НАВИГАЦИЯ
ОПЛАТА KASPI PAY
Подписаться на уведомления! Бесплатная информационная рассылка. Подпишись и будь в курсе всех событий!

 

 
Магазин: Корзина
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
Публикация материалов публикаций, семинаров, конкурсов, мастер-классов
Новостная рассылка!
Мы в соцсетях!
 

You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!

 

Аникина Зинаида Николаевна, учитель начальных классов, МБОУ "Уваровщинская сош", Кирсановский район, Тамбовская область

«Путешествие по планете Прилагательное»

Предмет: русский язык

Тема:  родительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода

Класс: 4

УМК: «Школа России»

Автор курса:  Рамзаева Т.Г.

Цель:  формирование предметных умений и навыков

Задачи:

- изучить окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже;

- стимулировать активную познавательную деятельность учащихся;

- развивать орфографическую зоркость;

- воспитывать доброжелательность, ответственность, аккуратность, любовь к родному языку.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, аудиопроигрыватель (по необходимости), модель планеты и корабля, словарное слово на карточке,  индивидуальные карточки для творческой работы.

Авторский медиапродукт: презентация PowerPoint

                  Комментарии по использованию ресурса

Урок построен в форме игры-путешествия, в котором участвует весь класс. Для наглядности я использовала модель планеты: старый глобус  раскрасила гуашью, обозначив вымышленные материки и океаны. Из бумаги сделала конусы и наклеила 6 штук (горы Падежи). Пункт отправления обозначила красной точкой и пунктиром обозначила маршрут. Модель корабля на леске. Хотя урок может быть проведен только с использованием презентации, но глобус дает наглядное представление именно кругосветного путешествия, с возвратом в исходный пункт.

Презентация является не главным объектом, а всего лишь опорой, фоном для деятельности учащихся. Переход  слайдов осуществляется по щелчку. На третьем слайде по щелчку появляется начало пути – пунктир.

Седьмой слайд содержит имена прилагательные без окончаний. Они появляются после ответов учащихся по щелчку мышки. Еще один щелчок откроет окончания – ого, -его в заголовке таблицы. Этот  этап урока содержит в конспекте сведения о родной местности учащихся, по желанию можно изменить данные (в презентации этого  не требуется).

На этапе закрепления материала я использовала игру «Подбери пару», основу которой однажды увидела в журнале «Начальная школа»  довольно давно. К сожалению, ни автора, ни номера журнала назвать не могу. Если кто-то располагает этими данными, очень прошу помочь.

Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, в парах постоянного состава, групповая.

  Ход урока.

I  Оргмомент: Здравствуйте, ребята!

Ну-ка, проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

 Каждый хочет получать

Только лишь оценку «пять»?

II   Объявление темы и целей урока. Актуализация знаний.

- Ребята, вы любите путешествовать? Предлагаю вам сегодня  совершить «Путешествие по планете Прилагательное».(Слайд №1) Что интересного вы заметили в названии? ( Все слова на букву П). Правильно. Сегодня эту букву мы будем использовать на уроке чаще других, ведь вы сейчас изучаете имена прилагательные и падежные окончания прилагательных. И тема сегодняшнего урока: «Родительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода». Откройте тетради и запишите дату.

Обратите внимание на эпиграф (слайд №2): «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками»      (И.С.Тургенев).

Как вы поняли это высказывание? Кто такие предшественники? (ответы детей)

III  Каллиграфическая минутка.

В путь мы отправимся из пункта П. (Слайд №3 и показать на глобусе).Начало отметим в тетради строчкой красивых заглавных букв П. (Дети прописывают).

Пункт отправления расположен на Поле Предложений. (Слайд №4).

Одно предложение с этого поля попросилось в ваши тетради. Запишем его красиво: По полю пшеницы полз паучок.

Закройте глаза и представьте себе эту картину. Думаю, ваши образы отличаются друг от друга, не так ли? (Ответы 1-3 учащихся). Разберем это предложение по членам и обозначим, какой частью речи выражен каждый из них (1 ученик работает у доски). Ребята, чего не хватает в этом предложении для красоты речи? (прилагательных). Давайте подберем к каждому существительному подходящее по смыслу прилагательное (устно).

Пример: По бескрайнему золотистому полю спелой пшеницы полз маленький паучок. Хорошо. Стала ли воображаемая картина более полной, понятной?  В этом нам помогли имена прилагательные. Выпишите из нового предложения словосочетания, поставив их в родительный падеж. Те, кто сомневается в написании окончаний имен прилагательных, оставьте пока их ненаписанными.

Наше  путешествие  продолжается  и  мы  приблизились  к подножию   гор   Падежей. (Слайд №5).   Пока   мы   внизу,   надо   перевести   дух, собраться с мыслями.

III Словарная работа

Обратите внимание на слово «путешествие» (Карточка со словом). Откройте словари, запишите это слово, поставьте ударение. Попробуйте догадаться, чем это слово особенно интересно? (В нем 2 корня:  пут и шеств , е  - соединительная гласная).(Слайд №6)

Путешествие - поездка или передвижение пешком по дальним странам, местностям.

Какое может быть путешествие?

(Далекое, длительное, интересное, увлекательное, опасное, морское,

Кругосветное...)

Китайская пословица гласит: « Путешествие в тысячу ли начинается с одного шага» (ли- это китайская мера длины). Как вы понимаете эту пословицу? (Трудно сделать первый шаг перед дальней дорогой, но если уж его сделать, то отступать не надо) А в эпиграфе встречалось однокоренное словок слову «путешествие».  Найдите его. (Предшественниками)

IV   Работа по теме урокаНу, что ж мы с  вами передохнули, собрались с силами и теперь попробуем перейти через горы Падежи. Я    предлагаю    вам    совершить    восхождение    на    гору с названием   Падеж родительный. (Слайд №7). Попробуем?

 Для этого нам нужно посмотреть на таблицу:       как ого ?

 

 

 

 

                              Мы отправились в путь от порога нашего родн... Дома, нашей школы, которая стоит в самом начале красив... Села Большая Уваровщина. Дорога лежит через горы и поля дальн... Края, на берег син... Моря. В прилагательных нет окончаний. Какие окончания просятся в эти слова? Подсказка – в вопросе!

  (Ученик   называет   окончания   ого   и   его).

(По щелчку мыши открываются те же окончания). Вы правильно угадали. В родительном падеже прилагательные мужского и среднего рода имеют окончания -ого,  -егo.(Щелчок)

Давайте откроем учебники на странице 131 и поработаем с упражнением 295 по цепочке. Если мы его выполним, верно, то переход через горную вершину состоится. (Работа с учебником).

Yфизкультминутка (с повторением изученного).

Молодцы, дети. Мы преодолели горный массив и теперь можно отдохнуть. Нас ждет Привал путешественников. (Слайд №8). Отдыхать будем активно. Необходимо встать и выйти из-за парт. У нас 3 ряда. Будем выполнять разминку для туловища и ума.

Вы стоите ко мне лицом. Руки на пояс. Быстро найдите перед собой существительное женского рода в единственном числе. Чей ряд быстрее назовет, тот и будет склонять это существительное. Одновременно делаем наклоны вправо и влево. (Например: И.п доска, Р.п доски., Д.п доске., В.п доску, Т.п. Доской, П.п. О доске. Поворот направо. Задание то же, существительные мужского рода в единственном числе (Например: цветок) Упражнение - приседания на каждый падеж.

Поворот      направо;      существительные      женского     рода      во множественном числе (Например: тетради) Упражнение - руки к плечам, вращения вперед и назад. Поворот направо - существительные среднего рода в единственном числе. (Например - окно)

Упражнение в равновесии стоять на одной ноге. Поворот направо - сесть за парты.

VI Закрепление изученного

Мы попали на Парное побережье.(Слайд №9)  Почему оно так называется? Да просто здесь мы поиграем в парах. И игра называется «Подбери пару». (Слайд №10)

На доске записаны 2 столбика слов; в первом - имена прилагательные, во втором - имена существительные. Необходимо составить логические словосочетания и записать их в тетрадь в родительном падеже. Каждое слово можно использовать только 1 раз

     Приветливый

Приятный

Полотняный

Полосатый

Прекрасный

Путешествие

Портфель

Парикмахер

Полотенце

Почтальон

(Выборочная проверка с мест) (Пример: приветливого почтальона, приятного парикмахера, полотняного портфеля, полосатого полотенца, прекрасного путешествия)

А еще я хочу обратиться к ребятам, которые сомневались  в выборе окончаний словосочетаний на Поле предложений: вы догадались, какие окончания должны там быть? (Проверка с мест)

VII Творческое задание. В порту нас ждет корабль и путешествие из сухопутного превращается в морское. Теперь, чтобы преодолеть пучину моря, надо проявить старание, упорство и фантазию. Мы сейчас попробуем за 5 минут сочинить сказку. Это задание так и называется «Попробуем придумать» (Слайд №11).

Каждому ряду на парту я кладу карточки со словами. Это существительные мужского и среднего рода. Используя все слова, придумать  небольшой текст-сказку. Работаем группами по 4-5 человек.

(Выборочное чтение сказок: 2-3 человека)

VIII Итог урока. Рефлексия  (Пока дети сочиняли сказку, корабль перемещается к исходному пункту) (Слайд № 12)

Ребята, море Понимания очень велико (Слайд №13), в нем можно встретить много неизведанных островов, материков, подводных течений... Сегодня мы узнали лишь один маршрут. Ваш корабль- учебник русского языка. Берегите и любите его.

Я очень рада, что сегодня вы хорошо работали. А что вам особенно запомнилось из нашего путешествия? (Ответы детей). Какие окончания вы будете писать у прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже? (-ого, -его).

 Наш корабль вернулся к исходному пункту, на его борту появились отметки на букву сегодняшнего урока. Какие это отметки? Кто считает, что поработал на уроке на «5», ему было все понятно и интересно? Эту же отметку я поставлю в журнал.

А вы получайте радость от работы, от познания, ведь работа – это счастье. Об этом говорит поэт Валерий Брюсов в стихотворении из упражнения № 296 учебника. Его вы  выполните дома, вставляя пропущенные окончания в имена прилагательные. А можете сделать дополнительное задание (по желанию): сочить небольшую сказку, в которой встречались бы имена прилагательные мужского и среднего рода в родительном падеже.

Спасибо вам за работу. Урок окончен.

Наверх ". "
". "". "". "". "". "". "". "". "". "". "
"; ?>
Товар добавлен в корзину