Васильева Елена Викторовна, Учитель художественного труда, Коммунальное государственное учреждение «Областная специализированная школа-лицей для детей, одаренных в области математики, физики, информатики» управления образования Восточно-Казахстанской области. Казахстан, г. Усть-Каменогорск.
Мотивация учебной деятельности учащихся
Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить учащихся за парты, добиться идеальной дисциплины. Однако без пробуждения интереса к учению, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдет, это будет лишь видимость учебной деятельности. Как мотивировать познавательную деятельность учащихся? «Психологический закон» гласит: прежде чем призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее», -писал Л.С. Выготский. Другой известный психолог А.Н. Леонтьев подчеркивал: «Деятельности без мотива не бывает».
ТЕМА: МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ.
Цель работы: Повысить качество обучения учащихся по предмету «Художественный труд», развить познавательную активность на уроках теоретического и практического обучения, повысить интерес к учебной деятельности, подготовить ребенка знающего предмет и умеющего оказать практическую помощь своему товарищу.
Мотивы и мотивация.
• Мотив вообще - это источник деятельности любого человека. Он выступает как бы «энергетической батареей» личности, и от его силы зависит интенсивность деятельности человека. Любое обращение к психологии личности так или иначе высвечивает фундаментальное значение мотивационной основы деятельности. Нет внутреннего мотива - внутренней движущей силы, и всякое дело обречено быть нудным, скучным, ненужным.
• Мотивы (интересы, потребности, стремления, убеждения, идеалы, эмоции, влечения, инстинкты, установки) - это то, что побуждает человека к деятельности, ради чего она совершается.
Деятельность, лишенная смысла, лишенная ценностной основы, не имеет права присутствовать в нашей жизни... Внутренний мотив учебной деятельности всегда должен предшествовать и сопутствовать обучению. Мотивация учения - не стихийно возникающий процесс, и рассчитывать здесь только на природные задатки было бы опрометчиво и бесперспективно. Мотивацию надо специально формировать, развивать, стимулировать.
- Процесс формирования и закрепления у учащихся положительных мотивов учебной деятельности называется мотивацией учебной деятельности
Мотивация обучения и стимулирование деятельности учащихся – это одна из моих основных задач.
Этой проблемой я занимаюсь третий год. В чем же актуальность, значимость проблемы мотивации учебной деятельности учащихся? Характеризуя современное состояние традиционного образования мы наблюдаем ряд негативных тенденций; снижение двигательной и познавательной активности, замедление их физического и психического развития, высокий уровень психоэмоционального напряжения. И как следствие – мы наблюдаем снижение показателей в учебе и воспитанности.
Формирование учебной мотивации – это основная проблема обучения, поэтому уровень сформированности мотивов учения – это основной показатель в работе над этой проблемой
Мотивы учебной деятельности формируются в ходе самой учебной деятельности, поэтому важно знать, как эта деятельность осуществляется.
Основными факторами, влияющими на формирование положительной мотивации к учебной деятельности, являются:
1. Содержание учебного материала.
2. Стиль общения учителя и учащихся.
3. Характер и уровень учебно-познавательной деятельности.
Результатом работы в этом направлении стала корректировка программ и планирующей документации с учетом факторов, влияющих на формирование положительной мотивации. Учебные программы откорректированы с учетом интереса учащихся. Содержание перспективно-тематического плана по предмету пересмотрено, переработано в плане подбора разнообразных видов самостоятельных работ, совершенствования дидактического материала, разнообразных средств обучения, повышающих эффективность обучения. Отбор содержания учебного материала для уроков произвожу также с учетом того, что информация должна быть для учащихся интересной, доступной для понимания. Задания подбираю с учетом психофизиологических особенностей учеников. В структуре урока предусматриваю своевременную смену деятельности, чтобы поддерживать интерес учащихся к изучаемому материалу. Для наглядности на занятиях использую различный дидактический материал, натуральные образцы, выкройки и мини-выкройки. Новые современные материалы и технологии. Также в уроке применяю информационно-компьютерные технологии:
1.Печатные материалы с использованием электронных носителей (инструкционные карты, дидактический материал)
2.Использую фрагменты урока на дисках.
3.Имею презентацию урока с использованием мультимедиа.
Само по себе содержание обучения, учебная информация вне потребностей учащихся не имеет для них какого-либо значения, а следовательно, не побуждает к учебной деятельности. И поэтому учебный материал должен подаваться в такой форме, чтобы вызвать у учащихся эмоциональный отклик, активизировать познавательные психические процессы.
Для этого необходимы:
1. Особый подход к освещению учебного материала, характер его преподнесения;
2. Использование, показ, выделение различных элементов, привлекательных сторон содержания;
3. Задания с интересным содержанием, занимательными вопросами.
4. Показ значимости знаний, умений:
а) общественной (подарки ветеранам, пошив для реализации на ярмарке продукции)
б) личностной.( самоанализ , самооценка, самоутверждение)
5. Межпредметные связи.(связь теории с практикой, с социологией, химией, экологией, экономикой)
На формирование мотивов учения оказывает влияние стиль педагогической деятельности, взаимоотношений с учащимися. В плане обучения и отношения с учащимися важную роль играют:
1. Показ достижений и недостатков в развитии личности, проявление доверия к силам и возможностям учащихся.
2. Проявление личного отношения преподавателя к ученику, группе, высказывание собственного мнения.
3. Проявление преподавателем собственных качеств, данных личности (в плане общения, эрудиции, отношения к предмету, деловых качеств и т.д.) и побуждение учащихся к подобным проявлениям.
4. Организация дружеских взаимоотношений в коллективе (взаимопроверка, обмен мнениями, взаимопомощь).
Я всегда выбираю такой стиль общения с учащимися, чтобы они видели свои достижения, а о недостатках говорю в форме мягкого замечания. Они должны знать, что задачи, поставленные перед ними выполнимы, с удовольствием работать в группе, а общаясь с товарищами, оказывать помощь, уметь прислушиваться к их мнению, что очень важно для учащегося.
При организации учебной деятельности, изучение каждого раздела или темы состоит из 3 этапов: мотивационного, операционально-познавательного и рефлексивно-оценочного.
Мотивационный этап - это сообщение, почему и для чего учащимся нужно знать данный раздел программы, какова основная учебная задача данной работы.
Этот этап состоит обычно из трех учебных действий:
1. Создание учебно-проблемной ситуации, вводящей в содержание предстоящей темы, Это достигается с помощью следующих приемов:
а) постановки перед учащимися задачи, которую можно решить, лишь изучив данную тему (например, раскроить и сшить фартук, выполнить латку на изделии);
б) рассказа учителя о теоретической и практической значимости предлагаемой темы (например, починить изделие);
в) рассказа о том, как решалась эта проблема с предыдущими учащимися (например, выпиливание лобзиком, работа с бумагой и древесиной).
2. Формулировка основной учебной задачи как итога обсуждения проблемной ситуации. Эта задача является для учащихся целью их деятельности на данном уроке. Например, научится кроить и шить фартук.
3. Рассмотрение вопросов самоконтроля и самооценки возможностей по изучению данной темы.
После постановки задачи намечается и обсуждается план предстоящей работы, выясняется, что нужно знать и уметь для изучения темы, чего учащимся не хватает, чтобы решить задачу. Таким образом, создается установка на необходимость подготовки к изучению материала. На уроках трудового обучения у учащихся, пропустивших занятия по теории, возникают определенные трудности, которые приходится решать индивидуально Невозможно выполнить практическую работу без теоретических знаний. Здесь сразу видна взаимосвязь – теории и практики. Это помогает мне легче осуществить индивидуальный подход, узнать сильные и слабые стороны учащихся, их способности в освоении теории и возможности реализации этих знаний на практике, добиться дисциплины на уроке и выполнить необходимую работу на практических занятиях. Помочь не отстать от остальных учащихся и выполнить работу в срок.
Следующий этап организации учебной деятельности - операционально-познавательный. На этом этапе для поддержания мотивации к учебной деятельности -важно добиваться, чтобы учащийся начинал действовать. Для этого необходимо создание ситуаций различного характера: интеллектуального (проблемная, поисковая, дискуссия, противоречия,): игрового (познавательной игры, соревнования); эмоционального (успеха, увлеченности темой).
Из опыта работы становится понятно, что групповая форма учебной деятельности создает лучшую мотивацию, чем индивидуальная. Групповая работа «втягивает» в активную работу даже пассивных, слабо мотивированных учащихся.
Существенное влияние на возникновение правильного отношения к учебной деятельности могут оказать положительные эмоции, возникающие от процесса деятельности и достигнутого результата.
Рефлексивно-оценочный этап связан с анализом проделанного, анализом ошибок и оказанием необходимой помощи, сопоставлением достигнутого с поставленной задачей и оценкой работы. К сожалению, я раньше мало внимания уделяла подведению итогов так, чтобы учащиеся испытали удовлетворение от проделанной работы, от преодоления возникших трудностей и познавания нового. В настоящее время у меня разработаны различные варианты карточек – заданий, которые с интересом учащиеся используют на уроках. Разработан сборник контрольно – оценочных работ, который включает в себя различные виды контроля: входной, текущий, рубежный и итоговый. Этот этап служит своеобразным «подкреплением» учебной мотивации, что приводит к формированию ее устойчивости.
Итак, существует богатый выбор форм и методов стимулирования и мотивации познавательной деятельности . Условно можно выделить 4 блока основных методов мотивации : эмоциональные, позновательные, волевые и социальные.
/. Эмоциональные
1 - поощрение,
2 - порицание,
3 - учебно-познавательная игра,
4 - создание ярких наглядно-образных представлений,
5 - создание ситуаций успеха,
6 - стимулирующее оценивание,
7 - свободный выбор задания,
8 - удовлетворение желания быть значимой личностью.
//. Познавательные
1 - опора на жизненный опыт,
2 - познавательный интерес,
3 - создание проблемной ситуации,
4 - побуждение к поиску альтернативных решений,
5 - выполнение творческих заданий,
6 - «мозговая атака»,
7 - развивающая кооперация (парная и групповая работа, проектный метод).
III. Волевые
1 - предъявление учебных требований,
2 - информирование об обязательных результатах обучения,
3 - формирование ответственного отношения к учению,
4 - познавательные затруднения,
5 - самооценка деятельности и коррекции,
6 - рефлексия поведения,
7 - прогнозирование будущей деятельности.
IV. Социальные
1 - развитие желания быть полезным обществу,
2 - побуждение подражать сильной личности,
3 - создание ситуации взаимопомощи,
4 - поиск контактов и сотрудничества,
5 - заинтересованность в результатах коллективной работы,
6 - взаимопроверка,
7 – рецензирование
Я применяю различные методы мотивации в зависимости от влияния на различные сферы личности учащихся.
Каждый метод мотивации применяю согласно ситуации.
Познавательный интерес.
Успешное формирование положительных мотивов учения непосредственно и тесно связано как с эффективным использованием различных методов стимулирования деятельности учащихся, так и с уровнем усвоения способов деятельности, с уровнем сформированное различных учебных умений, навыков.
Реализация мотивов и целей учебной деятельности осуществляется в процессе учебных действий. Цель и содержание урока должны определяться тем составом учебно-продуктивных действий, которыми владеют ученики, степенью их сформированное и освоенности. Учебное действие - это не только форма активности учащихся, но и развитие его познавательной потребности.
При этом ведущим мотивом учебной деятельности является овладение способами осуществления учебной деятельности и формирование учебно-познавательного интереса.
Занимаясь формированием познавательного интереса, всегда помню о том, что бывают различные уровни познавательного интереса:
I уровень - проявление ситуативного интереса к учебе, к предмету (иногда на уроке бывает интересно, нравится учитель, нравится получать хорошие отметки).
II уровень - учение по необходимости (родители заставляют, учу, потому что это мой долг, предмет полезен для будущей жизни).
III уровень - интерес к предмету (узнаю много нового, заставляет думать; получаю удовольствие, работая на уроке).
IV уровень - повышенный познавательный интерес (легко дается предмет; с нетерпением жду урока, стремлюсь узнать больше, чем требует учитель).
Положительные показатели I и II уровня сформированное познавательного интереса важны и нужны, но, скорее всего, на первоначальном этапе. Важны другие параметры - III уровень и особенно IV уровень.
Ученики получают интеллектуальное удовольствие от решения задач, проявляют интерес к обобщениям. Им интересны не только знания, но и способы их добывания, они испытывают интерес к самообразовательной деятельности.
Положительная мотивация здесь (особенно на IV уровне) устойчивая, и она заложена в сам процесс учения. Задача нашего образования - формирование достаточного уровня сформированности интереса к предмету и глубинного познавательного интереса.
В результате моей работы над этой проблемой сложилась эффективная система развития мотивации учения.
Проблема, которая встает при этом для меня - это разработка собственной системы развития мотивации учения, развития познавательного интереса как глубинного мотива учения, создание эффективной системы отслеживания мотивации образовательной деятельности.
Если раньше на уроках я пробуждала интерес к учению, то теперь я его развиваю, а это значит должна иметь для занятий целую систему творческих заданий.
Система творческих заданий для развития мотивации к учебной деятельности - это комплект, в который входят творческие задачи с интересным содержанием из трех основных групп:
1) причинно-следственные связи,
2) комбинирование информации,
3) планирование и выполнение практической деятельности.
Применение системы творческих задач для развития мотивации у учащихся к учебной деятельности предполагает использование на каждом уроке, как минимум, по одной задаче из каждой группы.
Такой подход к проблеме развития мотивации требует от меня затрат времени, но прежде всего творческого подхода к своей деятельности. Это возможно при овладении новым педагогическим мышлением, при переосмыслении и пересмотре технологии работы, при планомерном творческом росте. Но это дает определенные результаты: