ОПЛАТА KASPI PAY
Подписаться на уведомления! Бесплатная информационная рассылка. Подпишись и будь в курсе всех событий!

 

 
Магазин: Корзина
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
Публикация материалов публикаций, семинаров, конкурсов, мастер-классов
Новостная рассылка!
Мы в соцсетях!
 

You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!

 

Применение инновационных образовательных технологий в преподавании русского языка и литературы

14 мая 2021 г.

Шинкаренко Ирина Николаевна, учитель русского языка и литературы, КГУ "Советская средняя школа имени У.М.Ахмедсафина", Казахстан, Северо - Казахстанская область, Аккайынский район, село Трудовое

Применение инновационных образовательных технологий в преподавании русского языка и литературы

Применение инновационных образовательных технологий в преподавании русского языка и литературы

Актуальность, идея, теоретическая база и технология опыта

Перед многими педагогами в процессе работы в школе встает вопрос повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, а значит, существует реальная необходимость разработать некую систему обучения, выявить влияние учебного материала, формы и последовательности его предъявления на развитие познавательных способностей школьников. В связи с переходом системы образования Республики Казахстан на обновленное содержание образования особо меня заинтересовали новые образовательные технологии. Эта проблема натолкнула меня на идею формирования своего педагогического опыта, тему которого можно сформулировать следующим образом: «Применение инновационных образовательных технологий в преподавании русского языка и литературы».

В основе представленного педагогического опыта лежит несколько идей:

1.Идея деятельностного подхода (обучение через практику, продуктивную работу учащихся в малых группах, развитие самостоятельности учащихся и личной ответственности за принятие решений).

2.Идея развития познавательной активности учащихся, их творческого потенциала, личностной мотивации.

3.Идея сотрудничества учителя и учащихся на основе взаимного уважения и доверия.

Эти идеи дали основание для формулировки моего педагогического кредо: «Каждому ученику – свое открытие на уроке». В современной педагогической практике нередко возникает противоречие между выдвигаемой учебной задачей «учить учиться» и уровнем развития познавательных способностей школьников. В данном педагогическом опыте представлена система используемых технологий, методических приемов, направленных на устранение указанного противоречия.

Цель опыта: внедрить в практику преподавания русского языка и литературы современные педагогические технологии, активные и интерактивные методы обучения, которые будут способствовать повышению эффективности учебного процесса.

Задачи опыта: 1.Адаптировать ту или иную современную педагогическую технологию к условиям своей практической деятельности.

2.Сформировать комплекс методов, приемов, наиболее успешно реализуемых при определенных условиях процесса обучения.

Достоверными признаками, характеризующими уровень развития познавательных способностей школьников, является степень развития памяти, внимания, наблюдательности, воображения и, кроме того, способности ученика к анализу и синтезу, обобщению и конкретизации, абстрагированию и переносу, то есть владение теми мыслительными процессами, которые отличают творчески активную личность. Необходимые для этого условия стремлюсь создать в ходе своей педагогической деятельности. Исходя из сказанного, можно подчеркнуть актуальность представленного педагогического опыта. Проблема повышения эффективности обучения русскому языку и литературе действительно значима в настоящее время. Особенности её решения отражены в моем педагогическом опыте.

 

В практике педагогической деятельности использую основы следующих современных технологий:

- технологии проблемного обучения;

- технологии развития критического мышления;

- информационно-компьютерных технологий;

- технологии личностно-ориентированного обучения;

- проективных технологий;

- здоровьесберегающих технологий.

Применение проблемного обучения на уроках русского языка и литературы считаю одним из действенных способов повышения эффективности учебного процесса. В основе теории проблемного обучения лежит идея о формировании познавательной активности личности через создание соответствующих дидактических и психологических условий. Проблемная ситуация характеризуется как активное психическое состояние, возникающее у личности при выполнении задачи в условиях субъективного открытия «новых знаний». Таким образом, ядром проблемной ситуации становится неизвестное новое знание, которое собственно и должен открыть для себя ученик, чтобы достигнуть поставленной цели. Для решения этой задачи ученику необходимо использовать специальные действия поиска нужного знания. Сущность проблемного обучения, таким образом, сводится к активной мыслительной обработке задания и самостоятельного вывода.

Цель технологии: овладение способом познания; развитие индивидуальных способностей; самостоятельное открытие знаний. В ходе своей педагогической действительности стремлюсь создать условия, способствующие возникновению у ученика потребности в поиске нового знания. Это условия для творческого поиска, развития интереса к материалу, удовлетворенности учебным процессом. Для развития познавательных способностей школьников использую систему определенных заданий и особых методических приемов. Одним из интересных для учащихся заданий, связанных с созданием проблемной ситуации, считаю задание, которое направлено на установление связей между отдельными языковыми элементами. Это задание «Найти лишнее слово». При изучении темы «Буквы з/с на конце приставок» предлагаю выполнить такого рода задание. 1.Беззаботный, ветреный, беспечный, беспокойный. 2.Бесчувственный, бездушный, бессодержательный, жестокий. В результате осуществления проблемного обучения развивается познавательная активность детей, появляется интерес к изучаемому материалу.

На уроках литературы проблемное обучение заставляет ученика мыслить, рассуждать решать какие-то трудные для себя задачи, а если ему не хватает данных, то он должен сам их искать.

Например, проблемная ситуация создаётся следующими вопросами:

- Кто главный герой романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка»?

- А почему же тогда А.С.Пушкин назвал свой роман «Капитанская дочка»?

- Что хотел сказать этим автор читателю? Считает ли он образ простой девушки-трусихи, какой мы видим её на протяжении почти всего романа важнее образа Петра Андреевича Гринёва или Емельяна Пугачёва?

Это заставляет учащихся задуматься над темой урока, по-новому взглянуть на учебный материал, иногда получаются настоящие «дебаты», которые запоминаются детям надолго.

С технологией проблемного обучения тесным образом связана технология развития критического мышления. Цель данной технологии – обеспечить развитие критического мышления через интерактивное включение обучающихся в познавательный процесс. В основе технологии лежит дидактический цикл, состоящий их трех этапов: вызова, осмысления, размышления. Первая стадия – вызов – активизирует имеющиеся знания, пробуждает интерес к теме. Вторая стадия – осмысление нового материала. На этой стадии использую различные методические приемы:

Прием «Чтение текста с остановками». Развивает простор для воображения: "А что же будет дальше?"

Прием составления концептуальной таблицы. По горизонтали записываются основные характеристики, по которым сравнивается явления или объекты, а по вертикали — отличительные свойства, по которым происходит сравнение.

Прием «Кластер» (представление информации в графическом оформлении). Кластер иногда называют «наглядным мозговым штурмом». Использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем.

Прием «Дерево мудрости». Учитель или каждый ученик записывает вопрос на листочке по тексту учебника, заворачивает его и крепит скрепкой к дереву. Вопросы распределены по уровням сложности: жёлтые – уровень знания, понимания и применения; зелёные – уровень анализа и синтеза; красные – уровень оценки. В конце урока обучающиеся по очереди подходят к дереву, «срывают» записку с вопросом, отвечают, а дома более полно готовят ответ на этот вопрос

«Тонкие» и «толстые» вопросы. Способ организации взаимоопроса учащихся по теме, при котором «тонкий» вопрос предполагает однозначный ответ (чаще это «да» или «нет»), а «толстый» (проблемный) требует глубокого осмысления задания, рациональных рассуждений, поиска дополнительных знаний и анализ информации.

Прием «Письмо по кругу». Класс делится на группы. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Предлагаю детям записать одно-два предложения по определенной теме. Затем листы передаются по часовой стрелке. Каждый должен прочитать написанное и продолжить записи. Так продолжается, пока лист не вернется к первому автору. Каждый ребенок читает написанное, затем слово предоставляется одному ученику, который вслух читает записи. Остальные дополняют, если не прозвучало то, что они считают важным. «Письмо по кругу» можно использовать как на стадии вызова, чтобы выяснить жизненный опыт детей по тому или иному вопросу, так и для проверки знаний учащихся. Этот прием может служить и другим целям. У детей часто возникает проблема с кратким пересказом художественных произведений, а «письмо по кругу» в увлекательной форме позволяет отработать этот навык.

На стадии рефлексии помимо широко известного синквейна (пятистрочные «стихотворения») использую такой прием, как диаманта (семистрочные «стихотворения» по алгоритму.

1.Одно слово (тема; имя существительное; имя/фамилия героя)

2.Два слова (определение; прилагательные)

3.Три слова (действие; причастия)

4.Четыре слова (ассоциация к первой строке; существительные)

5.Три слова (действие, связанное с темой последней строки; причастия)

6.Два слова (определение, связанное с темой последней строки; прилагательные)

7.Одно слово (тема, противоположная теме первой строки; существительное)

Пример «диаманты» к рассказу «Кавказский пленник» Л.Н.Толстого

1.Жилин

2.Смелый, свободолюбивый

3.Сражающийся, стремящийся, действующий

4.Свобода, смелость, активность, служба.

5.Боящийся, бездействующий, примирившийся

6.Трусливый, пассивный

7.Костылин

Помимо технологии развития критического мышления и проблемного обучения, активно внедряю в педагогическую практику информационно-компьютерные технологии. В качестве электронных форм контроля использую тесты, которые учащиеся выполняют индивидуально. Нередко тесты составляю сама, вывожу их на экран с помощью проектора либо использую специальные диски. Учебный материал, предназначенный для изучения, периодически представляю в виде самостоятельно подготовленных презентаций.

На уроках литературы иногда использую материал видеоуроков, приобретенный на сайте infourok.ru. Это позволяет организовать заочную экскурсию, увидеть места, связанные с жизнью и творчеством писателей. Не оставляют детей равнодушными отрывки из фильмов, снятых по изучаемым произведениям.

Обучающихся при изучении отдельных тем отправляю к сети Интернет. Где они могут получить информацию о различных словарях. Это дополняет традиционный вид работы с учебными словарями, что способствует формированию познавательных УУД. При подготовке к итоговой аттестации и ЕНТ незаменимы ресурсы образовательного портала «НЦТ».

Огромные возможности на уроках предоставляет интерактивная доска. Детям очень интересно выполнять задания, которые можно приготовить, используя возможности интерактивной доски. Благодаря наглядности и практике такие задания быстро запоминаются.

Нередко предлагаю учащимся такой вид работы, как разгадывание или составление кроссвордов. Для их составления использую программу Homacosoft Crossword Creator.

В практике педагогической деятельности использую проектные технологии. Проектные виды работ эффективны в достижении концептуальных для современного школьного образования личностных и метапредметных результатов. Результативность использования проектной технологии очевидна.

В практике педагогической деятельности также использую основы таких технологий, как: -технология личностно-ориентированного обучения; - здоровьесберегающие технологии; -тренинги. Тренинговые технологии предполагают проведение учебных занятий с большой долей практических упражнений, т.е. более 70% времени отводится на отработку навыков.

В ходе образовательного процесса важнейшее значение имеют здоровьесберегающие технологии. Мною используются следующие здоровьесберегающие технологии: организационно-педагогические (по снятию утомления зрения, по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата), психолого-педагогические. Поддерживаю санитарное состояние классов, обеспечиваю условия охраны труда, провожу физкультминутки, зарядки для глаз, рационально организую уроки.

Рассмотренные в опыте педагогические технологии применимы в работе всех преподавателей. Большой арсенал приемов и методов, на которых основан мой опыт, может быть полезен и интересен любому практикующему педагогу-предметнику. Таким образом, педагогический опыт был обобщен для накопления практического материала, отражающего педагогическое мастерство, были представлены новые оригинальные методы, приемы, формы обучения. Данный педагогический опыт призван обеспечить мотивацию обучения, активизацию познавательной деятельности обучающихся, развитие творческих способностей, гуманизацию обучения.

Анализ результативности.

Результаты работы:

- открытые уроки с последующим их обсуждением; проведение мастер-классов для педагогов школы и района;

- выступления на педагогических советах, заседаниях школьного и районного методических объединений учителей русского языка и литературы,

- участие в работе проблемных, творческих группах

- участие школьников в конкурсах сочинений, научно-практических конференциях

-стабильные результаты по русскому языку и литературе.

Формирование языковой и коммуникативной личности продолжается и во внеклассной работе (декада русского языка и литературы, факультативы, кружки, конкурсы, викторины).

За данный промежуток работы имею устойчивые положительные результаты обучения, благодаря грамотному и методически оправданному использованию в своей работе инновационных образовательных технологий. На уроках русского языка и литературы царит творческая атмосфера. На протяжении нескольких лет моим ученикам удавалось стать победителями и призерами муниципального этапа и призерами республиканского этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и литературе.

Под моим руководством дети с удовольствием занимаются проектно - исследовательской деятельностью и являются призерами и победителями различных республиканских и муниципальных конкурсов.

Наверх ". "
". "". "". "". "". "". "". "". "". "". "
"; ?>
Товар добавлен в корзину