Ширяева Ксения Валерьевна, воспитатель первой категории, стаж 5 лет, МАДОУ Детский сад№92, Челябинская область, г. Златоуст.
Тика-технологии педагогических идей дошкольников в подготовительной группе
Использование современных образовательных технологий в практике является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития детей.
Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий.
Технология исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность в детском саду – сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
Методы и приемы организации, которые применяет Ширяева Ксения Валерьевна, экспериментально – исследовательской деятельности: эвристические беседы, постановка и решение вопросов проблемного характера, наблюдения, моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе), опыты, фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности, «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы; подражание голосам и звукам природы, использование художественного слова, дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации, трудовые поручения, действия.
Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Поэтому в детском саду качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).
Идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных программ, сформировать основы информационной культуры его личности.
Личностно – ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.
Создаются условия личностно-ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.
На сегодняшний день в детском саду приступила к реализации идей личностно – ориентированных технологий, именно предоставление возможности детям для самореализации в игре, режим жизни не перегружен различными занятиями, на игру остаётся достаточно времени.
Личностно – ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в традиционной технологии – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества личности.
Группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается:
- умение отличать реальные явления от нереальных (н/р.: «Кто больше заметит небылиц?», «Рассели по домикам», «На что похожи облака», «Кто, где живёт?»);
- воспитывающих умение владеть собой (н/р.: «Мимическая гимнастика», «Расскажи стихи руками», «Угадай эмоцию»);
- быстроту реакции на слово («Кто как разговаривает?» - игра с мячом, «Раз и два, и три, четыре – Всё мы знаем в этом мире»);
- фонематический слух, смекалку (н/р.: «Испорченный телефон», «Летает – не летает», «Что лишнее?», «Поймай звук») и др.
Также, следует отметить, что игры делятся по виду деятельности:
- Физические (двигательные);
- Интеллектуальные (умственные);
- Трудовые;
- Социальные;
- Психологические.
А также, по характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
- обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
- познавательные, воспитательные, развивающие;
- репродуктивные, продуктивные, творческие;
- коммуникативные, диагностические и др.
Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Три большие группы составляют:
- Игры с готовыми правилами;
- Игры «вольные», правила которых устанавливаются по ходу игровых действий;
- Игры, которые сочетают и свободную игровую стихию, и правила, принятые в качестве условия игры и возникающие по её ходу.
По содержанию игры с готовыми правилами различают: все предметные (математические, химические и.т.д.), спортивные, подвижные, интеллектуальные (дидактические), строительные и технические, музыкальные (ритмические, хороводные, танцевальные), лечебные, коррекционные (психологические игры – упражнения), шуточные (забавы, развлечения), ритуально – обрядовые и.т.п.
По содержанию «вольные» (свободные) игры различают по той сфере жизни, которые они отражают: военные, театральные, художественные, бытовые игры в профессию, этнографические и.т.п.
Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов – забота каждого воспитателя.
Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания.
Технология решения изобретательских задач – формирование у детей творческого мышления, т.е. воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Методику ТРИЗ можно назвать школой творческой личности, поскольку её девиз – творчество во всем: в постановке вопроса, в приёмах его решения, в подаче материала.
Воспитатель, Ксения Валерьевна, использует нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ – технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.
Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации.
Среда, в которой находится ребёнок, во многом определяет темпы и характер его развития и поэтому рассматривается многими педагогами и психологами как фактор развития личности
Задача воспитателя в детском саду состоит в умении моделировать социокультурную, пространственно-предметную развивающую среду, которая бы позволила ребенку проявить, развивать способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе. Моделирование предметной среды создает условия и для взаимодействия, сотрудничества, взаимообучения детей.
Построение предметно – развивающей среды – это внешние условия педагогического процесса, позволяющее организовать самостоятельную деятельность ребенка, направленную на его саморазвитие под наблюдением взрослого. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.
Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.