ОПЛАТА KASPI PAY
Подписаться на уведомления! Бесплатная информационная рассылка. Подпишись и будь в курсе всех событий!

 

 
Магазин: Корзина
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
Публикация материалов публикаций, семинаров, конкурсов, мастер-классов
Новостная рассылка!
Мы в соцсетях!
 

You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!

 

Внеклассное мероприятие "Век электрических свершений"

17 февраля 2023 г.

Какимжанова Гульнара Абишевна, Преподаватель специальных электротехнических дисциплин, Электротехника, Рудничная автоматика, ЧУ "Технологический колледж корпорации "Казахмыс", Казахстан, область Улытау, город Сатпаев 

Внеклассное мероприятие "Век электрических свершений"

Внеклассное мероприятие "Век электрических свершений"

 

Особую роль в активизации знаний учащихся играет техническое творчество, которое невозможно без глубоких знаний о разрабатываемом предмете, без широкого охвата специфических вопросов, касающихся формирования эффективного, гибкого, творческого мышления. Система активизации знаний колледжа включает в себя в первую очередь мероприятия направленные на развитие культуры умственного труда: проведение факультативов и семинаров на полигоне, знакомящих с  производством, а также современными достижениями педагогической и психологической науки в области интенсификации умственных процессов, прочного усвоения практических знаний.                Внеклассные мероприятия – составная часть системы, которая позволяет решать учебные и воспитательные задачи в неформальной обстановке, проявить учащимся своё “Я” в полном объёме, самоутвердиться в коллективе, обрести дополнительную мотивацию к своему самосовершенствованию.

 

Цель: Развитие умственной, познавательной и творческой деятельности учащихся через знакомство с методами применения знаний на практике.

 

Форма занятия:   Интеллектуальная – познавательная игра.

 

Оснащение:

  • Кабинет
  • часы и табло для фиксации времени и счета
  • интерактивная доска
  • альбомные листы
  • фломастеры
  • раздаточный материал с техническими заданиями
  • средства музыкального сопровождения конкурсов

Технология игры:

Жюри составляется из учителей предметников электромеханического цикла, мастеров производственного обучения. Ведущий – преподаватель Какимжанова Г.А., знакомит учащихся с программой мероприятия, с правилами игры, следит за регламентом, объявляет этапы мероприятия. В конце игры подводятся итоги. Группа, участвующая в игре выставляет 5 учащихся. Остальные учащиеся участвуют в этапах мероприятия:  «Электрики  -   историки», «Чтобы сказку сделать былью», в брейнринге «А правда ли это?»

В обязанности ведущего входит раздача заданий участникам конкурса, передача выполненного задания жюри, контроль времени выполнения задания.

 

Правила игры:

  1. На решение задания конкурса отводится определенное время (устанавливаемое ведущим).
  2. Каждый участник оценивается по бальной системе, т.е. получает по 1 баллу за каждый правильный ответ по заданию и дополнительный балл за правильный ответ конкурента.
  3. По каждому конкурсу – заданию подводятся итоги. Жюри проверяет правильность  ответов и выставляет счет.
  4. По итогам игры выбирается участник, набравший максимальное количество баллов. 

 

План интеллектуально-познавательной игры:

  1. организационный момент.
  1. открытие  /ведущий/
  • представление жюри, участников
  • объявление правил игры
  1. прохождение игры согласно программе
  • Вступительное слово ведущей
  • «Электрики –историки»
  • Разминка для ума и логики
  • Конкурс между всеми участниками «Чтоб сказку сделать былью!”
  1. Подведение итогов   (жюри)

 

Звучит музыка

Проходит регистрация участников за специально организованными рабочими местами, выбираются члены жюри, ведущий.

Ведущий. Век электрических свершений много это или мало? Чуть больше срока жизни человека. Две границы трех веков. И за столь короткий миг в истории человечества “. . . сколько нам открытий чудных сготовил просвещенья дух”.

  • 1834 г. Один из первых электродвигателей.
  • 1878 Джозеф Сван изобрел электрическую лампочку накаливания.
  • 1885 Физик Генрих Герц продемонстрировал существование электромагнитных волн.
  • 1926 Джон Лоджи Бэйр передал телевизионное изображение человеческого лица.
  • Создание трамвая.
  • Открытие природы электромагнитных волн и использование их в радиотехнике, телевидении.
  • Создание первого компьютера и бытовых процессов.
  • И многое, многое другое!!!

“ Всё, что пьем мы полной чашей,
В прошлом создано трудом:
Всё довольство жизни нашей,
Всё, чем красен каждый дом,
Новой лампы свет победный,
Бег моторов, поездов,
Монопланов лет бесследный
Всё наследие трудов!

Эти слова В.Я. Брюсова точно отражают сделанное человеком для человека.

Ведущий:

Можно ли представить нашу жизнь без удобных, нужных и важных предметов, без которых нам не обойтись.

С электрическими атрибутами современной жизни мы во многом связываем такое весьма приятное понятие как комфорт.

Стремление человека к комфорту и плюс непрерывный рост уровня жизни, механизация, автоматизация производственных процессов являются хорошим стимулом для творческой мысли инженеров - разработчиков.

Сегодня мы познакомим Вас с биографией вещей, без которых нам не обойтись.

 

И МЫ ОБРАЩАЕМСЯ К ЭЛЕКТРИКАМ  -   ИСТОРИКАМ.

 

Для нормальной жизни в первую очередь мы послушаем историю обогрева, тепла и комфорта.

Обогревательные приборы

1  ученик:

    История столь привычных для нас обогревательных приборов уходит в прошлое. Первые обогреватели - калориферы - появились еще. В Древнем Риме. Они представляли собой целую систему керамических каналов, по которым шел теплый печной воздух.

    2 ученик:

В России такое отопление - его называли огневоздушным - применялось в Московском Кремле начиная с 15 века. Позже, в 19 веке, калориферы получили широкое распространение в Петербурге и Москве. В 1810 году известный русский инженер Н.А.Амосов изобрел газовый камин, который отлично обогревал и был приятен на вид. Начиная с конца 19 века калориферы стали не паровыми, а воздушными, в виде системы стальных трубок, по которым текла горячая вода, а между ними шел воздух.

3  ученик:

    В 20 веке появилось электрическое отопление: электрический вентилятор гнал воздух через спираль, нагретую током. Тогда же появились рефлекторы и конвекторы, которые нагревали воздух, шедший к спиралям «самотеком». Их автор немецкий  инженер-изобретатель

 

 Фердинанд Виндхаузен. Разработанная им принципиальная схема до сих пор применяется во всех обогревателях со спиралью. 20 век принес в наши дома конденционер-сочетание калорифера и вентилятора.    Он успешно применяется на предприятиях, в учреждениях и, конечно же, в быту.

 

Ведущий:

Свет - это жизнь.

Светильники нужны!

Вашему вниманию представляем историю светильников!

 

Бытовые светильники

4 ученик:

    Первым бытовым светильником для человека по существу стал костер. Он и освещал жилье, и обогревал его, и помогал приготовить пищу. Костер сменили факелы, факелы-свечи, свечи – керосиновые лампы, а после на - электрические. В каждый исторический период человек пользовался определенными видами бра, торшеров, люстр, так что у светильников есть своя интересная история.

5 ученик:

    Хотя большинство названий светильников и произошло от французских слов, например, бра - от bras - рука, люстра - от luster освещать, в каждой стране эти предметы появились задолго до прихода их французских собратьев. Так, на Руси с 1 1 века они известны под названием «хоросы». Потом, в 14 веке, появились «паникадила». В те времена это были не церковные сосуды, где курился ладан, а светильники на цепях, рассчитанные на 10 свечей. Есть у люстр и своя мода. В 18 веке, например, в моде были светильники, выполненные в стиле «русское барокко», где преобладали изогнутые линии металлических и стеклянных деталей. А в 19 веке воцарился классицизм - в чести были люстры с симметричным расположением рожков и кронштейнов, убранные хрустальными гирляндами.

6 ученик:

    Но светильники не только освящают комнату. Так, французским литератор Жан Рюбье «Книге для домохозяина», изданной в Париже в середине прошлого века, утверждал, что лампа - это «лицо хозяина, показатель его характера, привычек и даже политических убеждений». Доказывая это, Рюбье приводил немало исторических примеров. Наполеон, например, требовал, чтобы на люстрах и бра не было хрустальных подвесок, которые своим звоном могли бы отвлечь императора от великих мыслей. Якобьтинцы в своих домах вешали люстры с синими клопаками, которые служили для них своего рода паролем. Вспоминал Рюбье и русских декабристов: название их общества «Зеленая лампа», считал он, говорило о многом.

Ведущий:  Лампы для освещения - самые нужные предметы в быту.

7 ученик:

    «Лампа накаливания»- такое название дал столь привычному для нас устройству его изобретатель- русский инженер А.Н.Лодыгин.

В 1873 году А.Н.Лодыгин обратился к градоначальнику Петербурга с предложением заменить газовые фонари на изобретенные им лампы, светящие ярче и работающие на дешевом электричестве. Ответ был краток и категоричен: «Отказать за ненадобностью». А когда несколько лет спустя работу Лодыгина продолжил известный американский изобретатель Томас Эдисон, то в России лампы накаливания оказались очень нужны, и пришлось закупать их за большие деньги за границей. Кстати, получая патент на лампу накаливания, Эдисон честно указывал, что он всего лишь «совершенствуем идею русского инженера Лодыгина о проведении электрического света»

8 ученик:

    Газеты восьмидесятых годов прошлого века рассказывали о конфузе произошедшем при открытии первого освещаемого электричеством участка Петербурга Литейного моста. В момент, когда загорелся свет, а это были: лампы Эдисона группа студентов стали бросать камни, в светильники, крича при этом: « Нам, зачем Эдисон, когда есть свой лучше!»

9 ученик:

    И, действительно, которому из-за отсутствия материальной поддержки пришлось продолжать опыты за границей до такой степени усовершенствовал свое детище, что современная лампочка накаливания по конструкции и форме мало, чем отличается от самой первой. Устройство ее всем хорошо известно: стеклянная колба, из которой выкачан воздух, спаяна с металлическим патроном. Внутри колбы стеклянная ножка, а которой крепится нить накаливания. Именно Лодыгин стал использовать металлическую проволоку для нити накаливания, вместо древесных угольков, как это было у Эдисона. Он же предложил выкачивать воздух из лампы, а потом впускать туда неон, криптон или другой инертный газ, сделав тем самым человечеству подарок на века и обессмертив свое имя.

10 ученик:

    Разработка люминесцентных ламп началась на 50 лет позже, в 1923 году. Группа советских ученых под руководством академика Вавилова создала конструкцию и разработала основные принципы работы новой лампы. Новинка существенно отличалась от лампы накаливания: притом же количестве затрачиваемой электроэнергии она давала в 2-3 раза больше света. В 1951 году первые образцы с успехом прошли государственные испытания, а их создатели Вавилов, Левшин, Константинов и другие были удостоены государственной премии СССР.

Еще в 50-годы академик Вавилов утверждал, что за люминесцентными лампами - будущее. И, хотя, сегодня лампы накаливания еще не уступили своих позиции, их более экономичные и надежные конкуренты все активнее находят себе место и в промышленности, и в быту.

Ведущий:

    Для нашего учебного процесса очень большое внимание оказывает звонок, которым мы начинаем урок и заканчиваем. Вашему вниманию представляем историю звонка.

11 ученик:

    Еще в конце 19 века людям приходилось пользоваться механическими звонками. Подойдя к двери нужно было трясти колокольчик или вращать винт на другом которого висел такой же колокольчик. Эра электричества внесла свои изменения. Звонок из нехитрого механизма превратился в довольно сложное устройство - электромагнитный прерыватель. И теперь вместо человека ток без устали стучит бойком якоря по чашечке колокольчика.

12 ученик:

    Электрический звонок - одно из первых изобретений извести'4" американского инженера конструктора Томаса Эдисона. На всемирной промышленной  выставке в Париже в  1900 году электрический звонок Эдисона получил первую премию, а изобретателю было выдано денежное вознаграждение.

13 ученик:

    Как водится в таких случаях, на конструкцию звонка был выдан патент; а лицензию на производство этих изделий приобрела немецкая фирма, специализировавшаяся на изготовлении банковских сейфов. Инженеры фирмы решили, что шум, который возникает при включении звонка, отпугнет грабителей гораздо лучше, чем толстые стальные стены сейфов и замки с секретами.

14 ученик:

    А первый экземпляр своего звонка Эдисон подарил английском) королю Эдуарду VII. Звонок был установлен в покоях Бэкингемского дворца в Лондоне и исправно действует, по сей день.

Звонки, гудки, сирены в шахте применяются для координации действии персонала по спуску - подъему людей, груза и оборудования.

Ведущий:

    Все это мы имеем благодаря рабочим рукам, которые творят чудеса! Пусть ваши руки тоже поработают на благо человечества!

 

Для перехода к следующему этапу я предлагаю всем учащимся

РАЗМИНКУ ДЛЯ УМА И РАЗВИТИЯ ЛОГИКИ.

  1. - Сколько месяцев в году содержат 28 дней? /Все месяцы /
  2. - Как бросить яйцо, чтобы оно пролетев 3 метра, не разбилось?   / бросить яйцо на 4 метра /

3          - Что не имеет длины, ширины, глубины и что, тем не менее, можно измерить?            / время /

  1. - Что все люди на Земле делают одновременно?/ стареют /
  2. - Как можно уместить в 1 литровую бутылку 2 литра молока?

/ сварить сгущенку /

6          - как спрыгнуть с 10 метровой лестницы и не разбиться?

/ спрыгнуть с первой лестницы /

7          - Как можно сетью вытянуть воду? /когда вода превратится в лед /

8          - На какой вопрос нельзя ответить «ДА». / Ты спишь? /

КОНКУРС “ЧТОБ СКАЗКУ СДЕЛАТЬ БЫЛЬЮ”

Ведущий Великий ученый Тесла писал: “ Кто действительно хочет понять всё величие нашего времени, тот должен познакомиться с историей науки об электричестве. И тогда он узнает сказку, какой нет и среди сказок “Тысячи и одной ночи”. (Очерк “Сказка об электричестве”). Все мы были маленькими и любили читать сказки. Переживали за героев, которые силой фантазии писателей попадали в ту или иную ситуацию. Но мы никогда не задумывались, что те волшебные силы и устройства, описанные в сказках, теперь воплощены в жизнь талантом наших ученых, изобретателей. Сказочники любили использовать в своих сказках материалы, которые теперь мы называем электроизоляционными или проводниками. Например: герой сказки “Буратино” сделан из дерева – которое нашло широкое применение в электротехнике и устройстве подвижного состава. Другой материал - проводник описан в другой знакомой нам сказке, вот отрывок из неё: “Все они были сыновьями одной матери, а значит приходились друг другу родными братьями. Они были очень красивы: ружьё на плече, грудь колесом, мундир красный с синим…. Они лежали все двадцать лет, в картонной коробке. В ней было темно и тесно…”

Ведущий:

  • Из какого материала были сделаны братья?
  • Что это была за сказка?
  • Где используется данный материал и его основные виды?
  • Какие другие сказки вы знаете, где были бы задействованы электрические материалы?

Ответы:

  • Олово.
  • “Оловянный солдатик”. Г.Х.Андерсен.
  • Припои типа ПОС, бронза.
  • “Золотой ключик”, “Серебряное копытце”, “Хозяйка медной горы”, “Урфин – Джюс и его деревянные солдаты”, “Малахитовая шкатулка”

Ведущий:- Мы совершили с вами экскурсию в мир сказки. А теперь, вспомним в какой сказке описано устройство широко используемое сейчас?  “Государь, ты мой батюшка родимый. Не вези ты мне золотой серебряной парчи, ни мехов черного соболя, ни жемчуга Бурмицкого; а привези ты мне золотой венец из каменьев самоцветных, и чтоб был от них такой свет, как от месяца полного, как от солнца красного, и чтоб был от него светло в темную ночь, как среди дня белого…” (С.Т. Аксенов “Аленький цветочек”).

Ведущий:

  • Что это за прибор?
  • Какой электрический закон работает в этом приборе?
  • Кто изобрел этот прибор?
  • Какова температура нити накаливания?

Ответы:

  • Прожектор, фонарик, лампа.
  • Закон Джоуля – Ленца (тепловое действие тока).
  • Лампа накаливания с металлической нитью изобретена А. Н. Лодыгиным 1872г. (1879 – Т.А.Эдисон)
  • Вольфрам с примесью оксида тория Т пл = 36600 С. До белого каления.

Ведущий - А этот прибор:

…Играй, играй, блюдечко
Катись, катись, яблочко;
Показывай поле, моря,
И широкие луга,
И стрельбу, и пальбу,
И гор красоту
И небес высоту!          (“Наливное яблочко, золотое блюдечко”.)

… Ей в приданое дано
Было зеркальце одно;
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело.      ( “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”. А.С .Пушкин.)

Ведущий:

  • Что это за сказки?
  • В каких электробытовых приборах реализован принцип зеркальца?
  • Назовите марки современных российских подобных приборов?
  • Когда впервые был использован принцип работы?

Ответы:

  • “Наливное яблочко, золотое блюдечко”, “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”
  • Телевизор, компьютер, сотовый телефон.
  • “Рубин”, “Томсон”, “Ролсон”, “Рассвет”.
  • В 1926 г. Шотландский изобретатель Джон Лоджи Бэйрд (1888 – 1946) получил первое телевизионное изображение человеческого лица. 1950г. – Первые телевизионные системы.

Ведущий:

… Емеля поедем к морю,
- Мне и тут тепло…
- Емеля, Емеля у царя тебя будут хорошо
-Кормить – поить, пожалуйста, поедем,
-Ну ладно. Ступай ты вперед, а я за тобой вслед поеду.      (“По щучьему велению”)

Ведущий:

  • Какое транспортное средство использовал Емеля?
  • Какое современное транспортное средство по техническим характеристикам близко ему?
  • Какие еще транспортные средства из сказок вы знаете?
  • Назовите год появления трамвая?

Ответы:

  • Печь, сани.
  • Вездеход – амфибия, внедорожник.
  • Ковер самолет , конек- горбунёк, серый волк, ступа, черт.
  • 1880 г., трамвай начало ХХ века.

Ведущий:

“Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы.
Чуть опасность, где видна,
Верный сторож, как со сна,
Шевельнется, встрепенется,
К той сторонке обернется
И кричит: “Кири – ку – ку”                  ( “Сказка о золотом петушке” А.С. Пушкин)

Ведущий:

В этих строках автор описал весь технологический процесс работы современного устройства.

  • Что это за устройство?
  • Перечислите основные виды приборов выполняющих ту же роль на электротранспорте, в других областях?
  • На чем основана работа таких приборов?

Ответы:

  Сигнализация, сигналы поворота, фары, звуковой сигнал; сигналы гражданской обороны, пароходные ревуны, таймеры кухонных комбайнов, пожарная и охранная сигнализация. На использовании принципа работы фотодиодов, реле, температурных датчиков, датчиков оборотов.

 

Наверх ". "
". "". "". "". "". "". "". "". "". "". "
"; ?>
Товар добавлен в корзину