ДОКУМЕНТЫ О РЕГИСТРАЦИИ
Приглашаем на "II Республиканскую предметную олимпиаду" учеников и учителей

 

Приглашаем на "Международную олимпиаду для дошкольников "Предметный мир"

Оставьте Ваши данные, чтобы всегда быть в курсе выгодных предложений!

 

 
Магазин: Корзина
КАТАЛОГ МЕРОПРИЯТИЙ:
КОНКУРСЫ ПЕДАГОГАМ
КОНКУРСЫ ШКОЛЬНИКАМ, СТУДЕНТАМ
КОНКУРСЫ ДОШКОЛЬНИКАМ
Новостная рассылка!
Online-консультант
Анна Анатольевна Пыхтина
Анна Анатольевна Пыхтина менеджер-консультант
Людмила Александровна Исина
Людмила Александровна Исина консультант по мероприятиям
Мы в соцсетях!
 
Вернисаж талантов
Мы со спортом дружим
Новый горизонт
Публикации
Педагогика творчества
Лучшая вариативная учебная программа
"Вдохновение"
"Оч.Умелые руки"
Мой любимый питомец
"Пластилиновое чудо"
Формативное оценивание: от теории к практике
Талант-шоу
Музыкальная сова
Конференция "Инновационные технологии в образовании и науке"
Конференция "Инклюзивное образование: теория и практика"

You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!

 
ОЗОРНОЕ ЛЕТО
Международный конкурс "Ношу на голове поля, но это вовсе не земля"
Международный конкурс "У цветов не бывает будней, они всегда одеты празднично"
Международный конкурс для дошкольников "Чей домик?"
Международный конкурс для педагогов "Талант педагога"

Учебно-исследовательская работа "Создание книги-азбуки моего родного города Шадринска и знакомство с его историей культурной жизни"

1 августа 2019 г.

Орлова Лилия Владимировна, 5 класс, Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2», г. Шадринск, Курганская область.

 

 

 

Научный руководитель: Дудина Евгения Леонидовна, учитель начальных классов, Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2», г. Шадринск, Курганская область.


 

 

Учебно-исследовательская работа "Создание книги-азбуки моего родного города Шадринска и знакомство с его историей культурной жизни"

Учебно-исследовательская работа "Создание книги-азбуки моего родного города Шадринска и знакомство с его историей культурной жизни"

Введение

Развитие страны зависит от того, насколько сильно привито подрастающему поколению чувство любви к своим родным, к своему народу, к Родине, чувство ответственности перед будущим.  Изучение истории родного города способствует патриотическому воспитанию, дает возможность привлечь внимание к культуре родного города. Знакомясь с родными местами, с его достопримечательностями, человек учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и, в то же время, приобщается к богатствам национальной и мировой культуры.

 

Цель: Создание книги-азбуки моего родного города Шадринска и знакомство с его историей культурной жизнью.

Для достижения цели мы выделили следующие задачи:

  1. Изучить историческую литературу по теме проекта. 
  2. Изучить программы для создания книги-азбуки. 
  3. Выявить уровень заинтересованности историей своего города среди учеников  4-  Б класса.
  4. Собрать и систематизировать информацию о достопримечательностях,    исторически-культурной жизни города в алфавитном порядке.

5.   Создать книгу-азбуку при помощи программ Microsoft Word.

Объект исследования: история города Шадринска.

Предмет исследования: достопримечательности, исторически-культурная жизнь города Шадринска.

Гипотеза: Мы полагаем, что создание книги-азбуки  помогает лучше узнать историю культурной жизни  родного города и вызвать интерес к её изучению.

Методика исследования:

  1. Теоретический анализ литературы.
  2. Анкетирование.
  3. Математико-статистическая обработка данных.
  4. Поисковый.
  5. База исследования: МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» г. Шадринска.

 

Глава I. Теоретическая часть

 

История возникновения и развития города ШадринскаМы все чаще стремимся изучать далекие страны, и забываем, что совсем рядом с нами есть малоизвестная нам земля – наш родной город, малая Родина. Любовь к родному городу начинается с любви к его интересным местам. Я  люблю мой город Шадринск.

Город – это крупный населённый пункт, жители которого заняты, как правило, не сельским хозяйством. Имеет развитый комплекс хозяйства и экономики, является скоплением архитектурных и  инженерных сооружений, обеспечивающих жизнеобеспечение населения. [ 4 ]

Исторически термин происходит от наличия вокруг поселения оборонительной ограды — вала или стены. В Древней Руси городом называлось всякое крупное жилое место, окружённое такой оградой. Города служили центром развития культуры и ремёсел, технических достижений.

Шадринск — город в Курганской области России, второй по численности населения после Кургана: 75 623 чел. (2015г.) Расположен на Западно-Сибирской равнине, на реке Исеть (приток Тобола). Имеет статус города областного подчинения. Культурный, образовательный и промышленный центр Зауралья. [ 5 ]

Шадринск основан в XVII веке, когда русские землепроходцы приступили к освоению сибирских и дальневосточных земель. В 1644 году  на месте будущего поселения казак Ефим Шадрин, выходец с Русского Севера, основал заимку, где рыбачили и охотились мужики из окрестных селений. [ 6 ]

Основателем слободы является Юрий Малечкин, прозванный также Юшкой Соловьём. Юрий Малечкин обратился в Тобольск с челобитной, в которой просил разрешения у воеводы строить острог и слободу на Шадриной заимке. В Наказной памяти на заведение Шадринской слободы Юшке Соловью было разрешено «лета 7171 (1662 год) сентября в 15 день (25 сентября)» начать строительство. К 1686 году Шадринская слобода стала самой большой слободой Западной Сибири. В слободе имелось 137 дворов.Под прикрытием стен Шадринского острога шло заселение берегов Исети крестьянами из северных и центральных губерний России.

        Во время восстания Емельяна Пугачёва шадринцы отказались присоединиться к восставшим. В 1774 году, получив подкрепление из Сибири, царские войска из Шадринска повели наступление и произвели разгром восставших.

С 1781 года Шадринск указом об учреждении Пермского наместничества получает статус уездного города. В «Топографическом описании Пермского наместничества о городе Шадринске» 1789 года говорилось: «Церквей Божиих в городе деревянных во имя Преображения Господня — одна, Николая Чудотворца — одна; казённых домов для судебных мест — 4, а для житья властей — 2, гостиной двор — 1, магазинов — 14, денежная кладовая, пороховой погреб, для больниц дом — один, обывательских домов — 300, фабрик никаких нет, лавок — 110». 

В Шадринске ежегодно проходили Петровская, Михайловская и Афанасьевская ярмарки. Торговали хлебом, крупой, мясом, маслом, салом, холстом. На эти ярмарки купцы с Урала, Нижнего Новгорода, Киргизии, Бухары везли ткани, ковры, изделия из металла. Во второй половине XVIII века в Шадринске работало порядка полутора тысяч кустарей. Для переработки местного сырья строились салотопни, мыловарни, пимокатни, синильни, кирпичные заводы.С 1822 по 1840 год работал фарфоровый завод купца Фетисова. Это было первое такого рода предприятие на Урале и в Сибири. К 1890 году в городе действует 27 промышленных предприятий.В 1863 году на капитал, оставшийся после смерти Пономарёва — разбогатевшего уроженца г. Далматово, — в Шадринске был основан городской общественный имени Пономарёва банк. В 1870-е годы в Шадринске имелись две больницы, аптека. К концу века в городе действует 6 церквей и один собор. 
К началу XX века в городе проживало более 16 тысяч человек (напр. в Кургане 9,5 тыс., Екатеринбурге 37 тыс., Челябинске 19 тыс., Перми 45 тыс. человек). В начале XX века появляются прядильно-ткацкая фабрика братьев Бутаковых (Бутакова Дмитрия Ивановича и Бутакова Ефима Ивановича), сельскохозяйственная мастерская Молодцова, в 1906 году появляется женская гимназия, в 1907 году — реальное училище. В 1912-1913 году вошла в строй железная дорога Шадринск-Синарская. Вообще, город вступил в век бурного строительства. Печатается городская газета «Исеть». В 1914 году — учительская семинария.

Таким образом, мы выяснили, что Шадринск является одним из исторически-культурных городов России. Мы выявили тот факт, что Шадринск по количеству памятников культуры и по наследию духовной жизни город занимает лидирующие позиции в области, претендуя на статус культурной столицы Зауралья.

1.2.История культурной жизни города Шадринска

История – это наука, изучающая всевозможные источники о прошлом для того, чтобы установить последовательность событий, объективность описанных фактов и сделать выводы о причинах событий.

Культура – это человеческая деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений.

Статус исторического города присвоен Шадринску на основании Постановления Коллегии Министерства культуры РСФСР, Коллегии Госстроя РСФСР и Президиума Центрального Совета ВООПИК «Об утверждении списка исторических мест РСФСР» в 1990 году. По состоянию на начало 2015 года в Шадринске насчитывается 160 памятников истории и культуры регионального значения, в том числе, 1 федерального значения. Из них братские, единичные захоронения, кладбища, памятник скульптору Ивану Шадру — 17, малые формы (ворота) — 9, занято под общественными зданиями (православные приходы, школы, библиотеки, музей, медицинские учреждения, архив, театр, детский сад, магазины) — 87, жилые дома — 45, нет в наличии — 3.

Шадринск связан с такими известными личностями, как И.Д. Шадр (1887-1941) — русский советский художник, скульптор-монументалист, представитель направления «академический модерн»; Ф.И. Бронников (1827-1902) — живописец, «передвижник», мастер исторического и бытового жанров, портретист, иконописец, профессор, он заложил основы развития изобразительного искусства в родном городе, завещав свое художественное наследие Шадринску; В.П. Бирюков (1888-1971) —  ученый-краевед, фольклорист, этнограф, музеевед, архивист, археолог, писатель, диалектолог, член Союза писателей, основатель Шадринского научного хранилища; К.Д. Носилов (1858-1923) — полярный исследователь, этнограф, писатель, журналист; Н.В. Здобнов(1888-1942) — классик отечественной библиографии и др.

Природный капитал города не уступает личностному капиталу: реликтовый бор, простирающийся на песчаных дюнах вдоль реки Исеть, пронизывающий городскую черту и являющийся парковой территорией города (явление довольно редкое для городов); месторождение минеральной воды — аналога лучшего Кавказского месторождения минеральных вод (Ессентуки), большое поголовье Сибирской косули, позволяющее успешно развиваться охотничьим хозяйствам и трофейной охоте.

Культурно-символическое наследие Шадринска продолжает привлекать внимание, как самих горожан, так и гостей города – речь идет о купеческой архитектуре, легендах города, символах, презентующих уникальность Шадринска. Например, самыми известными символами являются Шадринский гусь, уникальная порода местных гусей, превращенная историей в бренд, и Царевна-лягушка, героиня одноименной народной сказки, текст которой был записан А.Н. Зыряновым в Шадринском уезде, а затем был включен известным исследователем фольклора А. Афанасьевым в сборник «Народные русские сказки». К культурно-символическому капиталу отнесем также редчайшее явление «удвоения» иконы в Спасо-Преображенском соборе в 2007 году.

Проходят в Шадринске и уникальные событийные мероприятия: исторические реконструкции гражданской войны на Урале, фестиваль боди-арта, Рождественская ярмарка «Шадринский гусь», возрожденная Крестовская ярмарка, бывшая третьей по товарообороту в царской России, инвестиционный форум «Малые города России».

Таким образом, мы выяснили, что бесценный историко-культурный пласт делает город известным  далеко за пределами региона. Мы выявили тот факт, что Шадринск имеет статус исторического города, культурно-символический капитал, природный капитал, связан с  известными личностями. В Шадринске проходят уникальные событийные мероприятия.  Всё это дарит Шадринску неповторимое лицо.

Глава II. Практическая часть

2.1. Анализ результатов исследования интереса к истории своего города.

С целью выявления  уровня заинтересованности историей своего города среди учеников 4-Б класса была проведена анкета (Приложение 1). В опросе принимали участие 22 человека. 

               Проанализировав результаты опроса можно сделать два обобщающих вывода:

1. Среди учащихся наблюдается высокий уровень заинтересованности в истории  родного города, стремление к получению информации о достопримечательностях, интерес к дальнейшей работе в этой области.

2. Результаты анкетирования выявили тот факт, что для реализации всех стремлений и интересов учеников в родословии и генеалогии им недостаточно информации.

               Выраженность результатов исследования знания истории родного города среди учеников 4-Б можно увидеть на рисунке 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1.Выраженность результатов исследования знания истории родного города, чел.

Анализ диаграммы показывает, что 19 учеников 4-Б класса знают историю родного города, 3 человек не знают.

Выраженность результатов исследования интереса к достопримечательностям города среди учеников 4-Б можно увидеть на рисунке 2.

Рис.2. Выраженность результатов исследования интереса к достопримечательностям города, чел.

Графический анализ показал, что 17 учеников заинтересованы историей достопримечательностей города, 5 человек не интересовались этой темой.

Таким образом, мы выяснили, что среди учащихся наблюдается высокий уровень заинтересованности в истории своего города, стремление к получению информации о достопримечательностях. Мы выявили тот факт, что для реализации всех стремлений и интересов учеников в истории родного города и его достопримечательностях им недостаточно информации.

 

2.2. Создание книги-азбуки

  Идея создания книги возникла после  участия моей семьи в акции  « Я - ЗАУРАЛЕЦ!»: нужно было сфотографироваться на фоне объектов Курганской области включенных в  специальный перечень. Это оказались самые красивые и интересные места Зауралья. До этого они нам были не известны. В нашем городе очень много достопримечательностей и мне захотелось о них рассказать. Так и зародилась желание  составить азбуку родного города Шадринска.

Считаем, что знать историю и достопримечательности своего города – это обязанность каждого. А сделать изучение увлекательным и интересным, особенно для  детей, можно при помощи азбуки.

Исследование в историко-культурной  жизни города – это поиск всей доступной информации о достопримечательностях Шадринска. Оно основывается на сборе данных, изучении различных краеведческих документов, систематизации информации в алфавитном порядке. Информацию можно собрать о наличии памятников истории и культуры, о известных личностях прославивших родной город, о природном капитале города, о легендах Шадринска. [ 1, 2, 3, 7 ]

 Азбука - книга для изучения алфавита.

 Алфавит - собрание в известном порядке всех знаков, выражающих отдельные звуки данного языка, в особенности же название — это присвоено системам письменных знаков, более или менее самостоятельно развившихся на славянской почве.

Изучение истории культурной жизни города мы проводили по плану:

1. Сбор информации о достопримечательностях города.   

2. Изучение вспомогательных источников (фотографии и документы).

3. Изучение мест нахождения.

5.Систематизация и оформление в алфавитном порядке документов  и информации.

6.  Создание книги-азбуки при помощи программ Microsoft Word.

 Нами были изучены исторические, архивные и новостные источники, подготовлены фотоснимки, совершены поездки. По результатам исследований информация о историко-культурной жизни города Шадринска была составлена в алфавитном порядке. Книга была собрана в текстовом редакторе Microsoft Word.              

 Систематизация и оформление  документов и информации  в алфавитном порядке помогло нам лучше узнать историю и культурную жизнь  нашего города и создать книгу-азбуку города Шадринска. ( Приложение 1)

Заключение

 Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы.

Теоретический анализ исторической литературы показал, что история - это наука о прошлом, для установления последовательности событий и описания фактов; культура – это человеческая деятельность в её самых разных проявлениях и сохранение  её в социуме. Это помогает нам узнать историю, культуру и традиции своего города. Издавна на Руси узнавали о исторической жизни своей малой родины из летописи из архивных книг, читая и изучая их. Интерес к ней год от года повышается.

В Древней Руси городом называлось всякое крупное жилое место, окружённое такой оградой. Города служили центром развития культуры и ремёсел, технических достижений. На протяжении веков, историю об ушедшем времени и событиях описывали в книгах и передавали потомкам. Знакомясь с историей  родных мест, человек приобщается к богатствам национальной и мировой культуры. Изучение истории родного города способствует патриотическому воспитанию, бережному отношению к объектам культурного наследия.

Проанализировав результаты опроса по выявлению уровня заинтересованности историко-культурной жизни родного города у учащихся 4-Б класса, можно сделать выводы: среди учащихся наблюдается высокий уровень заинтересованности в истории родного города, стремление к получению информации о достопримечательностях, интерес к дальнейшей работе в этой области. Результаты анкетирования выявили тот факт, что для реализации всех стремлений и интересов учеников в истории родного города и его достопримечательностей им недостаточно информации.В ходе исследования мы изучили информацию о истории событий и культурных памятниках города, их местонахождение, фотографии и документы, узнали много нового и интересного о родном городе. По результатам исследований информация  была систематизирована и оформлена  в алфавитном порядке. Изучение и систематизирование информации помогло нам лучше узнать историю нашего города и создать книгу-азбуку.

Все поставленные задачи исследования выполнены, цель работы достигнута. Таким образом, гипотеза в ходе исследования нашла свое подтверждение.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.

 

  1. Альманах. Тобольск и вся Сибирь. Номер 17. Шадринск.
  2. Культурное наследие (памятники истории и культуры_ г. Шадринска /Авт.-сост.: Е.С. Колчина, Л.В. Калашникова; фот. Е.С. Колчина – Шумиха: ОТУП «Шумихинская межрайонная типография», 201-320 стр.
  3. Перунов В.К. Очерки истории строительства и предпринимательства в Шадринске в XVIII – XX вв.-Шадринск: Издательство Шадринского пединститута, 2001.

4. https://ru.wikipedia.org/wiki

5. http://shadr-kultura.ru/

6 .http://shgpi.edu.ru/    

7. ШАДР-инфо / SHADR.info
Участники конкурсов:
Приглашаем на "Первую Республиканскую предметную олимпиаду" учеников и учителей

 

Приглашаем на "Вторую Республиканскую предметную олимпиаду" учеников и учителей

 

Приглашаем на "Международную серию олимпиад " Зима 2020"

ОБУЧАЮЩИЕ ПРОГРАММЫ
Конференции
Фестивали
Олимпиады
Публикации
Рецензии

Подать заявку

Электронный или печатный вариант

Курсы повышения квалификации (дистанционные)

 "Внесение изменений в методику преподавания инструктора физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении в условиях реализации ФГОС"

Внесение изменений в методику использования ИКТ в современном дошкольном образовании в условиях ФГОС

"Развитие математической грамотности учащихся в условиях обновления содержания образования"

 Курсы повышения квалификации по предметам начальных классов в рамках обновления содержания образования РК

"Курсы повышения квалификации педагогических кадров "Развитие профессиональной компетентности музыкального руководителя в условиях обновления содержания дошкольного воспитания и обучения"

"Методика проектирования современного урока русского языка и литературы в условиях поликультурного и полиязычного образования" для учителей русского языка и литературы

"Формирование мировоззрения подрастающего поколения посредством музыки в условиях обновления содержания образования" для учителей музыки

Курсы профпереподготовки
Электронные курсы
СБОРНИКИ
Дистанционные Мастер-классы
ПУБЛИКАЦИИ
ПУБЛИКАЦИИ
Закажи публикацию на любую тему и получи СЕРТИФИКАТ
ДИСТАНЦИОННЫЕ МАСТЕР-КЛАССЫ
«Мой коллега – яркий пример компетентного педагога 21 века»
Изменим мир к лучшему!
Улыбнись всему миру
"Моя будущая профессия"
МЫ ЦЕНИМ - МЫ ДОРОЖИМ
"ТАЛАНТ ШОУ"
"Открытый урок"
Методическая система эффективного учителя
Золотые руки
Лучший медиаурок
Конференция Обновлённая программа образования: теория и практика
II конференция Новые подходы в преподавании и обучении в условиях обновления образования
"Инновационные методики и технологии в обучении"
Международная научно-практическая интернет конференция "АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ"
"Грани науки"
"Мастерская педагога"
"Лучшая презентация к уроку"
НПК "Новые подходы в обучении"
Золотое перо
Новые идеи
"Сто талантов"
ПУБЛИКАЦИИ
Наверх
Товар добавлен в корзину