ОПЛАТА KASPI PAY
Подписаться на уведомления! Бесплатная информационная рассылка. Подпишись и будь в курсе всех событий!

 

 
Магазин: Корзина
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
Публикация материалов публикаций, семинаров, конкурсов, мастер-классов
Новостная рассылка!
Мы в соцсетях!
 

You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!

 
27 февраля 2021 г.

Тлеуленова Лаура Елжасовна, учитель географии, КГУ "Иртышская средняя общеобразовательная школа №4", Казахстан, Павлодарская область, Иртышский район, село Иртышск

 

 

Программа прикладного курса "Прикладная география" 10 класс

Программа прикладного курса "Прикладная география" 10 класс

Пояснительная записка

 

Процессы взаимодействия природы и общества сегодня все более усложняются. И зачастую, возникающие в результате этого различные природные и экологические последствия значительно обедняют природу. Производственные мощности, широко используемые в разных сферах жизнедеятельности общества, оказывают глобальное воздействие на природную среду. В свою очередь, само общество также подвергается обратному влиянию, так как при подобном вмешательстве нередко игнорируются и законы природы.

         Предотвращение подобных негативных явлений и стабильное восстановление производительности природы на сегодня становятся одной из актуальных проблем, требующих незамедлительного решения. Наряду с другими предметами, прикладная география также вносит достойный вклад в разрешение вышеуказанных задач.

         В настоящее время, когда взаимоотношения природы и общества стремительно усложняются, как следствие, в некоторыхрегионах всечаще возникают так называемые зоны экологических бедствий, проблема сохранения первозданной чистоты и красоты окружающей среды приобретает чрезвычайно важное значение. И конечно, решение данной проблемы невозможно рассматривать без осуществления научных исследований прикладной географии.

         Прикладная география разрабатывает научные основы использования природных ресурсов, решает проблемы улучшения взаимодействия природы и общества, предупреждения природных катаклизмов, прогнозирует развитие регионов, занимается вопросами географо-экологического обоснования экспертиз купных проектов и др. Это свидетельствует о все более возрастающем значении прикладной географии при решении задач государственного и местного значения.

Программа включает следующие разделы: предисловие, пояснительную           записку,распределение учебных часов по разделам и темам курса с кратким содержанием,ожидаемые результаты обучения и список использованной литературы.

Курс по выбору «Прикладная география» предназначен для ознакомления учащихся с основами прикладной географии, показать возможности применения теоретических знаний в различных областях хозяйственной деятельности человека. Программа курса предусматривает изучение предмета и объекта прикладной географии, свойства природных и природно-антропогенных объектов, решения задач рационального природопользования, теоретические и практические вопросы охраняемых территорий.

Курс имеет прикладное значение и ориентирует учащихся на приобретение географической специальности.

Прикладная география - курс по выбору в системе географического образования в средней школе, рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).

Цель курса - ознакомление учащихся с методическими основами прикладной географии, показать возможности ее практического применения в различных областях жизнедеятельности человека, изменения содержания и функций географии в непрерывно меняющемся мире.

 

Задачи курса: раскрыть сущность, методы исследований, объект и предмет прикладной географии, изучить свойства природных и природно-антропогенных объектов, имеющих значение при их освоении и использовании, при решении задач рационального использования природных ресурсов и охраны природы; показать, что работы по прикладной географии являются составной частью программы по природопользованию, основным инструментом прикладной географии является географическое прогнозирование и географическая экспертиза проектов освоения и использования территорий.

Дидактической основой курса являются концепция взаимосвязи любой хозяйственной деятельности с характером и состоянием природной среды, с умением правильного использования особенностей и возможностей природы и интересами общества. Формирование знаний и умений происходит на уровне систематизации понятий, и применения их на практике при решении задач и выполнении практических работ.

В содержание курса входит описание возможностей прикладной географии в решении проблем взаимодействия общества и природы, территориальной организации производства и населения путем решения региональных прикладных географических задач.

Материалом, используемым для построения умений и навыков, учащихся в области прикладной географии, являются знания полученные в процессе их обучения в младших классах и в результате жизненных наблюдений.

 

Структура курса.

Курс «Прикладная география» состоит из следующих частей:

  • Проблемы взаимодействия общества и природы как объект исследований прикладной географии.
  • Решение задач по определению основных географических компонентов
  • Природопользование - фактор антропогенного преобразования природных геосистем и формирования природно-антропогенных геосистем.
  • Географическое обоснование территориальной организации производства и населения.

 

Формы работы.

Лекции, деловые игры, практические занятия, практикумы. Практические работы, которые в зависимости от содержания, могут выполняться в устной или письменной форме. Задания для практических работ можно разрабатывать учителям по пройденным темам в зависимости от возможности получения необходимой информации.

Распределение тем по урокам является примерным и может перераспределяться по усмотрению учителя

 

Планируемые результаты обучения.

Оценивать и прогнозировать:

- изменение климатов Земли;

- оценивать природные условия и природные богатства как условия для жизни и деятельности человека;

- основные взаимосвязи природы и человека;

. Объяснять:

- особенности строения и развития основных геосфер Земли, а также причины процессов и явлений, происходящих в геосферах;

 - особенности компонентов природы материков, различия в природе отдельных регионов континентов и акваторий океанов;

 - особенности расового и этнического состава населения;

- особенности экологических ситуаций на материках и в акваториях океанов; - основные закономерности и свойства, присущие географической оболочке;

- применять в процессе учебного познания основные географические понятия

Описывать:

- основные источники географической информации;

 - по схемам круговороты вещества и энергий;

 - компоненты ландшафта, природные зоны, географические особенности крупных регионов материков и стран мира;

- особенности материальной и духовной культуры крупных народов.

Определять (измерять):

-географическую информацию по картам различного содержания;

 - вид и тип карт и др. источников знаний для получения необходимой информации.

 

 

Основными формами контроля при изучении учебного материала являются:

 • индивидуальный и фронтальный опросы,

 • топографический диктант,

 • различные виды тестирования,

 • работа с картами атласа,

 

Программа курса «Прикладная география» 10 класс

34 часа 1 раз в неделю

 

№ темы

                 Т Е М А

Кол-во часов

Практ. работы

1

Тема 1.Взаимозависимость человека и природы. Приемы изучения объектов природы и явлений

1

 

2

Установления основных направлений взаимодействия общества и природы как объекта исследования прикладной географии.

 

 

1

Пр. раб.

3

Тема 2. Азимут и его определение

1

 

4

Масштаб и его определение

1

 

5-6

Составление плана местности с помощью условных знаков

2

Пр.раб.

7

Съемка местности. Глазомерная и маршрутная съемки.

1

Пр.раб.

8

Высота абсолютная и относительная. Изображение неровностей поверхности. Горизонтали.

1

Решение задач

9

Определение географических координат и расстояний на карте

1

Пр.раб.

10

Задачи на определение поясного и местного времени

1

 

11-12

Построение графиков колебаний температуры и определение типов климата. Построение розы ветров.

2

Пр.раб.

13

Изменение температуры и давления воздуха с высотой

 

1

Решение задач

14

Определение по картам основных климатических параметров

1

 

15

Влияние климата на развитие сельского хозяйства. Определение осадков и коэффициента увлажнения

1

Решение задач

16

Составление синоптической карты

1

 

17

Составление карты размещения сельскохозяйственных культур

1

Пр. раб.

18

Влияние климатических факторов на размещение населения.

1

 

19

Оценка почвенного и растительного покрова

для разных видов природопользования.

Комплексная оценка исследуемой территории.

 

1

 

20

 Оценка геоморфологических и гидрологических условий.

1

 

21

Тестовый контроль

1

 

22

Тема 3. Общие вопросы природопользования. Рациональное и нерациональное, интенсивное и экстенсивное природопользование.

1

 

23-24

 Природные ресурсы и их классификация.

2 час

 

25

Изучение общего перечня и

классификация природных ресурсов района.

 Осуществление количественной и

качественной оценки природных ресурсов района.

 

1

Пр. раб.

26

Неравномерность размещения природных ресурсов. Расчет ресурсообеспеченности

1

Пр. раб.

27

Тема 4. Системный подход в географических исследованиях. Геосистемы, Свойства геосистем,

1

 

28

Основные факторы воздействия человека на природу: индустриализация, интенсификация сельского хозяйства, урбанизация, развитие лесного хозяйства, развитие транспорта.

1

 

29

Экскурсия. «Взаимосвязь компонентов природы»

1

 

30

Тема 5. Общие тенденции размещения производств. Размещение производства и охрана окружающей среды.

 

1

 

31

Основные принципы расселения.

Проблема демографии. Воспроизводство населения. География трудовых ресурсов. Миграция населения.

1

 

32

Построение графиков и диаграмм роста численности населения и определение структуры населения

1

Практ. раб.

33

Региональное использование трудовых

ресурсов. Проблема соответствия между

 размещением хозяйства и концентрацией населения.

 

1

 

34

Определение соответствия размещенияпроизводств (отдельных предприятий) и наличия природных ресурсов с учётом экологических требований.

Определение соответствия между размещением отдельных предприятий и концентрацией (проживанием) населения (трудовых ресурсов).

 

1

Пр.раб

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. КаратабановР., Куанышева Ж.,Байметова К., Джаналеева К., Учебник «География», Алматыкітап,2018г.
  2. Каратабанов Р., Бекдаирова В., Методическое руководство для учителей 9 класса АЛМАТЫКІТАП БАСПАСЫ 2019
  3. Байметова Ж.Р., Каратабанов Р. А., Куанышева Г.А, Методическое руководство для учителей 8 класса, АЛМАТЫКІТАП БАСПАСЫ 2019.
  4. Тетрадь по географии для индивидуальной работы учащихся.Гордеева С.А. Алматы 2011г
  5. География в школе: Сборник нормативных документов / Сост. Л. И. Елховская. — М.: Просвещение, 2007
  6. Герасимова Т. П., Душин а И. В. О новом подходе к методам обучения географии // География в школе - 2009. №
  7. Контрольные задания и упражнения по географии / Под ред. Л. М. Панчешниковой.
  8. Жучкевич В. А. Вопросы и задания по географической кар­те и глобусу.
  9. Юрков П. М. Географические диктанты в 5-7 классах как форма фронтальной проверки знаний и умений учащихся - М.: Просвещение, 2006
  10. rgo.ru - "RGO.ru" географический портал Планета Земля. - Раздел "Энциклопедия" - это "Малая географическая энциклопедия" (Физическая география, Страноведение, Экономическая география". ". 
  11. geo.1september.ru - сайт "Я иду на урок географии"
  12. my-geography.ru - Учебно-методический материал, презентации, фото, видео, работы учащихся, интересные задания по географии.
  13. geo.historic.ru - географический on-line справочник "Страны мира".   Сведения по всем странам мира.  Физическая карта. Справочные данные. Часовые пояса.

 

Наверх ". "
". "". "". "". "". "". "". "". "". "". "
"; ?>
Товар добавлен в корзину