НАВИГАЦИЯ
ОПЛАТА KASPI PAY
Подписаться на уведомления! Бесплатная информационная рассылка. Подпишись и будь в курсе всех событий!

 

 
Магазин: Корзина
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
Публикация материалов публикаций, семинаров, конкурсов, мастер-классов
Новостная рассылка!
Мы в соцсетях!
 

You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!

 

Десятова Юлия Викторовна, учитель музыки, высшая квалификационная категория, МБОУ «СОШ № 7» города Нефтеюганска, Ханты-Мансийского автономного округа- Югры, Тюменской области.

Аннотация

Проект «Наш край- Россия» направлен на создание поликультурного образовательного пространства в многонациональной школе. Знакомит с формами, механизмами работы с детьми разных национальностей средствами музыкальной деятельности.

Проект «Наш край – Россия» как средство межкультурного воспитания учащихся

Десятова Ю.В.

(г. Нефтеюганск, ХМАО -Югра, Россия,

МБОУ «СОШ № 7»,  desyatova_yuliya@bk.ru )

Проект "Наш край - Россия" Десятова Ю.В.

Задача воспитания гражданина актуальна для всего мира, важна и злободневна она и для России. Социально-экономические и политические условия современного общества формируют запрос на личность свободную, инициативную, с активной гражданской позицией.

В.В.Путин подчеркивает, что «взаимодействие разных культур является многовековой традицией нашей общественной и государственной жизни, а национальное многообразие народов России подлинным богатством страны. И потому мы полностью поддерживаем деятельность, направленную на утверждение культуры мира и толерантности как необходимых условий диалога цивилизаций».

На педагога возлагается большая надежда в культивировании толерантных идей в школах, среди воспитанников и их родителей.

Б.Э. Риэрдон считает  «Тремя сверхважными целями образования являются: 1) научить жить в многоликом мире; 2) научить конструктивно разрешать конфликты; 3) воспитать ответственность» (5, 75-77).

Этого можно достичь, применяя полиэтническое образование, в котором выделено пять моделей: межпредметная (включает национально-региональный компонент в содержание образования путем равномерного распределения соответствующего материала по всем учебным предметам); модульная (реализуется посредством включения в учебные дисциплины гуманитарного цикла специальных тем (модулей), отражающих этнокультурное своеобразие народов); монопредметная (предполагает углубленное изучение детьми этнической культуры, языка, истории, географии, фольклора и др. как своего, так и других народов на специально выделенных для этой цели учебных предметах); комплексная (реализуется в виде интегрированных курсов, в которых аспекты национальных культур представлены в единстве и взаимосвязи); дополняющая (осуществляется в ходе внеурочныхвнеклассных, внешкольных мероприятий) (2, с. 58-69).

Формами формирования этнической толерантности являются индивидуально-парные взаимодействия и коллективные взаимоотношения. Эти взаимодействия и отношения могут быть специально организованными (знания и опыт, приобретаемый школьником в ходе участия в лекциях, семинарах, дискуссиях, конференциях, различных объединениях, совместных мероприятиях и т.д.), стихийными или частично организованными (знания и опыт, обретаемый ребенком в семейных отношениях, в отношениях со сверстниками и взрослыми, в отношениях с другими социальными институтами, в игровой и трудовой деятельности, а также из средств массовой информации и др.). Образовательные организации призваны воздействовать на молодое поколение социальной среды, сообщать ему научные, достоверные знания, направленные на формирование позитивного отношения к своему и другим народам, их истории, культурам.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 7» города Нефтеюганска особенное. Исключительность данного учреждения заключается в том, что в силу места расположения школы в ней обучается от 66% до 87% (каждую четверть количество кардинально изменяется в связи с миграционными процессами) детей, прибывших из бывших республик Закавказья и Средней Азии.  Этническая неоднородность контингента учащихся накладывает отпечаток и на взаимоотношения детей и подростков как с педагогами, так и между собой. Дети при поступлении в школу не владеют русским языком, так как в семьях разговаривают на родном языке (данный факт усложняет обучение). Первым шагом, предпринятым администрацией школы, стала Программа «Школа № 7 - территория толерантности», направленная на выстраивание общей атмосферы взаимного интереса, помощи, толерантности. В Учебный план в рамках компонента образовательной организации введен курс «Культура межличностных взаимодействий», проводятся классные часа, беседы по толерантности, 2 раза в год измеряется индекс толерантности. Изменилось и содержание самих уроков. Для педагогических работников стало важным простроить бесконфликтное пространство в образовательной организации, научить детей разных национальностей понимать культуру и традиции страны, в которую они приехали.

Школа с 2012 по 2015 год являлась региональной инновационной площадкой по реализации проекта «Адаптация и социализация детей мигрантов в социальное и культурное пространство ХМАО -Югры». В 2016 году на её базе организован муниципальный центр культурно-языковой адаптации детей - мигрантов.

Как правило,  дети мигрантов слабо владеют русским языком, не знакомы с культурой русского народа, поэтому в школе реализуются программы по обучению детей мигрантов русскому языку. А с культурой русского народа дети знакомятся  на занятиях дополнительного образования, где учатся петь русские песни, танцевать русские танцы, знакомятся с русским фольклором, историей русского сценического костюма.  Параллельно идет развитие творческих способностей, личностных качеств  и воспитание толерантности, развитие межкультурной коммуникации.

Уроки музыки – одна из самых благодатных почв для развития такого пространства. На занятиях можно не только разучивать песню, но и, изменяя репертуар, воспитывать учащихся, расширять знания о русской культуре. Кроме того, опосредованно ведется работа по развитию знания русского языка: изучаются новые слова, объясняется их значение, отрабатывается правильное произношение.

Реализация проекта «Наш край – Россия» сыграла существенную роль в воспитании патриотизма учащихся.  Участники проекта  учащиеся 1-11 классов  муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 7» города Нефтеюганска, их родители, учителя, центр национальных культур. 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок № 1.  Реализация проекта «Наш край- Россия»

На уроках музыки  отбирается музыкальный репертуар, связанный с тематикой города, округа, России, песни военных лет. 

Основные задачи:

- дать знания о культуре и традициях  русского народа и других народов России;

- научить  русскому языку (проговаривание непонятных слов, расширение понятийного аппарата);

Перед разучиванием песни ведется беседа с учащимися с целью создать соответствующий эмоциональный настрой, активизировать воображение  учащихся (беседа об истории создания произведения, с какими событиями связано   и т.д.). 

После показа произведения на музыкальном инструменте или прослушивания  аудиозаписи, обсуждаем с ребятами услышанное: содержание песни, анализируем характер произведения. Хором медленно и выразительно  читаем текст песни. Непонятные слова  из текста песни проговариваем, обсуждаем их значение. 

   Текст прочитывается несколько раз, чтобы лучше обдумать содержание, подробно останавливаемся на эпохе создания произведения, его авторе.

 Перед любым разучиванием песни обязательно выполняются упражнения на развитие дикции, дыхания, звукообразования, артикуляции гласных, что способствует развитию речи.

В работе над постановкой голоса, наряду с традиционной методикой, используются новые педагогические технологии обучения и воспитания, что позволяет повысить эффективность и качество обучения, способствует созданию на занятиях творческому развитию мышления, активизирует самостоятельную деятельность учащихся: это информационно- коммуникационные технологии, игровые технологии, личностно-ориентированное обучение, исследовательские технологии.

Многие молодые учителя думают, что проявление творческих способностей на уроках музыки  присуще только очень немногим детям. Но, во-первых, следует отличать творческую деятельность от учебно-творческой – именно такова и рассматривается прежде всего в общем музыкальном образовании – творческая по отношению к данному учащемуся. Если именно так смотреть на данную проблему, то возможности творческого музыкального развития детей неизмеримо расширяются: ребёнок открывает для себя новое в самых разных проявлениях, в то время как для других детей они новыми могут и не являться. Во-вторых, задача учителя состоит в том, чтобы у каждого ученика найти какие-то творческие проявления хотя бы в одном из разнообразных видов деятельности. А затем пытаться перенести эту способность в другую плоскость, в другой вид музыкальных занятий (1, 207-211).

По результатам опроса 70% детей отмечают, что занятия помогли им правильно произносить русские слова, в 2,5 раза увеличился запас слов, которые ребята используют постоянно, 48% детей отмечают, что познакомились с историческими событиями России, о которых раньше не знали

Искусство хорового пения – наиболее древний вид музыкального творчества. В нем сконцентрированы исторически важные, сложившиеся в многовековом развитии принципы и традиции. Хоровое искусство постоянно находилось на стыках многих различных культурных течений, служило самым разным целям, использовалось и в культовом, и в светском значении: хоровое пение всегда было естественной потребностью народа.

Музыкальное искусство, отражая жизнь, утверждает моральную красоту человека, ценность дружбы, верности долгу, раскрывает богатство душевного мира.

Главной задачей массового музыкального воспитания считают не столько обучение музыке, сколько воздействие через музыку на духовный мир учащихся, прежде всего на их нравственность.

Хоровое пение занимает важное место и принадлежит к основным видам музыкального исполнительства. Занятия хоровым пением вносит свой специфический вклад в дело нравственно-эстетического воспитания подрастающего поколения. Оно является одним из средств разностороннего развития учащихся: музыкально-творческого и личностного. Этот вид музыкальной деятельности имеет ряд особенностей, благоприятствующих массовому охвату детей. Эти особенности состоят в качестве музыкального инструмента – голосового аппарата – орган речи и пения, а также в коллективной природе хорового пения.

Хоровое пение также является средством развития языковой коммуникации у учащихся нашей школы. Важно массовое привлечение детей мигрантов к пению. С 2003 года в нашей школе организованы три хора: хор мальчиков -старшеклассников, хор девочек –старшеклассниц, хор обучающихся начальных классов.

С 2010 года в школе сложилась традиция организации сводного хора родителей (законных представителей),учащихся всех возрастов и учителей. Сегодня хор составляет 135 человек (24 % от всех учащихся).

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок №2. Сводный хор педагогов, родителей и учащихся МБОУ «СОШ №7

На занятиях хорового пения   мы продолжаем  знакомство с историей города, округа, России через песню. Репертуар хорового коллектива:

1. «Моя Югра» муз. В. Пшеничникова.

2. «Родина наша» сл. и муз. Е. Петропавловского.

3. «Колокольные звоны России».  

4. «Наш край – Россия».

5. «Солдат» сл. и муз. Н. Расторгуева.

6.«Не будите журавли вдов России» сл. Г. Пономаренко, муз. Т. Голуб.

7. «Песня мира».

8. «Давайте дружить».

Перед разучиванием песни на занятиях мы используем различные распевки, упражнения (методика К.П. Виноградова, Д.Огородного, В. Емельянова), которые помогают выработать правильную дикцию, артикуляцию гласных, звукообразование.

Занятия проводятся по группам. Перед выступлением назначаются сводные репетиции. Наш хор в полном и неполном составе участвует в школьных и городских мероприятиях и ежегодно становится победителем следующих  конкурсов муниципального и регионального уровня:«Люблю тебя, мой край родной», «Песня в солдатской  шинели», «Дмитриевская суббота», «Песня, опаленная войной», «Лейся, песня, над Югрой». Дважды выиграли Гран-при городского конкурса хоровых коллективов «Лейся, песня, над Югрою», в номинации «Сводный хор».

В наше время с особой остротой стоит задача формирования духовного мира человека третьего тысячелетия, возрождения и развития культурных традиций России. Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайна, не секрет, что помимо экономических трудностей, Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали младшее и старшее поколения, поэтому очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения.  Фольклор - источник знаний о действительности, о человеке и это средство формирования важнейших народных понятий о добре и зле, средство познания мира своего народа и других народов России, средство формирования национального мировоззрения.

Эти задачи решает  вокально-хореографического ансамбль, где занимаются обучающиеся  разных национальностей. Ребята  не только разучивают и исполняют народные песни, но и передают художественный образ в танце.    

 

 

 

 

 

 

Рисунок №3. Выступление вокально-хореографического ансамбля  «Юность»

Целью данного направления стало формирование устойчивого интереса к традициям  своего народа и других народов  России через песню и танец.

Репертуар вокально-хореографического ансамбля «Веночек» состоит из песен и танцев разных народов, живущих на территории РФ:

1) украинская народная песня «Черноморец идэ»;

2) русская народная песня «Уж ты, порушка – пораня»;

3) украинская народная песня «Пидманула»;

4) украинская народная песня «Казака дивчина полюбила»;

5) русская народная песня «Петушок»;

6) еврейская народная песня «Хава Нагила»;

7) русская народная песня «Выйду на улицу»;

8) русские частушки;

9) азербайджанская народная песня «Цып-цып, мои цыплята».

На мероприятия приглашались родители, дедушки и бабушки, которые с удовольствием исполняли народные песни  и танцы.

Наш ансамбль неоднократно являлся победителем городских и региональных конкурсов и фестивалей «Родные напевы», «Гостеприимный Кавказ», «Фестиваль национальных культур», «Дмитриевская суббота».

Мы достигли таких результатов:

1. Формирование толерантности средствами музыкального искусства приведет  к образованию «моральных правил», которые усваиваются обучающимися и укрепляются в психологической культуре его личности.

2. Знакомство  с текстом музыкальных произведений,  с новыми словами и их значением, отработка артикуляции и дикции приводит к развитию коммуникативных навыков учащихся.

3.  Учащиеся, владеющие русской речью, знающие законы и традиции нашей страны, уважающие людей разных национальностей, умеющие себя преподносить, предъявить свои знания, умения, навыки, полученные на уроках музыки и во внеурочной деятельности, легко проходят процесс адаптации в школе и социуме.

Перспективы дальнейшего развития проекта.

Проект имеет свою привлекательность для всех образовательных организаций, так как количество мигрантов возрастает с каждым годом, вместе с тем растет и необходимость развития  межкультурной коммуникации ради мирного сосуществования в цивилизованном обществе.

Литература:

1.Абдуллин Э. Б. Теория музыкального образования: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 336 с.

2.Абдулкаримов Г.Г. Этнические стереотипы школьников: проблема формирования толерантного сознания. // Образование в современной школе. – 2002. – № 4. – С.58-69

3.Бережная М. С. Развитие толерантного сознания личности в социокультурном пространстве образования и искусства // Философские науки. - 2008. - N 4. - С. 58-68.

4.Кудрявцева, Т.С. К проблеме культурно – речевой адаптации детей мигрантов [Текст]/Т.С.Кудрявцева // Начальная школа. – 2011 - №5. – С.86 – 88

5.Магомедова А.Н. Теоретические основы терпимости и толерантности / А.Н. Магомедова // Materialy V Miedjynarodnoi naukowi-praktycznei konferencii «Kluczowe aspekty naukowej dzialalnosci – 2009». – 2009. – С. 71-77

Наверх ". "
". "". "". "". "". "". "". "". "". "". "
"; ?>
Товар добавлен в корзину