ДОКУМЕНТЫ О РЕГИСТРАЦИИ
Приглашаем на "II Республиканскую предметную олимпиаду" учеников и учителей
Оставьте Ваши данные, чтобы всегда быть в курсе выгодных предложений!

 

 
Магазин: Корзина
КАТАЛОГ МЕРОПРИЯТИЙ:
КОНКУРСЫ ПЕДАГОГАМ
КОНКУРСЫ ШКОЛЬНИКАМ, СТУДЕНТАМ
КОНКУРСЫ ДОШКОЛЬНИКАМ
Новостная рассылка!
Online-консультант
Анна Анатольевна Пыхтина
Мы в соцсетях!
 
Вернисаж талантов
Мы со спортом дружим
Новый горизонт
Публикации
Педагогика творчества
Лучшая вариативная учебная программа
"Вдохновение"
"Оч.Умелые руки"
Мой любимый питомец
"Пластилиновое чудо"
Формативное оценивание: от теории к практике
Талант-шоу
Музыкальная сова
Конференция "Инновационные технологии в образовании и науке"
Конференция "Инклюзивное образование: теория и практика"

You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!

 
ОЗОРНОЕ ЛЕТО
Международный конкурс "Ношу на голове поля, но это вовсе не земля"
Международный конкурс "У цветов не бывает будней, они всегда одеты празднично"
Международный конкурс для дошкольников "Чей домик?"
Международный конкурс для педагогов "Талант педагога"

Молчанова Полина Николаевна, 7 "А" класс, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №29, р.п. Чунский, Чунского района, Иркутской области.

 

 

Руководитель: Лацигина Ольга Николаевна, учитель истории и обществознания, МБОУ СОШ №29, р.п. Чунский, Чунского района, Иркутской области

 

"РОЖДЕНИЕ ХРИСТИАНСКОЙ ДЕРЖАВЫ"

Молчанова П. Конкурсная работа-проект Рождение христианской державы.doc (161 КБ)

Презентация к проекту.pptx (509 КБ)

Презентация "Картинный ряд"

АННОТАЦИЯ

«Выбор веры – луч в оконце,

Словно солнца поворот.

В простоте сердечной Солнцем

Звал Владимира народ.

Благодать сошла Господня.

Озарился свет Христов.

Веры свет горит сегодня,

Став основой из основ»

Ирина Ревякина

 

Тема "Крещение Руси" представляет собой большой интерес для изучения и исследования. Князь Владимир: его деятельность, личность, роль в судьбе древней Руси – вопросы, интересующие и привлекающие внимание. Благодаря летописцам известно, что христианство на Руси наблюдалось очень давно, медленными темпами вписывалось в жизнь русичей. Отдельные группы населения в разные времена принимали крещение.

Изучая данную тему на уроках истории в 6 классе, мне захотелось глубже разобраться в причинах принятия Русью христианства.

Понять, почему здесь прижилась именно православная вера.

Какова историческая роль князя Владимира в этом процессе?

Какое значение имело принятие христианства для дальнейшего развития Руси?

В данном проекте раскрываются вопросы о причинах принятия христианства, об основных направлениях деятельности князя Владимира для укрепления государства, о прогрессивном значении крещения Руси.

В ходе проектной работы было проведено исследование по теме «Приятие христианства на Руси: была ли альтернатива?»

Цель проекта:

Изучение и исследование информации об истории крещения Руси.

Доказательство прогрессивности этого процесса.

Задачи проекта:

  1. Выявить причины возникновения христианства у восточных славян, доказать прогрессивное значение крещения Руси; показать значение деятельности князя Владимира для укрепления Древнерусского государства.
  2. Формировать основы исследовательской деятельности.
  3. Создать условия для развития  умений работать с различными источниками информации, систематизировать материал, публично выступать.
  4. Способствовать воспитанию уважения к  истории и прошлому своего народа, формированию гуманистических и гражданских позиций, пониманию роли личности в истории.

Гипотеза:

Может ли личность повлиять на историю государства?

Основополагающий вопрос:

Для чего нужна религия?

Проблемные вопросы:

  1. Почему Русь поменяла веру?
  2. Князь Владимир – язычник. Почему он принимает христианство?
  3. Тормозит или помогает религия развитию молодого государства?
  4. Почему выбрали христианство по византийскому образцу?
  5. Какую роль в истории Руси сыграло ее крещение?

План работы:

  1. Постановка целей и задач, планирование объема работы.
  2. Работа с различными источниками информации с целью поиска ответа на поставленные вопросы.
  3. Изучение и анализ древнерусской летописи «Повесть временных лет».
  4. Написание реферата по разработанному плану.
  5. Исследовательская работа по теме «Принятие христианства на Руси: была ли альтернатива?».
  6. Подбор художественных (картин, миниатюр, гравюр) и литературных произведений по отдельным вопросам плана.
  7. Создание презентации «Картинный ряд к проектной работе «Рождение христианской державы».
  8. Представление итогов работы на уроке истории для одноклассников.

Метод исследования:

познавательно-поисковый

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

I.       Крещение Руси при князе Владимире Святославиче – важнейший поворотный момент, с которого берет отсчет история Руси как равноправной сестры в семье христианских стран Европы. Именно с этого времени Русь осознает себя единым целым. Власть начинает строиться как истинное государство с одним для всех писаным законом. И тогда же на страницах русских летописей предания сменяются подлинной историей, записывавшейся очевидцами событий. Удивляться этому не стоит, ведь именно христианство принесло на Русь книжность и положило начало летописанию.

Достоверная история нашего Отечества – это изначально история Руси христианской.

          В X веке Древнерусское государство объединяло в себе много племён, которые были язычниками и поклонялись разным божествам. Мир представлялся им состоящим из злых и добрых духов.

Киевский князь Владимир стремился к объединению восточнославянских земель. Его религиозный путь был долог и непрост. Воспитанный  христианкой Ольгой, он с юности испытывал к христианству интерес. Но не более. В первые годы правления Владимир был ревностным и искренним язычником. Свою деятельность он начал с попытки свести в одно верования различных племён. В 980 году Владимир предпринял религиозную реформу. Из многочисленных языческих богов он выбрал шесть во главе с княжеским богом-громовержцем Перуном, которых провозгласил верховными божествами на территории государства. Перед этими идолами совершались языческие обряды, жертвоприношения. Поклонение другим богам преследовалось. Однако такой эксперимент не удался. Культ Перуна не прошел в массы. Ему про­тивостояли другие языческие боги, которым поклонялись славянские и неславянские племена Киевской Руси. Не получилось сотворить единое целое со всеми племенами. Язычество оказалось не той религией, которая может скрепить Киевскую Русь.

Историческая практика показала, что это единство лучше других обеспечивают так называемые мировые религии: христианство и ислам.

         Необходимость новой религии определялась социально-политическим развитием страны. Принятию на Руси христианства как государственной религии способствовало ряд причин.

Причины были разные: политические, дипломатические, культурные.

Политические:

  1. Стремление киевского князя сплотить все племена Древнерусского государства и содействовать образованию его территориального единства.

С ликвидацией самостоятельности славянских союзов складывалась структура единого государства с единой династией во главе, с единым господствующим слоем, представленным военно-служилой знатью (включавшей дружину киевского князя и дружины его родственников-вассалов). В этих условиях оказались непригодными для центральной власти старые центры племенных княжеств, создавались новые, в которых располагались князья – родственники киевского правителя.

     Единому государству должен был соответствовать и единый религиозный культ.

  1. Необходимость укрепить княжескую власть на Руси.

Примером была Византия, самая могущественная держава в Европе. Власть императора была здесь почти неограниченной, и церковь способствовала ее укреплению. К тому же византийская церковь, в отличие от римской, полностью зависела от императора.

Дипломатические причины:

  1. Киевской Руси необходимо было стать равной другим развитым странам. Расширить связи с ними.

Языческая Русь не могла входить, как полноценный член ни в какие международные союзы и была обречена на политическую изоляцию, прежде всего в Европе, где не хотели заключать династических браков, а также торговать с язычниками. Здесь уже затрагивались экономические вопросы жизни государства, вопросы дальнейшего развития и сохранения Руси как единого и могучего, способного защитить себя государства.

Для утверждения Руси, как современного государства на политической карте мира, необходимо было перестроить страну на новый лад, который был принят в большинстве цивилизованных государств, как Европы, так и Азии, а в те времена главным просветительским и объединяющим фактором являлась именно Церковь.

  1. Союз с Византией был необходим для укрепления растущего авторитета древнерусского государства. Для славян Византия была таким же символом мощи, богатства и державного блеска, как и длядругих сопредельных государств, только начинающих строить и укреплять свою государственность.
  2. Союз с Византией открывал необходимые перспективы, как для дальнейшего военного, так и экономического роста.
  3. Византийский император Василий II (976-1025 гг.) искал союзника против претендента на престол военачальника Варды Фоки и обратился за помощью к Владимиру Киевскому, соглашаясь выдать за него сестру Анну.
  4. Такой союз высоко поднимал политический статус киевских князей, но, не приняв крещения, Владимир не мог жениться на принцессе.

Культурные причины:

  1. Стремление киевского князя ускорить складывание единой древнерусской народности.
  2. Способствовать консолидации древнерусского сознания – как этнического, так и государственного.
  3. Развить славянскую письменность.
  4. Повысить уровень земледелия, ремесел и строительства.
  5. Укрепить семью, ввести новую мораль.
  6. Желание познакомиться с византийской культурой. Через Византию из глубины веков в Древнюю Русь активнее могло начать проникать влияние мировой цивилизации.

II.      В 985г. великий князь Владимир Святославич выступил в поход на Волжскую Булгарию и на пытавшихся воссоздать свой каганат хазар. Князь одержал над булгарами победу и вернулся в Киев. Сюда к нему в 986 г. прибыли для утверж­дения мира послы из Волжской Булгарии и Хаза­рин. И внезапно князь заговорил с ними о вере, причём расспрашивал их заинтересованно, явно выбирая. И послы начали «учить» князя.

В окружающем мире христианство одер­живало одну победу за другой. Крещение уже приняли не только сербы, хорваты и болгары, но и поляки, и датчане. Повсюду христианский Бог одерживал верх над богами языческими. Владимир, как и всякий человек, верующий в сверхъестественные силы, разумеется, задумывался о при­чине. В самом Киеве христиан было уже немало. В 983 г. киевские жрецы попытались принести в жертву Иоанна, сына крещёного варяга-дружинника Феодора. Тот не отдал сына в жертву языческим «бесам», и оба они погибли от рук киевской толпы.

Владимир не мог не видеть, что моральная победа осталась за христианами.

Но в то время как к западу от Руси распространялось христианство, на вос­токе усиливался ислам. Мусульмане тоже учили о едином Боге, и различия языч­ник Владимир пока не понимал. В ислам давно уже обратились волжские булгары, а теперь под давлением хорезмийцев его принимали и хазары. Так что разговор, заведённый Владимиром о вере с булгарскими послами, был не случаен.

Князя, хоть он и спрашивал: «Какова вера ваша?» — интересовало не столь­ко богословие, сколько особенности повседневной жизни, «закон». Послы познакомили Владимира с основными предписаниями ислама, с обязанностя­ми и правами правоверного. Простота нравов в сочетании с верой в единого Бога поначалу привлекли князя. Он особо обратил внимание на разрешение многоженства — Владимир имел нескольких жён и сотни наложниц. Расторгать браки с княгинями, матерями своих детей, князю совсем не хотелось. Но многое в столь чётких и простых требованиях ислама противоречило обычаям и укладу жизни славян. Да и у самого Владимира требования обрезания, отказ от свинины и вина вызывали отторжение.

В Киеве уже при Ярополке работала небольшая миссия из Западной Европы. Эти люди пытались склонить растущую христианскую общину к латинско-папскому обряду. Известие о возможном принятии ислама встревожило посланцев Рима. Они добились встречи с Владимиром. Князь охотно согласился выслушать и христиан, единоверцев Ольги. В то время раскол между православным греческим Востоком и католическим латинским Западом только ещё назревал. Владимир в их рас­хождения не вникал и едва ли знал о них в деталях.

Повесть временных лет рассказывает, что иноземцы из Рима обратились к князю со словами: «Пришли мы, посланные папой. Так говорит тебе папа: «Земля твоя такая же, как и наша, а вера ваша не похожа на веру нашу, так как наша вера – свет; кланяемся мы Богу, сотворившему небо и землю, звезды и месяц и все, что дышит, а ваши боги – просто дерево». Владимир же спросил их: «В чем заповедь ваша?». И ответили они: «Пост по силе. Если кто пьет или ест, то все это во славу Божию», – как сказал учитель наш Павел». Сказал же Владимир немцам: «Идите, откуда пришли, ибо отцы наши не приняли этого» (Откуда есть пошла Русская земля. Века VI-X. Кн. 2 / Сост. А.Г. Кузьмина. – М.: Мол. Гвардия, 1986. – с.520).

Иудейские раввины, прибывшие с хазарским посоль­ством, предлагали князю принять иудаизм. После того как хорезмийцы навязали Хазарии ислам, Русь могла стать заме­ной рухнувшей державе.

«Пришли хазарские евреи и сказали: «Слышали мы, что приходили болгары и христиане, уча тебя каждый своей вере. Христиане же веруют в того, кого мы распяли, а мы веруем в единого Бога Авраамова, Исаакова и Иаковля» (Откуда есть пошла Русская земля. Века VI-X. Кн. 2 / Сост. А.Г. Кузьмина. – М.: Мол. Гвардия, 1986. – с.520).

Однако иудеев Владимир слушал, скорее всего, с другой целью. В Киеве имелась еврейская община, но их религия более не была государственной ни в одной стране мира. «И спросил Владимир: «Что у вас за закон?». Они же ответили: «Обрезаться, не есть свинины и заячины, соблюдать субботу». Он же спросил: «А где земля ваша?». Они же сказали: «В Иерусалиме». А он спросил: «Точно ли она там?». И ответили: «Разгневался Бог на отцов наших и рассеял нас по различным странам за грехи наши, а землю нашу отдал христианам». Сказал на это Владимир: «Как же вы иных учите, а сами отвергнуты Богом и рассеяны? Если бы Бог любил вас и закон ваш, то не были бы вы рассеяны по чужим землям. Или и нам того же хотите?» (Откуда есть пошла Русская земля. Века VI-X. Кн. 2 / Сост. А.Г. Кузьмина. – М.: Мол. Гвардия, 1986. – с.520).  

Цель князя была иная: выслушать «критику со стороны» в адрес ислама и христианства. Этого он добился с лёгкостью. Принимать же иудаизм в его планы не входило. «Испытывать» эту веру он позднее и не подумал.

Владимир созвал на совет бояр и старцев, сказав им: «Вот приходили ко мне болгары, говоря: «Прими закон наш». Затем приходили немцы и хвалили закон свой. За ними пришли евреи. После же всех пришли греки, браня все законы, а свой восхваляя, и многое говорили, рассказывая от начала мира, о бытии всего мира. Что же вы посоветуете? Что ответите?» (Откуда есть пошла Русская земля. Века VI-X. Кн. 2 / Сост. А.Г. Кузьмина. – М.: Мол. Гвардия, 1986. – с.521).

Киевская знать ответила князю: «Знаешь, княже, что своего никто не хулит, но хвалит. Если хочешь разницу между ними испытать, то имеешь у себя мужей. Послав, испытай каждую службу, кто как служит Богу».

Характерно, что возражений против собственно перемены религии не прозвучало, как только князь высказал свой скепсис в отношении веры Отцов, разделявшие его новый образ мыслей выступили открыто. Противники же, если были, предпочли промолчать. На язычников магически действовал авторитет князя как верховного священнослужителя и потомка богов.

Решение направить послов для «испытания веры» на Запад и на Восток давало обеим «партиям» отсроч­ку.

Западному посольству не пришлось ездить далеко — латинский обряд утвердился уже и в Чехии, и в Польше. Вернувшись, подданные доложили князю: «Пришли в Нем­цы. Видели их в храме творящими службу, а красоты не видели никакой» (Откуда есть пошла Русская земля. Века VI-X. Кн. 2 / Сост. А.Г. Кузьмина. – М.: Мол. Гвардия, 1986. – с.522).

Четверо посланников, поехавших на Восток, побывали в Волжской Булгарии, а оттуда направи­лись в Хорезм. Хорезмийский эмир Мамун радушно принял их и отправил с ними для обращения русских одного из своих придворных вероучителей. Но сложилось иначе.

Русичи остались не в восторге от мусульманского богослу­жения и обычаев. Их взгляд типичен для иной культуры, столк­нувшейся с чем-то совершенно незнакомым и непонятным: «Ходили в булгарам, смотрели, как они молятся в храме, то есть в мечети, стоят там без пояса; сделав поклон, сядет и глядит туда и сюда, как безумный, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не добр закон их» (Откуда есть пошла Русская земля. Века VI-X. Кн. 2 / Сост. А.Г. Кузьмина. – М.: Мол. Гвардия, 1986. – с.522).

Связи Руси с исламскими народами были пока весьма отдалён­ны. На самой Руси мусульманских обшин не существовало. Не возникло и теперь. Впрочем, с Хорезмом Владимир ссорить­ся не хотел и посланнику эмира позволил остаться в Киеве.

Между тем развернулись события, изменившие всё.

Ранней осенью 987г. неожиданно в Киев прибыло посольство из Константинополя. В 971 г. Святослав, заключая мир с Византией, поклялся: «Если иной кто помыслит на страну вашу, то и я буду против него и стану бороться с ним». И вот от его сына требовалось выполнить клятву. Скованная многолетней Болгарской войной на Дунае, Византия подверглась теперь и иной опасности. Против императоров-братьев Василия и Константина вос­стал командовавший малоазиатски­ми войсками империи полководец Варда Фока. Сил на борьбу с ним не было, поэтому правители обра­тились за помощью к Руси.

Слухи об иноземных пропо­ведниках в Киеве уже достигли Византии, и императоры включили в посольство некоего философа, поручив ему побеседовать о вере. Принятие Русью ислама могло повредить необходимым империи союзным отношениям.

Владимир признал верность союзническим обязатель­ствам, но выдвинул и своё условие: потребовал отдать ему в жёны сестру императоров Анну. Это сватовство, при всей несбыточности ожиданий князя-язычника, давало повод заговорить с ним о вере.

«Греки хулили все законы, а свой хвалили, — сообщил князь дружинникам. — И много говорили, рассказывая от начала мира. Хитро говорили, и чудно слушать их, и любо каждому. О другом свете рассказывают — «если кто веру­ет в нашу веру, то, умерев, опять восстанет, и не умирать ему вовеки. Если в иной закон вступите, то на оном свете в огне гореть».

Для «испытания» греческого христианства в Византию отправили посольство из десяти дружинников. Торжественная служба в Святой Софии с участием пат­риарха и императора восхитила руссов,  докладывали они потом князю в Киеве: «И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, – знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве». Сказали же бояре: «Если бы был плох закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, которая была мудрейшей из всех людей» (Откуда есть пошла Русская земля. Века VI-X. Кн. 2 / Сост. А.Г. Кузьмина. – М.: Мол. Гвардия, 1986. – с.523).

С этих слов Владимир ощутил всю пышность греческого обряда. Однако внешняя сторона, конечно, не являлась главной в окончательном выборе.

Решающим фактором обращения к религиозно-идеологическому опыту Византии явились традиционные полити­ческие, экономические, культурные связи Киевской Руси с Визан­тией. В системе византийской государственности духовная власть занимала подчиненное положение от императора. Это соответство­вало политическим устремлениям князя Владимира. Не последнюю роль сыграли и династические соображения. Принятие православия открывало дорогу для брака Владимира с сестрой византийского императора принцессой Анной — и, таким образом, еще в большей мере закрепило дружеские отношения с такой влиятельной держа­вой, как Византия. Дружба с Византией не только открывала доро­гу к расширению торгово-экономических и культурных связей, но и в какой-то мере защищала Русь от набегов многочисленных коче­вых племен, населявших Великую степь к северу от Черного моря, которых Византия постоянно использовала в борьбе со своим север­ным соседом:

И еще один момент сыграл свое значение при выборе право­славия. В католицизме богослужение происходило на латинском языке, тексты Библии и других богослужебных книг — на этом же языке. Православие не связывало себя языковыми канонами. К то­му же в этот период православие утверждалось в славянской Бол­гарии. Таким образом, богослужебные книги и весь обряд в языко­вом отношении были родственны населению Киевской Руси. Че­рез болгарские богослужебные книги и болгарских священнослу­жителей православие начало утверждаться в духовной жизни русского общества.

Владимир оказал Византии помощь против мятежников в Малой Азии, отправив туда несколько тысяч воинов. Тогда же он со всей семьёй принял крещение в Киеве. Не все источники согласны с этим, но утверждается в наиболее ранних, близких к событиям. Произошло это в начале 988 г.

Однако договорные обязательства не были выполнены византийскими императорами. Они всё ещё видели в киевском князе язычника и «варвара», а следовательно, возможного врага. Получив помощь, они вовсе не собирались выдавать за него сестру. Более того, Владимир не дождался даже обещанных ему христианских священнослужителей. Разгневанный, он решил начать войну с Византией. В ноябре 988 г. его флот появился под стенами Херсонеса, по-русски Корсуни, — столицы византийского Крыма. Город упорно оборонялся. Но весной 989 г. Владимир хитростью принудил его к сдаче. Однако в отличие от своих воинствен­ных предков князь искал не ратной добычи, а прочного мира. В самом своём успехе он уже видел знак от христианского Бога. Из Херсонеса Владимир отправил посольство в Константи­нополь, требуя от императоров выдать за него Анну. Василий и Константин согласились, не имея иного выбора.

В Херсонесе князь венчался с Анной. Тогда он впервые открыто провозгласил себя христианином, и отсюда воз­никло предание о его крещении в Херсонесе. Вернувшись с миром в Киев, Владимир велел разрушить святилище Перуна. Язычники оплакивали своего бога, но воспроти­виться не осмелились. По княжескому приказу все горо­жане явились к месту впадения в Днепр речки Почайны и приняли крещение в её водах.

Но большая часть Руси крестилась добровольно. По всем городам строились церкви, в Киеве при княжеском дворе появилась первая школа. Русь, сплочённая на новой основе, вошла в сообщество христианских народов Европы.  Притом она сама стала теперь просветительницей сосед­них с ней языческих племён. Принятие ими христианства полностью уравнивало их в правах с основным населением державы Рюриковичей, сближало обычаи и нравы.

Выбор веры князем Владимиром неизбежно порождает размышления на тему «упущенных» вероятностей. Могла ли Русь принять, скажем, ислам? Владимир – да. Русь — едва ли. Попытка введения совершенно новой и, что гораздо важнее, незнакомой веры в огромной и пока непрочной стране вполне могла кончиться её крахом. Пример обращенной в иудаизм Хазарии показателен.

Более вероятно, учитывая вековые усилия западных миссионеров, принятие христианства из папского Рима. Латинский обряд и затем католическая вера утвердились во многих славянских государствах: Польше, Чехии, Хорватии. Несомненно, что в случае победы западного христианства историческая судьба Руси и Европы в целом могла бы сложиться по-другому. Тогда мир не знал бы настолько самобытной и богатой русской культуры. Особая русская цивилизация не возникла бы. Русь разделила бы историческую судьбу латин­ской Европы, которая, возможно, простёрлась бы в итоге «от Дублина до Владивостока».

Кому-то такой вариант истории, наверное, покажется предпочтительным. Кому-то — определённо нет. Как бы то ни
было, история пошла по другому руслу. И со временем Русь, не разделившая путь ни католического Запада, ни мусульманского Востока, стала ядром православного мира, восприняв эту роль от погибшей Византии. Мира, ценности которого считают истинными миллионы не только русских людей.

III.  Принятие христианства в православной традиции стало одним из оп­ределяющих факторов нашего дальнейшего исторического развития.

Христианство создало широкую основу для объ­единения всех народов древнерусского общества. Исчезла граница между ру­сом и славянином, угро-финном и славянином и т.д. Все жители Руси приняли одну веру. Исчезли противоречия, которые были вызваны верой в разных языческих богов. Введение христианства принесло стране единство и примирение, способствовало укреплению княжеской власти. Князь теперь воспринимался, как посланник бога.

Христианство постепенно начало вы­теснять языческие обряды и традиции и на этой основе, произошла гуманизация общества. Церковь категорически запрещала человеческие жертвоприношения, убийство рабов.

На основе христианизации происходит становление ново­го типа государственности в Киевской Руси, которая в значи­тельной мере приобретает византийскую форму. Устанавливает­ся тесная взаимосвязь между светской и церковной властью, при главенстве первой над второй. В первой половине XI в, начинает­ся оформление церковной юрисдикции. В ведение церкви переда­ются дела о браке, разводе, семье, некоторые наследственные де­ла. К концу XII в. церковь стала осуществлять надзор за службой мер и весов. Значительная роль отводится церкви в международ­ных делах, связанных с углублением отношений с христианскими государствами и церквями.

В целом благодаря принятию христианства Киевская Русь бы­ла включена в европейский христианский мир, а значит и стала рав­ноправным элементом европейского цивилизационного процесса. Русь органично вписалась в европейскую культуру и дипломатические отношения с другими странами. Войдя в сферу христианской культуры, она стала развивать свою.

Значительным культурным переворотом бы­ло введение единой письменности. Братья–болгары  Кирилл и Мефодий бежали в Киев после завоевания их страны Византией. Введя в практику кириллицу, они передали и свои знания. Старославянский язык стал языком культа и религиозной литературы. На основе синтеза этого языка и восточнославянской языковой среды сформировался древнерусский литературный язык, на котором были написаны «Русская Правда», летописи, «Слово о полку Игореве» и т. д.
Русь не стала пассивным приложения византийской культуры, она и сама оказывала сильное влияние, трансформируя византийское наследие в духе местных традиций.

Принятие христианства способст­вовало становлению городской культуры в преимущественно сельскохозяйственной по роду жизнедеятельности стране.

Христианство повлияло на развитие ремёсел, перенимались приёмы кладки стен, возведение куполов, мозаика и т.д.

Каменное зодчество, фрески, иконопись появились на Руси также, благодаря христианству.  Развивались храмное строительство. Было построено много храмов (в Киеве – около 400 храмов, и не один из них не копировал другой). Под влиянием христиан развивалось книжное дело, лите­ратура, история и философия.

Центрами культуры стали монастыри. Там монахи – ученые стали вести летописи, переписывать и переводить книги, создавать оригинальные литературные сочинения. Среди монахов были врачи и учителя. При монастырях стали открывать школы.
После крещения Руси у страны стали развиваться и крепнуть внешние связи. В первую очередь, к нам пошел поток товаров, предметов культуры и науки из Византии. Эта страна с двух тысячелетней культурой оказала огромное влияние на Русь.

С принятием христианства Русь автоматически шагнула на другой виток развития.

ИССЛЕДОВАНИЕ В ПРОЕКТЕ

Содержание:

  1. Тема исследования
  2. Цель
  3. Задачи
  4. Гипотеза
  5. Методы
  6. Ход исследования
  7. Выводы
  8. Интернет – ресурсы

Тема исследования

Принятие христианства на Руси: была ли альтернатива?

Цель:

На основе изучения источников и литературы определить, почему князь Владимир выбрал именно христианство в качестве официальной русской религии.

Задачи:

  1. Рассмотреть религии, предложенные князю Владимиру.
  2. Сформулировать сильные и слабые стороны этих религий.
  3. Обозначить причины, повлиявшие на принятие христианства.

Гипотеза:

Христианская религия больше всего подходила славянским племенам, была ближе по их мировоззрению.

Объект исследования:

«Повесть временных лет»

Методы:

  1. анализ источников
  2. сравнение религий.

Ход исследования:

  • Определила внутренние и внешние причины выбора православия.
  • Выявила плюсы христианства для Руси.
  • Определила, почему альтернативы были не заметны для князя Владимира.
  • Ответила на вопрос, почему князь Владимир выбрал именно христианство в качестве официальной русской религии.

Выводы:

Христианство, заимствованное от греков, не отделенное полностью от Запада, в конечном счете оказалось ни Византийским, ни Западным, а русским. Это обрусение христианского верования и церкви рано началось и шло в двух направлениях.

Первое — борьба за свою национальную церковь в верхах. Греческие митрополиты встретились на Руси с тенденцией к самобытности. Первые русские святые были возвеличены по причинам политическим, не имеющим отношения к вере, вопреки мнению грека-митрополита.

Вторая струя шла из народа. Новая вера не могла вытеснить то, что было частью самого народа. Рядом с христианской верой, недостаточно крепкой в народе, были живы культы старых богов. Складывалось не двоеверие, а новая вера как результат обрусения христианства.

Попытка введения ислама – совершенно новой и незнакомой веры в огромной и пока непрочной стране вполне могла кончиться её крахом. Пример Хазарии показателен. В случае победы западного христианства историческая судьба Руси и Европы в целом могла бы сложиться по-другому. Тогда мир не знал бы самобытной и богатой русской культуры. Особая русская цивилизация не возникла бы.

Со временем Русь, не разделившая путь ни католического Запада, ни мусульманского Востока, стала ядром православного мира, восприняв эту роль от погибшей Византии. Мира, ценности которого считают истинными миллионы не только русских людей.

Итоги работы:

  1. Я захотела глубже разобраться в причинах принятия Русью христианства, значении крещения для дальнейшего развития государства, исторической роли князя Владимира в этом процессе.
  2. Поставила цели и задачи, спланировала объем работы.
  3. Изучая литературу по данной теме, работала с различными источниками информации: офисными ресурсами и Интернет ресурсами. На осенних каникулах работала в читальном зале Иркутской библиотеки имени Молчанова – Сибирского (г. Иркутск, ул. Лермонтова, 253).
  4. Изучила и проанализировала отдельные главы «Повести временных лет», относящиеся к данной теме.
  5. Написала реферат по разработанному плану.
  6. Провела исследовательскую работу по теме «Принятие христианства на Руси: была ли альтернатива?».
  7. Подобрала художественные (картины, миниатюры, гравюры) и литературные произведения по отдельным вопросам плана.
  8. Сделала презентацию «Картинный ряд к проектной работе «Рождение христианской державы».
  9. Представила итоги работы на уроке истории для одноклассников.

Заключение:

  1. Работая с различными источниками информации, я получили целостное представление об истории крещения Руси.
  2. Доказала прогрессивное значение принятия христианства для дальнейшего развития Киевской Руси.
  3. Проведя исследование «Принятие христианства на Руси: была ли альтернатива?», убедилась, что христианская религия больше всего подходила славянским племенам, была ближе по их мировоззрению.
  4. Показала прогрессивную роль деятельности князя Владимира для укрепления Древнерусского государства.
  5. Доказала гипотезу, что историческая личность может оказывать серьезное влияние на историю государства.
  6. Я планирую продолжить работу над проектом, изучая историю мировых религий и их влияние на судьбы народов и государств.

Список использованной литературы:

 
1. Большая детская энциклопедия: История России с древнейших времен до XIX века, 1999. – 927 с.

2. История России с древнейших времен до конца XVII века: историческая литература / Сост. С.Ю. Шокарев. 2001. – 592 с.

3. Россия: великие моменты истории / отв.ред. С. Экштут. 2009. – 335 с.

4. Откуда есть пошла Русская земля. Века VI-X. Кн. 2 / Сост. А.Г. Кузьмина. – М.: Мол. гвардия, 1986. – 702 с.

5. Крывелев И.А. История религий: Очерки в 2 т. Т. 1. – М.: Мысль, 1988. – 445 с.

6. Бычков В. 2000 лет христианской культуры. В 2-х тт. Том 2. Славянский мир. Древняя Русь. Россия. М. – СПб.: Университетская книга, 1999. – 527 с.

Интернет-ресурсы:

http://www.pravoslavie.ru/news/5238.htm

http://wikikurgan.orbitel.ru.wikipedia.org/wiki/

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/0/00/Anton_Losenko._Vladimir_and_Rogneda.jpg/503px-Anton_Losenko._Vladimir_and_Rogneda.jpg

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/45/Chersonesos_988_war_map.jpg

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/f/fe/Vladimir_campaign_on_Korsun_by_Roerich.jpg/800px-Vladimir_campaign_on_Korsun_by_Roerich.jpg

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/38/Radzivil_Vladimir_campaign_on_Korsun.jpg

http://biography.sgu.ru/bio/data/files/pictures/image/36447.jpg

Участники конкурсов:
Приглашаем на "Первую Республиканскую предметную олимпиаду" учеников и учителей
ОБУЧАЮЩИЕ ПРОГРАММЫ
Конференции
Фестивали
Олимпиады
Публикации
Рецензии

Подать заявку

Электронный или печатный вариант

Курсы повышения квалификации (дистанционные)

 "Внесение изменений в методику преподавания инструктора физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении в условиях реализации ФГОС"

Внесение изменений в методику использования ИКТ в современном дошкольном образовании в условиях ФГОС

"Развитие математической грамотности учащихся в условиях обновления содержания образования"

 Курсы повышения квалификации по предметам начальных классов в рамках обновления содержания образования РК

"Курсы повышения квалификации педагогических кадров "Развитие профессиональной компетентности музыкального руководителя в условиях обновления содержания дошкольного воспитания и обучения"

"Методика проектирования современного урока русского языка и литературы в условиях поликультурного и полиязычного образования" для учителей русского языка и литературы

"Формирование мировоззрения подрастающего поколения посредством музыки в условиях обновления содержания образования" для учителей музыки

Курсы профпереподготовки
Электронные курсы
СБОРНИКИ
Дистанционные Мастер-классы
ПУБЛИКАЦИИ
ПУБЛИКАЦИИ
Закажи публикацию на любую тему и получи СЕРТИФИКАТ
ДИСТАНЦИОННЫЕ МАСТЕР-КЛАССЫ
«Мой коллега – яркий пример компетентного педагога 21 века»
Изменим мир к лучшему!
Улыбнись всему миру
"Моя будущая профессия"
МЫ ЦЕНИМ - МЫ ДОРОЖИМ
"ТАЛАНТ ШОУ"
"Открытый урок"
Методическая система эффективного учителя
Золотые руки
Лучший медиаурок
Конференция Обновлённая программа образования: теория и практика
II конференция Новые подходы в преподавании и обучении в условиях обновления образования
"Инновационные методики и технологии в обучении"
Международная научно-практическая интернет конференция "АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ"
"Грани науки"
"Мастерская педагога"
"Лучшая презентация к уроку"
НПК "Новые подходы в обучении"
Золотое перо
Новые идеи
"Сто талантов"
ПУБЛИКАЦИИ
Наверх
Товар добавлен в корзину