ОПЛАТА KASPI PAY
Подписаться на уведомления! Бесплатная информационная рассылка. Подпишись и будь в курсе всех событий!

 

 
Магазин: Корзина
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
Публикация материалов публикаций, семинаров, конкурсов, мастер-классов
Новостная рассылка!
Мы в соцсетях!
 

You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!

 

«Кинезиологические упражнения с элементами экологии на уроках химии в 7 классе»

17 сентября 2021 г.

Диденко Марина Михайловна, Учитель химии и биологии, КГУ "Водопроводная основная школа" Кызылжарского района Северо-Казахстанской области, Казахстан, Северо-Казахстанская область, Кызылжарский район, село Водопроводное

«Кинезиологические упражнения с элементами экологии на уроках химии в 7 классе»

«Кинезиологические упражнения с элементами экологии на уроках химии в 7 классе»

Авторская программа Диденко М.М.

Пояснительная записка

 

Сегодня перед каждым учителем время ставит масштабные задачи. Мы должны не только вооружить учеников предметными знаниями, которые потребуются им в повседневной жизни, но и сформировать всесторонне развитую личность.

Очень важным при этом является  сохранение здоровья детей и развитие  экологической культуры школьников.

Одной из самых эффективных здоровьесберегающих технологий сегодня признано использование кинезиологических упражнений.  

Таким образом, актуальность данной темы и определила содержание авторской программы эколого-краеведческого направления «Кинезиологические упражнения с элементами экологии на уроках химии в 7 классе».

 

Цель: разработать УМК по химии, который можно рекомендовать для формирования экологической культуры семиклассников.

 

Задачи исследования:

1.    Изучить методику применения кинезиологических упражнений для подростков.

2.    Выявить и систематизировать материалы по изучению вопросов экологии на уроках химии в 7 классе. Составить программу с использованием дыхательных, глазодвигательных и телесных упражнений.

3. Обобщить разработанный материал в виде электронного пособия.

 

Методы:

  1. Анализ литературы.
  2. Анализ учебника химии.
  3. Составление программы.
  4. Подбор и разработка кинезиологических упражнений с экологическим содержанием.
  5. Формирование УМК.

 

Практическая значимость исследования:

  1. Скомплектованы и апробированы кинезиологические упражнения экологизированного курса химии 7 класса;
  2. Разработан УМК, который может использоваться школьниками как дополнительный материал при подготовке к урокам, а учителями при организа­ции деятельности учащихся, направленной на формирование экологических знаний в школьном курсе химии.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ

 

1 Аналитический обзор результатов по теме исследования

 

1.1 Использование кинезиологических упражнений в учебном процессе

 

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие.

Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма.

Упражнения проводятся по специально разработанным комплексам. В комплексы упражнений включены:

- растяжки,

- дыхательные упражнения,

- глазодвигательные упражнения,

- телесные упражнения,

- упражнения для развития мелкой моторики,

- упражнения на релаксацию и массаж.

Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).

Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.  

При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Оказывается, человеку для закрепления мысли необходимо движение. Поэтому, нужно учесть, что неподвижный ребенок не обучаем и не ругать его за излишнюю двигательную активность на уроке.

Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения [1].

Таким образом, в большинстве доступных источников с рекомендациями по использованию подобных методик, предлагается чередовать напряженную умственную деятельность с физминутками, дыхательными и зрительными гимнастиками, массажем, упражнениями на мелкую моторику.

 

1.2 Анализ учебника

 

Далее было проанализировано содержание календарно-тематического плана и учебника химии 7 класса, авторы:  Оспанова М.К., Белоусова Т.Г., Аухадиева К.С., издательство «Мектеп» [2]. Данный учебник составлен по обновленной программе и содержит сведения прикладного характера. Нужно отметить, что экологическая информация имеется как в тексте параграфов, так и в упражнениях, и в рубриках для самостоятельного чтения.

Помимо этого, для составления планирования предложено использовать дополнительный материал. Он связан с темой урока, может быть полезен для расширения кругозора детей, будет интересен высокомотивированным ученикам.

2 Разработка авторской экологической программмы «Кинезиологические упражнения с элементами экологии на уроках химии в 7 классе»

 

Использование такого пособия не требует особых знаний в области программирования и специального компьтерного оборудования.

Схема оформления подобрана для наименьшего утомления глаз и мини­мального отвлечения от процесса обучения. Нет ярких цветов, текст читается легко. Весь материал четко структурирован в виде 7 блоков, соединенных гиперссылками.

  1. Календарно-тематическое планирование
  2. Релаксации
  3. Дыхательные упражнения
  4. Глазодвигательные упражнения
  5. Авторская программа экологического направления
  6. Инструкция
  7. Рекомендации

По каждому пункту календарно-тематического планирования выделены цели обучения, количество часов, отмечены вопросы экологии со страниц учебника, дополнительная информация. Предложены примеры кинезиологических упражнений по теме. Есть ссылки на «универсальные» видеоролики, взятые из сети Интернет, которые можно использовать по усмотрению учителя на любом уроке.

 

Принципы использования кинезиологических упражнений в данной программе:

  1.  Систематичность.
  2. Доступность ресурсов.
  3. Чередование видов задействованных органов и мышц
  4. Соответствие теме урока.
  5. Оригинальная подача заданий.

Рекомендации:

Учитель должен отобрать методику в соответствие с особенностями класса. Нельзя забывать, что наша основная цель: формирование химических знаний, поэтому каждое упражнение должно занимать не более 2-3 минут и способствовать закреплению темы, развивать критическое мышление, заставить детей думать, рассуждать.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Неблагоприятная экологическая обстановка, слабое здоровье детей, перегруженность современных школьников информацией и малоподвижный образ жизни  вызывают серьезную обеспокоенность за будущее цивилизации.

При систематическом использовании на уроках здоровьесберегающих упражнений с программным содержанием можно совершенствовать экологическую культуру учащихся.

Выводы:

1. В соответствии с рекомендациями физиологов отобраны наиболее эффективные формы кинезиологических упражнений, которые можно применять на уроках для формативного оценивания, в групповой и индивидуальной работе.

2.    Составлена авторская экологическая программа курса химии 7 класса.

  1. Сформирован УМК, который был успешно опробован с учащимися Водопроводной основной школы.

Данный  УМК можно рекомендовать в качестве интегрированного инновационного электронного пособия для воспитания экологической культуры семиклассников. В дальнейшем предполагается завершить его оформление, расширить описание заданий, пополнить новыми методиками.

 

Литература

 

  1. http://boltushka-log201narod.ru/index/0-39
  2. Оспанова М.К., Белоусова Т.Г., Аухадиева К.С., Химия, 7. Учебник для 7 классов общеобразовательных школ. – Алматы, «Мектеп», 2017 – 142 стр.
  3. http://him.1september.ru/article.php?ID=200501206
  4. Деннисон Г., Дениссон И., Гимнастика мозга.
  5. Сиротюк А.Л., Кинезиологические упражнения. – М., 2003.
  6. Сиротюк А.Л., Коррекция и развитие интеллекта. – М., 2005.
  7. Сиротюк А.Л., Изучение детей с учетом психофизиологии. – М., 2005.
  8. Столяренко Л.Д., Гимнастика для гармонизации деятельности полушарий мозга.

Авторская программа экологического направления

 

Раздел: 7.1А Введение в химию. Чистые вещества и смеси (3 ч.)

Тема урока

Цели обучения

Часы

Материал учебника

Дополнительная информация по экологии

Дых. упр.

Глазодв. упр.

 

Телесные упражнения

 

Мелкая моторика

 

Предмет химии. Практическая работа №1 «Правила техники безопасности и знакомство с лабораторным оборудованием»

7.1.1.1 - знать, что изучает наука химия

7.1.1.2 - знать и понимать правила  техники безопасности при работе в химической лаборатории и кабинете

1

Положительное и отрицательное влияние человека на природу. Задачи химии. Роль химии. Связь химии и экологии

Место химии в системе  естественных наук. Взаимосвязь химии и экологии. Основные направления развития химической науки на пути решения экологических проблем (создание экологически безопасных технологий, производство  экологически чистых продуктов и материалов, совершенствование способов очистки отходов).

 

 

«Лестница»

Поднимаясь вверх по лестнице, привести примеры положительного влияния человека на природу, опускаясь вниз – отрицательного.

 

 

Тема урока

Цели обучения

Часы

Материал учебника

Дополнительная информация по экологии

Дых. упр.

Глазодв. упр.

 

Телесные упражнения

 

Мелкая моторика

 

Элемент, смесь и соединение.

Лабораторный опыт №1 «Сравнение смесей веществ и их соединений»

7.4.1.1 - понимать элемент (простое вещество) как совокупность одинаковых атомов

7.4.1.2 - знать, что чистое вещество состоит из одинаковых атомов или молекул

7.4.1.3 -различать понятия: элемент (простое вещество), смесь и соединение

7.4.1.4 -использовать знания о физических свойствах элементов, и соединений для распознавания незнакомых веществ в составе смеси

1

Вещества в природе не встречаются в чистом виде. Воздух - смесь газов. Смог. 

Чистые вещества и смеси. Понятие о веществах, загрязняющих окружающую природную среду, и их источниках.

 

 

Физминутка «Мусоробол»

Попасть в корзину комком бумаги с определенного расстояния.

 

Физминутка «Собираем мусор»

Мы по улице идем, на которой мы живем, /Все шагают/

Мы бумажки и стекляшки собираем и кладем. /Приседают и имитируют сбор мусора/

Раз в ведро, а два - в корзину, наклоняем дружно спину. / Делают наклоны/

Если дружно потрудиться, всё вокруг преобразится. /Разводят руки в стороны/

Рассортировать картинки:

1)чистые вещества и смеси (дистиллированная вода, ртуть, почва, лед);

2)однородные и неоднородные смеси: туман, почва, газированная вода, дым, гранит, речная вода, морская вода.

 

С помощью кусочков салфеток изобразить воздух как гомогенную смесь, воздух как гетерогенную смесь.

 

 

Тема урока

Цели обучения

Часы

Материал учебника

Дополнительная информация по экологии

Дых. упр.

Глазодв. упр.

 

Телесные упражнения

 

Мелкая моторика

 

Способы разделения смеси.

Лабораторный опыт № 2 «Очистка загрязненной поваренной соли»

7.4.1.5 - знать виды смесей и способы их разделения

7.4.1.6 -уметь планировать и проводить эксперимент по разделению смесей

1

Очистка воды. Очистка от нефти.

Понятие о сырье и отходах. Очистка поверхности воды от загрязняющих веществ (масла, нефть, взвеси минерального и органического происхождения, красители и др.). Сорбенты и фильтры.

Масштабы и последствия загрязнения Мирового океана нефтью и нефтепродуктами. Нарушение биологического равновесия водной экосистемы в результате нефтяного загрязнения. Способы очистки водоемов от нефтяного загрязнения. Перспективные направления рационального использования нефти и нефтепродуктов.

 

 

 

Упражнение «Утилизация мусора»

Цели: развивать умение работать в команде.

Материалы и подготовка: 4 коробки с цветными наклейками, карточки с мусором

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ перед упражнением

Про пиролиз известно немного. Это экологически безопасный, но очень дорогой способ утилизации ТБО, когда под воздействием температуры происходит химическое превращение мусора во вторичную энергию, т.е можно получить горячую воду, керамическую плитку, металл…

Способ утилизации - самый эффективный для решения проблемы избавления от мусора. Необходимо строить мусороперерабатывающие заводы, на которых мусор получит вторую жизнь: из стеклоотходов будут делать новые стеклотары, из макулатуры будет новая бумага, из металлических деталей новые кузова для машин…, но для этого важно изменить привычное поведение людей.

Необходимо каждому правильно сортировать мусор, например:
В синий бак несут газеты, журналы и картонные коробки;

В жёлтый бак - банки, бутылки, пластиковую, бумажную, металлическую упаковку;

В зелёный бак складывают стеклоотходы.
Красные баки предназначены для биоразлагаемых отходов пищевого происхождения, которые позже будут перерабатываться в компост.

Каждой команде свой «выкопанный» мусор необходимо правильно утилизировать.

 

 

Раздел: 7.1В Изменения состояния веществ (4 ч.)

Тема урока

Цели обучения

Часы

Материал учебника

Дополнительная информация по экологии

Дых. упр.

Глазодв. упр.

 

Телесные упражнения

 

Мелкая моторика

 

Физические и химические явления.

Лабораторный опыт № 3 «Изучение признаков химических явлений»

7.1.1.3 - различать физические и химические явления

1

Химические реакции в быту. Испарение воды. Обработка ран пероксидом водорода. Признаки химических реакций: появление ржавчины, выпадение осадка при скисании молока

Химические реакции (явления), протекающие в живой и неживой природе. Природа как единое целое.

Условия протекания химических реакций. Реакции, протекающие в неживой природе.

Демонстрации. Химические реакции, иллюстрирующие процессы: а) происходящие естественно в природной среде; б) происходящие в результате антропогенного воздействия; в) проводимые с целью защиты среды обитания или восстановления биологического равновесия.

 

 

«Дорожка знаний»

Делать шаг вперед, если  называя природные химические (физические) явления.

/Испарение воды, гниение листьев, образование облаков и т.д./

 

 

Тема урока

Цели обучения

Часы

Материал учебника

Дополнительная информация по экологии

Дых. упр.

Глазодв. упр.

 

Телесные упражнения

 

Мелкая моторика

 

Агрегатные состояния вещества

7.1.1.4 -знать различные агрегатные состояния веществ и уметь объяснять структуру твердых, жидких и газообразных веществ согласно кинетической теории частиц

1

Агрегатные состояния вещества

Зависимость биологических функций веществ от их состава, строения.

Причины проявления веществом токсичности (тип кристаллической решетки, агрегатное состояние). Обезвреживание токсичных веществ — изменение их состава и строения.

 

«Зеркало движения»

 

Один ученик - «зеркало», все остальные ненадолго закрывают глаза или отворачиваются. Педагог молча показывает «зеркалу» картинку с агрегатным состоянием вещества. Дети открывают глаза, а «зеркало» подробно рассказывает, как передвигаются данные молекулы. Учащиеся определяют, о чем идет речь.

Показать движение молекул в организме здорового и простуженного человека.

Составить коллаж «Переходы вещества из одного состояния в другое»

 

Тема урока

Цели обучения

Часы

Материал учебника

Дополнительная информация по экологии

Дых. упр.

Глазодв. упр.

 

Телесные упражнения

 

Мелкая моторика

 

Процесс охлаждения.

Лабораторный опыт № 4 «Изучение процесса охлаждения»

7.1.1.5 - изучить процесс охлаждения, построить кривую охлаждения и проанализировать ее, объяснить свои наблюдения, согласно кинетической теории частиц

1

Назвать процессы: осеннее запотевание окон; мокрая одежда высыхает на солнце; на траве выступает роса 

 

 

 

«Ты мне веришь, или нет?»

 

Если согласны с утверждениями, хлопать в ладоши.

- Верите ли вы, что снежинка состоит из воды?

- Верите ли вы, что снежинка состоит из воздуха?

- Верите ли вы, что бывают одинаковые снежинки?

- Верите ли вы, что игловидные снежинки называются алмазной пылью?

- Верите ли вы, что снежинка весит полграмма?

- Верите ли вы, что бывают желтые и синие снежинки?

- Верите ли вы, что в природе существуют несимметричные снежинки?

- Верите ли вы, что бывают одинаковые снежинки?

- Верите ли вы, что бывают одинаковые снежинки?

- Верите ли вы, что снег поднимает настроение?

- Верите ли вы, что ледяной наст, который ранит лапы зверей, называется сковорода?
- Верите ли вы, что в русском языке 200 слов связано со значением снег?

- Верите ли вы, что игловидные снежинки называются снежной пылью?

 

 

Тема урока

Цели обучения

Часы

Материал учебника

Дополнительная информация по экологии

Дых. упр.

Глазодв. упр.

 

Телесные упражнения

 

Мелкая моторика

 

Процесс нагревания.

Лабораторный опыт № 5 «Изучение процесса кипения воды»

7.1.1.6 - изучить процесс кипения воды, построить кривую нагревания и проанализировать ее, объяснить свои наблюдения, согласно кинетической теории частиц

1

При какой температуре кипит чистая вода?

 

 

 

 

Коллаж «Процесс перехода воды из одного состояния в другое»

 

Раздел: 7.2А Атомы. Молекулы. Вещества (4 ч.)

Тема урока

Цели обучения

Часы

Материал учебника

Дополнительная информация по экологии

Дых. упр.

Глазодв. упр.

 

Телесные упражнения

 

Мелкая моторика

 

Атомы и молекулы

7.1.2.1 - знать различие атомов и молекул

1

 

 

 

 

Деление на группы «Атомы, молекулы»

 

«Да - нетка»

Если согласны с утверждение хлопнуть в ладоши, если не согласны – топнуть.

1)воздух – смесь, в состав которой входят атомы кислорода.

2)молекула воды состоит из атомов водорода и кислорода.

3)сладкий вкус ягод принадлежит содержащимся в нем атомам сахара.

4) запах морской воды обусловлен испарением из нее молекул йода.

 

 

Тема урока

Цели обучения

Часы

Материал учебника

Дополнительная информация по экологии

Дых. упр.

Глазодв. упр.

 

Телесные упражнения

 

Мелкая моторика

 

Химические элементы. Простые и сложные вещества

7.1.2.2 -знать, что каждый химический элемент обозначается символом и является определенным видом атомов

7.1.2.3 -классифицировать элементы на металлы и неметаллы

7.1.2.4 -классифицировать вещества на простые и сложные

1

Микроэлементы, макроэлементы. Вещества, которые применяются в быту

Неметаллы в организме человека, их биологическая роль. Примеры соединений неметаллов — основных загрязняющих веществ биосферы, глобальные экологические изменения, которые могут быть ими вызваны. Пути сохранения чистоты биосферы.

Двойственная роль металлов в отношении живой природы. Проблема «металлизации» окружающей человека среды: причины, последствия, пути решения.

 

 

 

«Снежинка»

На этапе вызова предложить каждому вырезать снежинку. Сравнить. Так же, как нет одинаковых снежинок, так и нет идентичных химических элементов. Каждый химический элемент является определенным видом атомов.

 

Рассортировать карточки с утверждениями, где речь идет о химических элементах и о простых веществах.

1)азот и кислород – главные компоненты воздуха.

2)на долю кислорода приходится почти половина общей массы земной коры.

3)азот необходи для роста растений.

4)гелий впервые обнаружен на Солнце.

 

Тема урока

Цели обучения

Часы

Материал учебника

Дополнительная информация по экологии

Дых. упр.

Глазодв. упр.

 

Телесные упражнения

 

Мелкая моторика

 

Состав и строение атома. Изотопы.

 

7.1.2.5 - знать протон, электрон, нейтрон и их расположение в атоме, массу, заряд

7.1.2.6 -знать строение атома (p+, n0, e-) и состав атомного ядра первых 20 элементов;

7.1.2.7- знать понятие «изотоп»

2

Химические элементы, встречающиеся в природе, являются смесью изотопов

Сравнение свойств легкой и тяжелой воды

 

 

 

Рефлексия «Осьминог»

Сделать поделку.

  

На полосках закончить фразы:

я познакомился с ...

было непросто ...

я добился ...

у меня получилось ...

хотелось бы ...

мне запомнилось ...

я попробую ...

самооценка …

 

Раздел: 7.2В Воздух. Реакция горения (3 ч.)

Тема урока

Цели обучения

Часы

Материал учебника

Дополнительная информация по экологии

Дых. упр.

Глазодв. упр.

 

Телесные упражнения

 

Мелкая моторика

 

Воздух. Состав воздуха.

Лабораторный опыт № 6 «Горение свечи»

7.3.1.1 - знать состав воздуха;

7.3.1.2 - знать, что при горении веществ расходуется кислород, входящий в состав воздуха

7.3.1.3 - понимать значение охраны атмосферного воздуха от загрязнения

1

Состав воздуха. Горение веществ. Охрана атмосферного воздуха

Кислород. Горение. Появление кислорода в атмосфере, запасы его на планете: свободный и связанный кислород. Трансформация кислорода в озон, защитная роль озонового слоя Земли. Роль кислорода в жизни живых организмов.

Сделать дыхательные движения, подсчитать считают количество дыханий в покое и после нагрузки и т.д.

 

 

 

 

Тема урока

Цели обучения

Часы

Материал учебника

Дополнительная информация по экологии

Дых. упр.

Глазодв. упр.

 

Телесные упражнения

 

Мелкая моторика

 

Процесс горения.

Практическая работа №2/Демонстрация

 «Сравнение реакций горения серы, фосфора, железа в воздухе и кислороде»

 

7.3.1.4 -знать условия горения вещества и продукты реакции горения

7.3.1.5 -приводить примеры легковоспламеняющихся, горючих и негорючих веществ

7.3.1.6 -понимать, что вещества лучше горят в чистом кислороде, чем на воздухе

7.3.1.7 - знать, что при горении металлов и неметаллов образуются оксиды

2

Условия горения. Продукты горения. Лесные пожары. Средства тушения. Гниение. Топливо

Масштабы использования кислорода в промышленности, быту, энергетике. Продукты полного и неполного сгорания веществ – загрязняющие вещества окружающей человека среды. Проблема накопления углекислого газа в атмосфере. Роль зеленых растений в поддержании постоянного состава атмосферного воздуха. Законодательство РК в области охраны атмосферного воздуха. Приемы поддержания чистоты воздуха в помещениях.

«Пылесос»

Изобразить пылесос, всасывающий воздух, содержащий пыль; затем выпускающий чистый воздух. Обьяснить происходящие процессы.

 

 

 

Вырезать листочки деревьев, написать на них источники загрязнения атмосферы (меры для защиты воздуха от загрязнения)

 

Раздел: 7.3А Химические реакции (4 ч.)

Тема урока

Цели обучения

Часы

Материал учебника

Дополнительная информация по экологии

Дых. упр.

Глазодв. упр.

 

Телесные упражнения

 

Мелкая моторика

 

Природные кислоты и щелочи. Индикаторы.

Лабораторный опыт № 7 «Изучение кислотности и щелочности среды растворов».

Лабораторный опыт № 8 «Реакция нейтрализации хлороводородной кислоты»

7.3.4.1 - знать, что свойства «кислотность» и «мылкость» могут быть признаками некоторых природных кислот и щелочей

7.3.4.2 - знать химические индикаторы – метиловый оранжевый, лакмус, фенолфталеин и изменение их окраски в различных средах

7.3.4.3 - уметь определять кислоты и щелочи с использованием универсального индикатора, на основе рН шкалы

7.3.4.4 - понять нейтрализацию кислот на примере применения антацидных средств

2

Природные кислоты и щелочи. Соляная кислота в желудочном соке. Природные индикаторы

Кислоты и соли в природе. Кислотолюбивые растения. Растения-галофиты. Роль кислот в организме человека. Закисление организма (ацидоз) — одна из причин быстрого и преждевременного старения. Кислотные осадки (дождь, снег): причины, механизм образования, последствия и пути предупреждения.

Растения как индикаторы состояния окружающей среды. Методы понижения кислотности почв.

Демонстрации. 1. Влияние кислых почв и воды на рост и развитие растений (модельный опыт по проращиванию семян в кислой среде). 2. Получение кислот из кислотных оксидов (имитация образования кислотных дождей). 3. Зависимость поглощения растениями ионов тяжелых металлов от кислотности водного раствора.

Демонстрации. 1. Определение кислотности образца почвы. 2. Известкование как способ понижения кислотности среды (взаимодействие карбоната кальция с кислотами).

Изобразить звук сгорания чистого водорода («п-пах»). Зачем нужно проверять водород на чистоту?

 

 

«Экологическая азбука»

Собрать слово из карточек с буквами (индикаторы)

 

Аппликация. Наклеить на рисунок пробирки соответствующий цвет. «Цвет лакмуса, фенолфталеина, метилового оранжевого в кислой, щелочной, нейтральной среде»

 

Эксперимент. Изготовление индикаторов из смородиного варенья и капустного сока

 

Эксперимент «Исследуем кислотные дожди» (с.129  в учебнике [2])

Реакции разбавленных кислот с металлами.

Лабораторный опыт № 9 «Взаимодействие цинка с разбавленной соляной кислотой»

Лабораторный опыт № 10 Качественная реакция на водород»

7.2.2.1 - называть области применения и правила обращения с разбавленными кислотами

7.2.2.2 - исследовать реакции разбавленных кислот с различными металлами и осуществлять на практике качественную реакцию на водород

1

Реакции разбавленных кислот с карбонатами.

Практическая работа №3 «Взаимодействие карбонатов с разбавленными кислотами. Качественные реакции на углекислый газ»

7.2.2.3 - исследовать реакции разбавленных кислот с некоторыми карбонатами и осуществлять на практике качественную реакцию на углекислый газ

1

 

Раздел: 7.3В Периодическая таблица химических элементов (2 ч.)

Тема урока

Цели обучения

Часы

Материал учебника

Дополнительная информация по экологии

Дых. упр.

Глазодв. упр.

 

Телесные упражнения

 

Мелкая моторика

 

История создания Периодической таблицы химических элементов

7.2.1.1 - знать и сравнивать классификации элементов на примере работ

И. Дёберейнера, Дж. Ньюлендса,

Д.И. Менделеева

1

 

Понятие о биогенных элементах, их положение в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Н, С, О, N, Р, S. Содержание элементов в живых организмах, долю участия в метаболизме (на примере организма человека), степень проявления токсичности, возможность биологической взаимозаменяемости. Проблема радиоактивного загрязнения природной среды: причины, последствия, возможные пути ее решения.

 

 

 

 

Структура Периодической таблицы

7.2.1.2 - знать и описывать структуру периодической таблицы: группы и периоды

1

Природные элементы делятся на металлы и неметаллы. Элементы в природе  (%)

 

 

 

«Пазлы»

Вырезать из цветной бумаги и собрать круговую диаграмму «Элементы в составе земной коры»

Раздел: 7.3С Относительная атомная масса. Простейшие формулы (3 ч.)

Тема урока

Цели обучения

Часы

Материал учебника

Дополнительная информация по экологии

Дых. упр.

Глазодв. упр.

 

Телесные упражнения

 

Мелкая моторика

 

Относительная атомная масса

7.1.2.8 - понимать, что большинство элементов на Земле встречаются в виде смеси изотопов, образовавшихся при формировании планет

7.1.2.9 - понимать, что атомные массы химических элементов, имеющие природные изотопы, являются дробными числами        

7.1.2.10 – знать определение  относительной атомной массы химических элементов

1

Большинство элементов на Земле встречаются в виде смеси изотопов, образовавшихся при формировании планет. Атомные массы химических элементов, имеющие природные изотопы, являются дробными числами

 

 

 

 

 

 «Гармошка»

Ученики по очереди записывают информацию о изотопах, сгибая листок бумаги в гармошку.

 

Тема урока

Цели обучения

Часы

Материал учебника

Дополнительная информация по экологии

Дых. упр.

Глазодв. упр.

 

Телесные упражнения

 

Мелкая моторика

 

Валентность. Химические формулы.

Расчет относительной молекулярной массы соединения по формуле

7.1.2.11 - уметь правильно составлять формулы биэлементных химических соединений, используя названия элементов, валентность и их атомные соотношения в соединениях

7.1.2.12 - рассчитывать относительную молекулярную/формульную массу по формуле химического соединения

2

 

 

 

 

 

Самоконтроль  «Бусы»

Если ученик правильно выполнил задание, нанизывает бусинку

Раздел: 7.4A  Химические элементы и соединения в организме человека (3 ч.)

 

Тема урока

Цели обучения

Часы

Материал учебника

Дополнительная информация по экологии

Дых. упр.

Глазодв. упр.

 

Телесные упражнения

 

Мелкая моторика

 

Питательные вещества в составе продуктов питания.

Практическая работа № 4 «Определение питательных веществ в составе пищи»

7.5.1.1 -понимать продукты питания как совокупность химических веществ

7.5.1.2 -знать и уметь определять некоторые питательные вещества: углеводы (крахмал), белки, жиры

 

2

Белки. Жиры. Углеводы. Витамины. Минералы. Макроэлементы. Микроэлементы. Источники, функции и признаки недостаточности в организме незаменимых элементов. Вода

Растительные и животные жиры. Биологические функции жиров. Питательная ценность жиров. Причины нарушения обмена жиров в организме человека, возникновение патологий. Проблема ожирения, культура питания. Переработка природных жиров для получения непищевой продукции как пример нерационального использования природных ресурсов.

Демонстрации. Эмульгирование жиров.

Биологическая роль углеводов. Участие углеводов в обмене веществ в организме человека, основные этапы этого процесса. Спиртовое и молочно-кислое брожение в организме человека. Молочная кислота — причина утомляемости.

Производство сахара. Отходы сахарных заводов как загрязняющие вещества, пути их утилизации. Условия хранения продукции на заводах (сахарная пыль взрывоопасна). Профзаболевания работников сахарных заводов.

Демонстрации. 1. Обнаружение молочной кислоты в скисшем молоке и мышечной ткани.

Белки — главные носители жизни. Важнейшие биологические функции белков в организме человека. Растительные и животные белки. Проблема голода и пути ее решения. Понятие о биотехнологии. Сырье для получения искусственного белка, кормовых добавок для животных.

 

 

«Дорожка знаний»

 

Шагая называть макроэлементы (микроэлементы)

Эксперимент  «Определение питательных веществ в составе пищи»

 

«Тарелочка» Разложить картинки продуктов по тарелкам «Белки», «Жиры», «Углеводы»

 

Собрать из картинок продуктовую корзину (меню) по правилам сбалансированного питания

 

Тема урока

Цели обучения

Часы

Материал учебника

Дополнительная информация по экологии

Дых. упр.

Глазодв. упр.

 

Телесные упражнения

 

Мелкая моторика

 

Химические элементы в организме человека.

Процесс дыхания.

Лабораторный опыт № 11 «Исследование процесса дыхания»

7.5.1.3 -знать элементы, входящие в состав организма человека (О, С, Н, N, Ca, P, K)

7.5.1.4 -объяснять процесс дыхания

1

Элементы, водящие в организм человека. Дыхание. Фотосинтез

Содержание химических элементов в организме человека. Макро-, микро- и ультрамикроэлементы. Важнейшие элементы-биогены, особенности строения их атомов, способность к образованию специфических связей.

Лабораторный опыт №11 «Исследование процесса дыхания» (с.112 в учебнике [2]): выдыхание в известковую воду; продувание в зеркало.

 

 

Эксперимент «Определение кислорода в составе воздуха» (с.107 в учебнике [2])

 

 

 

 

 

Раздел: 7.4B Геологические химические соединения (4 ч.)

 

Тема урока

Цели обучения

Часы

Материал учебника

Дополнительная информация по экологии

Дых. упр.

Глазодв. упр.

 

Телесные упраж-нения

 

Мелкая моторика

 

Полезные геологические химические соединения. Состав руды

 

7.4.2.1 -понимать, что земная кора содержит много полезных химических соединений

7.4.2.2 -понимать, что некоторые минералы и полезные природные соединения относятся к рудам

7.4.2.3 -описывать процесс переработки руды для получения металла

2

Химический состав земной коры. Полезные геологические соединения минералы. Горные породы. Добыча руд и получение металлов. Руда. Минералы. Сплавы. Нахождение металлов в природе

Проблема истощения невозобновляемых источников энергии. Загрязнение биосферы продуктами сгорания природного газа и угля. Парниковый эффект, пути решения проблемы. Опасность глобального потепления климата.

Твердое топливо. Открытые и закрытые месторождения каменного угля, проблемы их экологически безопасной разработки. Интенсивная запыленность и нарушение водного режима территорий, прилегающих к угольным разрезам. Угольная пыль как опасный аллерген. Загрязнение окружающей среды при добыче, транспортировке, хранении и переработке твердого топлива. Проблема метана в угольных шахтах. Способы сжигания твердого топлива. Продукты неполного сгорания топлива, их влияние на организм человека. Природоохранные меры в угольной отрасли промышленности. 

Развитие производства синтетического жидкого топлива из угля. Альтернативные источники энергии с точки зрения экономической и экологической выгоды. Получение биогаза из бытовых отходов. Понятие о комплексном использовании органического ископаемого топлива. Природозащитные мероприятия в отраслях промышленности, добывающей и перерабатывающей ископаемое топливо.

 

 

 

Пальчиковая гимнастика

1)«Минералы»

Привести не менее 5 примеров минералов, которые вы знаете.

2)Назовите 5 металлов, которые встречаются в природе в самородном виде.

 

«Пазлы»

Собрать диаграмму «Нахождение металлов в природе»

Полезные ископаемые Казахстана.

Экологические аспекты добычи минералов

7.4.2.4 -знать, какими минеральными и природными ресурсами богат Казахстан и их месторождения

7.4.2.5 -изучить влияние добычи природных ресурсов на окружающую среду

2

Минеральные и природные ресурсы Казахстана. Полезные ископаемы. Нефть. Природный газ. Уголь. Нерудные полезные ископаемые. Влияние добычи полезных ископаемых на окружающую среду. Природные ресурсы. Возобновляемые ресурсы. Невозобновляемые ресурсы.

 

 

 

Пальчиковая гимнастика

А)Предложите 5 предметов, изготовленных: 1)из железа; 2)из меди; 3)из серебра.

Б)примеры предметов, сделанных из невозобновляемых ресурсов. Постарайтесь придумать им такую замену, чтобы использовать возобновляемые ресурсы.

 

Приклеить на карту Казахстана знаки добываемых полезных ископаемых.

 

Соотнести картинки (бензин, бронза, сталь, самолет, топливо для дома, топливо ТЭЦ, украшения) с названиями сырья (нефть, уголь, медь, железо, газ, серебро, алюминий)

 

«Узелок завяжется, узелок развяжется»

Один ученик завязывает узелок, называя экологическую проблему Казахстана, другой ученик определяет путь ее решения и развязывает узелок.

 

 

 

Наверх ". "
". "". "". "". "". "". "". "". "". "". "
"; ?>
Товар добавлен в корзину