Хижняк Надежда Николаевна, учитель ИЗО и черчения, КГУ «Средняя школа №23» акимата города Усть-Каменогорска, руководитель изостудии «Колорит» «Дома детского творчества» города Усть-Каменогорска
Краткая аннотация: В докладе раскрываются особенности эстетического развития учащихся в учреждениях дополнительного образования в сравнении со средней школой. Говорится о роли занятий изобразительной деятельностью в развитии и воспитании подрастающего поколения. Приводится пример из педагогической практики по теме «Гравюра на картоне».
ОСОБЕННОСТИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Эстетическое развитие подрастающего поколения имеет в современном мире важное значение и предполагает не только овладение простейшими умениями и навыками в изобразительном искусстве, но и развитие, формирование творческих способностей детей.
Школьный курс предмета «Изобразительное искусство», проводимый один час в неделю, не в полной мере может удовлетворить потребности учащихся в ознакомлении их с языком различных видов искусства, особенностями некоторых материалов и техник. Поэтому всё большим спросом детей и их родителей пользуются досуговые организации. Одной из таких организаций, которая сможет помочь родителям и детям являются учреждения дополнительного образования.
Дополнительное образование – это составная (вариативная) часть общего образования. Это мотивированное образование, позволяющее учащимся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, реализовать себя, самоопределиться профессионально. Современная система дополнительного образования функционирует на основе нормативных документов республики Казахстан, определяющих цели и задачи дополнительного образования, в том числе и эстетического развития. Это Закон РК «Об образовании», «Концепция развития образования в РК до 2015года», «Национальный план действий на 2012 – 2016г по развитию функциональной грамотности школьников» и др.
Одним из важнейших специалистов, непосредственно реализующего программы дополнительного образования в области художественного развития детей, является педагог. Именно он занимается развитием талантов и способностей школьников в области художественно – прикладной деятельности. Поэтому именно он использует все особенности дополнительного образования в своей работе с детьми. Учитывая особенности эстетического развития учащихся в дополнительном образовании, мною была написана модифицированная программа «Изобразительное искусство и художественный труд» для работы в изостудии «Колорит».
- Каковы же эти особенности? (в сравнении со школой)
- Занятия проводятся в свободное от уроков время и их продолжительность больше, чем урок в школе. Отсутствие домашнего задания, оценок даёт возможность использовать другую мотивацию, раскрепощает фантазию.
- Количество учащихся в группе меньше, чем в классе, что даёт возможность педагогу больше уделять внимания личности каждого ребёнка, его творчеству.
- Чаще всего группы разновозрастные или дети из разных классов, поэтому расширяется круг общения детей, творческий обмен опытом, здоровая конкуренция, это своего рода клуб по интересам.
- Работа идёт с более широким выбором изобразительных материалов и техник исполнения, а это даёт хорошие результаты в творческом развитии детей, формировании их познавательного интереса, расширяет кругозор, обогащает их опыт художественно – творческой деятельности. На уроках в школе затруднительно работать с некоторыми материалами и техниками.
- На занятиях преобладает практическая деятельность учащихся, и обучение часто идёт от действия к знаниям, формируются трудовые навыки, эстетическое отношение к работе.Также развивается сенсорика и моторика.
- Учащиеся ближе к искусству, что помогает в профессиональном самоопределении.
- У учащихся есть возможность довести свою работу до конца не за одно занятие, как в школе. Он учится планировать свою работу, продумывать композицию, перебирать варианты в поиске лучшего решения, получать эстетическое наслаждение от работы.
- Дети более активно участвуют в школьных, городских и областных выставках и конкурсах, приобретая выставочный опыт, анализируя свои работы, сравнивая их с работами других.
- Педагог ближе к детям, они вместе работают, свободно общаются, сотрудничают.
Все эти особенности учтены мною при составлении модифицированной программы «Изобразительное искусство и художественный труд». Данная программа способствует эстетическому развитию учащихся и для этого предусматривает использование элементов педагогических технологий, различные методы и приёмы работы (репродуктивный метод, метод индивидуального и дифференцированного обучения, проблемный метод, наглядный метод, метод вживания в образ, метод коллективной работы, ситуации успеха, элементы технологии РО, ЛОО, ТРИЗ).
Для успешной реализации программы, необходимо методическое обеспечение, поэтому было составлено электронное методическое пособие для детей и учителей по теме « Гравюра на картоне». Эта техника была выбрана не случайно.
О том, как выглядит и создаётся рисунок, знает каждый. А что такое гравюра и как её выполняют, знают не все. В школе нет возможности на практике ознакомить учащихся с печатной графикой. Этот пробел можно устранить на занятиях изобразительной деятельности в организациях дополнительного образования. Самой доступной для этого техникой является гравюра на картоне. Конечно, её немного упростили, адаптировали для работы с детьми, выбрали удобный и доступный способ создания.
Что такое гравюра и как она создаётся? Гравюра в переводе с французского «вырезать, составлять рельеф» - это вид графического тиражируемого изображения (печатной графики), вид высокой печати. Этапы создания гравюры на картоне:
- Выбор жанра
- Выполнение эскиза композиции
- Подбор материала для работы разной фактуры (картон, пряжа, обои, ткань, кружево и др.)
- Вырезание отдельных элементов композиции из выбранных материалов.
- Наклеивание элементов композициина основу.
- Получение оттиска способом печати.
- Оформление работы после высыхания на паспарту.
Почему я использую гравюру на картоне для развития учащихся:
- Она расширяет знания детей в области графических техник и приобщает к графической культуре.
- Это доступный вид печатной графики, он не требует специальных инструментов и материалов.
- Этот вид графики редко можно увидеть на выставках, а значит – это новое изображение для детей. Познавая его, дети развиваются
- Развивает образное восприятие детей, эстетический вкус, фантазию, умение стилизовать изображение.
- Помогает учащимся усвоить ритм пятен, соотношение силуэтов, расположение их в композиции.
- Учит детей комбинировать материалы разной фактуры.
- Хорошо развивает моторику и тактильную чувствительность у детей.
- Учащиеся приобретают навыки усидчивости, трудолюбия, аккуратности, эстетического отношения к работе.
Эстетическое развитие на занятиях изобразительной деятельности в учреждениях дополнительного образования необходимо для самореализации учащихся. Познавая новое, дети развиваются, становятся лучше, осмысливают окружающий мир с позиции красоты, добра, гармонии. А мы, педагоги, им в этом поможем.
ЛИТЕРАТУРА
- http://ru.wikipedia.org/
- http://festival.1september.ru/articles/521777/
- Дополнительное образование детей: учеб. Пособие под ред О.Е.Лебедева – М., «Владос» 2003г.
- Закон РК «Об образовании»
- Национальный план действий на 2012 -2016г по развитию функциональной грамотности школьников.
- Положение о деятельности внешкольных организаций от 22.06.2001г.
- Таюпова Э.К. доклад «Особенности развития современной системы ДО в Казахстане».