ДОКУМЕНТЫ О РЕГИСТРАЦИИ
Приглашаем на "II Республиканскую предметную олимпиаду" учеников и учителей
Оставьте Ваши данные, чтобы всегда быть в курсе выгодных предложений!

 

 
Магазин: Корзина
КАТАЛОГ МЕРОПРИЯТИЙ:
КОНКУРСЫ ПЕДАГОГАМ
КОНКУРСЫ ШКОЛЬНИКАМ, СТУДЕНТАМ
КОНКУРСЫ ДОШКОЛЬНИКАМ
Новостная рассылка!
Online-консультант
Анна Анатольевна Пыхтина
Мы в соцсетях!
 
Вернисаж талантов
Мы со спортом дружим
Новый горизонт
Публикации
Педагогика творчества
Лучшая вариативная учебная программа
"Вдохновение"
"Оч.Умелые руки"
Мой любимый питомец
"Пластилиновое чудо"
Формативное оценивание: от теории к практике
Талант-шоу
Музыкальная сова
Конференция "Инновационные технологии в образовании и науке"
Конференция "Инклюзивное образование: теория и практика"

You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!

 
ОЗОРНОЕ ЛЕТО
Международный конкурс "Ношу на голове поля, но это вовсе не земля"
Международный конкурс "У цветов не бывает будней, они всегда одеты празднично"
Международный конкурс для дошкольников "Чей домик?"
Международный конкурс для педагогов "Талант педагога"

Матыгулина Татьяна Владимировна, учитель начальных классов, высшая категория, e – mail: matygulinat@mail.ru, ГОКУ "СКШИ г. Черемхово", Иркутская область

ИСПОЛЬЗОВАНИЕИ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ НЕСЛЫШАЩИХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

"Использование игровых технологий в системе коррекционно-развивающего обучения диалогической речи неслышащих младших школьников" Матыгулина Т.В.

Презентация "Использование игровых технологий в системе коррекционно-развивающего обучения диалогической речи неслышащих младших школьников" Матыгулина Т.В.

«Учить всех, учить каждого и всегда в ногу со временем»

       Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, развития его интеллекта, мышления - является речь. Речь  - это вид человеческой деятельности, процесс реализации мышления на основе использования языка.     

       Речь выполняет функции общения  и сообщения, самовыражения и воздействия на других людей. Умение полноценно общаться – одна из главных целей развития глухих, слабослышащих  школьников.

        Актуальность этой проблемы состоит в том, что обучение языку учащихся    в начальных классах, прежде всего, начинается именно с развития разговорной речи – как наиболее им доступной и естественной для организации непосредственного общения учителя с ребёнком и детей между собой. Кроме того, в процессе обучения диалогу  учащихся обеспечивается развитие их языковой  способности. Оно осуществляется за счёт частоты применения  школьниками речевых средств, вариативности высказываний, проведения аналогий, предугадывания ответов собеседника. Речевая деятельность учащихся совершенствуется в ходе развития разговорной речи на основе говорения, чтения, письма, дактилирования и слухозрительного восприятия. То есть диалогическая речь для младших школьников является как бы фундаментом на основе которого, в дальнейшем будет строиться развитие других форм речи (связной, письменной и др.)

          Поэтому целью моей деятельности является  повышение эффективности работы по развитию разговорной речи на уроках.

          Гуманизация образования, ориентация на личность и максимальное развитие ее уникальности, приоритет человеческого и личностного над другими ценностями – эти идеи побуждают к поиску адекватных им педагогических технологий. В своей работе особое внимание уделяю использованию  игровой технологии, так как считаю, что процесс обучения речи делается более доступным  и привлекательным  для неслышащих детей младшего школьного возраста. А в условиях специальной школы  использование игры  приобретает коррекционную направленность.                

        Нарушение слуха, особенно врожденное или наступившее в раннем возрасте, влечет за собой настолько тяжелые последствия для устной речи и ее развития у ребенка, что без специального педагогического вмешательства они оказываются непреодолимыми. В результате специального обучения неслышащие дети способны усвоить устную речь. Методы обучения, рассчитанные на «типичного» или «среднего» ребенка являются неподходящими для детей с нарушением слуха, поскольку существует общее недоразвитие речи и восприятия. Если ребенок не может научиться понимать речь и говорить естественным путем, то его надо целенаправленно этому учить с помощью специальных приемов, опираясь на другие сохранные системы. Они должны помочь ребенку компенсировать то, что он не слышит. Особенно продуктивно  в плане развития диалогической речи использование дидактической игры и игровых приёмов.

        Необходимость проведения  коррекционных методов через игру очевидна. Развитие диалогической речи в играх  имеет две зоны, зону актуального и ближайшего развития.  Актуальный - доступный  настоящему времени.  Зона ближайшего развития – это- то к чему мы должны стремиться.

       При работе с неслышащими  детьми, применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении  и воспитании.

       Одной из таких технологий, является игровая, представляющая собой систему применения различных дидактических игр в обучении.

      Использование игры в процессе обучения связано с ее преимущественными возможностями в решении дидактических задач, с ролью игровой деятельности в развитии личности.

      Игровая технология обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. В процессе игровой технологии ученик сталкивается с ситуациями выбора, в которых он проявляет индивидуальность, свободу в выборе заданий, содержания и организационных форм деятельности.

      В современных условиях учитель начальных классов просто не мыслит себя без знаний основ технологий игровой деятельности, как в учебном процессе, так и во внеклассной деятельности. Дидактические, организационно – деятельностные, ситуативные, ролевые – все эти игры становятся неотъемлемой частью образовательного процесса, процесса становления и развития младшего школьника.

     В дидактике начальной школы игра имеет особую роль. Одним из основных принципов технологии игровой деятельности в учебном процессе является принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы. Такая форма обучения позволяет:

  • во – первых, опираясь на ранее сформированные понятия, термины, суждения, знания, овладевать новыми,
  • во – вторых, помогает изученные понятия обогатить, дополнить новым содержанием,
  • в – третьих, установить новые связи и отношения изученных понятий с другими понятиями.

     Игра как метод получает всё больше распространение в обучении детей с нарушениями слуха. В многочисленных исследованиях А.Н.Леонтьева, Д.Б. Эльконина и др. педагогов подчеркивается, что игра способствует развитию личности ребенка в целом: его памяти, воображения, речи, мышления, эмоциональной сферы, самостоятельности и творческой активности. Особенно большое значение в специальной коррекционной школе придается использованию дидактических игр. Ценность их как метода заключается в том, что в игре глухие и слабослышащие дети легче усваивают сложный материал, так как запоминание в данном случае носит непреднамеренный характер.

Значение этих игр заключается в том, что, сохраняя игровую направленность, они своим содержанием позволяют реализовать последовательность, систематичность педагогической работы, направленность на усвоение детьми определенного речевого материала.

Дидактические игры по развитию речи направлены на решение следующих основных задач:

формирование словаря, работа над значениями слов и выражений, активизация словаря в разных видах речевой деятельности;

формирование разных форм словесной речи: устной, письменной, дактильной;

развитие связной речи детей, прежде всего разговорной, а также описательно-повествовательной.

     Игры не подразделяются на виды и группы, потому что при проведении каждой из них решается ряд задач. Так, при проведении одной и той же игры педагог может поставить задачу расширения и

 активизации   словаря детей, формирования умения понимать вопросы и отвечать на них.

     При проведении игр следует учитывать некоторые общие требования и рекомендации:

  • при выборе игр необходимо руководствоваться требованиями программ по развитию речи для глухих и слабослышащих детей определенного возраста, в частности, учитывать задачи работы по развитию речи, тематику и содержание занятий;
  • при проведении игр выбор форм речи (устная, письменная, дактильная) определяется требованиями программ по развитию речи;
  • при проведении всех игр с целью развития разговорной речи указанный словарный материал должен включаться в состав фраз, структура которых зависит от уровня речевого развития детей. В зависимости от ситуации общения с детьми данный речевой материал необходимо использовать в виде поручений, вопросов, сообщений;
  • в процессе проведения игр фронтальная работа должна сочетаться с индивидуальной, особенно по отношению к детям, испытывающим трудности в овладении речью.

     Организуя и проводя игру, учитель не только следит за соблюдением ее правил, но и руководит взаимоотношениями детей, используя их естественность для возникновения речевых контактов. Учитель определяет, какие фразы, типы высказываний будут использоваться с целью организации игры (речь ведущего, членов игры), какой словарный материал будет отрабатываться (названия овощей, фруктов, продуктов питания, игрушек, животных и т.д.). Фразы, организующие деятельность детей, выписываются на табличках, которые предъявляются им в процессе игры по мере потребности и остаются перед ними на все время игры.

     Нецелесообразно знакомить учащихся с подобным речевым материалом до игры, так же, как излишним является и предварительное объяснение ее правил. С тем и с другим школьники знакомятся непосредственно в ходе игровой деятельности.

      В своей работе использую дидактические игры на различных этапах урока: особенно на этапах повторения и закрепления. Место и характер игры определяю, исходя из работоспособности класса, его возбудимости или заторможенности, из сложности материала, с которым будут работать школьники.

      В первом классе уроки обучения грамоте и развития речи проводила с использованием дидактических игр и игровых упражнений, которые помогали активизации устной речи детей, развитию диалогической речи, уточнению и обогащению их словаря.

  1.  Уроки начинаю с артикуляционной гимнастики, для улучшения произносительной стороны речи.
  2. На этапе чтения слогов и слов использовала дидактические игры: «Буква потерялась», «Буквы спрятались», «Узнай слово».
  3. Для анализа слого – звуковой структуры слов проводила игры «Собери слово», «Отгадай слово», «Горки».

На уроках  использовала следующие игры:

«Что пропало?». Раскладывается на столе ряд предметов и предлагается детям запомнить их. Затем дети закрывают глаза, один предмет убирается. Открыв глаза, дети называют предмет.

«Мешочек». Ощупывая мешочек, ребенок пытается угадать, что в нем.

«Вертолина». Это диск, с вращающейся на оси стрелкой. Вокруг диска раскладываются предметы или картинки. Водящий запускает стрелку и называет предмет, напротив которого остановилась стрелка. Вместо предметов можно разложить таблички со словами или поручениями.

«Что там?» («Кто это?») Цель данной игры: научить детей задавать вопросы педагогу и детям, развивать диалогическую речь.

-Что там?

-Там мяч.

-Угадал (не угадал)

-Что там?

-Я не знаю.

-Спроси.

Игра «У кого?» проводится с целью активизации словаря по изученной теме.

Игра «Разрезные картинки» помогает активизировать в речи детей названия частей различных предметов. Например, дети покупают в магазине в разобранном виде (им выдаются разрезные на части изображения овощей, фруктов, мебели, посуды или одежды). Дети собирают посуду или одежду, комментируя свои действия:

Далее эту же игру провожу с целью развития диалогической речи. Дети составляют картинки и задают друг другу вопросы:

-Что у тебя?

-У меня яблоко. А у тебя?

-У меня апельсин.

      Далее в своей работе стала использовать игры – загадки, предназначенные для логического мышления младших школьников и развития устной речи. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения. Например, при изучении темы «Дикие животные» использовала следующие загадки:

Это дикое животное. У него длинные уши, короткий хвост. Кто это?

Затем предлагала детям составить загадки самостоятельно с опорой на табличку.

      В основе игры – беседы (диалога) лежит общение педагога с детьми, детей с педагогом и детей друг с другом. Особенно эффективны в этом плане игры, связанные с угадыванием, так как они очень интересны для детей и вызывают большую активность. Например, по теме «Фрукты - овощи» проводила игру «Угадай, что у меня». Дети задают вопросы:

  • Это овощ или фрукт?
  • Где растет?
  • Какой на вкус?
  • Какого цвета?
  • Какой формы?
  • Что из него можно приготовить?

     Ценность игры – беседы заключается в том, что она предъявляет требования к активизации эмоционально – мыслительных процессов: единства слова, действия, мысли и воображения детей.

      Для развития описательно – повествовательной речи провожу игру «Писатель».  Цель данной игры научить детей составлению описательного рассказа по плану (данному учителем).

План рассказа:

Кто это?

Как зовут девочку?

Куда идёт девочка?

С кем идёт девочка?

 Игры – поручения. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игра «Собери портфель в школу», «Наведи порядок в парте, шкафу».

      В дальнейшей работе я планирую проводить игры, с целью развития связной устной и письменной речи, с использованием прилагательных и глаголов;  выработки у детей навыка составления самостоятельного рассказа, ведения диалога.

     Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что организация и проведение игры – задача достаточно сложная и важная. От того, насколько тщательно спланирована игра, продуманы все структурные элементы игры, организованно общение детей, подобран дидактический материал, поддерживается эмоциональный настрой, атмосфера творчества и поиска, зависит успех ее использования как метода обучения для активизации речевой деятельности детей. Игровой метод имеет право на существование и дальнейшее развитие, так как оказывается эффективным для решения некоторых проблем формирования диалогической речи. Однако он не является целостной системой обучения речи.

      Игра будет иметь коррекционную направленность в том случае, если её использование будет соответствовать специфическим образовательным потребностям и занимать определённое место в комплексном коррекционно – развивающем воздействии.

     Чтобы научиться диалогу со сверстниками, ребенок должен приобрести положительный опыт взаимодействия хотя бы с одним партнером. Именно с такого общения в диалоге начинается развитие диалогической речи. 

Электронные ресурсы

  1. http://school54nk.ucoz.ru/load/nashi_uroki/1-
  2. http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00494376_0.html
  3. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie
  4. http://nenuda.ru/игровые-технологии-на-уроках-в-начальной- школе.html
  5. http://ru.wikipedia.org/wiki
  6. festival.1september.ru › articles/311759/
  7. http://atyrauobl.kz/tag/prav
  8. http://www.i-gnom.ru/books/doshkolnaya_pedagogika/dshped84.html)
  9. http://www.orenipk.ru/kp/distant/do/metod/3_2_6.htm
  10. http://horo.meta.ua/?type=1013&zodiak=4&time=1280091601
  11. http://www.pedlib.ru/Books/5/0486/5_0486-14.shtml
  12. http://www.scienceforum.ru/2014/743/6578

 

Участники конкурсов:
Приглашаем на "Первую Республиканскую предметную олимпиаду" учеников и учителей
ОБУЧАЮЩИЕ ПРОГРАММЫ
Конференции
Фестивали
Олимпиады
Публикации
Рецензии

Подать заявку

Электронный или печатный вариант

Курсы повышения квалификации (дистанционные)

 "Внесение изменений в методику преподавания инструктора физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении в условиях реализации ФГОС"

Внесение изменений в методику использования ИКТ в современном дошкольном образовании в условиях ФГОС

"Развитие математической грамотности учащихся в условиях обновления содержания образования"

 Курсы повышения квалификации по предметам начальных классов в рамках обновления содержания образования РК

"Курсы повышения квалификации педагогических кадров "Развитие профессиональной компетентности музыкального руководителя в условиях обновления содержания дошкольного воспитания и обучения"

"Методика проектирования современного урока русского языка и литературы в условиях поликультурного и полиязычного образования" для учителей русского языка и литературы

"Формирование мировоззрения подрастающего поколения посредством музыки в условиях обновления содержания образования" для учителей музыки

Курсы профпереподготовки
Электронные курсы
СБОРНИКИ
Дистанционные Мастер-классы
ПУБЛИКАЦИИ
ПУБЛИКАЦИИ
Закажи публикацию на любую тему и получи СЕРТИФИКАТ
ДИСТАНЦИОННЫЕ МАСТЕР-КЛАССЫ
«Мой коллега – яркий пример компетентного педагога 21 века»
Изменим мир к лучшему!
Улыбнись всему миру
"Моя будущая профессия"
МЫ ЦЕНИМ - МЫ ДОРОЖИМ
"ТАЛАНТ ШОУ"
"Открытый урок"
Методическая система эффективного учителя
Золотые руки
Лучший медиаурок
Конференция Обновлённая программа образования: теория и практика
II конференция Новые подходы в преподавании и обучении в условиях обновления образования
"Инновационные методики и технологии в обучении"
Международная научно-практическая интернет конференция "АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ"
"Грани науки"
"Мастерская педагога"
"Лучшая презентация к уроку"
НПК "Новые подходы в обучении"
Золотое перо
Новые идеи
"Сто талантов"
ПУБЛИКАЦИИ
Наверх
Товар добавлен в корзину