ДОКУМЕНТЫ О РЕГИСТРАЦИИ
Приглашаем на "II Республиканскую предметную олимпиаду" учеников и учителей
Оставьте Ваши данные, чтобы всегда быть в курсе выгодных предложений!

 

 
Магазин: Корзина
КАТАЛОГ МЕРОПРИЯТИЙ:
КОНКУРСЫ ПЕДАГОГАМ
КОНКУРСЫ ШКОЛЬНИКАМ, СТУДЕНТАМ
КОНКУРСЫ ДОШКОЛЬНИКАМ
Новостная рассылка!
Online-консультант
Анна Анатольевна Пыхтина
Мы в соцсетях!
 
Вернисаж талантов
Мы со спортом дружим
Новый горизонт
Публикации
Педагогика творчества
Лучшая вариативная учебная программа
"Вдохновение"
"Оч.Умелые руки"
Мой любимый питомец
"Пластилиновое чудо"
Формативное оценивание: от теории к практике
Талант-шоу
Музыкальная сова
Конференция "Инновационные технологии в образовании и науке"
Конференция "Инклюзивное образование: теория и практика"

You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!

 
ОЗОРНОЕ ЛЕТО
Международный конкурс "Ношу на голове поля, но это вовсе не земля"
Международный конкурс "У цветов не бывает будней, они всегда одеты празднично"
Международный конкурс для дошкольников "Чей домик?"
Международный конкурс для педагогов "Талант педагога"

Мехоношина Елизавета Алексеевна, 10 класс, МБУ ОДО "Сивинский Дом Творчества", Пермский край

 

 

 

Научный руководитель: Евтушенко Лидия Николаевна, педагог дополнительного образования, МБУ ОДО "Сивинский Дом Творчества", Пермский край

 

"История Бубинской школы в годы Великой Отечественной войны"

"История Бубинской школы в годы Великой Отечественной войны"

Введение     

                                            Школа, школа! Ты похожа на корабль, плывущий вдаль…

                                                                                                                    Слова из песни

                                           

 В 2017 году Бубинская средняя школа отмечает свой 130- летний юбилей. Мне всегда хотелось узнать историю своей школы, в том числе  в период Великой Отечественной войны. По книгам мне известно, что в эти годы  жизнь людей была очень тяжёлой, но какой она была для нашей школы, как жили и чем занимались учителя и ученики, мне неизвестно.

Мне захотелось выяснить, что знают об этом периоде ученики нашей школы? Для этого мы провели опрос учащихся старших классов и  выяснили, что наши ученики почти ничего не знают об истории школы в годы войны. Это связано, на наш взгляд, со следующей проблемой: отсутствием сведений по истории школы в годы Великой Отечественной войны. Этот период в жизни школы не описан ни в истории Сивинского района, ни в работе учителя школы  Дементия Кузьмича Стука «История Бубинской школы», которую он составил в 1973 году. Поэтому мы решили изучить этот исторический этап, чтобы восполнить недостающий материал в истории Бубинской школы и сохранить собранные сведения для будущих учеников и жителей села.                                                                                               

Цель данной работы: изучить  историю  школы в годы Великой Отечественной войны.

Задачи:

1. Найти и проанализировать источники по теме.

2. Встретиться с ветеранами и записать их воспоминания.

3. Систематизировать собранный материал.

 В ходе исследования была выдвинута следующая гипотеза: анализ источников способствует воссозданию истории школы в годы Великой Отечественной войны.

Объект исследования: история школы в годы войны.

Предмет исследования: имеющиеся источники по теме.  

Основными источниками работы являются материалы районного и школьного архива: Книга приказов Сивинского районо, тарификационные списки и школьные журналы 1941- 1945 г.г. В материалах архива мы нашли списки учителей военных лет, выяснили количество и образовательный уровень педагогов, их передвижение.  По классным журналам установили, какие учебные предметы изучались, как учились ученики.  В работе были использованы  воспоминания ученицы военных лет Сосуновой Зинаиды Павловны, выпускницы 1941 года Юдиной Анны Прокопьевны и ветерана труда Королёвой Екатерины Васильевны, бывшего секретаря Бубинского сельского Совета. Воспоминания ветеранов часто носят субъективный характер, но у всех респондентов, с которыми мне довелось общаться,   воспоминания о жизни школы  в годы войны  совпадают.  Для уточнения некоторых данных использовалась книга «Сивинский район: от истоков до наших дней», но о нашей школе информации в ней очень мало.

Методы моего исследования: сбор и обработка   архивных материалов, анализ собранных источников, беседа и запись воспоминаний, сопоставление и систематизация фактов.

В работе имеются введение, две главы, заключение, список использованных источников и приложения.

Глава I.   Учителя и ученики военных лет

 Незаметно всегда  

Наши мчатся года,

Но не смогут вовеки забыться

Самый первый звонок,

Самый первый урок

И друзей - одноклассников лица.

В 1933 году наша школа стала семилетней и получила название Бубинская неполная средняя школа (сокращённо БНСШ). /1.1., 2.1/  Хозяйство школы было большое. Занятия проходили в здании каменной школы (бывшее волостное правление), и было еще два здания начальной школы в деревянном исполнении. /4.1, 4.2, 4.3/ [Приложение 2]   

Известие о нападении фашисткой Германии на нашу страну потрясло всех советских людей. Только что в школах прошли выпускные вечера.  Многие учителя еще в начале июня были отправлены в очередной отпуск. И вдруг – это страшное известие: война!  Мирная жизнь граждан нашей страны была прервана.

Начинается всеобщая мобилизация мужчин на фронт, в том числе мужчин-учителей. Так,  приказом № 383 от 13 декабря 1941 года был призван на защиту Родины учитель географии и директор Бубинской неполной средней школы Бобынин Александр Сергеевич /1.1, лист 170/.  В селе  Буб у него остались четверо детей и жена Екатерина Ефимовна. Она преподавала русский  язык и литературу и была завучем Бубинской школы  до 11 августа 1941 года /1.1, лист 144/. После неё завучем была назначена Крупина Капиталина Александровна (в Книге приказов имя написано с буквой  «а»)  /1.1, лист 144/.  

Не только мужчины, но и женщины-учителя уходили на фронт. По воспоминаниям Сосуновой  Зинаиды  Павловны и других опрошенных ветеранов, ушла на фронт учительница старших классов  Ширинкина Мария Алексеевна  /4.2, 4.3 /.  К сожалению, ее дальнейшая судьба нам неизвестна.

Может, была надежда на быстрое окончание войны, но ровно через месяц после ее начала 22 июля 1941 года  заведующий Сивинским районо издает приказ № 210 следующего содержания: «Всем учителям, имеющим неиспользованный отпуск предоставить его с 23 июля по 28 августа 1941 года, но  без разрешения выезда за пределы района». /1.1, лист 139/    В сентябре учителя и учащиеся были привлечены к полевым работам в колхозах района, а учебный год начался с 1 октября /1.1, лист 132/

После призыва Бобынина А.С. в ряды РККА с 15 декабря 1941 года директором школы была назначена Беленькая Мария Сидоровна, эвакуированная из города Скопина, которая  к этому времени закончила 2 курса аспирантуры института истории ВКП (б).  /1.1, лист 170/

 После М. С. Беленькой школой стал руководить Михаил Фёдорович Фадеев. Он проработал в нашей школе с 15 августа 1943 года по 10 июня 1944 года./1.2/ В 1944 году по ранению был демобилизован Баронов Александр Ефимович, работавший в нашей школе еще до войны. [Приложения 4, 7]    Он был назначен учителем математики и директором школы вместо Фадеева М.Ф. /1.2/                   

Образовательный уровень учителей  в годы войны был невысоким. Так, в 1941 году, согласно тарификационному списку, из тринадцати педагогов школы только два человека имели незаконченное высшее образование. /1.2/ Три  человека учились на 1-2 курсах пединститута и учительского института. /1.2/ Большинство учителей работали после окончания педучилища или обучались в них заочно. Некоторые становились преподавателями после окончания средней школы, пройдя обучение на  10-месячных курсах. /1.2 /В 1943-1944 г.г. в школе появился  учитель с высшим образованием.

По данным районного архива  за годы войны в школе проработало около 40 учителей.  /1.2/  [Приложение 1]    С первого до последнего дня войны проработали в нашей школе пятеро учителей, это Бобынина Е.Е., Лобарева Е.Ф., Капкановские М.В. и Е.А., Баталова А.М.  [Приложения  4, 5]    

  В годы войны укрепилась династия учителей Капкановских,  которая началась еще в царское время от братьев и сестер Капкановских: Вячеслава Александровича, Серафимы и Екатерины Александровны, Павла Александровича и его жены Марии Васильевны. Дело родителей продолжили дочери Павла и Марии: Галина и Алевтина. После войны профессию учителя выбрала и младшая из сестер Зинаида. [Приложение  6] В школе работали и мужья старших дочерей Баронов Александр Ефимович и Узлов Петр Александрович, бывшие фронтовики. [Приложение  7]

В Бубинской школе учились ребята не только из Бубинского сельсовета, но из Кониплотино,  Борисовки и других близлежащих  деревень, так как в этих населённых пунктах были только начальные школы.  «Классы были большие до 40 человек, потому что до войны семьи были  многодетные, а в 5-7 классах учились ребята из других  деревень», - вспоминает  выпускница школы 1941 года Юдина Анна Прокопьевна /4.3/

Изучая классные журналы военных лет, мы выяснили, что во время войны классы стали еще больше: от 29 до 48 человек! /2.1/ В школе учились эвакуированные дети из интерната и детдома.  Так, в 1941/42 учебном году в Бубинской семилетней школе обучалось 370 учеников, 84 из них были воспитанниками интерната, эвакуированного из Москвы осенью 1941 года, в январе 1942 года они приступили к занятиям в Бубинской школе /1.1, лист 174/ «Многие из них были детьми военных,  учились они хорошо. Московские ребята жили в Бубе два года, а в начале осени 1943 года   возвратились в Москву» –  вспоминает бывшая ученица военных лет Сосунова З. П. /4.2/

В  первой половине 1944 года из Сатинского детского дома в Буб привезли ребят, эвакуированных  из Николаевской области Украины. С ними из Сатино прибыли воспитатели Червонных Нина Васильевна,  Альбертон Сара Марковна и др. /2.1/  Позже в детдоме появились и местные ребята: братья и сестры  Горцуновы,  Прошкины.  /2.1, 4.1, 4.2,  4.3/     

В последние военные годы снизилось число детей в школе: в 1941/42 учебном году было 370 учеников, в 1942/43 учебном году – 340, то в 1944/45 учебном году их стало 232. /2.1/. Снижение числа учащихся наблюдалось по всему Сивинскому району, это подтверждает таблица 1: /5, с. 195/

 Таблица 1. Количество учащихся неполных средних школ по району

1940 год

1941 год

1942 год

1943 год

1944 год

1945 год

1734

2750

1502

755

642

1281

 

Данные таблицы 1 показывают  прирост учеников в 1941 году, связанный с прибытием эвакуированных детей из Москвы и Ленинграда. Снижение числа учащихся в 1943-1944 годах вызвано отъездом эвакуированных в освобожденные города.  

Особенно снизилось число учеников в старших классах. Например, в 1941 году закончили семь классов Бубинской школы 40 человек,  в 1943 году – 26 человек,  а в победном 1945 году всего 13 человек!/2.1/.  Это объясняется не только тем, что из школы выбыли  эвакуированные дети,  но и тем, что некоторые старшеклассники пошли работать в  колхоз.  Часть из них поступила в ФЗУ - фабрично-заводские училища или РУ - ремесленные училища,  чтобы получить профессию и помогать своим родным. Сокращение учащихся старших классов наблюдалось по всему району: многие старшеклассники пошли на производство, некоторые были призваны, как тогда говорили,  в трудовые резервы. /5, с. 193/

В военные годы  качество обучения  было низким. Это можно проследить на примере первоклассников 1941 года.  В 1-ом классе их было 29 человек, а 6-й класс закончило 12 учеников.  Из двенадцати человек только одна Зина Капкановская училась на «4» и «5». /2.1/   [Приложение  3]

Таким образом, во время войны коллектив учителей и учеников школы постоянно менялся, хотя основной состав оставался постоянным.

Глава II.  Школьные будни и праздники

Как и вся страна, коллектив школы жил трудной, но насыщенной жизнью. Правда, война внесла в нее свои изменения. В старших классах не велись уроки физкультуры,  рисования, труда, черчения, иностранного языка, в то время в школах изучали немецкий язык. Многие преподаватели вели по несколько предметов. Например, в 1944/45 учебном году преподаватель русского языка и литературного чтения  вела еще и географию. Учитель русского языка вела  немецкий язык. Как и сейчас в школе изучались такие предметы, как русский язык и математика, физика, химия и биология.  В пятом классе и начальной школе  велись уроки естествознания - позже   этот предмет стал называться  «Природоведение». В школе уже с 5-го класса вводился  предмет «Военное дело», который вели военруки-офицеры, прибывшие в Буб после ранения.  Кроме истории,  школьники должны были знать Конституцию  страны, для ее изучения отводился специальный  урок «Конституция СССР». /2.1/ 

Ещё до войны в школе часто не хватало учебников. Из воспоминаний А.П.Юдиной: «Учебников было мало, по некоторым предметам вообще не было книг. Например, не было учебников по истории,  и учитель Иван Феоктистович  Немтинов диктовал нам материал, а мы за ним записывали в тетрадь».  /4.3/ Школьные учебники выдавались ученикам бесплатно, а через год их нужно было сдать в школьную библиотеку, и их получали уже следующие ребята. /4.3/

В годы войны  проблем с учебниками стало ещё больше. З.П. Сосунова рассказывает, что книг не хватало, учились по старым истрепанным учебникам, да и то выдавали один на двоих учеников.  /4.2/

Перед войной у школьников были тетради классные и домашние, велись отдельные тетради по чистописанию. Староста или дежурный по классу перед уроком раздавал тетради ученикам. /4.3/

В военные годы тетрадей и бумаги стало не хватать. Для письма использовали все листочки бумаги, какие находили. Иногда, писали между строчек газет или старых книг./4.2/  Даже в сельском Совете, как вспоминает Королёва Е.В., использовали для записей старые похозяйственные книги, писали между строк, или вырывали чистые листы бумаги и сшивали их. /4.1/

Школьники того времени писали чернилами и ручками с металлическим пером. Перья были разные: «Звездочка», «Рондо», «Пионер» и другие. Как вспоминает А.П.Юдина, ребятам очень нравилось писать перышком «Рондо». Это перышко школьники называли «лягушка», но этим пером  учителя писать не разрешали, т.к. получалось писать без нажима. А раньше нужно было буквы выводить красиво: писать элементы букв с нажимом и без нажима /4.3/  Писали синими чернилами, которые дежурные или учитель разливали в чернильницы-непроливашки из стеклянной бутылки или из чайника. /4.2, 4.3/  Очень часто из пера на тетрадь капала чернильная клякса, и тогда в ход шла промокашка.  Промокашка - это особый лист бумаги, которым эту кляксу промокали. Перо чистили перочисткой, которая состояла из нескольких кружочков материи, сшитых между собой по середине, иногда посерединке пришивали пуговицу.  /4.1, 4.2, 4.3/ 

Даже в такое трудное время учеников в школе кормили горячими обедами. Варили, как говорили тогда, жидкую похлёбку, некоторые ребята называли эту еду баландой, но это была поддержка для всегда голодных ребятишек. Кормили учеников в большую перемену. /4.2/

 Учителя и ученики собирали посылки с теплыми вещами  и отправляли их на фронт. Школьники шили носовые платки, кисеты, писали письма бойцам./4.2, 4.3/ В Бубинском сельпо был вязальный цех, в котором эвакуированные женщины из Ленинграда научились вязать шали, носки, варежки, и всё это отправляли на фронт. /4.1, 4.2, 4.3/ 

В школе не было предмета «Трудовое обучение», но каждую осень, начиная с 1941 года,  дети вместе с учителями собирали колоски, а уже с третьего класса школьников отправляли убирать лен на две недели. «В 1943 году, когда я училась в третьем классе, нас отправили на уборку льна. Лён перерос и был очень твердый.  Чтобы его выдернуть, нам, маленьким детям, надо было приложить немало усилий, а как болели исколотые льном руки!» – вспоминает З.П. Сосунова.    За эти труды колхоз имени Ленина бесплатно накормил детей, а после уборки председатель колхоза Старков Александр Никитич,  проработавший в этой должности всю войну,  угощал ребят медом с колхозной пасеки.  Это был настоящий праздник для школьников!  /4.2/

После уроков учителя вели беседы с жителями села, рассказывали о положении на фронтах, распространяли облигации государственного займа. Все деревни сельсовета были распределены между учителями. У каждого учителя был свой, так называемый  пост всеобуча, куда они должны были ходить с беседами, следить за тем, чтобы все дети посещали школу. У М. В. Капкановской пост всеобуча был в  деревне  Подкино, куда вместе с ней по вечерам ходила ее младшая дочь Зина, будущая учительница. /4.2/

 Учителя и ученики занимались художественной самодеятельностью. Они готовили концертные номера и выступали на праздниках в школе и клубе, ходили с концертами по деревням.  Вспоминает Сосунова (Капкановская)  Зинаида Павловна: «В первый класс я пошла в 1941 году. Когда училась во 2-м классе, то уже ходила вместе с другими ребятами по деревням. Мы пели песни, рассказывали стихи. В районе проводились смотры художественной самодеятельности, в которых участвовали не только дети, но и взрослые. Бубинские ученики занимали призовые места. Среди победителей были и воспитанники детского дома»./4.2/.  По словам Зинаиды Павловны, ребята в детдоме были очень талантливые, у них был свой музыкальный работник, который много занимался с ними. Да и взрослые бубинские певуньи были в числе первых. /4.2/

Для школьников в районном селе Сива проводились пионерские слеты,  на которые ребята добирались пешком. Расстояние от  Буба до Сивы 15 км, но напрямик было гораздо ближе, и школьники преодолевали это расстояние за полтора - два часа.  Лучшим пионерам вручались  ценные подарки, которые были нужны в повседневной  жизни. Так  Зине Капкановской за хорошую учебу и активное участие в делах школы на пионерском слёте подарили шерстяной сарафан темно-синего цвета. Этот подарок она помнит до сих пор. /4.2/  Не только детей, но и учителей за хорошую работу награждали предметами одежды. Женщинам дарили отрезы на юбку, блузку или  платье, а мужчинам отрез на брюки, а иногда дарили рубашку или костюм! /1.1, лист 79/ 

Эти факты говорят о том, как трудно и скромно жили люди в то далекое от нас время. У них не было даже самого необходимого, но они умели радоваться самому малому, старались учиться и учить, не смотря на трудности военного времени. И они выстояли, пережили эти тяжелые 1418 дней и ночей.

Заключение

В ходе исследования мне удалось изучить историю школы в годы Великой  Отечественной  войны, установить, как жила школа, чем занимались учителя и ученики во время войны. 

Полученные сведения  подтверждают выдвинутую гипотезу о том, что изучение и анализ источников помогает воссоздать историю школы в период войны. Из изученных документов мне стало известно, что школа называлась неполная средняя и находилась в трех зданиях.  Не хватало книг, тетрадей, школьных принадлежностей, но учителя старались учить, а ученики учиться. Учителя и ученики школы участвовали в сборе средств в фонд обороны, собирали теплые вещи для фронта, помогали колхозу.  В школе работала целая династия учителей Капкановских.

Меня увлёк процесс поиска информации по данной теме, в ходе которого были получены интересные сведения о школе. В то же время  в истории школы есть неизвестные страницы, которые нужно изучить. Работу в этом направлении мне предстоит продолжить.  К сожалению, почти не осталось живых участников тех далёких и нелёгких дней, поэтому стоит  задача ускорить работу по сбору информации, пока живы непосредственные участники тех событий.

 Данную работу можно использовать на уроках истории, внеклассных мероприятиях. Найденные мной материалы пополнят экспозицию школьного музея, и будут, на мой  взгляд, интересны не только детям, но и  взрослым. Эта работа позволит расширить представления учеников о военном периоде в истории Бубинской средней школы.

Большую помощь в сборе и обработке материалов мне оказал мой руководитель Лидия Николаевна Евтушенко. Особую благодарность выражаю ветеранам Зинаиде Павловне Сосуновой и Анне Прокопьевне Юдиной за их рассказы о школьной жизни.

Список использованных источников

1.  Данные районного архива:

  1. Книга приказов районо, 1939-1945г.г.
  2. Тарификационные списки учителей школы, 1941-1945г.г.

2. Данные школьного архива:

               2.1. Классные журналы, 1941-1945 г.г.

               2.2.  Фотографии учителей школы

3. Данные личного архива Сосуновой З.П.

               3.1.  Фотография класса военных лет

               3.2. Фотографии семьи Какановских

4. Запись воспоминаний ветеранов труда:

     4.1.  Королевой Е.В.

     4.2.  Сосуновой З.П.

     4.3.  Юдиной А.П.

5. Сивинский район: от истоков до наших дней. Сива, 1999 год

Приложение

Участники конкурсов:
Приглашаем на "Первую Республиканскую предметную олимпиаду" учеников и учителей
ОБУЧАЮЩИЕ ПРОГРАММЫ
Конференции
Фестивали
Олимпиады
Публикации
Рецензии

Подать заявку

Электронный или печатный вариант

Курсы повышения квалификации (дистанционные)

 "Внесение изменений в методику преподавания инструктора физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении в условиях реализации ФГОС"

Внесение изменений в методику использования ИКТ в современном дошкольном образовании в условиях ФГОС

"Развитие математической грамотности учащихся в условиях обновления содержания образования"

 Курсы повышения квалификации по предметам начальных классов в рамках обновления содержания образования РК

"Курсы повышения квалификации педагогических кадров "Развитие профессиональной компетентности музыкального руководителя в условиях обновления содержания дошкольного воспитания и обучения"

"Методика проектирования современного урока русского языка и литературы в условиях поликультурного и полиязычного образования" для учителей русского языка и литературы

"Формирование мировоззрения подрастающего поколения посредством музыки в условиях обновления содержания образования" для учителей музыки

Курсы профпереподготовки
Электронные курсы
СБОРНИКИ
Дистанционные Мастер-классы
ПУБЛИКАЦИИ
ПУБЛИКАЦИИ
Закажи публикацию на любую тему и получи СЕРТИФИКАТ
ДИСТАНЦИОННЫЕ МАСТЕР-КЛАССЫ
«Мой коллега – яркий пример компетентного педагога 21 века»
Изменим мир к лучшему!
Улыбнись всему миру
"Моя будущая профессия"
МЫ ЦЕНИМ - МЫ ДОРОЖИМ
"ТАЛАНТ ШОУ"
"Открытый урок"
Методическая система эффективного учителя
Золотые руки
Лучший медиаурок
Конференция Обновлённая программа образования: теория и практика
II конференция Новые подходы в преподавании и обучении в условиях обновления образования
"Инновационные методики и технологии в обучении"
Международная научно-практическая интернет конференция "АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ"
"Грани науки"
"Мастерская педагога"
"Лучшая презентация к уроку"
НПК "Новые подходы в обучении"
Золотое перо
Новые идеи
"Сто талантов"
ПУБЛИКАЦИИ
Наверх
Товар добавлен в корзину