ДОКУМЕНТЫ О РЕГИСТРАЦИИ
Приглашаем на "II Республиканскую предметную олимпиаду" учеников и учителей
Оставьте Ваши данные, чтобы всегда быть в курсе выгодных предложений!

 

 
Магазин: Корзина
КАТАЛОГ МЕРОПРИЯТИЙ:
КОНКУРСЫ ПЕДАГОГАМ
КОНКУРСЫ ШКОЛЬНИКАМ, СТУДЕНТАМ
КОНКУРСЫ ДОШКОЛЬНИКАМ
Новостная рассылка!
Online-консультант
Анна Анатольевна Пыхтина
Мы в соцсетях!
 
Вернисаж талантов
Мы со спортом дружим
Новый горизонт
Публикации
Педагогика творчества
Лучшая вариативная учебная программа
"Вдохновение"
"Оч.Умелые руки"
Мой любимый питомец
"Пластилиновое чудо"
Формативное оценивание: от теории к практике
Талант-шоу
Музыкальная сова
Конференция "Инновационные технологии в образовании и науке"
Конференция "Инклюзивное образование: теория и практика"

You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!

 
ОЗОРНОЕ ЛЕТО
Международный конкурс "Ношу на голове поля, но это вовсе не земля"
Международный конкурс "У цветов не бывает будней, они всегда одеты празднично"
Международный конкурс для дошкольников "Чей домик?"
Международный конкурс для педагогов "Талант педагога"

Гапеева Екатерина Андреевна, 3 Б класс, МОУ СОШ №15, город Тверь, Тверская область, Россия

 

 

 

Научный руководитель: Егорова Анна Борисовна, учитель иностранных языков, английский язык, МОУ СОШ №15, город Тверь, Тверская область, Россия

 

 

Цыплёнок против кролика.

Пасха в Европе и в России: что мы заимствовали друг у друга?

Исследовательская работа "Цыплёнок против кролика. Пасха в Европе и в России: что мы заимствовали друг у друга?"

Презентация "Цыплёнок против кролика. Пасха в Европе и в России: что мы заимствовали друг у друга?"

Информационный буклет "Кролик против цыплёнка" (обложка)

Информационный буклет "Кролик против цыплёнка" (страница)

1.Введение и актуальность

Пасха. Празднично кругом.
Чистотой сверкает дом.
Вербы на столе и пасха...
Так светло и так прекрасно!
Яйца крашеные всюду,
И кулич стоит на блюде...
Мама в фартуке из ситца
Приглашает всех садиться
И отведать угощение
В честь Христова воскресения.
                                                        (Автор: Галина Антипина)

В прошлом году в моём школьном расписании появился новый предмет – английский язык. Он меня очень заинтересовал. Мне захотелось больше узнать о традициях и обычаях Англии, и особенно о праздниках.

Скоро весна, а главный весенний праздник – Пасха. Я знаю, что символом Пасхи в России является цыплёнок, но стала замечать, что на поздравительных открытках и в магазинах (в качестве сувениров) продаются не только цыплята, но и кролики. Я поинтересовалась у мамы. Она объяснила, что мы живём в век интернета, границы стираются и всё больше и больше традиции других стран проникают в нашу культуру, приживаются и даже замещают наши традиции, поэтому я и решила заняться этой темой.

Так что же общего между ними и нами? А в чем – принципиальное различие?  Мы можем позаимствовать из культуры Европы и Америки что-то, чтобы отпраздновать в этом году Пасху весело, нестандартно и оригинально? А что, напротив, им бы не мешало взять у нас? Обо всем этом – в моём исследовании!

2. Цель и задачи

Цель моей работы узнать представления младших школьников о традициях Пасхи в Западной Европе.

Задачи:

·         Изучить и проанализировать сходства и различия католической и православной Пасхи с помощью литературных источников и интернета

·        Высказать гипотезу (знакомы ли мои сверстники с Западной Пасхой), провести анкетирование, обработать данные и проанализировать результаты, подтвердить или опровергнуть гипотезу

·        Дать  краткий обзор о традициях и пасхальных играх в Западной Европе и на основе этого составить информационный буклет и подарить его нашей школьной библиотеке

3. ВЫДВИЖЕНИЕ ГИПОТЕЗЫ

 Школьники Твери не знакомы с символикой Пасхи и пасхальными играми в Западной Европе и используют пасхальные европейские символы лишь механически (без осмысления этого).

Метод исследования – метод анкетирования, сбора информации (беседа с учащимися, взрослыми, интернет).

4.Этапы работы 

- изучение литературы и интернет ресурсов по теме «Пасха в Западной Европе и в России»;

- составление анкет с вопросами по теме исследования;

- обработка полученных сведений и материалов.

- составление информационного буклета «Пасха в Европе»

5.Изучение материала по теме «Пасха в Западной Европе и России»

Сходства и отличия православной и католической Пасхи:

Сходства:

1 Дата празднования

Пасха – весенний праздник, но только нет точной даты празднования ни в одной стране. Дата устанавливается ежегодно и зависит от дня весеннего равноденствия. Обычно разница между католической и православной Пасхой (как и при праздновании Рождества) составляет 13 дней, но может доходить и до 4 или 5 недель.

2 Великий пост

Пасха - религиозный праздник. Люди всех стран соблюдают пост перед Пасхой. Он длится 40 дней. Люди духовно очищаются, не едят мяса, не пьют, не посещают увеселительные мероприятия.

Различия:

1 Отношение к празднику

Отношение к этому празднику  у всех народов совершенно разное.  Англия и Германия воспринимают Пасху как очередной выходной и возможность побыть со своими родными.  Для них это не только весёлый праздник с угощениями и развлечениями, но и двухнедельные весенние каникулы у школьников и четыре выходных дня у взрослых. В нашей стране Пасха - это прежде всего религиозный праздник. С самого детства, для нас, православных, Пасха ассоциируется с посещением церкви, а не с выходным днём.

2 Ветки вербы и пальмовые  ветки

В воскресенье (которое у нас называют вербным, а в Англии – пальмовым) все люди идут в церковь и освещают там ветки вербы или пальмовые ветки. Это отличие  скорее связано с климатическими условиями стран.

3 Символ Пасхи – пасхальное яйцо

Пасхальные яйца – один из символов Пасхи.  Англичане дарят друг другу сладкие шоколадные яйца. В России же дарят друг другу крашеные куриные яйца. К ритуалу окрашивания яиц мы относимся с большой ответственностью. Даже скорлупу от пасхальных яиц не принято выбрасывать в мусор. Ее подмешивают в корм курам и другой домашней птице, чтобы лучше неслись и не болели. Кроме этого, огромное внимание в нашей стране уделяют самому обряду украшения пасхального яйца. В отличие от западных, разноцветных, красят их у нас в основном в красный цвет (символизирующий Кровь Иисуса Христа и одновременно – великую радость Воскресения). Когда же основа высохнет, на яйцо наносят орнамент. В принципе, символ праздника во всех странах - один и тот же. Яйцо - как символ возрождения. Мне, как и любому ребёнку, интереснее было бы получить шоколадное, а не куриное яйцо. Моим родителям моё предложение понравилось. Теперь на Пасху мы не только будем красить куриные яйца, но и покупать шоколадные!!!

4 Русские куличи и английские булочки с изюмом

Традиционно, хозяйки в России пекут к празднику Пасхи сладкий хлеб необычной, круглой формы, который называют пасхальным куличом. Верх таких хлебов принято поливать взбитыми с сахарной пудрой яичными белками и посыпать разноцветной карамелью, украшать цукатами. Последняя пятница, которую мы называем страстная (этот день самый строгий день поста), в Англии именуется хорошей – «Good Friday». В этот день принято завтракать пряными булочками с изюмом, которые украшаются сверху крестом или делаются надрезы в виде креста.  Такие булочки называют «hot cross buns». Крест на булочках считается символом Воскрешения Христова, а жжение во рту от острых пряностей символизирует муки Христа. Опять же, принцип один и тот же – в обеих странах на Пасху пекут хлебобулочные изделия, но только разных размеров. Хотя и у нас на Пасху стали продавать совсем маленькие куличики, только они всё-таки повыше, чем английские булочки. Мне эта идея тоже понравилась. Мой друг интернет мне помог. Я нашла рецепт знаменитых «hot cross buns», и на Пасху мы удивим с мамой близких «оригинальными» куличиками.

5 Кролик против цыплёнка

Самым популярным пасхальным героем на Западе является пасхальный заяц. Дети верят, что это именно он раскладывает для них во дворе на Пасху шоколадные яйца и другие подарки. Обычай появился в восемнадцатом веке. Говорят, что придумали его немцы. Такие красивые яйца не могла нести обычная курица. Немцам хотелось добавить сказки. Так в Саксонии приносил яйца петух, в Баварии – кукушка, в Гессене – лиса, в Эльзасе – аист. Вот и заяц тоже начал нестись. Со временем он вытеснил прочих конкурентов и стал главным символом католической Пасхи.

По русским традициям рядом с крашеными яйцами чаще восседает курица. Она – прообраз матери, которая высиживает и оберегает своих птенцов, являясь символом доброй семьи, защищающей любви. Заботливая наседка хранит и пасхальные яйца. В русских народных сказках тоже часто фигурирует зайчик, который приносит всяческие сладкие гостинцы послушным деткам. Но на Пасху у нас больше принято дарить друг другу цыплят, утят, гусят и других маленьких птичек (которые появляются обычно с яйца), хотя и кролики тоже появились на наших прилавках.

6 Пасхальные игры

 Пасха не проходит без традиционных пасхальных игр. С праздничными яйцами связаны главные пасхальные развлечения. Всех не перечесть. Яйца катают с горки или по траве, кидают в друзей, бьют друг об друга острым или тупым концом, в них даже бросают монетками. Все это можно увидеть в Пасху в любом европейском городе на центральной площади. 
Как правило, нужно сделать так, чтобы яйцо противника разбилось раньше собственного или бросить его так, чтобы оно укатилось дальше других. 
В Англии и Германии известна веселая игра. 100-200 яиц раскладывают на некотором расстоянии друг от друга. По сигналу участники начинают их собирать. Выигрывает тот, у кого урожай больше. 
Самым любимым детским развлечением остается «охота за яйцами». Смысл игры заключается в том, чтобы найти все яйца, предварительно спрятанные в доме или в саду.  Есть и ещё одна интересная игра: на сырых яйцах пишется имя ребенка, а потом яйца подбрасывают в сите. Выигрывает тот ребенок, чье яйцо, дольше всех не разобьется. Что же касается нашей страны, то такие же  игры с яйцами (катание яиц, охота на яйца и т.д.) были и на Руси Девушки водили хороводы и даже гадали на Пасху!

Но почему же мы, подрастающее поколение, знаем только одну забаву – битву с яйцами? Почему все остальные канули в лету? Выясняется, наши предки праздновали Пасху гораздо интереснее. Жаль, что мы не так бережно передаём традиции другим поколениям. Мне хочется надеяться, что где-то в глухих русских деревнях люди встречают Пасху  по - другому, с размахом и разнообразием пасхальных игр.

7 Украшение города

Задолго перед Пасхой на многих площадях европейских городов открываются Пасхальные ярмарки, где можно купить вещи, сделанные своими руками. Мосты и фонтаны украшаются разноцветными яйцами, символизируя пасхальные ручьи – обновление и весну радости. Во многих двориках можно увидеть кусты и деревья, украшенные яйцами, на подобии Рождественской ёлки. У нас, в России, города, к сожалению, не украшают к празднику. Может заимствовать эту идею у Запада и начать украшать самим? Я предлагаю начать с нашей школы: украсить фойе школы и близлежащую территорию разноцветными самодельными яйцами - создать праздничное настроение!!!

8 Праздничная одежда

Праздничное настроение у жителей Европы проявляется и в одежде. В Германии и Великобритании люди стараются встретить Пасху в обновках. Во многих европейских городах проходят Пасхальные парады, на которых можно увидеть женщин в красивых платьях и шляпках, украшенных разноцветными яйцами.

АНАЛИЗ ОТВЕТОВ НА ВОПРОСЫ АНКЕТЫ

 На тему «Пасха в Западной Европе» я составила анкету и предложила ответить на неё ученикам 3-х, 8-х и 10-х классов нашей школы

Были предложены следующие вопросы

  1. Какое животное является символом Пасхи в Западной Европе?

 

 

 

 

 

 

 

Диаграмма показывает, что половина опрошенных ребят  -53%- знакомы с символикой католической Пасхи,  30% - затруднились ответить, а 17% - дали неверный ответ. Среди неверных ответов чаще всего дети называли курицу,  козу, медведя, волка, собаку и даже зебру. Ответ «курица» мне понятен, дети перепутали с нашей православной Пасхой, а откуда появились остальные животные - загадка.

2.Знаете ли вы пасхальные игры (если да - то какие?)

 

 

 

 

 

 

 

Большая часть учащихся (а именно 55%) не знают никаких пасхальных игр.

 

 

 

 

 

 

 

Большинство детей дали развёрнутый ответ на второй вопрос. Дети знают такие пасхальные игры, как «охота за яйцами», «битва яиц». Я считаю, они написали эти игры только потому, что в России они тоже широко известны. Почему же их не познакомить с другими пасхальными играми, и не поиграть в них на нашу Пасху?

3.Традиционная еда на Пасху

 

 

 

 

 

 

 

 

Здесь мы видим, что половина опрошенных  детей (53%) знают, что англичане едят на Пасху. Но следует отметить, что никто не написал про шоколадные яйца или булочки с изюмом. В основном  дети упоминали куриные яйца, кексы и куличи. Я эти ответы считала за верные, потому что они тоже едят яйца (правда шоколадные) и булочки с изюмом, которые русские дети называют кексы или куличи. 12% детей дали неверные ответы. Они спутали  Пасху с Рождеством и Масленицей и писали про блины и индейку!

4  Украшают ли города на Пасху?  (если да – то как?)

 

 

 

 

 

 

 

 

Диаграмма показывает, что только 6% опрошенных детей знают, что на Пасху улицы украшаются разноцветными яйцами, которые можно увидеть на деревьях и мостах. Большинство детей не знают ответа на вопрос, а некоторые спутали Пасху с Рождеством и писали про красные чулочки, ангелочки, мишуру, гирлянды и ветки ели.

6.   Подтверждение гипотезы

Проанализировав полученные в ходе анкетирования данные, мы видим, что наша гипотеза о том, что школьники Твери не знакомы с особенностями Пасхи в Западной Европе, подтвердилась. Отвечая на вопросы, они вспоминают либо нашу православную Пасху, либо путают её с другими праздниками (Рождеством, Масленицей).

7.Заключение. Выводы и рекомендации.

Из этого краткого обзора пасхальных игр и традиций можно сделать вывод-Пасха как праздник  со своими играми, традициями, угощениями, символами - одинакова в любом уголке Земли. Мы живём в 21 веке, перед нами открыты горизонты. У нас есть все возможности получать информацию и общаться с друзьями и близкими в любой точке мира. Мы, сами того не замечая, заимствуем у других стран их традиции, увлечения, еду. Разве это плохо?

Мы все – разные люди, живём в разных странах. Отношение к данному празднику тоже разное. Католики воспринимают Пасху празднично, торжественно. Это проявляется и в украшении города, в одежде, в развлечениях. Для нас, православных, это скорее религиозный праздник, более сдержанный, сугубо личный для каждого.

Но есть нечто, в чём и русские, и католики едины. Это - вера в добро, любовь, воскресение души, надежда на лучшее будущее. И как бы мы, все вместе, не праздновали  Пасху, мы едины в своей радости, улыбках, открытости. И это, наверное, самое главное!

8. Рекомендации

Исходя из выше сказанного, мы предлагаем следующие рекомендации:

-Больше интересоваться культурой и традициями страны изучаемого языка.

-Постараться донести до современного поколения важность страноведческого аспекта при изучении иностранного языка.

-Развить у молодого поколения желание беречь и сохранять традиции родного края и не бояться заимствовать традиции и обычаи других стран.

-Данную работу можно использовать на уроках окружающего мира в начальной школе, на уроках иностранного языка в среднем и старшем звене.

9.Список используемой литературы

1. М. Вострышев  «Светлая Пасха» ООО «ТД Алгоритм»», 2016

2. Дорогое яичко к Христову дню// Начальная школа - №2, 2001

3. К.И. Панкеев «Русские праздники» М.,1998

4. интернет ресурс

Участники конкурсов:
Приглашаем на "Первую Республиканскую предметную олимпиаду" учеников и учителей
ОБУЧАЮЩИЕ ПРОГРАММЫ
Конференции
Фестивали
Олимпиады
Публикации
Рецензии

Подать заявку

Электронный или печатный вариант

Курсы повышения квалификации (дистанционные)

 "Внесение изменений в методику преподавания инструктора физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении в условиях реализации ФГОС"

Внесение изменений в методику использования ИКТ в современном дошкольном образовании в условиях ФГОС

"Развитие математической грамотности учащихся в условиях обновления содержания образования"

 Курсы повышения квалификации по предметам начальных классов в рамках обновления содержания образования РК

"Курсы повышения квалификации педагогических кадров "Развитие профессиональной компетентности музыкального руководителя в условиях обновления содержания дошкольного воспитания и обучения"

"Методика проектирования современного урока русского языка и литературы в условиях поликультурного и полиязычного образования" для учителей русского языка и литературы

"Формирование мировоззрения подрастающего поколения посредством музыки в условиях обновления содержания образования" для учителей музыки

Курсы профпереподготовки
Электронные курсы
СБОРНИКИ
Дистанционные Мастер-классы
ПУБЛИКАЦИИ
ПУБЛИКАЦИИ
Закажи публикацию на любую тему и получи СЕРТИФИКАТ
ДИСТАНЦИОННЫЕ МАСТЕР-КЛАССЫ
«Мой коллега – яркий пример компетентного педагога 21 века»
Изменим мир к лучшему!
Улыбнись всему миру
"Моя будущая профессия"
МЫ ЦЕНИМ - МЫ ДОРОЖИМ
"ТАЛАНТ ШОУ"
"Открытый урок"
Методическая система эффективного учителя
Золотые руки
Лучший медиаурок
Конференция Обновлённая программа образования: теория и практика
II конференция Новые подходы в преподавании и обучении в условиях обновления образования
"Инновационные методики и технологии в обучении"
Международная научно-практическая интернет конференция "АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ"
"Грани науки"
"Мастерская педагога"
"Лучшая презентация к уроку"
НПК "Новые подходы в обучении"
Золотое перо
Новые идеи
"Сто талантов"
ПУБЛИКАЦИИ
Наверх
Товар добавлен в корзину