ОПЛАТА KASPI PAY
Подписаться на уведомления! Бесплатная информационная рассылка. Подпишись и будь в курсе всех событий!

 

 
Магазин: Корзина
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
Публикация материалов публикаций, семинаров, конкурсов, мастер-классов
Новостная рассылка!
Мы в соцсетях!
 

You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!

 

«Индивидуальная деятельность учеников в разных формах работы, как условие развития личности»

10 июня 2021 г.

Бимурзина Жанна Куанышбаевна, учитель начальных классов, 3 класс, КГУ "Павловская начальная школа отдела образования района Беимбета Майлина "Управления образования акимата Костанайской области, Казахстан, Костанайская область, район Беимбета Майлина, село Павловка

«Индивидуальная деятельность учеников в разных формах работы, как условие развития личности»

«Индивидуальная деятельность учеников в разных формах работы, как условие развития личности»

Сегодня к школе приковано особое внимание, так как государству нужны инициативные, думающие, подготовленные к жизни, труду люди. Именно таких учеников должна выпускать школа. Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего дальнейшего обучения. В первую очередь это   умение учиться. Сегодня начальное образование призвано решать свою главную задачу – закладывать основу формирования  учебной деятельности ребёнка – систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Для осуществления этого требуется умело организовывать мыслительную деятельность учащихся, развивать познавательную активность улучшающую усвоение материала и развивающую в них внимательность, гибкость ума. Перед нами педагогами начального обучения стоит задача не только научить детей писать, читать, решать, но и развивать их во всех направлениях учебного процесса, то есть применять новые инновационные технологии.

С 208 по 2020 год я работала над темой "Игровые моменты как способ повышения качества знаний на уроках и во внеурочное время» Цель: использовать на уроках игровые моменты. При помощи игр активизировать у учащихся психические процессы, вызывать у учащихся живой интерес к процессу познания, тренировать свои силы, развивать свои способности и умения. Применяла: игровые технологии, дифференцированные технологии, разноуровненые задания. Девиз работы: «Учиться, чтобы знать. Знать, чтобы уметь. Уметь, чтобы делать.» Результат работы: выпуск методического пособия «Игровые и обучающие занятия с детьми 7-10 лет»    Эта книга является  результатом многолетней  работы  с  дошкольного и младшего школьного возраста учащимися по развитию творческих способностей учащихся. Предлагаемые разработки занятий и уроков – прекрасный материал для проведения уроков в игровой форме,  внеклассной деятельности, индивидуальной и коррекционной работы с детьми. Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Именно на развитие способностей выполнять задания направлен материал сборника. Младшим школьникам предлагается выполнить интересные задания, в основе которых лежит игра. Игра – это естественно и привычно для ребенка. Игра  вызывает чувство удивления, а значит интерес к процессу познания. Играя, дети лучше усваивают данный материал. А книга построена так, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют, придумывают… В процессе игры идет развитие основных интеллектуальных качеств: умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать,  а также развиваются все виды памяти, внимание, воображение, конструкторские и актерские способности, речь, расширяется словарный запас.

С 2018 года начата работа по теме «Индивидуальная деятельность учеников в разных формах работы, как условие развития личности» Первым этапом работы было изучение технологии индивидуального обучения.  С чем  вас и познакомлю:

Индивидуальное обучение - форма, модель организации учебного процесса, при которой: 1) учитель взаимодействует лишь с одним учеником; 2) один учащийся взаимодействует лишь со средствами обучения.

Индивидуальный подход - это:

1) принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой учитель взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности;

2) ориентация на индивидуальные особенности ребенка в общении с ним;

3) учет индивидуальных особенностей ребенка в процессе обучения;

4) создание психолого-педагогических условий не только для развития всех учащихся, но и для развития каждого ребенка в отдельности.

Индивидуализация обучения - это:

1) организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями учащихся;

2) различные учебно-методические, психолого-педагогические и организационно-управленческие мероприятия, обеспечивающие индивидуальный подход.

Технология индивидуализированного обучения - такая организация учебного процесса, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными.

Индивидуальный подход как принцип осуществляется в той или иной мере во всех существующих технологиях, поэтому индивидуализацию обучения можно также считать «проникающей технологией».

Новые технологии индивидуального обучения

Из всего многообразия технологий, претендующих на реализацию индивидуального обучения, наиболее интересны: обучение в сотрудничестве, метод проектов, разноуровневое обучение и «Портфель ученика», доказавшие свою эффективность на протяжении многих лет в разных странах мира.

  Рассмотрим с вами обучение в сотрудничестве.

Обучение в сотрудничестве, обучение в малых группах использовалось в педагогике довольно давно. Идея обучения в группах относится к 20-м годам XX столетия. Но разработка технологии совместного обучения в малых группах началась лишь в 1970-е годы.

Возможные варианты обучения в сотрудничестве.

1. Student Team Learning (STL, обучение в команде). STL уделяет особое внимание «групповым целям» (team goals) и успеху всей группы (team success), который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена группы (команды) в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе над темой/проблемой/вопросом, подлежащими изучению. Таким образом, задача каждого ученика состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, а в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки и при этом, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый ученик.

2. Другой подход в организации обучения в сотрудничестве именуется сокращенно «пила». Учащиеся организуются в группы по 6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты. Затем ребята, состоящие в разных группах, обмениваются информацией как эксперты по вопросу. Это называется «встречей экспертов».

3. Вариант метода обучения в сотрудничестве «Учимся вместе» (Learning Together). Класс разбивается на разнородные (по уровню обученности) группы в 3–5 человек. Каждая группа получает одно задание, являющееся подзаданием какой-либо большой темы, над которой работает весь класс. Внутри группы учащиеся самостоятельно определяют роли каждого из них в выполнении общего задания: отслеживания правильности выполнения заданий партнерами, мониторинга активности каждого члена группы в решении общей задачи, а также культуры общения внутри группы.

4. Исследовательская работа учащихся в группах. В этом варианте акцент делается на самостоятельную деятельность. Учащиеся работают индивидуально, либо в группах до 6 человек. Они выбирают подтему общей темы, которая намечена для изучения всем классом. Затем в малых группах она разбивается на индивидуальные задания для отдельного ученика. На основе заданий, выполненных каждым учеником, совместно составляется единый доклад, который и подлежит презентации на уроке перед всем классом.

Второй педагогической технологией является метод проектов. Еще в 1919 г. в городе Дальтон Е. Паркхарст делает попытку заменить классно-урочную систему индивидуальной работой с каждым учеником с последующей работой каждого ученика по плану, выработанному совместно с педагогом. Ученики получили возможность продвигаться в изучении школьных программ каждый своим темпом, первую половину дня работали самостоятельно на основе рабочих руководств, без всякого расписания. Во второй половине - занятия в группе по интересам; не запрещалось собираться в группах или парах, чтобы какие-то вопросы или темы обсуждать или прорабатывать сообща. Этот опыт получил название «Дальтон-план». В России он как «метод проектов» применялся во многих школах и вузах в 20-х годах; сегодня школьная практика вновь обращается к нему.

Метод проектов - это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность ребенку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.

Существуют следующие типы проектов.

  1. Исследовательские проекты – проекты, требующие хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, соответствующих методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Эти проекты подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с научным исследованием.
  2. Творческие проекты – проекты предполагающие соответствующее оформление результатов в виде сценария видеофильма, драматизации программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа и так далее, дизайна и рубрик газеты, альбома и пр.
  3. Ролевые, игровые проекты – это проекты, в которых структура только намечается и остается открытой до завершения работы, а участники принимают на себя определенные роли, обуслов-ленные характером и содержанием проекта.
  4. Ознакомительно-ориентировочные (информационные) проекты – проекты, направленные на сбор информации о каком-то объекте, явлении. При этом предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории.
  5. Практико-ориентированные (прикладные) проекты – отличаются четко обозначенным с самого начала результатом деятельности его участников. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников.

По предметно-содержательной области выделяются следующие два типа: монопроекты и межпредметные.

Монопроекты – проекты, как правило, проводящиеся в рамках одного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы (например, в курсе физики, биологии, истории и т.д.) в ходе серии уроков. Среди них выделяются: литературно-творческие проекты, естественнонаучные, экологические, языковые (лингвистические), культуроведческие, спортивные, географические, исторические, музыкальные проекты.

Межпредметные проекты – это небольшие проекты, затрагивающие два-три предмета, либо достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта. Они требуют очень квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работы многих творческих групп, имеющих определенные исследовательские задания, хорошо проработанные формы промежуточных и итоговых презентаций.

Третьей технологией является разноуровневое обучение.

Дифференцированное обучение – учет в образовательном процессе индивидуальных различий учащихся. В педагогической литературе различают понятия «внутренней» и «внешней» дифференциаций. Внутренняя дифференциация – организация учебного процесса, при которой индивидуальные особенности учащихся учитываются в условиях организации учебной деятельности на уроке в своем классе. В этом случае понятие дифференциации обучения очень сходно с понятием индивидуализации обучения. При внешней дифференциации учащиеся по некоторым индивидуальным признакам объединяются в учебные группы, отличные друг от друга.

(См. слайды по дифференцированному обучению с 19 – 22)

Следующей технологией является «Портфель ученика».

Особенностью учебного процесса, ориентированного на личность с учетом его индивидуальных особенностей и способностей является то, что:

• в его центре находится ученик, его познавательная и творческая деятельность;

• роль учителя в учебном процессе чрезвычайно ответственная, но иная, чем при традиционном обучении;

• ответственность за успех учебной деятельности учащиеся берут на себя;

• главная цель такого обучения – развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, нравственных ценностей.

При подготовке «Портфеля» надо сосредоточить свое внимание на следующих позициях:

– самостоятельность мышления ученика;

– определение временного периода создания «Портфеля» и взаимосвязь и взаимообусловленность математических знаний:

– отражение собственной позиции ученика относительно представленных работ;

– процесс решения проблем.

Что должно быть в «Портфеле»?

«Портфель» включает в себя классные и домашние работы учащихся в течение семестра. Предполагается, что учащиеся предоставят свои «Портфели» на конференции родителей, чтобы продемонстрировать умение думать самостоятельно, творчески применять полученные математи-ческие знания, давать им собственную оценку. Это больше, чем просто свидетельство их достижения. Это – возможность самостоятельно проанализировать свои успехи и поделиться самооценкой с родителями.

Содержание «Портфеля» должно включать в себя следующий материал (но вовсе необязательно им ограничиваться):

.• титульная страница (название самого «Портфеля», имя ученика, название предмета, период создания «Портфеля» – даты начала и окончания, имя учителя);

• содержание «Портфеля»;

• краткая история успехов ученика (по меньшей мере, три страницы – анализ собственных результатов по предмету: что легче дается, что труднее, в чем эти трудности, начиная с младших классов);

• записи, доклады, домашние работы;

• контрольные, самостоятельные работы (пять работ не менее, чем по трем темам, в том числе, по крайней мере одну работу, демонстрирующую подход к исправлению ошибок и коррекции своего понимания тех или иных математических понятий);

• тесты (четыре различных теста не менее, чем по трем темам);

• использование информационных технологий (два примера использования информационных технологий в работе по проектам, программному материалу);

• групповой проект (детальное описание группового проекта);

• ваша любимая работа (этот раздел должен быть предварен отдельным листом с названием «Моя любимая работа», а также объяснением, почему вы выбрали именно этот вид работы в качестве предпочтительного для вас);

• оценка родителей/рецензента (письменная рецензия родителей или рецензента).

Прежде чем перейти к практике я изучила технологию индивидуального обучения, хотя на практике старалась, пробовать с детьми,  работать над маленькими проектами.

 В основном давала задания по познанию мира: Защита проектов «Птицеферма» и «Выращивание хлеба»

 Познание мира (дети сами выбирали темы буклетов «Ягоды», «Птицы», «Времена года», «Мои любимые животные»)

С Косолаповым Вадимом мы начали работу над проектом «Мир динозавров» У ребенка очень хорошо развито воображение, моторика. Вадим вылепил всех динозавров, которых видел в книгах и выступил перед детьми с рассказом о каждом динозавре. Сейчас Вадим  закончил работу над проектом «Жизнь пчел» и работает над проектом «Содержание тритона в домашних условиях»

С учащимися 2011 -12 года была проведена работа над двумя проектами «Занимательная математика»  и «Части речи» по русскому языку. Цель: работа над проектами способствует усвоению знаний, самостоятельности, учащиеся учаться доказывать свою точку зрения. На открытом уроке по русскому языку учащиеся доказывали,  какая часть речи нужнее в русском языке с помощью созданных проектов.

(прилагаются проекты в электронном виде)

Два года применяю индивидуальные технологии с новым набором детей. Тема проекта «Как прекрасен этот мир» - предмет познание мира. Применялся метод работы с печатными изданиями, т. е. дети, чтобы раскрыть тему должны были вырезать картинки из различных журналов и таким образом доказать и найти ответ на вопрос «Как прекрасен этот мир» Следующая тема по познанию мира «Что значит для (птиц, животных, растений, рыб, людей) воздух и вода» Учащиеся по желанию выбирали объект и старались создать на бумаге то, что значит для выбранного объекта воздух и вода.

В 2018году с Косолаповой Кариной мы решили начать работу над проектом « Использование тыквенных растений в жизни человека» Сначала Карина собирала материал из интернета, читала дополнительную литературу, а осенью 2020 года мы проект закончили.

Предлагаю вашему вниманию проект в виде слайдов.

Также нельзя не коснуться и воспитательной работы. В воспитательной работе также можно использовать метод проекта.

(смотреть слайды с 34 –по 37)

В завершении хочу сказать,  работа над проектом не закончена.  Планируется закончить работу в 2021 году.  За это время  планируется завершить работу над проектом «Что такое снег?»  и «Вода  как необходимый ресурс  в жизнедеятельности человека»

Наверх ". "
". "". "". "". "". "". "". "". "". "". "
"; ?>
Товар добавлен в корзину