ОПЛАТА KASPI PAY
Подписаться на уведомления! Бесплатная информационная рассылка. Подпишись и будь в курсе всех событий!

 

 
Магазин: Корзина
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
Публикация материалов публикаций, семинаров, конкурсов, мастер-классов
Новостная рассылка!
Мы в соцсетях!
 

You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!

 

Открытый урок "Жанровое многообразие детского фольклора"

29 сентября 2020 г.

Мигунова Наталья Игоревна, педагог дополнительного образования, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №2" г. Тарко-Сале, РФ ЯНАО, г.Тарко-Сале

 

 

 

Открытый урок "Жанровое многообразие детского фольклора"

Открытый урок "Жанровое многообразие детского фольклора"

 

ПОСМОТРЕТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ   СКАЧАТЬ

Форма урока:

  • Урок – беседа, практическое занятие.

Тема урока: «Жанровое многообразие детского фольклора»

Цель урока:

  •    Знакомство с жанрами детского фольклора. 
  •    Формирование вокально-хоровых навыков на основе восприятия музыкального материала.
  •    Развитие художественно – творческой активности.

Образовательные задачи:

  •    Формирование вокально–певческих навыков на основе восприятия музыкальных образцов фольклора;
  •    Способствование успешной социализации посредством коллективной и коммуникативной деятельности учащегося.

Развивающие задачи:

  •    Развитие вокального слуха и певческого голоса;
  •    Развитие речи при помощи пальчиковой игры и речевых упражнений;
  •    Развитие художественно – творческой активности учащихся;
  •    Формирование художественного вкуса и эстетических представлений.

 

Воспитательная задача:

  •       Воспитание уважения и любви к народно – песенному искусству, потребности общения с лучшими образцами народной песни, желание слушать и исполнять музыкальный материал.

Методы обучения:

  •     «Подражания», который эффективен в процессе разучивания нового песенного материала;
  •     «Словесный».

а) Беседа;

б) Объяснение смысла разучиваемых вокальных упражнений и нового музыкального материала.

  •    «Быстрого ведения урока». Единый темпоритм занятия, яркая, эмоциональная подача изучаемого материала, смена форм работы способствует лучшей концентрации внимания учащихся.
  •    «Игровой» метод ведения урока превращает тренинг вокально-певческих навыков в занимательный и увлекательный процесс.

Музыкальный материал:

Г.М. Науменко  «Жаворонушки»; В. Григорьев  «Народные игры и традиции в России»; Соколова Ю. А. «Игры с пальчиками». М., 2006; Капица Ф. С., Колядич Т. М. «Русский детский фольклор». М., 2002.; Г. М. Науменко «Дождик, дождик, перестань». Русское народное детское музыкальное творчество. М., 1988; «Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки» / сост. Т. И. Тарабарина, Н. В. Ёлкина. Ярославль, 1997; Скопцов К. М. «Ты воспой, жаворонушек». Репертуарный сборник для детских фольклорных коллективов. Красноярск, 2002.

Дополнительный материал:

Презентация, дидактический материал, реквизит (маска козы, шкатулка с фантами), фортепиано, баян.

 

Ход урока:     Слайд №1

Педагог: Пожалуйте, ребята дорогие, пожалуйте! Рада всем вам я сердечно.  Давно вас жду, поджидаю, урок не начинаю. Прошу всех на свои места. А поначалу посидим рядком, да поговорим ладком. Слайд №2 Сегодня мы с вами познакомимся с жанрами детского фольклора (фольклор - английское слово в переводе означает народная мудрость или народное знание), это песни, исполняемые детьми, и песни взрослых, адресованные детям. Жанры детского фольклора: потешный и игровой. Слайд №3 Жанры потешного фольклора: потешки, прибаутки, загадки, небылицы, дразнилки, скороговорки. Жанры игрового фольклора: игры и считалки. В ходе нашего урока, при распевании и  разучивания музыкального материала, вы познакомитесь с некоторыми жанрами потешного и игрового фольклора, такими как: прибаутки, скороговорки, загадки, считалки и игры. Слайд №4 Итак, поначалу поднимемся, выпрямим спинки.

1. Вокально-речевое упражнение  на развитие артикулиционного аппарата (на экране) Слайд №5

Мы сегодня рано встали (встают на носочки),

Потянулись, позевали (тянутся к небу, зевают).

Мы катили колесо (вращательные движения губами),

Много нас, оно одно (влево, затем вправо)!

Скачет конь наш по полям (прищёлкивают языком),

Скачет тут и скачет там (прищёлкивают языком).

Гуля, гуля, голубок (имитируют воркование голубя),

Сизокрыленький  дружок.

Перестал пшено клевать,

Стал наш гуля ворковать.

Молодцы, а теперь:

2. Вокально- хоровое упражнение на дыхание  Слайд №6

(на экране)

Мы подуем высоко: у-у-у (поднимаются на носочки),

Мы подуем низко: у-у-у (приседают),

Мы подуем близко: у-у-у (дуют на ладонь).

Самолёты загудели (гудят низко),

Самолёты полетели (гудят высоко),

На полянку тихо сели, (присели, тихо и низко гудят),

Да и снова полетели (встают и громко и высоко гудят).

Молодцы, хорошо справились с упражнением. Давайте,  обратим внимание на то, чтоб у всех спины были прямыми, плечи спокойно опущенными, живот свободный. Смотрите перед собой вдаль как летящие птицы. Крыльями представим наши руки. Уложим большие пальцы рук на линию пояса и остальными пальцами обхватим поясницу.  Ноги поставим на ширине плеч.

 

 

3. Упражнение "Голошение", которое рефлекторно координирует работу дыхательной системы и голосового аппарата, даёт возможность в естественных условиях ощутить певческую опору, непроизвольно организуется высокая певческая позиция.

(на экране) Слайд №7

Станем ли, ребята,

Волосяночку тянуть.

А кто не дотянет,

Того за - а-а..волосы

Вдох!

Дети делают бесшумный вдох "в поясок" и "голосят", не переводя дыхания. Кто дольше всех протянет звук "а", тот победил.

Станем ли, ребята,

Волосяночку  тянуть.

Тянем - потянем

До самой до зи-и-и..мы.

Дети делают бесшумный вдох " в поясок" и "голосят", не переводя дыхания. Кто дольше всех протянет звук "и", тот победил и так далее на звук "е", "о", "у".

Станем ли, ребята,

Волосяночку  тянуть.

А кто не вытянет,

Тот слабый  челове-е-е..к. (на звук "е")

 

Станем ли, ребята,

Волосяночку  тянуть.

Тому, кто "о" не вытянет,

Мы вырвем  волосо-о-о..к. (на звук "о")

 

Станем ли, ребята,

Волосяночку тянуть.

Тому, кто "у" не вытянет,

Сто лет мычать "му-у-у.."

Похлопаем нашим победителям, которые дольше всех на дыхании держали звук, молодцы! Присаживайтесь ребята  на свои места, сейчас я вам загадаю загадку:

 

Пять братьев годами равные, а ростом разные? (пальцы)

Мы сейчас с вами поиграем в пальчиковую игру-гимнастику.

4. Пальчиковая игра (гимнастика).

(на экране) Слайд №8

Меж еловых мягких лап (поглаживают подушечками пальцев колени)

Дождик кап-кап-кап (стучат пальцами по коленям)

Где сучок давно засох (касаются колен первым и пятым пальцами раскрытых кистей рук)

Серый мох, мох, мох.

Где листок к листу прилип (поднимают руки над коленями, пальцы то складывают вместе, то раскрывают широко),

Вырос гриб, гриб, гриб. (поднимают руки вверх)

Кто нашёл его, друзья (указательным пальцем правой руки касаются поочерёдно всех пальцев левой руки)?

Это я, я, я (сжав все пальцы левой руки, кроме мизинца, показывают его)!

Молодцы, все справились хорошо!  Ребята, а у меня есть старинная бабушкина шкатулочка, которую  я  вам хочу показать.  В этой шкатулочке лежат фанты-загадки. По считалочке я определю того, кто будет тянуть первый фант.

Суп варили Тобики,

Помогали Бобики.

Прибегали кошки

Приносили плошки,

Стали кошки плошки мыть,

Выходи, тебе водить.

 

Учащийся берёт фант в нём загадка, педагог зачитывает:

1.Загадка (фант)

Маленький мальчишка в  сером  армячишке

По дворам шныряет, крохи собирает. ( воробей )

Давайте мы с вами  ребята встанем в круг и проговорим слова на распев:

Воробей, воробушек

Сел на колышек,

Смотрит на дорожку,

Ищет хлеба крошку.

Сидел, смотрел и опять полетел!

Теперь разучим мелодию. ( с ноты "фа" 1 окт.) - игра проводиться 3 раза под аккомпанемент баяна.

5. Упражнение на развитие головного регистра.

(на экране) Слайд №9

Дети садятся на корточки и запевают приговорку. Каждый раз на самом высоком звуке в мелодии (мелодия транспонируется по полутонам вверх) дети вытягиваются в полный рост, взмахивая руками - "крылышками", изображая птиц. Допев песенку до конца, все поднимаются и бегут по кругу, "чирикая" на высоких тонах и размахивая руками, как маленькие воробушки.

Ребята, а теперь по считалочке я выберу нового игрока, который будет тянуть следующий фант:

Я куплю себе дуду,

С ней на улицу пойду,

Громче дудочка дуди

Мы играем - ты води.

 

Учащийся вытягивает фант с новой загадкой.

2.Загадка (фант)

Бородой трясёт

Лыко дерёт

А лаптей не плетёт. ( коза или козёл )

6. Хороводная игра - подражание "Пошла коза по лесу", где учащимся закладываются хореографические элементы, умение петь в движении.

(на экране) Слайд №10

Проводиться хороводная игра "Пошла коза по лесу", перед началом игры сначала нараспев проговариваются слова, затем разучивается мелодия. Игра проводиться 2 раза (в тональности до мажор - и на полутон вверх).

Пошла коза по лесу, по лесу, по лесу,

Нашла себе принцессу, принцессу, принцессу.

Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем,

И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,

И ножками потопаем, потопаем, потопаем!

Головкой покачаем, качаем, качаем,

И снова начинаем, начинаем, начинаем.

Участники, взявшись за руки, ходят по кругу хороводным шагом. Ведущий, стоящий в центре круга, действует согласно тексту - выбирает любого игрока из коллектива и выполняет с ним заданные упражнения. После этого выбранный участник становится ведущим, а предыдущий становиться к остальным исполнителям в круг.

 

Остался в шкатулочке последний фант, а вытянет его тот, кто больше всех знает скороговорок. Итак, по очереди, чётко проговаривая, говорим скороговорки, я начинаю:

От топота копыт пыль по полю летит,

Пыль по полю летит от топота копыт,

По полю пыль летит от топота копыт.

 

Победитель вытягивает последний фант-загадка.

Загадка (фант)

Длинный тонкий стебелёк,

Сверху - алый огонёк.

Не растенье, а маяк-

Это ярко- красный...(мак).

7. Драматическая игра "Мак - маковистый"- реализация художественного образа в действии посредством синтеза диалога, музыкального припева и движения. Эта игра  даёт возможность с малых лет приучить детей к существующему порядку вещей и подготовить их к труду и самостоятельной жизни.

(на экране) Слайд №11

Сейчас мы с вами проговорим слова припева нараспев:

Вот и эдак, вот и так

Так и эдак, так и сяк.

Так сеют мак, так сеют мак.

Педагог показывает мелодию и разучивает с учащимися. Проводится игра один раз.

Мак – маковистый,

Тонкий – волокнистый,

Как сеют мак, как сеют мак?

Припев:  Вот и эдак, вот и так

               Так и эдак, так и сяк.

               Так сеют мак, так сеют мак.

 

Мак – маковистый,

Тонкий – волокнистый,

Как полют мак, как полют мак?

Припев:  Вот и эдак, вот и так

                Так и эдак, так и сяк.

                Так полют мак, так полют мак.

 

Мак – маковистый,

Тонкий – волокнистый,

Как растёт мак, как растёт мак?

Припев:  Вот и эдак, вот и так

                Так и эдак, так и сяк.

                Так растёт мак, так растёт мак.

 

Мак – маковистый,

Тонкий – волокнистый,

Как рвут мак, как рвут мак?

Припев:  Вот и эдак, вот и так

                Так и эдак, так и сяк.

                Так рвут мак, так рвут мак.

 

 

Мак – маковистый,

Тонкий – волокнистый,

Как едят мак, как едят мак?

Припев:  Вот и эдак, вот и так

                Так и эдак, так и сяк.

                Так едят мак, так едят мак.

 

Мак – маковистый,

Тонкий – волокнистый,

А где – же  мак, а где – же мак?

Все:         Весь ребята съели!

Припев:  Вот и эдак, вот и так

                Так и эдак, так и сяк.

                Съели весь мак, съели весь мак.

 

Заключительные слова:

 

Вот гулянье, так гулянье.

Песни пели, танцевали

В игры старые играли.

Вот настал момент прощанья

Будет кратка моя речь

Говорю вам до свидания

До счастливых новых встреч! - Слайд №1

Наверх ". "
". "". "". "". "". "". "". "". "". "". "
"; ?>
Товар добавлен в корзину