ДОКУМЕНТЫ О РЕГИСТРАЦИИ
Приглашаем на "II Республиканскую предметную олимпиаду" учеников и учителей
Оставьте Ваши данные, чтобы всегда быть в курсе выгодных предложений!

 

 
Магазин: Корзина
КАТАЛОГ МЕРОПРИЯТИЙ:
КОНКУРСЫ ПЕДАГОГАМ
КОНКУРСЫ ШКОЛЬНИКАМ, СТУДЕНТАМ
КОНКУРСЫ ДОШКОЛЬНИКАМ
Новостная рассылка!
Online-консультант
Анна Анатольевна Пыхтина
Мы в соцсетях!
 
Вернисаж талантов
Мы со спортом дружим
Новый горизонт
Публикации
Педагогика творчества
Лучшая вариативная учебная программа
"Вдохновение"
"Оч.Умелые руки"
Мой любимый питомец
"Пластилиновое чудо"
Формативное оценивание: от теории к практике
Талант-шоу
Музыкальная сова
Конференция "Инновационные технологии в образовании и науке"
Конференция "Инклюзивное образование: теория и практика"

You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!

 
ОЗОРНОЕ ЛЕТО
Международный конкурс "Ношу на голове поля, но это вовсе не земля"
Международный конкурс "У цветов не бывает будней, они всегда одеты празднично"
Международный конкурс для дошкольников "Чей домик?"
Международный конкурс для педагогов "Талант педагога"

Титова Галина Орестовна, педагог дополнительного образования, Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования города Нижневартовска "Центр детского творчества", город Нижневартовск, Россия

Педагогический проект "Организация деятельности Музея школьного лесничества "Бурундучок"

Педагогический проект "Организация деятельности Музея школьного лесничества "Бурундучок"

ВВЕДЕНИЕ

        Сегодня, как никогда, перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и качественного экологического воспитания, и образования нового поколения.

       Министерством образования, Министерством природы России признано, что одной из перспективных форм экологического воспитания детей являются школьные лесничества (Приказ Федеральной службы лесного хозяйства России от 08.04.96 № 59).

В целях расширения контактов детей и подростков с природой, вовлечения их в природоохранную практическую деятельность, формирования осознанного и ответственного отношения к природным объектам при содействии Управления лесами ХМАО, Нижневартовского лесхоза на базе Центра детского творчества в 1999 году было создано школьное лесничество «Бурундучок».

С целью формирования у детей экологической культуры открыт Музей школьного лесничества «Бурундучок», который осуществляет свою деятельность в соответствии с программой «Зеленый дом». Программа деятельности Музея школьного лесничества «Зеленый дом» построена с учетом климатических и экологических особенностей Ханты - Мансийского округа - Югры и Тюменской области.

Осваивая программу, обучающиеся проявляют свои познавательные, творческие способности, приобретают теоретические знания и понимание существующих в природе взаимосвязей, целостного восприятия мира, природы и себя, как части её.

В программе представлена структура Музея школьного лесничества «Бурундучок», организация практической, агитационно-просветительской, пропагандистской, природоохранной, учебно-исследовательской деятельности.

Также программа Музея отражает организацию сотрудничества с учреждениями лесного хозяйства города Нижневартовска и района, учебными заведениями, готовящих специалистов по профилю, что помогает более подробно познакомить обучающихся с профессиями лесного хозяйства и определиться с дальнейшим профессиональным выбором.

    В качестве перспектив дальнейшего развития предполагается обновление, оформление и пополнение экспозиций Музея школьного лесничества, активное включение обучающихся в поисковую, учебно-исследовательскую и проектную деятельность.

     Музей осуществляет свою деятельность на основании регламентирующих документов - Положение о Музее школьного лесничества «Бурундучок» (Папка1. Дополнительные материалы).

I. ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ СОЗДАНИЯ МУЗЕЯ ШКОЛЬНОГО ЛЕСНИЧЕСТВА «БУРУНДУЧОК»

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно, относиться к природе они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо в период детства, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразиться в прочные убеждения. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем крае и стране.

Экологическое образование и воспитание экологической культуры подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями.

Одним из механизмов, обеспечивающих формирование экологически ориентированной личности, является дополнительное образование. Внеклассная и внешкольная работа по экологическому образованию дает много возможностей для непосредственного общения с природой, что позволяет расширить кругозор детей.

Учитывая, актуальность экологического воспитания, администрация муниципального автономного учреждения дополнительного образования города Нижневартовска «Центр детского творчества» на протяжении многих лет заключает договора о сотрудничестве и предоставлении услуг дополнительного образования и организации работы по экологическому образованию с учебными заведениями города.

С целью формирования у детей экологической культуры, разработана и реализуется программа «Зеленый дом» Музея школьного лесничества «Бурундучок». Программа    построена с учетом климатических и экологических особенностей Ханты - Мансийского округа - Югры и Тюменской области.

    Программа Музея «Зеленый дом» раскрывает проблемы, прогнозирует появление проблем и их последствий в жизни общества. Осваивая программу, обучающиеся проявляют свои познавательные, творческие способности, приобретают теоретические знания и понимание существующих в природе взаимосвязей, целостного восприятия мира, природы и себя, как части её. Актуальность программы Музея «Зеленый дом» заключается и в практической направленности на развитие личностных качеств обучающихся, воспитание активной жизненной и гражданской позиции.

    В городе Нижневартовске сложилась своя система дополнительного экологического образования детей. Дошкольники и младшие школьники овладевают основами экологических знаний на занятиях по экологии. Учащиеся среднего и старшего школьного возраста занимаются в различных кружках и клубах эколого-биологического направления, в научных объединениях юных исследователей природы, участвуют в экологических играх и конкурсах.

    В последние годы в экологическом образовании детей наметились тенденции перехода от частно-практического и общетеоретического уровней образования к продуктивной деятельности, что требует организации обучения и воспитания на основе деятельностного подхода.

II. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУЗЕЯ ШКОЛЬНОГО ЛЕСНИЧЕСТВА «БУРУНДУЧОК»

2.1. Традиции и инновации в деятельности Музея школьного лесничества «Бурундучок».

           Отличительными особенностями и новизной в работе Музея школьного лесничества являются:

  • учебно-исследовательская деятельность (в рамках программы возможно проведение учебно-исследовательской работы);
  • формирование навыков природоохранной деятельности (осуществление на практике мероприятий, направленных на сбережение и приумножение лесных богатств, сохранение и усиление защитных, оздоровительных и иных полезных природных функций леса);
  • профессиональная ориентация детей (в последнее время становится важной стратегией работы дополнительного образования);
  • организация и проведение творческих мастерских (конкурсы детских рисунков, листовок, плакатов; изготовление изделий декоративно-прикладного творчества; сочинения и т.д.);
  • проведение дополнительных занятий.

Деятельность Музея школьного лесничества базируется на следующих принципах:

  • непрерывности и комплексности – единство школьного и дополнительного образования в области экологии, природоохранной работы;
  • утверждение взаимосвязи музейной коммуникации с общим развитием личности;
  • утверждение экспоната и экспозиции как главных образовательных средств;
  • гуманности – педагогическая деятельность направлена на развитие ребёнка;
  • творческое активное отношение к окружающему миру.

      Для организации занятий в Музее активно применяются современные образовательные технологии и методики развития творческой активности. Эффективно используются компьютерные технологии в процессе обучения. Основой работы является личностно-ориентированные методики и здоровьесберегающие технологии.  Применяются нетрадиционные подходы, выявляется опыт детей, включением их в сотрудничество, активный поиск знаний; применяются методы работы подгруппами, коллективно, в паре; поисковые и проблемные методы. 

      Традиционными формами культурно-образовательной деятельности в Музее являются экскурсии, диалоги, лекции, кружки, праздники, ролевые игры, тематические вечера, встречи с интересными людьми.

      Традиционным стал и выпускной вечер школьного лесничества, где выпускники вручают самым маленьким лесоводам один из главных символов школьного лесничества «Кедровый орех», для продолжения природоохранной деятельности.

      Практическая часть работы Музея нацелена обеспечить приобретение навыков применения полученных теоретических знаний в практической учебной деятельности: умения вести наблюдения и исследования в природе, осуществлять мероприятия, направленные на охрану природных экосистем.

      Значимость деятельности Музея школьного лесничества «Бурундучок» заключается в профориентационной, эколого-биологической направленности. Она позволяет организовать планомерную работу с детьми по формированию экологической культуры и профессионального самоопределения.

      В Музей школьного лесничества приходят не только за знаниями, но и ради отдыха и развлечений. Для удовлетворения этой потребности в Музее используются такие культурно-образовательные формы, как встречи с интересными людьми, литературные вечера, театрализованные представления, кинопросмотры и т.д.

       Музей школьного лесничества «Бурундучок» является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность, самостоятельность обучающихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.

2.2. Роль Музея школьного лесничества «Бурундучок» в формировании экологической культуры обучающихся.

2.2.1.  Деятельность Музея школьного лесничества «Бурундучок».

       В 2005 году в целях сохранения истории школьного лесничества «Бурундучок» и экологического образования обучающихся в Центре детского творчества создан Музей школьного лесничества «Бурундучок», который является структурной единицей школьного лесничества «Бурундучок».

      Деятельность Музея школьного лесничества выстраивается по направлениям:

  • просветительское, пропагандистское;
  • природоохранное;
  • исследовательское;
  • образовательное;
  • профессионально ориентированное.

      Данные направления деятельности реализуются в рамках программы «Зеленый дом» Музея школьного лесничества «Бурундучок», которая предполагает продолжение экологического образования детей, рассчитана на обучающихся 6-15 лет и реализацию мероприятий через систему различных форм организации: это и сотрудничество с образовательными учреждениями города и района, организация выставок и экскурсий,   тематических теоретических и практических занятий, мастер – классов, творческих мастерских, встреч с интересными людьми, литературно-музыкальных гостиных   для воспитанников детских садов и учащихся школ города.

       В Музее школьного лесничества «Бурундучок» представлены экспозиции с историческими документами и информационные материалы:

- экспозиция «Нижневартовский лесхоз», повествует об истории создания и становления лесного хозяйства Нижневартовского лесхоза. Документы, фотографии, книги дают представление о нелегком, но таком нужном и почетном труде лесоводов;

- экспозиция «Страницы истории» освещает историю создания и становления школьного лесничества, на фотографиях первые выпускники и первые отряды юных лесоводов школьного лесничества, удостоверения, свидетельства, дипломы;

- экспозиция «Дороги, ведущие в лес», демонстрирует основные направления деятельности школьного лесничества;

- экспозиция «Школьное лесничество «Бурундучок», представляет обучающихся на различных конкурсах, соревнованиях, олимпиадах. Здесь собраны дипломы, грамоты кубки, медали, памятные сувениры, которые привезены из разных городов нашей необъятной страны – все это показатель высокого уровня знаний, умений, навыков как обучающихся, так и педагогов;

- экспозиция «Берегите эти земли, эти воды…», показывает основные природоохранные акции, участниками которых были ребята школьного лесничества;

- экспозиция «Таежная поляна», вводит ребят в мир таежного леса, они могут познакомиться с различными видами растений и животных округа, несметными богатствами нашего края;

- экспозиция «Хочу я быть лесничим…», знакомит ребят с основными факультетами Уральского государственного лесотехнического университета (г. Екатеринбург);

- экспозиция «Своими руками», представляет поделки, изготовленные ребятами школьного лесничества.

      Передвижным экспонатом в экспозиции музея утвердился Шишенок – герой   проекта «Путешествие Шишенка». Проект «Путешествие Шишенка» посвящен пропаганде сохранения и приумножения кедровых лесов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Проект разработан по идее специалистов ПП «Самаровский Чугас». Проект предполагает участие в нем жителей города Нижневартовска,  Нижневартовского  района и в будущем Ханты-Мансийского автономного округа – Югры,  рассчитан на семьи, имеющие детей дошкольного и школьного возраста, на воспитанников дошкольных учреждений, школ.  Шишенок будет путешествовать  из семьи в семью, в детские сады, школы. Все что находится в его узелке, дети вместе с взрослыми будут смотреть, слушать, читать и это поможет им узнать много нового о кедре сибирском.

       Оформлена постоянная выставка «По страницам Красной книги» (Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Тюменская область, Россия).

      Экскурсия по Музею «Стань лесу другом» - стала одной из самых востребованных в Музее. (Папка 2. Дополнительные материалы).

      В 2013 году при содействии спонсоров и ТО Нижневартовское лесничество экспозиции Музея были реставрированы, обновлены стенды, закуплена новая мебель.

2.2.2.  Программа «Зеленый дом» Музея школьного лесничества «Бурундучок». (Папка 2. Дополнительные материалы)

  Занятия по программе «Зеленый дом» вводят ребят в мир сложных взаимоотношений живой и неживой природы, человека и окружающей среды. Преемственность в содержании занятий, методах, приемах дает возможность решать дидактические задачи, направленные не только на знакомство с новым материалом, но и на повторение, обобщение, систематизацию, уточнение и закрепление имеющихся у детей знаний, умений и навыков.    

В Дни открытых дверей «Уроки экологии» позволяют ознакомить детей с экспозициями Музея школьного лесничества, знакомят ребят с объектами живой природы в «Живом уголке», на лесной делянке школьного лесничества «Бурундучок», в лесном питомнике Нижневартовского лесхоза.

       Особое внимание в программе «Зеленый дом» уделяется природоохранной деятельности – это оформление выставок и проведение экскурсий, бесед в рамках природоохранных экологических акций, просмотр видеофильмов, видеороликов, презентаций.

    «Лес и коренные жители нашего края» - один из важных разделов в содержании программы, где ребята знакомятся с традиционным хозяйством коренных жителей, особенностями быта, обычаями, их тесной связью с лесом и его обитателями.

      Допрофессиональная подготовка обучающихся – один из неотъемлемых разделов программы, здесь обучающиеся знакомятся с тем, что должен знать настоящий лесной хозяин, какими знаниями, умениями и навыками владеть, чтобы не только сохранить природные богатства нашей земли, но и приумножить их. И в этом неоценимую помощь оказывают работники лесного хозяйства (Лесосервисная компания «Югралесхоз» Нижневартовский филиал, БУ Нижневартовский лесхоз), научные сотрудники природных парков (Учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Природный парк «Самаровский Чугас», Природный парк «Сибирские Увалы»), преподаватели и студенты высших учебных заведений (Уральский государственный лесотехнический университет, Нижневартовский государственный гуманитарный университет), специалисты экологи (Управление по экологии и природопользованию администрации города Нижневартовска), педагоги дополнительного образования (МАУДО города Нижневартовска «Центр детского творчества»), педагоги базовой школы №1 школьного лесничества «Бурундучок» города Нижневартовска, которые делятся с ребятами своими знаниями, оказывают посильную помощь в оформлении Музея школьного лесничества и пополнении его экспозиций.  На базе Музея школьного лесничества проходят театрализованные представления, литературно-музыкальные гостиные, вечера сказок; художественные и фото выставки.

     Музей школьного лесничества оснащен современными техническими средствами, что позволяет организовывать коллективные и индивидуальные просмотры фильмов и презентаций о природе, природе Югорского края, школьном лесничестве «Бурундучок»; проводить конкурсы, викторины, конференции.

Целью программы «Зеленый дом» Музея школьного лесничества «Бурундучок» является формирование экологической культуры обучающихся.

Задачи:

  • формирование знаний, умений и навыков в области биологии, экологии, лесоводства и охраны природы;
  • развитие творческих способностей детей и подростков в выбранном виде деятельности;
  • социализация личности ребёнка, через включение в различные виды социальных отношений в общении, игре, творческой и трудовой деятельности;
  • профориентация подростков;
  • координация совместной деятельности педагогов и представителей заинтересованных структур города;
  • пополнение рядов школьного лесничества «Бурундучок».

      Задача программы «Зеленый дом» состоит не только в том, чтобы сфор­мировать определенный объем знаний, но и способствовать приобре­тению навыков научного анализа явлений природы, осмысле­нию взаимодействия общества и природы, осознанию значимости своей практической помощи при­роде. Формирование таких качеств у обучающихся особенно эффективно происходит в процессе самостоятельной поисково-исследовательской деятельности, а это способствует воспитанию у детей инициативы, активного, добросовестного отношения к научному эксперименту, увеличивает интерес к изучению экологического состояния своей местности, экологических проблем родного края.

       Программа «Зеленый дом» Музея школьного лесничества «Бурундучок» на Окружном этапе Всероссийского юниорского лесного конкурса «Подрост» в номинации «Традиции и инновации» школьных лесничеств в условиях модернизации образования» заняла 1 место, стала дипломантом финального тура Всероссийского юниорского лесного конкурса «Подрост» в номинации «Школьные лесничества в условиях модернизации образования». Программа рекомендована для общеобразовательных учреждений и тиражирования в образовательной практике.

2.2.3 Практическая деятельность.

     Основой работы Музея школьного лесничества «Бурундучок» является агитационно-просветительская, пропагандистская деятельность в области экологического образования, формирование системы ценностно-целевых ориентиров и принципов организации содержания деятельности, соответствующих положениям современной Музейной педагогики.

        Главная задача музейной педагогики – развитие эмоционально-познавательной сферы ребенка, его творческой деятельности. Для этого необходимо создавать условия, при которых дети будут способны заинтересованно воспринимать разнообразные явления и факты культуры, соотнося их с собственной жизнью и своим опытом. Один из основополагающих принципов, лежащий в основе музейно-педагогической деятельности сформулирован выдающимся русским психологом и педагогом Л.С.Выготским: «В основе воспитания должна быть положена личная деятельность ученика, и все искусство воспитания должно сводиться к тому, чтобы направлять и реализовать эту деятельность».

      Важнейшим компонентом новой модели экологического образования является ее ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты и подготовку к сознательному выбору профессии.

      На мой взгляд, именно умения применять полученные знания о природе родного края на практике активно способствует развитию экологической культуры обучающихся.  Позволяют лучше узнать законы природы, научиться правильному природопользованию и бережному отношению к окружающему миру.

Практическая работа нацелена обеспечить приобретение навыков применения полученных теоретических знаний в практической учебной и хозяйственной деятельности: умения вести исследования в природе, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на охрану природных экосистем.

    Задача профориентации – это ознакомление учащихся с профессиями лесного хозяйства, и состоит в том, чтобы развивать и углублять профессиональные интересы ребят, прививать в конечном итоге любовь к профессии.                    

     Для организации и проведения практической работы Нижневартовским лесничеством выделен лесопитомник и участок леса площадью 9,5 га. В лесу проходят практические занятия, которые наряду с педагогами проводят специалисты лесного хозяйства, учащиеся занимаются исследованиями, проводят практические, природоохранные мероприятия – развешивают искусственные гнездовья, очищают от захламленности, бытового и строительного мусора, охраняют от вырубки и браконьеров.

        Воспитанники занимаются природоохранной деятельностью, изучением лесных богатств родного края, приобщаются к историческому прошлому, национальной культуре и духовным ценностям народов ханты и манси.

        Обучающиеся имеют устойчивые положительные результаты качества обучения, являются неоднократными победителями экологических городских, окружных конкурсов, акций, выставок: Куликов Алексей 2 место, Бабак Юлия 3 место в конкурсе листовок в рамках природоохранной экологической акции «Кормушка»; 2, 3 место в конкурсе рисунков в рамках природоохранной акции «Перелетные птицы»; Потехина Елизавета 3 место в конкурсе рисунков «Красавица ель» в рамках природоохранной  экологической акции «В защиту хвойных деревьев»; Брезгулевская Варвара 3 место в конкурсе листовок в рамках природоохранной экологической акции «Берегите лес от огня»; Титов Алексей конкурс «Лучшая тетрадь по пожарной безопасности» в номинации «Семья»; Полякова Каролина, 2 место в окружном конкурсе творческих работ «Лес глазами детей» в номинации «Поделки»; 1, 3 место в познавательно-развлекательной игре «Лесная робинзонада»; 1, 3 место в познавательно-развлекательной игре «Лесные заморочки» школьного лесничества «Бурундучок»; Кочеткова Валерия, 2 место в конкурсе фотографий «Природа в объективе» в номинации «Животный мир», Виняцкая Дарья, 3 место в номинации  «Растительный мир», в рамках Международной экологической акции  «Марш парков»; Белова Анна 1 место в номинации «Сообщения», 2 место Брезгулевская Варвара, 3 место Пузакова Полина в номинации «Проекты» в учебно-практической конференции школьного лесничества «Бурундучок» «Сохраним наш край таежный»; 1, 2 место в окружном конкурсе творческих работ «Благословляю, Вас леса» в номинации «Литературно-художественное творчество «Тайны Югорской тайги» и т. д.

III. РЕСУРСЫ

Ресурсы

Средства реализации

1.

Организационные

Заключение договоров о сотрудничестве со школами и дошкольными образовательными учреждениями, Нижневартовским лесничеством. Организация коллективно-творческой деятельности.

 

2.

Материально-технические, финансовые

Наличие: учебного кабинета, актового зала, лаборатории для исследовательской деятельности, лабораторного оборудования (микроскопы, микропрепараты, компасы, лупы, буссоль, мерные вилки, высотомер), лесопитомника, экологической тропы, ТСО, наглядный и раздаточный материал (гербарии, коллекции семян, плодов, древесных пород, насекомых, почвы, удобрений), видеофильмов по биологии, экологии, охране природы.

 Финансирование: Центр детского творчества (заработная плата педагога), Нижневартовское лесничество (финансирование экологических массовых мероприятий, спонсорская помощь в оформлении Музея школьного лесничества).

3.

Кадровое

 Педагог дополнительного образования, специалисты Нижневартовского лесничества (лесничие, специалисты по лесным пожарам, защите и охране леса).

4.

Программно-методическое

Учебно-методический комплекс по образовательной программе: планы, конспекты учебных занятий, наглядный, дидактический материал, мультимедийные презентации, видеофильмы.  План совместных мероприятий Уголка школьного лесничества и школьного лесничества «Бурундучок». Пакет диагностических методик.  

 

 

IV. ПАРТНЕРЫ

 

   Школьное лесничество «Бурундучок» сотрудничает со специалистами КУ «Нижневартовский лесхоз», ТО Нижневартовское лесничество, Лесосервисной компании «Югралесхоз» Нижневартовский филиал, Управлением по экологии и природопользованию администрации города Нижневартовска,  Малой лесной академией Уральского государственного лесотехнического университета, Естественно-географическим факультетом Нижневартовского государственного гуманитарного университета,  детскими объединениями МАУДО города Нижневартовска «Центр детского творчества», МБОУ «СОШ №1» - базовой школой школьного лесничества «Бурундучок» города Нижневартовска, другими образовательными учреждениями города Нижневартовска.

V. ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ

Для реализации программы Музея школьного лесничества привлекаются дети 6-15 лет (воспитанники дошкольных образовательных учреждений и учащиеся средних образовательных школ) города Нижневартовска и района.

      Материалы для проведения занятий, экскурсий, мастер-классов и т.д. для обучающихся   составлены с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, с опорой на учебные способности и возможности обучающихся, учет психологических и эмоциональных особенностей ребенка. Программа содержит три блока соответствующих возрастным особенностям детей – для учащихся 6-9 лет (игры), 10-12 лет (конкурсы) и 13-15 лет (исследовательские проекты). Каждый блок состоит из мероприятий одинаковой тематики, которые носят постепенный усложняющий характер. Продолжительность программы один год.

VI. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ

       Этапы реализации программы «Зеленый дом» Музея школьного лесничества «Бурундучок»:

  1. Подготовительный этап (разработка индивидуальных и групповых занятий в соответствии с формированием возрастных групп и выявлением интересов, учащихся).
  2. Основной этап (реализация групповых планов работы и проведение индивидуальных занятий).
  3. Заключительный (тестирование обучающихся, выявление уровня формирования определенных программой знаний, навыков и умений).

       Все мероприятия реализовываются через систему различных форм организации: это и сотрудничество с образовательными учреждениями города и района (заключение договоров), приглашение воспитанников дошкольных образовательных учреждений и учащихся средних образовательных школ в Музей школьного лесничества, посещение воспитанниками дошкольных образовательных учреждений и учащимися средних образовательных школ Музея школьного лесничества, живого уголка и т.д.

VII. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предполагаемый результат:

  • осознание детьми необходимости охранять природу, быть активными ее защитниками;
  • получение детьми и подростками знаний, умений и навыков;
  • умение применять полученные знания в природоохранной деятельности;
  • получение опыта социальных отношений;
  • обобщение и распространение лучшего педагогического опыта.

В результате многолетней работы в Музее собраны следующие пособия:

Чучела животных: глухарь, тетерева, рябчик, лиса, белка, щука, лесные птицы, северный олень.

Коллекции: «Семена древесных пород», «Древесные породы», «Шишки, плоды, семена деревьев и кустарников», «Торф», «Насекомые».

Гербарии: «Растения ХМАО-Югры» (древесные), «Растения ХМАО-Югры» (травянистые).

Наглядные пособия и материалы: «Следы», «Травянистые растения», «Весна», «Обитатели водоемов», «Деревья», «Зима», «Лето», «Перелетные птицы», «Звери», «Пауки», «Бабочки», «Осень», «Насекомые», «Ребусы», «Рисуем быстро и красиво», «Тесты» и т.д.

Образцы рисунков, листовок, плакатов на темы: «Кормушка», «В защиту хвойных деревьев», «Перелетные птицы», «Берегите лес от огня»,

 Учебные альбомы: «Птицы Урала и Западной Сибири», «Травянистые растения ХМАО», «Животный мир нашего округа», «Пресмыкающиеся и земноводные».

Дидактические материалы по разделам и темам программы.

Тестовые задания по темам программы.

Викторины, ребусы, кроссворды, разнообразные дидактические игры.

Учебные мультимедийные презентации:

«Ботаника»

 «Энтомология»

 «Дендрология»

«Зоология» и другие.

      Перечисленные материалы используются для проведения занятий, экскурсий, мастер-классов, и т.д., для подготовки к специальным конкурсам на слеты школьных лесничеств.

      Совместно со старшей группой юных лесоводов издается газета «Бурундучок» (4 номера в год), в которой в интересной и занимательной форме рассказывается о деятельности школьного лесничества, Музее школьного лесничества.  

     Постоянно в Музее организуются и проводятся обзорные и тематические экскурсии и выставки, занятия, игры, мероприятия согласно программного содержания.

       На протяжении 5 лет Уголок школьного лесничества «Бурундучок» посетили:

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

4089 человек

5003 человека

4899 человек

4481 человек

4230 человек

    

 Проведено экскурсий, занятий, игр:

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

506

535

592

815

713

 

VIII. ПЕРСПЕКТИВЫ

      В перспективе предполагается дальнейшее обновление, оформление и пополнение экспозиций лесных экосистем, стендов, коллекций, гербариев, экспонатов Музея школьного лесничества, активное включение обучающихся в поисковую, учебно-исследовательскую и проектную деятельность.  Создание экологической тропы (проект разрабатывают ребята из старшей группы ШЛ) организация и проведение экскурсий по ней. Организация и проведение экскурсий в Лесной питомник (совместно с ГП «Югралесхоз»).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

           На пороге третьего тысячелетия человечество вступает в новую эпоху взаимоотношений с окружающей средой – «Эпоху, когда людям, для того чтобы выжить, приходится начинать думать по-иному, чем до сих пор» (академик РАН Моисеев Н.Н.). Вся предшествующая история развития человеческого знания была связана с потребностью общества в познании и преобразовании окружающей действительности. Теперь требуется постоянное соотношение действий человека с возможностями природной среды, учета законов естественной регуляции. Только при соблюдении этих условий возможно развитие природы и общества как единого целого.  

          Естественное следствие нового подхода – понимание того, что целью образования подрастающего поколения должно стать формирование гражданина планеты с новым мышлением и мировоззрением, новой экологической культурой. В Музее школьного лесничества «Бурундучок» я пытаюсь на примере местной сибирской культуры показать принципиальную возможность гармоничного существования в природе.  

         Занятия и мероприятия в Музее школьного лесничества «Бурундучок» обеспечивают формирование различных умений – умения наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и обобщения, самостоятельно работать с дополнительной литературой и использовать полученные знания в повседневной жизни, а также формирование эмоционально-ценностного отношения к природе.

      Цель достигается путем формирования у детей знаний о живой и неживой природе, экосистеме на основе совершенствования умений и навыков творческой деятельности наполненной экологическим содержанием.

         Деятельность Музея школьного лесничества «Бурундучок» имеет социально-педагогическую направленность и способствует не только получению знаний, допрофессиональной информированности обучающихся, ознакомлению с особенностями  работы лесного хозяйства, но и обеспечивает воспитание экологической культуры, которая включает в себя следующие компоненты: интерес к природе; позитивная  деятельность и поведение в природе; мотивы деятельности в природе гуманистические, познавательные, эстетические и др.; чувства эстетические  и нравственные.

        Практика показывает, что успешное решение проблем экологического образования детей возможно только там, где существуют взаимопонимание, взаимодействие, координация усилий родителей и педагогов. Воспитание экологической культуры реализуется не через эпизодические мероприятия, а через систему занятий, мероприятий, коллективных творческих дел и индивидуальной работы.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Атрохин В.Г., Солодухин Е.Д. Лесная хрестоматия. М., 1988. – 399 с.
  2. Бобров Р.В. Беседы о лесе. М., «Молодая гвардия», 1979. – 240 с.
  3. Граубин Г.Р. Моя страна Сибирь. М., 1983. – 152 с.
  4. Воронцов А.И., Семенкова И.Г. Лесозащита.М., 1988. – 336 с.
  5. Дмитриев Ю.Д. Занимательная биология. Большая книга леса. М., 1996. – 240 с.

6. «Лесная Новь» ежемесячный профсоюзный научно-популярный журнал №3 – 2008г.

7. Петров В.В. Лес и его жизнь. М., «Просвещение», 1986. – 159 с.

8. Писаренко А.И. Записки лесничего / А.И. Писаренко. – М.: ВНИИЛМ, 2008. – 440с.: с илл.

9. Щербакова Л. Отцы и дети; Лесной бюллетень.2007. № 3. - С.28-32.

10. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Профориентология: Теория и практика: Учеб. пособие для высшей школы.  – М.; Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006. -192с.

11. Калугин Н.И., Сазонов А.Д., Симоненко В.Д Профессиональная ориентация учащихся: Учеб.  пособие для студентов пед. институтов. – М; Просвещение; 1983. -191с.

  1.  Куликов Г.М. Основы лесного хозяйства. Екатеринбург, 1998. – 180с.
  2.  Лес России. Энциклопедия М., «Научное издательство», 1995. – 447с.
  3. Мы изучаем лес. /Сост. Самкова В.А. М., «Экология и образование», 1993. – 112 с.

15. Попугаева И., Рязанова В., Долихина Т. О предпрофильной подготовке на базе учреждения дополнительного образования детей; Воспитание школьников. 2007. № 10. – С.40-44

16. Чижов Б.Е. Лес и нефть Ханты-Мансийского автономного округа. Тюмень, 1998. – 144 с.

  1.  Экология Ханты-Мансийского автономного округа. /Под ред. Плотникова В.В. Тюмень, 1997.–28с.
Участники конкурсов:
Приглашаем на "Первую Республиканскую предметную олимпиаду" учеников и учителей
ОБУЧАЮЩИЕ ПРОГРАММЫ
Конференции
Фестивали
Олимпиады
Публикации
Рецензии

Подать заявку

Электронный или печатный вариант

Курсы повышения квалификации (дистанционные)

 "Внесение изменений в методику преподавания инструктора физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении в условиях реализации ФГОС"

Внесение изменений в методику использования ИКТ в современном дошкольном образовании в условиях ФГОС

"Развитие математической грамотности учащихся в условиях обновления содержания образования"

 Курсы повышения квалификации по предметам начальных классов в рамках обновления содержания образования РК

"Курсы повышения квалификации педагогических кадров "Развитие профессиональной компетентности музыкального руководителя в условиях обновления содержания дошкольного воспитания и обучения"

"Методика проектирования современного урока русского языка и литературы в условиях поликультурного и полиязычного образования" для учителей русского языка и литературы

"Формирование мировоззрения подрастающего поколения посредством музыки в условиях обновления содержания образования" для учителей музыки

Курсы профпереподготовки
Электронные курсы
СБОРНИКИ
Дистанционные Мастер-классы
ПУБЛИКАЦИИ
ПУБЛИКАЦИИ
Закажи публикацию на любую тему и получи СЕРТИФИКАТ
ДИСТАНЦИОННЫЕ МАСТЕР-КЛАССЫ
«Мой коллега – яркий пример компетентного педагога 21 века»
Изменим мир к лучшему!
Улыбнись всему миру
"Моя будущая профессия"
МЫ ЦЕНИМ - МЫ ДОРОЖИМ
"ТАЛАНТ ШОУ"
"Открытый урок"
Методическая система эффективного учителя
Золотые руки
Лучший медиаурок
Конференция Обновлённая программа образования: теория и практика
II конференция Новые подходы в преподавании и обучении в условиях обновления образования
"Инновационные методики и технологии в обучении"
Международная научно-практическая интернет конференция "АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ"
"Грани науки"
"Мастерская педагога"
"Лучшая презентация к уроку"
НПК "Новые подходы в обучении"
Золотое перо
Новые идеи
"Сто талантов"
ПУБЛИКАЦИИ
Наверх
Товар добавлен в корзину