Рогова Наталья Владимировна, преподаватель специальных дисциплин, КГП на ПХВ "Экибастузский политехнический колледж", Казахстан, Павлодарская область, г. Экибастуз.
Методика организации и проведения компьютерного практикума по предметам спецдисциплин
В настоящее время в системе образования сложились основные направлении применения в учебном процессе информационных и телекоммуникационных технологий, среди которых:
- использование в процессе обучения автоматизированных систем и комплексов;
- освоение информационных технологий с ориентацией на дальнейшее применение в профессиональной деятельности;
- использование информационных технологий в качестве дидактического средства;
- повышение творческой составляющей учебной и исследовательской деятельности.
Исследования в области применения информационных и коммуникационных технологий в обучении показали, что для успешного преподавания дисциплины необходимо применять программные средства различного назначения. Можно рассматривать компьютерное сопровождение как комплекс педагогических программных средств, входящих в состав методического обеспечения дисциплины, и методических рекомендаций по работе с инструментальными средствами познавательного и универсального характера.
Компьютерное сопровождение позволяет индивидуализировать работу с учащимися, стимулирует интерес к предмету и делает учебу осмысленной и эффективной.
Компьютерное сопровождение дисциплины может, включать электронное учебное пособие, компьютерный практикум и сборник задач, методические рекомендации по выполнению с использованием инструментальных средств познавательного и универсального характера.
При проведении занятий по дисциплине используются следующие основные формы обучения:
- лекция;
- практические занятия;
- самостоятельная работа.
Все эти формы обеспечены компьютерным сопровождением.
Лекция - главное звено дидактического обучения. Ее цель - формирование ориентировочной основы для последующего усвоения учащимися учебного материала. Психолого-педагогические исследования показывают, что лекции с использованием визуальных материалов, способствуют не только более успешному восприятию и запоминанию учебного материала, но и позволяет проникнуть глубже в существо познаваемых явлений. [1, 5]
Электронной учебник (ЭУ) реализует визуализацию учебного материала, облегчает понимание и запоминание наиболее существенных понятий, утверждений и примеров, вовлекая в процесс обучения иные, нежели обычный учебник, возможности человеческого мозга, в частности, слуховую и эмоциональную память. ЭУ дает возможность преподавателю выносить на лекцию материал по собственному усмотрению, возможно, меньший по объему, но наиболее существенный по содержанию, оставляя для самостоятельной работы с электронным учебником то, что оказалось вне рамок занятий.
Электронный учебник по дисциплине разбит на несколько законченных взаимосвязанных фрагментов, каждый из которых обладает определенной функцией и визуально представлен отдельным блоком. В учебнике существуют следующие блоки:
- блок изучения теоретического материала - здесь учащимся предлагается теоретический материал по всем разделам программы дисциплины, а также дополнительную информацию по углубленному изучению тем. Встроенные средства навигации позволят им свободно перемещаться по всему материалу учебника и находить интересующую их информацию;
- блок тренинговых заданий в этот блок включены тренинги по формированию навыков и умений.
- блок примеров решенных заданий, - где учащиеся смогут увидеть способы решения практических заданий по данной теме, для того чтобы решать аналогичные примеры в своей самостоятельной работе;
- блок контрольных вопросов и задач, - который содержит набор вопросов по пройденной теме, по окончанию обучения учащиеся должны, будут знать ответы на все вопросы, им также придется решить несколько практических заданий и на основе полученных ответов система сможет оценить успешность обучения;
- блок заданий для самостоятельной работы - это набор заданий рекомендуемых учащимся для самостоятельного решения с целью закрепления теоретического материала и практических навыков решения;
Кроме блоков в электронном учебнике реализованы несколько систем:
- система подсказок - для терминов и понятий, которые могут вызвать у учащихся затруднения в процессе обучения, присутствуют пояснения и дополнительные определения - при необходимости учащийся может обратиться к этой системе за разъяснением материала, вызвавшего затруднения;
- гипертекстовая система - позволяет учащимся осуществлять нелинейный доступ к информации учебника, перемещаться по материалу не последовательно от начала к концу, а избирательно, ориентируясь на свои потребности;
- система навигации - ее целью является осуществление перемещения пользователей по учебнику как по обычной книге: листать страницы вперед или назад, обращаться к оглавлению или к практическим, заданиям, наконец, завершить обучение;
- глоссарий - для определения основных терминов и понятий, встречающихся в учебнике.
Практические занятия (ПЗ) предназначены для углубленного изучения дисциплины. Практические занятия играют важную роль в выработке у учащихся навыков применения полученных знаний для решения практических задач. ПЗ призваны углублять, расширять, детализировать знания, полученные на лекции в обобщенной форме, и содействовать выработке навыков профессиональной деятельности. Они развивают научное мышление, позволяют проверить знания учащихся и выступают как средства оперативной обратной связи. [2, 20]
Для проведения практических занятий по дисциплине разработан сборник задач и компьютерный практикум. Работу с практикумом можно разделить на два этапа. На первом этапе учащийся знакомится с методом решения задачи на примере, в котором подробно рассмотрен каждый шаг алгоритма. На втором этапе учащемуся предлагается решить задачу в интерактивном режиме. В процессе решения осуществляется пошаговый контроль правильности решения, если учащийся испытывает трудность при выполнении какого-либо шага алгоритма, он может обратиться к примеру. Использование компьютерного практикума позволяет индивидуализировать процесс обучения: преподаватель может ориентироваться, на каком этапе решения задачи изучаемым методом у учащегося возникают трудности, а учащийся может сам выбирать, сколько задач с помощью тренажера ему необходимо решить, чтобы закрепить пройденный материал и перейти к решению задач из сборника.
Как показывает эксперимент, в результате использования компьютерного практикума повышается качество выполнения индивидуальных практических заданий.
Как показало исследование, учащиеся самостоятельно справляются с поставленными задачами: осваивают принципы работы с различным программным обеспечением, решают поставленную задачу, делают выводы.
Само слово лаборатория, лабораторный (от латинского labor – труд, работа, трудность; laboro- трудиться, стараться, заботиться, преодолевать затруднения) указывает на сложившиеся в далекие времена понятия, связанные с применением умственных и физических усилий к изысканию ранее неизвестных путей и средств разрешения возникающих научных и жизненных задач.
Цель лабораторных работ – практическое освоение учащимися научно-теоретических положений изучаемого предмета, овладение ими новейшей техникой экспериментирования в соответствующей отрасли науки, инструментализация полученных знаний, т.е. превращение их в средство для решения учебно-исследовательских, а затем реальных экспериментальных и практических задач, иными словами – установление связи теории с практикой. [3, 16]
Общие требования к лабораторному практикуму.
Лабораторные практикумы являются ограниченной частью занятий по сообщению технологических знаний.
При подготовке к лабораторной работе преподавателю необходимо тщательно проверить исправность всех приборов и оборудования, используемого для ее выполнения, провести опыты, которые будут выполнять учащиеся. Проверяются также умения учеников пользоваться приборами. Если в этом имеются пробелы, то преподаватель устраняет их на предшествующих занятиях или же перед началом лабораторной работы на данном занятии.
Преподаватель должен заранее продумать группировку учащихся на занятии с таким расчетом, чтобы каждый из них активно участвовал в работе. О дне проведения лабораторной работы учащиеся должны быть предупреждены за 2 – 3 занятия.
Накануне лабораторного занятия преподаватель дает учащимся задание повторить разделы теоретического материала, относящегося к работе. Занятия начинаются проверкой учащихся по этому материалу.
После объяснения темы или целей предстоящей работы преподаватель знакомит учащихся с оборудованием, приборами, материалами, необходимыми для ее выполнения, этапами работы и порядком фиксирования результатов. Далее учащиеся приступают к непосредственному выполнению работы: составляют установку, проводят опыты и наблюдения, по результатам которых делают теоретические выводы, оформляют отчет.
Выполнение каждой лабораторной работы состоит из трех этапов: подготовки, выполнение экспериментальной части и обработки полученных результатов.
Подготовка заключается в предварительном ознакомлении с ее описанием и повторением основных вопросов теории. Учащиеся получают описание закрепленных за ними лабораторных работ согласно составленному графику очередности их выполнения. Для облегчения подготовки к выполнению лабораторной работы, описание содержит основные теоретические сведения. Также студенты должны подготовиться к ответам на контрольные вопросы. На данном этапе возможно использовать следующие методы обучения:
-беседа,
-самостоятельная работа с литературой,
-проверочные письменные работы,
-тестирование и т.д.
На ряду с методами при обучении на данном этапе целесообразным применять следующие формы организации обучения:
· Фронтальная работа (ведется в ходе всего занятия, при проведении вводного инструктажа и текущего инструктажа);
· Индивидуальная (при работе с отстающими или наоборот успевающими учащимися).
При обучении на лабораторных занятиях на данном этапе целесообразно применять следующие методы:
· Показ и объяснение (при разборе методики выполнения данной работы);
· Демонстрация – плакатов, наглядных пособий, макетов и моделей механизмов;
· Упражнение (при разборе приемов, операций и методов для выполнения работы);
· Беседа (при закреплении материала в ходе лабораторной работы);
· Самостоятельная работа (при выполнении задания, в ходе наблюдений, работе с описанием).
На ряду с методами при обучении на данном этапе целесообразным применять следующие формы организации обучения:
· Фронтальная работа (ведется в ходе всего занятия, при проведении вводного инструктажа и текущего инструктажа);
· Индивидуальная (при работе с отстающими или наоборот успевающими учащимися).
Обработка результатов эксперимента. Проводится учащимися по возможности непосредственно на рабочем месте, в часы, отведенные на лабораторное занятие. После лабораторной работы каждый учащийся должен предоставить преподавателю выполненные записи, расчеты и выводы, т.е. предоставить отчет по работе. Необходимо, чтобы каждый учащийся имел в тетради содержание отчета по лабораторной работе. Наличие подобных записей послужит для них наглядным примером в дальнейшем овладении знаниям. [4, 24]
Сдача отчета сопровождается ответами на вопросы преподавателя. В случае, когда учащиеся не успевают заключить обработку результатов перед следующим лабораторным занятием, предоставив соответствующий отчет и ответив на вопросы, учащийся должен получить по каждой лабораторной работе зачет, проставляемый в журнале группы, который ведет преподаватель.
Самостоятельная работа - это планируемая работа учащегося, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Можно выделить основные дидактические цели самостоятельной работы учащегося:
- закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний, полученных во время лекционных, практических и лабораторных работ;
- формирование профессиональных умений;
- формирование умений и навыков самостоятельного умственного труда;
- мотивирование регулярной целенаправленной работы по освоению специальности;
- развитие самостоятельности мышления;
- формирование убежденности, волевых черт характера, способности к самоорганизации.
Роль этого вида учебной деятельности особенно возрастает в настоящее время, когда перед учебными заведениями поставлена задача формирования у учащегося, потребности к постоянному самообразованию, предполагающему способность к самостоятельной познавательной деятельности.
Самостоятельная работа обеспечивается всеми составляющими компьютерного сопровождения. В электронном учебнике включены темы для самостоятельного изучения, предусмотрены тренинги, на построение моделей, а также тесты по каждому разделу, для самоконтроля усвоения теоретического материала. Компьютерный практикум предполагает самостоятельное решение задач с помощью компьютерного тренажера. Лабораторные работы выполняются самостоятельно, с использованием методических рекомендаций.
Компьютерное сопровождение может использоваться как в традиционных формах обучениях (очной, заочной), так и в системе открытого образования: все элементы компьютерного сопровождения можно разместить в сети Internet и организовать обратную связь с преподавателем, материал в пособиях изложен максимально доступно для самостоятельного изучения, предусмотрены средства самоконтроля.
Компьютерное сопровождение дисциплины помогает научиться учащимся, самостоятельно приобретать знания, пользоваться разнообразными источниками информации; уметь с этой информацией работать, использовать различные способы познавательной деятельности.
Вопросы организации и методики проведения лабораторного практикума, его особенностей, рассматриваются в работах С.Я. Батышева, В.А. Скакуна, П.Ф. Кубрушко, Д.В. Чернилевского, А.В. Хуторского и др.
Список литературы
1 Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютера (педагогика третьего тысячелетия). М.: Изд-во Моск. психол.-соц. Ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. 352 с.
2 Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. педвузов, и системы повыш.квалиф. пед. кадров/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, MB. Моисеева, А.Е. Петров; Под. ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.272 с.
3 Педагогика и психология высшей школы. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998. 554 с.
4 Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: Учеб. пособие для преп. учреждений сред. проф. образования. - М.: Мастерство, 2001. 272 с.