Рамазанова Раушан Елюбаевна, педагог и заместитель директора по УР, КГУ Средняя школа № 4 города Петропавловска, СКО г. Петропавловск
«Модель современного менеджера организации образования»
Обеспечение качества образования, как и любой другой процесс в социально-экономической системе, не должно формироваться стихийно, это управляемый процесс. Управление начинается с цели в данном случае это, прежде всего повышение конкурентоспособности образовательного учреждения. Профессиональная компетентность менеджеров образовательного учреждения в области управленческой, социально-педагогической и методологической деятельности является важнейшим фактором конкурентоспособности образовательного учреждения на рынке образовательных услуг, его эффективного функционирования и развития в новых социально-экономических условиях.
Управление качеством образования невозможно осуществлять на сугубо административной основе, оно требует широкого участия всех работников образования. Коллектив - нечто большее, чем просто логическое упорядочение работников, выполняющих взаимосвязанные задачи. Качество социально-психологического климата в коллективе определяет отношение руководителя к обществу в целом, к своей организации и к каждому человеку в отдельности. Если в его понимании человек представляется как ресурс, сырьевая и производственная база, то такой подход не даст должного результата, в процессе управления возникнет перекос и недочет или пересчет ресурсов для выполнения конкретной задачи. Именно поэтому и важно понять цели, задачи и положение менеджера в организации, а также и механизмы управления организацией.
Менеджер — это тот, кто управляет другими людьми, отвечает за рациональное использование ресурсов (всех, которые ему даны), принимает управленческие решения и несет за них ответственность. Это специалист в области управленческой деятельности. Главными критериями успешности менеджера, является его способность находить верные решения в сложных ситуациях, умение найти грамотный и рациональный подход к своим подчиненным.
В процессе управления менеджер осуществляет ряд конкретных функций:
*Межличностные- выполняет роль лидера, то есть он отвечает за мотивацию, набор, подготовку работников и т.д. Также менеджер является связующим звеном между своими работниками.
*Информационные- являясь приёмником информации, руководитель получает разнообразную информацию и использует её в целях организации. Эта роль также заключает в себе распространение информации среди членов организации.
*Представительские- менеджер организации образования представляет интересы учреждения образования на различных мероприятиях, передает информацию об организации при внешних контактах.
*Управленческие- выступает в роли предпринимателя, разрабатывает и контролирует различные проекты по совершению деятельности организации образования. Также он выступает в роли человека, устраняющего нарушения в деятельности организации. Является распределителем ресурсов своей организации. К тому же он является лицом, ведущим переговоры с другими организациями от имени своей организации.
*Мотивационные- это процесс стимулирования людей и коллектива в целом к деятельности для достижения целей организации. Выполняя эту функцию, руководитель осуществляет материальное и моральное стимулирование работников, и создаёт наиболее благоприятные условия для проявления их способностей и профессионального «роста». При хорошей мотивации персонал организации выполняет свои обязанности в соответствии с целями этой организации и её планами. Процесс мотивации предполагает создание для работников условия для удовлетворения их потребностей, при условии надлежащего выполнения ими своих обязанностей. Прежде, чем мотивировать персонал на более эффективную работу, менеджер должен выяснить реальные потребности своих работников. Стимулы бывают двух типов: материальные и моральные.
*Контролирующие.. Эта функция управления предполагает оценку и анализ эффективности работы организации. При помощи контроля производится оценка степени достижения организации своих целей, и необходимая корректировка намеченных действий. Процесс контроля включает: установление стандартов. Измерение достигнутых результатов, сравнение этих результатов с планируемыми и, если нужно, пересмотр первоначальных целей. Контроль связывает воедино все функции управления, он позволяет выдерживать нужное направление деятельности организации и своевременно корректировать неверные решения.
Успешный современный менеджер организации образования должен синтезировать в себе и постоянно развивать две группы компетенций: специальные компетенции и базовые компетенции менеджера.
Специальные компетенции
- знания, умения и навыки менеджера, позволяющие ему грамотно определить стратегию развития учреждения образования
- умение менеджера обосновывать и принимать решения в ситуациях, для которых характерны высокая динамичность базовые компетенции
К этой группе компетенций относятся личностные качества менеджера.
Современный менеджер образования должен иметь личностные качества, которые усиливают доверие и уважение со стороны сотрудников: -интеллектуальные,- волевые, -эмоциональные, -нравственные, -коммуникативные.
Основным фундаментом личностного качества современного менеджера представляет собой личностная сила самого менеджера, состоящая из семи измерений.
В начале любого проекта менеджеру нужно собрать сведения и вникнуть в существо дел, т.е. необходимы развитые качества восприятия. Затем надлежит все обдумать, поговорить об этом, составить и утвердить годовой план, т.е. нужны качества группы взаимосвязи. Далее выбираются тактические пути осуществления плана, т.е. необходимы качества группы выбор. В течение всего процесса осуществления проекта необходимы качества группы воля. Они придают проекту наполненность и силу, и особенно важны в тех случаях, когда возникают препятствия и трудности. На стадии практической реализации проекта для менеджера очень важными становятся качества группы активность. А качества веры придают уникальность проекту, наполняют его особым смыслом, рождают вдохновение, позволяют не сдаваться и продолжать бороться в критической ситуации. Последняя группа качеств — мудрость она соответствует глубокому осознанию целостности и взаимосвязанности явлений, окружающих человека.
Тремя основными навыками должны в совершенстве владеть все без исключения менеджеры.
Концептуальные навыки — навыки человека воспринимать организацию как единое целое и в то же время четко понимать специфику и взаимосвязи ее частей; это умение системно мыслить, обрабатывать поступающие данные, преобразовывать их в информацию, планировать и организовывать деятельность с учетом перспектив развития организации и внешней среды.
Социальные навыки — это навыки работы с людьми и достижения организационных целей при помощи людей. В современном мире именно эти навыки менеджера считаются решающими для обеспечения выживаемости и конкурентоспособности организации или подразделения.
Технические навыки — это специальные навыки, необходимые для выполнения рабочих заданий: владение методами, технологиями, способами решения задач, умение использовать оборудование, технические средства (для расчета бюджета, проведения исследований, производства продукции, оказания услуг и пр.).
Модель современного менеджера образования – это описание того, к чему должен быть пригоден специалист образования, к выполнению каких функций он подготовлен и какими качествами обладает. Модель выступает системообразующим фактором для отбора содержания образования и форм его реализации в учебном процессе.
Модель менеджера образования выступает определенным перечнем всех требований, которые предъявляет практика, а значит, они должны учитываться при построении учебного процесса.
Современный менеджер образования должен:
Каждый менеджер должен самостоятельно поддерживать свой собственный рост и развитие. Руководителю, прежде чем требовать профессионализм с других, следует самому быть профессионалом, превосходящим других, только тогда приобретаешь право формировать видение будущего, ставить цели, давать оценки.
Важная черта менеджера - реализм. Он должен уметь правильно оценить свои возможности и возможности подчиненных, их поступки, Хороший руководитель должен уметь обеспечивать сопричастность сотрудников к работе. Для этого необходимо правильно поощрять людей, превращать любую, даже самую нудную работу в увлекательную игру, отыскивая нестандартные подходы и неизвестные грани в деле решения проблемы, сдабривать свои действия известной долей авантюризма для пущей привлекательности. Он должен считаться с желанием подчиненных добиться определенного положения в этом мире, знать их идеалы и способствовать реализации их в жизнь.
Но самое главное - менеджер должен обладать умением руководить, организовывать и поддерживать работу коллектива, быть готовым к действиям, риску. Он должен уметь определить объем своих служебных полномочий, возможность действовать независимо от руководства, побуждать людей к повиновению, избавляться от балласта, а оставшимся помочь стать самими собой, а не поднимать под себя.
Современный менеджер должен обладать внутренней самостоятельностью и способностью к риску, постоянно аккумулировать новую информацию, уважать закон и нравственные ценности, уметь выстраивать свой собственный имидж и сохранять профессиональную репутацию производителя. Для имиджа важно всё: культура речи, манеры поведения, одежда. Понятие имиджа включает не только естественные свойства личности, но и специально созданные. Кроме того, оно говорит как о внешнем облике, так и о внутреннем мире человека, о его психологическом типе.
Менеджер должен обладать менеджментом знаний. Это усилия менеджеров по систематическому поиску, формированию и обеспечению доступности для сотрудников интеллектуального капитала отдела образования и поощрению в ней культуры постоянного обучения и обмена знаниями, так как деятельность отдела образования основывается на том, о чем есть знания. Комплексная система менеджмента знаний включает не только технологию получения и хранения знаний для легкого доступа к ним, но и новые ценности менеджмента, поддерживающие принятие рисков, обучение и сотрудничество. Важно для менеджера схватывать все налету, обладать умением и способностью учиться как на работе, так и вне ее, повышая компетентность, но избегая при этом однобокой специализации. Учеба обычно начинается с момента вступления в должность и никогда не прекращается.
Современный менеджер образования должен быть готов к основным видам профессиональной деятельности , которые выделяются в соответствии с его назначением и местом в системе управления. Механизмы развития профессиональной деятельности менеджера организации образования : управленческая, организационная, экономическая, планово-финансовая, кадровая, информационно-аналитическая, проектно-исследовательская, диагностическая, инновационная, методическая, консультационная, образовательная.
Процесс управления - деятельность объединенных в определенную систему субъектов управления, направленная на достижение целей, путем реализации определенных функций с использованием методов управления. Центральное место в процессе управления занимает процесс принятия управленческого решения. Любое управленческое решение связано с оценкой и анализом ситуации, эффективности и вариантов решения, выбором наиболее оптимальной из числа имеющихся альтернатив.
Организационная- Одной из основных задач планирования является эффективное распределение ресурсов. Планы помогают распределять действия менеджера, относящиеся к использованию ресурсов, по направлениям, которые способствуют достижению целей. Планирование служит для формулирования установленных целей, помогает создать единство общей цели внутри организации. Планирование деятельности менеджера состоит:
– стратегическое (программа развития отдела образования, образовательная программа, проект и т.п.,
- тактическое,
- перспективное (план на год, компелексная целоевая программа),
- оперативное
Экономическая, планово-финансовая. Основные управленческие инструменты финансовой политики, должны обеспечивать адекватное финансовое планирование, реализовывать эффективный управленческий учет, обеспечивать контроль соблюдения бюджетов, позволять производить итоговую и текущую оценку основных финансовых показателей деятельности отдела образования.
Кадровая политика. Именно персонал является главным ресурсом успеха любого учреждения. Согласно статистике, 64% прибыли приносит грамотно подобранный и хорошо обученный персонал. Поэтому, управленческие инструменты кадровой политики должны обеспечивать эффективный подбор персонала в организацию, позволять управлять процессом адаптации и процессом прохождения испытательного срока для новых сотрудников., помогать развивать индивидуальные достижения сотрудников и оценивать их результативность.
Информационно-аналитическая. Информационные технологии как ресурс развития управленческого потенциала сферы образования расширение знаний слушателей об информационной основе управления и совершенствование практических умений, связанных с созданием и использованием информационных фондов, на основе анализа которых осуществляются рациональные управленческие воздействия.
Проектно-исследовательская. Организация опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности как условие и фактор развития отдела образования. Особенности исследовательской деятельности в разных типах учебных заведений отдела образования.
Диагностическая. Овладение методами диагностики состояния педагогических явлений и процессов.
Научно-методическая. Научно-методическая поддержка понимается как методическая помощь лидерам в осмыслении, описании и обобщении опыта работы, определение путей использования менеджмента в педагогической практике. Создание системы повышения квалификации и переподготовки педагогических, административных кадров.
Инновационная Тенденции и разновидности развития, управление развитием. Понятие инновации, инновационного процесса, инновационной деятельности как фактора обновления и регулирования образовательных процессов. Классификация инноваций, взаимосвязь инноваций с развитием науки и техники, стимулирование применения инноваций в производстве.
Завершающая стадия менеджмента, заключается в организации и осуществлении контроля. Анализ ситуации, постановка задач, разработка стратегии и организации деятельности образования имеют общую цель- контроль. Однако в этом смысле контроль имеет специфическое значение и выражается в постановке целей (стандартов, норм), сравнении полученных результатов с целевыми, определении отклонений от требуемых показателей, выяснение причин этих отклонений от требуемых показателей, принятие необходимых мер по исправлению ситуации.
Модель менеджера призвана воплотить принципы построения системы управления качеством. Все компоненты, которые представляют собой единый комплекс политик, реализуемых в любой современной организации образования, стремящейся обеспечить себе устойчивое стратегическое лидерство менеджера в быстроменяющихся условиях.
В комплексе весь набор управленческих инструментов менеджера организации образования представляет собой действующую в организации образования управленческую систему. Чем лучше и четче разработаны сами инструменты и чем выше компетенции менеджера организации образования и специалистов в отделе образования, тем технологичней и эффективней сам управленческий процесс.
Использованная литература :
1. Д.Митчелл. Эффективные педагогические технологии образования. РООИ «Перспектива», 2011.с.67.
2. ОБРАЗОВАНИЕ В КАЗАХСТАНЕ. Аскарова А.Д
3. Петрова Т.А. «Развитие образования в Казахстане» 2012 г.
4. Концептуальные подходы к развитию образования в Республике Казахстан. – Астана.2015 г
5. Дюсекенова Гульмира Габбасовна. Менеджмент и образование в РК. 2015 – 2016 г