ДОКУМЕНТЫ О РЕГИСТРАЦИИ
Приглашаем на "II Республиканскую предметную олимпиаду" учеников и учителей
Оставьте Ваши данные, чтобы всегда быть в курсе выгодных предложений!

 

 
Магазин: Корзина
КАТАЛОГ МЕРОПРИЯТИЙ:
КОНКУРСЫ ПЕДАГОГАМ
КОНКУРСЫ ШКОЛЬНИКАМ, СТУДЕНТАМ
КОНКУРСЫ ДОШКОЛЬНИКАМ
Новостная рассылка!
Online-консультант
Анна Анатольевна Пыхтина
Мы в соцсетях!
 
Вернисаж талантов
Мы со спортом дружим
Новый горизонт
Публикации
Педагогика творчества
Лучшая вариативная учебная программа
"Вдохновение"
"Оч.Умелые руки"
Мой любимый питомец
"Пластилиновое чудо"
Формативное оценивание: от теории к практике
Талант-шоу
Музыкальная сова
Конференция "Инновационные технологии в образовании и науке"
Конференция "Инклюзивное образование: теория и практика"

You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!

 
ОЗОРНОЕ ЛЕТО
Международный конкурс "Ношу на голове поля, но это вовсе не земля"
Международный конкурс "У цветов не бывает будней, они всегда одеты празднично"
Международный конкурс для дошкольников "Чей домик?"
Международный конкурс для педагогов "Талант педагога"

Завацкая Юлия Юрьевна, учитель информатики, МОУ "Средняя школа №11", Республика Карелия, город Петрозаводск

 

 

 

Сороколетова Ольга Владимировна, учитель химии и биологии, МОУ "Средняя школа №11", Республика Карелия, город Петрозаводск

 

 

Дидактическая разработка «Периодическая система химических элементов и организм человека»

"Периодическая система"

Пояснительная записка

Пояснительная записка

 В организме человека обнаружено более 80 химических элементов из 94 встречающихся в природе. Без этой «таблицы Менделеева» мы не сможем жить, мы будем себя плохо чувствовать и даже болеть, если каких–то элементов будет не хватать. Впрочем, также плохо нам будет, если элементы окажутся в избытке [1]

Авторы школьных курсов «Биология» и «Химия» неоднократно обращаются к теме «Химические элементы в живом организме». Так родилась идея создания интерактивной Периодической системы (ПСХЭ), отражающей роль элементов не просто в живой природе, а именно в организме человека.

Данная дидактическая разработка будет полезна для ознакомления, обобщения и систематизации знаний обучающихся по названной теме.

Варианты интерактивных ПСХЭ можно найти в сети Интернет (например, http://gazpromschool.ru/old/students/projects/mineral_vesh/html/klassifikaciya.htm).

Однако данная разработка имеет ряд преимуществ:

  1. мобильность (нет необходимости в выходе в Интернет);
  2. уникальность разноуровневых заданий (созданы специально для данной ПСХЭ).

Задания повышенного уровня обозначены знаком *, а высокого – знаком **.

Каждая ячейка интерактивной ПСХЭ содержит следующую информацию:

  1. массовая доля элемента в организме человека (в скобках приводится примерная масса элемента в организме человека массой 70 кг),
  2. биологическая роль элемента в организме человека,
  3. суточная потребность,
  4. пищевые источники.

Данная ПСХЭ может быть использована для достижения обучающимися следующих результатов:

  • предметных: классифицировать изученные объекты (химические элементы), делать выводы и умозаключения при проведении анализа информации, структурировать химическую и биологическую информацию из других источников;
  • метапредметных: использование различных источников для получения химической и биологической информации, умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
  • личностные: умение управлять совей познавательной деятельностью, сформированность познавательных мотивов, направленных на изучение живой природы.

 Продукт создан с помощью языка программирования «Borland Delphi 7.0».

В поиске необходимой информации и апробации данной разработки приняли участие обучающиеся 9-10 классов МОУ «Средняя школа №11» г. Петрозаводск

Задания

  1. Сколько химических элементов обнаружено в организме человека?
  2. Прочитайте текст: «Ученые договорились, что если массовая доля элемента в организме превышает 10-2%, то его следует считать макроэлементом. Доля микроэлементов в организме составляет 10-3-10-5%. Если содержание элемента ниже 10-5%, его считают ультрамикроэлементом.»

Найдите в ПСХЭ и выпишите 3 макроэлемента, 2 микроэлемента и 1 ультрамикроэлемент.

  1. К какой группе (макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы) относятся следующие элементы: алюминий, ванадий, мышьяк? Как вы это определили?
  2. Внесите недостающую информацию в таблицу:

Номер химического элемента

Название химического элемента

Относительная атомная масса химического элемента

Массовая доля химического элемента в организме человека

7

 

 

 

 

Натрий

 

 

 

 

31

 

 

 

 

10%

 

  1. Почему некоторые открывающиеся ячейки в ПСХЭ не содержат информации?
  2. Почему H, O, Ca, N, K, P, Na, S, Mg, Cl, C, I, Mn, Cu, Co, Fe, Zn, Mo, V относят к жизненно необходимым элементам?
  3. По какому признаку можно объединить в группу следующие элементы:

А) франций, полоний, астат;

Б) медь, цинк, стронций;

В) неон, аргон, радий.

  1. Рассчитайте, какая масса серы содержится в Вашем организме.
  2. Найдите ошибку в информации о водороде.
  3. *Сравните информацию о любом химическом элементе из данной ПСХЭ с информацией из других источников. Есть ли расхождения? Как вы думаете, почему?
  4. *Предложите свою классификацию химических элементов. Какой критерий вы положите в основу классификации?
  5. *В 100 г молока (3%-ой жирности) содержится 100 мг кальция. Составьте задачу, используя данную информацию, и решите её.
  6. *Составьте собственную задачу, используя информацию о любом химическом элементе.
  7. *Выберите темы школьного курса Биологии и Химии, на которых можно использовать данную ПСХЭ.
  8. **Проанализируйте пищевые источники элементов, дефицитных на территории Карелии (Приложение 1). Составьте недельный рацион продуктов, позволяющих компенсировать недостаток этих элементов.

Приложение 1

Рекомендации по профилактике дефицита в пищевом рационе

некоторых химических элементов жителей Карелии

(по данным методических рекомендаций МР 02-04/03.2/1.5-09 РК)

Химические элементы

Последствия дефицита

Рекомендации

Ca

Задержка роста и развития костной и зубной ткани, нарушение свёртываемости крови, повышение нервной возбудимости, усталость, нарушение в работе мышц

  • Ежедневно включать в рацион молоко и молочнокислые продукты, систематически употреблять творог, морепродукты, зелень.
  • Ограничить сыр до 15-20г в сутки из-за избытка соли, холестерина, жира.
  • Не сочетать блюда – источники кальция с бобовыми, мясом, рыбой, шоколадом, какао, щавелем, свеклой, чаем, кофе, отрубями

I

Проблемы в построении гормонов щитовидной железы, влияющих на все виды обмена веществ, на физическое и психическое здоровье. Страдают рост, интеллект, возникает зоб

  • Использовать йодобогащённые продукты, морепродукты, морскую рыбу.
  • Йодированную соль хранить в светонепроницаемой таре с плотно закрывающейся крышкой и добавлять к блюду непосредственно перед едой.
  • Дефицит в рационе белка, витаминов С, А, меди и других микроэлементов препятствует всасыванию йода из продуктов.
  • Избыточное потребление капусты, укропа, редиса, моркови могут частично блокировать поступление йода в щитовидную железу.
  • Избыток йода опасен для здоровья.
  • Существуют противопоказания (нужна консультация эндокринолога)

Se

Понижение иммунного статуса, повышается риск новообразований и заболеваний сердца, суставов, нарушение функции печени, щитовидной и поджелудочной железы, ухудшение состояния зубной эмали и ногтей

  • Использовать морепродукты, корюшку, фисташки, обогащённые селеном продукты

Fe

Снижение иммунитета, способности к обучению и принятию решений, нарушение структуры кожи, волос, ногтей. Понижается биодоступность цинка, меди, витаминов С, А, группы В. Повышает абсорбцию свинца

  • Наибольшее количество железа усваивается организмом из мяса животных
  • Нужно готовить овощные гарниры к мясным блюдам или сочетать их с квашеной капустой, зеленью, лимонным соком
  • Не сочетать блюда – источники железа с молоком, сыром, белком яиц, чаем, кофе, какао, черноплодной рябиной, черникой, хурмой, ревенем, щавелем, свёклой (ухудшается всасывание железа)

Zn

Задержка роста, развитие воспалительных процессов на коже, нарушение поведения (от раздражительности до депрессии), медленно заживают раны

  • Хорошо усваивается из мяса, печени, яиц
  • В овощах, фруктах практически нет. Поэтому вегетарианские диеты и голодание опасны для детей и подростков

 

Возможные ответы

  1. В организме человека обнаружено более 80 химических элементов
  2. Макроэлементы: натрий (0,08%), кальций (2%), магний (0,02%);

Микроэлементы: литий (10-4%), стронций (10-4%);

Ультрамикроэлемент: селен (10-6%).

  1. Алюминий и мышьяк – микроэлементы (10-5%), ванадий – ультрамикроэлемент (10-6%).  
  2. Внесите недостающую информацию в таблицу:

Номер химического элемента

Название химического элемента

Относительная атомная масса химического элемента

Массовая доля химического элемента в организме человека

7

Азот

14

1%

11

Натрий

23

0,08%

15

Фосфор

31

1%

1

Водород

1

10%

 

  1. Данные химические элементы содержатся в организме человека в микроскопическом количестве. Их биологическая роль незначительна или ещё не выявлена.
  2. Данные химические элементы играют большую биологическую роль в организме человека.
  3. Группы элементов:

А) франций, полоний, астат – не содержатся в организме человека

Б) медь, цинк, стронций – микроэлементы и (или) один из источников этих элементов – бобовые растения)

В) неон, аргон, радий - биологическая роль этих элементов незначительна или ещё не выявлена

  1. Допустим, масса человека 65 кг. Массовая доля серы в организме человека 0,16%. Тогда 0,0016 = m (S) / 65
  2. (S) = 0,104 кг
  3. Примерная масса водорода в организме человека массой 70 кг равна 7 кг.
  4.  В информации разных источников есть расхождения. Например, по данным о суточной потребности элемента. Это может быть связано с тем, что уровень потребности организма в элементе зависит от возраста человека и особенностей самого организма.
  5.  Свой вариант
  6.  В 100 г молока (3%-ой жирности) содержится 100 мг кальция. Сколько грамм кальция примерно получит человек, выпив стакан такого молока?
  7.  

Если стакан содержит 250 г молока, то в такой массе содержится 250 мг кальция или 0,250 г.

  1.  Своя задача
  2.  Биология

5, 6, 9, 10 классы: «Химический состав клетки»

              Химия

9 класс: «Роль химических элементов в жизни человека»

  1.  Данное задание может стать темой исследовательской работы обучающихся.

 

Источники информации

  1. Химические элементы в организме человека: Справочные материалы / Под ред.Л.В. Морозовой. - Архангельск.: Издательский центр ПГУ, 2001.
  2. http://www.alhimik.ru/kunst/man's_elem.html - понятие о группах химических элементов
  3. http://gazpromschool.ru/old/students/projects/mineral_vesh/html/klassifikaciya.htm - химические элементы в организме человека
  4. http://www.smed.ru/guides/184/ - биологическая роль химических элементов и минеральных веществ
  5. http://zdips.ru/zdorovoe-pitanie/mineraly/1622-bor-v-organizme-cheloveka.html - химические элементы в организме человека
  6. http://youcure.me/ru/blogs/makro-i-mikroelementy-v-chelovecheskom-organizme-173/rol-i-funktsii-makro-i-mikroelementov-4807 - роль макро и микроэлементов в человеческом организме

 

Участники конкурсов:
Приглашаем на "Первую Республиканскую предметную олимпиаду" учеников и учителей
ОБУЧАЮЩИЕ ПРОГРАММЫ
Конференции
Фестивали
Олимпиады
Публикации
Рецензии

Подать заявку

Электронный или печатный вариант

Курсы повышения квалификации (дистанционные)

 "Внесение изменений в методику преподавания инструктора физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении в условиях реализации ФГОС"

Внесение изменений в методику использования ИКТ в современном дошкольном образовании в условиях ФГОС

"Развитие математической грамотности учащихся в условиях обновления содержания образования"

 Курсы повышения квалификации по предметам начальных классов в рамках обновления содержания образования РК

"Курсы повышения квалификации педагогических кадров "Развитие профессиональной компетентности музыкального руководителя в условиях обновления содержания дошкольного воспитания и обучения"

"Методика проектирования современного урока русского языка и литературы в условиях поликультурного и полиязычного образования" для учителей русского языка и литературы

"Формирование мировоззрения подрастающего поколения посредством музыки в условиях обновления содержания образования" для учителей музыки

Курсы профпереподготовки
Электронные курсы
СБОРНИКИ
Дистанционные Мастер-классы
ПУБЛИКАЦИИ
ПУБЛИКАЦИИ
Закажи публикацию на любую тему и получи СЕРТИФИКАТ
ДИСТАНЦИОННЫЕ МАСТЕР-КЛАССЫ
«Мой коллега – яркий пример компетентного педагога 21 века»
Изменим мир к лучшему!
Улыбнись всему миру
"Моя будущая профессия"
МЫ ЦЕНИМ - МЫ ДОРОЖИМ
"ТАЛАНТ ШОУ"
"Открытый урок"
Методическая система эффективного учителя
Золотые руки
Лучший медиаурок
Конференция Обновлённая программа образования: теория и практика
II конференция Новые подходы в преподавании и обучении в условиях обновления образования
"Инновационные методики и технологии в обучении"
Международная научно-практическая интернет конференция "АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ"
"Грани науки"
"Мастерская педагога"
"Лучшая презентация к уроку"
НПК "Новые подходы в обучении"
Золотое перо
Новые идеи
"Сто талантов"
ПУБЛИКАЦИИ
Наверх
Товар добавлен в корзину