Краснощекова Светлана Григорьевна, библиотекарь. КГУ "Комплекс Быструшинская средняя школа - детский сад" отдела образования по Глубоковскому району управления образования ВКО, Восточно-Казахстанская область, Глубоковский район, село Быструха
Библиотечный урок "Мы – дети твои, Казахстан! Дети одной земли"
Цель: показать учащимся активное участие казахстанцев в разгроме фашистских войск, их ратные подвиги не только на фронте, но и в тылу. способствовать формированию учащихся высокого патриотического сознания, чувства гордости за свою страну, воспитание готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины посредством целенаправленного развития системы патриотического воспитания.
Задачи:
Воспитание толерантного сознания у детей через книгу.
Важная составляющая успеха нации– казахстанский патриотизм.
Научить учащихся любит, и ценить произведения казахстанских писателей.
Обеспечить достижения конкурентноспособной нации.
показать неоценимую роль казахстанцев в Победе, на фронтах и в тылу, рассмотреть участие воинов-казахстанцев в войне, показать, как важно помнить своих героев.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер.
Оформление: выставка книг казахстанских писателей.
Форма проведения: беседа-обсуждение, просмотр мультимедийной презентации.
ХОД УРОКА
Библиотекарь:
В легенды превратились были
тех грозных лет пороховых…
О той войне мы помнить будем-
во имя мертвых и живых.
Сергей Орлов
– Здравствуйте ребята, хочу начать нашу беседу со слов Первого Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева, который сказал: «Быть патриотом своей Родины – это носить Казахстан в своем сердце».
– Давайте начнем с произведения одного казахстанского писателя.
Это повесть Мухтара Магауина «Дети одного отца». В ней повествуется о том, как в тяжелое военное время казахский аул принял осиротевших детей из далекого детского дома. Детей разобрали казахские семьи. Аксакал Ахмет выбрал мальчика-немца по национальности – Зигфрида Вольфганга Вагнера. Сам, нуждаясь в поддержке и опоре, старик сделал все, чтобы обогреть сердце мальчика, воспитал его. И хотя жилось трудно, не хватало самого насущного, все же Зигфрид смог вынести из этой жизни качества настоящего человека, и, прежде всего – любовь и уважение к своим приемным родителям, к земле, взрастившей и воспитавшей его.
Ребята опишите, те чувства, которые были вами, пережиты с героями этого произведения.
Ученик:
Воспитанный казахом Ахметом Зигфрид Вольфганг Вагнер– интернационалист, не желающий разделять людей по их национальному признаку, патриот, бесконечно преданный приютившей некогда его земле: «Только презренный человек скрывает свое происхождение. Я никогда не забуду своего куке, аксакала Ахмета, воспитавшего и вырастившего меня. Его фамилию ношу я сам, и носят мои дети, и будут носить дети моих детей. Но живет во мне память и о том человеке, который подарил мне жизнь, – о моем дорогом отце Вольфганге Вагнере, погибшем в рядах испанских республиканцев, сражаясь с фашистами. Кто же я, спросите вы, кем считаю себя по нации?.. Я и сам иногда задумываюсь над этим. Немец?.. Не вполне. Казах?.. Тоже не совсем верно. Происхожу от немцев – это будет точнее. Ну, а дети мои… Они как ответят на этот же вопрос? Впрочем, так ли это важно – копаться в своей родословной? Сейчас мы все – русло одной реки, дети одного отца. Или, если хотите, члены одной семьи, сыны одного улуса…
Учащиеся:
Произведение было прочитано нами на двух языках: русском и государственном. Повесть интересна тем, что, не смотря на Великую отечественную войну у людей, жившим в те тяжелые военные годы не очерствели сердца к сиротам, которые остались без родителей.
Библиотекарь:
Ах война ,что ты сделала, подлая:
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры.
На пороге едва помаячили
И ушли- за солдатом солдат…
До свидания, мальчики!
Мальчики!
Постарайтесь вернуться назад!
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
Не жалейте ни пуль, ни гранат,
И себя не щадите…
Но все-таки
Постарайтесь вернуться назад!
Б. Окуджава
Великая Отечественная война начало неимоверных страданий и тяжелейших испытаний для нашего народа. Но она породила мужество, и не меркнувшую славу людей, раскрыл их пламенные сердца, сердца стойких борцов за мир на земле, за счастье. Все, кто сражался за Родину, самоотверженно работал в тылу, знали, что это они делают во имя Родины!
Трудящиеся Казахстана, как и все народы многонационального Советского Союза, поднялись на защиту своей Родины. Казахстанцы служили во всех воинских частях, соединениях, во всех родах войск, сражались на всех действующих фронтах. Трудящиеся Казахстана жили и работали с одной мыслью – « Все для фронта, все для победы над врагом!» Каждые девять пуль из десяти, которые выпускали по врагу, были отлиты в Казахстане, были в броне танков, в стволах артиллерийских орудий, пулеметов, винтовок, в корпусах военных кораблей и самолетов.
Выносливых, сильных и быстрых коней получала из Казахстана Красная кавалерия. Эшелоны с пшеницей и ячменем, овощами и фруктами, углем и нефтью, табаком и хлопком, шли на фронт через бескрайние степи и пески по железнодорожным и водным магистралям.
Женщины Казахстана спустились в угольные шахты Караганды, сели за штурвал комбайнов Работали гуртоправами и табунщиками. Героической стойкостью и мужеством на полях сражений, самоотверженным трудом в тылу советский народ отстоял независимость своей Родины и освободил другие народы.
В годы войны Казахстан превратился в мощный военный лагерь, где формировались лучшие части и соединения Красной Армии. В Казахстане было сформировано 12 стрелковых, 4 кавалерийских дивизий, 7 стрелковых бригад, около 50 полков и батальонов различных родов войск. Одной из известных страниц Великой Отечественной войны является организация спецшколы близ Алма-Аты, готовившей горных стрелков для Красной Армии. С первых дней войны казахстанцы проявили подлинный патриотизм на её фронтах 120000 человек. Тысячи казахстанцев отдали свои жизни , покрыли себя ратной славой в битве за Москву, в обороне и прорыве блокады Ленинграда, под Сталинградом, Курском, в боях за Берлин. 497 получили звание Героя Советского Союза. Талгат Бегельдинов, Иван Павлов, Сергей Луганский, Леонид Беда – дважды Герои Советского Союза.
1200000 казахстанцев были мобилизованы на фронт в 1941-1945гг.
178000 солдат и офицеров служили в Красной Армии на канун нападения фашисткой Германии на Советский Союз. Свыше 600000 наших земляков погибли на полях сражений. В период Великой Отечественной войны 497 казахстанцам было присвоено звание Героя Советского Союза. Четыре человека удостоены этого звания дважды - летчики Л.Беда, Т. Бегельдинов, И. Павлов, С. Луганский,110 человек были награждены орденами Славы трех степеней.
Около 90 писателей и поэтов Казахстана сражались в рядах Красной Армии. Среди них были Д. Снегин, П. Кузнецов, Д. Абилев, Д. Саин, К. Абдыкадыров, В. Чугунов, М. Абдуллин. Многие из них стали сотрудниками фронтовых газет, издаваемых при казахстанских воинских частях, политработниками среди воинов восточных национальностей. С первых же дней войны советские писатели и поэты выступали активными проводниками идей Коммунистической гвардии по организации вооруженного отпора агрессору. Как набатный призыв к защите Родины звучал голос великана казахской поэзии столетнего Джамбула. Его песня «Ленинградцы, дети мои!» (в переводе поэта М. Тарловского) вошла в историю Отечественной войны как волнующий поэтический документ, как одно из морально-политических средств укрепления обороноспособности города Ленина. «Устами мудрого казахского певца,— писала «Ленинградская правда»,— вся великая страна говорила «Я с вами, ленинградцы».
Казахстанские писатели раскрывали тему патриотизма в своих произведениях.
Тынымбай Нурмагамбетов, «Вечерние аульные беседы», 1993 г., Алма-Ата, Жазушы. «Поле детства».
Отрывок из произведения.
Письмо отцу:
«Любимый наш отец Каипбек!»
Все ли у тебя благополучно? Мы – мама, Саут и я, – желаем, чтобы так оно и было. Твое письмо мы получили. Мама уже поправляется. Папа, сейчас весь аул сеет просо. Сегодня я заново переделал запруду в конце поливного арыка. Завтра закончу первый полив. Саут привет тебе шлет. Он больше не шалит, как раньше, а помогает маме. Со всеми делами домашними сам управляется. Папа, как ты там, на фронте? Жанарбека, старшего брата Саяна, враги убили. Сегодня бумага пришла. Как же вы не уследили а? Саян тоже скоро пойдет на фронт. Он говорит, что убежит тайком, если его пускать не станут. Саян, он такой. Он даст жару этим немцам.
А мы по тебе очень сильно скучаем. Возвращайся скорее…
Папа, я с завтрашнего дня буду выходить на участок с твоим кетменем.
До свидания. «Я, Саут и мама ждем тебя!»
Ученик:
Эти произведения отражают детские судьбы в то нелегкое для всей страны время, вот некоторые из них, которые стоит прочитать подрастающему поколению.
Вот несколько из них:
Касым Кайсенов «Партизанской тропой» 1965 г. «Жазушы»
«В тылу врага». Боевая история Серика Мергенбаева.
Молдахмет Казазов «Свет далекого солнца»
«Чика – сын дабыла» Алма-Ата «Жалын» 1982г.
Эти книги я рекомендую вам прочесть.
Судьбы детей во время войны отражены в каждой строчке, на каждой странице этих произведениях о нашей казахстанской земле, о казахстанском народе, который делал возможное и невозможное для Победы.
Библиотекарь:
Задание: кроссворд ”Герой”.
1.Казахский Летчик, дважды герой Сов. Союза, сбивший 37 вражеских самолётов?
2.Лётчик– штурмовик в честь которого названа одно из улиц города?
3.Воин- казах, одним из первых водрузивший флаг над рейхстагом?
4.Пулемётчица 100-й казахской национальной стрелковой бригады?
5.Кем на фронте была Алия Молдагулова.
|
|
к |
м |
|
о |
а |
|
||
ш |
м |
с |
||
л |
к |
е |
н |
|
у |
Б |
а |
т |
а |
г |
е |
р |
о |
й |
а |
д |
б |
в |
п |
н |
а |
а |
а |
е |
с |
|
е |
|
р |
к |
в |
|
||
и |
|
|||
й |
Казахский народ имеет богатое духовное наследие, которое берет истоки глубоко уходящие в древние времена. Наш народ сохранил самобытную культуру, свой родной казахский язык, почти не подвергал его деформации. Но при этом Казахстан объединил многие народы на земле, которую все считают родной.
За годы открыт общественный интерес к традиционным культурным ценностям казахского народа неизменно возрастал. Он охватывает все стороны бытия народа, образа жизни, социального обустройства, искусства, нравственных устоев, общественных идеалов. Изучение обрядов, традиций народов является вспомогательной научной дисциплиной, которая имеет как теоретическое, так и прикладное значение, ибо особенности уклада, быта, обычаи и традиции – это своего рода символы народа, рассказывающие о его истории и устремлениях. Поэтому вполне закономерным является возрождение истории, культуры, обрядов и традиций казахского народа, наблюдаемое в годы независимости. Они становятся достоянием и других народов. Казахстан стал родиной для всех проживающих здесь людей, представителей различных национальностей и вероисповеданий. Они объединены общей исторической судьбой, и всем им важно сохранить мир, дружбу, межнациональное и межконфессиональное согласие. Только уважая национальные истоки, люди в состоянии принимать и уважать культуру других народов. Ничто не объединяет людей разных национальностей лучше, чем взаимоуважение, основанное на понимании духовного мира представителей другого этноса.
Казахстан– многонациональная страна. Представители более 130 национальностей и народностей проживают в Казахстане, и у каждого своя культура, свои традиции и обряды, песенное и танцевальное искусство.
В республике созданы условия для формирования национального самосознания на основе уважения культуры и языка представителей всех этнических групп людей, проживающих на территории республики и за ее пределами. Казахский народ был всегда открыт к восприятию других культур. И одна из основных особенностей его менталитета– уважение к культуре, религии, традициям и обычаям другого народа. Народная мудрость гласит: «Узнаешь язык, обычаи народа – познаешь его душу».
Ученик:
Родина– самая главная святыня у любого народа. В казахском фольклоре, пословицах, исторических дастанах, тронных речах ханов, в мудрых словах биев, в песнях серэ и салов– любовь к Родине, к отчему краю – атамекен – главная тема, дух предков, родной край, родной язык – святыни. В этом заключена веками освященная, немеркнущая истина о том, что в человеческой жизни есть высокие ценности, нравственно надежные, а именно: отчий край, память предков, история, язык.
«Мы также должны приложить все усилия для дальнейшего развития одного из главных факторов единения всех казахстанцев– государственного языка нашей страны, родного для всех казахов»,– говорится в ежегодном Послании Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева народу Казахстана.
Рефлексия:
По рассказам и книжкам я знаю войну,
Что сиротами сделала многих людей,
Что заставила плакать седых матерей,
По рассказам и книжкам я знаю войну.
По рассказам и книжкам я слышу войну.
Вижу стены, разорванный бомбами дом,
Дым пожарищ, чернеющий пепел кругом
По рассказам и книжкам я вижу войну.
По рассказам и книжкам я слышу войну,
Слышу грохот орудий и раненых крик
Слышу вздох партизан, замеревших на миг,
По рассказам и книжкам я слышу войну.
Я не знаю войны. Да зачем это мне?
Я хочу мирно жить, песни петь красоте.
Надо мир укреплять, чтоб всегда и везде
Понаслышке лишь знали бы мы о войне.
САЛЮТ ПОБЕДЫ:
На звездочках салюта написать свое отношение к войне, желание, мысли и чувства, которые переполняют вас по отношению к героям ВОВ.