ОПЛАТА KASPI PAY
Подписаться на уведомления! Бесплатная информационная рассылка. Подпишись и будь в курсе всех событий!

 

 
Магазин: Корзина
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
Публикация материалов публикаций, семинаров, конкурсов, мастер-классов
Новостная рассылка!
Мы в соцсетях!
 

You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!

 

Мотивация учебной деятельности учащихся

8 февраля 2024 г.

Васильева Елена Викторовна, Учитель художественного труда, Коммунальное государственное учреждение «Областная специализированная школа-лицей для детей, одаренных в области математики, физики, информатики» управления образования Восточно-Казахстанской области. Казахстан, г. Усть-Каменогорск.

Мотивация учебной деятельности учащихся

Мотивация учебной деятельности учащихся

Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить учащихся за парты, добиться идеальной дисциплины. Однако без пробуждения интереса к учению, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдет, это будет лишь видимость учебной деятельности. Как мотивировать познавательную деятельность учащихся? «Психологический закон» гласит: прежде чем  призвать ребенка к какой-либо деятельнос­ти, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее», -писал Л.С. Выготский. Другой известный психолог А.Н. Леонтьев подчеркивал: «Деятельности без мо­тива не бывает».

 

ТЕМА: МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ.

 

Цель работы: Повысить качество обучения учащихся по предмету «Художественный труд», развить познавательную активность на уроках теоретического и практического обучения, повысить интерес к учебной деятельности, подготовить ребенка знающего предмет и умеющего оказать практическую помощь своему  товарищу.

 

Мотивы и мотивация.

• Мотив вообще - это источник деятельности лю­бого человека. Он выступает как бы «энергетиче­ской батареей» личности, и от его силы зависит интенсивность деятельности человека. Любое обращение к пси­хологии личности так или иначе высвечивает фун­даментальное значение мотивационной основы деятельности. Нет внутреннего мотива - внутрен­ней движущей силы, и всякое дело обречено быть нудным, скучным, ненужным.

Мотивы (интересы, потребности, стремления, убеждения, идеалы, эмоции, влечения, инстинкты, установки) - это то, что побуждает человека к дея­тельности, ради чего она совершается.

         Деятельность, лишенная смысла, лишенная ценно­стной основы, не имеет права присутствовать в нашей жизни... Внутренний мотив учебной деятельности всегда должен предшествовать и сопутствовать обучению. Мотивация учения - не стихийно возникающий про­цесс, и рассчитывать здесь только на природные задатки было бы опрометчиво и бесперспективно. Мотивацию надо специально формировать, раз­вивать, стимулировать.

- Процесс формирования и закрепления у учащихся положительных мотивов учебной деятельно­сти называется мотивацией учебной деятельности

Мотивация обучения и стимулирование деятельности учащихся – это одна из моих основных задач.

Этой проблемой я зани­маюсь третий  год. В чем же актуальность, значимость проблемы  мотива­ции учебной деятельности  учащихся? Характеризуя современное состояние традиционного образования мы наблюдаем ряд негативных тенденций; снижение двигательной и познавательной активности, замедление их физического и психического развития, высокий уровень психоэмоционального  напряжения. И как следствие – мы наблюдаем снижение показателей в учебе и воспитанности.

Формирование учебной мотивации – это основная проблема обучения, поэтому уровень сформированности мотивов учения – это основной показатель в работе над этой проблемой

Мотивы учебной деятельности формируются в ходе самой учебной деятельности, поэтому важно знать, как эта деятельность осуществляется.

Основными факторами, влияющими на форми­рование положительной мотивации к учебной деятельности, являются:

    1. Содержание учебного материала.

    2. Стиль общения учителя и учащихся.

    3. Характер и уровень учебно-познавательной деятельности.

Результатом работы  в этом направлении стала корректировка  программ и планирующей документации с учетом факторов, влияющих на формирование положительной мотивации. Учебные программы откорректированы с учетом интереса учащихся. Содержание перспективно-тематического плана по предмету пересмотрено, переработано в плане подбора разнообразных видов самостоятельных работ, совершенствования дидактического материала, разнообразных средств обучения, повышающих эффективность обучения. Отбор содержания учебного материала для уроков произвожу также с учетом того, что информация должна быть для учащихся интересной, доступной для понимания. Задания подбираю с учетом психофизиологических особенностей учеников. В структуре урока предусматриваю своевременную смену деятельности, чтобы поддерживать интерес учащихся к изучаемому материалу. Для наглядности на занятиях использую различный дидактический материал, натуральные образцы, выкройки и мини-выкройки. Новые современные материалы и технологии. Также в уроке применяю информационно-компьютерные технологии:     

1.Печатные материалы с использованием электронных носителей        (инструкционные карты, дидактический материал)

         2.Использую фрагменты урока на дисках.

3.Имею презентацию урока с использованием мультимедиа.

         Само по себе содержание обучения, учебная информация вне потребностей учащихся не имеет для них  какого-либо значения, а следовательно, не по­буждает к учебной деятельности. И поэтому учеб­ный материал должен подаваться в такой форме, чтобы вызвать у учащихся эмоциональный отклик, активизировать познавательные психические процессы.

   Для этого необходимы:

1. Особый подход к освещению учебного мате­риала, характер его преподнесения;

2. Использование, показ, выделение  различ­ных элементов, привлекательных сторон содер­жания;

3. Задания с интересным содержанием, занимательными вопросами.

4. Показ значимости знаний, умений:

а) общественной (подарки ветеранам,  пошив для реализации на ярмарке продукции)

б) личностной.( самоанализ , самооценка, самоутверждение)                                              

5.  Межпредметные связи.(связь теории с практикой, с социологией, химией, экологией, экономикой)

 

На формирование мотивов учения оказывает влияние стиль педагогической деятельности, взаимо­отношений с учащимися. В плане обучения и отношения с учащимися важную роль играют:

1.  Показ достижений и недостатков в развитии личности, проявление доверия к силам и возмож­ностям учащихся.

2. Проявление личного отношения преподавателя  к уче­нику, группе, высказывание собственного мнения.

3.  Проявление преподавателем  собственных качеств, данных личности (в плане общения, эрудиции, от­ношения к предмету, деловых качеств и т.д.) и по­буждение учащихся к подобным проявлениям.

4. Организация дружеских взаимоотношений в коллективе (взаимопроверка, обмен мнениями, взаимопомощь).

Я всегда выбираю такой стиль общения с учащимися, чтобы они видели свои достижения,  а о  недостатках говорю в форме мягкого замечания. Они должны знать, что задачи, поставленные перед ними выполнимы, с удовольствием работать  в группе, а  общаясь с товарищами, оказывать помощь, уметь прислушиваться к их мнению, что очень важно для учащегося.

При организации учебной деятельности, изуче­ние каждого раздела или темы состоит из 3 этапов: мотивационного, операционально-позна­вательного и рефлексивно-оценочного.

Мотивационный этап - это сообщение, почему и для чего учащимся нужно знать данный раздел про­граммы, какова основная учебная задача данной работы.

Этот этап состоит обычно из трех учебных дей­ствий:

1. Создание учебно-проблемной ситуации, вводя­щей в содержание предстоящей темы, Это дости­гается с помощью следующих приемов:

а) постановки перед учащимися задачи, которую можно решить, лишь изучив данную тему (например, раскроить и сшить фартук, выполнить латку на изделии);

б) рассказа учителя о теоретической и практи­ческой значимости предлагаемой темы (например, починить изделие);

в) рассказа о том, как решалась эта проблема с предыдущими учащимися (например,  выпиливание лобзиком, работа с бумагой и древесиной).

2. Формулировка основной учебной задачи как итога обсуждения проблемной ситуации. Эта зада­ча является для учащихся целью их деятельности на данном уроке. Например, научится кроить и шить фартук.

3. Рассмотрение вопросов самоконтроля и са­мооценки возможностей по изучению данной темы.

После постановки задачи намечается и обсуждает­ся план предстоящей работы, выясняется, что нуж­но знать и уметь для изучения темы, чего учащимся не хватает, чтобы решить задачу. Таким образом, создается установка на необходимость подготовки к изучению материала. На уроках трудового обучения у учащихся, пропустивших занятия по теории, возникают определенные трудности, которые приходится решать индивидуально Невозможно выполнить практическую работу без теоретических знаний. Здесь сразу видна взаимосвязь – теории и практики. Это помогает мне легче осуществить индивидуальный подход, узнать сильные и слабые стороны учащихся, их способности в освоении теории и возможности реализации этих знаний на практике, добиться дисциплины на уроке и выполнить необходимую работу на практических занятиях. Помочь не отстать от остальных учащихся и выполнить работу в срок.

Следующий этап организации учебной деятель­ности - операционально-познавательный. На этом этапе для поддержания мотивации к учебной дея­тельности -важно добиваться, чтобы учащийся начи­нал действовать. Для этого необходимо создание ситуаций различного характера: интеллектуального (проблемная, поисковая, дискуссия, противоречия,): игрового (познавательной игры, соревнова­ния); эмоционального (успеха, увлеченности темой).

Из опыта работы становится понятно, что групповая фор­ма учебной деятельности создает лучшую мотива­цию, чем индивидуальная. Групповая работа «втя­гивает» в активную работу даже пассивных, слабо мотивированных учащихся.

Существенное влияние на возникновение пра­вильного отношения к учебной деятельности могут оказать положительные эмоции, возникающие от процесса деятельности и достигнутого результата.

Рефлексивно-оценочный этап связан с анализом проделанного, анализом ошибок и оказанием не­обходимой помощи, сопоставлением достигнутого с поставленной задачей и оценкой работы. К сожа­лению, я раньше  мало внимания уделя­ла подведению итогов так, чтобы учащиеся испыта­ли удовлетворение от проделанной работы, от преодоления возникших трудностей и познавания нового. В настоящее время у меня разработаны различные варианты карточек – заданий, которые с интересом учащиеся используют на уроках. Разработан сборник контрольно – оценочных  работ, который включает в себя различные виды контроля: входной, текущий, рубежный и итоговый. Этот этап  служит своеоб­разным «подкреплением» учебной мотивации, что приводит к формированию ее устойчивости.

Итак, существует богатый выбор форм и методов стимулирования и мотивации познавательной дея­тельности .  Условно можно выделить 4 блока основ­ных методов мотивации : эмоциональные, позновательные, волевые и социальные.

/. Эмоциональные

1 - поощрение,

2 - порицание,

3 - учебно-познавательная игра,

4 - создание ярких наглядно-образных представ­лений,

5 - создание ситуаций успеха,

6 - стимулирующее оценивание,

7 - свободный выбор задания,

8 - удовлетворение желания быть значимой лич­ностью.

//. Познавательные

1 - опора на жизненный опыт,

2 - познавательный интерес,

3 - создание проблемной ситуации,

4 - побуждение к поиску альтернативных реше­ний,

5 - выполнение творческих заданий,

6 - «мозговая атака»,

7 - развивающая кооперация (парная и группо­вая работа, проектный метод).

III. Волевые

1 - предъявление учебных требований,

2 - информирование об обязательных результа­тах обучения,

3 - формирование ответственного отношения к учению,

4 - познавательные затруднения,

5 - самооценка деятельности и коррекции,

6 - рефлексия поведения,

7 - прогнозирование будущей деятельности.

 IV. Социальные

1  - развитие желания быть полезным обществу,

2 - побуждение подражать сильной личности,

3 - создание ситуации взаимопомощи,

4 - поиск контактов и сотрудничества,

5 - заинтересованность в результатах коллектив­ной работы,

6 - взаимопроверка,

7 – рецензирование

 

Я применяю различные методы мотивации в зависимости от влияния на различные сферы личности учащихся.

Каждый метод мотивации применяю согласно ситуации.

Познавательный интерес.

Успешное формирование положительных моти­вов учения непосредственно и тесно связано как с эффективным использованием различных методов стимулирования деятельности учащихся, так и с уровнем усвоения способов деятельности, с уров­нем сформированное различных учебных умений, навыков.

Реализация мотивов и целей учебной деятель­ности осуществляется в процессе учебных действий. Цель и содержание урока должны определяться тем составом учебно-продуктивных действий, которы­ми владеют ученики, степенью их сформированное и освоенности. Учебное действие - это не только форма активности учащихся, но и развитие его по­знавательной потребности.

При этом ведущим мотивом учебной деятельно­сти является овладение способами осуществления учебной деятельности и формирование учебно-познавательного интереса.

Занимаясь формированием познавательного ин­тереса, всегда помню  о том, что бывают различные уровни познавательного интереса:

I  уровень - проявление ситуативного интереса к учебе, к предмету (иногда на уроке бывает инте­ресно, нравится учитель, нравится получать хоро­шие отметки).

II уровень - учение по необходимости (родители заставляют, учу, потому что это мой долг, предмет полезен для будущей жизни).

III  уровень - интерес к предмету (узнаю много нового, заставляет думать; получаю удовольствие, работая на уроке).

IV уровень - повышенный познавательный инте­рес (легко дается предмет; с нетерпением жду уро­ка, стремлюсь узнать больше, чем требует учитель).

Положительные показатели I и II уровня сформиро­ванное познавательного интереса важны и нужны, но, скорее всего, на первоначальном этапе. Важны другие параметры - III уровень и особенно IV уровень.

Ученики получают интеллектуальное удоволь­ствие от решения задач, проявляют интерес к обоб­щениям. Им интересны не только знания, но и способы их добывания, они испытывают инте­рес к самообразовательной деятельности.

Положительная мотивация здесь (особенно на IV уровне) устойчивая, и она заложена в сам про­цесс учения. Задача нашего обра­зования - формирование достаточного уровня сфор­мированности интереса к предмету и глубинного познавательного интереса.

В результате моей работы над этой проблемой сложилась эффективная система развития мотивации учения.

Проблема, которая встает при этом  для меня - это разработка  собственной системы развития мотивации учения, развития познавательного инте­реса как глубинного мотива учения,   создание эффективной системы отслеживания мотивации образовательной деятельности.

Если раньше на уроках я  пробуждала интерес к учению, то теперь я его развиваю, а это зна­чит должна иметь  для занятий целую систему твор­ческих заданий.               

Система творческих заданий для развития мотивации к учебной деятельности - это комплект, в ко­торый входят творческие задачи с интересным со­держанием из трех основных групп:

1) причинно-следственные связи,

2) комбинирование информации,

3)  планирование и выполнение практической деятельности.

Применение системы творческих задач для раз­вития мотивации у учащихся к учебной деятельнос­ти предполагает использование на каждом уроке, как минимум, по одной задаче из каждой группы.

Такой подход к проблеме развития мотивации требует от меня  затрат времени, но прежде все­го творческого подхода к своей деятельности. Это возможно при овладении новым педагогическим мышлением, при переосмыслении и пересмотре технологии работы, при планомерном творческом росте. Но это дает определенные результаты:

  1. Я скорректировала учебно-планирующую документацию, внесла в нее изменения. Внесла изменения в содержание. Разработала дидактический материал, повышающий качество обучения. Стала применять на уроках более эффективные методы и приемы обучения.
  2. Выработала такой стиль общения, чтобы они видели свои достижения и недостатки, знали, что задачи, поставленные перед ними выполнимы, могли высказать свое мнение, с удовольствием работали в группе, общались с товарищами, умели прислушиваться к их мнению и оказывали помощь, что очень важно для учащегося.
  3. Организую учебную деятельность таким образом, чтобы сформировать положительные мотивы учения и это является результатом моей работы.

 

Наверх ". "
". "". "". "". "". "". "". "". "". "". "
"; ?>
Товар добавлен в корзину