ОПЛАТА KASPI PAY
Подписаться на уведомления! Бесплатная информационная рассылка. Подпишись и будь в курсе всех событий!

 

 
Магазин: Корзина
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
Публикация материалов публикаций, семинаров, конкурсов, мастер-классов
Новостная рассылка!
Мы в соцсетях!
 

You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!

 

Новые подходы в обобщении передового педагогического опыта в психолого-педагогическом сопровождении обучающихся различных форм девиантного отклонения на фоне духовно-нравственного становления личности

20 января 2020 г.

Лапина Марина Александровна, педагог-психолог, учитель самопознания, высшая квалификационная категория высшего уровня (педагог-мастер), КГУ «Средняя школа № 14 имени Дм. Карбыщева» акимата города Рудного, Костанайская область, город Рудный

 

 

 

 

Новые подходы в обобщении передового педагогического опыта в  психолого-педагогическом сопровождении обучающихся различных форм девиантного отклонения  на фоне духовно-нравственного становления личности

 

Аннотация

В данной публикации  рассматриваются новые подходы в обобщении передового педагогического опыта в  психолого-педагогическом сопровождении обучающихся различных форм девиантного отклонения  на фоне духовно-нравственного становления личности.

Предлагаются  авторские методические комплекты в которых  рассматриваются  доступные для понимания   коррекционно-развивающие и стабилизирующие эмоциональное состояние разноплановые психотехники,  способствующие нормализации душевного и эмоционального  состояния  ребенка с асоциальным поведением на основе ценностей самопознания, в  период психической нестабильности и волевой неустойчивости.

Новые подходы в обобщении передового педагогического опыта в  психолого-педагогическом сопровождении обучающихся различных форм девиантного отклонения  на фоне духовно-нравственного становления личности

В настоящее время все больше внимания уделяется духовно-нравственному становлению личности и психологическим аспектам подготовки обучающихся.  Психология взаимодействия ребенка с социумом, ориентация на абсолютные общечеловеческие ценности, желание познать и раскрыть себя, обрести смысл собственного предназначения, содействующий самораскрытию и профессиональному самоопределению в жизни на сегодняшний день актуальна и востребована. [1,14]

Отсюда возникает предположение того, что новые подходы в  морально-этической, психологической подготовке обучающихся различных видов девиантного поведения, разработанные  по определенной системе, помогут ученику овладеть психологией взаимодействия в современном обществе, подготовит его к обретению собственной значимой жизненной позиции, с учетом нормализации эмоционально-волевого состояния, развития познавательной сферы  и профессионального самоопределения. [14 ]

Столкнувшись с противоречием между высокими предъявляемыми требованиями системы образования к ученику и психологической незащищенностью, недостаточным  уровнем духовно-нравственного воспитания, возникает проблема, которая предполагает определенное разрешение путем систематической подготовки обучающегося  в духовно-нравственном, морально-этическом и  психологическом аспекте.

Выявленное противоречие нацеливает на разрешение возникшей проблемы и позволяет определить специальные  задания духовно-нравственного направления и  психологической подготовки, помогающие снизить уровень тревожности, социально реабилитироваться,  осуществить  самоконтроль эмоционального    состояния, повысить  уровень стрессоустойчивости  к негативным ситуациям, уметь социально и психологически верно находить выход из сложившихся ситуаций. нормализовать уровень притязаний и эмоционально-волевой фон, и в итоге, обрести собственную значимую позицию в области самоопределения и профессионального предназначения.

Новые подходы  заключаются в том, что данный опыт включает в себя единую  коррекционно-развивающую, фундаментально-формирующую, эмоционально-стабилизирующую   систему работы, нацеленную на гармоничное, разностороннее развитие личности. Система включает в себя:

- духовно-нравственное, интеллектуальное, психологическое, морально-этическое,  профессиональное развитие личности подростка.

Педагогическое  сопровождение учащихся в учебно-образовательном процессе имеет богатейший опыт практического применения таких современных  психологов как  Н. С. Жумабековой,(к.п.н.), Н. В. Локаловой (к.п.н.).      По мнению Н. С. Жумабековой (к.п.н.),  психолого -педагогическое  сопровождение обучающихся в учебном процессе создает не только прочную базу психологических знаний ученика, но и формирует благополучную социальную, морально-этическую позицию, духовно-нравственный фундамент, ведущий на вершину просвещения и умелого руководства  жизненной позицией,  дает ученику почувствовать собственную значимость в условиях современного общества. [4]

Подробно изучив опыт Н. С. Жумабековой, Н.В. Локаловой, -  казахстанских и российских психологов, которые затрагивают тему нравственного воспитания  обучающихся в учебно-воспитательном процессе  и обозначив проблему  нравственного и психологического направления учащихся с различными видами девиантного  отклонения   средней  школы-  положило начало работы моего педагогического опыта.

Ведущей педагогической идеей явилось  оказание методической помощи педагогам в  развитии, коррекции и стабилизации  эмоционального состояния обучающихся различных видов девиантного  поведения  на фоне духовно-нравственного становления личности. Разработка, систематизация и формирование  специальных коррекционно-развивающих заданий по психологическому развитию с учетом  духовно-нравственного  воспитания как одаренных обучающихся, так и обучающихся склонных к  асоциальному поведению.

В чем  заключается  система работы по данному направлению, рассмотрим ее структуру , характеристику  и последовательность.

  Актуальность:

- раскрытие и развитие способностей и склонностей обучающихся, стабилизация эмоционального состояния на фоне методических приемов самопознания и общечеловеческих ценностей.

   Новизна:

  Новизна работы заключается в том, что данный опыт включает в себя единую  коррекционно-развивающую систему работы нацеленную на гармоничное, разностороннее развитие личности, которая включает в себя

- духовно-нравственное, интеллектуальное, психологическое, морально-этическое,  профессиональное развитие личности.

  Результативность:

- успешное коммуникативное взаимодействие ребенка в социуме с учетом духовно-нравственного аспекта в воспитании и развитии,

- умение адекватно оценить сложившуюся обстановку с учетом выявленных проблем;  

-снятие нервно-психического напряжения, 

- мобилизация внутренних качеств личности в условиях повышенной интеллектуальной напряженности и мобильной конкуренции.

Эффективность и оптимальность:

-специально-подобранные методы и приемы работы с обучающимися помогут педагогу эффективно и оптимально выстроить  развивающую и коррекционную работу с детьми.

Стабильность:

-полученные результаты используются и закрепляются в повседневном жизненном опыте обучающегося и  влияют на достижение успехов в различных видах профессиональной  и социальной деятельности.

Научность:

-в структурированной последовательности изложения материала   предложена четкая система подачи материала по принципу «от простого к сложному»,  «от теории к практике», что предполагает принцип научности и  делает процесс восприятия информации и практической  направленности  более последовательным, доступным и качественным.

Репрезентативность:

Представленный опыт работы в учебно-методических комплектах с доказательными показательными характеристиками вполне обосновывает его практическую значимость и результативность.

Предметом данной деятельности является подбор определенных  развивающих психотехник и  познавательно-активных заданий духовно-нравственного направления.  Работа по развитию склонностей и способностей, по коррекции эмоциональной сферы ребенка с учетом системно-ориентированного подхода, приемов самореализации и целеполагания.

Целью деятельности является

- оказание методической помощи педагогам  для решения эмоциональных проблем обучающихся;

-развитие способностей обучающихся для дальнейшего применения в профессиональной деятельности;

   создание условий для  нормализации восприятия окружающей действительности с учетом духовно-нравственного аспекта в воспитании и развитии;

- нацеливание на осознание важных для человека жизненных приоритетов с учетом нравственного и духовного компонента.

    При помощи  словесно-практического   информирования,  различных методических, психологических приемов, специальных приемов самопознания, разноплановых практических заданий по определенной тематике достигается желаемый результат:

- происходит снижение  уровня  ситуативной, самооценочной и межличностной   тревожности, вербальной и физической  агрессии;

- повышение   уровня коммуникативного взаимодействия, уровня  стрессоустойчивости  к негативным, внешним воздействиям окружающей  действительности;

-происходит утверждение  активной, гражданско-правовой,  жизненной позиции, стабилизируется эмоциональное состояние подростка;

-нормализация  восприятия окружающей действительности;

- формирование и повышение уровня  духовно-нравственного аспекта, морально-этических норм в воспитании и развитии подрастающего поколения;

-происходит  осознание важных  жизненных приоритетов, человеческих ценностей. Подросток обретает ответственностью за свою жизнь, поступки  перед самим собой и социумом, с  которыми взаимодействует.

Данный результат работы достигнут за счет совокупности дидактических и психологических принципов обучения, связи теории с практикой.

Практическая значимость опыта работы заключается в разработке  двух учебно-методических комплектов.

1.УМК «Целевой ориентир» Пособие предназначено для  коррекции поведения и социальных  навыков    обучающихся с асоциальным поведением  среднего   звена обучения в  период психической нестабильности и волевой неустойчивости.  на основе абсолютных общечеловеческих  ценностей. [ 3,6,7,9,11,12]

2.УМК «Шаг за шагом» Пособие предназначено  для сопровождения одаренных детей. Способствует активному развитию способностей ребенка, профессиональному самоопределению в области направления одаренности, обучает навыкам  ораторского искусства, формирует четкую активно-познавательную  позицию,  помогает  осуществить регуляцию внутреннего душевного  состояния, самоконтроль, самоорганизацию.[2,5,8,10,11,14] Способствует снятию психологических барьеров в период развития и становления на новый этап стремительных достижений.

Данные учебно-методические комплекты   рассмотрены и утверждены областным экспертным советом по утверждению педагогических инициатив и имеют присвоенные ISBN номера. 

Таким образом психологическое сопровождение обучающихся, использование приемов самопознания на основе общечеловеческих ценностей  в учебно-воспитательном процессе выполняет  защитно- фундаментальную  роль  и способствует качественному усвоению получаемой информации, так как воздействует на нервную систему ученика, выполняя своего рода, иммунную функцию  обороны на внешние и внутренние раздражители. [5]

Контроль над уровнем тревожности и страхоустойчивости, адекватное восприятие окружающей  действительности, воспитание уверенности и чувства непреодолимого желания быть успешным, и наряду с этим развитие всей познавательной сферы позволяет обучающемуся чувствовать себя психологически комфортно и защищено в учебно-воспитательном процессе.

Когда наряду с развитием способностей ребенка идет  четкое воспитание позиции духовно-нравственного направления  с порой на психологию взаимопонимания коммуникативно-толерантного взаимодействия, происходит  формирование гармоничной, конкурентоспособной личности, нашедшей свое предназначение, как личностно-профессиональное, так и человеческое. [15,16,17]

 

 

 

Литература

  1. Алан. Дж, Ландшафт детской души. Психологический практикум, под  общ.  ред. Рембеха. Сл. М.: 2005. 97 стр.
  2. Аргузов С. И., Беклин О. Е. Тренинги, проекты, эксперименты. Практикум для психолога, ред. Осокина. М. И.  Р.: 2007. 113 стр.
  3. Беклин С. У., Воронин О. А. Тренинг для взрослой жизни. Методическое пособие для психолога, ISBN 5-89415-393-Х. Р.: 2004. 216с.
  4. Жумабекова Н. С.  – Методы активного социально-психологического обучения в школе -А.2016
  5. Жумагулов С. Б., Гурьев И. Н., Сарсенбаева С.К. Психотерапия в стиле Дзен, А. 2003, 184с., ISBN  923-706-4592-56-X
  6. Карвасарский,Д., Групповая психотерапия: психологический практикум для психологов под ред. Третьяковой, С.:  М:  1990. 126с.
  7. Козлянинова И. П., Промптова И. Ю., под ред. Козляниновой И. П. 3-е изд., М.: из-во « ГИТИС», 2002 – 511с.
  8. Кистаева, М., Уфомина, Т. Графтунг Психологические игры по коммуникативному взаимодействию:  методическое пособие под.рук. Толермана, И.: Р. 2007. 119с.
  9. Князева Т. П.  Учусь учиться  Психологический курс развивающих занятий  для среднего звена обучения. М.: АРКТИ, 2004.- 195с.
  10. Лапина М. А.   Шаг за шагом, лиц.  № 1505 , 2011. 101с.; ISBN 978-601-303-309-9
  11. Лапина М. А.  Целевой ориентир, свид.. № 847, 106с. ISBN 978-601-312-367-7 
  12. Локалова Н. В. Психологические аспекты  нравственности и духовности  в средней школе, Л. 73, книга для    учителей, психологов, студентов: М.изд. «Ось» 2001. 128с.
  13. Любезная Е. В., Попова И. М. Риторика и ораторское искусство. Практикум, под ред. Мордасова Е. С., изд. Тамбов ТГТУ. 2008. 83с.
  14.  Мукан А.,  Духовно-нравственное воспитание в средней школе. 1ое изд., Алматы: ННПООЦ « Бобек»,  ISBN 9965-828-18-0, 2009. 90 с.
  15. Назарбаева С. А.  Этика жизни. Алматы.  ННПООЦ  «Бобек», 2001.- 94с.
  16. Органесян, Н. Методы активного социально-психологического обучения, тренинги, дискуссии, игры. М. изд. « Ось» 2002. 176с.
  17. Саинова Л. А., Джадрина М. Ж., Байжасарова Г. З., Калачева И. В.,  Кудышева Б.К., Ким В. Н. Учебная программа для общего среднего образования. Алматы. ННПООЦ «Бобек», 2010.- 74 с.
Наверх ". "
". "". "". "". "". "". "". "". "". "". "
"; ?>
Товар добавлен в корзину