-зима будет вечно на земле править, и холода останутся навсегда (плачет).

 

Выходит Баба Яга. Идет и веером обмахивается, будто ей жарко.

Баба Яга:  Фу-ух, хорошо-то как!

 Ведущий: А ну, Баба Яга! Куда спрятала солнце! Давай отдавай обратно!

Баба Яга: Чего раскричались-то! Не отдам я вам солнце, оно мне нужнее!
         Весна: Не может быть! Почему именно ТЕБЕ?! Да зачем оно тебе?
         Баба Яга: Я решила слетать отдохнуть в теплые края, да ступа моя сломалась, вот я и подумала, что раз я не могу лететь загорать в теплые края, пусть тепло само ко мне придет! Теперь у меня в избушке настоящее лето! Эх, только моря не хватает!

Весна: А как же дети?

Баба Яга: А что дети? Детям вон и зимой нормально: они на снежной горке катаются, на санках. На лыжах, на коньках. Да в снежки играют. Чем это плохо-то?

Весна: Нужно детям и тепло и весна! Ведь если не будет весны, не будет и лета! Так же нельзя! Верни солнышко!

Баба Яга: Еще чего захотели. Не верну! (топает ногой и уходит)

 

Весна начинает еще сильнее плакать. Тут выбегает Блиночек.
         Весна и ведущий вместе: А ты кто такой?

Блиночек: Привет всем! Я блин, Блиночек! Я пришел помочь вам!
         Весна: Но как ты нам поможешь!

Блиночек: Посмотрите на меня! На солнышко похож же я! Такой же круглый и румяный, Мешен на масле со сметаной! Солнышко на время заменю, Свет, тепло на мир пролью! И будет вам весна, веселье, И хорошее будет настроенье!

Весна:
Ура! Блиночек! Ты мой спаситель! Как же хорошо, что ты появился! И теперь каждый раз, с моим приходом пусть все пекут блины и кушают их и угощают всех! А праздник проводов зимы и встречи весны пусть будет называться Масленицей!


Блиночек и весна берутся за руки и вместе уходят.

 

ведущий: Вот так дорогие дети и гости! С тех самых пор на Масленицу все пекут и кушают блины, ведь блин – символизирует красное солнышко!

 

5. Подведение итогов занятия, рефлексия: 5 мин.

-Вот так проходила Масленица на Руси! Вам понравилось? Что нового вы узнали?

 

Рефлексия.

А теперь посмотрите на доску. Перед вами три ступеньки, а в руках у вас бабочки.

Ступеньки обозначают ваши знания по теме сегодняшнего занятия:

1-я ступенька - "ничего не знал"

2-я ступенька - "знал немного"

3-я ступенька - "получил новые знания"

Вспомните начало нашего занятия. Поднимите голубую бабочку те, кто ничего не знал по сегодняшней теме, коричневую бабочку - те, кто имел какие-либо знания.

Опустите. А теперь поднимите красную бабочку те, кто получил новые знания.

Красные бабочки взлетели на верхнюю ступеньку, а это значит, что мы вместе добились поставленной цели.

Все ребята сегодня очень старались, вы - молодцы!

 

(слайд 15)

 

Молодцы, на этом наша первая часть занятия закончена.

 

II часть занятия:

 

Мультфильм «Ишь, ты, Масленица!». Просмотр, обсуждение увиденного.

 

Масленица, угощай!

Всем блинчиков подавай.

С пылу, с жару – разбирайте!

Похвалить не забывайте.

Это Масленица идет, блин да мёд несет!

 

Сладкий стол с блинами и баранками. Чаепитие.

Источник:Мир народных праздников. Масленица.|
31 января 2018 г.
Участники конкурсов:
Приглашаем на "Первую Республиканскую предметную олимпиаду" учеников и учителей
ОБУЧАЮЩИЕ ПРОГРАММЫ
Конференции
Фестивали
Олимпиады
Публикации
Рецензии

Подать заявку

Электронный или печатный вариант

Курсы повышения квалификации (дистанционные)

 "Внесение изменений в методику преподавания инструктора физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении в условиях реализации ФГОС"

Внесение изменений в методику использования ИКТ в современном дошкольном образовании в условиях ФГОС

"Развитие математической грамотности учащихся в условиях обновления содержания образования"

 Курсы повышения квалификации по предметам начальных классов в рамках обновления содержания образования РК

"Курсы повышения квалификации педагогических кадров "Развитие профессиональной компетентности музыкального руководителя в условиях обновления содержания дошкольного воспитания и обучения"

"Методика проектирования современного урока русского языка и литературы в условиях поликультурного и полиязычного образования" для учителей русского языка и литературы

"Формирование мировоззрения подрастающего поколения посредством музыки в условиях обновления содержания образования" для учителей музыки

Курсы профпереподготовки
Электронные курсы
СБОРНИКИ
Дистанционные Мастер-классы
ПУБЛИКАЦИИ
ПУБЛИКАЦИИ
Закажи публикацию на любую тему и получи СЕРТИФИКАТ
ДИСТАНЦИОННЫЕ МАСТЕР-КЛАССЫ
«Мой коллега – яркий пример компетентного педагога 21 века»
Изменим мир к лучшему!
Улыбнись всему миру
"Моя будущая профессия"
МЫ ЦЕНИМ - МЫ ДОРОЖИМ
"ТАЛАНТ ШОУ"
"Открытый урок"
Методическая система эффективного учителя
Золотые руки
Лучший медиаурок
Конференция Обновлённая программа образования: теория и практика
II конференция Новые подходы в преподавании и обучении в условиях обновления образования
"Инновационные методики и технологии в обучении"
Международная научно-практическая интернет конференция "АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ"
"Грани науки"
"Мастерская педагога"
"Лучшая презентация к уроку"
НПК "Новые подходы в обучении"
Золотое перо
Новые идеи
"Сто талантов"
ПУБЛИКАЦИИ
Наверх
Товар добавлен в корзину