Приглашаем на "III Республиканскую предметную олимпиаду" учеников и учителей

 

 

 

Приглашаем на "Международную олимпиаду для дошкольников "Предметный мир"

Оставьте Ваши данные, чтобы всегда быть в курсе выгодных предложений!

 

 
Магазин: Корзина
ФИНАНСОВЫЕ ПЕРЕМЕНЫ
Нужны финансовые перемены
Финансовые перемены за 2,5 месяца для тех, кто хочет выйти из денежных рамок, повысить доходы и быстрее достичь жизнь мечты.
Анкета для записи на бесплатную консультацию к Ольге Ахидовой
Новостная рассылка!
Online-консультант
Анна Анатольевна Пыхтина
Анна Анатольевна Пыхтина менеджер-консультант
Людмила Александровна Исина
Людмила Александровна Исина консультант по мероприятиям
Мы в соцсетях!
 

You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!

 

Мастер-класс "Формирование навыка правописания н/нн в суффиксах прилагательных и причастий в условиях вечерней школы"

5 декабря 2019 г.

Личман Виктор Алексеевич, учитель русского языка и литературы, КГУ "Вечерняя средняя общеобразовательная школа", СКО, г. Петропавловск

Мастер-класс "Формирование навыка правописания н/нн в суффиксах прилагательных и причастий в условиях вечерней школы"

Мастер-класс "Формирование навыка правописания н/нн в суффиксах прилагательных и причастий в условиях вечерней школы"

ЦЕЛЬ:
Создать условия для повышения профессионального мастерства и квалификации.


ЗАДАЧИ:
1. Передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности.
2. Совместная отработка методических подходов и приемов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы

 

ПЛАН

МАСТЕР-КЛАССА
1. Вступительное слово (обоснование выбора темы мастер-класса)
     Навык написания н/нн в суффиксах прилагательных и причастий отработать на практике в условиях вечерней школы довольно сложно. Объясняются трудности пробелами в знаниях учащихся, которые необходимо  устранить в кратчайшие сроки и с минимальными потерями учебного времени. На практике  это всегда проблематично, поскольку все компоненты тренинга приходится сочетать с уровнем подготовленности учащихся именно на момент отработки и формирования навыков правописания. И здесь помогает выходить из ситуации с наименьшими потерями работа в группах, дифференциация заданий по сложности и объёму - эти существенные моменты тщательно продумывается в ходе подготовки к уроку и корректируется по ходу занятия.

Слайд

Рабочий материал

 

 

 

1

Тема

Что мы знаем о словообразовании прилагательных и причастий. С какими частями речи очень тесно взаимосвязаны прилагательные, причастия

 2

Схема словообразовательной цепочки.

Устный распределительный диктант

 3

Обратить внимание…

Чтобы правильно написать, нужно не ошибиться при определении части речи данного слова. Почему это так важно именно в отношении прилагательного и причастия?

 4

Суффиксы.

Работать будем с этими суффиксами.

 5

Схема н/нн

Кто сможет нарисовать схему, помогающую разобраться, сколько же –н- писать?

 6

Загадка

Исключения

 7

Исключения

 

 8

Шуточное стихотворение

Проговорить, объяснить

 9

Даны слова без пропусков

Проговорить

 

 

 

10

Разряды прилагательных по значению

Мы всегда хотим объять необъятное, поэтому стараемся компоновать материал. Попробовать сделать вывод о том, какие суффиксы характерны для относительных и притяжательных

 11

Объяснение.

Читать, объяснить.

 12

Тренируемся. Нет пропусков

Проговорить.

 13

Тренируемся. Есть пропуски.

Каких прилагательных нет (притяжательных)

 14

Какое слово написано правильно?

Подводим к краткой форме прилагательного.

 15

Пример

Оговорить.

16

Даны слова

Придумать нераспространенные предложения, где данные прилагательные выступают в роли сказуемого.

 

 

 

 17

предложения

Вывод: сколько н в кратких прилагательных?

УСТНЫЙ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

1) Размешанные краски,
2) бесценная вещь,
3) выкрашенные лавки,
4) поляна освещена,
5) тканый узор,
6) туристы размещены,
7) комиссия образована,
8) румяные лица,
9) свиные окорока,
10) некрашеная ткань,
11) писаная красавица,
12) тетрадь исписана,
13) кожаный портфель,
14) ветреный день,
15) ветряной двигатель,
16) безветренный день,
17) рассеянный мальчик,
18) нечаянная ошибка.

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

1. Распределительный диктант. Запиши прилагательные в два столбика (в первый столбик с одной Н, во второй – с НН):
Орли..ый, восторже..ый, авиацио..ый, оси..ый, сви..ой, экскурсио..ый, костя..ой, масля..ый, комари..ый, серебря..ый, безветре..ый, письме..ый, звери..ый, чугу..ый, солвьи..ый, бесчисле..ый, регистрацио..ый, весе..ий, цели..ый, шерстя..ой, искусстве..ый, хозяйстве...ый.

2 . Работа со светофором (устно). Если тезис верный – зелёный сигнал, неверный–красный.
А)Прилагательное обозначает предмет –
Б) Прилагательное отвечает на вопросы какой, какая, какое, какие +
В) В суффиксе ОНН всегда пишется две НН +
Г) В суффиксе ЯН всегда пишется одна Н – (стеклянный, оловянный, деревянный)
Д) В кратких прилагательных всегда одна Н –
Е) В суффиксе ИН пишется одна Н +
Ж) В слове карманный пишется одна Н, так как в нём суффикс АН –
З) Слова ветреный и безветренный пишутся одинаково –
И) Слова зелёный, синий, румяный, свиной пишутся с одной Н +

3.Контроль!!!
Устный диктант проводится в хорошем темпе. 

Обязательно объяснение, сколько-почему.

-общественное мнение
- полотняная скатерть
- чугунная решётка
- ветреный день
- багряные закаты
- гусиные лапки
- мышиная нора
- машинное отделение
- болезненное чувство
- соломенная шляпа
- клюквенное варенье
- песчаный берег
- деревянный дом
- государственный флаг
- кожаный портфель
- ржаной хлеб
- румяное лицо
- карманный фонарик
- Телефонный разговор
- настольный теннис
- земляная насыпь
- журавлиный крик
- ураганное предупреждение
- беспричинное опоздание
- искусный оратор
- искусственный алмаз
- сезонная работа
- целинный район
- серебряная нить
- деревянная солонка.

4.Замените данные словосочетания синонимичными выражениями, выделите суффиксы.
Образец: время революции – революционное время.
Командир дивизии, автобус для экскурсии, треугольник с равными сторонами, комиссар батальона, азарт дискуссии, знак пунктуации, сбор по традиции, день с ветром, институт информации.

5.Устно Ты -мне, я –тебе. (если ребята долго придумывают слова, то можно помочь: день(длинный, ветреный, осенняя, весенняя), походка(утиная, медленная), шаг(гусиный, торжественный), дом(каменный,деревян-ный),кисель(клюквенный, смородинный, малинный, лимонный),ложка(оловянная, деревянная, серебряная),посуда(глиняная, стеклянная), программа(телевизионная, информационная), носки(шерстяные, полотняные), гнездо(осиное, перепелиное), доказательство(вещественное).


6. Образуйте от имен существительных прилагательные, расположите их в алфавитном порядке. Поставьте в словах ударения.
Земля, трава, кость, ремесло, обед, топор, слюда, кожа, полотно, торжество, правительство, единство, государство, отечество, огонь, глина, солома, тыква, клюква, береста, вода, жесть, лед, лен, песок, дерево, рожь, серебро, шерсть, маневры.

Береста, Вода, Глина, Государство, Дерево, Единство, Жесть, Земля, Клюква, Кожа, Кость, Лед, Лен, Маневры, Обед, Огонь, Отечество, Песок, Полотно, Правительство, Ремесло, Рожь, Серебро, Слюда, Солома, Топор, Торжество, Трава, Тыква, Шерсть.

«Корректор». Исправь ошибки. Работа учащегося у доски.

куринный

    


тыквенный

    

румяный

 

свинной

 


нефтяной

 

берестяной

 

картинный

 

осений

 

кухоный

 

лебединный

 

отечественный

 

ветренный

 

юный

 

тюлений

 

6. Графический диктант. Пишут и выделяют морфемы, от которых зависит выбор написания.
7. Проведите выборочный диктант с объяснением. Выпишите в два столбика слова с н и нн.
1) Старый Мазай любит до страсти свой низменный край (Н.Некрасов). 2) Дорога лежала через бывшее ржаное поле. 3) Торжественным маршем вступила на землю весна. 4) Тянуло в каменные корпуса, где пахло машинным маслом. 5) Ранняя суровая зимняя заря проступала сквозь мертвенную дымку (А.Фадеев). 6) Ни санного, ни звериного следа не было видно. 7) Послышался стук лошадиных копыт: выводили из конюшни вороного коня. 8) Станица обнесена земляным валом (Л.Толстой). 9) Настя была столь же ветрена, как и ее барышня (А.Пушкин). 10) Ночь была безветренная

ПРАВОПИСАНИЕ Н-НН В СУФФИКСАХ ОТЫМЕННЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ( образованных от имени существительного):

НН

Н

1) на стыке двух морфем (корня и суффикса, суффикса и суффикса)


- туманный, старинный;

 1) в суффиксах -ан-, -ян- (в значении "сделанный" из чего-либо)

- серебряный, песчаный;

исключнеия: оловянный, деревянный, стеклянный;

2) в суффиксах -енн- , -онн-

- революционный, соломенный;

исключение ветреный, но безветренный (по правилу);

 

2) в суффиксе -ин-

- гостиная.

Необходимо запомнить прилагательные, в которых пишется только Н:
пряный, рдяный, свиной, синий, зеленый, румяный, дельфиний, юный (юннат – юный натуралист).

Необходимо различать написание, зависящее от значения:
1) масляный (в значении « сделанный из масла, на масле, для масла»), то есть образованное от существительного масло: масляное пятно, масляный выключатель, масляная лампа, масляная краска;
2) масленый (в значении « смазанный маслом, пропитанный маслом, запачканный»), то есть образованное от глагола «маслить» несовершенного вида: масленые глазки, масленый блин, масленица;
3) ветреный ( день, человек, погода );
4) ветряной ( двигатель, мельница, оспа).
В краткой форме прилагательных пишется столько же Н, сколько было в полной ( дорога длинная – дорога длинна).

ПРАВОПИСАНИЕ Н/НН В СУФФИКСАХ ПРИЧАСТИЙ.
Проговорить – зависимое слово. Почему это так важно?

1. Образуйте от глаголов прилагательные/причастия по образцу:
вязать – вязаный: драть, звать, путать, тесать, ковать, жевать, резать, стирать;
валять – валяный: веять, паять, сеять, стрелять.
Можно задать вопросы:
1. Какие части речи даны?
2. Какие части речи можно образовать от глагола?
3. Какая гласная будет в причастиях перед н/нн? Кто вспомнит похожее правило, но оно будет относиться к глаголу в форме прошедшего времени. Веять-веял.


1. Графически объясните написание н и нн в словах:
кошеный луг – некошеный, скошенный и кошенный по росе луг;
выкрашенный забор – крашеный – давно не крашенный – некрашеный;
нетканая скатерть – тканная золотом – сотканная – несотканная;
раненый воин – раненный в бою – легкораненый – поранены плугом;
жженый сахар – полусожженная рукопись – выжженная пустыня.

2. Перестройте словосочетания так, чтобы проиллюстрировать все возможные случаи написания причастий.
Образец: тушеные овощи (несов. вид, нет зависимого слова, приставки); тушенные в горшочке (з.с.); нетушеные (приставка не- не влияет на правописание); потушенные овощи (приставка).
Кованый сундучок, груженная кирпичом баржа, стреляные гильзы, раненный в плечо, названный в честь, сеченные градом поля, купленный товар.
3. От данных глаголов образуйте страдательные причастия с приставками и отглагольные прилагательные без приставок.
Образец: белить – выбеленный – беленый.
Вязать, клеить, коптить, ломать, мочить, носить, пахать, пилить, плести, пугать, рвать, чесать, солить, сушить, точить, красить.
4. Объясните разницу в написании однокоренных слов.
1) Все мои друзья образованны. Комиссии уже образованы.
2) Лица солдат суровы и озабоченны. Мы были озабочены зачетом.
3) Сборы прошли организованно. Организовано хорошее питание.
4) Шерсть вся запутана котенком. Эта история запутанна и неясна.
5) Море взволновано бурей. Говорил взволнованно, горячо.

 

Приглашаем на "Первую Республиканскую предметную олимпиаду" учеников и учителей

 

 

Приглашаем на "Вторую Республиканскую предметную олимпиаду" учеников и учителей

 

 

Приглашаем на "Международную серию олимпиад " Весна 2020"

Фестивали
Рецензии

Подать заявку

Электронный или печатный вариант

Курсы повышения квалификации (дистанционные)

 "Внесение изменений в методику преподавания инструктора физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении в условиях реализации ФГОС"

Внесение изменений в методику использования ИКТ в современном дошкольном образовании в условиях ФГОС

"Развитие математической грамотности учащихся в условиях обновления содержания образования"

 Курсы повышения квалификации по предметам начальных классов в рамках обновления содержания образования РК

"Курсы повышения квалификации педагогических кадров "Развитие профессиональной компетентности музыкального руководителя в условиях обновления содержания дошкольного воспитания и обучения"

"Методика проектирования современного урока русского языка и литературы в условиях поликультурного и полиязычного образования" для учителей русского языка и литературы

"Формирование мировоззрения подрастающего поколения посредством музыки в условиях обновления содержания образования" для учителей музыки

Электронные курсы
ПУБЛИКАЦИИ
ПУБЛИКАЦИИ
Закажи публикацию на любую тему и получи СЕРТИФИКАТ
Международная научно-практическая интернет конференция "АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ"
Наверх
Товар добавлен в корзину