ДОКУМЕНТЫ О РЕГИСТРАЦИИ
Приглашаем на "II Республиканскую предметную олимпиаду" учеников и учителей

 

Приглашаем на "Международную олимпиаду для дошкольников "Предметный мир"

Оставьте Ваши данные, чтобы всегда быть в курсе выгодных предложений!

 

 
Магазин: Корзина
КАТАЛОГ МЕРОПРИЯТИЙ:
КОНКУРСЫ ПЕДАГОГАМ
КОНКУРСЫ ШКОЛЬНИКАМ, СТУДЕНТАМ
КОНКУРСЫ ДОШКОЛЬНИКАМ
Новостная рассылка!
Online-консультант
Анна Анатольевна Пыхтина
Анна Анатольевна Пыхтина менеджер-консультант
Людмила Александровна Исина
Людмила Александровна Исина консультант по мероприятиям
Мы в соцсетях!
 
Вернисаж талантов
Мы со спортом дружим
Новый горизонт
Публикации
Педагогика творчества
Лучшая вариативная учебная программа
"Вдохновение"
"Оч.Умелые руки"
Мой любимый питомец
"Пластилиновое чудо"
Формативное оценивание: от теории к практике
Талант-шоу
Музыкальная сова
Конференция "Инновационные технологии в образовании и науке"
Конференция "Инклюзивное образование: теория и практика"

You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!

 
ОЗОРНОЕ ЛЕТО
Международный конкурс "Ношу на голове поля, но это вовсе не земля"
Международный конкурс "У цветов не бывает будней, они всегда одеты празднично"
Международный конкурс для дошкольников "Чей домик?"
Международный конкурс для педагогов "Талант педагога"

Развитие грамматических навыков на уроках по предмету «Русский язык и литература» в казахской школе

8 октября 2019 г.

Малтабарова Алия Амантаевна, учитель русского языка и литературы,  ГКУ "Средняя школа имени Мусабек Сенгирбаева с ДМЦ", Балхашский район, село Баканас

Развитие грамматических навыков на уроках по предмету «Русский язык и литература» в казахской школе

Развитие грамматических навыков на уроках по предмету «Русский язык и литература» в казахской школе

Для изучения языка гораздо важнее

свободная любознательность,

чем грозная необходимость»

                       Святой Августин

 

Предмет «Русский язык и литература» в казахской школе определяет статус русского языка как языка межнационального общения в Республике Казахстан и способствует развитию коммуникативных навыков в устной и письменной речи, необходимых для общения в социально-бытовой, социально-культурной, научно-технической, учебно-профессиональной сферах жизни.

Обучение учащихся невозможно без проявления их интереса к учебе, без их потребности к знаниям.  До обновленной программы по русскому языку в наших школах признавалась цель - овладение грамматическим строем языка, получение орфографических, грамматических и лексических знаний и дальнейшее их использование в речевой практике. Чтобы реализовать эту цель, изучали в отдельности каждую часть речи, ее признаки, правила правописания. Но на практике ученики продолжали допускать ошибки как в устной так и в письменной речи.

Грамматика русского языка является необходимой базой при обучении языку и осознается только при рефлексии (когда возникает вопрос: как правильно сказать или написать?). Однако знания грамматики, т.е. знания правил и форм изучаемого языка, недостаточно для осуществления коммуникации.  Как показала моя практика, эффективнее идти от обратного: на примере ряда слов определить их правописание. Например, обратить внимание на звучание твердых и мягких согласных в словах, где они смешаны и объяснить, что ошибки для них это нормально, т.к. в казахском языке имеет место закон сингармонизма (в словах все слоги либо мягкие, либо твердые). Ученики при таком раскладе не так болезненно относятся к своим ошибкам при произношении слов, а наоборот стараются аккуратно выговорить смешанные слоги в слове. Там же встает вопрос, почему жи-ши нужно читать по иному?  Прошу написать несколько слов на жи-ши и самим подумать, в чем причина.  Поверьте, такой подход мотивирует  учащихся, вдохновляет их на поиски, учит анализировать, делать умозаключения, относиться ко всему  критически,  задаваясь вопросом: почему пишется одно, а читается иначе.

При изучении русского языка в классах с казахским языком обучения на первое место выдвигается развитие четырех видов речевой деятельности учащихся: слушание, говорение, чтение и письмо. Основой для развития данных навыков в учебниках по новой программе являются тексты разных стилей и жанров, на основе которых учащиеся будут строить устные высказывания. После текстовые задания обучают учеников функциональным навыкам.  И грамматика вводится через ситуативно-тематическую организацию учебного процесса, то есть через практику в речи.

В данной статье я хочу остановиться на способах организации чтения на уроках русского языка. 

При организации чтения на уроках русского языка необходимо учесть три момента:  

  1. Чтобы работа с текстом стала продуктивной, необходимо тщательно выстраивать алгоритм урока, продумать каждый ход до мелочей.
  2. Учесть возрастные особенности учащихся.
  3. Помнить о дифференцированном подходе.

Наиболее универсальный алгоритм работы над текстом:

1. Прочитайте текст. Разделите его на смысловые части.

2. Прочитайте первую часть, выделите в ней главное, найдите ключевые слова;

3. Озаглавьте эту часть одним словом или словосочетанием;

4. Поработайте над другими частями текста.

      В процессе чтения текста происходит смысловая обработка информации: выделение структурных частей, обобщение, критическое осмысление и оценка.

Выделяют три этапа чтения: предтекстовый,  текстовый и послетекстовый.

Предтекстовый этап подразумевает снятие языковых трудностей (лексических, грамматических, синтаксических):

  • ознакомление с лексическими единицами, которые могут вызвать затруднение;
  • прогнозирование содержания текста, определение тематики текста на основе языковой догадки;

Задания для предтекстового этапа:

  • определить по заголовку и на основе имеющихся иллюстраций предположения о тематике текста (перечень поднимаемых в нем проблем);
  • ознакомиться с новой лексикой. Объясните правописание слова …. Объясните лексическое значение слов ….Найдите в тексте предложения, объясняющие, что такое ….. Составьте с ними простые предложения. 
  • прогнозировать содержание текста: просмотреть 1- абзац и определить, о чем этот текст;
  •  чтение вопросов по тексту и определение его тематики.

Текстовый этап подразумевает: чтение всего текста и отдельных абзацев, которое направлено на более глубокое понимание содержания текста и его восприятия, прогнозирование смыслового содержания текста.

Задания для текстового этапа:

  • чтение текста и выделение в нем ключевых предложений и слов;
  • выделение основных частей текста;
  • контроль понимания текста: определение верных и неверных утверждений, ответы на вопросы;
  • сокращение или перифраз текста: замена предложений синонимичными оборотами.

 

Послетекстовый этап нужен для совершенствования навыков монологической и диалогической речи.

Этап включает следующие задания:

  • определить познавательную ценность прочитанного: комментарий к определенным частям текста. Аргументировать свою точку зрения.
  • Выделить высказывание, наиболее точно передающую основную мысль текста, обосновать ответ.
  • Составить план текста, выделяя его основные мысли;
  •  изложить текст с изменением лица;
  • сформулировать вопросы, отражающие отношение к тексту;
  • придумать новый конец текста.

 

В заключении хотела бы отметить, что естественное включение учащихся в процесс активного пользования языком влечет за собой  ряд проблем, таких, как овладение практической грамотностью устной и письменной речи, способы коррекции ошибок. Мотивируя учащихся казахской школы на грамотное усвоение русского языка, мы должны им с начальной школы «внушить» или дать понять: чем свободнее владение языком межнационального общения, тем эффективнее диалог, тем шире возможность представить собственные воззрения на мир, шире возможность понять другого. А это самоутверждение среди представителей других национальностей, возможность расширить границы своего общения.

 

Участники конкурсов:
Приглашаем на "Первую Республиканскую предметную олимпиаду" учеников и учителей

 

Приглашаем на "Вторую Республиканскую предметную олимпиаду" учеников и учителей

 

Приглашаем на "Международную серию олимпиад " Зима 2020"

ОБУЧАЮЩИЕ ПРОГРАММЫ
Конференции
Фестивали
Олимпиады
Публикации
Рецензии

Подать заявку

Электронный или печатный вариант

Курсы повышения квалификации (дистанционные)

 "Внесение изменений в методику преподавания инструктора физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении в условиях реализации ФГОС"

Внесение изменений в методику использования ИКТ в современном дошкольном образовании в условиях ФГОС

"Развитие математической грамотности учащихся в условиях обновления содержания образования"

 Курсы повышения квалификации по предметам начальных классов в рамках обновления содержания образования РК

"Курсы повышения квалификации педагогических кадров "Развитие профессиональной компетентности музыкального руководителя в условиях обновления содержания дошкольного воспитания и обучения"

"Методика проектирования современного урока русского языка и литературы в условиях поликультурного и полиязычного образования" для учителей русского языка и литературы

"Формирование мировоззрения подрастающего поколения посредством музыки в условиях обновления содержания образования" для учителей музыки

Курсы профпереподготовки
Электронные курсы
СБОРНИКИ
Дистанционные Мастер-классы
ПУБЛИКАЦИИ
ПУБЛИКАЦИИ
Закажи публикацию на любую тему и получи СЕРТИФИКАТ
ДИСТАНЦИОННЫЕ МАСТЕР-КЛАССЫ
«Мой коллега – яркий пример компетентного педагога 21 века»
Изменим мир к лучшему!
Улыбнись всему миру
"Моя будущая профессия"
МЫ ЦЕНИМ - МЫ ДОРОЖИМ
"ТАЛАНТ ШОУ"
"Открытый урок"
Методическая система эффективного учителя
Золотые руки
Лучший медиаурок
Конференция Обновлённая программа образования: теория и практика
II конференция Новые подходы в преподавании и обучении в условиях обновления образования
"Инновационные методики и технологии в обучении"
Международная научно-практическая интернет конференция "АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ"
"Грани науки"
"Мастерская педагога"
"Лучшая презентация к уроку"
НПК "Новые подходы в обучении"
Золотое перо
Новые идеи
"Сто талантов"
ПУБЛИКАЦИИ
Наверх
Товар добавлен в корзину