ДОКУМЕНТЫ О РЕГИСТРАЦИИ
Приглашаем на "II Республиканскую предметную олимпиаду" учеников и учителей
Оставьте Ваши данные, чтобы всегда быть в курсе выгодных предложений!

 

 
Магазин: Корзина
КАТАЛОГ МЕРОПРИЯТИЙ:
КОНКУРСЫ ПЕДАГОГАМ
КОНКУРСЫ ШКОЛЬНИКАМ, СТУДЕНТАМ
КОНКУРСЫ ДОШКОЛЬНИКАМ
Новостная рассылка!
Online-консультант
Анна Анатольевна Пыхтина
Мы в соцсетях!
 
Вернисаж талантов
Мы со спортом дружим
Новый горизонт
Публикации
Педагогика творчества
Лучшая вариативная учебная программа
"Вдохновение"
"Оч.Умелые руки"
Мой любимый питомец
"Пластилиновое чудо"
Формативное оценивание: от теории к практике
Талант-шоу
Музыкальная сова
Конференция "Инновационные технологии в образовании и науке"
Конференция "Инклюзивное образование: теория и практика"

You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!

 
ОЗОРНОЕ ЛЕТО
Международный конкурс "Ношу на голове поля, но это вовсе не земля"
Международный конкурс "У цветов не бывает будней, они всегда одеты празднично"
Международный конкурс для дошкольников "Чей домик?"
Международный конкурс для педагогов "Талант педагога"

«Интерактивные стратегии обучения как одно из условий повышения качества образовательного процесса в рамках обновленного содержания образования»

16 апреля 2019 г.

Акимбаева С.Т., учитель русского языка и литературы, Долговых С.Г., учитель математики и информатики, Изосимова Т.Е., учитель русского языка и литературы,  Бейсембаева А.Ж., учитель казахского языка, Школа-интернат для детей с нарушением слуха (неслышащих)" г. Семей, ВКО, Казахстан.

«Интерактивные стратегии обучения как одно из условий повышения качества образовательного процесса в рамках обновленного содержания образования»

«Интерактивные стратегии обучения как одно из условий повышения качества образовательного процесса в рамках обновленного содержания образования»

В любых делах, при максимуме сложностей,
Подход к проблеме всё-таки один:
Желание — это множество возможностей,
А нежеланье — тысяча причин!

Эдуард Аркадьевич Асадов

Пять лет назад перед  коллективом школы – интерната, где обучаются неслышащие дети, начали говорить о нововведениях, систематически стали проводиться заседания методических объединений и педагогические советы, тематика которых была посвящена  обновленному содержанию образования в Казахстане. Сначала, ознакомившись с программой, педагоги были в растерянности: «Как повысить качество знаний? Как эти знания помогут учащимся стать конкурентоспособной личностью?». Понять истину в иносказательной форме нампомогла притча «Школа животных»: суть, которой в том, что однажды был создан центр развития для животных, где педагоги были уверены, что у них очень понятный учебный план, но почему-то учащихся преследовали неудачи. Утка была звездой занятий по плаванию, но полностью проваливалась на занятиях лазания по деревьям. Та же участь постигла обезьяну, которая была великолепна в лазании по деревьям, но очень плохо плавала и цыплят превосходных в поиске зерен, но не умеющих лазать по деревьям, и их ежедневно отправляли в кабинет к директору. Печальнее всего обстояли дела у черепах, которые, после многих диагностических тестов, были объявлены “неспособными развиваться”. И их послали в специальную группу.

После обсуждения действий героев притчи у педагогов возникли вопросы:

1.Кто здесь неудачник: педагог или учащийся?

2.Как учить разных обучающихся?

3.Как выстраивать учебный процесс в группе так, чтобы в нем могли хорошо чувствовать себя все дети?

Попробуем найти ответы на эти вопросы.

Существующая система образования кажется для работающего в ней педагога настолько понятной, что сделанные психологами, социологами в этой области открытия или выводы кажутся совершенно неожиданными, приводят в недоумение и ставят под сомнение всю его деятельность.

По данным исследования, описываемого в статье А. Зверева «10 и 90 - новая статистика интеллекта», оказалось, что только в среднем 10% выпускников, недавно окончивших школу, могут правильно ответить на все вопросы из курса школьной программы. Эти исследования были продолжены российским педагогом М. Балабаном, результаты которого привели в недоумение педагогов: школа, независимо от того, в какой стране она находится, учит успешно только одного из десяти своих учащихся.

Американский психолог Карл Роджерс, размышляя по поводу эффективности обучения в школе, пишет: «Когда я пытаюсь учить, я ужасаюсь, что достигнутые результаты настолько незначительны, хотя иногда, кажется, что обучение проходит успешно».

Эффективность педагогической деятельности педагога средней школы характеризуется все теми же 10% учащихся. Объяснение очень простое: «Только 10% людей способны учиться с книгой в руках».Говоря другими словами, только для 10% учащихся приемлемы методы, используемые в традиционной школе. Оставшиеся 90% учащихся также способны учиться, но не с книгой в руках, а по-другому: «Своими поступками, реальными делами, всеми органами чувств».

Значит, обучение должно строиться иначе, таким образом, чтобы все неслышащие учащиеся могли учиться. Один из вариантов организации учебного процесса - использование педагогом в своей деятельности методов интерактивного обучения. Для того чтобы более полно раскрыть содержание данной категории, администрацией школы было вынесено решение всем педагогам школыпройти курсы по обновленному содержанию образования и сравнить традиционные и активные методы обучения.

После прохождения курсов по обновленному содержанию перед учителями школы  встал вопрос:«Как реализовать эти стратегии?». Тогда были созданы творческие группы по изучению, апробации  и использованию в учебном процессе с неслышащими детьми  активных и интерактивных методов обучения. Были взяты несколько стратегий, легко адаптируемых для работы с неслышащими детьми.

Диаграмма Венна. Использование этой технологии внесло в работу элемент творчества, повысило интерес к изучаемому предмету, помогает учащимся определять сходства и различия.Работать над этим приемом с неслышащими детьми  нужно начинать педагогу с начальной школы, для того, чтобы ученики могли с легкостью обобщать предметы в категории (например, понимают, что брюки, куртка и шапка – это одежда, а яблоко, груша и слива – это фрукты). С каждым годом усложняя задания по данной технологии.   

У детей, которые ещё в детстве научились данному приему (сравнения), дальнейшая успеваемость в школе повышается на 45%.Словом, диаграмма Венна, используя минимум формул и расчётов, без «штурма мозгов» и траты времени, быстро, легко, удобно и простовыявляет общее в сравниваемых областях, подчёркивает различия и расхождения, обобщает знания по выбранной теме.

«Синквейн». Простота построения синквейна делает его одним из эффективных и любимым методом у неслышащих школьников, который позволяет быстро получать результат.  Составление синквейна на основе больших объемов информации, полезно для выработки способности к анализу. Синквейн требует от составителя меньших временных затрат, но реализации практически всех его личностных способностей: интеллектуальных, творческих, образных. Таким образом, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной.

Прием «Диаманта» способствует развитию критического мышления и творческих способностей неслышащих учащихся старших классов особенно при изучении художественных произведений. Использование диаманты целесообразно на уроке, если необходимо сопоставить несколько явлений, понятий, образов; для проверки знаний учащихся по изучаемой теме; для рефлексии и обобщения изученного. В результате работы над приемом учащиеся чувствуют себя  в ситуации успеха,   выражают  своё отношение к рассматриваемой проблеме в творческой форме, пополняют свой активный словарь, что так необходимо для неслышащего ученика.

Что эти нововведения дали? У ребят изменился подход к различным видам работы. Теперь каждый неслышащийученик знает, что на уроках он будет не только проверяемым, но и проверяющим, а это нравится как сильным, так и слабым ученикам. Это помогает вырабатывать умение искать, выбирать, систематизировать и анализировать.

В заключении отметим, что разнообразные приемы, методы, технологии – это не самоцель. Педагог должен оценивать свои успехи успехами своих учеников. Только умелое  применение традиционных и нетрадиционных педагогических технологий повысят мотивацию обучения и интерес детей к школе, сформируют обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дадут им ощущение творческой свободы и, самое главное, принесут радость познания. Понимая это, творческая группа педагогов не останавливается на достигнутом и в дальнейшем будет изучать и адаптировать активные методы обучения.

Постскриптум. В школе – интернате было проведено интервью с учителями перед педагогическим советом по данной теме. Педагогам был задан вопрос: «Что для вас значат на уроке активные методы обучения?»

Учитель русского языка и литературы: «В первую очередь – развитие речи, повышение мотивации к знаниям, умение взаимодействовать друг с другом»

Учитель математики: «Это разнообразие  видов  работ на уроке, активизация учащихся на  работу; новое всегда воспринимается с большим интересом»

Учитель казахского языка: «Сплоченность учащихся при работе в группе, открытое высказывание своего мнения, доказательство своих ответов».

Учитель истории: «Организация самостоятельной деятельности учащихся, когда дети самостоятельно могут найти ответ или решение на свой вопрос».

Учитель химии и биологии: «Активизация  и разнообразие деятельности учащихся на уроке, нацеливание  детей на урок и выявление знаний учащихся».

Учитель физики: «Активные методы позволяет выявить уровень знаний и понятий у учащихся, повысить их интерес к учебе».

Используемая литература и Интернет-источники:

  1. Зверев. А. 10 и 90: новая статистика интеллекта., Лиц.игимназ.образование, 2004. т.№ 8.-С.15-18.-С.2004
  2. Роджерс К. Вопросы, которые я бы себе задал, если бы был учителем,  хрестоматия по педагогической психологии сост. Красило А. И. и др. - 1995г.,
  3. СелевкоГ.К. Энциклопедия образовательных технологий. – М., 2006.
  4. https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2016/11/26/tvorcheskiy-proekt-po-literature-na-temu-moy-lyubimyy
  5. https://infourok.ru/doklad-po-teme-ispolzovanie-na-urokah-priyoma-sinkveyn-1094450.html
  6. http://cdod-uk.ru/data/documents/scenariy-master-klassa.pdf
  7. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2015/01/30/interaktivnoe-vzaimodeystvie
  8. Розанова Т.В «Развитие способностей глухих детей в процессе обучения». Москва., 1991. –С. 198 
  9. Розанова Т.В. Зависимость успешности воспроизведения текста от уровня его понимания глухими школьниками. В кн.: Шестая научная сессия по дефектологии, М., 1971. с. 422-423.
Участники конкурсов:
Приглашаем на "Первую Республиканскую предметную олимпиаду" учеников и учителей
ОБУЧАЮЩИЕ ПРОГРАММЫ
Конференции
Фестивали
Олимпиады
Публикации
Рецензии

Подать заявку

Электронный или печатный вариант

Курсы повышения квалификации (дистанционные)

 "Внесение изменений в методику преподавания инструктора физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении в условиях реализации ФГОС"

Внесение изменений в методику использования ИКТ в современном дошкольном образовании в условиях ФГОС

"Развитие математической грамотности учащихся в условиях обновления содержания образования"

 Курсы повышения квалификации по предметам начальных классов в рамках обновления содержания образования РК

"Курсы повышения квалификации педагогических кадров "Развитие профессиональной компетентности музыкального руководителя в условиях обновления содержания дошкольного воспитания и обучения"

"Методика проектирования современного урока русского языка и литературы в условиях поликультурного и полиязычного образования" для учителей русского языка и литературы

"Формирование мировоззрения подрастающего поколения посредством музыки в условиях обновления содержания образования" для учителей музыки

Курсы профпереподготовки
Электронные курсы
СБОРНИКИ
Дистанционные Мастер-классы
ПУБЛИКАЦИИ
ПУБЛИКАЦИИ
Закажи публикацию на любую тему и получи СЕРТИФИКАТ
ДИСТАНЦИОННЫЕ МАСТЕР-КЛАССЫ
«Мой коллега – яркий пример компетентного педагога 21 века»
Изменим мир к лучшему!
Улыбнись всему миру
"Моя будущая профессия"
МЫ ЦЕНИМ - МЫ ДОРОЖИМ
"ТАЛАНТ ШОУ"
"Открытый урок"
Методическая система эффективного учителя
Золотые руки
Лучший медиаурок
Конференция Обновлённая программа образования: теория и практика
II конференция Новые подходы в преподавании и обучении в условиях обновления образования
"Инновационные методики и технологии в обучении"
Международная научно-практическая интернет конференция "АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ"
"Грани науки"
"Мастерская педагога"
"Лучшая презентация к уроку"
НПК "Новые подходы в обучении"
Золотое перо
Новые идеи
"Сто талантов"
ПУБЛИКАЦИИ
Наверх
Товар добавлен в корзину