Петрова Елена Владимировна, воспитатель,1 квалификационной категории, МБДОУ детский сад №1 «Родничок» г. Кедрового.
Программа дополнительного образования Lego-конструирование и робототехника в детском саду «Роботознайки» обеспечивает развитие интеллектуальных умений у детей, развитие логического мышления, необходимого для дальнейшей самореализации и формирования личности ребёнка. Формирует у ребят представление и интерес к технике и робототехнике.
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Lego-конструирование и робототехника в детском саду
«Роботознайки»
Срок реализации: 2 года
Для детей: от 5 до 8 лет
Конструирование во ФГОС определено, как компонент обязательной части образовательной программы, вид деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать. В силу своей универсальности конструктор LEGO является наиболее предпочтительным развивающим материалом, позволяющим, разнообразить процесс обучения дошкольников.
Актуально и необходимо формирование у детей нового круга способностей и потребностей. Важная задача сегодня-сформировать у ребёнка интерес к изобретательской и рационализаторской, исследовательской деятельности, к техническому творчеству. В свою очередь, научно-техническое творчество и изобретательская деятельность-это и школа формирования высоких нравственных качеств человека.
Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности-вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию. Конструирование, как излюбленный детьми вид деятельности не только увлекательное, но и весьма полезное занятие. Когда ребёнок строит, он должен ориентироваться на некоторый образ того, что получится, поэтому конструирование развивает образное мышление и воображение, а также в процессе осуществляется физическое совершенствование ребёнка. Педагогическая ценность конструктивной деятельности детей дошкольного возраста заключается в развитии способностей ребёнка, творческих умений.
Основой образовательной деятельности с использованием LEGO-технологии является игра- это ведущий вид деятельности. LEGO позволяет учиться, играя обучаться в игре. Применение конструкторов LEGO в детском саду, позволяет существенно повысить мотивацию дошкольников, организовывать их творческую и исследовательскую работу. А также позволяет детям в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развивать необходимые в дальнейшей жизни навыки.
Актуальность использования данной программы в системе дошкольного образования является овладение ребятами навыками начального технического конструирования, развитие мелкой моторики, изучение понятий конструкций и её основных свойствах (жёсткости, прочности и устойчивости), навык взаимодействия в группе.
Интегрирование различных образовательных областей в программе «Роботознайки» открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.
Перспективность применения LEGO обуславливается его высокими образовательными возможностями: многофункциональностью, техническими характеристиками, использование в различных игровых и учебных зонах.
Конструирование нового поколения предназначено для того, чтобы положить начало формированию у ребёнка целостного представления о мире техники. устройстве конструкций, механизмов и машин, их месте в окружающем мире творческих способностей.
Мне, как педагогу хочется надеяться, что реализация данной программы позволит стимулировать интерес и любознательность у ребят роботам, развивать их способности к решению проблемных ситуаций-умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их, расширять технические, математические навыки, умение программировать. Ведь робототехника- это не только создание роботов, но и программирование.
Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент так как обеспечивает развитие интеллектуальных умений у детей, развитие логического мышления, необходимого для дальнейшей самореализации и формирования личности ребёнка. Программа составлена с учётом требований федеральных государственных стандартов и соответствует возрастным особенностям дошкольника.
Я считаю, моя программа позволит выявить одарённых детей и обеспечить соответствующие условия для их технического развития, предоставит дополнительные возможности для создания ситуации успеха всем детям. Имея сформированное представление и интерес к технике и робототехнике, дети смогут найти достойное применение своим знаниям и талантам на последующих ступенях обучения. Также изучение основ робототехники вызовет заинтересованность и понимание со стороны родителей.
Направление программы: познавательно-исследовательское
Цель программы: Развитие творческо-конструктивных способностей и познавательной активности дошкольников посредством Lego-конструирования и образовательной робототехники.
Задачи программы:
1.Образовательная задача:
-формирование первичных представлений о робототехнике, умений и навыков конструирования, представление о профессиях, связанных с изобретением и производством технических средств. Приобретение первого опыта при решении конструкторских задач.
2.Развивающая задача:
-развитие познавательного интереса к Lego-конструированию и образовательной робототехнике, освоение программирования в компьютерной среде Lego Education.
-развитие творческой активности, самостоятельности в принятии оптимальных решений в различных ситуациях, развитие внимания, моторики, оперативной памяти, логического воображения, мышления.
3.Воспитательная задача:
-воспитывать ценностное отношение ответственности к собственному труду, труду других людей и его результатам.
- коммуникативные способности, умение работать в паре, с группой ребят.
Организационное обеспечение реализации программы:
Программа предполагает организацию совместной и самостоятельной деятельности
один раз в неделю с группой детей старшего и подготовительного дошкольного возраста. Программа разделена на две части, каждая из которых по длительности равна 1 учебному году.
Продолжительность программы: данная программа рассчитана на 2 года обучения с учётом возрастных особенностей детей.
Первый год обучения: (5-6 лет старшая группа)-30 занятий по 20-25 минут один раз в неделю.
Второй год обучения: (7-8 лет подготовительная группа)- 30 занятий по 25-30 один раз в неделю.
Предусмотренная программой деятельность может организовываться, как на базе отдельно взятой группы, так и в смешанных группах, состоящих из воспитанников старшего и подготовительного возраста.
Количество детей в группах мобильное от 4 до 8 детей.
Первый блок (1 год обучения, 5-6 лет) программы включает занятия по лего конструированию и предназначена для детей старших групп. Занятия проводятся во вторую половину дня. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением. По окончании каждого занятия работы фотографируются, и выставляются на сайте «Новости кружка «РОБОТОЗНАЙКИ»
В организацию совместной деятельности с детьми, я заложила комплексный-тематический подход с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляю в разных формах совместной деятельности с детьми, а также в самостоятельной деятельности.
Одна из основных задач развития умственных способностей детей- это активизация восприимчивости к наглядному моделированию. В качестве обучающейся среды, я использую конструктор Lego-classic, Lego-education 9689. Занятия с этими конструкторами вызывают у детей устойчивый интерес и пользуются неизменным успехом. Для наборов, Lego характерно высочайшее качество, эстетичность, необычайная прочность, безопасность. Широкий выбор кирпичиков и специальных деталей даёт детям возможность строить различные модели. Конструктор — Lego-это занимательный материал, стимулирующий детскую фантазию, воображение, формируются математические, моторные навыки.
Второй блок (2 год обучения 7-8 лет) программы включает занятия по робототехнике для ребят подготовительной группы. В качестве обучающей среды мы используем конструктор Lego Education 9689.
Робототехника в детском саду- не просто занятия по конструированию, а мощный инновационный образовательный инструмент. Робототехника уже показала высокую эффективность в воспитательном процессе, она успешно решает проблему социальной адаптации детей практически всех возрастных групп. Моя программа помогает детям адаптироваться к учебной деятельности, делая переход от игры к учёбе менее болезненным и более эффективным. Занятия, проводимые по программе- это своеобразная тренировка навыков. На этом этапе уже можно видеть будущих конструкторов и инженеров, которые так необходимы стране.
В программе предполагается 2 вида конструирования:
Конструирование по, образцу-когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема)
Конструирование по замыслу предполагает, что ребёнок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности детей.
Материально-техническое оснащение образовательного процесса:
-Конструктор Lego-klassik.
-Конструктор Lego Education 9689
-Конструктор Lego Education 9580.
-Компьютеры, проектор, экран.
Учебно-наглядные пособия:
-Схемы, образцы, модели
-Иллюстрации, картинки с изображением предметов и объектов.
-Презентации, видео по темам
-Фотографии
Прогнозируемые результаты:
В результате 1 года обучения воспитанники должны знать:
Уметь:
- работать в паре
-контролировать качество результатов собственной практической деятельности
-самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей
-реализовывать творческий замысел.
В результате 2 года обучения воспитанники должны знать:
Уметь:
- работать в паре
-контролировать качество результатов собственной практической деятельности
-уметь составлять программу для роботов по заданию, программировать, придумывать, дополнять и совершенствовать своего робота.
- пользоваться электронной книгой-приложение Adobe
-реализовывать творческий замысел.
Формами подведения итогов реализации программы являются:
Итоговый мониторинг дополнительного образования детей проводится 2 раза в год в начале и в конце года в следующих формах:
-наблюдение за работой детей на занятиях
-беседа
-защита работы
-участие детей в проектной деятельности, конкурсах, выставках, соревнованиях, викторинах.
-игровая деятельность и т.д
Критерии оценивания результатов освоения LEGO-конструирования с использованием робототехнических конструкторов: LEGO classic, Wedo проходит по методике Т.В. Фёдоровой. Уровневые показатели: Высокий, средний, низкий результат. Количественные показатели: Высокий уровень (0,5 до 0,8 баллов), средний уровень от (2,0-5,0 баллов), низкий уровень от 0до 2,0 баллов)
Диагностика уровня знаний и умений по Lego-конструированию у детей 5-6 лет.
Уровень развития ребёнка
|
Умение правильно конструировать поделку по образцу, схеме |
Умение правильно конструировать по замыслу |
Высокий
|
Ребёнок должен работать в паре -контролировать качество результатов собственной практической деятельности -самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей -реализовывать творческий замысел.
|
Ребёнок самостоятельно разрабатывает замысел в разных его звеньях (название, назначение, особенности строения).Самостоятельно работает на д постройкой. |
Средний
|
Ребёнок допускает незначительные ошибки, самостоятельно «Путём проб и ошибок исправляет их» |
Тему постройки определяет заранее. Конструкцию находит «Путём проб и ошибок исправляет их». Требуется помощь взрослого. |
Низкий
|
Допускает ошибки в выборе и расположении деталей в постройке, готовая постройка не имеет чётких контуров. Требуется постоянно помощь взрослого. |
Замысел у ребёнка неустойчивый, тема меняется в процесс практических действий. Объяснить их смысл и способ построения, ребёнок не может. |
Диагностика уровня знаний и умений по Lego-конструированию у детей 7-8лет.
Уровень развития ребёнка
|
Умение правильно конструировать поделку по образцу, схеме |
Умение правильно конструировать по замыслу |
Высокий
|
Ребёнок может работать в паре -контролировать качество результатов собственной практической деятельности -уметь составлять программу для роботов по заданию, программировать, придумывать, дополнять и совершенствовать своего робота. - пользоваться электронной книгой-приложение Adobe -реализовывать творческий замысел.
|
Ребёнок самостоятельно создаёт развёрнутые замыслы конструкции, может рассказать о своём замысле, описать ожидаемый результат, назвать некоторые из возможных способов конструирования и программирования |
Средний
|
Ребёнок допускает незначительные ошибки, самостоятельно «Путём проб и ошибок исправляет их» |
Способы конструктивного решения находит в результате практических поисков. Затрудняется в объяснении особенностей созданной конструкции. |
Низкий
|
Допускает ошибки в выборе и расположении деталей в постройке, готовая постройка не имеет чётких контуров. Не может составить программу. Требуется постоянно помощь взрослого. |
Неустойчивость замысла. Нечёткость представлений о последовательности действий и неумение их планировать. Объяснить способ построения и программирования ребёнок не может. |
Взаимодействие с педагогами:
-Консультации
-Представление работы в кружке на МО, конференциях, конкурсах.
-Показ открытых занятий.
Основные формы и методы образовательной деятельности 1года обучения:
-конструирование, творческие исследования, презентация своих моделей.
-соревнования между группами
-словесный (беседа, рассказ, инструктаж, объяснение)
-наглядный (показ, работа по инструкции)
-практический (сборка моделей)
-исследовательский метод
-метод стимулирования и мотивации деятельности (игровые эмоциональные ситуации, похвала, поощрение)
2 года обучения:
-конструирование, программирование, творческие исследования, презентация своих моделей, соревнования между группами.
-словесный (беседа, рассказ, инструктаж, объяснение)
-наглядный (показ, видеопросмотр, работа по инструкции)
-практический (составление программ, сборка моделей)
-репродуктивный метод (восприятие и усвоение готовой информации)
-частично-поисковый (выполнение вариативных заданий)
-исследовательский метод
-метод стимулирования и мотивации деятельности (игровые эмоциональные ситуации, похвала, поощрение)
Обучение с Lego Education всегда состоит из 4 этапов: установление взаимосвязей, конструирование, рефлексия и развитие.
Установление взаимосвязей. При установлении взаимосвязей дети получают новые знания, основываясь на личный опыт, расширяя, и обогащая свои представления Каждая образовательная ситуация, реализуемая на занятии.
Проектируется на задании комплекта, к которому прилагается анимированная презентация с участием фигурок Макса и Маши. Использование анимации, позволяет проиллюстрировать занятие, заинтересовать детей, побудить их к обсуждению темы занятия. В «Рекомендациях» к каждому занятию предлагаются и другие способы установления взаимосвязей.
Конструирование. Новые знания лучше всего усваиваются тогда, когда мог и руки «работают вместе». Работа с продуктами Lego Education базируется на принципе практического обучения: сначала обдумывание, а затем создание моделей.
Рефлексия и развитие. Обдумывая и осмысливая проделанную работу, дети углубляют, конкретизируют полученные представления. Они укрепляют взаимосвязи между уже имеющимися у них знаниями и вновь приобретённым опытом. В разделе «Рефлексия» дети исследуют, какое влияние на поведение модели оказывает изменение её конструкции: они заменяют детали, проводят измерения, оценки возможности модели, придумывают сюжеты, разыгрывают сюжетно-ролевые ситуации, задействуют в них свои модели роботов. На этом этапе, я получаю прекрасные возможности для оценки достижений воспитанников.
Привлечение родителей расширяет круг общения, повышает мотивацию и интерес детей.
Формы и виды взаимодействия с родителями: приглашение на презентации технических изделий, подготовка фото-видео отчётов.
Создания приборов, моделей, механизмов и других технических объектов, как в детском саду, так и дома, оформление буклетов.
Интернет ресурсы: сайт, веб-форум, блог. Данные формы работы рассчитаны на дифференцированный круг общения. Традиционные формы взаимодействия устанавливают прямую и обратную взаимосвязь на уровне учреждения, а интернет ресурсы позволят расширить возможности коммуникации. Возможность привлечь семейный потенциал, организовав взаимодействие детей и взрослых на уровне всемирной паутины, позволяет найти единомышленников различного уровня продвинутости. Юные робототехники вместе с родителями могут выкладывать в открытый интернет видео обзоры и мастер классы по конструированию и программированию творческих моделей, рассказывать о реализации своих проектов, расширяя робототехническое движение. Для этого родителям представлена информация об интернет ресурсах и технических возможностях коммуникационного обмена. Данную информацию и ссылки на веб сайт, они могут получить на сайте детского сада.
Веб форум даёт возможность организовывать общение детско-взрослого сообщества по проблемам, возникших в реализации практической деятельности в режиме реального времени, обмениваться опытом, задавать вопросы при этом обсуждение можно проводить по группам интересов.
Блог позволяет оперативно получить практическую информацию, где купить конструктор, с чего начинать виртуальное конструирование, какие компьютерные игры, существующие для детей полезны, какой конструктор лучше подходит детям того или иного возраста, с чего начать конструирование, программирование и т.д.
Календарно-тематический план 1 года обучения
1 Сентябрь |
Конструктор «Lego-classic» Тема: «Знакомство с деталями, способом крепления, строительство по замыслу». «Акробаты» (Диагностика) Ознакомительное занятие конструктор Инструктаж по технике безопасности. Правила использования. Сборка роботов по желанию.
|
2 Сентябрь |
Тема: «Знакомство с деталями, способом крепления, строительство по замыслу». «Lego-classic» (Диагностика) Ознакомительное занятие конструктор «Lego-classic» Инструктаж по технике безопасности. Правила использования Lego-конструктора. Сборка роботов по желанию. |
3 Сентябрь |
Тема: «Роботы помощники» Показ презентации «Роботы в жизни людей» Сконструировать робота проявляя фантазию
|
4 Октябрь
|
Тема: «Lego-транспорт» №1 Машины Показ презентации «История появления транспорта» Развитие фантазии и воображения детей, умение передавать форму объекта средствами конструктора, учиться пользоваться схемами. Закрепление навыков скрепления, обучение созданию сюжетной композиции
|
5 Октябрь |
Тема: «Lego-транспорт» №2 Мотоциклы Показ презентации «История появления транспорта» Развитие фантазии и воображения детей, умение передавать форму объекта средствами конструктора, учиться пользоваться схемами. Закрепление навыков скрепления, обучение созданию сюжетной композиции
|
6 Октябрь |
Тема: «Lego-транспорт» №2 Водный транспорт Показ презентации «Виды водного транспорта» Развитие фантазии и воображения детей, умение передавать форму объекта средствами конструктора, учиться пользоваться схемами. Закрепление навыков скрепления, обучение созданию сюжетной композиции
|
7 Октябрь |
Тема: «Lego-транспорт» №2 Воздушный транспорт Показ презентации «Виды водного транспорта» Развитие фантазии и воображения детей, умение передавать форму объекта средствами конструктора, учиться пользоваться схемами. Закрепление навыков скрепления, обучение созданию сюжетной композиции.
|
8 Ноябрь
|
Тема: «Legо-космос» Показ презентации «Космос». Развитие фантазии и воображение детей, развитие умения передавать форму объекта средствами конструктора. Учиться пользоваться схемами.
|
9 Ноябрь |
Тема: «Косметическая lego-техника» занятие №1 Показ презентации «Космические модели». Познакомить ребят с видами космических кораблей. Развитие фантазии и воображение детей, развитие умения передавать форму объекта средствами конструктора. Учиться пользоваться схемами.
|
10 Ноябрь
|
Тема: «Косметическая lego-техника» занятие №2 Показ презентации «Спутники». Познакомить ребят с видами спутников. Развитие фантазии и воображение детей, развитие умения передавать форму объекта средствами конструктора. Учиться пользоваться схемами.
|
11 Ноябрь
|
Тема: «Луноход» №1(по схеме) Показ презентации: «Луна – спутник земли» Учить следовать схеме, быть внимательными
|
12 Декабрь
|
Тема: «Луноход» №2 (продолжение по схеме) Продолжение конструирования модели робота. Учить следовать схеме, быть внимательными. Обращать внимание на цвет деталей, форму. |
13 Декабрь
|
Тема: «Луноход» №2 (продолжение по схеме) Продолжение конструирования модели робота. Учить следовать схеме, быть внимательными. Обращать внимание на цвет деталей, форму. |
14 Декабрь
|
Тема: «Роботы - Луноходы» (конструирование по замыслу) Показ презентации. «Луноходы» Изобретение (конструирование) собственного лунохода. Развивать фантазию, воображение ребят. Учить рассказывать о своём роботе, объяснять для чего нужны использованные детали. |
15 Январь |
Тема: «Lego армия» Занятие №1 Показ презентации виды военной техники Знакомство с деталями способом крепления, строительство по схеме. Учить следовать схеме, быть внимательными. Обращать внимание на цвет деталей, форму.
|
16 Январь |
Тема: «Lego армия» Занятие №2 Знакомство с деталями способом крепления, строительство по схеме. Учить следовать схеме, быть внимательными. Обращать внимание на цвет деталей, форму.
|
17 Февраль |
Конструктор Lego- Education 9689 Тема: Что такое простые механизмы?» Презентация 1.Познакомить с комплектацией и названиями деталей. Знание геометрических фигур. (зубчатые колёса, ось рычаг, шкив) 2.Учить следовать схеме при сборке модели. Обращать внимание на цвет деталей, форму. (схема A1-A5)
|
18 Февраль
|
Тема: «Карусель» 1.Построить по схеме и испытать модель, демонстрирующую возможности зубчатых колёс. (схема A6-A7) Учиться строить модель робота, испытывать её демонстрируя возможности зубчатых колёс. Пополнить словарик новыми словами: зубчатое колесо, зацепляться |
19 Февраль
|
Тема: «Тележка с попкорном» (творческое задание) Занятие №1 1.Построить тележку с попкорном 2.Сделать рекламный знак, который сможет вращаться 3.Построить механизм, заставляющий рекламу вращаться при повороте рукоятки.
|
20 Февраль |
Тема: «Тележка с попкорном» (творческое задание) Занятие №2 1.Продолжать строить тележку с попкорном 2.Сделать рекламный знак, который сможет вращаться 3.Построить механизм, заставляющий рекламу вращаться при повороте рукоятки.
|
21 Март |
Тема: «Колёса и оси». Презентация 1. Общие сведения Построение моделей по схемам (B1-B4) 2.Помочь ребятам понять принцип работы простых механизмов.
|
22 Март |
Тема: «Машинка» занятие № 1 1.Собрать модель машинки по схеме B-5, B-6. 2. Учить следовать схеме при сборке модели. Обращать внимание на цвет деталей, форму. Познакомить ребят с одиночной осью. Объяснить, для чего её необходимо использовать. Пополнить словарик новыми словами: трение, ось, скользить, управлять.
|
23 Март
|
Тема: «Машинка» занятие № 2 1.Продолжать собирать модель машинки по схеме B-5, B-6. 2. Учить следовать схеме при сборке модели. Обращать внимание на цвет деталей, форму. Познакомить ребят с одиночной осью. Объяснить, для чего её необходимо использовать. Пополнить словарик новыми словами: трение, ось, скользить, управлять.
|
24 Апрель
|
Тема: «Тачка» (творческое задание) Занятие №1 1.Собрать модель тачки 2.Испытать, оценить и изменить конструкцию модели
|
25 Апрель
|
Тема: «Рычаги» 1.Общие сведения. Презентация. 2.Собрать модель используя схемы C1-C2 |
|
|
26 Апрель
|
Тема: «Катапульта» Занятие №1 1. Учиться строить и испытывать модель робота, в которой используется рычаги. Пополнить словарик новыми словами: ось вращения, груз, сила.
|
27 Апрель
|
Тема: «Шлагбаум» (творческое задание) Учиться строить и испытывать модель робота, в которой используется рычаги. Пополнить словарик новыми словами: ось вращения, груз, сила.
|
28 Май |
Тема: «Сумасшедшие полы» №1 (Диагностика) Цели: Учиться конструировать модель робота. Учиться уменьшать, увеличивать скорость вращения, направления вращения, изменение вращения. Пополнить словарик новыми словами: шкив, проскальзывать |
29 Май
|
Тема: «Сумасшедшие полы» №2(Диагностика) Цели: Продолжать учиться конструировать модель робота. Учиться уменьшать, увеличивать скорость вращения, направления вращения, изменение вращения. Пополнить словарик новыми словами: шкив, проскальзывать |
30 Май
|
Тема: «Сумасшедшие полы» №3(Диагностика) Цели: Продолжать учиться конструировать модель робота. Учиться уменьшать, увеличивать скорость вращения, направления вращения, изменение вращения.
|
Календарно-тематический план 2 года обучения
№ |
Тема занятия |
1 Сентябрь |
Тема: Первые шаги. Введение в робототехнику. Занятие №1 (Диагностика) Цель: знакомство с конструктором «Lego Education» и его основными компонентами. 2. Показ презентации: «Для чего нужны роботы человеку?» Задачи: Знакомство с основными идеями программирования моделей, программным обеспечением и терминологией, закрепление правил поведения в компьютерной группе
|
2 Сентябрь |
Тема: «Умная вертушка» Занятие №1 (Диагностика) Цели: построить модель робота «вертушка» для запуска волчка. 2. Показ презентации: «Что такое вертушка?» 3. Проверка идеи легороботов Маши и Макса (мультфильм) Задачи: создание и испытание модели для запуска волчка и её программирование, умение следовать инструкции в сборке модели, развивать мелкую моторику рук и навыки конструирования.
|
3 Сентябрь |
Тема: «Умная вертушка» Занятие №2 Цель: собрать модель робота волчок и запрограммировать. Задачи: создание и испытание модели для запуска волчка и её программирование, сборка «волчка», умение следовать инструкции в сборке модели, развивать моторику рук и навыки конструирования. |
4 Октябрь |
Тема: «Танцующие птички» Занятие №1 Цели: 1. Сконструировать модель роботов танцующих птичек» 2. Показ презентации: «Интересные факты из жизни маленьких птиц, виды птиц» 3. Проверка идеи легороботов Маши и Макса (мультфильм) Задачи: сборка модели парусника, умение следовать инструкции в сборке модели, пополнение активного словаря: случайное число, цикл, начало, датчик наклона, ждать. Учить пользоваться электронной книгой-приложение Adobe.Развивать умение работать с цифровыми инструментами и технологическими схемами.
|
5 Октябрь |
Тема: «Танцующие птички» Занятие №2 Цели: запрограммировать модель роботов танцующих птичек» Задачи: программирование и экспериментирование модели парусника, умение следовать инструкции в сборке в сборке модели. Учить пользоваться электронной книгой-приложение Adobe. Пополнение активного словаря: случайное число, цикл, начало, датчик наклона, ждать. Умение работать с цифровыми инструментами и технологическими схемами. |
6 Октябрь |
Тема: Обезьянка –барабанщица» Занятие №1 Цели:1. Построить модель робота механической обезьянки с руками, поднимаются и опускаются, барабаня по поверхности. 2. Показ презентации: «Интересные факты из жизни обезьян» 3. Проверка идеи легороботов Маши и Макса (мультфильм) Задачи: создание робота обезьянки-барабанщицы, умение следовать инструкции в сборке модели, развивать мелкую моторику рук и навыки конструирования. Учить пользоваться электронной книгой-приложение Adobe.Пополнить активный словарь специализированными терминами: кулачок, рычаг.
|
7 Октябрь |
Тема: Обезьянка –барабанщица» Занятие №2 Цели: запрограммировать робота обезьянку с руками, которые поднимаются и опускаются, барабаня по поверхности. Задачи: программирование робота, умение работать в режиме «программирования», развивать мелкую моторику рук и навыки конструирования. Учить пользоваться электронной книгой-приложение Adobe.Пополнение словаря: кулачок, рычаг, «начало», блок «мотор по часовой стрелочке», мощность мотора.
|
8 Ноябрь
|
Тема: Обезьянка –барабанщица» Занятие №3 Цели: 1. Запрограммировать модель используя музыкальный файл, видео файл. 2. Изменить положение кулачков для изменения звуковых ударов Задачи: программирование робота, умение работать в режиме «программирования», развивать мелкую моторику рук и навыки конструирования. Учить пользоваться электронной книгой-приложение Adobe.Пополнение словаря: кулачок, рычаг, «начало», блок «мотор по часовой стрелочке», мощность мотора
|
9 Ноябрь
|
Тема: «Голодный аллигатор» Занятие №1 Цели:1. Учить собирать модель механического аллигатора по схеме, который мог бы открывать и захлопывать пасть и одновременно издавать различные звуки 2. Показ презентации: «Кто такие аллигаторы?» 3. Проверка идеи легороботов Маши и Макса (мультфильм) 4.Учить пользоваться электронной книгой. Приложение Adobe Задачи: создание робота голодного аллигатора, умение следовать по инструкции в приложении Adobe, развивать мелкую моторику рук и навыки конструирования. Пополнение словаря: датчик расстояния.
|
10 Ноябрь
|
Тема: «Голодный аллигатор» Занятие №2 Цели: 1. Запрограммировать модель голодного аллигатора, который открывает и закрывает пасть. Задачи: программирование робота, умение работать в режиме «программирования», развивать мелкую моторику рук и навыки конструирования, Пополнение словаря: включить мотор, звук.
|
11 Ноябрь
|
Тема: «Рычащий лев» Занятие №1 Цели:1. Построить модель механического льва 2. Показ презентации: «Интересные факты из жизни львов» 3. Проверка идеи легороботов Маши и Макса (мультфильм) Задачи: сборка модели робота, умение следовать инструкции в приложении Adobe, развивать мелкую моторику рук и навыки конструирования, Пополнение словаря: вход, число, ждать, синхронность.
|
12 Декабрь
|
Тема: «Рычащий лев» Занятие №2 Цели: запрограммировать модель робота лев. Задачи: программирование модели рычащего льва, умение следовать инструкции в программировании модели, развивать мелкую моторику рук и навыки конструирования, Пополнение словаря: вход, число, ждать, синхронность.
|
13 Декабрь
|
Тема: «Порхающая птица» Занятие №1 Цели:1. Построить модель робота механической птицы. 2.Показ презентации: «Интересные факты из жизни больших птиц, виды» 3. Проверка идеи легороботов Маши и Макса (мультфильм) Задачи: сборка модели робота, умение следовать инструкции в приложении Adobe, развивать мелкую моторику рук и навыки конструирования, Пополнение словаря: датчик звука, звук, цикл, ждать.
|
14 Декабрь |
Тема: «Порхающая птица» Занятие №2 Цели:1. Запрограммировать модель робота механической птицы. Задачи: программирование модели робота, умение следовать инструкции в программировании модели. Пополнение словаря: датчик наклона, датчик звука, звук, цикл, ждать.
|
15 Январь |
Тема: «Вратарь» Занятие №1 Цели:1. Построить модель механического вратаря. 2.Показ презентации: «Футбол» 3. Проверка идеи легороботов Маши и Макса (мультфильм) Задачи: Сборка модели механического робота вратаря, умение следовать инструкции в приложении Adobe, развивать мелкую моторику рук и навыки конструирования. Пополнение словаря: мотор против часовой стрелки, ждать, блоки-начало, ждать. Изучение систем шкифов и ремней, работающих в модели.
|
16 Январь |
Тема: «Вратарь» Занятие №2 Цели:1. Запрограммировать модель механического вратаря. Задачи: Создание и программирование модели механического робота вратаря с целью демонстрации знаний и умения работать с цифровыми инструментами и технологическими картами и схемами. Подсчёт отбитых мячей, промахов и пропущенных голов. Пополнение словаря: мотор против часовой стрелки, ждать, блоки-начало, ждать. Изучение систем шкифов и ремней, работающих в модели.
|
17 Январь |
Тема: «Нападающий» Занятие №1 (Диагностика) Цели:1. Построить модель робота механического футболиста. 2.Показ видео-презентации: «Футбол» 3. Проверка идеи легороботов Маши и Макса (мультфильм) Задачи: Сборка модели робота механического футболиста, умение следовать инструкции в приложении Adobe, развивать мелкую моторику рук и навыки конструирования. Пополнение словаря: мотор против часовой стрелки, ждать, блоки-начало, ждать.
|
18 Февраль |
Тема: «Нападающий» Занятие №2 (Диагностика) Цели:1. Запрограммировать модель механического футболиста. Задачи: Программирование модели робота механического футболиста, умение следовать инструкции в приложении Adobe, развивать мелкую моторику рук и навыки конструирования. Пополнение словаря: мотор против часовой стрелки, ждать, блоки-начало, ждать.
|
19 Февраль |
Тема: «Нападающий» Занятие №1 Цели:1. Построить модель робота механического футболиста. 2.Показ видео-презентации: «Футбол» 3. Проверка идеи легороботов Маши и Макса (мультфильм) Задачи: Сборка модели робота механического футболиста, умение следовать инструкции в приложении Adobe, развивать мелкую моторику рук и навыки конструирования. Пополнение словаря: мотор против часовой стрелки, ждать, блоки-начало, ждать.
|
20 Февраль
|
Тема: «Нападающий» Занятие №2 Цели:1. Запрограммировать модель механического футболиста. Задачи: Программирование модели робота механического футболиста, умение следовать инструкции в приложении Adobe, развивать мелкую моторику рук и навыки конструирования. Пополнение словаря: мотор против часовой стрелки, ждать, блоки-начало, ждать.
|
21 Февраль |
Тема: «Ликующие болельщики» Занятие №1 Цели:1. Сконструировать модель ликующих болельщиков. 2.Показ видео-презентации: «Футбол» 3. Проверка идеи легороботов Маши и Макса (мультфильм) Задачи: Сборка модели ликующие болельщики, умение следовать инструкции в приложении Adobe, развивать мелкую моторику рук и навыки конструирования. Пополнение словаря: мотор против часовой стрелки, ждать, блоки-начало, датчик расстояния. Изучение кулачкового механизма, работающего в модели.
|
22 Март |
Тема: «Ликующие болельщики» Занятие №2 Цели:1. Запрограммировать модель ликующих болельщиков. Задачи: Программирование модели ликующие болельщики, умение следовать инструкции в приложении Adobe, развивать мелкую моторику рук и навыки конструирования. Пополнение словаря: мотор против часовой стрелки, ждать, блоки-начало, датчик расстояния. Изучение кулачкового механизма, работающего в модели.
|
23 Март |
Тема: «Непотопляемый парусник» Занятие №1 Цели:1. Сконструировать модель парусника 2.Показ видео-презентации: «Парусники» 3. Проверка идеи легороботов Маши и Макса (мультфильм) Задачи: сборка модели парусника, умение следовать инструкции в приложении Adobe, развивать мелкую моторику рук и навыки конструирования. Пополнение словаря: случайное число, цикл, начало, датчик наклона, ждать.
|
24 Март |
Тема: «Непотопляемый парусник» Занятие №2 Цели:1. Запрограммировать модель парусника Задачи: программирование модели парусника, умение следовать инструкции в приложении Adobe, развивать мелкую моторику рук и навыки конструирования. Пополнение словаря: случайное число, цикл, начало, датчик наклона, ждать.
|
25 Апрель |
Тема: «Спасение самолёта» Занятие №1 Цели:1. Сконструировать модель самолёта 2.Показ видео-презентации: «Самолёты» 3. Проверка идеи легороботов Маши и Макса (мультфильм) Задачи: сборка модели самолёта, умение следовать инструкции в приложении Adobe, развивать мелкую моторику рук и навыки конструирования. Пополнение словаря: датчик наклона, мощность мотора.
|
26 Апрель |
Тема: «Спасение самолёта» Занятие №2 Цели:1. Продолжать конструировать модель самолёта Задачи: сборка модели самолёта, умение следовать инструкции в приложении Adobe, развивать мелкую моторику рук и навыки конструирования. Пополнение словаря: датчик наклона, мощность мотора. |
27 Апрель |
Тема: «Спасение самолёта» Занятие №3 Цели:1. Запрограммировать модель самолёта Задачи: Программирование модели самолёта, умение следовать инструкции в приложении Adobe, развивать мелкую моторику рук и навыки конструирования. Пополнение словаря: датчик наклона, мощность мотора.
|
28 Апрель |
Тема: «Спасение от великана» Занятие №1 Цели:1. Сконструировать модель великана 2.Показ видео-презентации по сказкам: «Великаны» 3. Проверка идеи легороботов Маши и Макса (мультфильм) Задачи: сборка модели великана, умение следовать инструкции в приложении Adobe, развивать мелкую моторику рук и навыки конструирования. Пополнение словаря: вход, включить мотор, начало, зубчатое колесо.
|
29 Май
|
Тема: «Спасение от великана» Занятие №2 Цели:1. Продолжать конструировать модель великана 2. Проверка идеи легороботов Маши и Макса (мультфильм) Задачи: сборка модели великана, умение следовать инструкции в приложении Adobe, развивать мелкую моторику рук и навыки конструирования. Пополнение словаря: вход, включить мотор, начало, зубчатое колесо. |
30 Май |
Тема: «Спасение от великана» Занятие №3 Цели:1. Запрограммировать модель великана Задачи: программирование модели великана, умение следовать инструкции в приложении Adobe, развивать мелкую моторику рук и навыки конструирования. Пополнение словаря: вход, включить мотор, начало, зубчатое колесо.
|
Список использованной литературы: 1.Варяхова Т. Примерные конспекты по конструированию с использованием конструктора Lego//Дошкольное воспитание/-2009/-№2. -с.48-50. 2.Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. -М.: Гардарики,2008. -118с 3.Перворобот Lego Education.Электронные данные. Lego group,2009.-1эл.опт.диск (CD ROM). 4.Рыкова Е.А.LEGO- лаборатория. Учебно-методическое пособие.Спб,2001,-59с. 5.Программа дополнительного образования «Роботенок» - Дымшакова Ольга Николаевна (http://dohcolonoc.ru/programmy-v-dou/9316-programma-robotjonok.html) 6.Проект «Развитие конструирования и образовательной робототехники в учреждениях общего и дополнительного образования г. Сочи на период 2014-2016гг.» (http://sochi-schools.ru/sut/im/d_114.pd Рабочая программа «Робототехника в детском саду» (http: // detsad139.ru /doc/pr _ robototechnika. pdf) 7.Урадовских, Г.А. Художественное конструирование из деталей конструктора/ // Дошкольное воспитание. - 2005.-№ 2 - С.15-22. 8.Образовательный портал «фгос-игра.рф» Ресурсы: 1.http://festival.1september.ru/articles/654044/ 2.http://detsad139.ru/doc/pr_robototechnika.pdf 3.http://mdou3.caduk.ru/DswMedia/programmalego-konstruirovanievdou.pdf 4.http://ped-kopilka.ru/blogs/olga-nikolaevna-orehova/pedagogicheskii-proekt.html
|