Приглашаем на "III Республиканскую предметную олимпиаду" учеников и учителей

 

 

 

Приглашаем на "Международную олимпиаду для дошкольников "Предметный мир"

Оставьте Ваши данные, чтобы всегда быть в курсе выгодных предложений!

 

 
Магазин: Корзина
Новостная рассылка!
Online-консультант
Анна Анатольевна Пыхтина
Анна Анатольевна Пыхтина менеджер-консультант
Людмила Александровна Исина
Людмила Александровна Исина консультант по мероприятиям
Мы в соцсетях!
 

You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!

 

Активные методы обучения как неотъемлемая часть инновационных технологий в начальной школе

7 марта 2020 г.

Сартова Сауле Юрьевна, учитель начальных классов, КГУ "Глуховская средняя школа", Бескарагайский район, с. Глуховка

"Активные методы обучения как неотъемлемая часть инновационных технологий в начальной школе"

"Активные методы обучения как неотъемлемая часть инновационных технологий в начальной школе"

Аннотация:

Повышение качества образования предполагает поиск и внедрение эффективных инновационных образовательных технологий , важной частью которых являются активные методы обучения.  В работе представлен теоретический обзор  основ активного обучения на основе исследований  ряда ученых.

Ключевые понятия:

Активное обучение, мыслительная активность,  методы обучения, инновационные технологии.

Весомый объем теоретической  информации, необходимой для усвоения в период обучения, высокие требования к  современным школьникам  – все эти аспекты  подводят  к необходимости использования инновационных технологий в обучении. В связи, с чем  подбор определенных форм и методов обучения,  приводящих  к высокому результату требует тщательного изучения.

Ряд исследователей указывают, что  происходит смена образовательных парадигм: предлагаются иное содержание, иные подходы, иные отношения, иной педагогический менталитет – вся система образования переходит на иную ступень сложности  [2, с. 3].

Отечественная  и  зарубежная  психолого-педагогическая  наука  обладает  достаточным  количеством разработанных теорий и практик, технологий  и методов обучения. Значительное место среди них занимают такие инновационные технологии, как, проблемное обучение, инновационные технологии в обучении, развивающее обучение,  деятельностная теория обучения, компетентностный подход в обучении, система контекстного обучения, технология дифференцированного (разноуровневого) обучения, технология системно - структурного анализа , интернет - технологии, технологии дистанционного образования и другие.

В качестве наиболее популярных методов обучения выделяют групповое обучение, игровые технологии, метод проектов, кейс - технологии. Можно с уверенностью сказать, что перечисленные методы, использованные в системе, помогут достичь высоких результатов в усвоении учебного материала, а также в совершенствовании их мыслительной деятельности.

Педагогический подход в рамках предметов начальных классов основывается на активном обучении,  что  является  конструктивизмом  (Сэйвери  и  Даффи,  1994;  Джонассен  и  Рохрер-Мёрфи, 1999). [1, с. 7].

Это обусловлено тем, что аналитические умения и навыки формируются в разнообразных познавательных исследовательских  упражнениях,  ситуативно - игровых  заданиях,  решении  проблемных  ситуаций, всевозможных конкурсах, диспутах, ролевых играх. Все это активизирует мыслительную деятельность , особенно умение сопоставлять, сравнивать, анализировать, дискутировать, делать выводы, что приводит к активизации аналитических операций. Здесь то и  занимают активные методы обучения важное место в образовательном процессе.

Теоретическая база активного обучения разрабатывалась  еще в конце прошлого столетия. Значительную  роль  в  разработке  и  становлении  активного обучения  сыграли  исследовательские работы В.Ф. Комарова, В.М. Ефимова,  М.М.  Бирштейн, А.М. Смолкина, , Р.Ф. Жукова и др.

Активное  обучение  определяет  использование  системы  таких  методов,  которые будут направлены  на организацию обучающихся для самостоятельного добывания знаний,  освоения умений и навыков в процессе активной познавательной и практической деятельности [3, с. 195].

Многие исследователи (И.А. Жукова, Е.А. Аникушина, О.С. Бобина, Е.В. Зарукина и др.), исследующие вопросы развития и применения активных методов обучения, в зависимости от направленности разделяют их  на две группы -  неимитационные и имитационные [4].

Среди  неимитационных методов можно выделить проведение проблемных уроков, эвристических бесед, учебных дискуссий, анализ ситуаций, самостоятельная  работа  с  книгой, учебным текстом, справочником или словарем и многое другое.

Имитационные методы связаны с моделированием определенной  деятельности  –  другими словами, моделируется ситуация, создаются соответствующие условия и сама деятельность. В свою очередь,  имитационные методы в активном обучении можно  разделить  на  игровые имитационные (разыгрывание  ролей,  деловые  игры) и неигровые имитационные (метод анализа конкретных ситуаций, тренажеры, решение ситуационных задач, упражнения, выполнение индивидуальных задач  и практических заданий) [5, c. 7].

Важным отличием активного обучения   является то, что они  оказывают активное  воздействие на мыслительные процессы, развивают коммуникативные умения  младших школьников и  действенным фактором в обучении. Иначе говоря -  система методов, направленная на самостоятельное активное овладение учебным материалом. Здесь наблюдается тесная  взаимосвязь  преподавателя  и  обучаемого, и субъект -  субъектное взаимодействие,  где  педагогическая   роль заключается  преимущественно в  координировании, а также   в  наблюдении  и фиксировании  успеваемости  учащихся,  когда  он  выполняет  функцию  «активатора»  (Хатти, 2009) [1].

 А.А. Вербицкий указывает, что  именно активное обучение формирует  познавательную мотивацию, но речь должна идти не о «принуждении» к активности, а о побуждении к ней; важно создавать дидактические и психологические условия порождения активности личности в познавательной деятельности [5, c. 52].

Таким образом, понятие активных методов обучения подразумевает  собой переход к развивающим, проблемным, научно – исследовательским формам и методам организации обучения. Применение  позволяет создать особые  психолого-педагогические условия, где  младший школьник занимает активную позицию, что  способствует формированию,  проявлению и  развитию аналитических умений, мыслительной активности, критического мышления, а также развитию метапредметных знаний. В результате этого повышается качество  учебного процесса, активизируется познавательная и творческая деятельность. Активные методы в обучении способствуют созданию положительного мотивационного и эмоционального настроя на занятиях, развивают целый комплекс коммуникативных навыков.

В результате анализа научно-теоретической и методической литературы и обобщения основных теоретических идей и практических подходов было выделено несколько значимых положений.  Так определено, что активные методы обучения  являются составной частью  инновационных технологий.  В том числе,  активное обучение  создает условия для творчества в обучении, позволяя  учителю использовать разнообразные  методы, приемы в процессе усвоения и закрепления материала для достижения высокой результативности. Необходимо отметить, что  включение  в учебный процесс активного обучения активизирует мыслительную деятельность обучающихся,  развивая при этом аналитические способности и критическое мышление и является мощным мотивирующим фактором.

 

Источники:

1. Образовательная  программа  курсов  повышения  квалификации  педагогических кадров по предметам начальных классов в школах с русским языком обучения в рамках обновления содержания среднего образования Республики Казахстан  - РУКОВОДСТВО ДЛЯ УЧИТЕЛЯ (второе издание) Центр педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2015. 33 с.

2. Игнатьева Е. Ю. Технологии профессионально  ориентированного обучения  : учеб.-метод. пособие. Великий Новго-род, 2002. 48 с.

 3 .Инновационные образовательные технологии и активные методы обучения  : метод.  пособие  / Е. А.  Аникушина [и др.]. Томск, 2010. 212 с.

4. Зарукина Е. В. Логинова Н.А., Новик М.М. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению :учеб.-метод. пособие. СПб., 2010. 59 с.

5. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М., 1991. 204 с

Приглашаем на "Первую Республиканскую предметную олимпиаду" учеников и учителей

 

 

Приглашаем на "Вторую Республиканскую предметную олимпиаду" учеников и учителей

 

 

Приглашаем на "Международную серию олимпиад " Весна 2020"

Фестивали
Рецензии

Подать заявку

Электронный или печатный вариант

Курсы повышения квалификации (дистанционные)

 "Внесение изменений в методику преподавания инструктора физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении в условиях реализации ФГОС"

Внесение изменений в методику использования ИКТ в современном дошкольном образовании в условиях ФГОС

"Развитие математической грамотности учащихся в условиях обновления содержания образования"

 Курсы повышения квалификации по предметам начальных классов в рамках обновления содержания образования РК

"Курсы повышения квалификации педагогических кадров "Развитие профессиональной компетентности музыкального руководителя в условиях обновления содержания дошкольного воспитания и обучения"

"Методика проектирования современного урока русского языка и литературы в условиях поликультурного и полиязычного образования" для учителей русского языка и литературы

"Формирование мировоззрения подрастающего поколения посредством музыки в условиях обновления содержания образования" для учителей музыки

Электронные курсы
ПУБЛИКАЦИИ
ПУБЛИКАЦИИ
Закажи публикацию на любую тему и получи СЕРТИФИКАТ
Международная научно-практическая интернет конференция "АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ"
Наверх
Товар добавлен в корзину