НАВИГАЦИЯ
ОПЛАТА KASPI PAY
Подписаться на уведомления! Бесплатная информационная рассылка. Подпишись и будь в курсе всех событий!

 

 
Магазин: Корзина
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
Публикация материалов публикаций, семинаров, конкурсов, мастер-классов
Новостная рассылка!
Мы в соцсетях!
 

You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!

 
31 октября 2020 г.

Павлова Надежда Владимировна, преподаватель класса предшкольной подготовки, КГУ «Средняя многопрофильная школа № 37" акимата города Усть-Каменогорска, Восточно-Казахстанская область, г. Усть-Каменогорск

«Надо ли учить дошкольника читать?»

«Надо ли учить дошкольника читать?»

В статье ставится задача рассмотреть вопрос о необходимости обучения чтению ребенка — дошкольника, все «за» и «против». Рассмотрен психологический аспект данной проблемы. Методы и приемы обучения. Делается вывод, что навык письма и чтения, приобретенный в дошкольном детстве, приносит пользу личности ребенка только в случае грамотного подхода к процессу обучения.

 

Надо ли учить дошкольника читать? Споров по этому поводу много. Одни рекомендуют не спешить и не заставлять ребенка учить читать до школы, другие советуют налегать на алфавит с пяти лет, ну а третьи разрабатывают методики, как растить гениев, обучая их чтению с пеленок. Попробуем разобраться.

Конечно, есть аргументы против обучения дошкольников чтению: отнимаем у детей детство; чтение может навредить зрению; ребёнок 6 лет не сможет овладеть чтением и т. д.

Но аргументов за обучение детей чтению больше:

- нормально развивающийся ребенок 5 – 6 лет обладает достаточно сформированной устной речью, что является базой для развития письменной речи;

- раннее начало обучения грамоте способствует формированию орфографической грамотности (ребенок многократно видит, читает слово, запоминает его графический образ);

- чтение развивает мыслительную деятельность, память, внимание;

- в процессе чтения происходит познание окружающего.

По мнению известных педагогов исследователей Д. Б. Эльконина, Е. А. Бугрименко, Г. А. Цукермана и др., умение читать может прийти к ребенку так же естественно, как умение ходить и говорить. Навык чтения обязательно нужно формировать еще в детстве, прививать любовь к книгам.

Помочь развертыванию этого естественного хода событий можно, создав ребенку следующие условия:

- подавать пример детям, читая книги, газеты, журналы;

- время от времени детей желательно водить в библиотеку, где они могут полистать, посмотреть и выбрать интересные для них книги;

- дома у ребенка должно быть достаточно материалов для чтения книг, журналов, обучающих игр;

- надо регулярно читать вслух малышу детские стихи с повторяющимися фразами, сказки, рассказы, считалки и потешки. Желательно выбирать для этого книги с хорошими иллюстрациями, яркими картинками;

- при отборе материала для чтения необходимо учитывать интересы ребенка: рассказы о животных, цирке, путешественниках;

- использовать любую возможность для общения с ребенком, отвечать на все его вопросы о книгах, героях произведений и обо всем остальном;

- для содержательного общения с ребенком устраивать нечто вроде экскурсий, прогулок. При этом обсуждать увиденное. Это способствует развитию речевого общения;

- способствовать речевому творчеству ребенка. Записывать сочиненные им рассказы, сказки, истории, стихи. Пусть малыш сам диктует свои рассказы;

- приобрести для малыша азбуку, кубики с буквами, кассу букв. Некоторые пособия можно изготовить самим или вместе с детьми;

- разрешать детям свободно пользоваться карандашами, фломастерами, бумагой, ножницами, линейкой и др.

Изначально дети хотят учиться читать. И задача родителей и педагогов – поддержать и развивать это желание. Для этого надо не так уж много – просто проводить регулярные и приятные занятия в игровой форме. Регулярность и приятность занятий взаимосвязаны. Если занятия нерегулярны, то ребёнок забывает пройденный материал, не может ответить на вопросы, и поэтому занятия становятся неприятными. А если они неприятны, то дети будут их избегать, и регулярность будет потеряна.

Этапы овладения чтением:

- знакомство со звуками и буквами;

- слияние звуков в слоги;

- составление слов из слогов;

- чтение слов и предложений.

Исходный принцип обучения дошкольников грамоте состоит в том, что знакомству и работе ребенка с буквами должен предшествовать добуквенный, звуковой период обучения. Буква — это знак звука. Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы.

Основной задачей обучения грамоте является выработка у детей умения ориентироваться в звукобуквенной системе родного языка и на этой основе — развитие интереса и способностей к чтению.

На подготовительном этапе важно сформировать представления об основных законах речи:

- речь состоит из предложений, а предложения из слов;

- слов много, они называют предметы, их признаки и действия;

- слова состоят из звуков, они бывают длинные и короткие;

- звуки в словах произносятся по-разному (формируется представления о гласных, согласных, твердых и мягких, звонких и глухих звуках)

Основной задачей подготовительного к обучению чтению периода является формирование умений выделять слова в предложении, делить слова на слоги, выделять любой звук, т. е. производить анализ звуковой структуры слова. И только тогда возможно начинать непосредственно обучение чтению:

- знакомство со всеми буквами русского алфавита;

- усвоение некоторых правил орфографии;

- овладение слоговым и слитным способом чтения

На первом этапе ребёнок учится слышать и выделять различные звуки в словах. Он узнаёт, что звуки бывают гласные и согласные; согласные звуки бывают твёрдые и мягкие, звонкие и глухие и что у каждого звука есть своё обозначение – буква.

Потом идёт другой этап – ребёнок учится складывать звуки в слоги. Сначала осваиваются простые слоги, состоящие из двух звуков, затем – сложные.

И, наконец, когда ребёнок освоил и усвоил принцип чтения слогов, он начинает складывать слоги в слова. Слова, сначала коротенькие, постепенно «растут», и очень скоро от чтения слов ребёнок переходит к чтению предложений и коротеньких рассказов.

И, вот оказывается, что малыш уже умеет читать!

Самые распространённые ошибки при обучении чтению.

- На первом этапе - знакомство со звуками и буквами - самой распространённой ошибкой является путаница в названии звуков и букв. Часто родители, называя букву, произносят именно название буквы, а не звук («ка», а не [К], «эр», а не [Р]). И это приводит к тому, что малыш будет читать, например «каэрот», вместо «крот».

- На третьем этапе обучения чтению (составление слов из слогов) малыши часто «нанизывают» буквы одну на другую, пока не выйдет слово вместо того, чтобы складывать слоги (л-у-н-а, а не ду-на). На этом этапе обучения чтению основной единицей является слог, а не буква. Нанизывая буквы и дойдя до конца слова, малыш уже просто не может понять прочитанное.

- Ребёнок читает механически, то есть просто складывает слоги, но не понимает, что он прочёл. Для того, чтобы избежать этой ошибки, нужно просить малыша объяснить или пересказать, что он прочёл.

Если кто-то из членов семьи имеет дефекты речи (заикается, шепелявит), он не должен участвовать в обучении ребенка чтению. Правильность формирования грамматической структуры речи ребенка находится в большой зависимости от культуры речи его родителей.

Надо учитывать, что у детей с замедленными мышлением, речью и действиями, процесс обучения идет не так быстро, как у их сверстников с более подвижными процессами нервной системы. Овладев грамотой, читают они спокойно и неторопливо, в противоположность непоседливым и возбудимым детям, которые читать и считать учатся быстро, но, проявляя поспешность, делают при этом много ошибок. Но главное, о чем должны помнить родители и педагоги, нельзя насильно учить ребенка читать. Ругать малыша и сравнивать его с другими более способными детьми, это только затормозит процесс обучения.

Если у ребенка не сформирована речь, внимание, память, мышление, зрительное восприятие, то обучение чтению будет даваться малышу с трудом, и отнимет огромное количество сил и у мамы, педагога и у ребенка. То есть, если ребенок не выговаривает звуки, путает слоги в словах, неправильно их произносит, то даже в 5-6 лет учить читать его пока не стоит. Лучше сначала отвести дошкольника к логопеду.

Однако некоторые дошкольники активно отказываются учиться читать. Причины могут быть разные, в том числе и созревание мозга и его структур. Чтение представляет собой сложную деятельность, для осуществления которой необходимо взаимодействие разных функций головного мозга с другими системами организма, особенно зрительно – двигательной. Часто ребенку, не желающему учиться читатьнадо дать время для того, чтобы произошло созревание организма, и на каком-то этапе он начнет учиться читать охотно. Современные дети не хотят читать еще в силу того, что слишком много информации получают из средств массовой информации, в частности телевидения и интернета. Образы, создаваемые на экране, преподносятся в готовом виде, а читаянадо прилагать серьезные усилия, чтобы возник образ, - заставлять работать собственное воображение.

Хорошо читающему ребенку в школе легче, так как в первое время за счет навыка чтения у него появляется уверенность в успешности, он делает что-то быстрее других, более высоко себя оценивает. Психологами установлено, что читающие дети обладают более высокой самооценкой, чем их не читающие сверстники.

 

Список использованной литературы

 

  1. Петрова О.Б., Ершова А.Н. Основы грамоты. Методическое руководство для педагогов предшкольных групп и классов по Типовой учебной программе дошкольного воспитания и обучения. /О.Б. Петрова, А.Н. Ершова. – Алматы: Алматыкітап баспасы, 2017. – 184 с.
  2. Практикум по детской литературе и методике приобщения детей к чтению: учеб. пособие для студ. фак. дошк. воспитания высш. пед. учеб. заведений / З.А. Гриценко. М.: Академия, 2008. 224 с.
  3. Психология детей дошкольного возраста /Под ред. В.В. Запорожца и Д.Б. Эльконина. М.: Просвещение, 2011. 218 с.
  4. Смирнова О.А. Интерес к чтению как основной фактор воспитания читателя в старшем дошкольнике //Обучение и воспитание: методики и практика. 2015. № 2 С. 171-176.
  5. Томилова С.Д., Дрокина О.В. Содержание и формы взаимодействия ДОУ и семьи в процессе литературного развития дошкольников //Филологическое образование в период детства. 201 № 22. С. 156-159.

 

Источник:«Надо ли учить дошкольника читать?»|
31 октября 2020 г.
Наверх ". "
". "". "". "". "". "". "". "". "". "". "
"; ?>
Товар добавлен в корзину