Жданова Ольга Иосифовна, Методист, " КГКП «Ясли-сад «Алтын бесік» отдела образования Костанайского района», Управления образования акимата Костанайской области", Казахстан, Костанайская область, Костанайский район, село Заречное
Концепция модернизации казахстанского образования ставит задачу достижения нового, современного качества дошкольного образования, связанного с созданием условий для развития личности ребенка, способной реализовать себя как часть социума. В связи с этим, предполагается новое содержание профессионально - педагогической деятельности педагогов дошкольной организации (далее – ДО), их готовность осваивать и внедрять инновации, которые востребованы новой образовательной ситуацией.
Годовая тема ясли-сада «Алтын бесік" на 2022-2023 учебный год «Применение традиционного менеджмента с новаторским подходом в организации процесса воспитания в ясли – саду и семье»
Цель: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирования основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.
Задачи:
Для обеспечения активного участия педагогов ясли-сада «Алтын бесік" в инновационной методической работе необходимым стало проектирование продуктивных форм.
Остановились на комплексе необходимых педагогических условий:
Однако следует отметить, что никакие формы работы сами по себе, безотносительно к содержанию повышения квалификации педагога, творческого подхода гарантировать не могут. Любая форма может быть активной, если построена грамотно по содержанию и методам и реализует такие важные функции, как информационная, ориентирующая и развивающая.
В ясли-саду «Алтын бесік" инновационная методическая работа - часть профессионально - управленческой, педагогической деятельности, отличительными особенностями которой являются:
Для работы по повышению профессионального мастерства педагогов, методическая служба выделила отдельное направление и придерживается следующих основных требований:
Изучение деятельности и личности воспитателя – для методической службы необходимая предпосылка повышения качества и эффективности методической работы. Помочь педагогу добиться высоких результатов в обучении и воспитании детей можно только при условии всестороннего учета не только задач дальнейшего совершенствования, но и реальных возможностей каждого воспитателя.
Отбор форм и методов повышения квалификации обусловлен психологическими особенностями познавательной деятельности взрослых. Поэтому учебный процесс в ясли-саду «Алтын бесік" строится с учетом следующих требований:
Из множества форм и методов, рекомендуемых в настоящее время для использования в работе с педагогами, мы остановились на некоторых из них:
Используются и такие формы и методы, как коллективное решение проблемных ситуаций, групповая дискуссия, или мозговая атака; тренинги в малых группах по совершенствованию профессиональных умений; методы самообразовательной работы, научно-практические конференции по итогам инновационной деятельности ДО. Популярным стал для нас SWOT-анализ, где предполагает заполнение определенной матрицы в соответствующие ячейки вносим сильные и слабые стороны дошкольной организации, а также ее возможности и угрозы. При заполнении подобной матрицы, например, руководитель сада, видит слабые (над которыми необходимо работать) и сильные (которые целесообразно развивать) стороны функционирования ясли-сада, определяет стратегию развития на ближайшие годы, что особенно важно в современных условиях.
Новой формой, позволяющей в комплексе решать основные практические и исследовательские задачи, интегрировать различные образовательные формы обучения для педагогов в инновационной организации, в ясли-саду «Алтын бесік" является методический совет. В работу методического совета включена творческая группа педагогов, педагоги экспериментальной площадки, директор и методист.
В компетенцию его деятельности входит создание коллектива единомышленников для развития ясли-сада, который разрабатывает стратегию, конструктивно-методические схемы реализации общей концепции, модель организации и его основные структуры, методики изучения культурно-образовательных и профессиональных потребностей всех участников педагогического процесса. Важное место в содержании работы методического совета занимает анализ деятельности ясли, результаты использования новых педагогических технологий, анализ профессиональной деятельности членов коллектива, рассмотрение прогностических программ и проектов, анализ и утверждение дидактических, методических материалов, обобщение опыта.
Считаю, что важным в работе методического совета является и анализ инновационных способов и приемов, и их реализации в социо - культурном пространстве, и изучение их влияния на степень развития ребенка.
Актуальным и востребованным в образовательной деятельности педагогов является эффективная реализация информационно-коммуникационных технологий . Использование ИКТ в своей практике стало возможно не только для интеграции образовательного процесса, средства повышения квалификации, но и применения в повседневной жизни.
Средства ИКТ помогает педагогам не только повысить квалификацию средствами дистанционного обучения, но и повышает качество работы с родителями воспитанников.
Во время проведения родительских собраний большую помощь оказывают компьютерные презентации, составленные в программе Power Point. Благодаря презентациям педагог представляет не только основные теоретические сведения, аналитический материал (графики, диаграммы по результатам успеваемости, результаты анкетирования и т.д.), но и продемонстрировать слайд-шоу о проведенных мероприятиях в группе и ДО, включить определенные кадры из фильмов, которые несли бы для родителей дополнительную информацию, касающуюся воспитания ребенка.
Использование ИКТ в организации совместной деятельности родителей позволило значительно расширить возможности воспитательного процесса. Целенаправленное системное информационное воздействие, на родительскую общественность, с использованием информационно-коммуникативных технологий позволило значительно повысить эффективность взаимодействия ясли-сада «Алтын бесік" и семьи воспитанников:
-электронная почта;
-информация изучается родителями в удобное для них время;
-индивидуализировать подачу информации;
-консультирование родителей.
общение on-line:
- дистанционные конференции;
- семинар для родителей;
- просвещение родителей через интернет;
-работа по сотовому телефону;
-родители воспитанников в любое время могут позвонить воспитателю;
-отправить смс-сообщение, задать любой волнующий их вопрос;
-воспитатель имеет возможность проинформировать родителей индивидуально об успехах или трудностях ребенка;
-сделать объявление и т.д.
Таким образом, использование в процессе повышения профессионального мастерства педагогов ДО указанных и других активных форм и методов обучения обеспечивает практико-ориентированный характер учебного процесса, способствует включению в инновационную деятельность, формированию потребности в непрерывном профессиональном совершенствовании.