ОПЛАТА KASPI PAY
Подписаться на уведомления! Бесплатная информационная рассылка. Подпишись и будь в курсе всех событий!

 

 
Магазин: Корзина
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
Публикация материалов публикаций, семинаров, конкурсов, мастер-классов
Новостная рассылка!
Мы в соцсетях!
 

You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!

 

Инновационные формы повышения методической компетентности педагогов дошкольной организации как основа профессионального и личностного саморазвития

7 мая 2023 г.

Жданова Ольга Иосифовна, Методист, " КГКП «Ясли-сад «Алтын бесік» отдела образования Костанайского района», Управления образования акимата Костанайской области",    Казахстан, Костанайская область, Костанайский район, село Заречное

Инновационные формы повышения методической компетентности педагогов дошкольной организации как основа профессионального и личностного саморазвития

Инновационные формы повышения методической компетентности педагогов дошкольной организации как основа профессионального и личностного саморазвития

Концепция модернизации казахстанского образования ставит задачу достижения нового, современного качества дошкольного образования, связанного с созданием условий для развития личности ребенка, способной реализовать себя как часть социума. В связи с этим, предполагается новое содержание профессионально - педагогической деятельности педагогов дошкольной организации (далее – ДО), их готовность осваивать и внедрять инновации, которые востребованы новой образовательной ситуацией.

Годовая тема ясли-сада «Алтын бесік" на 2022-2023 учебный год «Применение традиционного менеджмента с новаторским подходом в организации процесса воспитания в ясли – саду и семье»

Цель: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирования основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.

Задачи:

        • создать благоприятные условия для социализации детей дошкольного возраста, в том числе детей с особыми образовательными потребностями в условиях обновленного содержания дошкольного воспитания и обучения;
  • совершенствовать работу по нравственно - патриотическому воспитанию детей через приобщение детей к общечеловеческим и национальным ценностям (Программа «Рухани жаңғыру»);
  • продолжить работу в режиме эксперимента по программе «Детский сад-дом радости» Крыловой Н.М. (второй поток);
  • продолжить работу по областной экспериментальной площадке по финансовой грамотности «Балабақшадан бизнеске»;
  • повысить уровень личностно-профессиональной готовности педагогов и специалистов ДО к использованию нетрадиционных форм непрерывного образования в межкурсовой период (интернет-форум, сетевое сообщество, дистанционное обучение и т.д.);
  • создать инновационную систему сотрудничества и взаимодействия дошкольной организации и семьи, обеспечивающей единство образовательных и воспитательных воздействий в процессе воспитания дошкольника через освоение системы социально-педагогических знаний.

 

Для обеспечения активного участия педагогов ясли-сада «Алтын бесік" в инновационной методической работе необходимым стало проектирование продуктивных форм.

Остановились на комплексе необходимых педагогических условий:

  •  отбор и экспертиза (оценивание) инновационного содержания дошкольного образования;
  •  проектирование продуктивных форм методической работы, активизирующих педагогов на повышение профессиональной компетенции.

Однако следует отметить, что никакие формы работы сами по себе, безотносительно к содержанию повышения квалификации педагога, творческого подхода гарантировать не могут. Любая форма может быть активной, если построена грамотно по содержанию и методам и реализует такие важные функции, как информационная, ориентирующая и развивающая.

В ясли-саду «Алтын бесік" инновационная методическая работа - часть профессионально - управленческой, педагогической деятельности, отличительными особенностями которой являются:

  •  обеспечение работы ДО в режиме развития;
  • отбор содержания методической работы, обеспечивающего личностное развитие ребенка дошкольного возраста, его саморазвитие;
  •  обеспечение педагогов информацией об инновационных фактах и явлениях;
  •  оснащение педагогов способами профессионально - педагогической деятельности, создающее эффективное воздействие на личностное развитие ребенка.

Для работы по повышению профессионального мастерства педагогов, методическая служба  выделила отдельное направление и придерживается следующих основных требований:

  •  иметь практико-ориентированный характер;
  •  интегрировать повышение квалификации и внедрение результатов научных исследований и инновационного педагогического опыта;
  •  обеспечивать индивидуально-дифференцированный подход, учитывающий возможности педагогов и их профессиональные интересы;
  •  способствовать активному освоению знаний и закреплению профессиональных умений;
  •  оценивать результативность повышения квалификации и своевременно вносить коррективы в этот процесс;
  •  обеспечивать системный и комплексный подход к повышению профессионального мастерства педагогов.

Изучение деятельности и личности воспитателя – для методической службы необходимая предпосылка повышения качества и эффективности методической работы. Помочь педагогу добиться высоких результатов в обучении и воспитании детей можно только при условии всестороннего учета не только задач дальнейшего совершенствования, но и реальных возможностей каждого воспитателя.

Отбор форм и методов повышения квалификации обусловлен психологическими особенностями познавательной деятельности взрослых. Поэтому учебный процесс в ясли-саду «Алтын бесік" строится с учетом следующих требований:

  •  реализации вариативности образовательных запросов;
  •  овладения способами самостоятельного познания и перехода в режим саморазвития;
  •  ориентации на удовлетворение потребности в неформальном профессиональном общении;
  •  ориентации на самоанализ собственной деятельности и осознание необходимости её совершенствования;
  •  проблемного построения содержания лекций, семинаров, требующих от педагогов междисциплинарного синтеза;
  •  использование таких форм и методов учебной работы, которые носят исследовательский характер и направлены на осмысление собственного педагогического опыта и творческую его переработку.

Из множества форм и методов, рекомендуемых в настоящее время для использования в работе с педагогами, мы остановились на некоторых из них:

  • Работа в кластерах - так называется графический метод организации информации, в которой выделяются главные смысловые единицы, фиксирующиеся в виде схемы с пояснением всех связей между ними. Образовательный кластер – это изображение, которое способствует систематизации и обобщению учебного материала. Он служит наглядной схемой-подспорьем для педагогов. Прием «кластер» развивает умение формирования собственного мнения на основе опыта и наблюдений. Кроме того, он содействует самообразовательной деятельности педагогов, умению работать как в группе, так и самостоятельно. У педагогов есть возможность вносить исправления в готовые схемы. В ясли-саду «Алтын бесік" успешно функционирует два кластера «Сетевое сообщество педагогов старших групп» и «Сетевое сообщество педагогов средних групп».
  • Конференция - это собрание, совещание представителей каких-либо организаций, групп,  а также отдельных лиц, ученых для обсуждения определенных вопросов. 15-19 января 2020 года в Санкт-Петербурге состоялась Международная научно-практическая конференция по теме «Дошкольное образование: новые смыслы и пути развития на примере основной общеобразовательной программы «Детский сад – Дом радости». Данную конференцию посетили директор, методист и два воспитателя ясли-сада «Алтын бесік", делились опытом.
  • Zoom - это новая современная программа, которая позволила педагогам ясли-сада «Алтын бесік» проводить видеоконференций с возможностью вести запись. Удобство этого сервиса связано ещё с тем, что для видеоконференций можно использовать планшеты и смартфоны. Например, сейчас, в состоянии массового нахождения под домашним карантином, это приложение удобно именно этими функциями для педагогов. Таким же образом могут проходить совещания и другие собрания, где помимо того, что нужно слушать, важно вести обсуждение.
  • Семинар – творческие занятия направлены на развитие творческого мышления и создания инновационных проектов. Говоря о научных семинарах, нужно отметить, что они носят теоретический характер.. И хотя суть доклада базируется на практическом опыте, на семинаре участники только представляют результат своих наблюдений и трудов, отвечают на вопросы коллег и выслушивают критику или похвалу. Деловой же семинар — это нечто иное. В отличие от научных, такие семинары наши педагоги применяют не столько для обмена опытом, сколько для обучения педагогов новым методам работы.
  • Исследование урока/Lesson Study – это совместная рефлексивная школьная практика с целью постоянного совершенствования преподавания и обучения. После прослушанного областного семинара, в саду была организованна группа по Lesson Study «Изменение качества знаний воспитанников на основе внедрения групповых форм обучения и воспитания в рамках подхода Lesson Study». Данная практика вызвала интерес у педагогов, несмотря на то, что изначально это было предназначено для среднего образования.

Используются и такие формы и методы, как коллективное решение проблемных ситуаций, групповая дискуссия, или мозговая атака; тренинги в малых группах по совершенствованию профессиональных умений; методы самообразовательной работы, научно-практические конференции по итогам инновационной деятельности ДО. Популярным стал для нас SWOT-анализ, где  предполагает заполнение определенной матрицы в соответствующие ячейки вносим сильные и слабые стороны дошкольной организации, а также ее возможности и угрозы. При заполнении подобной матрицы, например, руководитель сада, видит слабые (над которыми необходимо работать) и сильные (которые целесообразно развивать) стороны функционирования ясли-сада, определяет стратегию развития на ближайшие годы, что особенно важно в современных условиях.

Новой формой, позволяющей в комплексе решать основные практические и исследовательские задачи, интегрировать различные образовательные формы обучения для педагогов в инновационной организации, в ясли-саду «Алтын бесік" является методический совет. В работу методического совета включена творческая группа педагогов, педагоги экспериментальной площадки, директор и методист.

В компетенцию его деятельности входит создание коллектива единомышленников для развития ясли-сада, который разрабатывает стратегию, конструктивно-методические схемы реализации общей концепции, модель организации и его основные структуры, методики изучения культурно-образовательных и профессиональных потребностей всех участников педагогического процесса. Важное место в содержании работы методического совета занимает анализ деятельности ясли, результаты использования новых педагогических технологий, анализ профессиональной деятельности членов коллектива, рассмотрение прогностических программ и проектов, анализ и утверждение дидактических, методических материалов, обобщение опыта.

Считаю, что важным в работе методического совета является и анализ инновационных способов и приемов, и их реализации в социо - культурном пространстве, и изучение их влияния на степень развития ребенка.

Актуальным и востребованным в образовательной деятельности педагогов является эффективная реализация информационно-коммуникационных технологий . Использование ИКТ в своей практике стало возможно не только для интеграции образовательного процесса, средства повышения квалификации, но и применения в повседневной жизни.

Средства ИКТ помогает педагогам не только повысить квалификацию средствами дистанционного обучения, но и повышает качество работы с родителями воспитанников.

Во время проведения родительских собраний большую помощь оказывают компьютерные презентации, составленные в программе Power Point. Благодаря презентациям педагог представляет не только основные теоретические сведения, аналитический материал (графики, диаграммы по результатам успеваемости, результаты анкетирования и т.д.), но и продемонстрировать слайд-шоу о проведенных мероприятиях в группе и ДО, включить определенные кадры из фильмов, которые несли бы для родителей дополнительную информацию, касающуюся воспитания ребенка.

 Использование ИКТ в организации совместной деятельности родителей позволило значительно расширить возможности воспитательного процесса. Целенаправленное системное информационное воздействие, на родительскую общественность, с использованием информационно-коммуникативных технологий позволило значительно повысить эффективность взаимодействия ясли-сада «Алтын бесік" и семьи воспитанников:

-электронная  почта;

-информация  изучается родителями в удобное для них время;

-индивидуализировать  подачу информации;

-консультирование родителей.

общение on-line:

- дистанционные конференции;

- семинар для родителей; 

- просвещение родителей через интернет;

-работа по сотовому телефону;

   -родители воспитанников в любое время могут позвонить воспитателю;

   -отправить смс-сообщение, задать любой волнующий их вопрос;

   -воспитатель имеет возможность проинформировать родителей индивидуально об успехах или трудностях ребенка;

   -сделать объявление и т.д.

Таким образом, использование в процессе повышения профессионального мастерства педагогов ДО указанных и других активных форм и методов обучения обеспечивает практико-ориентированный характер учебного процесса, способствует включению в инновационную деятельность, формированию потребности в непрерывном профессиональном совершенствовании.

 

 

Наверх ". "
". "". "". "". "". "". "". "". "". "". "
"; ?>
Товар добавлен в корзину