Лапина Марина Александровна, педагог-психолог, учитель самопознания, высшая квалификационная категория высшего уровня (педагог-мастер), КГУ «Средняя школа № 14 имени Дм. Карбыщева» акимата города Рудного, Костанайская область, город Рудный
Аннотация
В данной публикации рассматриваются новые подходы в обобщении передового педагогического опыта в психолого-педагогическом сопровождении обучающихся различных форм девиантного отклонения на фоне духовно-нравственного становления личности.
Предлагаются авторские методические комплекты в которых рассматриваются доступные для понимания коррекционно-развивающие и стабилизирующие эмоциональное состояние разноплановые психотехники, способствующие нормализации душевного и эмоционального состояния ребенка с асоциальным поведением на основе ценностей самопознания, в период психической нестабильности и волевой неустойчивости.
В настоящее время все больше внимания уделяется духовно-нравственному становлению личности и психологическим аспектам подготовки обучающихся. Психология взаимодействия ребенка с социумом, ориентация на абсолютные общечеловеческие ценности, желание познать и раскрыть себя, обрести смысл собственного предназначения, содействующий самораскрытию и профессиональному самоопределению в жизни на сегодняшний день актуальна и востребована. [1,14]
Отсюда возникает предположение того, что новые подходы в морально-этической, психологической подготовке обучающихся различных видов девиантного поведения, разработанные по определенной системе, помогут ученику овладеть психологией взаимодействия в современном обществе, подготовит его к обретению собственной значимой жизненной позиции, с учетом нормализации эмоционально-волевого состояния, развития познавательной сферы и профессионального самоопределения. [14 ]
Столкнувшись с противоречием между высокими предъявляемыми требованиями системы образования к ученику и психологической незащищенностью, недостаточным уровнем духовно-нравственного воспитания, возникает проблема, которая предполагает определенное разрешение путем систематической подготовки обучающегося в духовно-нравственном, морально-этическом и психологическом аспекте.
Выявленное противоречие нацеливает на разрешение возникшей проблемы и позволяет определить специальные задания духовно-нравственного направления и психологической подготовки, помогающие снизить уровень тревожности, социально реабилитироваться, осуществить самоконтроль эмоционального состояния, повысить уровень стрессоустойчивости к негативным ситуациям, уметь социально и психологически верно находить выход из сложившихся ситуаций. нормализовать уровень притязаний и эмоционально-волевой фон, и в итоге, обрести собственную значимую позицию в области самоопределения и профессионального предназначения.
Новые подходы заключаются в том, что данный опыт включает в себя единую коррекционно-развивающую, фундаментально-формирующую, эмоционально-стабилизирующую систему работы, нацеленную на гармоничное, разностороннее развитие личности. Система включает в себя:
- духовно-нравственное, интеллектуальное, психологическое, морально-этическое, профессиональное развитие личности подростка.
Педагогическое сопровождение учащихся в учебно-образовательном процессе имеет богатейший опыт практического применения таких современных психологов как Н. С. Жумабековой,(к.п.н.), Н. В. Локаловой (к.п.н.). По мнению Н. С. Жумабековой (к.п.н.), психолого -педагогическое сопровождение обучающихся в учебном процессе создает не только прочную базу психологических знаний ученика, но и формирует благополучную социальную, морально-этическую позицию, духовно-нравственный фундамент, ведущий на вершину просвещения и умелого руководства жизненной позицией, дает ученику почувствовать собственную значимость в условиях современного общества. [4]
Подробно изучив опыт Н. С. Жумабековой, Н.В. Локаловой, - казахстанских и российских психологов, которые затрагивают тему нравственного воспитания обучающихся в учебно-воспитательном процессе и обозначив проблему нравственного и психологического направления учащихся с различными видами девиантного отклонения средней школы- положило начало работы моего педагогического опыта.
Ведущей педагогической идеей явилось оказание методической помощи педагогам в развитии, коррекции и стабилизации эмоционального состояния обучающихся различных видов девиантного поведения на фоне духовно-нравственного становления личности. Разработка, систематизация и формирование специальных коррекционно-развивающих заданий по психологическому развитию с учетом духовно-нравственного воспитания как одаренных обучающихся, так и обучающихся склонных к асоциальному поведению.
В чем заключается система работы по данному направлению, рассмотрим ее структуру , характеристику и последовательность.
Актуальность:
- раскрытие и развитие способностей и склонностей обучающихся, стабилизация эмоционального состояния на фоне методических приемов самопознания и общечеловеческих ценностей.
Новизна:
Новизна работы заключается в том, что данный опыт включает в себя единую коррекционно-развивающую систему работы нацеленную на гармоничное, разностороннее развитие личности, которая включает в себя
- духовно-нравственное, интеллектуальное, психологическое, морально-этическое, профессиональное развитие личности.
Результативность:
- успешное коммуникативное взаимодействие ребенка в социуме с учетом духовно-нравственного аспекта в воспитании и развитии,
- умение адекватно оценить сложившуюся обстановку с учетом выявленных проблем;
-снятие нервно-психического напряжения,
- мобилизация внутренних качеств личности в условиях повышенной интеллектуальной напряженности и мобильной конкуренции.
Эффективность и оптимальность:
-специально-подобранные методы и приемы работы с обучающимися помогут педагогу эффективно и оптимально выстроить развивающую и коррекционную работу с детьми.
Стабильность:
-полученные результаты используются и закрепляются в повседневном жизненном опыте обучающегося и влияют на достижение успехов в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Научность:
-в структурированной последовательности изложения материала предложена четкая система подачи материала по принципу «от простого к сложному», «от теории к практике», что предполагает принцип научности и делает процесс восприятия информации и практической направленности более последовательным, доступным и качественным.
Репрезентативность:
Представленный опыт работы в учебно-методических комплектах с доказательными показательными характеристиками вполне обосновывает его практическую значимость и результативность.
Предметом данной деятельности является подбор определенных развивающих психотехник и познавательно-активных заданий духовно-нравственного направления. Работа по развитию склонностей и способностей, по коррекции эмоциональной сферы ребенка с учетом системно-ориентированного подхода, приемов самореализации и целеполагания.
Целью деятельности является
- оказание методической помощи педагогам для решения эмоциональных проблем обучающихся;
-развитие способностей обучающихся для дальнейшего применения в профессиональной деятельности;
создание условий для нормализации восприятия окружающей действительности с учетом духовно-нравственного аспекта в воспитании и развитии;
- нацеливание на осознание важных для человека жизненных приоритетов с учетом нравственного и духовного компонента.
При помощи словесно-практического информирования, различных методических, психологических приемов, специальных приемов самопознания, разноплановых практических заданий по определенной тематике достигается желаемый результат:
- происходит снижение уровня ситуативной, самооценочной и межличностной тревожности, вербальной и физической агрессии;
- повышение уровня коммуникативного взаимодействия, уровня стрессоустойчивости к негативным, внешним воздействиям окружающей действительности;
-происходит утверждение активной, гражданско-правовой, жизненной позиции, стабилизируется эмоциональное состояние подростка;
-нормализация восприятия окружающей действительности;
- формирование и повышение уровня духовно-нравственного аспекта, морально-этических норм в воспитании и развитии подрастающего поколения;
-происходит осознание важных жизненных приоритетов, человеческих ценностей. Подросток обретает ответственностью за свою жизнь, поступки перед самим собой и социумом, с которыми взаимодействует.
Данный результат работы достигнут за счет совокупности дидактических и психологических принципов обучения, связи теории с практикой.
Практическая значимость опыта работы заключается в разработке двух учебно-методических комплектов.
1.УМК «Целевой ориентир» Пособие предназначено для коррекции поведения и социальных навыков обучающихся с асоциальным поведением среднего звена обучения в период психической нестабильности и волевой неустойчивости. на основе абсолютных общечеловеческих ценностей. [ 3,6,7,9,11,12]
2.УМК «Шаг за шагом» Пособие предназначено для сопровождения одаренных детей. Способствует активному развитию способностей ребенка, профессиональному самоопределению в области направления одаренности, обучает навыкам ораторского искусства, формирует четкую активно-познавательную позицию, помогает осуществить регуляцию внутреннего душевного состояния, самоконтроль, самоорганизацию.[2,5,8,10,11,14] Способствует снятию психологических барьеров в период развития и становления на новый этап стремительных достижений.
Данные учебно-методические комплекты рассмотрены и утверждены областным экспертным советом по утверждению педагогических инициатив и имеют присвоенные ISBN номера.
Таким образом психологическое сопровождение обучающихся, использование приемов самопознания на основе общечеловеческих ценностей в учебно-воспитательном процессе выполняет защитно- фундаментальную роль и способствует качественному усвоению получаемой информации, так как воздействует на нервную систему ученика, выполняя своего рода, иммунную функцию обороны на внешние и внутренние раздражители. [5]
Контроль над уровнем тревожности и страхоустойчивости, адекватное восприятие окружающей действительности, воспитание уверенности и чувства непреодолимого желания быть успешным, и наряду с этим развитие всей познавательной сферы позволяет обучающемуся чувствовать себя психологически комфортно и защищено в учебно-воспитательном процессе.
Когда наряду с развитием способностей ребенка идет четкое воспитание позиции духовно-нравственного направления с порой на психологию взаимопонимания коммуникативно-толерантного взаимодействия, происходит формирование гармоничной, конкурентоспособной личности, нашедшей свое предназначение, как личностно-профессиональное, так и человеческое. [15,16,17]
Литература