ДОКУМЕНТЫ О РЕГИСТРАЦИИ
Приглашаем на "II Республиканскую предметную олимпиаду" учеников и учителей

 

Приглашаем на "Международную олимпиаду для дошкольников "Предметный мир"

Оставьте Ваши данные, чтобы всегда быть в курсе выгодных предложений!

 

 
Магазин: Корзина
КАТАЛОГ МЕРОПРИЯТИЙ:
КОНКУРСЫ ПЕДАГОГАМ
КОНКУРСЫ ШКОЛЬНИКАМ, СТУДЕНТАМ
КОНКУРСЫ ДОШКОЛЬНИКАМ
Новостная рассылка!
Online-консультант
Анна Анатольевна Пыхтина
Анна Анатольевна Пыхтина менеджер-консультант
Людмила Александровна Исина
Людмила Александровна Исина консультант по мероприятиям
Мы в соцсетях!
 
Вернисаж талантов
Мы со спортом дружим
Новый горизонт
Публикации
Педагогика творчества
Лучшая вариативная учебная программа
"Вдохновение"
"Оч.Умелые руки"
Мой любимый питомец
"Пластилиновое чудо"
Формативное оценивание: от теории к практике
Талант-шоу
Музыкальная сова
Конференция "Инновационные технологии в образовании и науке"
Конференция "Инклюзивное образование: теория и практика"

You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!

 
ОЗОРНОЕ ЛЕТО
Международный конкурс "Ношу на голове поля, но это вовсе не земля"
Международный конкурс "У цветов не бывает будней, они всегда одеты празднично"
Международный конкурс для дошкольников "Чей домик?"
Международный конкурс для педагогов "Талант педагога"

Новые подходы в обобщении передового педагогического опыта в психолого-педагогическом сопровождении обучающихся различных форм девиантного отклонения на фоне духовно-нравственного становления личности

20 января 2020 г.

Лапина Марина Александровна, педагог-психолог, учитель самопознания, высшая квалификационная категория высшего уровня (педагог-мастер), КГУ «Средняя школа № 14 имени Дм. Карбыщева» акимата города Рудного, Костанайская область, город Рудный

 

 

 

 

Новые подходы в обобщении передового педагогического опыта в  психолого-педагогическом сопровождении обучающихся различных форм девиантного отклонения  на фоне духовно-нравственного становления личности

 

Аннотация

В данной публикации  рассматриваются новые подходы в обобщении передового педагогического опыта в  психолого-педагогическом сопровождении обучающихся различных форм девиантного отклонения  на фоне духовно-нравственного становления личности.

Предлагаются  авторские методические комплекты в которых  рассматриваются  доступные для понимания   коррекционно-развивающие и стабилизирующие эмоциональное состояние разноплановые психотехники,  способствующие нормализации душевного и эмоционального  состояния  ребенка с асоциальным поведением на основе ценностей самопознания, в  период психической нестабильности и волевой неустойчивости.

Новые подходы в обобщении передового педагогического опыта в  психолого-педагогическом сопровождении обучающихся различных форм девиантного отклонения  на фоне духовно-нравственного становления личности

В настоящее время все больше внимания уделяется духовно-нравственному становлению личности и психологическим аспектам подготовки обучающихся.  Психология взаимодействия ребенка с социумом, ориентация на абсолютные общечеловеческие ценности, желание познать и раскрыть себя, обрести смысл собственного предназначения, содействующий самораскрытию и профессиональному самоопределению в жизни на сегодняшний день актуальна и востребована. [1,14]

Отсюда возникает предположение того, что новые подходы в  морально-этической, психологической подготовке обучающихся различных видов девиантного поведения, разработанные  по определенной системе, помогут ученику овладеть психологией взаимодействия в современном обществе, подготовит его к обретению собственной значимой жизненной позиции, с учетом нормализации эмоционально-волевого состояния, развития познавательной сферы  и профессионального самоопределения. [14 ]

Столкнувшись с противоречием между высокими предъявляемыми требованиями системы образования к ученику и психологической незащищенностью, недостаточным  уровнем духовно-нравственного воспитания, возникает проблема, которая предполагает определенное разрешение путем систематической подготовки обучающегося  в духовно-нравственном, морально-этическом и  психологическом аспекте.

Выявленное противоречие нацеливает на разрешение возникшей проблемы и позволяет определить специальные  задания духовно-нравственного направления и  психологической подготовки, помогающие снизить уровень тревожности, социально реабилитироваться,  осуществить  самоконтроль эмоционального    состояния, повысить  уровень стрессоустойчивости  к негативным ситуациям, уметь социально и психологически верно находить выход из сложившихся ситуаций. нормализовать уровень притязаний и эмоционально-волевой фон, и в итоге, обрести собственную значимую позицию в области самоопределения и профессионального предназначения.

Новые подходы  заключаются в том, что данный опыт включает в себя единую  коррекционно-развивающую, фундаментально-формирующую, эмоционально-стабилизирующую   систему работы, нацеленную на гармоничное, разностороннее развитие личности. Система включает в себя:

- духовно-нравственное, интеллектуальное, психологическое, морально-этическое,  профессиональное развитие личности подростка.

Педагогическое  сопровождение учащихся в учебно-образовательном процессе имеет богатейший опыт практического применения таких современных  психологов как  Н. С. Жумабековой,(к.п.н.), Н. В. Локаловой (к.п.н.).      По мнению Н. С. Жумабековой (к.п.н.),  психолого -педагогическое  сопровождение обучающихся в учебном процессе создает не только прочную базу психологических знаний ученика, но и формирует благополучную социальную, морально-этическую позицию, духовно-нравственный фундамент, ведущий на вершину просвещения и умелого руководства  жизненной позицией,  дает ученику почувствовать собственную значимость в условиях современного общества. [4]

Подробно изучив опыт Н. С. Жумабековой, Н.В. Локаловой, -  казахстанских и российских психологов, которые затрагивают тему нравственного воспитания  обучающихся в учебно-воспитательном процессе  и обозначив проблему  нравственного и психологического направления учащихся с различными видами девиантного  отклонения   средней  школы-  положило начало работы моего педагогического опыта.

Ведущей педагогической идеей явилось  оказание методической помощи педагогам в  развитии, коррекции и стабилизации  эмоционального состояния обучающихся различных видов девиантного  поведения  на фоне духовно-нравственного становления личности. Разработка, систематизация и формирование  специальных коррекционно-развивающих заданий по психологическому развитию с учетом  духовно-нравственного  воспитания как одаренных обучающихся, так и обучающихся склонных к  асоциальному поведению.

В чем  заключается  система работы по данному направлению, рассмотрим ее структуру , характеристику  и последовательность.

  Актуальность:

- раскрытие и развитие способностей и склонностей обучающихся, стабилизация эмоционального состояния на фоне методических приемов самопознания и общечеловеческих ценностей.

   Новизна:

  Новизна работы заключается в том, что данный опыт включает в себя единую  коррекционно-развивающую систему работы нацеленную на гармоничное, разностороннее развитие личности, которая включает в себя

- духовно-нравственное, интеллектуальное, психологическое, морально-этическое,  профессиональное развитие личности.

  Результативность:

- успешное коммуникативное взаимодействие ребенка в социуме с учетом духовно-нравственного аспекта в воспитании и развитии,

- умение адекватно оценить сложившуюся обстановку с учетом выявленных проблем;  

-снятие нервно-психического напряжения, 

- мобилизация внутренних качеств личности в условиях повышенной интеллектуальной напряженности и мобильной конкуренции.

Эффективность и оптимальность:

-специально-подобранные методы и приемы работы с обучающимися помогут педагогу эффективно и оптимально выстроить  развивающую и коррекционную работу с детьми.

Стабильность:

-полученные результаты используются и закрепляются в повседневном жизненном опыте обучающегося и  влияют на достижение успехов в различных видах профессиональной  и социальной деятельности.

Научность:

-в структурированной последовательности изложения материала   предложена четкая система подачи материала по принципу «от простого к сложному»,  «от теории к практике», что предполагает принцип научности и  делает процесс восприятия информации и практической  направленности  более последовательным, доступным и качественным.

Репрезентативность:

Представленный опыт работы в учебно-методических комплектах с доказательными показательными характеристиками вполне обосновывает его практическую значимость и результативность.

Предметом данной деятельности является подбор определенных  развивающих психотехник и  познавательно-активных заданий духовно-нравственного направления.  Работа по развитию склонностей и способностей, по коррекции эмоциональной сферы ребенка с учетом системно-ориентированного подхода, приемов самореализации и целеполагания.

Целью деятельности является

- оказание методической помощи педагогам  для решения эмоциональных проблем обучающихся;

-развитие способностей обучающихся для дальнейшего применения в профессиональной деятельности;

   создание условий для  нормализации восприятия окружающей действительности с учетом духовно-нравственного аспекта в воспитании и развитии;

- нацеливание на осознание важных для человека жизненных приоритетов с учетом нравственного и духовного компонента.

    При помощи  словесно-практического   информирования,  различных методических, психологических приемов, специальных приемов самопознания, разноплановых практических заданий по определенной тематике достигается желаемый результат:

- происходит снижение  уровня  ситуативной, самооценочной и межличностной   тревожности, вербальной и физической  агрессии;

- повышение   уровня коммуникативного взаимодействия, уровня  стрессоустойчивости  к негативным, внешним воздействиям окружающей  действительности;

-происходит утверждение  активной, гражданско-правовой,  жизненной позиции, стабилизируется эмоциональное состояние подростка;

-нормализация  восприятия окружающей действительности;

- формирование и повышение уровня  духовно-нравственного аспекта, морально-этических норм в воспитании и развитии подрастающего поколения;

-происходит  осознание важных  жизненных приоритетов, человеческих ценностей. Подросток обретает ответственностью за свою жизнь, поступки  перед самим собой и социумом, с  которыми взаимодействует.

Данный результат работы достигнут за счет совокупности дидактических и психологических принципов обучения, связи теории с практикой.

Практическая значимость опыта работы заключается в разработке  двух учебно-методических комплектов.

1.УМК «Целевой ориентир» Пособие предназначено для  коррекции поведения и социальных  навыков    обучающихся с асоциальным поведением  среднего   звена обучения в  период психической нестабильности и волевой неустойчивости.  на основе абсолютных общечеловеческих  ценностей. [ 3,6,7,9,11,12]

2.УМК «Шаг за шагом» Пособие предназначено  для сопровождения одаренных детей. Способствует активному развитию способностей ребенка, профессиональному самоопределению в области направления одаренности, обучает навыкам  ораторского искусства, формирует четкую активно-познавательную  позицию,  помогает  осуществить регуляцию внутреннего душевного  состояния, самоконтроль, самоорганизацию.[2,5,8,10,11,14] Способствует снятию психологических барьеров в период развития и становления на новый этап стремительных достижений.

Данные учебно-методические комплекты   рассмотрены и утверждены областным экспертным советом по утверждению педагогических инициатив и имеют присвоенные ISBN номера. 

Таким образом психологическое сопровождение обучающихся, использование приемов самопознания на основе общечеловеческих ценностей  в учебно-воспитательном процессе выполняет  защитно- фундаментальную  роль  и способствует качественному усвоению получаемой информации, так как воздействует на нервную систему ученика, выполняя своего рода, иммунную функцию  обороны на внешние и внутренние раздражители. [5]

Контроль над уровнем тревожности и страхоустойчивости, адекватное восприятие окружающей  действительности, воспитание уверенности и чувства непреодолимого желания быть успешным, и наряду с этим развитие всей познавательной сферы позволяет обучающемуся чувствовать себя психологически комфортно и защищено в учебно-воспитательном процессе.

Когда наряду с развитием способностей ребенка идет  четкое воспитание позиции духовно-нравственного направления  с порой на психологию взаимопонимания коммуникативно-толерантного взаимодействия, происходит  формирование гармоничной, конкурентоспособной личности, нашедшей свое предназначение, как личностно-профессиональное, так и человеческое. [15,16,17]

 

 

 

Литература

  1. Алан. Дж, Ландшафт детской души. Психологический практикум, под  общ.  ред. Рембеха. Сл. М.: 2005. 97 стр.
  2. Аргузов С. И., Беклин О. Е. Тренинги, проекты, эксперименты. Практикум для психолога, ред. Осокина. М. И.  Р.: 2007. 113 стр.
  3. Беклин С. У., Воронин О. А. Тренинг для взрослой жизни. Методическое пособие для психолога, ISBN 5-89415-393-Х. Р.: 2004. 216с.
  4. Жумабекова Н. С.  – Методы активного социально-психологического обучения в школе -А.2016
  5. Жумагулов С. Б., Гурьев И. Н., Сарсенбаева С.К. Психотерапия в стиле Дзен, А. 2003, 184с., ISBN  923-706-4592-56-X
  6. Карвасарский,Д., Групповая психотерапия: психологический практикум для психологов под ред. Третьяковой, С.:  М:  1990. 126с.
  7. Козлянинова И. П., Промптова И. Ю., под ред. Козляниновой И. П. 3-е изд., М.: из-во « ГИТИС», 2002 – 511с.
  8. Кистаева, М., Уфомина, Т. Графтунг Психологические игры по коммуникативному взаимодействию:  методическое пособие под.рук. Толермана, И.: Р. 2007. 119с.
  9. Князева Т. П.  Учусь учиться  Психологический курс развивающих занятий  для среднего звена обучения. М.: АРКТИ, 2004.- 195с.
  10. Лапина М. А.   Шаг за шагом, лиц.  № 1505 , 2011. 101с.; ISBN 978-601-303-309-9
  11. Лапина М. А.  Целевой ориентир, свид.. № 847, 106с. ISBN 978-601-312-367-7 
  12. Локалова Н. В. Психологические аспекты  нравственности и духовности  в средней школе, Л. 73, книга для    учителей, психологов, студентов: М.изд. «Ось» 2001. 128с.
  13. Любезная Е. В., Попова И. М. Риторика и ораторское искусство. Практикум, под ред. Мордасова Е. С., изд. Тамбов ТГТУ. 2008. 83с.
  14.  Мукан А.,  Духовно-нравственное воспитание в средней школе. 1ое изд., Алматы: ННПООЦ « Бобек»,  ISBN 9965-828-18-0, 2009. 90 с.
  15. Назарбаева С. А.  Этика жизни. Алматы.  ННПООЦ  «Бобек», 2001.- 94с.
  16. Органесян, Н. Методы активного социально-психологического обучения, тренинги, дискуссии, игры. М. изд. « Ось» 2002. 176с.
  17. Саинова Л. А., Джадрина М. Ж., Байжасарова Г. З., Калачева И. В.,  Кудышева Б.К., Ким В. Н. Учебная программа для общего среднего образования. Алматы. ННПООЦ «Бобек», 2010.- 74 с.
Участники конкурсов:
Приглашаем на "Первую Республиканскую предметную олимпиаду" учеников и учителей

 

Приглашаем на "Вторую Республиканскую предметную олимпиаду" учеников и учителей

 

Приглашаем на "Международную серию олимпиад " Зима 2020"

ОБУЧАЮЩИЕ ПРОГРАММЫ
Конференции
Фестивали
Олимпиады
Публикации
Рецензии

Подать заявку

Электронный или печатный вариант

Курсы повышения квалификации (дистанционные)

 "Внесение изменений в методику преподавания инструктора физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении в условиях реализации ФГОС"

Внесение изменений в методику использования ИКТ в современном дошкольном образовании в условиях ФГОС

"Развитие математической грамотности учащихся в условиях обновления содержания образования"

 Курсы повышения квалификации по предметам начальных классов в рамках обновления содержания образования РК

"Курсы повышения квалификации педагогических кадров "Развитие профессиональной компетентности музыкального руководителя в условиях обновления содержания дошкольного воспитания и обучения"

"Методика проектирования современного урока русского языка и литературы в условиях поликультурного и полиязычного образования" для учителей русского языка и литературы

"Формирование мировоззрения подрастающего поколения посредством музыки в условиях обновления содержания образования" для учителей музыки

Курсы профпереподготовки
Электронные курсы
СБОРНИКИ
Дистанционные Мастер-классы
ПУБЛИКАЦИИ
ПУБЛИКАЦИИ
Закажи публикацию на любую тему и получи СЕРТИФИКАТ
ДИСТАНЦИОННЫЕ МАСТЕР-КЛАССЫ
«Мой коллега – яркий пример компетентного педагога 21 века»
Изменим мир к лучшему!
Улыбнись всему миру
"Моя будущая профессия"
МЫ ЦЕНИМ - МЫ ДОРОЖИМ
"ТАЛАНТ ШОУ"
"Открытый урок"
Методическая система эффективного учителя
Золотые руки
Лучший медиаурок
Конференция Обновлённая программа образования: теория и практика
II конференция Новые подходы в преподавании и обучении в условиях обновления образования
"Инновационные методики и технологии в обучении"
Международная научно-практическая интернет конференция "АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ"
"Грани науки"
"Мастерская педагога"
"Лучшая презентация к уроку"
НПК "Новые подходы в обучении"
Золотое перо
Новые идеи
"Сто талантов"
ПУБЛИКАЦИИ
Наверх
Товар добавлен в корзину