Мусаинова Асем Амангельдиновна, педагог-психолог. Категория: вторая квалификационная категория. Стаж работы 16 лет. ГККП "Детский сад №2 "Жулдыз" при акимате города Кокшетау Акмолинской области.
Коррекционно - развивающее занятие с детьми дошкольного возраста Тема: «Сказочное путешествие»
Задачи:Цель: Формирование навыков невербальной коммуникации в ситуации морально-этического выбора.
- Расширение знаний об эмоциях, чувствах, возможности позитивного мировоззрения, эмпатии, толерантности;
- Создание эмпатических, положительных отношений в малых группах, формирование «Я - образа», социально - психологическое преобразующее действие на детскую личность.
- Развитие эмоционально-личностной сферы дошкольников.
- Формировать навыки доброжелательного отношения к друг другу, овладение морально - этическими нормами поведения.
Методы: элементы сказкотерапии, игротерапии, кинестетические упражнения, движения.
Ход занятия
Вступительная часть
Дети входят в кабинет под музыку. Становятся в круг.
Психолог: - Добрый день, дети (дети здороваются). А как можно поздороваться, без слов (дети здороваются невербальным способом).
- Как вы думаете, здороваться могут только люди? (Ответы детей).
- Верно, все, что нас окружает, имеет свой язык. Давайте мы представим, что мы деревья и поздороваемся.
Психолог предлагает детям поздороваться как деревья, кусты, трава, птицы.
Психолог: - Я хочу пригласить вас в путешествие в сказку. Вы любите сказки? (Дети отвечают).
- Смотрите, какая красивая сумка, интересно, что в ней? Давайте посмотрим! Здесь книга сказок (Дети рассматривают волшебную книгу вместе с психологом).
- Слышите, какая приятная музыка. Откуда она звучит? Видимо это нас сказка зовет! Вы готовы к путешествию? Тогда, давайте успокоимся, возьмемся за руки и отправимся в путь. В сказку можно попасть через волшебные ворота. А вот и они! Дети, взявшись за руки, проходят за психологом через ворота.
- Где же мы с вами оказались? Кажется, я поняла, слышите (дети прислушиваются), это шумит море, и кричат чайки. Мы с вами оказались на берегу моря, ну что пошли? Звучит запись «Звуки моря»
Психогимнастика
(Дети идут к морю по воображаемому песочку (выполняется психогимнастические упражнения):
- Сначала по сухому песку,
- По горячему песку,
- Затем по раковинам и камням,
- По мокрому песку,
- По вязкому песку. (Видимо он стал такой, потому что его смочила волна).
Дети с психологом доходят до берега моря.
Психолог: - Вот мы с вами и на берегу моря. Давайте понюхаем, запах вы чувствуете? (Дети отвечают). Правильно, так пахнет море, морские водоросли. Подставьте свои лица под морской ветерок, он такой мягкий, так нежно прикасается к вашим волосам, ладошкам, лицу. Морской воздух оказывает целебное действие на наши органы. Давайте еще раз вдохнем его и почувствуем, как он исцеляет нас (дети делают упражнения на дыхание).
- Ой, пошел легкий дождик! Какой теплый и приятный! Как хорошо, а давайте коснемся водички, какая она? (Дети отвечают), да, она прохладная, приятная, так и хочется с ней поиграть (дети вместе с психологом брызгаются воображаемой водичкой).
- А как еще можно поиграть? (Дети отвечают), правильно, попрыгать через волны! (Дети с психологом прыгают через воображаемые волны).
- Наигрались? Послушайте, как шумит море (дети слушают). А кто живет в море? (Дети отвечают), да, медузы (психолог показывает кинестетические упражнения), дельфины (показывает, как выпрыгивают дельфины из воды), различные рыбки (показывает, как плавают рыбки), крабы (показывает, как ходят крабы).
- А вы знаете, море всегда дарит какой-то подарок, давайте посмотрим, может и нам море что-то приготовило (Дети находят в песке ракушки и камешки).
- Рассмотрите свои камешки, на что они похожи? (Дети отвечают).
- Давайте послушаем раковину. Что вы слышите? (Дети отвечают). Да, мы слышим, как в ракушке шумит море. А мне раковина что-то рассказывает, а вы слышите? (Дети отвечают).
- Давайте послушаем сказку, которую рассказала мне раковина.
Основная часть
Дети садятся.
Психолог: - Закройте глаза, расслабьтесь, подставьте свое лицо под теплые лучики солнца, почувствуйте, как оно ласкает вас, почувствуйте прикосновение легкого ветерка, который играет с вашими волосами, протяните к нему ваши ладошки. Прислушайтесь, к сказке. Вот прилетели маленькие эльфы, они садятся кому-то на плечо, кому-то на ладошку, а кому-то на головку (в это время детям одевают наголовники). Откройте глаза посмотрите, как все изменилось! Вы превратились в маленьких насекомых! Да, действительно, вы теперь муравьи, а я тоже изменилась, я превратилась в колдунью-пчелу. Вставайте на ноги, сказка начинается.
Сказка «О дружбе и ее потере»
Психолог: Жили-были два муравья Мур и Рум. Они были очень большими друзьями и превыше всего ценили свою дружбу. Однажды встретили Мур и Рум старого Богомола и рассказали ему о своей дружбе.
– Так вы думаете, что нет ничего на свете, что смогло бы разрушить вашу дружбу?
– Мы уверены – что бы ни случилось, наша дружба не может исчезнуть! – говорили муравьи. – Можешь как угодно испытать нас, дружба останется несокрушимой.
- Вы хотите подвергнуть вашу дружбу испытанию? – спросил Богомол. – Стоит ли? Если вы потеряете вашу дружбу, восстановить ее будет очень сложно.
– Мы не боимся испытаний. Проверь нас! – настаивали муравьи. – А если наша дружба не выдержит, значит, она не нужна нам.
– Ну что же, хорошо. Но потом пеняйте только на себя, – сказал Богомол. – Пойдемте к Пчеле-Колдунье, и пусть она с помощью своего волшебства подвергнет вас испытаниям. Посмотрим, устоит ли ваша дружба.
Отправились Мур и Рум к Пчеле и рассказали ей о своем желании доказать Богомолу, что нет вещи, способной уничтожить их дружбу. Подумала Пчела-Колдунья и сказала:
– Хорошо, я устрою вам семь испытаний. Проверим крепость вашей дружбы. Вот первое испытание – и зажужжала заклинанья:
Елики-горелики, Лики-рели-ка!
Сохранится ль дружба Существ без языка?
Она тихонько коснулась муравьев своим жалом и – они забыли язык, на котором общались. Но ничуть не повредило это дружбе муравьев. Они сумели прекрасно обойтись без слов и быстро научились понимать друг друга.
Тогда Пчела-Колдунья вернула муравьям способность общаться на своем языке и прожжужала новые заклинания, наводя чары для второго испытания:
Елики-горелики,
Лики-рели-ка-тож!
Прозвучите в речи
Грубость, обида и ложь!
Стали муравьи оскорблять друг друга и обвинять в том, чего никогда не было. Более того: даже обычные слова казались им оскорблением, потому что стали они очень обидчивыми, и уже, казалось, приходит конец их дружбе. Но друзьям удалось остановиться, потому что поняли они, что нет за их словами злобы. Они сумели простить друг другу дерзкие и несправедливые слова, и дружба их устояла.
На третий раз Пчела разбудила в их душах злобу. «Теперь-то точно поссорятся!» – подумала она. Но Мур и Рум излили свою ярость, переломав сухие травинки и палочки, и, освободившись от нее, обнялись снова. Растерялась было, Пчела-Колдунья. Однако сняв заклятье грубости и обмана с муравьиных речей, попыталась в четвертый раз: вызвала она у муравьев сильнейший страх перед миром. Долго Мур и Рум не решались вылезти из-под листочков, где прятались от всех окружающих опасностей и друг от друга. И все же вылезли они – и объединились: вдвоем не так страшно. И дружба победила страх. Ничего не смогли поделать с муравьиной дружбой и жажда власти («кто главнее?»), вызванная в их сердцах Колдуньей, и переживания горя.
Перед седьмым испытанием всерьез задумалась Пчела-Колдунья: какие же еще навести чары? Тогда старый Богомол сказал ей:
– Одно только уничтожит их дружбу
– Мои чары пробуждают только то, что есть в них самих, – оговорилась Пчела.
– Это я помню. И беспокоюсь: сможешь ли ты потом вернуть все, как было?
Пошептались они о чем-то с Пчелой и высказали муравьям свои сомнения в необходимости последнего колдовства. Однако Мур и Рум, как никогда уверенные в силе своей дружбы, настаивали на последнем, седьмом, испытании.
Делать нечего. В последний раз взялась ворожить Пчела:
Елики-горелики.
Лики-рели-ка-иста-ми!
Станьте, муравьи,
Ныне...
И, Пчела произнесла самое важное слово заклятия (догадайтесь – какое?) (ответы детей). И сама подивилась результату: отвернулись бывшие друзья друг от друга и уползли в разные стороны. Как ни старалась Пчела, не удалось ей расколдовать Мура и Рума и восстановить дружбу.
Почему? Потому что разбуженное ею в сердцах бывших друзей качество разрушает все – даже самые добрые отношения. Потому что как болезнь проникает оно в душу и отделяет одно живое существо от всех других живых существ. Потому что враждебно это качество всякому искреннему и доброму общению. –Ребята, никакая дружба не устоит, если просыпается в душе...
Беседа психолога с детьми по содержанию сказки.
Обсуждение проблемных вопросов, выбор героев по личностным предпочтениям.
Психолог: - Наша сказка закончилась. Садитесь ко мне ближе.
Вам понравилась сказка? (Ответы детей). О чем она была? Какие испытания были в сказке? (Ответы детей). А последнее испытание, какое было? Как пчела вызвала в них то, что было в их сердцах - эгоизм.
А скажите мне, кто такой эгоист? (Ответы детей).
Какое у эгоиста сердце? (Ответы детей). Правильно оно каменное.
А можно растопить такое сердце и как? (Ответы детей). Конечно, нужно сказать хорошие, добрые слова.
А вы знаете, какие это слова? (Ответы детей).
- Молодцы, вы правильно все сказала. Я думаю, что на вас чары колдуньи - пчелы не подействовали.
Рефлексия
Психогимнастическое упражнение «Цветы для друзей»
Психолог: По такому случаю хочется подарить какой-нибудь подарок (дети предлагают, что можно подарить). Я хочу предложить в подарок цветы, давайте мы с вами превратимся в цветы (дети соглашаются).
- От таких замечательных цветов хочется петь и танцевать! Скорее становитесь в круг! В круг дружно стали мы, руки дружбы подали!
Звучит красивая музыка, дети под нее танцуют, изображая цветы.
- Как быстро истекло время, нам нужно возвращаться. Берите друг друга за руки и тихонько пройдем сквозь арку, чтобы вернуться. (Дети вместе с психологом проходят сквозь арку).
- Мы с вами вернулись и пора заканчивать наше занятие.