Источник: https://portalrasvitie.ru/5668/5726/6793/

Аникина Зинаида Николаевна, учитель начальных классов, МБОУ "Уваровщинская сош", Кирсановский район, Тамбовская область

«Путешествие по планете Прилагательное»

Предмет: русский язык

Тема:  родительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода

Класс: 4

УМК: «Школа России»

Автор курса:  Рамзаева Т.Г.

Цель:  формирование предметных умений и навыков

Задачи:

- изучить окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже;

- стимулировать активную познавательную деятельность учащихся;

- развивать орфографическую зоркость;

- воспитывать доброжелательность, ответственность, аккуратность, любовь к родному языку.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, аудиопроигрыватель (по необходимости), модель планеты и корабля, словарное слово на карточке,  индивидуальные карточки для творческой работы.

Авторский медиапродукт: презентация PowerPoint

                  Комментарии по использованию ресурса

Урок построен в форме игры-путешествия, в котором участвует весь класс. Для наглядности я использовала модель планеты: старый глобус  раскрасила гуашью, обозначив вымышленные материки и океаны. Из бумаги сделала конусы и наклеила 6 штук (горы Падежи). Пункт отправления обозначила красной точкой и пунктиром обозначила маршрут. Модель корабля на леске. Хотя урок может быть проведен только с использованием презентации, но глобус дает наглядное представление именно кругосветного путешествия, с возвратом в исходный пункт.

Презентация является не главным объектом, а всего лишь опорой, фоном для деятельности учащихся. Переход  слайдов осуществляется по щелчку. На третьем слайде по щелчку появляется начало пути – пунктир.

Седьмой слайд содержит имена прилагательные без окончаний. Они появляются после ответов учащихся по щелчку мышки. Еще один щелчок откроет окончания – ого, -его в заголовке таблицы. Этот  этап урока содержит в конспекте сведения о родной местности учащихся, по желанию можно изменить данные (в презентации этого  не требуется).

На этапе закрепления материала я использовала игру «Подбери пару», основу которой однажды увидела в журнале «Начальная школа»  довольно давно. К сожалению, ни автора, ни номера журнала назвать не могу. Если кто-то располагает этими данными, очень прошу помочь.

Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, в парах постоянного состава, групповая.

  Ход урока.

I  Оргмомент: Здравствуйте, ребята!

Ну-ка, проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

 Каждый хочет получать

Только лишь оценку «пять»?

II   Объявление темы и целей урока. Актуализация знаний.

- Ребята, вы любите путешествовать? Предлагаю вам сегодня  совершить «Путешествие по планете Прилагательное».(Слайд №1) Что интересного вы заметили в названии? ( Все слова на букву П). Правильно. Сегодня эту букву мы будем использовать на уроке чаще других, ведь вы сейчас изучаете имена прилагательные и падежные окончания прилагательных. И тема сегодняшнего урока: «Родительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода». Откройте тетради и запишите дату.

Обратите внимание на эпиграф (слайд №2): «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками»      (И.С.Тургенев).

Как вы поняли это высказывание? Кто такие предшественники? (ответы детей)

III  Каллиграфическая минутка.

В путь мы отправимся из пункта П. (Слайд №3 и показать на глобусе).Начало отметим в тетради строчкой красивых заглавных букв П. (Дети прописывают).

Пункт отправления расположен на Поле Предложений. (Слайд №4).

Одно предложение с этого поля попросилось в ваши тетради. Запишем его красиво: По полю пшеницы полз паучок.

Закройте глаза и представьте себе эту картину. Думаю, ваши образы отличаются друг от друга, не так ли? (Ответы 1-3 учащихся). Разберем это предложение по членам и обозначим, какой частью речи выражен каждый из них (1 ученик работает у доски). Ребята, чего не хватает в этом предложении для красоты речи? (прилагательных). Давайте подберем к каждому существительному подходящее по смыслу прилагательное (устно).

Пример: По бескрайнему золотистому полю спелой пшеницы полз маленький паучок. Хорошо. Стала ли воображаемая картина более полной, понятной?  В этом нам помогли имена прилагательные. Выпишите из нового предложения словосочетания, поставив их в родительный падеж. Те, кто сомневается в написании окончаний имен прилагательных, оставьте пока их ненаписанными.

Наше  путешествие  продолжается  и  мы  приблизились  к подножию   гор   Падежей. (Слайд №5).   Пока   мы   внизу,   надо   перевести   дух, собраться с мыслями.

III Словарная работа

Обратите внимание на слово «путешествие» (Карточка со словом). Откройте словари, запишите это слово, поставьте ударение. Попробуйте догадаться, чем это слово особенно интересно? (В нем 2 корня:  пут и шеств , е  - соединительная гласная).(Слайд №6)

Путешествие - поездка или передвижение пешком по дальним странам, местностям.

Какое может быть путешествие?

(Далекое, длительное, интересное, увлекательное, опасное, морское,

Кругосветное...)

Китайская пословица гласит: « Путешествие в тысячу ли начинается с одного шага» (ли- это китайская мера длины). Как вы понимаете эту пословицу? (Трудно сделать первый шаг перед дальней дорогой, но если уж его сделать, то отступать не надо) А в эпиграфе встречалось однокоренное словок слову «путешествие».  Найдите его. (Предшественниками)

IV   Работа по теме урокаНу, что ж мы с  вами передохнули, собрались с силами и теперь попробуем перейти через горы Падежи. Я    предлагаю    вам    совершить    восхождение    на    гору с названием   Падеж родительный. (Слайд №7). Попробуем?

 Для этого нам нужно посмотреть на таблицу:       как ого ?

 

 

 

 

                              Мы отправились в путь от порога нашего родн... Дома, нашей школы, которая стоит в самом начале красив... Села Большая Уваровщина. Дорога лежит через горы и поля дальн... Края, на берег син... Моря. В прилагательных нет окончаний. Какие окончания просятся в эти слова? Подсказка – в вопросе!

  (Ученик   называет   окончания   ого   и   его).

(По щелчку мыши открываются те же окончания). Вы правильно угадали. В родительном падеже прилагательные мужского и среднего рода имеют окончания -ого,  -егo.(Щелчок)

Давайте откроем учебники на странице 131 и поработаем с упражнением 295 по цепочке. Если мы его выполним, верно, то переход через горную вершину состоится. (Работа с учебником).

Yфизкультминутка (с повторением изученного).

Молодцы, дети. Мы преодолели горный массив и теперь можно отдохнуть. Нас ждет Привал путешественников. (Слайд №8). Отдыхать будем активно. Необходимо встать и выйти из-за парт. У нас 3 ряда. Будем выполнять разминку для туловища и ума.

Вы стоите ко мне лицом. Руки на пояс. Быстро найдите перед собой существительное женского рода в единственном числе. Чей ряд быстрее назовет, тот и будет склонять это существительное. Одновременно делаем наклоны вправо и влево. (Например: И.п доска, Р.п доски., Д.п доске., В.п доску, Т.п. Доской, П.п. О доске. Поворот направо. Задание то же, существительные мужского рода в единственном числе (Например: цветок) Упражнение - приседания на каждый падеж.

Поворот      направо;      существительные      женского     рода      во множественном числе (Например: тетради) Упражнение - руки к плечам, вращения вперед и назад. Поворот направо - существительные среднего рода в единственном числе. (Например - окно)

Упражнение в равновесии стоять на одной ноге. Поворот направо - сесть за парты.

VI Закрепление изученного

Мы попали на Парное побережье.(Слайд №9)  Почему оно так называется? Да просто здесь мы поиграем в парах. И игра называется «Подбери пару». (Слайд №10)

На доске записаны 2 столбика слов; в первом - имена прилагательные, во втором - имена существительные. Необходимо составить логические словосочетания и записать их в тетрадь в родительном падеже. Каждое слово можно использовать только 1 раз

     Приветливый

Приятный

Полотняный

Полосатый

Прекрасный

Путешествие

Портфель

Парикмахер

Полотенце

Почтальон

(Выборочная проверка с мест) (Пример: приветливого почтальона, приятного парикмахера, полотняного портфеля, полосатого полотенца, прекрасного путешествия)

А еще я хочу обратиться к ребятам, которые сомневались  в выборе окончаний словосочетаний на Поле предложений: вы догадались, какие окончания должны там быть? (Проверка с мест)

VII Творческое задание. В порту нас ждет корабль и путешествие из сухопутного превращается в морское. Теперь, чтобы преодолеть пучину моря, надо проявить старание, упорство и фантазию. Мы сейчас попробуем за 5 минут сочинить сказку. Это задание так и называется «Попробуем придумать» (Слайд №11).

Каждому ряду на парту я кладу карточки со словами. Это существительные мужского и среднего рода. Используя все слова, придумать  небольшой текст-сказку. Работаем группами по 4-5 человек.

(Выборочное чтение сказок: 2-3 человека)

VIII Итог урока. Рефлексия  (Пока дети сочиняли сказку, корабль перемещается к исходному пункту) (Слайд № 12)

Ребята, море Понимания очень велико (Слайд №13), в нем можно встретить много неизведанных островов, материков, подводных течений... Сегодня мы узнали лишь один маршрут. Ваш корабль- учебник русского языка. Берегите и любите его.

Я очень рада, что сегодня вы хорошо работали. А что вам особенно запомнилось из нашего путешествия? (Ответы детей). Какие окончания вы будете писать у прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже? (-ого, -его).

 Наш корабль вернулся к исходному пункту, на его борту появились отметки на букву сегодняшнего урока. Какие это отметки? Кто считает, что поработал на уроке на «5», ему было все понятно и интересно? Эту же отметку я поставлю в журнал.

А вы получайте радость от работы, от познания, ведь работа – это счастье. Об этом говорит поэт Валерий Брюсов в стихотворении из упражнения № 296 учебника. Его вы  выполните дома, вставляя пропущенные окончания в имена прилагательные. А можете сделать дополнительное задание (по желанию): сочить небольшую сказку, в которой встречались бы имена прилагательные мужского и среднего рода в родительном падеже.

Спасибо вам за работу. Урок окончен.

Международный образовательный портал "Развитие", 2016 г.
ИИН 650603400138
Казахстан, ВКО, 070001, г.Усть-Каменогорск, ул. 1-я Автогаражная, 36
Тел: +7 (7232) 51-24-18
E-mail: elenasuper28@gmail.ru
Способы оплаты
        
Наверх ". "
". "". "". "". "". "". "". "". "". "". "
"; ?>
Товар добавлен в корзину